Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Поселенческие общности

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание
 
 
Введение ………………………………………………………………....стр.3-4
1.  Развитие экономики и поселенческие  общности ………………….стр.5-10
2. Урбанизация как образ жизни. 
Особенности социализации личности, трудовой
и досуговой деятельности в поселенческих  общностях …………...…стр.11-19
3. Социальная мобильность населения 
и проблемы адаптации к условиям
жизнедеятельности в поселенческих  общностях ……………………..стр.20-23
Заключение ………………………………………………………………стр.24
Список литературы …………………………………………………..…  стр.25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
Введение
 
Вся   социальная   деятельность   людей   осуществляется   в   пределах определенных социально-территориальных  общностей.  Социально-территориальная  общность – система  пространственной  организации  жизнедеятельности  людей, родовое  понятие,  отражающее  связь  между  условиями  жизнедеятельности  и социальным развитием. Эти общности обладают  систематизирующими  признаками, такими, как устойчивые  экономические,  социальные,  политические,  духовно-идеологические  связи  и  отношения.  Эти   признаки   выделяют   социально-территориальную  систему  пространственной   организации   жизнедеятельности людей.
Территориальная общность — это совокупность людей, длительно проживающих на определенной территории и связанных взаимоотношениями по ее освоению и воспроизводству своей жизни. Территориальная общность возникла в результате перехода первобытных людей от кочевого собирательства, охоты и скотоводства к оседлому земледелию и животноводству. Она стала ближайшей цивилизованной средой жизнедеятельности человека и первой пространственной ячейкой общества. Соответственно и функции территориальной общности, как и функции семьи, предстают в двух конфигурациях: одна обращена к человеку, а другая — к обществу.
В отношении к человеку функция жизнеобеспечения выступает как удовлетворение внешних, жизненно необходимых потребностей индивида в пище, одежде, жилище и т. д. Функция интеграции предстает как поддержание образцов поведения: что прилично-неприлично, правильно—неправильно; словом, по многим аспектам согласованного поведения жителей поселения формируются его стандартные образцы. Статусно-дифференцирующая функция конкретизируется как функция мотивации действий членов общности: разные индивиды занимают разные статусы, позиции, выполняют разные роли в территориальной общности — это и мотивирует активность людей, побуждает их к действиям. Регулятором охарактеризованных функций служит функция социального контроля: поступки, действия членов территориальной общности подлежат положительным или негативным санкциям со стороны органов управления поселением и любого из жителей, придерживающегося правил, принятых в данном поселении.
Если те же функции рассмотреть в их обращении  к обществу, то в целом они обобщенно воспроизводят социокультурный характер территориальной общности. Жизнеобеспечение предстает как использование ресурсов осваиваемой территории для удовлетворения потребностей жителей. На коммуникативной оси представлены: функция внутригрупповой интеграции жителей, которая выступает как устойчивая коммуникация между домохозяйствами (соседские отношения) и внутри групп со сходными занятиями. Функция дифференциации реализуется в статусно-престижной структуре жителей в той мере, в какой ее признают, одобряют большинство жителей поселения. А регулятивная функция выступает как самоорганизация социального порядка на данной территории.
Существуют  несколько типов первичных территориальных  общностей. Но основными являются два: село и город.
Целью данной контрольной  работы является анализ поселенческих  общностей.
Задачи:
    Рассмотреть развитие экономики и поселенческие общности.
    Проанализировать урбанизацию как образ жизни, особенности социализации личности, трудовой и досуговой деятельности в поселенческих общностях.
    Обрисовать социальную мобильность населения и проблемы адаптации к условиям жизнедеятельности в поселенческих общностях.
 
 
      Развитие экономики и поселенческие общности
 
Поселенческие общности - это объединения людей по месту  их проживания: в деревне, селе, городе. Поселенческая структура общества представляет собой различные типы поселений людей и отношений (брачных, производственных, экономических, политических, духовных) между ними, существующих в рамках данного общества. Поселенческая структура общества включает в себя множество деревень, сел, городов и отношения между ними, зависящие от инфраструктуры: дорог, связи и т.п.
Генезис расселения в  форме города и села –  длительный  исторический процесс, в течение  которого  организация  пространства  обретает  социально обусловленный  характер.  Понятие  «расселение»  отражает   весь   социально обусловленный пространственный комплекс условий жизнедеятельности  людей,  а также диспропорции в их территориальном  распределении,  которые  определяют социальные различия общественных групп и слоев. Расселение выступает как  бы результатом, отражающим в снятом виде социальную структуру общества.
Расселение – сложный  и длительный процесс, отражающий состояние  той или иной эпохи  и  предполагающий  наряду  с  новыми  общественными  отношениями достаточный уровень  развития производственных сил (4;63).
В условиях первобытного общества кочевой  образ  жизни  являлся  первой формой существования  людей,  это  обусловлено  главным  образом  природно  – географическими  факторами.  Первобытное  общество  не  знало  дифференциации расселения, ибо сама общность  людей  формировалась  на  племенной,  родовой основе.   Расселение   происходило    на    дисперсной    базе,    поскольку кровнородственные группы людей жили в разбросанных на  освоенной  территории пещерах. Социальные начала в общественной жизни переживали свое  зарождение, выделение   из   природного. Территориальные   различия   заключались    в естественных условиях жизни и  деятельности  людей  и  не  имели  социальной окраски, т.к. были  обусловлены  природой.  Процесс  формирования  поселений особенно  интенсифицируется  тогда,  когда  наступает  кризис  охотничье   – собирательного  хозяйства  и  осуществляется  переход  к   земледелию,   что привязывало   людей   к   определенному   месту.   Качественно    однородная хозяйственная  деятельность  первобытно  –  общинного  строя  воспроизводила адекватные ей формы расселения. Относительное  своеобразие  вносила  густота или разреженность территории по  ее  заселенности  отдельными  племенами.  В целом из-за  отсутствия  основы  для  формирования  обособленных  социальных групп населения в первобытном обществе долгое время существовало  однотипное расселение в виде автономных поселений близких  к  традиционному  сельскому.
Дальнейшее  экономическое  развитие  придало  поселениям  характер  системы, подчинив  своим  интересам  ее  основные   элементы   (населенные   пункты), интегрально поляризованные в форме традиционной расчлененности  –  «город  – село».
В  период  античности  еще  не   выделялись   город   и   село  как самостоятельные поселения. Античности был свойственен своеобразный  симбиоз «город – село», что носило повсеместный характер, включая и территории  с городами – центрами. Города представляли собой группу поселений,  близких к сельскому, деревенскому типу.
В период становления  рабовладельческого строя организация  пространства постепенно  обретает  устойчивый  характер.  Неразвитые  города  и   села уступают  место  социально  –  дифференцируемому  расселению.  В  это время происходит формирование первых городских  организмов,  или,  как  их  точнее называют  –  протогородов.  В  эволюции  расселения   становятся   заметными кристаллизация    городских    и    сельских    функций    и появление противоположностей между городом и селом. Это в  значительной  мере  было обусловлено разделение труда, которое и привело к отделению промышленного  и торгового труда от труда земледельческого и тем самым – к  отделению  города от  села.  С  этих  пор  условия  и  место   жизнедеятельности   человека определяются его социальным положением и экономическими возможностями.
Таким образом, «город»  и «село» выступают в  совокупности  поселений скорее как  собирательные  понятия,  в  основном  охватывающие  многообразие существующих форм  расселения  и  выражающие  различия  населенных  пунктов.
Историческое развитие города (села) не может быть  непрерывным  процессом эволюции. Между античным полисом, средневековым и современным  городом  есть много  сходства,  но  наслоение  эпох   в   процессе   развития   расселения наблюдается лишь в наследуемых материально – пространственных вещных  формах и архитектурных решениях, а не в их социально  –  экономическом  содержании.
Различия  между  городом  и  селом  разных   эпох   заключается   в политических,  социально  –  экономических,  рекреационных,  эстетических  и других функциях. За пространственными  преобразованиями  в  сети  расселения кроются  перемены  в  ее  структуре  и   функциональной   организации,   что определяется социально – политическими изменениями общества.
Сельская община –  высокоинтегрированная территориальная  общность людей, которые заняты преимущественно  аграрным трудом, проживают на небольшой территории и непосредственно взаимодействуют друг с другом на основе близкого соседства, включая родство, единых ценностей и норм поведения; это первичная территориальная общность, обеспечивающая устойчивое воспроизводство жизнедеятельности ее членов и себя как целого(7; 112).
Высокая интегрированность  сельской общины имеет своей предпосылкой компактно заселенную территорию, которая не разделяется на более мелкие территориальные общности. Поэтому она и представляет собой первичное территориальное образование. Различаются два их вида: а) деревня, небольшое поселение; 2) более крупное село, обычно с храмом, вокруг которого концентрируется деятельность жителей окрестных деревень.
Деревня, село — это  древнейшие территориальные общности. В ней стала развиваться существенная дифференциация занятий и уровня благосостояния семей, домохозяйств. Сельская община в еще большей степени, чем семья, обеспечивает все функции жизнедеятельности людей: здесь люди рождаются, взрослеют, создают свои семьи, трудятся, проводят всю свою жизнь, умирают, получают последнее пристанище на сельском погосте. В селе они создают храм, который посещают и жители соседних сел (прихода), исповедуют свою религию, соблюдают принятые ритуалы.
Сельская община обеспечивает весь цикл жизнедеятельности человека, все его функции. В этом самодостаточность сельской общины, источник ее устойчивости, стабильности на протяжении сотен и тысяч лет.
Конечно, в наше время  самодостаточность сельской общины имеет совсем иной характер. Но и сейчас почти в каждом человеке живет своеобразная ностальгия по сельской общности, идущая из недавних десятилетий или из минувших столетий. Историческая память о такой общности, возникшей на природной почве, в непосредственном общении с землей, сохраняется в традициях, сказаниях, легендах.
Вторым типом территориальной  общности является город. Город — это высокодифференцированная территориальная общность, динамичный узел социетального пространства, где концентрируется население, занятое преимущественно неаграрным трудом.
Города возникли на основе отделения ремесла и торговли от сельского хозяйства. Первые города появились в Месопотамии, в IV тысячелетии до нашей эры. Одним из самых крупных древних городов был Вавилон. Он занимал площадь всего лишь 8,3 км2, а его население не превышало 20 тыс. человек. По нынешним меркам, это небольшой квартал. Но прошли тысячи лет, а название этого города сохранилось в памяти человечества.
В наше время, в зависимости от численности  жителей, различают такие виды городских поселений: поселок городского типа (до 50 тыс.); малый город (50-100 тыс.); средний город (200-500 тыс.); большой город (от 500 тыс. до 1—2 млн.); мегаполис (свыше 2 млн.); городская агломерация (свыше 10 млн. чел.) (4;26).
Какие особенности отличают город  от села? Во-первых, преобладают иные виды занятий: не сельское хозяйство, а ремесло, торговля, впоследствии промышленность; здесь сосредоточены административно-управленческие, политические, финансовые и другие функции. Конечно, долгое время сохранялись, да и сейчас во многих городах есть элементы сельского хозяйства, особенно в малых городах, участки, на которых выращивают преимущественно фрукты или зелень.
Вторая особенность  города: сравнительно большая численность населения, дифференцирующегося по многочисленным родам занятий. Благодаря этому в городе возникает много новых социально-профессиональных групп, которых не было в сельской территориальной общности, то есть возрастает внутренняя социальная дифференциация территориальной общности. Она становится сложной, разнообразной и уже поэтому — более динамичной и развивающей индивидов. У горожанина появляется больше возможностей для выбора вариантов поведения: в трудовой, бытовой, общественно-политической, духовной и иных областях жизни. Так, в городе обычно имеются несколько храмов, нередко — различных конфессий. Формируется культура городской жизни, качественно отличающаяся от сельской: со своими положительными сторонами (разнообразие условий жизни, возможности ее индивидуализации) и негативными (ухудшение нравов, рост преступности).
Третья особенность: наличие  рынка как места постоянного  товарообмена, опосредованного деньгами и являющегося существенной частью заработка и удовлетворения потребностей населения. В этом смысле каждый город — «рыночное место», а местный рынок служит для населения экономическим центром.
Имеются и другие особенности  города. По мере увеличения разнообразия в городе возникают субкультуры. Если в сельской общности существовала одна, единая для этой общности культура, то в городе появляются разные подвиды культур: субкультура богатых и субкультура бедных, вплоть до субкультуры нищих; субкультура властвующих слоев и субкультура торговцев, купечества. А по мере разрастания городов возникают субкультуры внутри районов в одном городе. В городах формируются своеобразные стили жизни.
История человечества начиналась с сельских общин (сел), которые представляли собой территориальное единство большесемейных (домовых) общин, находящихся в отношениях господства и подчинения по степени близости к исторически достоверному основателю сельской общины (деревни). Сельские общины выполняли все основные функции обществ в то время, поэтому первые государства строились по типу сельских общин. Со временем деревни стали превращаться в села (большие деревни), а затем в города.
Города отличаются от сел следующими основными признаками: большой численностью населения; занятостью многими видами труда, преимущественно несельского; месторасположением политической власти; значительно более высоким уровнем образованности и цивилизованности; более цивилизованным образом жизни, влекущим к себе сельских жителей и т.п.
 
 
 
 
      Урбанизация как образ жизни. Особенности социализации личности, трудовой и досуговой деятельности в поселенческих общностях
 
Рост доли горожан  среди населения страны называется урбанизацией. Но дело не только в росте  численности и удельного веса горожан. Урбанизация представляет собой сложный социокультурный процесс, который означает преобразования в основаниях организации жизнедеятельности общества и затрагивает все ее сферы.
Обратимся теперь к анализу наиболее общих и характерных черт городского образа жизни, которые в совокупности образуют то явление, которое иногда называют «урбанизмом», т.е. специфически городским образом жизни (4;18). С одной стороны, это концентрация в городах науки, техники, производства, культуры, а с другой — огромных масс населения, их скученность на локальной пространственной территории. Эти факторы в совокупности усиливают процесс социального взаимодействия в городах, придавая ему особую плотность и интенсивность, которых никогда прежде не возникало в условиях сельских поселений.
1. Важнейшей  чертой городского образа жизни выступает его дифференцированность, или сегментарность, которая может быть противопоставлена относительно однородной и социально интегрированной сельской общине. Прежде всего это социально-профессиональная дифференциация людей. Каждый социальный слой, проживающий в городе — работники промышленных предприятий, врачи, учителя, работники вузов и др. — формирует свой особый стиль общения и жизнедеятельности. Наряду с этим каждая социальная группа вырабатывает свою субкультуру, обычаи, привычки, традиции, нравы и т.п. Это приводит к тому, что невидимые социальные границы отделяют одну социальную группу от другой; даже люди, живущие в одном доме и в одном подъезде, мало общаются между собой по причине разделяющих социокультурных барьеров. Городское пространство еще больше разделяет людей, поэтому общение в городской среде за пределами работы носит опосредованный характер с помощью главным образом телефона, а теперь и персональных компьютеров.

2. Повышенная мобильность  горожан обусловлена тем фактом, что 
именно в условиях городской среды присущая современному обществу ориентация на «статус достигаемости» реализуется здесь в полной мере. Кроме того, само проживание человека в насыщенной информацией, людьми и материальными предметами городской среде 
формирует в его сознании установку на постоянную мобилизацию к 
активной деятельности. Обращает на себя внимание то 
обстоятельство, что повышенная мобильность характерна в значительной степени для крупных городских центров и ослабевает по мере 
уменьшения размеров города. Нетрудно понять, что в сельских поселениях в противоположность городу мобильность не носит такого интенсивного характера. Сельская  жизнь всегда отличалась размеренностью, спокойствием, неторопливостью.
3. Развитая городская среда предоставляет ее жителям широкие 
возможности культурного разнообразия и выбора в самых разных областях: от возможности покупки любого желательного товара вплоть до 
посещения престижной библиотеки, музея, театра. Культурное и духовное богатство городской среды — один из главных факторов миграции 
из села в город, где возможности выбора намного ниже. Культурная 
среда города предоставляет личности широкие возможности для самореализации и духовного развития, в то же время определяет и границы 
этой самореализации. Не будет преувеличением сказать, что среда проживания человека, степень ее урбанизованности определяют возможности развития личности и выбор жизненного пути. Чем крупнее город, тем больше таких возможностей. В нашей стране, где процесс урбанизации еще не завершен, различия между городами различных типов (крупные, средние и мел: кие), а также между городом и селом в смысле культурного разнообразия, возможности самоопределения и развития личности остаются весьма существенными, что, по-видимому, и объясняет продолжающийся рост городов-мегаполисов — Москвы, Санкт-Петербурга и др., куда и устремляется множество людей в поисках удовлетворения своих социальных потребностей.
4. Преобладание в городе рационально-прагматического типа деятельности опять-таки зримо проявляется в сравнении с сельской средой, 
где отношения между людьми более доверительные и менее подвержены расчету. Но не только факторы экономического или финансового плана заставляют горожанина быть более рациональным, чем его сельский соотечественник. Немаловажную роль в развитии рациональных 
установок на мир играет и сама городская среда, сложная и противоречивая, информационно насыщенная. В этих условиях необходимо 
постоянно планировать свои действия: в какое время выехать на работу, чтобы не опоздать, в каком магазине удобнее совершать покупки, 
чем следует заняться в воскресные дни и т.п.
5. Анонимность общения — одна из самых примечательных особенностей городского образа жизни. Она резко контрастирует с присущей жителям сел и деревень привычкой здороваться со встречными 
и вступать с ними в непосредственный контакт. Эта черта образа жизни вызвана наличием в городе огромной массы людей: она затрудняет 
непосредственное общение, для этого у горожанина нет ни времени, 
ни желания. Анонимность общения выступает своеобразным барьером 
на пути общения жителей городов, как показывают Специальные исследования, она в то же время носит защитный характер, охраняя 
личность от избыточных контактов и перегрузки информацией. Анонимность можно считать своеобразной социальной нормой городско 
го образа жизни, и ее нарушение, т.е. вступление в непосредственный 
контакт с незнакомыми людьми, обычно осуждается.
6. Ослабление роли первичных, интимно-доверительных и дружественных контактов в городе на фоне постоянно усиливающихся 
вторичных формально-ролевых связей и отношений. Эта тенденция 
изменения структуры межличностного общения в зависимости от урбанизации была выявлена в трудах классиков западной социологии 
Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, а затем получила эмпирическое обоснование в исследованиях урбансоциологов Чикагской школы (Л. Вирт, 
Р. Парк) и с тех пор является одной из важнейших тем социологического изучения городского образа жизни.
7. Наконец, для городского образа жизни характерна «повышенная нервность», о которой писал еще Г. Зиммель. В терминах современной науки говорят о «городском стрессе», понимая под ним негативные 
психосоматические реакции человеческого организма на интенсивные 
стимулы городской среды, в числе которых следует отметить скученность населения, постоянный шум от транспорта и действующих предприятий, «транспортную усталость» в связи с большими расстояниями между местом проживания и работой, определенные сложности бытоустройства.
Город – это территориально концентрированная  форма  расселения  людей, занятых преимущественно несельскохозяйственным  трудом.  Для города характерны разнообразие трудовой и внепроизводственной деятельности населения,  социальная  и профессиональная  неоднородность,   специфический образ жизни.
Городская культура характеризуется: преобладанием  анонимных,  деловых, кратковременных,  частичных  и  поверхностных  контактов   в   межличностном общении;  снижением   значимости   территориальных   общностей;   затуханием соседних  связей;   уменьшением   роли   семьи;   многообразием   культурных стереотипов; неустойчивостью социального статуса горожанина, повышением  его социальной  мобильности;  ослаблением  влияния  традиций   в   регулировании поведения личности.
Городской образ жизни  в нашей стране обуславливается и характеризуется: занятостью  населения  преимущественно индустриальными  формами   труда   и вытекающими   отсюда   его   социально   –   профессиональной    структурой; относительно  высокой  пространственной,   профессиональной   и   социальной мобильностью;  широким  выбором   видов   труда   и   досуга;   значительным расстоянием между жильем и местами труда; преобладанием  государственного  и кооперативного жилого фонда над частным; изменением роли личного  подсобного хозяйства  (садово-огородного  участка),  превращением  его   из   источника средств существования в одну из форм оздоровляющего отдыха; большим  объемом необходимой  для  человека   информации,   что   ведет   к   психологическим перегрузкам  и  требует  новых  способов  организации  отдыха;  значительной степенью этнической интеграции и социально  –  этнической  разновидностью  в семейно – дружеской связях; высокой плотностью человеческих контактов.
В связи с развитием  городского образа жизни вступают проблемы  двоякого рода. Одни из них связаны с изучением и формированием механизмов  создания новых образцов социальных отношений в производстве и за  его пределами,  с развитием форм и норм  социально – культурного потребления и созданием механизмов преемственности различных норм культуры и  социальных  отношений. Другие   обращены   на   перераспределение   имеющихся    и    высвобождение дополнительных ресурсов для ускорения  развития  этих  процессов.  Важнейшей является проблема взаимной увязки рабочих  мест  города  и  профессиональных качеств работающего населения, с одной стороны,  и  реальных  несоответствий его требований и ожиданий рабочим местам и  существующей  структуре  рабочих мест города – с другой.
Экстенсивный путь развития промышленности, воспроизводя одну  и ту  же далеко не самую эффективную структуру рабочих мест  во  все расширяющемся масштабе, стимулирует тем самым регулярный  приток  рабой силы  извне,  что ведет к чрезмерному росту городов.  Наиболее  остро эта проблема  стоит в малых и  средних городах,   особенно   с   одной   доминирующей   отраслью промышленности. Суть в том, что монофункциональность  города  предопределяет преимущественный спрос на рабочую силу какого – либо одного пола.  Например, Иваново   –   центр    текстильной    промышленности,    где    используется преимущественно  женский  труд.  В  результате  при  формировании  населения города происходит перекос в  сторону  лиц  женского  пола,  вследствие  чего процесс воспроизводства  населения  нарушается,  учащаются  разводы и т.д. Помимо этого,  монофункциональность  города  делает  практически нереальным возможности выбора деятельности, сводит на нет условия к перемене  труда, что в свою очередь приводит к росту миграции  населения,  и прежде  всего молодежи.
Подобно городу, село –  исторически сложившаяся внутренне  дифференцированная  социально-территориальная   подсистема.   Она характеризуется  особым  единством  искусственной  материально-вещной  среды, доминирующей  над  нею  природно-географических  условий,  рассредоточенного типа социально-пространственной организации людей.
Село отличается от города меньшей степенью  социально-экономического развития, известным отставанием  уровня благосостояния людей,  их  быта,  что соответственно  сказывается  на  социальной   структуре   и   образе   жизни населения.  Для  нее  характерны  относительная  (по  сравнению  с  городом) малочисленность  видов   трудовой   деятельности,   большая   социальная   и профессиональная  однородность.  Село  представляет  собой   относительно устойчивую самостоятельную систему,  являющуюся  социально-пространственной подсистемой общества.  Основными компонентами  она тождественна  городу  и одновременно дихотомична ему;  совместно с городом исторически формирует целостность социальной и территориальной структуры общества.
Основные отличия сельского  образа жизни от городского – менее  развитый труд  в  общественном  воспроизводстве,  его  отставание  по  механизации  и энерговооруженности, относительно слабая дифференциация в сфере приложения труда, меньшее разнообразие  рабочих мест  и слабые  возможности для их выбора,  подчиненность труда ритмам  и циклам  природы,   неравномерность трудовой занятости, более тяжелые условия труда и т.д.
Для  сельского  образа   жизни   также   характерны   необходимость   и трудоемкость работ в домашнем  и  подсобном  хозяйстве;  малое  разнообразие видов досуга; слабая трудовая мобильность; большая слитность труда  и  быта.
Специфичны и межличностные  отношения в селе. Здесь преобладают  социально и национально гомогенные семьи, отсутствует анонимность общения,  социальные роли  формализованы  слабо.  Большое  значение  имеют   сильный   социальный контроль  общности  над  поведением   людей,   традиции,   обычаи,   местные авторитеты. Ритм  жизни  в  селе преимущественно  менее  напряженный  по сравнению с городом, человек испытывает  меньшие  психологические  нагрузки, использует более простые формы общения.
Во многом функции  города и села схожи, но у каждого  типа  поселения есть свои специфические функции. К числу важнейших функций  села  относят пространственно-коммуникационную.  Создание  надежной  инфраструктуры  (сети железных, автомобильных дорог, строительство аэродромов и взлетных  полос  и т.д.) при решении перевода сельского хозяйства на фермерский  путь  развития имеет первостепенное значение.
Следующий важный аспект, тесно связанный с данной функцией, -  проблема удовлетворения духовных запросов, «утоления» информационного  голода  жителей села. Имеется  в виду не только потребление средств массовой  информации  – телевидение, радио, газет. Вопрос стоит гораздо шире. Дело в том, что резко увеличилась активность потребления и производства  духовных  ценностей на базе  нового  более высокого  образовательного  уровня  населения и новых духовных потребностей.
В условиях города и процесса урбанизации в целом  проявляются общесоциологические закономерности взаимодействия личности, общества и культуры. В частности, интересен вопрос о том, как формируются механизмы интеграции человека в специфический тип социальной группы, каковой выступает городская территориальная общность, или, проще говоря, что объединяет людей, проживающих на одной территории, помимо само
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.