Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль государства на рынке труда

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования  и науки Российской Федерации
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Экономический факультет
Кафедра общей и прикладной экономики
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
РОЛЬ ГОСУДАРСТА НА РЫНКЕ  ТРУДА
Толстых Евгения Сергеевна
 
 
 
 
 
 
 
 
Руководитель ст.преподаватель
                                                                                                _________ Т.Ю. Барановская
«     »_____________2012 г.
Студентка группы 0987
__________ Е.С.Толстых
 
 
 
 
 
 
 
Томск 2012
Содержание 
Введение……………………………………………………………………………………………..3
    Теоретические основы рынка труда……………………………………..................................5
      Сущность рынка труда……………………………………………………………........5
        Классификация рынков труда ……………………………………………………..8
      Рынок труда в конкурентной среде………………………………………………..9
        Рынок труда в условиях совершенной конкуренции……………………………9
        Монополии и монопсонии на рынке труда………………………………………13
        Причины несовершенности рынка труда………………………………...............16
2. Государственное регулирование рынка труда………………………………………………...17
2.1. Необходимость и границы  государственного регулирования рынка труда………….………………………………………………………………………….............17
2.2. Государственная политика занятости на рынке труда………………………………...20
2.2.1. Понятие и виды безработицы……………………………………………………....20
2.2.2. Государственное регулирование продолжительности безработицы…….…..…..22
2.2.3. Социальная защита пострадавших от безработицы……………………………....24
2.3. Методы государственного регулирования рынка труда………………………............26
2.3.1.МЗП как метод административного  регулирования…………………..……..……28
2.4.Политика занятости в России…………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………………….……………...36
Литература…………………………………………………………………………………………38
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Рынок труда – сложное  многоплановое явление, включающее в себя экономические, юридические, социальные и психологические отношения  и факторы. Все отношения и  элементы рыночного механизма в  разных странах развивались неодинаковыми  темпами и в зависимости от исторических условий становления  капиталистического товарного производства находятся в различном сочетании.
Рынок труда является одним из важнейших  рынков ресурсов производства. Этот рынок  позволяет наемным работникам, составляющим большинство трудоспособного населения  любой страны, продать свое рабочее  место и навыки работодателя (владельцам фирм и организациям) и получить в обмен доходы, позволяющие прокормить свои семьи. С другой стороны, этот рынок  позволяет работодателям нанять работников, что является непременным  условием осуществления любой хозяйственной  деятельности.
Становление рынка, усиление конкуренции на базе высоких технологий, необходимость  развития человеческого потенциала приводят к усилению роли государства  в экономике. В развитых странах  экономическая функция становится главной: создание необходимых условий  для функционирования и прогресса  национальной экономики, обеспечение  деятельности государства экономическими регуляторами. Основой экономической  функции государства является разработка стратегии социально-экономического развития страны в целом и регионов в частности, с четким определением конечных целей, приоритетов, этапов и  задач.
Регулирование рынка труда представляет собой  комплексную систему экономических, законодательных, административных, организационных  мер, направленных на стимулирование роста  занятости, подготовку и переподготовку работников; введение системы социального  страхования безработицы; обязательное пенсионное обеспечение и на другие элементы экономической системы  общества.
В современных  условиях, грамотное государственное  регулирование рынка труда важно  как никогда. Учитывая экономические  потрясения последних лет, роль государства  в управлении всеми сферами жизнедеятельности  общества перешла на качественно  новый уровень.
Всем  вышесказанным объясняется актуальность данной курсовой работы.
Объектом  исследования является государственное регулирование рынка труда.
Предметом - механизмы реализации государственной политики на рынке труда.
Цель  работы: рассмотрение вопроса государственного регулирования рынка труда.
В соответствии с целью, были выделены следующие  задачи:
- Определить сущность рынка труда;
- Рассмотреть основные виды рынка труда;
- Рассмотреть  действие механизма рынка труда  в конкурентной среде;
- Выделение основных направлений реализации политики занятости;
- Определить  методы государственного регулирования  рынка труда;
- Выявить  влияние минимального размера оплаты труда.
Курсовая  работа основана на нормативно-правовых актах и федеральных законах  Российской Федерации. Теоретические  вопросы работы раскрыты при использовании  различной правовой и периодической  литературы, а так же интернет ресурсов. При написании работы были использованы труды авторов: А.Л. Мазина, А.И. Рофе, В.С. Буланова, М.Г.Колоснициной, В.А. Павленкова и других.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Теоретические основы рынка труда
      Сущность рынка труда
Сфера труда – важная и многоплановая область экономической  и социальной жизни общества. Она  охватывает как рынок рабочей  силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве.
Рынок труда – это неотъемлемая часть рыночной экономики, где принимаются решения, связанные с наймом и занятостью работников и ведутся индивидуальные и коллективные переговоры об уровне оплаты, условиях труда и иных аспектах трудовой отношений между нанимателем и работниками в условиях сложившейся институциональной среды.1
Основными субъектами рыночной структуры являются: наемные работники, работодатели и государство.
    Наемные работники (и их объединения – профсоюзы) – это граждане, включающиеся в процесс общественного производства на основе продажи рабочей силы, найма к собственнику средств производства или организатору производства.2 Развитие рыночных отношений сопровождается возникновением институтов, выступающих от имени наемных работников, выражающих и защищающих их интересы. Наиболее массовой организацией трудящихся является профсоюз. В большинстве стран они создаются, как правило, по общности социально-экономических интересов.
    Работодатели (со своими союзами) – это индивидуумы, работающие самостоятельно, и постоянно нанимающие на работу одного или несколько человек.3 На малом предприятии работодатель обычно собственник средств производства, в крупных акционерных компаниях и на государственных предприятиях работодатель обычно сам является наемным работником акционеров или государства.
    Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления и местным самоуправлением.
Рынок труда представляет собой специфический рынок, имеющий  ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и  микроэкономические, но и юридические, социальные, психофизиологические, культурные, религиозные и др.
Основными особенностями  рынка труда являются:
    Специфичность предлагаемого товара, то есть объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу.
    На рынке труда понятие цены более сложное, чем на других рынках. Ценой труда является заработная плата работника, но в экономической теории труда под ней обычно понимают ставку оплаты w. Ставка оплаты – это цена одного часа труда.
    Огромную роль играют внеконкурентные факторы:
    Государственное регулирование с помощью экономических и административных методов;
    Влияние профсоюзов;
    Создание крупными компаниями внутренних рынков труда, на которых они сами устанавливают своим работникам стабильную заработную плату и почти не реагируют на изменение спроса и предложения на рынке труда в целом;
    Влияние дискриминации и трудовой мобильности работников.
    На поведение людей на рынке труда оказывают влияние его институты – правила и структуры (организации), к которым можно отнести трудовое законодательство, государственные организации, отвечающие за исполнение законов в сфере трудовых отношений, профсоюзы, традиции, обычаи, нравы и др.
    Роль инфраструктуры рынка труда: государственных служб занятости, бирж труда, частных кадровых агентств, помогающих работникам и нанимателям находить друг друга.
Важнейший компонент рынка  труда – механизм его функционирования. Он основан на принципе соглосования социально различных интересов  разнообразных групп работодателей  и трудоспособного населения, нуждающегося в работе и желающего работать по найму. Рыночный механизм включает в себя:
* спрос на рабочую силу, который отражает общий объем общественных потребностей в рабочей силе, представленных на рынке труда.
* предложение рабочей силы -  общее количество рабочей силы, характеризуемой численностью и составом.
* цена рабочей силы.
* конкуренция как между нанимателями за привлечение высокопроизводительной рабочей силы, так и между работниками за замещение вакантных рабочих мест, а также между работниками и нанимателями за условия трудового соглашения и оплату труда и т.д.
Субъектами спроса на рынке  труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения – домашние хозяйства. Их  взаимодействия складываются под влиянием конкретной экономической  и социально-политической ситуации, движения цены рабочей силы, уровня реальных доходов населения.
В качестве цены за рабочую силу на рынке труда  выступает заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты4.
Цена  труда  формируется под воздействием спроса и предложения на труд, но независимо от рыночной конъюнктуры, зарплата должна возмещать затраты на воспроизводство способности работника к труду. Во многих странах в связи с этим законодательно устанавливается минимальная заработная плата. В условиях инфляции она периодически пересматривается.
Сущность рынка  труда проявляется в его функциях:
    организация встречи работодателей и наемных работников, согласование их интересов;
    обеспечение пропорциональности распределения рабочей силы в соответствии со сложившимся общественным разделением труда;
    обеспечивает конкуренцию, как между работодателями, так и наемными работниками, которая способствует повышению заинтересованности в высокоэффективном труде, повышению квалификации и перемены профессии
    установление равновесных ставок заработной платы;
    Стимулирование эффективной и рациональной занятости населения;
    осуществление социальной поддержки безработных путем перераспределения рабочей силы в народном хозяйстве между отраслями и сферами производства и обеспечения работой незанятого населения.
На рынке труда реализуется  возможность:
    свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т.д.);
    найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;
    независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально – квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;
    свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.
Конечной целью рынка  труда является, во-первых, удовлетворение профессионально – трудовых и  жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного  хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально  полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной  рабочей неделе, скользящем графике  рабочего дня и т.п.
 
        Классификация рынков труда
Классификация рынков осуществляется на основе самых различных критериев.
В мировой практике принято разделять рынок труда на внешний (профессиональный), ориентированный на мобильность рабочей силы между предприятиями и организациями, и внутренний, основывающийся на движении персонала внутри организаций.
По степени  формальности: формальный и неформальный. Первый  охватывает часть экономики, в рамках которой предприятия ведут разрешенную законом (лицензированную) хозяйственную деятельность и заключают со своими работниками письменные трудовые договоры в соответствии с Трудовым кодексом.  Неформальный рынок охватывает сектор экономики,  в рамках которого осуществляется незарегистрированная деятельность, без уплаты налогов и заключения формальных трудовых договоров. Границы между формальным и неформальным рынком труда весьма условны.
По территориальному признаку: региональные, национальные, квазинационалные и международные рынки труда. Региональный рынок разделен административными границами. В большом государстве существует иерархия регионов и соответствующих рынков труда. В России правомерно говорить о рынках труда субъектов Российской Федерации, административных районов и муниципальных образований. Национальный рынок труда отделен от других подобных государственными границами, в той или иной степени открытыми для трудовых миграций. Квазинациональный – рынок труда в рамках интеграционных групп стран. Примером является рынок труда Европейского союза, в котором сохраняются черты национальных рынков. Международный рынок предусматривают, что процессы взаимодействия спроса, предложения и цены труда, переговоров и подписания трудовых контрактов между работниками и работодателями происходит в трансграничном режиме. Субъекты данного рынка труда мигрируют через национальные границы.
По критерию временных параметров выделяются перспективный, прогнозный и текущий рынки труда.
В зависимости  от этапов развития выделяют формирующийся, рынок переходного периода, зрелый (или развитый) рынки труда.
По степени государственного воздействия на рынок рабочей силы выделяют:
    рынок, регулируемый государственной службой по труду и занятости. Он включает всех безработных, зарегистрированных в службе по труду и занятости, ищущих работу и нуждающихся в профориентации, подготовке и переподготовке.
    Неконтролируемый рынок, который представляет собой часть предложения рабочей силы и вакансий рабочих и ученических мест, не охваченных услугами официальных органов трудоустройства.5
 С учетом характера на рынке труда различают рынки преимущественно физического труда (рабочие), преимущественно умственного труда (служащие, ученые), преимущественно творческого труда  и управленческого труда. В границах указанных социальных групп выделяются рынки труда квалификации. Так можно выделить высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные и неквалифицированные группы.
 
      Рынок труда в конкурентной среде
        Рынок труда в условиях совершенной конкуренции.
Характерными особенностями  рынка труда в условиях совершенной  конкуренции являются:
    большое количество небольших фирм конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда и формируют тем самым рыночный спрос (DL);
    множество работников, имеющих одинаковую квалификацию, независимо друг от друга предлагают данный вид услуг труда и формируют тем самым  рыночное предложение (SL);
    ни фирмы, ни работники не имеют контроля над ставкой заработной платы (W) – рыночной ценой труда, которая складывается под воздействием рыночного спроса и предложения,  и принимается участниками рынка как данность;
    кривая предложения  труда для фирмы (SL) является абсолютно эластичной и совпадает с кривой предельных издержек труда (MRC), так как фирма может нанять столько работников, сколько пожелает по единой сложившейся на рынке средней ставке заработной платы.
Все работники получают одинаковую ставку заработной платы, которая не зависит от того, на какой фирме  они работают. Сам уровень ставки заработной платы в условиях совершенной  конкуренции максимален, поскольку, согласно теории предельной производительности работник получает полный продукт труда: MRS=W. Для фирмы выгодно нанимать дополнительных работников до тех пор, пока их предельная доходность (MRP=DL) не сравняется с предельными издержками, совпадающими с уровнем ставки заработной платы: MRP=MRC=W
 Спрос на труд – это то количество рабочей силы, которое готовы нанять производители в определенный момент времени при заданном уровне зарплаты.
Главная особенность спроса на труд в том, что нанимателю рабочая  сила нужна не сама по себе, а для  того чтобы производить конкретные товары или услуги. Поэтому он определяется спросом на производимые с его  помощью товары и услуги, зависит  от цены на них, от производительности труда при их создании, от цены на другие ресурсы.
При росте ставки заработной платы, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен сократить применение труда, а при ее снижении величина спроса на труд возрастает
Предложение труда – это то количество часов, которое население хочет потратить на работу, приносящую доход.6
 Совокупное предложение труда в обществе зависит от многих факторов, определяющих количество и качество предлагаемых услуг труда, среди которых важнейшими являются общая численность населения страны и доля в нем экономически активного населения, средняя продолжительность рабочего дня, профессионально-квалифицированный состав работников и др. Существует три ключевых фактора предложения труда – это рабочее время, количество рабочей силы и иммиграция.
Кривая предложения труда (SL) показывает, что при повышении заработной платы возрастает величина предложения труда и наоборот.
 При отсутствии безработицы  нанимающие фирмы будут вынуждены  платить более высокие ставки  заработной платы, чтобы получить  больше рабочих. (Потому что фирмы должны привлечь этих рабочих из других отраслей и местностей, с различных должностей. У рабочих имеются альтернативные возможности выбрать место работы, то есть они могут работать в других отраслях в той же самой местности или же они могут работать по своей специальности, но в других городах и штатах. В условиях полной занятости фирма на данном рынке труда должна платить более высокую заработную плату, чтобы привлечь данный вид труда из этих альтернативных мест работы). Более высокая заработная плата также необходима для стимулирования поиска работы теми, кто еще не входит в состав рабочей силы.  Кривая рыночного предложения является возрастающей потому, что она является кривой издержек упущенных возможностей. Чтобы привлечь рабочих на определенные рабочие места, ставка заработной платы должна покрывать издержки упущенных возможностей альтернативного использования времени либо на других рынках труда, либо в домашнем хозяйстве, либо на отдых. Повышенная заработная плата привлекает больше людей на данное рабочее место, чем при более низкой, т.к. их издержки упущенных возможностей были слишком высоки.
Предложение труда может  анализироваться и на уровне отдельного человека, принимающего решение по поводу своего участия в трудовых отношениях. На индивидуальное предложения действуют два эффекта: эффект дохода и замещения. Эффект замещения показывает изменение в желаемых часах работы, происходящее из-за изменения ставки оплаты при сохранении постоянного уровня полезности7. С повышением ставки оплаты повышается и цена (альтернативные издержки) досуга, ради которого человек должен отказываться от большего объема благ. Рост цены досуга побуждает потреблять это подорожавшее благо в меньшем количестве.
Эффект дохода действует  при постоянной ставке оплаты. Он показывает, как влияет на выбор желаемого  количества часов труда только изменение  в доходе. Рост дохода приводит к  росту потребления обычных благ, к которым относится и досуг. Его захочется потреблять в большем  количестве, поэтому человек меньше работает.
 Таким образом, под  действием этих эффектов, кривая  индивидуального предложения имеет  непривычную форму, изгибается  назад. С ростом заработной  платы доминирует эффект замещения,  и индивид сокращает часы подорожавшего  досуга. Но при дальнейшем росте  зарплаты, начинает преобладать  эффект дохода – разбогатевший  человек предпочитает больше  отдыхать и меньше работать.
 

Рис.1 Влияние эффектов дохода и замещения
на индивидуальное предложение8
 
Рыночное равновесие показано на рис.2. В точке Е спрос на труд равен предложению труда, т.е. рынок труда находится в равновесном состоянии. Это означает, что все предприниматели, согласные платить заработную плату wЕ, находят на рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворен полностью. В этом положении полностью трудоустроены и все работники, готовые предложить свои услуги при данной заработной плате. Поэтому точка Е определяет положение полной занятости.
При любой другой величине заработной платы, отличной от равновесной, равновесие нарушается.

Рис.2 Равновесие на рынке труда9
 
        Монополии и монопсонии на рынке труда
Крайний случай несовершенного рынка труда  представляет монопсония - рынок, на котором единственная фирма является покупателем продукции или нанимателем. Такая ситуация нередко встречается в небольших городах, где экономика города почти полностью зависит от одной крупной фирмы, предоставляющей работу основной массе населения.
Так как монопсонист платит равную плату за каждую единицу труда, кривая предложения является кривой средних издержек (SL=ARCL). Предельные издержки выше средних (линия МСL выше линии SL).Монопсонист максимизирует прибыль при пересечении кривой предельных издержек с кривой предельного продукта труда в точке Eм. При этом размеры занятости установится на уровне Lм при заработной плате Wм. Привлечение дополнительных работников означало бы повышение заработной платы, которое поднимает кривую предельных издержек выше кривой предельного продукта труда, тем самым понизив массу прибыли. Таким образом монопсоническая власть приводит к снижению как занятости (с Ll до Lм), так и заработной платы (wl до wм).

                      Рис. 3 Монопсония на рынке труда10
 
Важную роль на рынке труда  играют профсоюзы. Профсоюз – это объединение работников, обладающее правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов.11
На конкурентном рынке  труда профсоюзы действуют двояким  образом. Они стремятся к повышению  спроса на труд и к ограничению предложения труда.      
 Повышение спроса на  труд достигается, прежде всего,  путем увеличения спроса на  продукт. Повышению спроса на  труд способствует рост эффективности  и качества труда. Это обеспечивается, в частности, работой кружков  контроля качества, на которых  работники ищут способы повышения производительности труда, лучшего использования машин и оборудования, экономии сырья и улучшения качества продукции.
    Успех деятельности  профсоюзов в значительной мере  зависит от степени эластичности  кривой предложения труда. Чем  менее эластична кривая предложения  труда, тем больше увеличится  заработная плата при несущественном росте числа занятых.
      Рост заработной  платы членов профсоюза может быть достигнут и другим путем: ограничением предложения труда. Ограничение предложения труда может быть результатом деятельности профсоюза по включению данной специальности в список лицензируемых профессий. Ограничение предложения труда достигается также при помощи сокращения рабочей недели, запрета или уменьшения объема сверхурочных работ, понижения пенсионного возраста, ограничения детского и женского труда, сдерживания иммиграции иностранных рабочих. В результате это приводит к сокращению количества занятых и повышению их заработной платы. Успех будет зависеть от эластичности кривой спроса. Чем менее эластична кривая спроса на труд, тем выше поднимется зарплата при незначительном сокращении занятых.

Рис. 4. Монополия профсоюза на рынке труда12
 
Отраслевой профсоюз часто  выступает в качестве монопольной  власти со стороны продавца. Они  прибегают к открытой политике – стремятся привлечь в профсоюз как можно больше людей (в том числе и неквалифицированных работников), что работодателям несет угрозу забастовки.
Кривая предельной выручки  профсоюза МRPL  проходит ниже кривой спроса DL. При совершенной конкуренции заработная плата составляла бы w1 при количестве занятых L1. Монопольная власть позволяет профсоюзу добиться другой ситуации, в которой в точке T для него MCL=MRPL, тогда количество работников сократится до L2, но удастся увеличить их заработную плату до w2
 

Рис. 5 Двусторонняя монополия на рынке труда13
 
      Особая ситуация  на рынке труда складывается  в том случае, если встречаются  профсоюз-монополист и наниматель-монопсонист. Эта ситуация называется двусторонней монополией на рынке труда. В условиях совершенной конкуренции равновесная ставка заработной платы установилась бы на уровне w1, при этом было бы занято L1 человек. Однако фирма-монопсонист всегда будет стремиться понизить зарплату до уровня w3 путем сокращения числа занятых с L1 до L2. Профсоюз, в свою очередь, будет стремиться поднять заработную плату до w2, также сокращая предложение труда до L2.
Таким образом, при относительно незначительном различии в числе  нанятых работников желаемая ставка заработной платы у профсоюза  и монопсонии будет существенно  различаться. Каков будет уровень  заработной платы, однозначно сказать  невозможно. Все зависит от силы противостоящих монополий, не исключено  также, что ставка зарплаты приблизится  к равновесному уровню. Таким образом, двусторонняя монополия может привести к результатам, которые гораздо  ближе условиям конкурентного рынка, чем к условиям рынка, где действует  монополия с той или иной стороны.
 
 
 
 
        Причины несовершенности рынка труда
Рынок труда отличается множеством черт, которые делают его  несовершенным.
Кроме рыночной власти действующих на рынке субъектов  в его несовершенства вносят свой вклад:
а) Несовершенная  информация;
б) Устойчивое неравновесие;
в) Нерациональное поведение;
г) Дискриминация14.
В реальном мире работники не имеют представления о фактических данных о спросе труда. Если бы они обладали всей полнотой информации, то они имели бы более широкий выбор возможных рабочих мест. Это делает предложение труда менее эластичным. Отсюда фирмы, желающие нанять новых работников, вынуждены предлагать завышенные ставки зарплаты по сравнению с теми, которые имели бы место в условиях совершенной информации. Фирмы также не обладают полной информацией. Они могут не достоверно знать, какое количество труда доступно и какого оно качества. Это вызывает определенные трудности при принятии решений о назначении ставки зарплаты.
Устойчивое  неравновесие может существовать там, где ставки зарплаты фиксируются  на длительное время договорами. Другой вариант – это когда зарплата устанавливается централизованно. Например, ставки зарплаты учителей средних  школ в России практически никак  не зависят от того, какой предмет  они преподают. Этого не должно быть.  Поэтому, когда в стране возник большой  спрос на людей со знанием английского  языка, многие школы не могли повысить зарплаты преподавателям английского, и лишились их вовсе. Также централизованные ставки зарплаты не учитывают региональных условий на рынке труда, что особо сказывается в условиях большой страны с существенно различающимися друг от друга регионами. Устойчивое неравновесие может поддерживаться фирмами сознательно через установление зарплаты выше равновесного уровня. Фирмы желают часто прочнее “закрепить” за собой работников (особенно высококвалифицированных), предотвратить их переход на другую фирму, сформировать у них сильную мотивацию. В этом случае говорят о эффективных ставках зарплаты.
Эффективная ставка зарплаты – ставка зарплаты, превышающая  равновесную в целях усиления мотивации работников, предотвращения их ухода с фирмы, найма высококвалифицированного персонала. Далеко не всегда работники действуют рационально, т.е. сопоставляют предельные выгоды с предельными издержками и на основе этого принимают соответствующие решении на рынке труда. Во многом люди по инерции держатся за имеющиеся рабочие места. Это приводит к низкой эластичности предложения труда. Более того, если безынициативные люди согласны занимать низкооплачиваемые места, то их зарплата не возрастет, а относительно других работников – сократится. Это очень характерно для России, где люди не привыкли к мобильности на рынке труда и держатся за самые низкооплачиваемые работы, не предпринимая серьезные попытки найти новые.
На рынке труда можно  столкнуться с экономической дискриминацией, которая означает ситуацию, когда работники с одинаковыми способностями получают различные зарплаты в зависимости от национальных, половых и возрастных различий. Для простоты можно описать это явление следующим образом. Работники дискриминируемых групп получают зарплату ниже VMP или MRP, тогда как другие (недискриминируемые) – зарплату равную VMP или MRP.
Таким образом, можно сделать заключение о том, что к рассмотренным  ранее факторам, обусловливающим  дифференциацию доходов в рыночной экономике, на несовершенном рынке  труда добавляются:
1. Отсутствие  рыночной власти или слабая  рыночная власть у одной из сторон на рынке труда при наличии таковой у другой стороны;
2. Незнание  лучших возможностей трудоустройства;
3. Нежелание  искать лучшую работу;
4. Экономическая  дискриминация.
Механизм  рынка труда не может самостоятельно решить эти проблемы, он нуждается в квалифицированном регулировании со стороны государства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Государственное регулирование рынка труда
2.1. Необходимость и границы государственного  регулирования рынка труда
Одна из специфических  особенностей рынка труда – значительное влияние государства. Причем это  касается не только мероприятий, специально разработанных для регулирования занятости и доходов населения, но и многочисленных мер, вовсе не имеющих своей изначальной целью воздействие на рынок рабочей силы. 
Под государственным регулированием рынка труда рассматривается система мер и инструментов, используемых органами государственной власти и местного самоуправления для достижения состояния полной занятости15. Воздействие со стороны органов государственной власти на рынок труда не должно быть постоянным, оно должно осуществляться только в том случае, если в этом есть необходимость, и быть направлено лишь на отдельные параметры данного рынка.
Государственное регулирование  рынка труда связано с реализацией  комплекса экономических и социальных задач. При этом необходимо учитывать, что рынок труда является составной  частью экономической системы. Все  изменения и процессы, происходящие на рынке труда, прямо или косвенно влияют на состояние экономики региона  и страны в целом. Через рынок  труда перераспределяется такой  важный фактор производства, как труд. Следовательно, учитывая взаимосвязь  всех ресурсов в системе производства, изменения на рынке труда непременно затронут и все другие рынки факторов производства, то есть на функционирование рынка труда прямо или косвенно влияют изменения, происходящие на других рынках. Практика показывает, что без регулирующей роли государственных институтов рынок труда функционирует неэффективно. Таким образом, государство оценивает роль механизмов рыночного саморегулирования и строит более эффективную модель регулирования рынка труда.
Вопрос о степени государственного присутствия на рынке труда является дискуссионным. С одной стороны, необходимость государственного регулирования рынка труда обусловлена наличием ситуаций, в которых действие рыночного механизма оказывается неэффективным. В научной литературе такие ситуации получили название несостоятельности рынка или фиаско рыночного механизма. Многие российские исследователи считают участие государства в регулировании рынка труда обязательным. Так например, Л.О. Ильина, считает, что «рыночная самонастройка не способна обеспечить всех выходящих на рынок труда подходящей работой».
С другой стороны, следует  помнить, что активное вмешательство  государства в функционирование рынка труда не обязательно означает его эффективное регулирование. Так, на Западе в 80-е годы на фоне высокой безработицы ужесточилось трудовое законодательство, которому подверглись процедуры найма и особенно увольнения. В решении трудовых споров возросла роль профсоюзов. Но все это не привело к желаемым результатам. У работодателей увеличились расходы, и им пришлось сократить персонал. Гарантии занятости, таким образом, пришли в противоречие с требованиями рынка и объективной необходимостью усиления роли трудовой мобильности, способствующей структурным изменениям в экономике.
 Исследования ученых  пришли к выводу, что в странах  с жестким трудовым законодательством  темпы роста занятости оказались  самыми низкими, а там, где  уровень формальной защиты работников был ниже, удавалось успешнее справляться с шоками и безработицей. Более успешней решались и социальные проблемы. Не удивительно, что в 80-х годах в развитых странах произошел отказ от жесткого регулирования процедуры увольнений, а в качестве приоритетной становится задача повышения гибкости рынка труда, подразумевающая ослабление прямого вмешательства государства в сферу трудовых отношений.
Оптимальным будет сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования рынка труда. То есть, государственная политика на рынке труда должна быть направлена на поиск оптимального сочетания государственного регулирования с усилением рыночного регулирования социально-трудовых. Таким образом, государству следует отдавать предпочтение организационно-экономическим, а не административным методам регулирования трудовых отношений, поскольку только таким образом можно создать реальные предпосылки для эффективного использования трудового потенциала общества.
Степень присутствия государства на рынке труда зависит от действия ряда экономических факторов (сложившегося уровня оплаты труда; величины ВРП; структуры экономики региона; развития инновационного сектора экономики; объема и структуры инвестиций; развития предпринимательства), социально-демографических факторов (развития социальной инфраструктуры; численности постоянного населения; половозрастной структуры населения; естественного и миграционного движения населения; уровня урбанизации экономики региона), политических факторов (представления региональных властей о границах государственного присутствия в экономике) и национальных особенностей организации хозяйственной жизни конкретного региона, страны.16
 
2.2. Государственная политика  занятости на рынке труда
2.2.1. Понятие и виды  безработицы
Государственная политика занятости представляет собой  систему целей, принципов, взаимоувязанных  мероприятий, направленных на регулирование  спроса на труд (численности рабочих  мест), предложения труда, эффективности  использования рабочей силы. Основной целью этой политики является повышение  занятости и сокращение безработицы.
Согласно  Конвенции 122 Международной организации  труда цель формулируется как  “содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости”.
Полная  занятость означает ситуацию, в которой  все лица, желающие работать, обеспечены рабочими местами. Продуктивная (эффективная) занятость означает достижение максимально  возможного в сложившихся организационно-экономических  и технологических условиях уровня производительности труда. Свободно избранная  занятость – это занятость, при  которой люди не только сами выбирают, стоит ли им быть экономически активными (работать или не работать), но и свободны в выборе отрасли, профессии и  места работы (региона, населенного  пункта, предприятия).
Рынок труда отражает некоторые тенденции  в динамике занятости, ее основных структур, то есть в общественном разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.
Безработица - это состояние экономически активной части населения, которое характеризуется отсутствием у людей наемной работы или легитимного, т.е. не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия при наличии желания иметь такую работу (занятие) и ее активного поиска.17
Безработица порождается  разными причинами. В зависимости  от продолжительности и социально  – экономических последствий  выделяют такие виды безработицы, как  фрикционная, сезонная, структурная, институциональная, циклическая. 
Фрикционная безработица – это краткосрочная потеря работы при добровольных перемещениях от одного места работы к другому, вызванных несовершенством информации и издержками поиска работы. В экономически развитых странах такой вид безработицы находится на уровне 3-6% численности экономически активного населения.
Особенности фрикционной безработицы: распространяется практически на все население в стране; она добровольна и непродолжительна;  предполагает наличие свободных рабочих мест, соответствующих уровню человеческого капитала; неизбежность  потенциальной потери рабочего места (всегда существует стремление найти работу, соответствующую предпочтениям и квалификации). Фрикционная безработица есть явление не только неизбежное, но и желательное, так как способствует более эффективному размещению работников и  подъему их производительности, всестороннему развитию личности работника (раскрытие его творческих потенций, удовлетворенность трудом).
Сезонная безработица вызывается сезонным характером некоторых работ (сельскохозяйственные работы, переработка овощей, фруктов, сплав леса и др.).Сезонно работают не только люди, но и предприятия, и отдельные отрасли экономики. отличительной особенностью сезонной безработицы является ее сравнительно легкая прогнозируемость. по степени добровольности она близка к фрикционной.
Структурная безработица  возникает в результате профессионально-квалификационного, территориального несоответствия между частью трудоспособного населения, ищущих работу и свободными вакансиями в результате структурных преобразований.
Структурная безработица, в  отличие от фрикционной, более продолжительная  и дорогостоящая; охватывает работников, обладающих низкой квалификацией или  устаревшей профессией; возвращение  работника в общественное производство предполагает специальную переподготовку и переквалификацию работников.  Однако эти два типа безработицы объединяет то, что их наличие в экономике любой страны является неизбежным. Фрикционная и структурная безработица являются естественным резервуаром трудовых ресурсов, необходимым для обеспечения долгосрочного экономического роста. Издержки, связанные с существованием этих типов безработицы, значительно меньше получаемого эффекта: совершенствование человеческого капитала, развитие личности наемных работников, замена устаревших технологий, прирост ВВП.
Совокупность структурной  и фрикционной безработицы некоторые  экономисты считают естественным уровнем безработицы, то есть это объективно складывающийся, относительно стабильный долговременный уровень безработицы, обусловленный естественными причинами (текучесть кадров, миграция, демографические факторы), не связанный с динамикой экономического роста.
Институциональная безработица обусловлена несовершенством некоторых правовых норма, регулирующих материальную поддержку безработных, налоговой системы и др. Так, чрезмерные материальные выплаты безработным могут снизить у них стимулы к поиску новой работы и создать возможность жить на пособие по безработице.
Наиболее разрушительные последствия приносит циклическая безработица, которая вызывается неравномерностью развития экономики, резким сокращением производства в связи с циклически возникающими экономическими спадами, кризисами. Такого рода безработица потрясла мир в период Великой депрессии 1930-х гг, в меньших масштабах в России в 2009 году во время разразившегося финансового кризиса уровень безработицы составил 8,4%.18
Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней.
Государственная политика занятости  сводится к двум основным  направлениям:
- регулирование уровня  и продолжительности безработицы;
- социальная защита пострадавших  от безработицы.
 
   2.2.2. Государственное  регулирование продолжительности  безработицы
Реализуя  политику занятости, государство должно разрабатывать комплекс мер, включающих элементы микроэкономической и макроэкономической политики.
Макроэкономические  меры позволяют снизить безработицу, вызванную дефицитом агрегированного  спроса. Так, целенаправленная фиксированная  политика может увеличить агрегированный спрос в экономике посредством  увеличения государственных расходов и снижения ставок налогов. В результате вырастет спрос на труд и занятость. С помощью монетарной политики, увеличив предложение денег в экономике, можно сократить банковский процент, что приведёт к росту склонности к потреблению, а значит, и агрегированного  спроса и занятости.
Микроэкономические  меры - это те государственные мероприятия, которые касаются непосредственно  рынка труда. С их помощью можно  уменьшить уровень как циклической, так и естественной безработицы.
Государственная политика на рынке труда делится на активную и пассивную. Меры активной политики занятости нацелены на снижение уровня безработицы, а меры пассивной политики ориентированы на смягчение ее негативных последствий.19
К активным мерам относятся:
а) Информационная и организационная помощь в поиске работы. Создание специальных государственных  структур для этих целей, использование  единых информационных технологий, охватывающих все регионы и аккумулирующих данные о безработице и об имеющихся  вакансиях.
б) Субсидирование образования путём проведения государственных  программ, целью которых является сокращение платы за обучение с тем, чтобы будущие работники приобретали  необходимые знания и навыки для  работы в развивающихся отраслях экономики.
в) Государственное  законодательство, дающее всем индивидам  равные права быть нанятыми на работу, независимо от расы, национальности, пола и т.д.
г) Обучение и переобучение для тех, кто не может найти работу по причине  отсутствия необходимой квалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят на эти меры около 30 млрд. долларов. Государство тратит на реализацию программ переквалификации большую часть средств.
В этих целях разработана нормативно-правовая база профессионального обучения взрослых. На конкурсной основе сформирована сеть профессиональных образовательных учреждений по многим, в том числе новым, специальностям и профессиям. К проблемам в этой сфере относятся неготовность образовательных учреждений к эффективной профессиональной подготовке взрослых, недостаточное развитие учебно-методической базы, несовпадение спроса и предложения на учебные услуги в профессионально-квалификационном разрезе, недостаточно развита потребность в обучении у лиц, ищущих работу. В период экономической нестабильности трудно отбирать перспективные профессии.
д) Прямое субсидирование заработной платы и снижение налогов для фирм, принимающих на работу представителей ущемлённых групп населения, испытывающих особенно острую структурную безработицу.
е) Помощь в открытии собственного бизнеса  для безработных (консультации, безвозвратные  ссуды, льготные кредиты, льготное налогообложение, создание специальных «бизнес - инкубаторов»). Так, в Японии, США, Южной Корее создаются значительные государственные фонды льготного кредитования малого и среднего частного бизнеса. Ра
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.