Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Становление способностей личности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Московский Государственный Университет Путей Сообщения
 
Гуманитарный Институт
 
Кафедра : «Психология, Социология, Государственное и муниципальное управление».
Курсовая работа по дисциплине : «Общая психология».
Тема: «Становление способностей личности»
 
 
 
 
 
                                                                                                                                    Выполнила:                                                                                                                                      Студентка группы ГПС-211                                                                                                                                 Герасимова И.Е                                                                                                                                   Проверила :
доц. Светличная Л.В.
 
 
 
 
 
 
Москва
2012
Содержание
1.Введение………………………………………………………………..3
Глава 1.  Психология способностей. Соотношение биологических и социальных факторов развития способностей……………………….5
      Особенности формирования способностей……………………….11
      Ход возрастного развития и становление способностей…………15
      Общая одаренность и специальные способности………………...19
Глава 2. Проблемы способностей………………………………………24
2.1.  Различные подходы к изучению проблемы способностей………...24
2.2.  Проблемы диагностики способностей……………………………....28
Заключение………………………………………………………………...30
Список литературы……………………………………………………….31
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
Всестороннее общее развитие человека обусловливает формирование его общих и специальных способностей. Наоборот, узкое и одностороннее  психическое и физическое развитие человека всегда ущемляет, тормозит развитие его как общих, так и специальных  способностей. Идеально развитие общих  и специальных способностей всегда опирается на гармоничное развитие личности. Большую роль в развитии способностей играет богатый духовный мир личности.
Способности теснейшим образом  связаны и с уровнем знаний человека, с его навыками и умениями. Усвоенные знания, навыки и умения постепенно в обобщенной форме входят в состав общих и специальных  способностей человека.
Однако нужно четко  отличать знания и навыки от способностей. Имеющиеся у человека знания и  навыки еще не всегда свидетельствуют  о наличии способностей. Учителям часто приходится в педагогической практике встречать учащихся, способных  к математике, но имеющих очень  «скромные» знания фактического математического  материала. Есть школьники, малоспособные к математике, но обладающие большим «багажом» фактических знаний, которыми они все же оперируют с большим трудом.
Способности зависят от знаний навыков и умений, но не сводятся к ним; они формируются и развиваются  на основе усвоенных знаний, навыков  и умений, а от развития способностей в свою очередь зависят быстрота, легкость и качество овладения новыми знаниями и умениями. 
Таким образом, богатство психического мира личности, широкий круг знаний, навыков и умений способствуют формированию и совершенствованию общих и специальных способностей, а высокий уровень развития способностей в свою очередь содействует дальнейшему совершенствованию и обогащению духовного мира человека. Такова сложная диалектическая взаимозависимость развития личности и ее способностей.
Способности теснейшим образом  связаны с направленностью или  склонностью человека к занятию  определенной деятельностью. Чаще всего  человек и стремится заниматься той деятельностью, к которой  у него уже сформировались определенные способности. По склонности человека к  занятиям определенной деятельностью часто можно судить и о наличии у него способности к этой деятельности.
Цель исследования: подробно узнать про становление способностей в личности человека.
Объект исследования: Личность.
Предмет исследования: различные виды способностей личности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1.  Психология способностей. Соотношение биологических и социальных факторов развития способностей.
Встречаясь в жизни  с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного  роста, мы постоянно убеждаемся в  том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям.
Термин "способность" употребляют  в житейском обиходе очень  широко; в психологической литературе им немало злоупотребляли. Так называемая психология способностей сильно дискредитировала это понятие. Наподобие мольеровского ученого врача, который "объяснял" усыпляющее действие опиума тем, что опиум имеет "способность" усыплять, эта психология объясняла любое психическое явление тем, что приписывала человеку соответствующую "способность". Способности, таким образом, в ученом арсенале этой психологии служили нередко для того, чтобы избавиться от необходимости вскрыть закономерности протекания психических процессов. Поэтому современная научная психология выросла в значительной мере в борьбе против психологии способностей. "Функции" тоже нередко трактовались как такие способности; это в свою очередь означало, что способности трактовались как органические функции и в связи с этим рассматривались как некие первичные, природные, преимущественно врожденные особенности. Ввиду этого, прежде чем вводить понятие "способности" в систему психологической науки, необходимо точнее очертить его истинное содержание.
Всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее  специфическая деятельность требует  от личности более или менее специфических  качеств. Мы говорим об этих качествах  как о способности человека. Способность  должна включать в себя различные  психические свойства и качества, необходимые в силу характера  этой деятельности и требований, которые  она предъявляет.
Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки  для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так  велики, как это утверждают те, которые  различия в способностях ошибочно целиком  сводят к различию врожденных задатков. Различия между людьми в задатках заключаются, прежде всего, в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата – в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими – весь путь развития личности. Задатки многозначны; они могут развиваться в различных направлениях. Задатки – лишь предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т.е. преобразуются и изменяются.
Для доказательства наследования способностей обычно указывают на существование  семейств, в которых несколько  поколений проявляли однородную по своей направленности одаренность. Так, в семье Иоганна Себастьяна Баха в пяти поколениях его предков, братьев и потомков насчитывается  не менее 18 значительных музыкальных  дарований, из них  11 приходится на его  родственников по нисходящей линии, причем в семье было всего 10 мужчин, не обнаруживших музыкальных дарований. Можно также указать на семью  Ч.Дарвина, исключительно богатую  целым рядом даровитых людей. Однако когда из подобных фактов непосредственно  заключают о наследовании способностей, относя их исключительно за счет наследственных особенностей организма, то допускают  явную ошибку, не учитывая одного обстоятельства: в семье с большим количеством  музыкальных дарований музыкальный  отец не только передает своим детям  определенные гены, но и оказывает  влияние на развитие детей.
Наследственность включается, конечно, в качестве одного из условий  в развитие человека, но его способности  являются не прямой функцией его наследственности. Во-первых, наследственное и приобретенное  в конкретных особенностях личности образуют неразложимое единство; уже  в силу этого нельзя относить какие-либо конкретные психические свойства личности за счет одной лишь наследственности. Во-вторых, наследственны могут быть не сами психические способности в их конкретном психологическом содержании, а лишь органические предпосылки их развития. Органические предпосылки развития способностей человека обусловливают, но не предопределяют одаренности человека и возможностей его развития.
Мы говорим о врожденности задатков, наряду с этим говорят  о наследственности способностей. Необходимо уточнить и разграничить эти понятия. Под врожденным естественно понимать то, что уже имеется к моменту рождения; под наследственным то, что посредством определенных органических механизмов передается индивиду от его предков. Эти понятия не тожественные ни по форме, ни по существу. Первое понятие описательное: оно констатирует факт; второе – объяснительное: оно вскрывает его источник. Они не совпадают и по содержанию: то, что оказывается врожденным, т.е. наличным к моменту рождения, вовсе не должно быть продуктом одной лишь изолированно взятой наследственности; оно обусловлено и предшествующим ходом эмбрионального развития. С другой стороны, наследственно обусловленное вовсе не должно выступать уже оформившимся к моменту рождения; так, несомненно наследственно обусловленные изменения, связанные с половым созреванием, наступают, однако, в более или менее отдаленный от рождения период.
Таким образом, врожденное не сводится к наследственному и наследственное не сводится к врожденному.
Значение врожденных задатков для разных способностей различно. Значение их относительно рельефно выступает  в таких способностях, как музыкальные, существенной предпосылкой которых  является тонкий слух, т.е. качество, зависящее  от свойств периферического (слухового) и центрального нервного аппарата. Особенности строения нервно-мозгового  аппарата – это прирожденные задатки. Но это именно задатки для развития музыкальных способностей, предпосылки  их развития, а не сами музыкальные  способности. Музыкальные способности  в подлинном смысле слова –  это свойства и данные, необходимые  для занятия музыкальной деятельностью, т.е. исполнения музыки, сочинения музыки (композиции) или полноценного художественного  восприятия ее. Музыкальные способности  в этом единственно правомерном  смысле слова являются не врожденными  свойствами организма, а результатом  развития личности; врожденные задатки  являются лишь необходимыми предпосылками, они зависят от всего пути развития личности. Конкретно (если продолжать развитие мысли на примере музыкальных  способностей) развитие музыкальных  способностей композитора может  зависеть от того, найдет ли он творческие замыслы, сюжеты, адекватные его техническим  средствам, и технические средства, адекватные его замыслам, и т.п.
Не подлежит сомнению, что  люди очень значительно разнятся не только по врожденным задаткам, но и  по своим способностям – как по их степени, так и по их характеру. Эти различия в способностях –  продукт не врожденных задатков самих по себе, а всего хода развития личности. Способность развивается на основе различных психофизических функций и психических процессов. Она – сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются.
При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет своеобразная диалектика между способностями и умениями. Способности и умения, совершенно очевидно, не тожественны, но они все  же теснейшим образом связаны; притом связь эта взаимная. С одной  стороны, освоение умений, знаний и  т.д. предполагает наличие известных  способностей, а с другой – само формирование способности к определенной деятельности предполагает освоение связанных  с ней умений, знаний и т.д. Эти  умения, знания и т.д. остаются чем-то совершенно внешним для способностей человека, лишь пока они не освоены. По мере того как они осваиваются, т.е. превращаются в личное достояние, они перестают быть только знаниями, умениями, полученными извне, а ведут  к развитию способностей. Скажем, по мере того как человек на материале  определенной системы знания по-настоящему осваивает приемы обобщения, умозаключения  и т.д., у него не только накопляются  определенные умения, но и формируются  определенные способности. Обучение, как  подлинно образовательный процесс, тем именно и отличается от простой  тренировки, что в нем через  умения и знания формируются способности.
Способность закрепляется в  личности как более или менее  прочное достояние, но она исходит  из требований деятельности и, будучи способностью к деятельности, она  в деятельности и формируется. Когда  мы анализировали воображение, то вскрыли, как направленность личности, сознание которой отображает действительность, порождает характерную для воображения  тенденцию к преобразованию отображаемого. Это была не органическая функция, как, например, чувствительность, и не способность, а определенная закономерность протекания психических процессов. Но в условиях творческой деятельности – писателя, художника, музыканта – осуществление  этих процессов преобразования включает ряд дополнительных предпосылок  и качеств, вбирая их в себя, человек  в процессе деятельности формирует  специфические способности.
Если речь идет о музыкальном  творчестве, то деятельность воображения  предполагает, с одной стороны, наличие  достаточно ярких, богатых, тонко нюансированных ощущений и представлений, с другой – эта деятельность требует для своего осуществления специальной техники, которая формируется и развивается на основе исторического развития музыки. Развитие творческого воображения музыканта как конкретной способности может (как мы видели на примере Н.А.Римского-Корсакова) оказаться скованным недостаточной или неадекватной ему техникой, и лишь овладение художником новыми техническими средствами создает возможность дальнейшего развития творческих музыкальных способностей. Таким образом, никак не совпадая, конечно, со способностями, умения, техника данной деятельности, навыки, знания, с ней связанные, являются, однако, существенным условием развития соответствующих способностей, так же как наличие соответствующих способностей является условием для овладения этими умениями и прочее. Способности формируются по мере того, как человек, осваивая их, овладевает необходимыми для деятельности умениями.
Конкретная музыкальная  способность к композиции – это  целый комплекс различных качеств, которые в процессе деятельности, взаимодействуя друг с другом, образуют единое целое. Так же, по существу, обстоит  дело с каждой способностью.
Способности квалифицируют  личность как субъекта деятельности:[12] будучи принадлежностью личности, способность, конечно, сохраняется за личностью как потенция и в тот момент, когда она не действует. В итоге способность – это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности. Более или менее специфические качества, которые требуются для определенной деятельности, лишь в деятельности и через посредство ее могут сформироваться на базе тех или иных задатков.
Деятельность человека –  это, говоря конкретно, трудовая деятельность, посредством которой человек  в процессе исторического развития, изменяя природу, создает материальную и духовную культуру. Все специальные  способности человека – это в конце концов различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению. Способности человека – это проявления, стороны его способности к обучению и к труду.[12]
Означая способность к  труду и обучению, способности  человека в обучении и труде формируются. Совершенно ошибочной является та точка  зрения, будто способности человека в деятельности человека и ее продуктах  лишь выявляются вовне, оставаясь независимыми от нее. В действительности между способностями человека и продуктами его деятельности, его труда, этими материализованными сгустками человеческих способностей, существует глубочайшая взаимосвязь и теснейшее взаимодействие. Реализуясь в тех или иных достижениях, способности человека не только проявляются, но также формируются и развиваются. Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает.
Человеческие способности, отличающие человека от других живых  существ, составляют его природу, но сама природа человека – продукт  истории. Природа человека формируется  и изменяется в процессе исторического  развития в результате трудовой деятельности человека. Интеллектуальные способности  формировались по мере того, как  изменяя природу, человек познавал ее; художественные – изобразительные, музыкальные и т.п. – формировались  вместе с развитием различных  видов искусства.
По мере того как человечество создавало новые области культуры, материализовавшиеся в продуктах  общественной практики, порождались  или развивались новые способности  и прежние способности получали новое содержание. Развитие музыки, возникновение нового музыкального строя или перспективного изображения  были развитием нового художественного  восприятия, новых – музыкальных  или изобразительных – способностей.
С расширением сфер трудовой деятельности и появлением все новых  видов ее у человека формировались  и новые способности. Человеческие способности и их структура зависят  от исторически изменяющихся форм разделения труда.
Выявляя зависимость структуры  человеческих способностей от исторически  изменяющихся форм разделения труда, К.Маркс  в блестящем и тонком анализе  вскрывает изменение психики  человека при переходе от ремесла  к мануфактуре, от мануфактуры к  крупной промышленности, от ее начальных  к более поздним, зрелым капиталистическим  формам. [4] Дальнейшее развитие механизации промышленности, при которой различные виды физического труда теряют характер специальности, создает технические предпосылки для развития индивида, который уже не прикован к одной частной функции, для которого и различные общественные функции являются сменяющими друг друга формами деятельности.
 
      Особенности формирования способностей.
    Рассмотренное соотношение задатков и способностей показывает, что, хотя развитие способностей зависит от природных предпосылок, которые далеко не одинаковы у разных людей, однако способности не столько дар природы, сколько продукт человеческой истории. Если у животных передача достижений предшествующих поколений последующим осуществляется главным образом путем наследственных морфологических изменений организма, то у человека это происходит общественно-историческим путем, т. е. с помощью орудий труда, языка, произведений искусства и т. п. Каждому человеку предстоит принять эстафету: он должен применять орудия, пользоваться языком, наслаждаться произведениями художественного творчества и т. д. Овладевая миром исторических достижений, люди формируют свои способности. Проявление способностей находится в прямой зависимости от конкретных приемов (методики) формирования соответствующих знаний и умений, которые исторически вырабатываются людьми в ходе удовлетворения потребностей общества.
Если рассмотреть этот вопрос с точки зрения истории  человеческого общества, то легко  убедиться в правильности приведенного выше положения. В настоящее время, например, ни у кого не вызывает сомнения утверждение, что каждого семилетнего  нормального ребенка можно научить  читать и писать. Однако лет двести назад существовало довольно распространенное мнение, что грамоте может обучиться  далеко не всякий, а лишь тот, кого "умудрил  господь", т. е. человек, наделенный особыми  способностями. А остальные (примерно две трети от общего числа детей) заранее признавались неспособными проникнуть в тайны письма и чтения. Этот взгляд на какие-то особые врожденные способности был обусловлен реальными  трудностями обучения. Весьма несовершенный  метод, связанный с необходимостью заучивать все буквы с их славянскими  названиями ("аз", "буки", "веди", "глаголь", "добро"), необычайно затруднял переход к слоговому  чтению. В первой половине XIX в. был осуществлен переход к более совершенным методам преподавания, появились и новые учебные пособия, построенные по слоговому методу, где был использован упрощенный гражданский шрифт вместо церковно-славянского, а названия букв славянского алфавита были заменены сокращенными названиями ("а", "бэ", "вэ"). Так была решена проблема "врожденных грамматических способностей". Практика показала, что научиться читать и писать могут решительно все дети.
Какие же можно сделать  выводы в связи со сказанным? Есть основания считать, что едва ли не решающим фактором, от которого зависит, обнаружит ли человек способности  к данной деятельности или нет, является методика обучения. Как правило, о  врожденности способностей речь заходит  всякий раз тогда, когда методика обучения обнаруживает свою несостоятельность  и беспомощность. Разумеется, методика будет совершенствоваться, и потому круг "врожденных" способностей неизбежно будет все больше и больше сужаться. И можно предположить, что в конце концов такие особые, "высшие" способности, как поэтические, музыкальные, артистические, конструкторские, педагогические, организаторские и прочие, ожидает судьба "грамматических" и "арифметических" способностей. В этом направлении ведутся эксперименты многих психологов.
Так, А. Н. Леонтьев стремился  выработать музыкальный слух у якобы  абсолютно немузыкальных детей, т. е. учащихся, по поводу которых было сделано заключение, что у них  отсутствуют задатки к музыкальным  способностям. Применяя систему индивидуальных тренировок (прослушивание музыки и  одновременное сравнивание и воспроизведение звуков - подпевание), исследователь научился формировать музыкальный слух - способность, считавшуюся классическим примером врожденности задатков.
  О том же говорит экспериментальная работа в одной из школ Москвы, где группа психологов (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) осуществляла формирование математических способностей у всех учащихся; это позволило усваивать детям абстрактные выражения уже в первых классах, хотя ранее основы алгебры считались доступными лишь для учащихся V-VI классов. [5]
   В СССР проблема формирования способностей и талантов является большой социальной и государственной проблемой. При этом задача всестороннего развития способностей у всех детей не противопоставляется задаче развития специальной одаренности у отдельных особо талантливых детей. В этом отношении весьма характерен опыт казанского педагога Г. Ю. Гусарской. Из числа ее учеников вышло много талантливых математиков. Все ее ученики, получая нагрузку, соответствующую их способностям и знаниям и возрастающую по мере их продвижения вперед, превосходно усвоили школьный курс математики. Так было фактически опровергнуто мнение, что есть дети, абсолютно неспособные к математике. Подавляющее большинство учеников Г. Ю. Гусарской пошли в технические вузы и на физико-математические факультеты университетов. Среди них есть десять математиков и физиков-теоретиков, работающих сейчас в Казанском университете. Все десять - это математически одаренные люди, чей талант был открыт, проявлен, сформирован и отточен умелым педагогом.
Задаче активного развития математических способностей подчинена  работа ряда специальных школ в Москве, Новосибирске и других городах.
    Существенно важный фактор развития способностей человека - устойчивые специальные интересы. Специальные интересы - это интересы к содержанию определенной области человеческой деятельности, которые перерастают в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности. Познавательный интерес здесь стимулирует действенное овладение приемами и способами деятельности.
    Подмечено, что возникновение интереса к той или иной трудовой или учебной деятельности тесно связано с пробуждением способностей к ней и служит отправной точкой для их развития. "Наши желания, - по словам Гёте, - предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить"[3]. Упрочившиеся интересы ребенка - это "лакмусовая бумажка" его способностей, сигнал, который должен заставить окружающих задуматься - не дают ли себя знать зарождающиеся способности.
    У подростка эти интересы, как уже подчеркивалось, приобретают характер увлечений кратковременных, хотя и страстных. Свойственные подростковому и юношескому возрасту разнообразные и нередко вскоре угасающие интересы играют важную роль в выявлении способностей развивающейся личности. Педагогически важным является такое отношение воспитателей к сфере интересов подростков или юношей, которое предполагает углубление и расширение их познавательных потребностей. Вместе с тем педагог не должен негодовать по поводу того, что увлечения подростка имеют зачастую мимолетный характер.[14]
    Конечно, оптимально такое положение вещей, при котором школьник очень рано обнаруживает (при посредстве и помощи взрослых) устойчивые специальные интересы и развивает соответствующие способности, позволяющие ему безошибочно определить свое призвание. Это бывает, как известно, далеко не со всяким. Но даже если выпускник уйдет из школы без стойко выраженного интереса к какой-то профессии (речь здесь идет об интересе, а не о необходимых для вступления в жизнь знаниях и психологической готовности к труду), это будет лучше, чем если учащийся неверно и скоропалительно определит свой интерес, опираясь на чисто внешние признаки "заманчивых" профессий: артиста, дипломата, журналиста и т. д.
   Выпускными экзаменами  завершается школьное обучение, но не развитие интересов и  способностей молодого человека. Существующая у нас система  заочного и вечернего образования,  широчайшие возможности самообразования  (народные университеты, библиотеки, лектории, кружки при Домах культуры  и т. д.) позволяют надеяться  на успешное развитие интересов  и дарований человека, каков бы  ни был род его занятий по  окончании школы, в особенности если он развил в себе важнейшую способность - трудолюбие.
    Вопрос о развитии способностей неотделим от общей проблемы развития личности человека. Советская психология и педагогика исходят из того, что развитие умственной одаренности или каких-либо профессиональных способностей не может быть самоцелью. Форсированное развитие способностей и умение ребенка, проявляющего признаки одаренности, должно сочетаться с развитием его моральных убеждений. Бездумное стремление увеличить разрыв между так называемым умственным и фактическим возрастом ребенка может привести к тому, что, уйдя в интеллектуальном отношении из мира детства, одаренный ребенок, в связи с незрелостью моральной и эмоциональной сферы, не найдет себе места в мире взрослых людей. Внутренние противоречия его развития чреваты конфликтами и взрывами. Поэтому на первый план следует выдвинуть не столько вопрос о дальнейшем развитии дарования, сколько задачу гармонического формирования личности ребенка в целом, в которой способности являются лишь одним из компонентов ее структуры.
   Наличие в семье  одаренного ребенка не облегчает,  а иногда усложняет задачи  воспитания, стоящие перед семейным  коллективом. Именно поэтому необходимо  не только создавать условия  для развития способностей ребенка:  давать пищу его огромной энергии,  но и особо внимательно относиться  к формированию у него потребностей  коллективиста. Важно добиваться  осознания одаренным ребенком  простого факта, что большие  способности не столько дают  ему право предъявлять повышенные  требования к окружающим, сколько  окружающим - и прежде всего родителям  и учителям - дают большие права  предъявлять повышенные требования  к нему. Если он будет понимать, что его способности порождают  не только особые права, но и особые обязанности, то можно рассчитывать на благоприятное развитие его личности.
      Ход возрастного развития и становление способностей.
Наблюдения за изменениями  умственного облика учеников нередко  привлекают внимание к случаям неравномерности  возрастного психического развития: убыстрению или замедлению умственного  роста, неожиданным подъемам или  задержкам. Такого рода особенности хода развития, отличающие учеников-ровесников друг от друга, могут обнаруживаться в относительно одинаковых условия обучения и воспитания. Различия в темпе и ритме приближения к зрелости, существование различных вариантов самого хода возрастного развития важная сторона проблемы становления способностей.
Случаи, когда ребенок  очень быстро развивается в умственном отношении и при прочих равных условиях далеко опережает сверстников, не так уж редки. В каждом поколении  встречаются дети с ранним расцветом  умственных сил. Что представляет собой  развитие их способностей?
Издавна наряду с восторженным любованием такими детьми сложилось, а  затем стало преобладать весьма критическое, недоверчивое к ним  отношение. Получили широкое распространение  взгляды, согласно которым очень  раннее развитие умственных способностей – это болезненное явление  или результат «натаскивания»; считалось, чуть ли не установленным, что «вундеркинды»  не сохраняют в дальнейшем своих  дарований. Скептическое и настороженное отношение к детям, выделяющимся своими способностями, было своего рода реакцией на неумеренные восторги и имело реальные основания: разочаровывающие спады в ходе их развития, очень заметные случаи несоответствия между «заявленным» в детстве и достигаемым в годы зрелости. Но в последние десятилетия наметился переход к более обоснованному и одновременно более оптимистическому отношению к детям с ранним подъемом умственных сил. Накопленные данные свидетельствуют, что эти дети в большинстве своем, вопреки распространенному представлению, не отличаются болезненностью, склонностью к первым срывам и отнюдь не отстают в физическом развитии. Их ранние успехи в занятиях и объем деятельности, как правило, не могут быть объяснены «натаскиванием», так как быстрый рост их умственных сил нередко происходит в неблагоприятных условиях и вопреки желанию старших. Наряду с фактами, обнаруживающими у детей с очень быстрым умственным развитием последующее замедление темпа и «выравнивание», известно и другое: немало выдающихся людей в самых разных областях деятельности были в детстве рано созревшими. Судя по всему, опережение сверстников при прочих равных условиях может указывать на полноценный и перспективный вариант возрастного развития.
Однако, пожалуй, только в  музыке, рисовании и некоторых  видах спорта, где накоплен большой  опыт воспитания одаренных детей, ранние достижения ребенка воспринимаются как возможное предзнаменование его будущих достижений. Что же касается детей с необычно быстрым  умствен
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.