Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Командно-административная система

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
План
Введение………………………………………………………………….......3
1. Командно-административная экономика ……………………………….5
1.1 Историческое  развитие социалистической идеи……………………..8
1.2 Характеристика  командно-административной системы……………10
2. Особенности развития командно-административной  экономики.........12
2.1 Развитие командно-административной экономики (по теории К. Маркса)…………………………………………………….......................13
2.2 Развитие  командно-административной экономики  в СССР……….15
2.3. Командно-административная система в Казахстане………………... 27
3. Противоречия командно-административной  системы ………………...30
Заключение………………………………………………………………......34
Список использованной литературы……………………………………….35
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
  В  обеспечении нормального функционирования  любой современной экономической   системы важная роль принадлежит  государству. Государство на протяжении  всей истории своего существования  наряду с задачами поддержания  порядка, законности, организации  национальной обороны, выполняло  определенные функции в сфере  экономики. Возникает дилемма  – с одной стороны, неконтролируемые  рыночные процессы разрушительны  для экономики и общества, поэтому  рыночная экономика более чем  любая иная, нуждается в государственном  регулировании, с другой -  неизбежность  регулирования рыночной экономики  постоянно рождает соблазн директивного  решения многих экономических  проблем. Однако чаще всего  результат такого “административного”  решения оборачивается лишь видимостью  преодоления кризисных экономических  ситуаций. Следовательно, задача состоит в том, чтобы найти  оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы максимальную эффективность.
В начале ХХ в. экономическая роль государства  стала настолько значимой, что  первая половина прошлого столетия вошла  в историю как эпоха “государственно-монополистического капитализма” (ГМК). Её практика подтолкнула  к идее “государственного социализма”  – попытке использовать экономическую  мощь государства для ускоренного  социалистического преобразования общества. Развитие этой идеи привело  к возникновению “административно-командной  экономики”. Сейчас  у большинства людей (особенно у  молодого поколения, которое воспитано  на критике коммунистических идей) не вызывает сомнения, что командно-административная экономическая система в принципе не способна на эффективное функционирование, и   путь преобразований от централизованной к рыночной экономике,  является единственно верным. В то же самое время при реформировании экономических основ необходимо учитывать особенности национальной экономики, потому как «слепое копирование чужого опыта и следование чужим рецептам» не принесет желаемого результата. Ведь основы рыночной экономики зарождались не на пустом месте, а на обломках командно-административной системы, а потому для осознания того, что происходило во время реформ, недостаточно только понимать процессы рыночной экономики, необходимо также знать, как функционируют предприятия, управляемые из Центра и принадлежащие государству.
Цель  данной работы заключается в том, чтобы попытаться дать ответ на вопрос, может ли в принципе командно-административная система быть эффективной и обеспечивать высокий уровень жизни граждан  и рассмотреть основные черты  и противоречия командно-административной системы.  министративный экономика базовый
 
 

1. Командно-административная экономика
 
  Основополагающей  чертой командно-административной  системы  является то, что все  права собственности  принадлежат  государству, а частная  собственность  ликвидируется и переходит в  руки государству.  Удельный вес  государственной собственности  в СССР,  например,  составлял  90%.  В результате   произошла   как   деформация   процесса   присвоения   объектов собственности,  так  и  результатов  ее  функционирования.   Декларированные  субъекты собственности – трудовые  коллективы и отдельные трудящиеся  –  были отчуждены  от  собственности,  т.к.  фактически  утратили  важнейшие  функции  присвоения: владения и распоряжения. Они перешли к органам  государственного  управления и представлявшему   их  слою  распорядителей,  в   результате  чего государственная   собственность  утратила  общественный  характер   и   стала персонифицированной.   Реальным    собственником    стала    административно-бюрократическая   верхушка    государственной    власти.    Огосударствлению  подверглись также и остальные  формы собственности – кооперативная  и  личная. Так, непременным  атрибутом кооперативной собственности  в СССР были:  система государственных  закупок, даже в 80-е годы  охватывающая 80-90%  всей  товарной  продукции  колхозов;  безвозмездное   изъятие  доходов  колхозов   в   пользу государства;  регламентация   государством    процесса   воспроизводства   на кооперативных  предприятиях. В отношениях личной  собственности  этот процесс  был связан с ограничениями  со стороны государства верхнего  потолка личных доходов и проведением  курса на их уравнительность,  что подрывало стимулы к труду  наиболее инициативных и квалифицированных  работников. Закономерным результатом  огосударствления основы экономической  системы – собственности, стало  огосударствление всех  структур  этой  системы.  Только государство  стало  собственником  производственных  ресурсов  и  только  оно  принимало экономические решения.  Возник и укрепился  монополизм  государства в экономике,  политике,  социальной  сфере,  идеологии,  средствах  массовой информации.
 Следует  отметить, что в КАС  экономическая  власть  государства   не  имела  развитой  правовой  базы  и   поэтому  не  являлась  правовой  властью.   Она опиралась на   власть   госаппарата,   имеющего   свои   особые   интересы, отличающиеся  от интересов народа и заключавшиеся  в сохранении  устраивающей их  системы управления и укреплении  государственной мощи. Интересы  человека-работника признавались  лишь  в  той  степени,  в  какой  они  могли   служить реализации интересов  власти.  Поэтому  характерной   чертой  такого  общества является  ограничение свобод, в том числе  экономической свободы. 
Результатом КАС является тоталитарное  государство.  Тоталитаризм  –  это система  насильственного политического  господства,  характеризующаяся  полным подчинением общества власти господствующей элиты.  Можно  выделить  следующие характерные черты  тоталитаризма:
 
        1. единая идеология, мобилизующая  население;
 
        2. единая партия – монополист, возглавляемая одним лидером;
 
        3. государственная монополия на  средства массовой информации;
 
        4. репрессивная политическая система;
 
        5. всеобщее доминирование государственной   собственности  на  все  средства  производства.
 
        Предпосылкой возникновения тоталитаризма  явилось положение классиков  марксизма о необходимости введения  на переходный  период  от  капитализма  к социализму, для подавления  сопротивления буржуазии, диктатуры  пролетариата. Но, как показал исторический  опыт, в  течение  короткого   времени  диктатура пролетариата  может  превратиться  в  диктатуру   правящей  партии,  затем  в  диктатуру узкого  круга  партийных   лидеров,  наконец,  в  диктатуру   одного человека.
Существенной  чертой КАС является  деформация всех отношений общественного воспроизводства: производства, распределения, обмена и  потребления.    В  производстве  деформация  начинается  с  подмены  его  цели:   вместо удовлетворения потребностей общества ею  фактически  стало  накопление  ради накопления.  В   основе   управления   производственным   процессом   лежало директивное  планирование.  Система  централизованного   планирования   была создана  в  20-30-е  годы  и  не  претерпела  затем  никаких  принципиальных изменений. Она  была  разработана,  чтобы  обеспечить  стратегию  ускоренной индустриализации,  базирующуюся  главным  образом  на  быстрой   мобилизации капитальных, трудовых и материальных ресурсов и отодвигавшую на второй  план вопрос об их эффективном  использовании. В основе планирования  лежали  такие принципы, как:
1. директивность  – обязательность  для исполнения;
2. адресность  – доведение заданий  до  конкретного исполнителя;
3. централизованность  – распределение  плановых  заданий из единого  центра.
 Централизованное  плановое  задание включает  директивы  по   регионам, отраслям,  отдельным  предприятиям.  После принятия  план  принимает форму закона  и его неисполнение ведет к  административной,  уголовной и  партийной ответственности. Социалистическому  планированию  теоретиками  приписывалось  такое  существенное  свойство,  как  научность.   Но   на   практике   через планирование  реализовывались   политические   и   экономические   установки  правящей партии и, как правило,  не  учитывались  объективные   экономические пропорции.  С   помощью   пятилетних   и   годовых   планов   Госкомитет   по планированию, отраслевые министерства, другие ведомства  пытались  управлять темпами экономического  роста,  структурными  преобразованиями  в  экономике, распределением  материальных ресурсов.  Но,  как   показал  опыт,  директивное  централизованное планирование  подавляет хозяйственную инициативу.
 
 
1.1 Историческое развитие социалистической  идеи
 
На протяжении человеческой истории можно насчитать  немного идей, к которым люди разных стран и эпох обращались бы столь  упорно, как к идее социализма. Корни  этой идеи уходят далеко в древность. Но главными идейными предтечами социализма принято считать двух знаменитых ученых позднего Средневековья –  английского философа и государственного деятеля Т. Мора и итальянского философа, доминиканского монаха Т. Кампанеллу, которые были авторами социальных утопий о гармоничных и счастливых обществах, не знающих частной собственности. В XVIII – начале XIX вв. понятия «социализм» и «коммунизм» вошли в научный обиход и общественный лексикон. Среди наиболее известных авторов того периода – французские философы А. Сен-Симон и Ш. Фурье и английский общественный деятель Р. Оуэн. Их творчество справедливо называют «утопическим социализмом», поскольку оно было оторвано от реальной общественной практики своего времени и представляло собой скорее философские мечтания, чем научное учение.
Превращению социализма в активное и бурно  растущее направление философской  и политической мысли способствовало становление европейской социал-демократии и научное творчество ряда выпадающих ученых и деятелей середины – второй половины XIX в. Наиболее крупный вклад внес К. Маркс, автор «Манифеста Коммунистической партии» (1848 г., совместно с Ф. Энгельсом), «Капитала» и многих других работ. Они разработали грандиозное философско-политическое и экономическое учение, в котором стремились доказать неизбежность прихода всего человечества к социализму через пролетарскую революцию. Маркс попытался обосновать исторически преходящий характер частной собственности и необходимость вступления всего человечества в эру коммунизма через мировую революцию. Позднее В.И. Ленин развил и практически применил в России идеи Маркса о революционном, насильственном уничтожении старого строя и переходе к бесклассовому социалистическому обществу.
Во второй половине XIX – начале XX в. социалистическое движение стало наиболее динамично развивающейся идейной и политической доктриной в Западной Европе, России, США и многих других стран. Наряду с марксизмом в нем существовало немало школ и течений. Их объединяли протест против неравенства и нищеты, коллективизм и недоверие к частной собственности. Часть социалистических ученых и практиков исповедовала насильственный, революционный переход к новому обществу, другая часть придерживалась позиций постепенного, эволюционного реформизма.
Универсальное распространение социалистической доктрины именно в XIX–XX вв. имеет глубокие корни. Во-первых, социализм явился реакцией на угнетение, нищету и бесправие большей части населения, которые сопровождали становление современного промышленного общества. Например, из классической русской и западноевропейской литературы мы все хорошо знаем, какие бедствия переживали простые люди в ту эпоху. Помимо угнетения населения в западных странах, капитализм нес еще более жесткое порабощение жителям колониальных государств. Во-вторых, начиная примерно с середины XIX в. и вплоть до последних десятилетий развитые страны благодаря невиданному в мировой истории взлету научного знания переживали духовный феномен безграничной веры в человеческий разум и в способность человека преобразовывать жизнь на научных и рациональных началах.
Чтобы закончить  с этой темой, следует отметить еще  одно обстоятельство, имеющее отношение  не столько к предпосылкам возникновения  социалистической идеи, сколько к  предпосылкам ее реализации в форме  тоталитарного государственного социализма. Это появление, впервые в мировой  истории, технических возможностей планирования жизни общества и поведение  каждого центра, а также контроля за обществом и каждым членом общества. Такие возможности предоставили современные средства связи и  транспорта.
 
 
 
1.2 Характеристика командно-административной  системы
 
Командно-административную систему характеризует общественная собственность на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством  централизованного общественного  планирования. Все крупные решения, касающиеся объема используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются  центральным плановым органом. Фактически для командной экономики характерен натуральный тип производства. В  сельском хозяйстве крестьянство закрепляется за определенным хозяйством, весь прибавочный  продукт и часть необходимого продукта изымается государством. Предприятия  являются собственностью государства  и осуществляют производство на основе государственных директив. Иными  словами, производственные планы устанавливаются  плановым органом для каждого  предприятия, причем план конкретизирует количество ресурсов, которые должно быть выделено каждому предприятию, чтобы оно могло выполнять  свои производственные задания. Рабочие  закреплены за профессиями и даже, быть может, распределяются согласно плану  по географическим районам. Соотношение  в национальном продукте средств  производства и средств потребления  устанавливается централизованно, таким же образом осуществляется распределение потребительских  товаров среди населения. Связь  между производителями и потребителями  устанавливается опосредованно  – через те же государственные  органы, поэтому интересы и потребности  потребителей не оказывают прямого  влияния на производство товаров  и услуг. Средства производства распределяются между отраслями на основе долговременных приоритетов, устанавливаемых центральным  плановым органом.
Таким образом, командно-административная экономика (плановая экономика, коммунизм) – это  такая форма общественного хозяйства, когда в условиях развитого общественного  разделения труда, специализации производителя, многообразия общественных структур осуществляется сознательное жесткое регулирование развития экономики как органического целого из единого центра.
Выделяют  две основные модели данной формы  общественного хозяйства: планово-директивную  и планово-нормативную.
Обе эти  модели общественного хозяйства  представляют собой сознательно  жестко регулируемую экономику на основе директивного плана или плановых нормативов. При этом самодеятельность предприятий игнорируется в той  или иной степени, а оценка их деятельности осуществляется на основе выполнения планов или нормативов.
Как и  любая система, командно-административная экономика обладает как определенными  достоинствами, так и недостатками. К достоинствам данной системы можно  отнести ее стабильность, устойчивость, возможность регулировать все фазы производства, решать социальные проблемы. К недостаткам – отсутствие стимулов производства, предпринимательского интереса, негибкость, бюрократизацию, дефицит  многих товаров.
 
 

2. Особенности развития командно-административной  ситемы
 
Как и  любая другая экономическая система  командно-административная экономика  имеет свой, свойственный только ей, путь развития. Существуют ситуации, при  которых меры жесткого государственного административного регулирования  являются единственно правильным способом разрешением проблем. К таким  ситуациям относятся экономические  кризисы, фрикционная безработица, чрезвычайные ситуации (стихийные бедствия, война и т.д.). Есть целые сферы  общественной жизни, в которых не сдерживаемая государством свобода  собственника грозит обществу безвозвратными потерями или непоправимыми тяжкими  последствиями. Сферы эти – окружающая среда, культура, просвещение, образование, здравоохранение, здоровые условия  быта населения, социальное обеспечение, сохранение памятников истории.
Наиболее  длительное, всеобъемлющее и интенсивное  задействование административных средств  наблюдается во время войн, непосредственной подготовки к ним и наступающего после них периодов восстановления разрушенного народного хозяйства, обычно с одновременным выходом  из политического и социально-экономического кризиса.
В данных ситуациях даже самые традиционно  «рыночные» и демократические страны прибегают к подобным мерам. Этому  существует множество примеров. Например, во Франции после прихода к  власти де Голля, в Испании после  победы Франко. Еще чаще они используются в развивающихся странах, где  экономические средства регулирования  из-за неразвитости рыночных отношений  и гипертрофированной многоукладности  экономики оказываются недостаточно эффективными для достижения ставящихся государством целей.
Классическими примерами широкого и эффективного использования административных инструментов для перестройки существующей общественно-экономической  системы могут служить: реформы  в западной Германии, проведенные  западными оккупационными властями и правительством Аденауэра-Эрхарда; коренное преобразование экономической  и политической системы в Японии, Испании, Греции. Подобные меры характерны для командно-административной системы.
Теоретическое и практическое развитие плановой экономики  имеет множество различий.
 
2.1 Развитие командно-административной  экономики (по теории К. Маркса)
 
Марксизм  возник как одна из идеологий рабочего класса. Это была первая в истории  человечества не иллюзорная, а адекватная, научная идеология. Конечно, сами К. Маркс и Ф. Энгельс были не лишены иллюзий. К числу их относится убеждение, что капитализм уже изжил себя, что он стоит на краю гибели. Эта иллюзия сказалась и на научном, в целом, экономическом учении К. Маркса. Но особенно она проявила себя во взглядах основоположников марксизма на социалистическую революцию и социализм. Свободной от иллюзий оказалась лишь философия марксизма, включая материалистическое понимание истории. Это связано с тем, что философия марксизма не стремилось нарисовать сколько-нибудь полную картину действительности. Она представляла собой, прежде всего метод ее познания, осмысления.
Карл  Маркс разработал классификацию  экономических систем, построенную  на формационном подходе.
В соответствии сданным подходом экономические  системы принимают образ пяти способов производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.
В марксистском видении коммунистическая общественно-экономическая  формация является «конечной» станцией, до которой доходит «поезд» человечества.
Коммунистическая  формация включает в себя целый ряд  способов производства и состоит  из двух фаз, низшей из которых является социализм. Эпоха социализма должна перерасти, согласно мысли Маркса, в эпоху «положительного гуманизма».
Вот как  описывает Маркс ту историческую драму, в которой капитализм, уничтожая  феодализм, сам в свою очередь  станет последней формой человеческого  общежития, поскольку с «неизбежностью»  будет заменен новой, бесклассовой коммунистической общественно-экономической  формацией:
«Итак, к  чему сводится первоначальное накопление капитала, т.е. его исторический генезис? Поскольку оно не представляет собой  непосредственного превращения  рабов и крепостных в наемных  рабочих и, следовательно, простой  смены формы, оно означает экспроприацию  непосредственных производителей, т.е. разложение частной собственности, покоящейся на собственном труде.
Уничтожение [этого способа производства], превращение  индивидуальных и распыленных средств  производства в общественно концентрированные, следовательно, превращение карликовой собственности многих в гигантскую собственность немногих, экспроприация  у широких народных масс земли, жизненных  средств, орудий труда, – эта ужасная  и трудная экспроприация народной массы образует пролог истории капитала. Экспроприация непосредственных производителей производится с самым беспощадным вандализмом и под давлением самых подлых, самых грязных, самых мелочных и самых бешеных страстей. Частная собственность, добытая трудом собственника, основанная, так сказать, на срастании отдельного независимого работника с его орудиями и средствами труда, вытесняется капиталистической частной собственностью, которая покоится на эксплуатации чужой, но формально свободной рабочей силы.
Когда этот процесс превращения достаточно разложил старое общество вглубь и  вширь, когда рабочие уже превращены в пролетариев, а условия их труда  – в капитал, когда капиталистический  способ производства становиться на собственные ноги, тогда дальнейшее обобществление труда, дальнейшее превращение  земли и других средств производства в общественно эксплуатируемые  и, следовательно, общие средства производства и связанная с этим дальнейшая экспроприация частных собственников приобретает новую форму. Теперь экспроприации подлежит уже не рабочий, сам ведущий самостоятельное хозяйство, а капиталист, эксплуатирующий многих рабочих.
Эта экспроприация  совершается игрой имманентных  законов самого капиталистического производства, путем централизации  капитала. Один капиталист побивает многих капиталистов. Рука об руку с этой централизацией, или экспроприацией многих капиталистов немногими развивается кооперативная  форма процесса труда во все более  и более широких, крупных размерах, развивается сознательное техническое  применение науки, планомерная эксплуатация земли, превращение средств труда  в такие средства труда, которые  допускают лишь коллективное употребление, экономизирование всех средств производства путем употребления их как средств  производства комбинированного общественного  труда, вплетение всех народов в  сеть всемирного рынка, а вместе с  тем интернациональный характер капиталистического режима… Монополия  капитала становиться оковами того способа производства, который вырос  при ней и под ней. Централизация  средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда  они становятся несовместимыми с  их капиталистической оболочкой. Она  взрывается. Бьет час капиталистической  частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют».
Согласно  марксизму, будущее коммунистическое общество в его более высокой  стадии не будет знать общественного  разделения труда (делающего человека рабом своей профессии), что даст возможность каждому члену общества полностью проявлять свои способности  в процессе свободного труда, государства  и его органов (поскольку общество будет самоуправляться коллективными  производителями): ограниченности экономических  ресурсов (что дает возможность каждому  члену общества получать от него по потребностям). Мерилом богатства  коммунистического общества будет  не рабочее, а «свободное время» его  членов.
 
2.2 Развитие командно-административной  система в СССР
 
На практике марксистская теория претерпела ряд  изменений. Применяясь в той или  иной стране, она приобретала различные  оттенки. Одним из ярких примеров функционирования командно-административной системы хозяйствования может служить  советская экономика.
Всевластие  государства в экономике и  других сферах жизни и управление исключительно с помощью бюрократических  методов позволяют определить советскую  систему как командно-административную и тоталитарную.
Советская экономическая система была грандиозным  историческим явлением. Но если попытаться кратко определить сущность этой системы, то она сводится к тотальному огосударствлению экономики. Этот, первый, принцип социалистической экономики позволяет реализовать  второй принцип – централизованное государственное планирование народного  хозяйства.
Это означает, что только государство было собственником  производственных ресурсов и только государство могло принимать  экономические решения. Вся экономическая  жизнь подчинялась административным распоряжениям органам власти. На протяжении советской истории государство  стремилось наладить всеобъемлющий  и всепроникающий контроль над экономикой, и отступления от этой тенденции  возникали только тогда, когда пороки сверхбюрократизации начинали подтачивать  устойчивость самой власти. В этой системе не было место человеку как  самостоятельно максимизирующему экономическому субъекту; работники были полностью  отчуждены от владения и управления средствами производства.
Советский государственный социализм не признавал  частной собственности, рынка и  рыночного саморегулирования. С  рыночной организацией экономической  деятельности советские идеологи связывали  только эксплуатацию, кризисы и «загнивание  капитализма». Однако самое жестокое угнетение человека было уделом именно светской системы, в которой материальные и социальные блага перераспределялись с помощью внеэкономических методов в пользу партийно-бюрократической верхушки – «номенклатуры».
Принцип планирования занимал в советской  идеологии особенно «почетное» место, поскольку объявлялся инструментом бескризисного, сбалансированного  и динамичного развития экономики, способного обеспечить историческую победу социализма над капитализмом. Нетрудно увидеть, что принцип планирования был практическим воплощением социалистической идеи об управлении экономикой из единого  центра.
Государственный план представлял собой совокупность обязательных к исполнению распоряжений органов государственного управления, адресованных конкретным предприятиям и организациям народного хозяйства  и регламентировавших ассортимент  и объем производства, цены и другие аспекты их хозяйственной деятельности.
Главным плановым документом был пятилетний план, содержащий перечень заданий  по производству и продаже продукции  в отраслевом и региональном разрезах. Все принятые экономические решения  носили обязательный характер для исполнителя. Составляя этот документ, государство  исходило не столько из объективных  экономических потребностей и критериев, сколько из политических и социально-экономических  задач, поставленных высшим руководством. Опираясь на пятилетний план, органы экономического управления разрабатывали задания  для всех иерархических уровней  вплоть до отдельного предприятия.
Это определяло принципиальную особенность экономической  деятельности в рамках советской  системы: лица, принимавшие решения, были обязаны руководствоваться  государственными плановыми заданиями, а не экономическими соображениями  максимизации прибыли. Цены на сырье  и готовую продукцию, оплата труда  работникам, условия сбыта и все  прочие экономические критерии, как  правило, не оказывали влияния на решения директоров предприятий  и других хозяйственных руководителей. Их главная задача состояла в выполнении плана.
Условно в экономической истории СССР можно выделить четыре этапа.
На первом этапе (1918–1921 гг.) была предпринята попытка непосредственно воплотить в жизнь марксистскую доктрину. Экономическая политика, позднее получившая название «военного коммунизма», была направлена на немедленную и принудительную ликвидацию частной собственности и «товарно-денежных» отношений (так в марксистской теории обычно называли рыночные отношения, инструменты и механизмы – деньги, цены, кредит и т.д.). На их место приходили отношения натурального обмена между предприятиями и бесплатное предоставление многих товаров и услуг населению (продуктовые пайки, бесплатный проезд в городском транспорте и т.д.). Большинство банков и других финансовых учреждений были закрыты. Произведена стремительная национализация примерно двух третей промышленных предприятия, включая все крупные и средние, государство перешло к прямому, внеэкономическому управлению производством. Сельская продукция насильственно изымались у крестьян, получавших в обмен низкокачественные промышленные товары из города. Частная хозяйственная деятельность была запрещена; особенно жестоко карался обмен товаров с целью спекуляции.
Любопытно, что организационная база «военного  коммунизма» была заложена еще в  период первой мировой войны, когда  царское правительство с целью  мобилизации ресурсов для ведения  военных действий ввело административное регулирование производства металла, вооружения, обмундирования и продовольствия, а также снабжение армии частными компаниями. В административном порядке  устанавливались цены сначала на поставки для армии, а потом и  на основные потребительские товары повседневного спроса. Эту практику продолжило Временное правительство, учредив при этом центральные  государственные органы управления народным хозяйством.
Конечно, это административное регулирование  нельзя сравнивать с государственным  планированием советской эпохи  ни по масштабу, ни по принудительной силе. Тем не менее наличие механизмов государственного административного управления стало основой для идеи В.И. Ленина о том, что в России созрели все организационные предпосылки для социализма – достаточно лишь свергнуть власть капиталистов и заставить государственную машину работать на дело социализма.
«Военный  коммунизм» в сочетании с Гражданской  войной обернулся экономической  катастрофой, которая поставила  под угрозу Советскую власть. В  этих условиях по инициативе В.И. Ленина в 1921 году была провозглашена «новая экономическая политика» (НЭП) – контролируемое и ограниченное использование рыночных отношений для оживления экономики России, что стало началом второго этапа в развитии советской экономики.
Вводя НЭП, советское руководство не отказывалось от ортодоксально-марксистских представлений, но откладывало реализацию социалистических принципов до того времени, когда  будет достигнута определенная стабилизация экономики. Поэтому были разрешены  торговля, мелкое и среднее частное  производство, наем работников, рыночное ценообразование, биржи, банки, иностранные  концессии и другие механизмы  и институты рынка. При этом гос
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.