Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


научная работа Дети блокадного Ленинграда

Информация:

Тип работы: научная работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
                                                                 
               ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
       УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА 
   С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ  ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 118
603074, г. Нижний  Новгород, улица Народная, дом 35
тел/факс 220-60-68            adm.118@mail.ru
 
 
 
 
«Блокада  Ленинграда глазами детей»
 
 
 
Выполнила: Софонова Алина Олеговна
 Ученица  9 б класса
Научный руководитель:
Хехнев Александр Владимирович
Учитель истории
 
 
 
 
 
Нижний Новгород
2012
Содержание.
 
Введение………………………………………………………………….……..3                                                                                                       
     Глава 1.Блокада Ленинграда………………………………………….... 6
      Начало блокады и первые годы блокады…………..……………..6
      Дорога жизни…………………………. ……………………...…....11
      Прорыв блокады  и её окончание………………………………….14
     Глава 2. Дети в блокадном Ленинграде……………………………..22
         2.1. Воспоминания детей…………………………………………..
         2.2. Работа детей на производстве  и совхозах………………….
         2.3. Обучение детей во время  блокады Ленинграда………..
Заключение                                                                                                         32 
Приложения                                                                                                        33
Список литературы                                                                                            58 

Введение
 
Каждый  год 9 мая мы празднуем День Великой  Победы. Почитаем тех, кто погиб в  боях и тех, кто выжил, кто прошёл всё войну от начала и до конца, тех, кто сейчас может нам поведать о тех страшных страницах нашей  истории. Свою работу я хотела бы посвятить участникам Великой Отечественной войны, а именно: детям - ленинградцам, пережившим ужасы блокады и сказать им огромное спасибо за то, что они помогли отстоять город!
Великая Отечественная война – это  героический подвиг, совершенный  русским  народом, и независимо от возраста все участники тех событий приближали Великий День Победы.
Спустя 67 лет после столь страшной страницы нашей истории – блокады Ленинграда - проблема голода, выживания в чрезвычайных ситуациях, тема человечности в обществе она не потеряла своей актуальности и сейчас.
Цель  моей работы – собрать и систематизировать информацию  о жизни детей в блокадном Ленинграде.
    Для достижения поставленной  цели необходимо было решить  следующие задачи:
1. Изучить  материал о военных действиях,  предшествующих блокированию Ленинграда, а также о  положении населения  города в первые месяцы Великой  Отечественной войны. 
2. Систематизировать  информацию о работе детских  домов, школ и ремесленных училищ  во время блокады Ленинграда.
3. Особое  внимание уделить изучению мемуаров, дневников, воспоминаний детей,  переживших блокаду. 
В  городской библиотеке им. В. И. Ленина мне помогли подобрать справочную, научно-популярную литературу, статьи из периодических изданий по теме реферата.
Основным  источником о работе детских домов  во время блокады Ленинграда стала  книга С. Котова  «Детские дома блокадного Ленинграда», где впервые на основе архивных документов, воспоминаний бывших блокадных детдомовцев и воспитателей воспроизводится трагическая страница истории блокады Ленинграда. С большим интересом я прочла книгу учительницы блокадной школы Ползиковой – Рубец «Они учились в Ленинграде» о деятельности ленинградской школы в 1941-1942 г.г. Очень подробная информация о жизни школьников и их участии в защите города содержится в статье кандидата исторических наук, ветерана Великой Отечественной Войны Павла Петровича Данилова «И в блокадном Ленинграде дети учились».
     Огромную помощь в подготовке моей работы мне оказали интернет-ресурсы. Интересную информацию и иллюстративный материал я нашла на тематических сайтах, посвященных блокаде Ленинграда, таких как «Блокада Ленинграда», «Эхо блокады Ленинграда».
Основная  трудность в работе над темой  была в большом количестве источников. Передо мной стояла проблема не поиска, а отбора источников. Поэтому живые  свидетельства очевидца тех страшных лет представляют, на мой взгляд,  большую ценность. Мне удалось найти интервью с блокадницей Ленинграда, которая рассказала о жизни, о тяготах и лишениях.
Главной темой  для Ленинграда  были дети блокадного города, беззащитные удавленные немецкой агрессией, нечего непонимающие, голодные дети. Во время наступления фашистов на Ленинград детей оставалось в городе большое количество и естественно главной задачей города была обеспечить детям безопасность, сделать так, что бы их как можно скорее вывезли за пределы города.
Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и  все это в таком малом возрасте, но они держались и держались  до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих, то, что происходило  вокруг наводило ужас на них, ведь всё  это происходило у них на глазах.
Пройдя  от начало и до конца всю блокаду, некоторые из них получили ордена и медали за защиту города
Понятия дети и война несовместимы!
Однако  юным ленинградцам-детям блокадного города - пришлось вместе со взрослыми перенести  всю трагедию осажденного города.
Детям было хуже, чем взрослым!
Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ...Много детского почему?
Но детским  чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.
Город жил, сражался и ковал оружие для грядущей победы; вместе  со взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах.
Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                       Глава 1: Блокада Ленинграда
 
                     1.1 Начало блокады и первые годы блокады.
 
Весть о вторжении врага на советскую  территорию ленинградцы встретили  единодушным желанием отстоять родную землю.
Вскоре  после объявления войны было начато формирование народного ополчения. Не ожидая своей очереди призыва  в Красную Армию, в добровольческие  полки шли рабочие, инженеры, ученые, писатели, артисты, художники. После  кратковременного обучения полки народного  ополчения отправлялись на фронт, на передовые позиции.
В первые дни войны, когда советские войска вели упорные бои в западных приграничных районах, Ленинград находился относительно далеко от центра военных действий. Противник в это время делал  попытку подвергнуть город бомбардировкам с воздуха, но они были парализованы противовоздушной обороной города.
В эти  дни в Ленинграде появились первые в этой войне Герои Советского Союза. Это высокое звание было присвоено 8 июля 1941 года трём летчикам-истребителям П.Т. Харитонову, С.И. Здоровцеву и М.П. Жукову.
25 июня  Военный совет фронта по докладу  заместителя командующего фронтом  генерал-лейтенанта К.П. Пядишева  утвердил принципиальную схему  обороны юго-западных подступов  к Ленинграду и принял решение  немедленно начать инженерные  работы на намеченных рубежах.  Решено было строить три Было  построено огромное количество  различных инженерных сооружений, в том числе 570 дотов и дзотов, 160 км эскарпов, 94 км противотанковых  рвов. Для борьбы с немецкими  войсками на вновь созданном  оборонительном рубеже была сформирована  Лужская оперативная группа под  командованием генерал-лейтенанта  К.П. Палдышева.
10 июля 1941 года Государственный Комитет  Обороны, для более оперативного  руководства фронтами, образовал  главнокомандование Северо-Западного,  Западного и Юго-Западного направлений.
Упорное сопротивление советских войск  на Лужском рубеже и контрудар  в районе города Сольуп вынудили германское командование 19 июля прекратить наступление  на Ленинград. Задержка немецкого наступления  почти на месяц дала возможность  советскому командованию организовать прочную оборону на Лужском оборонительном рубеже и более основательно вести  строительство укреплений на непосредственных подступах к Ленинграду.
Между тем, 30 июля группа армий «Север»  получила приказ Гитлера продолжать наступление в направлении Ленинграда, нанося главный удар между озером Ильмень и Нарвой, с целью окружить Ленинград и установить связь  с финской армией. Гитлеровское командование перегруппировало свои силы, расположенные  на юго-западных подступах к Ленинграду. К началу наступления на юго-западных подступах к Ленинграду немецко-фашистские войска превосходили наши силы в пехоте в 1,5 раза, в артиллерии и танках в 2 раза. Господство в воздухе было на стороне противника. Добившись  тройного превосходства над силами Седьмой армии, финны 4 сентября возобновили  наступление на Петрозаводском и  Олонецком направлениях. Врагу удалось  оккупировать Эстонию и прорваться на ближние подступы к Ленинграду. Здесь противник встретил непреодолимую  оборону советских войск и  поднявшихся на защиту своего города трудящихся – ленинградцев. Большое  значение в обороне Ленинграда имела 100-дневная оборона островов Эзель  и Даго и 150-дневная оборона полуострова  Ханко. Советский народ был полон  решимости отстоять Ленинград. Под  руководством Военного совета Ленинградского фронта, партийных и советских  организаций Ленинграда и области  вокруг города создается система  оборонительных сооружений, в нем  формируется народное ополчение, в  тылу врага партизанские отряды.
Для того, чтобы ускорить захват Ленинграда, Гитлер сосредотачивал всё новые  и новые силы. С этой целью, 15 августа  он даже приостановил дальнейшее наступление  группы армий «Центр» на Москву. 29 августа Государственный Комитет  Обороны объединил Главное командование Северо-Западного направления с  командованием Ленинградского фронта. В августе германские войска начали мощное наступление на Ленинград. 30 августа 1941 года город оказался «в клещах»  окружения. Немецко-фашистская группа армий «Север» стремилась прорваться к Ленинграду. В ожесточенных боях под Лугой советские войска обороной и контратаками измотали противника и нанесли ему значительные потери. Противник вышел к Неве, захватил станцию Мга и перерезал последнюю  железную дорогу, связывающую Ленинград  со страной. 8 сентября немцы захватили  Шлиссельбург, отрезав тем самым  Ленинград от страны. Началась многодневная блокада города – период неимоверных  лишений, голода, холода и вместе с  тем беспримерной стойкости, массового  героизма и мужества, непреклонной воли к победе ленинградцев и защитников города.
 
Ленинград переживал дни, полные тревоги и неожиданностей: участились налеты вражеской авиации, начались пожары и, что было самым опасным, истощались запасы продовольствия. Немцы захватили последнюю железную дорогу, связывающую Ленинград со страной. Транспортных средств по доставке через озеро было крайне мало, к тому же суда подвергались постоянным налетам вражеской авиации.
А в  это время на подступах к городу, на заводах и фабриках, на улицах и площадях - всюду шла напряженная  работа многих тысяч людей, они превращали город в крепость. Горожане и колхозники пригородных районов в короткие сроки создали оборонительный пояс противотанковых рвов длиной 626 км, построили 15000 дотов и дзотов, 35 км баррикад.
Многие  участки строительства находились в непосредственной близости от противника и подвергались артиллерийскому  огню. Люди работали по 12-14 часов в сутки, нередко под дождем, в насквозь промокшей одежде. Для этого требовалась большая физическая выносливость.
Смертельная опасность нависла над всей страной. Гром орудийной канонады приближался  с каждым днем, но он не пугал защитников города, а торопил закончить начатое  дело.
Невозможно  переоценить трудовую доблесть рабочего класса Ленинграда. Люди недосыпали, недоедали, но с энтузиазмом выполняли поставленные перед ними задачи.
Кировский завод оказался на линии фронта, но он продолжал свою работу. Завод  стал выпускать новый тип мощных танков, которые вступали в бой  прямо из его ворот и наводили на фашистов ужас. В цехах рвались  снаряды, завод бомбили, возникали  пожары, но никто не покидал рабочего места. Сердца ленинградцев были накалены. Жизнь в городе продолжалась. В  университете шла учеба. Правда, занятия  иногда прерывались гудком сирены. В научных учреждениях проходили  защиты диссертаций, некоторые диссертанты  прибывали прямо с фронта, в  полной военной форме.
В сентябре 1941 г. Д.Д. Шостакович закончил в Ленинграде Седьмую симфонию Напряженно работал композитор Б.В. Асафьев, отказавшийся покинуть Ленинград и переживший все тяготы блокадной поры.
Художники не прекращали свою деятельность. Их плакаты  висели на улицах, доставлялись в войсковые  части и на корабли. Театры и кинотеатры продолжали свою работу до тех пор, пока в городе не прекратилась подача электроэнергии.
Враг  засылал в город шпионов и  провокаторов, задачей которых было насаждать панику и неуверенность  среди осажденных, доносить о размерах разрушений и передвижениях войск. Используя сложности со снабжением, вражеская авиация сбрасывала листовки, призывавшие к неповиновению  властям. Многое применяли изобретательные  нацисты, но успеха они не имели.
Потеря  Шлиссельбурга вызвала серьезные  затруднения в Ленинграде. Прекратилось поступление боеприпасов, продовольствия, горючего, медикаментов.
С сентября был введен жесткий лимит потребления  электроэнергии для всех предприятий  и для нужд населения. Чтобы иметь  резервное питание для важнейших  заводов, были использованы два мощных турбоэлектрохода, обеспеченные полным запасом топлива и поставленные в нужных местах на Неве.
Были  также сформированы дежурные бригады  по ремонту водопровода на случай его повреждения, но фашистам не удалось  вывести из строя водоснабжение  города.
С первых дней сентября в Ленинграде вводятся продовольственные карточки. В целях  экономии продуктов питания закрываются  столовые, рестораны и другие пункты общественного питания. Расход продуктов  сверх установленного лимита без  специального разрешения Верховного совета строго запрещался.
В конце  ноября ударили морозы. Ртуть в  термометре приближалась к отметке 40 градусов. Замёрзли водопроводные  и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло  к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас  свет, внутренние стены квартир покрылись  изморозью.
Ленинградцы начали устанавливать в комнатах, выводя трубы в окна, железные печки  времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а  затем и книги. Но, подобного топлива  хватило ненадолго. Целые семьи  гибли от холода и голода.
К декабрю 1941 г город оказался в ледяном  плену. Но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную  продукцию. Голодные, измученные люди, повинуясь велению сердца и долгу, находили в себе силы работать у  станков.
После первой блокадной зимы летом 1942 года ленинградцам стало немного полегче. Ленинградцы постарались обеспечить себя продовольствием. На всех газонах  и клумбах, в парках и скверах  были разбиты огороды, и горожане занялись выращиванием самых разных овощей. Летом 1942 года на стадионе имени  Кирова состоялся даже футбольный матч. Ход матча транслировался не только для ленинградцев, но и для немецких солдат на их родном языке. Работали кинотеатры - жители города даже во время блокады  смотрели фильмы. В филармонии давались концерты, а в театрах ставились  спектакли. В городе в дни блокады  впервые исполнялась знаменитая Седьмая, Ленинградская, симфония Д. Шостаковича, исполнялась с блеском большим  симфоническим оркестром. Остановился  транспорт, на работу люди ходили пешком, ночевали прямо в заводских цехах  у станков. Работали мастерские - в  них ремонтировали повреждённые танки и самолёты. Зима 1942–43 гг. резко  отличалась от предыдущей. По улицам города ходили трамваи, уже не видно было снежных сугробов, мусора. Военными темпами работали предприятия, получившие топливо и электроэнергию. Открылись  школы, театры, кино; почти во всех домах  действовали водопровод и канализация, работали городские бани. Радовали глаз застеклённые окна, имелся, хотя и  небольшой, запас дров и торфа.
 
                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 1.2 Дорога жизни
 
С суши город был блокирован полностью. Единственным путем, по которому могло  осуществляться снабжение Ленинграда, после того как сухопутные пути в  город были перерезаны (кроме воздушных), являлось Ладожское озеро, точнее — южная часть озера, поэтому путь через Ладожское озеро постоянно был предметом особого внимания и заботы.
В ноябре Ладога стала понемногу затягиваться льдом. К 17 ноября толщина льда достигла 100 мм, что было недостаточно для открытия движения. Все ждали морозов.
Конный  транспорт, машины, тракторы были подготовлены к перевозкам грузов. Работники дорожной службы ежедневно измеряли толщину  льда на всём озере, но были не в силах  ускорить его нарастание.
20 ноября  толщина льда достигла 180 мм. На лёд вышли конные обозы.
22 ноября  наступил тот долгожданный день, когда на лёд вышли машины. Соблюдая интервалы, на небольшой  скорости, по следу лошадей поехали  они за грузом.
Казалось  самое страшное теперь позади, можно  вздохнуть более свободно. Но суровая  реальность опрокинула все расчёты  и надежды на скорое улучшение  питания населения.
22 ноября  колонна вернулась, оставив в  городе 33 тонны продовольствия. На  следующие сутки завезли только 19 тонн. Столь незначительное количество  доставленного продовольствия объяснялось  хрупкостью льда; двухтонные грузовики  везли по 2-3 мешка, и даже при  такой осторожности несколько  машин затонуло. Позже к грузовикам  стали прикреплять сани, такой  способ позволял уменьшить давление  на лёд и увеличить количество  груза.
Несмотря  на все усилия, удалось завезти  с 23 ноября по 1 декабря около 800 тонн муки (2-х дневная потребность). За это время затонуло 40 грузовиков.
Продовольствия  в городе оставалось мало. Военным  советом было принято решение  передать имеющиеся запасы продуктов  у моряков на снабжение населения.
Военный совет произвёл некоторые преобразования в управлении автоколоннами (подчинил все машины непосредственно начальнику дороги).
22 декабря  через озеро доставили 700 тонн  продовольствия, на следующий день  на 100 тонн больше.
В соответствии с поступлением продовольствия менялись и нормы выдачи хлеба населению. Если пронаблюдать это с сентября по ноябрь, то мы видим, что они уменьшались. По введенным 18 июля хлебным карточкам  рабочие получали в день 800 граммов, служащие – 600, дети до 12 лет и иждивенцы – 400. Со 2-го сентября по 1-е октября прошло три снижения норм, теперь они были такими: 400, 200 и 200. В ноябре нормы снижались дважды и на 20 ноября составляли: 250 граммов – рабочим, всем остальным – по 125.
Связано это было с тем, что немалый  урон понес город от пожара Бадаевских складов, разгромленных немцами 10 сентября 1941 г., в которых хранился 2-летний запас продовольствия. Кроме того, с малой эвакуацией людей из Ленинграда.
25 декабря  произошло первое повышение норм  выдачи хлеба, рабочим на 100 грамм, служащим, иждивенцам и детям на 75 грамм.
24 января  вводятся новые нормы снабжения  хлебом. Рабочие стали получать  400 граммов, служащие 300, иждивенцы и дети 250, войска в первой линии 600, войска тыловых частей 400 граммов. 11 февраля паёк снова был увеличен. Зимняя дорога с каждым днём становилась всё более оживлённой. Уже в конце ноября 1941 г. по Ладоге началась эвакуация жителей вглубь страны. Но массовый характер эвакуация приняла лишь в январе 1942 г., когда окреп лёд. Из блокированного города уезжали в первую очередь дети, женщины с детьми, больные, раненые и инвалиды. Эвакуации подлежали также научные работники, студенты, учащиеся ремесленных училищ, рабочие эвакуируемых заводов и их семьи.
В начале апреля 1942 г. растаял снег, лёд на озере покрылся водой местами  на тридцать - сорок сантиметров. Но движение по Дороге жизни не прерывалось. Машины шли, словно катера, поднимая вокруг себя волну. Лишь красные флажки на буях указывали путь отважным шофёрам. 24 апреля, когда начал разрушаться  снежный покров, Ладожская ледовая  трасса была закрыта, но дорога не умерла, на место грузовиков и саней стали  баржи и катера. Суда, доставившие  на западный берег грузы, выходили в  обратный рейс с эвакуируемыми из города детьми, женщинами, стариками, тяжелоранеными воинами, вывозили заводское оборудование, рабочих специалистов и их семьи, ценные произведения культуры и искусства.
С 24 ноября 1941 г. по 21 апреля 1942 г. через  Ладожское озеро в Ленинград  было доставлено 361309 т грузов, три  четверти которых составляли продовольствие и фураж.
Благодаря Дороге жизни, произошел срыв фашистских планов взять голодной блокадой город  на Неве.
 
                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3 Прорыв блокады и её окончание.
 
В конце  ноября 1942 г. Военный совет Ленинградского фронта, докладывая в Ставку Верховного Главнокомандования свои соображения  на счет ведения боевых действий зимой 1942/43 г., одной из главных задач  войск фронта считал проведение операции по прорыву блокады.
2 декабря  1942 г. Ставка утвердила план  операции Волховского и Ленинградского  фронтов. Готовность операции, условно  названной “Искра”, определялась  к 1 января 1943г. Координировать  действия фронтов, было поручено  Маршалу Советского Союза К.Е.  Ворошилову и генералу армии  Г.К. Жукову. Местом прорыва блокады  был избран узкий шлиссельбургско-синявский  выступ, разделявший войска фронтов.
Вражеские войска подготовили на шлиссельбургско-синявском  выступе долговременную круговую оборону  фронтом на восток, север и запад. По своему характеру она походила на полевой укреплённый район.
Войскам Ленинградского и Волховского фронтов  предстояло в условиях снежной зимы прорывать долговременную, сильно укреплённую  оборону противника. Ударную группировку  Ленинградского фронта составляла 67-я  армия под командованием генерал-майора М. П. Духанова. Главный удар наносили 268-я и 136-я стрелковые дивизии, где  оборона противника была наименее подготовлена в инженерном отношении.
В начале декабря 1942 г. по обе стороны шлиссельбургско-синявского выступа наступило необычайное  затишье. Траншеи советских войск  на переднем крае обороны были почти  пусты - осталось всего несколько  стрелковых частей и отдельных пулемётно-артиллерийских батальонов. Остальные войска, находясь в ближайшем тылу, усиленно готовились к предстоящему наступлению.
В начале января 1943 г. в результате напряжённой  боевой работы войска ударных группировок  Ленинградского и Волховского фронтов  были полностью готовы к наступлению. Советское командование ждало благоприятного момента для удара под Ленинградом. И он наступил. В это же время, стремясь максимально использовать свой успех, достигнутый в ходе контрнаступления под Сталинградом, Ставка решила развернуть наступление и на других участках советско-германского фронта.
Учитывая  выгодную обстановку, сложившуюся для  войск Ленинградского и Волховского  фронтов, Ставка ВГК приказала им 12 января 1943 г. перейти в наступление  южнее Ладожского озера и прорвать блокаду Ленинграда.
12 января 1943 г. в 9 часов 30 минут утреннюю  тишину разорвал залп реактивных  миномётов - “катюш”. Во всей  полосе наступления 67-й армии  началась артиллерийская подготовка. Выстрелы почти двух тысяч  орудий и миномётов слились  в сплошной гул. 2 часа 20 минут  над обороной врага бушевал  огненный смерч. Дальнобойная  артиллерия, чтобы не разрушить  лёд у левого берега Невы, вела  огонь по тыловым объектам  врага - артиллерийским батареям, штабам и командным пунктам,  узлам дорог.
Как только кончилась артиллерийская подготовка, в воздух взвились сигнальные ракеты. Ледяная гладь реки заполнилась  тысячами советских воинов, одетых в белые маскировочные халаты. Впереди с лестницами, досками, фашинами бежали бойцы штурмовых групп  и отрядов разграждения. Через  пять минут, вперёд устремились главные  силы.
Успешно продвигались по льду воины 269-го стрелкового  полка под командованием подполковника  А.И. Шерстнёва. Батальону капитана Ф.И. Собакина для преодоления Невы потребовалось всего 4 минуты. Не успели гитлеровцы опомниться, как воины  штурмовых групп и передовых  подразделений поднялись на ледяной  скат и ворвались в первую траншею  врага. Завязался ожесточённый рукопашный бой.
Вскоре  атакующие дивизии полностью  заняли первую, а затем и вторую траншеи. По изрытому многочисленными  воронками левом берегу Невы раскатилось  могучее русское “ура”. Грохот боя  удалялся от берега реки. Лавина советских  бойцов, прокладывая путь огнём, штыком и гранатой, устремилась дальше, навстречу воинам Волховского фронта.
К концу  первого дня наступления войска 67-й армии имели на левом берегу Невы два плацдарма.
Ночь  на 13 ноября обе стороны провели  в приготовлениях. Спешно выдвигались  части 96-й и 61-й пехотных дивизий  противника. Советские части укреплялись  на левом берегу Невы. С правого  берега переправлялись штабы и командные  пункты. Часть дальнобойной артиллерии меняла свои огневые позиции. Инженерные войска приступили к постройке ледяных  переправ для переброски через Неву средних танков.
Утром части 67-й армии возобновили наступление, стремясь овладеть узлами обороны противника на флангах прорыва - в Шлиссельбурге.
13 января  противник предпринял несколько  ожесточённых контратак, но все  они были отбиты. На отдельных  направлениях советские части  значительно улучшили свои позиции.  С 14 по 17 января обе стороны  вводили в сражение новые силы. На небольшом участке местности  продолжались ожесточённые бои,  основная тяжесть которых ввиду  особых условий местности легла  на плечи пехоты. Успех этих  боёв во многом зависел от  мужества, воинского мастерства  и находчивости младших командиров, непосредственно руководивших своими  отделениями.
Утром 13 января 330-й стрелковый полк подполковника  Г.И. Середина овладел железной дорогой  и юго-западной окраиной Шлиссельбурга, а затем атаковал с юга и  запада Преображенскую гору. К полудню  гора, часть города и железнодорожная  станция были заняты.
В ночь на 18 января командир 26-го немецкого  армейского корпуса решил вывести  оставшиеся войска из Шлиссельбурга  и отвести их к Синявино. К этому  времени между войсками Ленинградского и Волховского фронтов оставался  узкий, около 2 км, коридор. Немецко-фашистское командование понимало, что до полного окружения его шлиссельбургской группы войск остались считанные часы. Оставив для прикрытия отхода батальон пехоты, гитлеровцы нанесли два встречных удара по советским войскам, вышедшим к Рабочему посёлку №5, Шлиссельбурга и Синявино. К полудню части 136-й стрелковой дивизии и 61-й танковой бригады обошли с севера и юга Рабочий посёлок №5. Считанные сотни метров оставались до встречи с волховховчанами.
Вскоре 123-я стрелковая бригада заняла и  Рабочий посёлок №1.Таким образом, разгромив за шесть дней противостоящего  противника и достигнув места  встречи с волховчанами (Рабочие  посёлки №5 и 1), войска 67-й армии  выполнили свою главную задачу в  операции.
В ночь на 19 января 1943г радио Ленинграда передало, что блокада прорвана.
В день завершения прорыва блокады, 18 января 1943 г., Государственный Комитет Обороны  принял решение о форсированном  строительстве железнодорожной  ветки, которая связала бы Ленинград  со страной. В короткий срок, всего  за 18 дней, под непрерывными бомбёжками и артиллерийским обстрелом строители  проложили железнодорожную линию  Шлиссельбург - Поляна протяжённостью 33 км и возвели свайно-железнодорожную переправу через Неву у Шлиссельбурга, представлявшую собой дугу в 1300м.
Утром 7 февраля жители героического города восторженно встретили первый железнодорожный  состав, пришедший прямо с Большой  земли. С февраля по декабрь 1943 г. по вновь построенной железной дороге прошло 3104 поезда. Ленинградские заводы и фабрики получили сырьё и  топливо, благодаря чему значительно  расширился выпуск военной продукции. В войска Ленинградского фронта прибывало  пополнение, вооружение, боевая техника, боеприпасы.
Прорыв  блокады Ленинграда – это была третья крупнейшая победа после Москвы и Сталинграда в Великой Отечественной  войне. Теперь Ленинград накапливал силы для полного освобождения города от вражеской блокады. Ровно через  год, 27 января 1944 года этот день пришел.
 
Прошёл  ровно год после прорыва блокады  Ленинграда в январе 1943 года. Положение  ленинградцев несколько улучшилось. Но враг всё ещё подвергал город артиллерийскому обстрелу и бомбардировкам. В 1943 году в результате артиллерийских обстрелов было убито более 1400 и ранено около 4600 жителей города. Весной Государственный Комитет Обороны принял Постановление о восстановлении предприятий Ленинграда. К концу года трудящиеся города частично или полностью ввели в действие 85 крупных заводов и фабрик. Летом в Ленинграде работало 212 заводов и фабрик союзного подчинения, выпускавших более 400 видов, военной продукции.
9 сентября 1943 года Военный совет Ленинградского  фронта представил в Ставку  ВГК свои соображения на дальнейшее  ведение боевых действий, где  говорилось о плане освобождения  Ленинграда. В соображениях Военного  совета Волховского фронта, представ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.