Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Мышление в психологии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МЫШЛЕНИЕ КАК ВЫСШИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС……………………………………………..6
1.1.Характеристика мышления  как психологического процесса……………...6
1.2. Виды мышления в  психологическом процессе…………………………...10
ГЛАВА 2. МЫШЛЕНИЕ С ПОЗИЦИИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО 
ПОДХОДА……………………………………………………………………….18
2.1. Основные понятия в  исследовании мышления с позиции  деятельностного подхода…………………………………………………………………………...18
2.2.Сравнительный анализ  теорий мышления с позиции  деятельностного подхода…………………………………………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
«Обучать надо не мыслям, а мышлению»- эти слова известного философа Иммануила Канта, вполне актуальны для наших дней. С середины XX века в зарубежной педагогике разворачивается новое направление «обучение мышлению», организатором которого становится американский психолог Джером Брунер. Идея развития мышления - становится одной из приоритетных и в нашей отечественной психологии.
Мышление - процесс познания, который связан с открытием субъективно  нового знания, решением задач, с творческим преобразованием действительности. Поэтому в психологии мышление рассматривается  и изучается как психический  процесс и как процесс решения  задач. Мышление включено во все виды деятельности человека (труд, познание, общение, игру) и связано со всеми  личностей особенностями человека (мотивацией, эмоциями, волей, способностями  и пр.). Мышление считается высшим познавательным процессом.
Мышление как психический  процесс совершается в умственных (мыслительных) действиях и операциях.
На протяжении XX века многие выдающиеся психологи обращались к теме психологического исследования мышления, каждый в избранной им теоретической модели. Среди них — Дж. Уотсон, Ж. Пиаже, Вертгеймер, О. Зельц, З. Фрейд и др. Среди отечественных ученых можно назвать С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Л. В. и др.
Исследованиями мышления в настоящее  время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики, логики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они  обращаются к проблемам мышления, своя система понятий и, соответственно, свои теории мышления. Но все эти  науки, вместе взятые, расширяют наши знания о мышлении человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.
Актуальность  темы заключается в том, что виды мышления развиваются на основе усвоенных знаний, и если нет этих знаний, то и нет основы для развития видов мышления, и они не могут созреть в полной мере. Распространённым примером в практике преподавания является организация учителями действий учащихся по образцу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях не достаточно развиваются такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности.
Целью курсовой работы является изучение и исследование мышления с позиции деятельностного подхода.
Исходя из поставленной цели, выделим основные задачи:
    Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования, ознакомиться с историей возникновения психологии мышления.
    Дать понятие мышления и его виды в современной психологии.
    Исследовать основные психологические теории мышления.
    Рассмотреть мышление с позиции деятельностного подхода.
    Провести сравнительный анализ теорий мышления различных деятелей.
    Сделать выводы.
Объектом исследования является мышление как познавательный процесс.
Предметом исследования является изучение мышления с позиции деятельностного подхода.
Методологическая  основа исследования: ведущие положения психолого-педагогической науки об объективном развитии личности, о гуманизации и индивидуализации обучения (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н.Леонтьев, Б.Ф. Ломов, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); учение о закономерностях и движущих силах психического развития (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); принципы системного и деятельностного подходов к исследованию процесса познания и формированию личности (A.B. Брушлинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий и др.).
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что в нем обобщен и систематизирован материал по проблеме мышления в психолого-педагогической литературе с позиции деятельностного подхода.
Практическая  значимость: результаты исследование могут быть полезными для студентов как педагогических, так и психологических ВУЗаз, учителям и психологам начальной школы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. МЫШЛЕНИЕ КАК ВЫСШИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  ПРОЦЕСС
1.1.Характеристика  мышления как психологического  процесса
 
Предметы и явления  действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно  познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение  тел в видимом пространстве), и  такими свойствами и отношениями, которые  можно познать лишь опосредованно  и благодаря обобщению, т.е. посредством  мышления[2,с.89].
Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся  в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений  между ними.
Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что  человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через  другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления, и на ранее приобретенные  теоретические знания. Косвенное  познание и есть познание опосредованное[17,с.194].
Вторая особенность мышления - его обобщенность. Обобщение как  познание общего и существенного  в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, конкретном.
Обобщения люди выражают посредством  речи, языка. Словесное обозначение  относится не только к отдельному объекту, но также и к целой  группе сходных объектов. Обобщенность также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она  всегда ограничена наглядностью. Слово  же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные словом[12,с.207].
Мышление - высшая ступень  познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком  ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к  мышлению[17,с.199].
Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы  чувственного восприятия. Мышление позволяет  с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно  в восприятии.
Задача мышления - раскрытие  отношений между предметами, выявление  связей и отделение их от случайных  совпадений. Мышление оперирует понятиями  и принимает на себя функции обобщения  и планирования.
Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи  и отношения между познаваемыми объектами[2,с.86].
Мышление - высшая форма активного  отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном отражении субъектом  существенных связей и отношений  действительности, в творческом созидании  новых идей, прогнозировании событий  и действий (говоря языком философии); функция высшей нервной деятельности (говоря языком физиологии); понятийная (в системе языка психологии) форма  психического отражения, свойственного  только человеку, устанавливающая с  помощью понятий связи и отношения  между познаваемыми феноменами. Мышление имеет ряд форм - от суждений и умозаключений до творческого и диалектического мышления и индивидуальные особенности как проявление ума с использованием имеющихся знаний, запаса слов и индивидуального субъективного тезауруса, т.е. [17,с.207]:
    словарь языка с полной смысловой информацией;
    полный систематизированный набор данных о какой-либо области знания, позволяющий свободно ориентироваться в ней человеку - с греч. thesauros - запас).
Структура мыслительного  процесса.
По С.Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности  понять. При этом решение задачи является естественным завершением  мыслительного процесса, а прекращение  его при недостигнутой цели будет  воспринято субъектом как срыв или  неудача. С динамикой мыслительного  процесса связано эмоциональное  самочувствие субъекта, напряженное  в начале и удовлетворенное в  конце.
Начальной фазой мыслительного  процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует  большой мыслительной работы. Первый признак мыслящего человека - умение увидеть проблему там, где она  есть. Возникновение вопросов (что  характерно для детей) есть признак  развивающейся работы мысли. Человек  видит тем больше проблем, чем  шире круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний[12,с.208].
От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными  способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта) для решения которых  достаточно лишь по-новому соотнести  исходные данные и переосмыслить  ситуацию.
В большинстве случаев  для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов  решения.
Применение правила включает две мыслительные операции[2,с.87]:
    определить, какое именно правило необходимо привлечь для решения;
    применение общего правил к частным условиям задачи.
Автоматизированные схемы  действия можно считать навыками мышления. Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется  очень обобщенная система знаний, например, при решении математических задач. При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который  осознается как гипотеза. Осознание  гипотезы порождает потребность  в проверке. Критичность - признак  зрелого ума. Некритический ум легко  принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное.
Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит  к окончательной фазе - суждению по данному вопросу.
Таким образом, мыслительный процесс - это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия  задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями  и образами и который завершается  каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.).
Мышление человека, направленное на понимание предметов и явлений  объективного мира, его закономерностей, требует того, чтобы в этом процессе учитывались и выполнялись все  психологические условия, от которых  зависит вся продуктивность.
 
 
 
 
1.2. Виды мышления  в психологическом процессе
 
Активные исследования мышления проводятся с XVII в. Для начального периода исследований мышления было характерно то, что мышление фактически отождествлялось с логикой, а в качестве единственного его вида, подлежащего изучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление. Сама же способность к мышлению считалась врожденной и поэтому, как правило, рассматривалась вне проблемы развития психики человека. К числу интеллектуальных способностей в то время относились созерцание (как некоторый аналог абстрактного мышления), логическое рассуждение и рефлексия. Операциями мышления считались обобщение, синтез, сравнение и классификация.
Мышление — психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. В отличие от непосредственного отражения в ощущениях и восприятии мышление опосредовано системой различных знаков, выработанных человечеством. Средством опосредования и обобщения является язык. Мышление играет важную роль в попытках человека адаптироваться к реальной жизни. Результатом мышления выступает мысль, идея, понятие[17,с.194].
Познавательная психическая  деятельность человека сложна и многообразна. Познание начинается с того, что  анализаторы доставляют нам разнообразные  ощущения; комплекс отдельных ощущений складывается в целостное восприятие; внимание служит фильтром, отбирающим для нас наиболее важные сигналы; полученная таким образом первичная  информация поступает в хранилища  долговременной и кратковременной  памяти, а затем наступает очередь  мышления. Одной из основных задач  мышления выступает выявление связей, принятие решения и прогнозирование. В результате мышления возникает  новое знание, которое не может  быть получено из непосредственного  опыта. Таким образом, мышление тесно  связано с остальными психическими процессами: оно опирается на память, пользуясь ее продуктами для выполнения своих функций; оно не может быть продуктивным без внимания и творческим без воображения. Оно немыслимо вне языка, его символического строя, позволяющего мышлению реализовывать одну из своих функций познания реальности с помощью символических средств.
Основные отличия мышления от других высших психических процессов состоят, в частности, в том, что[2,с.98]:
    оно порождает результат, которого либо в действительности, либо у самого субъекта до этого не существовало;
    оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации;
    мышление выходит за пределы чувственного познания;
    оно выявляет связи между предметами и явлениями, которые не даны человеку непосредственно;
    оно присутствует во всех высших психических процессах, и уровень развития каждого из них определяется степенью включенности в него мышления.
Мышление как особый психический  процесс имеет ряд специфических  характеристик и признаков. Мышление как особый психический процесс  имеет ряд специфических характеристик  и признаков. Первым таким признаком  является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение  общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений  к единичным предметам и явлениям.
Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается  в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках  предметов и явлений без непосредственного  контакта с ними, а путем анализа  косвенной информации.
Следующей важнейшей характерной  особенностью мышления является то, что  мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации[12,с.210].
Исключительно важная особенность  мышления — это неразрывная связь  с речью. Тесная связь мышления и  речи находит свое выражение прежде всего в том, Что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет  звуковой формы, например в случае с  глухонемыми людьми. Мы всегда думаем словами, т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова.
Несмотря на тесное взаимодействие мышления и речи, эти два феномена — не одно и то же. Мыслить —  это не значит говорить вслух или  про себя. Свидетельством этому может  служить возможность высказывания одной и той же мысли разными  словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы  выразить свою мысль. Несмотря на то, что  возникшая у нас мысль нам  самим понятна, часто для ее выражения  мы не можем найти подходящую словесную  форму.
Как и всякий психический  процесс, мышление является функцией мозга. Физиологической основой мышления являются мозговые процессы более высокого уровня, чем те, которые служат основой  для более элементарных психических  процессов, например ощущения. Однако в настоящее время нет единого  мнения о значимости и порядке  взаимодействия всех физиологических  структур, обеспечивающих процесс мышления. Бесспорным является то, что лобные доли мозга играют значимую роль в  мыслительной деятельности как одном  из вариантов целенаправленной деятельности. Кроме этого, не вызывает сомнения значение тех зон коры головного мозга, которые обеспечивают гностические (познавательные) функции мышления. Не вызывает сомнения и то, что речевые центры коры головного мозга также участвуют в обеспечении мыслительного процесса.
Мышление присутствует во всех других познавательных психических  процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Все  высшие формы этих процессов в  определенной степени, в зависимости  от уровня своего развития, связаны  с мышлением. Мышление — это особого  рода деятельность, имеющая свою структуру  и виды.
Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Понятийное мышление —  это такое мышление, в котором  используются определенные понятия. При  этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с  помощью специальных методов  какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими  людьми и выраженными в форме  понятий, суждений умозаключений.
Образное мышление — это  вид мыслительного процесса, в  котором используются образы. Эти  образы извлекаются непосредственно  из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач  соответствующие образы мысленно преобразуются  так, что в результате манипулирования  ими мы можем найти решение  интересующей нас задачи. Чаще всего  такой вид мышления преобладает  у людей, деятельность которых связана  с каким-либо видом творчества[12,с.212].
Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидностями  теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая  перед нами различные стороны  бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающее нас действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.
Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.
Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста[2,с.87].
Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с  понятиями. Оно формируется в  течение длительного периода (с 7-8 до 18-20 лет) в процессе усвоения понятий  и логических операций в ходе обучения.
Также разделяют интуитивное и аналитическое (логическое) мышление. При этом обычно основываются на трех признаках: временном (время протекания процесса), структурном (членение на этапы), уровне протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
Различают также реалистическое и аутистическое, продуктивное и  репродуктивное мышление.
Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительность). Иногда применяют термин эгоцентрическое мышление, оно характеризуется невозможностью принять точку зрения другого человека.
Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на степени новизны получаемого результата мыслительной деятельности.
Необходимо также вычленять  непроизвольные и произвольные мыслительные процессы: непроизвольные трансформации  образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.
Следует отметить, что все  эти виды мышления могут рассматриваться  и как уровни его развития. Теоретическое  мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень  развития, чем образное.
В современной науке существуют различные подходы к пониманию  онтогенезе развития мышления. Наиболее известны две концепции - Ж. Пиаже  и П.Я. Гальперина. В операциональной  теории Пиаже выделяет четыре стадии развития мышления:
1) сенсомоторного интеллекта (1-2 года). Стадия развития способности воспринимать предметы реального мира, окружающие ребенка, познавать и осмысливать их свойства и признаки. К концу стадии ребенок начинает выделять себя из окружающего мира и познавать себя;
2) операционального мышления (2-7 лет). Здесь происходит развитие  речи и наглядных представлений.  В этой стадии появляется ряд  особенностей мышления: ошибочные  классификации предметов по случайным  и второстепенным признакам, трудности  принятия позиции другого человека (эгоцентризм) и др.
Эгоцентризм (лат. ego и centrum - центр круга) - черта личности, проявляющаяся в преувеличенном подчеркивании своего «Я», крайнем эгоизме, неспособность индивида изменить свою позицию по отношению к чужому мнению, встать на чужую точку зрения даже перед лицом противоречащей его мнению информации. Эта черта свойственна детям на определенном этапе развития мышления (2-7 лет);
3) конкретных операций (7-8 - 11-12 лет). Умственные операции становятся обратимыми. Дети теперь могут логически объяснять свои действия и суждения, переходить с одной точки зрения на другую, интуитивно понимать основные логические законы (если: А = В и В = С, то А=С; и А + В = В + А). Здесь появляется способность объединять предметы в классы и выделять подклассы, а также способности ранжировать предметы по какому-либо измеряемому признаку (сериация).
Сериация - объединение объектов в ряд в последовательном порядке.
4) формальных операций (11-12 - 14-15 лет). Формируются способности выполнять операции в уме, рассуждать.
В основе идей П.Я. Гальперина лежит мысль о генетической связи  интеллектуальных операций с практическими, предметными действиями. Он теоретически и экспериментально показал, что  мышление формируется поэтапно, в  процессе превращения внешнего действия во внутреннее. Интериоризация включает пять этапов[2,с.78]:
1-й этап - формирование  ориентировочной основы будущего  действия;
2-й этап - предметного  действия;
3-й этап - перенос действия  из внешнего плана во внутренний  с помощью внешней речи;
4-й этап - отказ от внешней  речи и освоение действий при  опоре на внутреннюю речь;
5-й этап - действия во  внутреннем плане.
Каждое действие в ходе прохождения этапов преобразуется  качественно, изменяются мера обобщенности, полнота операций, мера освоенности, уровень выполнения.
Итак, мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть его заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление неразрывно связано с речью.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2. МЫШЛЕНИЕ С ПОЗИЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
2.1. Основные понятия  в исследовании мышления с  позиции деятельностного подхода
 
В отечественной психологической  науке, основанной на учении о деятельностной природе психики человека, мышление получило новую трактовку. Его стали  понимать как особый вид познавательной деятельности. Через введение в психологию мышления категории деятельности было преодолено противопоставление теоретического и практического интеллекта, субъекта и объекта познания. Тем самым  для конкретного исследования открылась  новая ранее невидимая связь, существующая между деятельностью  и мышлением, а также между  различными видами самого мышления. Впервые  появилась возможность ставить  и решать вопросы о генезисе мышления, о его формировании и развитии у детей в результате целенаправленного  обучения. Мышление в теории деятельности стали понимать как прижизненно  формирующуюся способность к  решению разнообразных задач  и целесообразному преобразованию действительности, направленному на то, чтобы открывать скрытые от непосредственного наблюдения ее стороны.
Деятельностный  подход — теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н. Леонтьев). При этом исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном развитии. Основные принципы деятельностного подхода: принципы развития и историзма; предметности; активности, включающей активность надситуативную как специфическую особенность психики человека;интериоризации — экстериоризации как механизмов усвоения общественно-исторического опыта; единства строения внешней и внутренней деятельности; системного анализа психики; зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности. В контексте деятельностного подхода выделены критерии возникновения психики стадии развития психики в филогенезе, разработаны представления о ведущей деятельности как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе, об уподоблении как механизме формирования образа о структуре деятельности (деятельность, действие, операция, психофизиологические функциональные системы), о значении, личностном смысле чувственной ткани как образующих сознания, об иерархии мотивов и личностных смыслов как единицах строения личности. Деятельностный подход выступает как конкретно-научная методология для специальных отраслей психологии (возрастной, педагогической, инженерной, медицинской, социальной и т.п.) [17,с.194].
Психологи, принадлежащие  к данному направлению (Сергей Леонидович Рубинштейн, Лев Семенович Выготский, Борис Михайлович Теплое, Петр Яковлевич Гальперин, Алексей Николаевич Леонтьев и др.), рассматривают мышление как опосредованное обобщенное познание объективной реальности. Они связывают психическую жизнь человека с конкретной, внешней, предметной деятельностью. А. Н. Леонтьевым была предложена концепция мышления, согласно которой между структурами внешней (составляющей поведение) и внутренней (составляющей мышление) деятельности существуют аналогии. Внутренняя мыслительная деятельность является не только производной от внешней, практической, но и имеет принципиально то же самое строение. В ней, как и в практической деятельности, могут быть выделены отдельные действия и операции. При этом внутренние и внешние элементы деятельности являются взаимозаменяемыми. В состав мыслительной, теоретической деятельности могут входить внешние, практические действия, и наоборот, в структуру практической деятельности могут включаться внутренние, мыслительные операции и действия. Следовательно, мышление как высший психический процесс формируется в процессе деятельности[2,с.101].
П.Я. Гальперин разработал концепцию поэтапного формирования умственных действий. Она основывается на том, что психическая деятельность есть результат перенесения внешних материальных действий в план отражения — в план восприятия, представлений и понятий, то есть во внутреннюю структуру психической деятельности. П.Я. Гальперин выдвинул свою гипотезу на основании рассмотрения совокупности следующих эмпирических фактов: сближение внутренней структуры психической деятельности со строением соответствующего внешнего действия, поразительные изменения действия в процессе его сокращения, лестница постепенного восхождения от внешнего действия к внутреннему. Ученый считал, что перенос внешнего действия вовнутрь совершается в строгом порядке, поэтапно. При переходе извне вовнутрь действие должно пройти следующие этапы формирования умственных действий[2,с.89]:
    формирование ориентировочной основы будущего действия: ознакомление с существом будущего действия в практическом плане;
    выполнение действия во внешней форме в практическом плане с реальными предметами или их заменителями;
    выполнение действия без опоры на внешние предметы; перенесение действия из внешнего плана в план громкой речи — «речевое выполнение предметного действия» (Гальперин П.Я.);
    перенесение громкоречевого действия во внутренний план; проговаривание действия целиком «про себя»;
    выполнение действия в плане внутренней речи с необходимыми преобразованиями и сокращениями; переход действия из сферы интеллектуального контроля на уровень интеллектуальных умений и навыков.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.