Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психологическая характеристика агрессивности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 52. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                         Содержание
 
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.Психологическая  характеристика  агрессивности……………………………..…….5
      Понятие агрессии, основные теоретически   подходы… …………..…….5
      Причины агрессивности, ее виды и механизм действия… ……………..12
2.Агрессивное поведение у подростков…… ……………………...…………………..20
2.1 Основные психологические  особенности подростков… ………….……....20
2.2 Специфика агрессии в подростковом возрасте……….…………………….25
3. Практическое исследование агрессивности подростков…..…...…….…...………..28
3.1 Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки………………….…………..28
3.2 Методика диагностики  межличностных отношений Т. Лири…………..…36
3.3 Методика «Личностная  агрессивность и конфликтность.……………….....49
3.4 Цветовой тест М.  Люшера…………….…………………….………………..56
 Интерпретация результатов  по каждому испытуемому ………………….……….....63
Заключение……………………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………………………68
 
 
 
 
 
                                                          ВВЕДЕНИЕ
       На сегодняшний день тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилась преступность среди молодёжи.
        В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.
    Проведённое изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность - в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.
        Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
    В этой работе  мы рассмотрим  проблему подростковой  агрессии, изучим  её причины,  виды. Проведём практические исследования  по определения уровня агрессивности случайных  испытуемых , подростков 14 -15 лет(уч. 8,9 классов).
Цель  работы – рассмотреть  проблему агрессии в подростковом возрасте , продиагностировать  уровень агрессивности у учащихся  8 ,9 классов.      
 
 Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме агрессивности в подростковом возрасте.
 
2) Описать психологические особенности агрессивности в подростковом и юношеском возрасте.
 
3) Рассмотреть методы  диагностики агрессии и агрессивности.
 
4) Провести практическое эмпирическое исследование агрессивности на примере учащихся 8, 9 классов средней общеобразовательной школы.
 
5) Сделать выводы относительно  полученных результатов.
 
Предметом проводимого исследования является подростковая  агрессия.
Объектом исследования являются подростки  14 – 15 лет
 
Методы исследования : Теоритические  и практические.
Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки
1.  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АГРЕССИВНОСТИ
 
1.1 Понятие агрессии, основные теоретические подходы
 
       В психологии  термин «агрессия» трактуется  по-разному. Многие авторы исследования  агрессивности предпочитают ей  давать негативную оценку.  Но  так же существует и точка  зрения на агрессию с позитивной стороны.
Основные определения  агрессии в соответствии с основными  психологическими теориями и концепциями  агрессии и агрессивного поведения:
- под агрессией понимается  сильная активность, стремление  к самоутверждению. (Bender L.);
- под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H.);
- агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (Buss A.);
- агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. (Uilson);
- агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.
Имеющиеся определения можно условно  разделить на 2 большие группы:
1. Представление об агрессии  как мотивированных действиях,  нарушающих нормы и правила,  причиняющих боль и страдания.  В этом плане различаются преднамеренная  и инструментальная агрессия.  Инструментальная агрессия -  та, когда человек не ставил своей  целью действовать агрессивно, но  «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют осознанный мотив – причинение вреда или ущерба.
2. Агрессия как акты  враждебности и разрушения (поведенческая  составляющая).  Р. Бэрон и Д.  Ричардсон дают такое определение:  агрессия- это любая форма поведения,  нацеленного на оскорбление или  причинение вреда другому живому  существу, не желающего подобного  обращения.
По мнению этих авторов:
- агрессия обязательно  подразумевает преднамеренное, целенаправленное  причинение вреда жертве;
- в качестве агрессии  может рассматриваться только  такое поведение, которое подразумевает  причинение вреда или ущерба  живым организмам;
- жертва должна обладать  мотивацией избегания подобного  обращения с собой;
Из отечественных психологов эту  точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева  и И.Б. Бойко. Они рассматривают  агрессию как форму социального  поведения, которое реализуется  в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным  при двух условиях: когда имеют  место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения.
В 1939 г. Долларом была предложена теория фрустрации - агрессии, в которой  утверждается что:
- фрустрация всегда приводит  к агрессии в какой-либо форме;
- агрессия всегда является результатом  фрустрации.
          В свете  теории социального научения, предложенной  Бандурой, агрессия     рассматривается  как некое специфическое социальное  поведение, которое  усваивается  и поддерживается в основном  точно так же, как и многие  другие формы социального поведения.  Теория социального научения  рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, “за которыми стоят сложные  навыки, требующие всестороннего научения”. Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не         даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.
Агрессия (от латинского "agressio" - нападение, приступ) рассматривается учеными как мотивированное деструктивное поведение (индивидуальное или коллективное), действие, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб либо уничтожение другого человека или группы людей, вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страх, подавленность и т.д.
Психологическая агрессия - это поведение, преднамеренно направленное на нанесение психологического вреда другому человеку в виде оскорбления, запугивания, формирования зависимости. Это воздействие, нарушающее психологические границы личности. Помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными.
В современной литературе предлагаются самые разнообразные  классификации агрессии и агрессивности. Одна из наиболее распространенных классификаций предложена такими авторами, как А.Басс и А.Дарки.
Басс предложил определение  агрессии – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее  ущерб другим. Они выделили пять видов агрессии:
- физическая (физические  действия против кого-либо);
- вербальная (угрозы, крики,  ругань и пр.);
- косвенная: направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топание и  т. д.);
- раздражение (вспыльчивость,  грубость);
- негативизм (оппозиционная  манера поведения).
Агрессивное поведение человека иногда определяется как "агрессия", а иногда - как "агрессивность". Нередко "агрессия" и "агрессивность" рассматриваются как синонимы. Однако, необходимо разграничивать понятия  «агрессия» и «агрессивность». Агрессия- это поведение (индивидуальное или  коллективное), направленное на нанесение  физического, либо психологического вреда  или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так  же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В  силу своей устойчивости и вхождения  в структуру личности, агрессивность  способна предопределять общую тенденцию  поведения.
Индивидуальные детерминанты агрессии имеют постоянный характер, они устойчивы. Человек склонен "тиражировать" удачные модели поведения, что в  последствии закрепляется в довольно устойчивые черты личности, поэтому  склонных к насилию лиц редко  удается переделать с помощью  широко используемых средств: усиления мер, увеличение срока наказания  и т.д. Агрессия для них является средством достижения целей, а потому вполне приемлема. Она глубоко укоренилась  в их личностной структуре и как  модель поведения чрезвычайно устраивает, поэтому вряд ли они с готовностью  откажутся отвечать ударом на удар. Ключом к решению этой проблемы может  быть психотерапия, направленная на повышение  уровня уверенности в себе, формирование более зрелого взгляда на жизнь  и отношения с другими людьми.
Берковиц обратил внимание на то, что одна из главных проблем  в определении агрессии в том, что в английском языке этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют  кого-то, как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать всё по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешенных проблем.[6]
А.А. Романов перечисляет  следующие основные признаки для  классификации агрессии:
- направленность агрессии  на предметный или животный  мир, на другого, на себя;
- наблюдаемость - ненаблюдаемость  как скрытое или открытое проявление  агрессии;
- временные признаки, т.  е. мера выраженности агрессии  по частоте проявлений во времени  и длительности состояний агрессии;
- пространственные признаки - в семье, на улице и пр.;
- по особенностям психических  действий — физическая, вербальная; в агрессивных мыслях, чувствах  и пр.;
- по социальной опасности  агрессивных действий:
а) девиантные формы агрессии, нарушающие права других людей без  юридической ответственности за собственное поведение;
б) делинквентные формы  агрессии, нарушающие права других, социальные нормы с юридической  ответственностью за агрессивное поведение.[5]
Цели, не предполагающие причинения ущерба, стоящие за многими агрессивными действиями, включают принуждение и  самоутверждение. В случае принуждения  зло может быть причинено с  целью оказать влияние на другого  человека или «настоять на своем». Широко распространенным способом проявления психологической агрессии является манипуляция (эмоциональный шантаж). Это такой вид психологического воздействия, который скрыто побуждает  человека к действиям, не совпадающим с его желаниями и наносящими ему вред. Манипулятор расценивает собеседника не как партнера, а как предмет, который помогает или мешает. Главный смысл его действий самоутверждение за счет других, контроль и власть над людьми. Выражается психологическая агрессия в следующих основных формах:
- запугивание и угрозы;
- навязывание своих убеждений,  советов, услуг, образа жизни;
- ущемление человеческого  достоинства;
- принуждение (прямое  или косвенное);
- вызывание чувства вины;
- назойливые просьбы;
- несправедливые требования;
- хамство, прямая агрессия, оскорбления.
Психологическая агрессия обижает, злит, расстраивает людей, т.е. нарушает их психологическую целостность. Следует  отметить, что в жизни чаще всего  встречается сочетание некоторых  или даже всех видов агрессии. Кроме  того, разнообразие проявлений агрессивности  у детей и взрослых можно группировать на виды как негативные свойства личности, проявляющиеся в отношениях с  другими, в расстройствах поведения  и эмоций, таких как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другие.
Рассмотрим основные деятельностные формы проявления агрессии: ярость, раздражение, злость, ненависть.
Ярость - это основное состояние, характеризующее агрессию.
Раздражение - слабо выраженное проявление агрессии, которое сигнализирует  о потенциале реакций ярости и в хронической форме предстает в виде раздражительности.
Злость - более интенсивное  проявление агрессии, чем раздражение, однако более дифференцированное по своему содержанию и природе.
Ненависть - наиболее тяжелое  и доминирующее проявление агрессии. В противоположность остроте  реакций ярости и легко варьирующим  когнитивным аспектам злости и ярости когнитивный аспект ненависти является хроническим и стабильным. Ненависть  укоренена в характере человека.
Интенсивность агрессивных  проявлений - раздражения, злости или  ярости — в целом зависит от их силы и психологических "функций": отстаивания автономии, удаления препятствий  или барьеров на пути желаемого уровня удовлетворения, либо удаления или  разрушения источника глубокой боли или внутриличностного конфликта  и др.
Гнев - ответная эмоциональная  реакция организма на стрессы, которая  сигнализирует о том, что какие-то наши потребности не могут быть удовлетворены. Гнев начинает доставлять неприятности, когда выражен неприемлемыми  способами для окружающих, когда  приводит к агрессии.
Ввиду того, что проявления агрессии у людей многообразны, по мнению Басса, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная - пассивная и прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство  агрессивных действий. Например, такие  действия, как стрельба, нанесение  ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут  быть классифицированы как физические, активные и прямые. С другой стороны, распространение слухов или пренебрежительные  высказывания за глаза можно охарактеризовать как вербальные, активные и непрямые. Агрессивные проявления во всех своих  формах имеют одну общую черту: они  вызваны "попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в  целях совершенствования либо себя, либо своего окружения, включая близких людей".
 
 
         1.2Причины агрессивности, ее виды и механизм действия
 
        Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный  "инстинкт агрессивности". Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс. Человеческая агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни. К числу физиологических факторов агрессии относятся половые гормоны.
Согласно теории фрустрации, агрессия - это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступление состояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.
Самое раннее теоретическое  положение, имеющее отношение к  агрессии предложенное З.Фрейдом, рассматривает  агрессивное поведение как врожденное.
Миллер (1948г.) предложил особую модель, объясняющую появление смещенной  агрессии – то есть тех случаев, когда индивидуумы проявляют  агрессию не по отношению к своим  фрустраторам, а по отношению к  совершенно другим людям. Он предположил, что в подобных случаях выбор  агрессором жертвы в значительной степени  обусловлен тремя факторами:
- силой побуждения к  агрессии;
- силой факторов, тормозящих  данное поведение; 
- стимульным сходством  каждой потенциальной жертвы  с фрустрированным фактором.
Миллер полагал, что барьеры, сдерживающие агрессию, исчезают более  быстро, чем побуждение к подобному  поведению, по мере увеличения сходства с фрустрированным агентом. Смещенная  агрессия наиболее вероятно будет разряжена  на тех мишенях, в отношении которых  сила торможения является незначительной, но у которых относительно высокое  стимульное сходство с фрустратором. Зильманн писал, что модель целиком  строится на допущении того, что  подавление агрессии генерализуется в  меньшей степени, чем побуждение к агрессивному поведению. [10]
Берковиц рассматривал эмоциональные  и когнитивные процессы лежащие  в основе агрессивного поведения. Согласно теориям, агрессия в той или иной форме всегда будет нас сопровождать. Ни удовлетворение всех материальных потребностей, ни устранение социальной несправедливости, ни другие позитивные изменения в структуре человеческого  общества не смогут предотвратить зарождение и проявление агрессивных импульсов. Берковиц считал, чтобы те или иные действия были квалифицированы как  агрессия, они должны включать в  себя намерения обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким  последствиям. Агрессия часто является результатом холодного без эмоционального расчета, и тогда ее лучше всего  называть целенаправленной или же инструментальной, но никак не эмоциональной. Агрессия задействует важные когнитивные  процессы или же их компоненты, такие  как память, мышление, установки  и атрибуции и, конечно же, в  значительной степени агрессивное  поведение.[6] Какие же факторы ослабляют  агрессивную мотивацию? Ответ на этот вопрос следует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не приносят ущерба, снижают  уровень побуждения к агрессии. Оскорбление, агрессивные фантазии, удар по столу  кулаком - акты агрессии, которые снижают  уровень побуждения к последующей  более сильной агрессии.[10]
В имеющихся публикациях  по проблеме агрессивности выделяются причины и факторы, влияющие на появление агрессии:
- наследственно – характерологические  (наследственно – конституциональная  предрасположенность к агрессии; психопатоподобное, эпилептоидное,  аффективно-возбудимое конституционально  обусловленное поведение родителей  или родственников);
- биологические факторы  (агрессивность связывают с установлением  биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие);
- некоторые соматические  заболевания, заболевания головного  мозга, резидуально-органические  поражения (минимальная мозговая  дисфункция, травма головного мозга  и т. п.);
- влияние социального  окружения.
Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих природу агрессивности, можно сделать следующие выводы:
- проявление агрессии  объясняют биологические и социальные  факторы;
- агрессивность может  быть не только жестокой, но  и нормальной реакцией индивидуума  в ходе борьбы за выживание;
- агрессивные действия  могут быть ослаблены или направлены  в социально приемлемые рамки  с помощью положительного подкрепления  неагрессивного поведения, ориентации  человека на позитивную модель  поведения, изменение условий,  способствующих проявлению агрессии.
Берковиц внес наиболее значительные поправки и уточнения в фрустрационную теорию. Фрустрацию принято считать одной из мощнейших детерминант агрессии. Фрустрация с наибольшей вероятностью может вызвать агрессию, когда она сравнительно интенсивна, когда присутствуют так называемые «посылы к агрессии», когда фрустрация кажется внезапной или воспринимается как произвол, либо когда она когнитивно привязывается к агрессии. Фрустрация – один из множества различных аверсивных стимулов, которые способны лишь спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению, скорее создают готовность к агрессивным действиям. Средовые стимулы, связанные с актуальными или предшествовавшими факторами, провоцирующими злость, или с агрессией в целом приобретают свойство провоцировать агрессию, посредством процесса, сходного с классической выработкой условных рефлексов.
К ослаблению агрессивного побуждения приводят, успешные атаки, сопровождающиеся причинением ущерба объекту агрессии. Невозможность  добиться желаемого результата сама по себе не является предпосылкой агрессии. Уровень и непредвиденность фрустрации порождают негативные эмоции, их наличие  необходимо для возникновения агрессивных  намерений. Повлечет ли фрустрация за собой агрессию или нет, зависит  от интерпретации индивидуумом множества  ситуационных факторов, и от его  эмоциональной реакции на них.[6]
Второй и намного более  сильной и устойчивой детерминантой  агрессии является провокация. Что касается физической провокации, то большое количество экспериментов указывают на то, что люди отвечают ударом на удар и контратакой на атаку. Более того, зачастую агрессивная реакция возникает при одном только предположении о том, что у другого человека имеются какие-то враждебные намерения, независимо от того, выражается ли это в прямых действиях «недоброжелателя» или нет. Что касается вербальной провокации, то существующие данные позволяют утверждать, что ответной реакцией на оскорбления, издевки и подобные им провокации зачастую оказывается физическое нападение. В результате инциденты, начавшиеся с перебранки, нередко переходят в фазу прямого насилия. Люди, как правило, стремятся «дать сдачи», чтобы предупредить возможность возобновления нападок или не показаться окружающим «проигравшими» или беспомощными жертвами. Жертвы должны обладать мотивацией избежания подобного с собой обращения.[10]
Характеристики объекта агрессии, в особенности его пол и раса, также являются мощными детерминантами агрессивной реакции.
По всей видимости, весьма мощным «посылом к агрессии» являются «сторонние наблюдатели». Во-первых, они могут подогревать либо, наоборот, подавлять агрессию прямыми действиями (например, давая участникам конфликта вербальные рекомендации). Во-вторых, сходный эффект может быть вызван просто самим фактом их присутствия на месте действия. В частности, присутствие посторонних может усиливать прямую агрессию, если агрессор полагает, что его действия вызовут одобрение со стороны наблюдателей, и подавлять ее, если агрессор опасается, что его действия вызовут неодобрение или порицание.
Повышению вероятности возникновения  агрессии способствуют некоторые внешние особенности среды или ситуации - средовые стрессоры.
Берковиц выделил следующие  факторы, влияющие на вероятность того, что наблюдение насилия в масс-медиа (кино, видео и т.д.) будет способствовать агрессии:
-  увиденное кажется  наблюдателю проявлением агрессии;
- зритель отождествляет  себя с агрессором;
- потенциальный объект  агрессии ассоциируется с жертвой  агрессии в фильме;
- наблюдаемые события  должны выглядеть «реальными»  и быть захватывающими.
Такие внешние факторы, как  например, шум, усиливая возбуждение, может  способствовать возрастанию агрессии; теснота (скученность) также способна спровоцировать агрессию. Наблюдения показывают, что агрессивные реакции  усиливаются и в том случае, когда в воздухе содержатся некоторые  загрязняющие агенты (например, сигаретный дым, неприятные запахи).
Несмотря на то, что во многих случаях ситуационные (внешние) факторы оказывают на агрессию большое  воздействие, можно выделить различные  черты личности, психофизиологические особенности человека, связанные с проявлениями агрессии. Во многих случаях мощными детерминантами агрессии могут являться некоторые устойчивые характеристики потенциальных агрессоров — те личностные черты, индивидуальные установки и склонности, которые остаются неизменными вне зависимости от ситуации.
Раздражительность (устойчивая тенденция обижаться даже на минимальную провокацию) и эмоциональная чувствительность (устойчивая тенденция, свойственная некоторым индивидам, ощущать себя некомпетентными и испытывать дистресс в ответ на самые умеренные фрустрации) являются чертами личности, способной на агрессию.
Так как страх или тревога  сдерживают агрессию, люди, склонные к  подобным реакциям — наиболее остро  чувствующие опасность, — зачастую проявляют меньшую агрессивность: иначе говоря, индивиды с высоким  уровнем тревожности имеют тенденцию  ожидать наказания или, по крайней  мере, социального неодобрения за свое участие в выступлениях против других. Часто причины уязвимости лежат в собственном отношении  этих людей к жизни. "Жертвенный" стиль поведения формируется  с детства как особенность  характера. В поведении преобладают  покорность, непереносимость одиночества, поиск новых отношений как  источника интереса и самоутверждения. В обыденной жизни для таких  людей более естественно быть ведомыми. Они легко полагаются на лидера и в критических ситуациях  предпочитают следовать советам  других. В сфере эмоций у них  доминируют чувство неуверенности  в себе, тревожность, страх и, отсюда, чрезмеренная потребность в любви, поддержке, защите. Они часто ощущают  себя неловко, скованно, зажато, беспомощно. Эти люди боятся потерять поддержку  или одобрение. Они склонны излишне  романтизировать взаимоотношения  с другими людьми, при этом думая  о собственной малоценности, предпочитают одного человека большому количеству людей, преданность, подчиняемость  и служение ему, привязанность к  нему, испытывают дискомфорт при разлуке  с ним, боязнь разрыва отношений. И при этом они часто убеждены в том, что успехи или неудачи  зависят, в основном, от таких внешних сил как везение, счастливый случай, судьба. Таким образом, низкая тревожность, отсутствие чувства страха и уверенность в своих поступках отличает личность агрессора. Исследования подтвердили предположение о том, что чувство стыда напрямую связано с гневом и агрессией: чем чаще люди испытывают чувство стыда в процессе взаимодействия с другими, тем выше их склонность к гневу и агрессивному реагированию.
В качестве аффектирующих  психологических характеристик  обычно рассматриваются также предвзятость атрибуций враждебности - тенденция усматривать враждебность в чужих действиях и убежденность индивидуума в том, что он в любой ситуации остается хозяином своей судьбы (локус контроля). О.Хухлаева, беря за основу стиль поведения в конфликте, выделяет следующие виды агрессивности детей:
1. Защитная. Возникает тогда,  когда при наличии у ребенка  активной позиции закрепляется  страх перед окружающим миром.  Основная функция агрессии в  этом случае - защита от внешнего  мира, который представляется ребенку  небезопасным.
2. Деструктивная. Если  у ребенка в раннем возрасте  отсутствует автономность, способность  к самостоятельным выборам, суждениям,  оценкам, то в активном варианте  у него появляется деструктивная  агрессивность.
3. Демонстративная. Возникает  не как защита от внешнего  мира и не причинение вреда  кому-либо, а как желание ребенка  обратить на себя внимание.
Рассматривая проявления агрессивности у подростков в  рамках традиционных условий воспитания, в условиях их обычной жизни, прежде всего отмечают ту пагубную роль агрессии, которую она играет в становлении  личности, превращая ее либо в потенциального агрессора, либо в потенциальную  жертву всех настоящих и будущих  конфликтов. Менее заметно, но не менее  пагубно деформирующее влияние  агрессии на общее развитие всех высших психических функций. Более грубые нарушения обнаруживаются, как правило, в специфических заболеваниях: дефектах речи, нарушениях работоспособности, аллергиях, бронхиальной астме, энурезе и т. п. [12] В целом же собственные агрессивные проявления или же постоянное ожидание подобного от окружающих ограничивают активность ребенка, усиливают его тревожность, формируют заниженную или компенсированную самооценку. Неслучайно агрессивных детей, равно как и детей, постоянно опасающихся агрессии, относят к группе детей с аффективным поведением, к группе риска.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
               
              
 
 
               2.  АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ
2.1Основные психологические  особенности подростков
 
        Подростковый возраст – это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п. 
Границы подросткового периода  примерно совпадают с обучением  детей в 5 – 9 классах средней школы  и охватывают возраст от 10 – 11 до 15 лет, но фактическое вступление в  подростковый возраст может не совпадать  с переходом в 5-й класс и  происходить на год раньше или  позже.
Особое положение подросткового  периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них  зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов  развития, связанных с переходом  от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое  отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления  происходит становление качественно  новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки  организма, самосознания, отношений  с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной  деятельности, содержания морально-этических  норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. В повседневной жизни, в семье и школе часто можно  слышать такие разговоры: был  послушным мальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым; был спокойным  – стал неуравновешенным; был робким, излишне застенчивым – стал самостоятельным  и решительным и т.д.
Первая общая закономерность и  острая проблема подросткового возраста – это перестройка отношений  с родителями, переход от детской  зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое  состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными»  моментами этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства, вступление в  мир взрослых.
Первый из этих моментов связан с  внутренними гормональными  и  физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.      
 Второй момент –  окончание детства  и переход  в мир взрослых связан с  развитием в сознание подростка  критического рефлектирующего мышления  в рассудочной форме. Это и  есть определяющее состояние  подростка  в психике. Оно  и создает основное ведущее  противоречие в жизни подростка.  Рассудочная т.е. формальная жесткая  логика владеет умом подростка.  Именно так: не он владеет  этой логикой, но она возникает  в его сознании как некая  принудительная сила. Она требует  на любой вопрос однозначного  ответа и оценки: истина или  ложь, да или нет. И это создает  в сознании подростка определенную  тенденцию к максимализму, заставляет  его жертвовать дружбой, становится  в антагонистические отношения   с близкими людьми, поскольку   многообразие и противоречивость  реальности и человеческих отношений   не укладывается    в рамки  рассудочной логики, а он готов  отвергнуть всё что не соответствует  этой логике, так как именно  она господствующая сила в  его сознании, критерий его суждений  и оценок.
Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту  и содержанию сознания подросток  остается еще ребенком. Протестуя  против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке понимании, одобрении  прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете. В таком взрослом, которому он мог  бы полностью доверять. Появляется тенденция обособлению и от мира детства и от мира взрослых к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу.
Главным противоречием подросткового  возраста можно считать противоречие между рассудочной формой возникновения  в сознание подростка рефлексии, ставшей для него ведущей  формой сознательного отношения к миру, и неличным миром  взрослых, не укладывающейся в рамки рассудочности, и в  то же время  провозглашающим рассудочность (сознательность»)  своего бытия.
Актуальность этой темы в том,  что почти каждый подросток, во время   переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Переходный возраст –  самый короткий период жизни, но очень  важный. И важно без особых  травм пережить его.
Вторая особенность и ценнейшее  психологическое приобретение подростка  – открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания  и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находиться и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир – только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением  которого является он сам. Обретая способность  погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток и  юноша открывают целый мир  новых чувств, они начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже  не как производные от каких-то внешних  событий, а как состояние своего собственного «я». Даже объективная, безличная  информация нередко стимулирует  юношу к интроспекции, размышлению  о себе и своих проблемах. Юность особенно чувствительна к «внутренним», психологическим, проблемам. «Открытие  своего внутреннего мира – очень  важное, радостное и волнующее  событие, но оно вызывает также много  тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое «я» еще неопределенно, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда – растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества».
Представление подростка о себе всегда соотносятся с групповым  образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает  с этим образом полностью.
«Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ценой ослабления индивидуального  начала. Напротив, чем старше и более  развит человек, тем больше он находит  различий между собой и «усредненным»  сверстником. Отсюда – напряженная  потребность в психологической  интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание  своей  непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми».
Но как осознание своей единственности и особенности приводит к открытию одиночества, так чувство текучести  и необратимости времени сталкивает подростка с проблемой конечности своего существования и понятием смерти. Это еще одна проблема, связанная  с экзистенциальным кризисом юности. Не все юноши и девушки склонны  к философской рефлексии. Одни уходят от пугающих переживаний в повседневность, у других все сводится к возрождению  иррационального детского страха. Обостренное  чувство необратимости времени  нередко сочетается с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, что время остановилось. Юноша попеременно чувствует  себя то очень молодым, то совсем маленьким, то, наоборот, донельзя старым, все испытавшим. Подростковому возрасту представления  о возможностях разных эпох человеческой жизни еще крайне субъективны: 14-летнему 25-летний кажется уже старым, а  взрослость нередко отождествляется  с неподвижностью и обыденностью.
Еще одна характеристика, относящаяся  к подростковому возрасту – это  большое значение, которое юноши  и девушки придают своей внешности, причем эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастую завышены и нереалистичны. С возрастом  человек привыкает к своей  внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней  уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства личности  - умственные способности, волевые и  моральные качества, от которых зависят  успешная деятельность и отношения  с окружающими.
С возрастом повышается адекватность самооценок. Самооценки взрослых по большинству  показателей более реалистичны  и объективны, чем юношеские, а  юношеские, чем подростковые. Но эта  тенденция не является линейной, необходимо учитывать изменение с возрастом  самих критериев самооценки. Если в средних классах ребенок  сильно ориентируется на мнение учителей и в его самооценке важную роль играет школьная отметка, успеваемость, то в старших классах значение отметок снижается. На первый план выступают  мнение сверстников и самооценка своих достижений в разных видах  деятельности, значимость которых –  учеба, спорт, какие-то любительские занятия  – может быть совершенно разной. Это резко снижает значение отметки  как стимула к учебе, но одновременно отражает рост самостоятельности, дифференциации интересов и т. д. Подростковые самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако неопределенность уровня притязаний и  трудности переориентации с внешней  оценки на самооценку порождают ряд  внутренних содержательных противоречий сознания.
Повышение степени осознанности своих  переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием  к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое  индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью. 
Говоря о подростковом периоде развития человека, мы всегда подразумеваем, что это сложный, трудный период. Трудность этого  периода состоит не только в вышеперечисленных  особенностях подросткового возраста, но в первую очередь, в пубертатном кризисе, кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет одним из важнейших условий формирования правильного, просоциального, неагрессивного поведения подростка в будущем.
 
 
                  2.2Специфика агрессии в подростковом  возрасте
 
      Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые         психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления,  развернутую стадию, этап завершения, период  остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.
    В теориях возникновения агрессии у подростков можно выделить две основные тенденции. Речь идет либо о преимущественно биологическом механизме, в котором         подчеркивается роль нейрофизиологических медиаторов и функционального         состояния глубинных структур мозга, либо на первый план выдвигается         динамическая теория агрессивного поведения, предполагающая, что основным         механизмом агрессии является патологическое личностное развитие, особенно в период жизненных кризисов.
Часто признаки разлада  личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества  и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего  мира сопутствуют жестокой агрессии.       
Внутри подросткового  возраста, как у мальчиков, так  и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и  более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два  пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.
Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного   поведения у мальчиков и девочек  показало, что у мальчиков наиболее  выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а  у  девочек - к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким  образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию "вербальная - физическая", сколько выражение  ее в прямой, открытой форме и  непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение   именно вербальной агрессии в любых  ее формах - прямой или косвенной.
Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток  растет в семье, семья является почти  всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения  для большинства детей.
Становление агрессивного поведения у подростков - сложный  процесс, в котором участвуют  многие факторы. Агрессивное поведение  определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как  посредством прямых подкреплений, так  и путем наблюдения агрессивных  действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое  поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние  суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.
Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых  выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами  семьи. Подобные тенденции психологами  описаны как "цикл насилия", Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений  с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у  родителей. Когда дети вырастают  и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности.
На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и  ребенком, характер взаимоотношений  между  братьями и сестрами, а  также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный  разлад, чьи родители отчуждены и  холодны, сравнительно более склонны  к агрессивному поведению. Подростки  получают сведения об агрессии также  из общения со сверстниками. Они  учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень  агрессивен, скорее всего, окажутся тверженными  большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут  найти друзей среди других агрессивных  сверстников.
Один из самых спорных  источников обучения агрессии — средства массовой информации. После многолетних  исследований    с использованием самых разнообразных методов  и приемов психологи и педагоги все еще не выяснили степень влияния  СМИ на агрессивное поведение. Представляется, что масс-медиа все же оказывает  какое-то влияние на агрессивное  поведение подростков. Однако сила его остается неизвестной.
Таким образом, все вышеперечисленные  факторы должны учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом  в целом при взаимодействии с  подростками, потому что агрессию легче  предотвратить, чем потом корректировать агрессивное поведение.
 
                  
 
                    3.ДИАГНОСТИКА АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
 
                     3.1Опросник уровня агрессивности «Басса-Дарки»
 
        Авторы данного теста считают, что агрессивность имеет количественную и качественную характеристику. Как всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного значения. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Иначе это будет пассивная и конформная личность. Чрезмерное развитие агрессивности определяет весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперации и т.д.
Исходя из этого, авторы делят  агрессивные проявления на два типа:
- мотивационная агрессия, как самоценность;
- инструментальная - как  средство.
Определив уровень таких  деструктивных тенденций. Можно  с большей вероятностью прогнозировать возможность проявления агрессивности.
А. Басс разделил понятия  агрессии и враждебности и определил  последнюю как "…реакцию, развивающую  негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басс и  А. Дарки выделили следующие типы реакций:
- физическая агрессия - использование  физической силы против другого  лица;
- косвенная - агрессия, окольным  путем направленная на другое  лицо или ни на кого не  направленная;
- раздражение - готовность  к проявлению негативных чувств  при малейшем возбуждении (вспыльчивость,  грубость);
- негативизм - оппозиционна  манера в поведении от пассивного  сопротивления до активной борьбы  против установившихся обычаев  и законов;
- обида - зависть и ненависть  к окружающим за действительные  и вымышленные действия;
- подозрительность - в диапазоне  от недоверия и осторожности  по отношению к людям до  убеждения в том, что другие  люди планируют нанести тебе  вред;
- вербальная агрессия - выражение  негативных чувств, как через  форму, так и через содержание  словесных ответов;
- чувство вины - выражает  возможное убеждение субъекта  в том, что он является плохим  человеком, что поступает зло,  а также ощущаемые им угрызения  совести.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". Ответы оцениваются по восьми указанным  шкалам. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 +- 4, а  враждебности 6,5-7 +- 3.
Опросник Баса Дарки следует  использовать в совокупности с другими  методиками: личностными тестами (Кеттел, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д.
При составлении опросника  использовались принципы:
- вопрос может относиться  только к одной форме агрессии;
- вопросы формулируются  таким образом, чтобы в наибольшей  степени ослабить влияние общественного  одобрения ответа на вопрос.
 
           
 
Опросник
 
1. Временами я не могу справиться  с желанием причинить вред  другим
2. Иногда сплетничаю о людях,  которых не люблю 
да
нет
3. Я легко раздражаюсь, но быстро  успокаиваюсь
да
нет
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню
да
нет
5. Я не всегда получаю то, что  мне положено
да
нет
6. Я не знаю, что люди говорят  обо мне за моей спиной
да
нет
7. Если я не одобряю поведение  друзей, я даю им это почувствовать
да
нет
8. Когда мне случалось обмануть  кого-нибудь, я испытывал мучительные  угрызения совести
да
нет
9. Мне кажется, что я не способен  ударить человека
да
нет
10. Я никогда не раздражаюсь настолько,  чтобы кидаться предметами
да
нет
11. Я всегда снисходителен к чужим  недостаткам
да
нет
12. Если мне не нравится установленное  правило, мне хочется нарушить  его
да
нет
13. Другие умеют почти всегда  пользоваться благоприятными обстоятельствами
да
нет
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько  более дружественно, чем я ожидал
да
нет
15. Я часто бываю несогласен с  людьми
да
нет
16. Иногда мне на ум приходят  мысли, которых я стыжусь
да
нет
17. Если кто-нибудь первым ударит  меня, я не отвечу ему
да
нет
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю  дверями
да
нет
19. Я гораздо более раздражителен,  чем кажется
да
нет
20. Если кто-то воображает себя  начальником, я всегда поступаю  ему наперекор
да
нет
21. Меня немного огорчает моя  судьба
да
нет
22. Я думаю, что многие люди  не любят меня
да
нет
23. Я не могу удержаться от  спора, если люди не согласны  со мной
да
нет
24. Люди, увиливающие от работы, должны  испытывать чувство вины
да
нет
25. Тот, кто оскорбляет меня и  мою семью, напрашивается на  драку
да
нет
26. Я не способен на грубые  шутки
да
нет
27. Меня охватывает ярость, когда  надо мной насмехаются
да
нет
28. Когда люди строят из себя  начальников, я делаю все, чтобы  они не зазнавались
да
нет
29. Почти каждую неделю я вижу  кого-нибудь, кто мне не нравится
да
нет
30. Довольно многие люди завидуют  мне
да
нет
31. Я требую, чтобы люди уважали  меня
да
нет
32. Меня угнетает то, что я мало  делаю для своих родителей
да
нет
33. Люди, которые постоянно изводят  вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"
да
нет
34. Я никогда не бываю мрачен  от злости
да
нет
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не  расстраиваюсь
да
нет
36. Если кто-то выводит меня из  себя, я не обращаю внимания
да
нет
37. Хотя я и не показываю этого,  меня иногда гложет зависть
да
нет
38. Иногда мне кажется, что надо  мной смеются
да
нет
39. Даже если я злюсь, я не  прибегаю к "сильным" выражениям
да
нет
40. Мне хочется, чтобы мои грехи  были прощены
да
нет
41. Я редко даю сдачи, даже если  кто-нибудь ударит меня
да
нет
42. Когда получается не по-моему,  я иногда обижаюсь
да
нет
43. Иногда люди раздражают меня  одним своим присутствием
да
нет
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему  ненавидел
да
нет
45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"
да
нет
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о  нем думаю
да
нет
47. Я делаю много такого, о чем  впоследствии жалею
да
нет
48. Если я разозлюсь, я могу  ударить кого-нибудь
да
нет
49. С детства я никогда не проявлял  вспышек гнева
да
нет
50. Я часто чувствую себя как  пороховая бочка, готовая взорваться
да
нет
51. Если бы все знали, что я  чувствую, меня бы считали человеком,  с которым нелегко работать
да
нет
52. Я всегда думаю о том, какие  тайные причины заставляют людей  делать что-нибудь приятное для  меня
да
нет
53. Когда на меня кричат, я начинаю  кричать в ответ
да
нет
54. Неудачи огорчают меня
да
нет
55. Я дерусь не реже и не  чаще чем другие
да
нет
56. Я могу вспомнить случаи, когда  я был настолько зол, что  хватал попавшуюся мне под  руку вещь и ломал ее
да
нет
57. Иногда я чувствую, что готов  первым начать драку
да
нет
58. Иногда я чувствую, что жизнь  поступает со мной несправедливо
да
нет
59. Раньше я думал, что большинство  людей говорит правду, но теперь  я в это не верю
да
нет
60. Я ругаюсь только со злости
да
нет
61. Когда я поступаю неправильно,  меня мучает совесть
да
нет
62. Если для защиты своих прав  мне нужно применить физическую  силу, я применяю ее
да
нет
63. Иногда я выражаю свой гнев  тем, что стучу кулаком по  столу
да
нет
64. Я бываю грубоват по отношению  к людям, которые мне не нравятся
да
нет
65. У меня нет врагов, которые  бы хотели мне навредить
да
нет
66. Я не умею поставить человека  на место, даже если он того  заслуживает
да
нет
67. Я часто думаю, что жил неправильно
да
нет
68. Я знаю людей, которые способны  довести меня до драки
да
нет
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей
да
нет
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить  или оскорбить меня
да
нет
71. Я часто только угрожаю людям,  хотя и не собираюсь приводить  угрозы в исполнение
да
нет
72. В последнее время я стал  занудой
да
нет
73. В споре я часто повышаю  голос
да
нет
74. Я стараюсь обычно скрывать  свое плохое отношение к людям
да
нет
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить 
да
нет

 
Протокол  №1
Испытуемый: Тарлецкая  Ольга
Возраст: 15
Ответный лист:
1
+
16
+
31
+
46
+
61
+
2
+
17
-
32
+
47
+
62
-
3
+
18
-
33
+
48
-
63
-
4
-
19
+
34
-
49
-
64
-
5
+
20
-
35
+
50
+
65
-
6
-
21
+
36
-
51
-
66
+
7
-
22
+
37
+
52
+
67
+
8
+
23
+
38
-
53
+
68
-
9
-
24
-
39
-
54
+
69
+
10
+
25
+
40
+
55
+
70
+
11
+
26
-
41
+
56
-
71
+
12
+
27
+
42
+
57
+
72
-
13
-
28
+
43
+
58
+
73
+
14
+
29
+
44
-
59
+
74
+
15
+
30
-
45
+
60
+
75
+

 
Обработка и интерпретация  результатов:
- физическая агрессия: 8 баллов;
- косвенная агрессия: 5 баллов;
- раздражение: 6 баллов;
- негативизм: 3балла;
- обида: 5 баллов;
- чувство вины: 8 баллов;
- вербальная агрессия: 8 баллов;
- подозрительность: 5 баллов.
Индекс агрессивности =  физическая агрессия + раздражение + вербальная агрессия = 21
Индекс враждебности = обида + подозрительность = 10
Индексы агрессивности  и враждебности в норме. Однако уровни физической и вербальной агрессии высоки – 8 баллов, что говорит о несдержанности Ольги в общении. Она может  накричать и даже ударить своего собеседника в споре, вспыльчива и не всегда себя контролирует. Все  эти свойства общения уходят корнями  в высокое чувство вины – именно это причина агрессивности и  раздражительности, уровень которой  так же высок. Негативизм – 3 балла  из возможных 4 говорит о том, что  испытуемая смотрит на мир в призме неприятия и видит все в  серых красках и темных тонах.
Протокол №2
Испытуемый: Макарченя  Александра
Возраст: 14
Ответный лист:
1
-
16
+
31
+
46
+
61
-
2
+
17
-
32
+
47
-
62
-
3
+
18
+
33
-
48
-
63
+
4
-
19
+
34
-
49
-
64
-
5
+
20
-
35
-
50
-
65
-
6
-
21
+
36
-
51
+
66
+
7
-
22
-
37
+
52
+
67
+
8
+
23
+
38
+
53
+
68
-
9
+
24
-
39
-
54
+
69
+
10
-
25
-
40
+
55
-
70
+
11
-
26
-
41
-
56
-
71
+
12
+
27
-
42
+
57
+
72
-
13
-
28
+
43
-
58
+
73
+
14
-
29
-
44
-
59
+
74
+
15
-
30
+
45
+
60
+
75
-

 
 
Обработка и интерпретация  результатов:
- физическая агрессия: 2 баллов;
- косвенная агрессия: 7 баллов;
- раздражение: 6 баллов;
- негативизм: 3балла;
- обида: 6 баллов;
- чувство вины: 6 баллов;
- вербальная агрессия: 9 баллов;
- подозрительность: 7 баллов.
Индекс агрессивности =  физическая агрессия + раздражение + вербальная агрессия = 17
Индекс враждебности = обида + подозрительность = 13
Индекс агрессивности  в норме, однако, уровень враждебности превышает максимально допустимое значение. В совокупности с высоким  показателем подозрительности – 7 баллов - это показывает, что Александра недоверчиво и с подозрением  относится к посторонним людям, которые не входят в ее круг общения. 9 баллов шкалы вербальной агрессии указывают, что она нетерпима в спорах и скорее будет выражать свое мнение криком, нежели аргументами в спокойном и размерном темпе беседы. Низкий уровень физической агрессии характеризует испытуемую, как человека, не способного поднять руку на собеседника.
 
Протокол  №3
Испытуемый: Мороз Максим
Возраст: 15
Ответный лист:
1
+
16
+
31
+
46
-
61
+
2
+
17
-
32
-
47
+
62
-
3
-
18
-
33
+
48
-
63
-
4
+
19
-
34
-
49
-
64
-
5
+
20
-
35
-
50
+
65
-
6
-
21
  36
+
51
+
66
+
7
+
22
+
37
-
52
+
67
+
8
+
23
+
38
+
53
+
68
+
9
-
24
-
39
+
54
-
69
+
10
-
25
-
40
+
55
-
70
-
11
-
26
+
41
-
56
+
71
-
12
+
27
-
42
+
57
+
72
-
13
+
28
+
43
+
58
+
73
-
14
+
29
+
44
+
59
+
74
+
15
-
30
-
45
+
60
-
75
-

 
Обработка результатов:
- физическая агрессия: 7 баллов;
- косвенная агрессия: 6 баллов;
- раздражение: 7 баллов;
- негативизм: 2 балла;
- обида: 5 баллов;
- чувство вины: 6 баллов;
- вербальная агрессия: 5 баллов;
- подозрительность: 8 баллов.
Индекс агрессивности =  физическая агрессия + раздражение + вербальная агрессия = 19
Индекс враждебности = обида + подозрительность = 13
Индекс агрессивности  в норме, однако, уровень враждебности превышает максимально допустимое значение. Максим раздражителен, выражает свое недовольство, как криком, так  и кулаком, о чем говорит высокий  уровень физической агрессии. Косвенная  агрессия – 6 баллов, достаточно высокий  результат – испытуемый часто  направляет свою агрессии на лицо, непричастное к конфликтной ситуации. С подозрительностью  относится к другим людям.
 
 
    3.2Методика  диагностики межличностных отношений  Т. Лири
 
        Данная методика разработана Т.Лири (1954 г.) и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: "доминирование-подчинение" и "дружелюбие-агрессивность(враждебность)".
Именно эти факторы  определяют общее впечатление о  человеке в процессах межличностного восприятия.
В зависимости от соответствующих  показателей выделяются ряд ориентаций - типов отношения к окружающим. Делаются выводы о выраженности типа, о степени адаптированности поведения - степени соответствия (несоответствия) между целями и достигаемыми в  процессе деятельности результатами. Очень большая неадаптивность поведения ( при представлении результатов  выделяется красным цветом) может  свидетельствовать о невротических  отклонениях, дисгармониях в сфере  принятия решений или являться результатом  каких-либо экстремальных ситуаций.
Методика может использоваться как для самооценки, так и для  оценки наблюдаемого поведения людей ("со стороны"). В последнем случае испытуемый отвечает на вопросы как  бы за другого человека, основываясь  на своем представлении о нем. Суммируя результаты такого тестирования разных членов группы (например, трудового  коллектива ) можно составить обобщенный "представленческий" портрет какого-либо ее члена, например, лидера. И делать выводы об отношении к нему других членов группы.
Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и  идеальном "Я", а также для  изучения взаимоотношений в малых  группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений  к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании межличностных  отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее  впечатление о человеке в процессах  межличностного восприятия. Они названы  М. Аргайлом в числе главных компонентов  при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут  быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала  Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем  исследовании, проводимом американскими  психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается  по двум переменным, анализ которых  осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.
Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным  отношениям. Для еще более тонкого  описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.
Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе  оказываются результаты испытуемого  к центру окружности, тем сильнее  взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится  в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность  интерперсонального поведения.
Опросник содержит 128 оценочных  суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке  подсчитывается количество отношений  каждого типа.

Рисунок – 3.2.1 – Психограмма  к тесту диагностики межличностных  отношений
 
Опросник
Вам предлагается список характеристик. Следует внимательно прочесть каждую и решить, соответствует ли она вашему представлению о себе. Если соответствует, то пометьте её в протоколе крестиком, если не соответствует – ничего не ставьте. Если нет полной уверенности, крестик не ставьте. Старайтесь быть искренними.

и т.д.................


1. Другие думают о нем благосклонно
2. Производит впечатление на окружающих
 
3. Умеет распоряжаться, приказывать
 
4. Умеет настоять на своем
 
5. Обладает чувством достоинства
 
6. Независимый
 
7. Способен сам позаботиться о себе
 
8. Может проявлять безразличие
 
9. Способен быть суровым
 
10. Строгий, но справедливый
 
11. Может быть искренним
 
12. Критичен к другим
 
13. Любит поплакаться
 
14. Часто печален
 
15. Способен проявлять недоверие
 
16. Часто разочаровывается
 
17. Способен быть критичным к себе
 
18. Способен признать свою неправоту
 
19.  Охотно подчиняется
 
20. Уступчивый
 
21. Благодарный
 
22. Восхищающийся, склонный к подражанию
 
23. Уважительный
 
24. Ищущий одобрения
 
25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи
 
26. Стремится ужиться с другими
 
27. Дружелюбный, доброжелательный
 
28. Внимательный, ласковый
 
29. Деликатный
 
30. Ободряющий
 
31. Отзывчивый на призывы о помощи
 
32. Бескорыстный
 
33. Способен вызывать восхищение
 
34. Пользуется у других уважением
 
35. Обладает талантом руководителя
 
36. Любит ответственность

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.