Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа История развития закладки

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………....................
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ  РАЗВИТИЯ ЗАКЛАДКИ ………………….
7
1.1. Особенности изображения „Природные стихий” в историческом аспекте…………………………………………………………………………….
 
7
1.2. Специфика живописно-графических композиций в имторическом аспекте………………………………………………….……….
 
14
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ СЕРИИ  ЗАКЛАДОК НА ТЕМУ „ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ”……………………………………………………………………….
 
2.1. Поисковый материал
 
2.2. Закладки как элемент оформления книги ……………...
 
2.3. Специфика оформления закладок в серии ……………
 
Выводы………………………………………………………………
 
Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
 
Приложение…………………………………………………………
 
   
   

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                                     
 
ВВЕДЕНИЕ
 Актуальность исследования. Книжные закладки вряд ли можно отнести к предметам, которые часто вызывают интерес у коллекционеров, однако художники часто обращаются к данной миниатюрной форме. Между тем, чуть ли не со времен создания первой книги существует маленькая, но нужная вещь – книжная закладка. О вопросах книжного искусства писали многие учёные: Е.В. Шорохов, О.И. Подобедова, М.А. Некрасова и другие.
Важность закладки заключается в том, что от частого перелистывания страниц, книга стареет быстрее, а имея закладку, вы легко найдете ту страницу, где прервали свое чтение. Тем самым избавитесь и от дурной привычки загибать уголки страниц книги. Кроме того на уроках учителей раздражает, когда ученики долго листают учебник, в пояске нужной страницы, тем самым, отнимая массу времени от урока и к тому же создавая шум шуршанием страниц. А с закладкой эта проблема будет решена.
Актуальность закладок заключается в том, что они  способствуют развитию интереса  к книге. Ведь „литература дает колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллектуальным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни и всех ее сложностей” – говорила Мельникова [8].
Исходя из выше перечисленного, можно сделать следующий вывод, что такая вещь как закладка, актуальна  в наше время и выполняет очень  важную и необходимую роль.
Книжная закладка (или  ее отсутствие) многое может сказать  о читателе. Кто он: педант, неряха, сноб, эстет, хам, рассеянный человек. Психолог наверняка смог бы составить следующий тест. Покажи свою закладку, и смогу дать характеристику твоему характеру. Главное, что привычка пользоваться книжной закладкой - это не просто удобство, а элемент общей культуры человека. Многообразие закладок говорит об их многофункциональности: от закладки – произведения декоративно-прикладного искусства до информационной поддержки чтения.
 Судя по рекламе  в интернете, выпускаются разные  закладки в нашей стране. Например, тематические, как наглядные формы подачи материала: о правилах дорожного движения, на тему „Наркотикам скажем, нет”, о многообразии правовой культуры и др.
Можно встретить закладки в виде денежных купюр. В одно время  были модны среди учащихся, закладки с фотографиями артистов. Все эти закладки выполнены типографским способом.
Но самым достоверным  источником истории книжной закладки является изобразительное искусство. Эта идея принадлежит итальянскому коллекционеру закладок Olindo DALIANA. В связи с увлечением данной идеей были изготовлены   тематические закладки „Природные стихии” в живописно-графическом стиле.
Цель курсовой работы: заключается в возможности оформления закладок для учебников в живописно-графической  технике.
Задачи исследования: проанализировать художественные и методические литературные источники; разработать творческие эскизы; создать серию закладок на тему „Природные стихии”; развить творческие способности.
Объектом исследования серия закладок на тему „Природные стихии”.
Предмет исследования является процесс создания серии живописно-графической книжной закладки, ее особенности композиционного решения  .
Методы исследования: для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:
– аналитический. Анализ произведений живописцев. Теоретический анализ искусствоведческой литературы, научных изданий;
– сравнительный. Сравнение закладок и их оформление разных веков и народов;
– художественное наблюдение. Сравнительная характеристика стихии природы.
Практическая  значимость заключается в создание авторских, оригинальных закладок для повседневной жизни. Данные  закладки  для книг когут рассматриваться  как показательные работы.
Теоретическая значимость заключается систематизация сведении по истории книжной закладки. Изучение новых картин и живописцев. Материал может быть использован как методические рекомендации.
Новизна исследования  заключается в появлении нового стиля в оформлении закладок.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы 26 страници, список литературы включает 26 наименований.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
РАЗДЕЛ 1.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКЛАДОК
1.1. Особенности  изображения „Четырех стихий” в историческом аспекте
Для многих современных  читателей тысячелетняя история  книжной закладки будет открытием. Закладка была создана первыми пользователями книг, которые сразу же столкнулись  с проблемой ориентации в книге. Возникла необходимость в инструменте, позволяющем читателю сохранять место при остановке чтения, отмечать важные информационные или эмоционально значимые части текста и быстро находить их при повторном обращении без причинения вреда книгам. Человечество обязано закладке сохранением тысячи бесценных книжных шедевров для последующих поколений. На протяжении веков читатели изготавливали рукодельные закладки, создавая оригинальные удобные конструкции из кожаных шнуров, кусочков тканей, лент, украшенных вышивкой и рисунками. Рукодельные вышитые закладки с пожеланиями были традиционным подарком молодых девушек своим любимым, родителям. Позже появились фабричные тканые шелковые, золотошвейные, вышитые бисером и украшенные драгоценными камнями, ювелирные закладки [2].
Веками читатели книг изготовляли закладки своими руками из кожи, ткани, лент, украшали их вышивкой и рисунками. В прошлом традиционным подарком были рукодельные книжные закладки с вышивкой. Со временем появились фабричные тканые закладки, а также золотошвейные, украшенные драгоценными камнями и вышитые бисером. С развитием печатной техники изменились и закладки стали популярными недорогие и яркие бумажные книжные закладки. Нынешние технологии и дизайнерские решения создали совершенно новые образцы закладок, которые, тем не менее, сохраняют связь с традициями и правилами.
Например, египетские писцы  приклеивали на свитки кусочки папируса. Средневековые книжники отмечали страницы фолиантов петельками из кожи, пергамента или плотной ткани, а также  создавали весьма функциональные конструкции для облегчения чтения (см. рис. 1.1). В XIX веке читающие дамы нередко отдавали предпочтение цветам и кружевным платочкам (см. рис. 1.2).
Книжные закладки давно  живут между страниц книг и  в состоянии рассказать нам много  интересного о прошлом. В этом мог убедиться каждый, кто побывал на выставке «Из истории книжной закладки» в Музее книг (см. рис. 1.3).
Музей книги – это прежде всего огромный книжный фонд, насчитывающий более 300 тысяч единиц хранения. Это – печатные издания XV–XXI веков. В отделе редких книг музея есть фонд некнижных материалов, в котором помимо письменных принадлежностей и других предметов, связанных с книгой, формируется и коллекция книжных закладок. Первые экземпляры в Музее появились еще в конце 80-х годов, а с 2009 года сформировалась самостоятельная коллекция, в которой сегодня насчитывается около 500 закладок (см. рис. 1.4) [11].
Псалтирью на латыни, изданной в Париже в 1586 году, явно пользовались часто  и активно: маленькие закладочки из пергамента, «выглядывающие» из книги, имеют довольно ветхий вид. Это так называемые закладки-регистры, весьма распространенные в Средневековье. Книги, даже после изобретения книгопечатания в XV веке, были все еще очень дороги, а также объемны. В основном издавалась литература религиозного характера, то есть фолианты требовали чтения вдумчивого и неспешного. Закладки-регистры и были придуманы для того, чтобы книгу не нужно было листать почем зря. В Германии такие закладки называют „блаттвайзерами”, то есть „указателями листа”. Регистровые закладки делались в виде петель, узелков из ниток, ленточек, их раскрашивали и украшали аппликациями. В XV-XVI веках получили распространение закладки – регистры –своеобразный вид закладок в виде небольшого язычка (из кожи, пергамента, ткани), прикрепленного к краю выбранных листов книги и выступающего, как правило, за пределы бокового обреза, что давало возможность без труда многократно открывать книгу в нужном месте (см. рис. 1.5).
Еще один вид распространенных в XV–XVI веках и на Западе, и в  России закладок выглядел следующим образом: фигурный держатель, как правило с несколькими лентами, крепился на верхней части обреза книги. В России такие закладки называют „паворозами” или „поворозами”.
Существует Гентский алтарь, расписанный  братьями ванЭйками в первой половине XV века. На нем на одной из створок изображена Дева Мария с книгой, содержащей подобную закладку (см. рис.1.6, 1.7).
Изобретение в XV веке в Западной Европе книгопечатания и постепенное насыщение  рынка делало книгу всё более  доступной. Превратившись из единичного рукописного произведения в тиражный печатный продукт, книга, тем не менее, по – прежнему стоила весьма дорого. Даже одно это соображение делает понятным, почему к каждому экземпляру относились  крайне бережно. Книжная закладка, выполняя утилитарную функцию, помогала не только запоминать  или быстро находить нужную страницу текста, но и элементарно работала на улучшение сохранности конкретного экземпляра издания (страницы не листались читателями без надобности) [3].
Уже со времен рукописной книги закладка выполняла и эстетическую функцию, при этом мастера зачастую продумывали ее дизайн в сочетании с будущим или готовым переплетом книги. Хочется вспомнить  шедевр: „История Гвардейской Артиллерии” – юбилейное издание, приуроченное к столетию учреждения Павлом I Гвардейского артиллерийского батальона. Но нет, не императорский вензель на переплете книги приковывает внимание в первую очередь. Здесь есть кое-что поинтереснее: две закладки-ляссе („ляссе” – искаженное на французский манер немецкое слово Lesezeichen, что переводится как „закладка”) из форменной тесьмы с фигурными металлическими завершениями. Одно из них – львиная голова с пушкой в зубах. Это – пушкарский знак времен царя Алексея Михайловича. Второе – стилизованное изображение барабана с вензелем императора Петра I – основателя Гвардейской артиллерии. Иногда специалистам Музея книги везет, и среди пожелтевших от времени страниц они находят совершенно особенные „экспонаты”.
Современный мир, несмотря на рост масштабов  книгопечати в пятнадцатом столетии, книги ещё издавались в ограниченных тиражах и были весьма дорога. Необходимость бережного отношения к ним была очевидна. Одно из самых ранних упоминаний об использовании закладок относится к 1584, когда Королевский Печатник, Кристофер Баркер, подарил королеве Елизавете I шёлковую закладку с каймой. Узкие шёлковые ленты стали распространённой закладкой в ХШ-XIX веках, их закрепляли на обложке и делали больше, чем высота страницы. Первые съёмные закладки начали появляться в 1850-х, их выполняли, как правило, из шёлка или вышивки.
Первые так называемые технические  закладки появились в конце XIX века. В 1890 году житель Германии М. Кинле запатентовал первую известную из них. Она представляла собой металлическую пластинку  с косой прорезью, в которую просовывался уголок необходимой страницы.
Искали книголюбы и другие варианты закладок. Швед И. Линдлер в 1896 году предложил прищепку – лист зажимался  вдвое тонкой полоской из упругой  стали. Прошло еще полвека, и американец У. Мартин придумал закладку из ткани и бумаги, приклеил на концах полосок маленькие плоские магниты. Они притягивались друг к другу сквозь бумагу, а согнутая вдвое полоска держала нужную страницу. Но и на этом изобретатели не остановились. Более совершенной оказалась закладка француза Л. Алварадо, предложенная в 1969 году. Она имела продольные пазы, внутри которых перемещался ползунок со стрелкой [16].
В качестве закладок уже  не один век используются самые различные  предметы: листовки, документы, листки календарей. Именно бумажные закладки до сих пор самые распространенные. Недавно найдена коллекция бумажных закладок 1950-1960-х годов. Все они долгое время хранились там, где им и полагалось: в книгах, изданных в тот период. Закладки обычно использовались для какой-либо рекламы. Например, книжные издательства на лицевой стороне изделия помещали портрет писателя или художника, какую-нибудь цитату, связанную с его творчеством. А на обороте – перечень выпущенных книг, адреса магазинов, где они продавались, и т. д. Имеющиеся в коллекции закладки 50-60-летней давности рекламируют „Краткий зоологический словарь” (1964), Кока кола (1955), сочинения В. Ключевского (1959), Г. Плеханова (1959), В. Брюсова (1955), А. Пушкина (1956), Я. Райниса (1955),В. Арсеньева (1955), И. Тургенева (1955), а также цветные репродукции художника В. Сурикова (1955) (см. рис. 1.8) [13].
Таким образом, после большого перерыва стали выпускать закладки и в  наши дни. Они рассказывают о представителях флоры и фауны, правилах уличного  движения, героях народных сказок и  мультфильмов. На закладках – единицы длины, веса, объема, таблица умножения, тригонометрические формулы, орнаменты, виды городов(см. рис. 1.9). Художники очень часто изображали на своих картинах книги с закладками. Достаточно вспомнить необычного „Библиотекаря” Джузеппе Арчимбольдо (см. рис. 1.10), „Святого Марка” Андреа Мантеньи,(см. рис. 1.11), „Апостолов Петра и Павла” Эль Греко(см. рис. 1.12), или знаменитую картину Альбрехта Дюрера „Двенадцатилетний Христос среди книжников” (см. рис. 1.13).
Стихия (элемент) в античной и средневековой натурфилософии – одна из четырёх первооснов мира: земля, вода, воздух и огонь. Теорию четырёх стихий первым начал разрабатывать Эмпедокл, который считал, что элементы материальны и наделены свойствами филии (любви) и фобии (вражды); эти две противоположности, присущие всем телам, и приводят материю в движение. Согласно теории, все было сделано из этих четырех стихий. Так как это природная магия, использующая символы и силы, важно понять эти силы, а сделать это можно, изучая стихии. Стихии в пределах магической символики – это компоненты, из которых все состоит. Система стихий было изобретена в эпоху Возрождения, хотя их история уходит далеко в древние века.
 В западном искусстве:  вода – изображалась опрокинутым кувшином или фигурами богов моря и рек; воздух  – фигурой Юноны, иногда летящей c оковами на руках и ногах, иногда женщиной с хамелеоном в руке; огонь – Фениксом, фигурой Вулкана, а также женщиной с огненными волосами или молнией в руке; земля – аллегорической фигурой Матери с символами плодородия в руках; а также башнеобразной короной Кибелы.                                                                                                                      
Четыре элемента могут  быть представлены либо как условные безликие женские фигуры, различимые только по их атрибутам, либо, особенно в XVI веке, как боги и богини классической античности. Их можно встретить на фресках и потолках зданий эпохи Ренессанса в Италии, а также в виде отдельных картин, составляющих четырехчастный цикл, хотя они часто рассеяны по разным галереям. Североевропейские художники-жанристы и авторы files galantes XVII-XVIII веков давали названия этих четырех элементов циклам картин, изображающих юношей и девушек за каким-либо соответствующим занятием.
        Четыре элемента природы не зря называются стихиями. Они изменчивы и непостоянны – все, за исключением земли. Вокруг нее вращаются воздух, огонь и вода. Земля, как женщина, имеет множество атрибутов, принадлежащих богиням плодородия: рог изобилия и змею, скорпиона римской богини земледелия Земли-Матери. Она может кормить грудью одного или двоих детей, как Опс – римская богиня урожая. Одно из самых ярких изображений богини плодородия принадлежит   фламандскому живописцу эпохи барокко Питеру Паулю Рубенсу „Абунданция” 1630 года (см.рис. 1.14).
       В отличие от остальных стихий, воздух невидим. Его нельзя взвесить (по крайней мере, так думали древние) или уничтожить, но он может быть легко вытеснен другими элементами и становится осязаем при малейшем своем движении. Вода – основа любой жизни, однако без воздуха человек может прожить лишь несколько минут. Будучи самым легким и неуловимым элементом, воздух – ведущая сила воображения, вдохновения, мечтания и свободы. Воздух был царством Юноны, и потому он может быть представлен этой богиней с ее ПАВЛИНОМ. Или она изображается парящей в воздухе, к каждой ее ноге привязано по наковальне – так Юпитер наказал свою жену за непослушание. Ее могут окружать ПТИЦЫ – символ воздуха (см.рис. 1.15). Картина Гюстава Моро „Павлин, жалующийся Юноне” из большой серии, созданной художником по мотивам басен Лафонтена, – одна из немногих работ художника, не обремененных сложными символами и аллегориями. Юнона изображена в образе олимпийской богини, вознесшейся на небо и излучающей свет.
У всемирного океана нет  ни начала, ни конца. Он способен растворить землю, затушить огонь, наполнить воздух невидимыми парами, собраться в облака, на которых будут жить боги, и  пролиться на землю дождем, дав  жизнь смертным. Подобно огню, вода очищает, освящает, дает жизнь – и губит ее (иногда для того же очищения – например, Всемирный потоп). Вода персонифицируется речным богом с его традиционным атрибутом – трезубцем. Этот образ   фигурируют во многих картинах с морской тематикой. Например „Союз Земли и Воды”  фламандского живописца Питера Пауля Рубенса (см.рис.1.16). Картина изображает аллегорическую сцену союза Земли, которую олицетворяет чувственно прекрасная богиня Кибела, держащая в руке рог изобилия, наполненный плодами, и Воды – морского бога Нептуна с грозным трезубцем, полного энергии и силы. Союз Земли и Воды освящает крылатая Виктория, которая возлагает золотую корону на голову богини.
Самый яркий во всех смыслах  этого слова элемент – огонь. Он дает нам тепло и свет, гипнотизирует танцем. Огонь – принимает облик женщины с головой, охваченной огнем. Или у нее на голове вместо прически птица Феникс, охваченная огнем, являющимся ее символом. ВУЛКАН, этот кузнец богов, с молотом в руке аналогичным образом персонифицирует огонь. Яркий образ бога огня – Гефеста в произведении французского художника Франсуа Буше „Венера и Вулкан с оружием для Энея”1732г. (см.рис. 1.17). Объединяет  все вышеперечисленные стихии картина П. П. Рубенса «Четыре стихии» представлены в образах олимпийских богов (см.рис. 1.18).                                                                                                                      
Таким образом аналоги „четырех стихий”, как четырех первоэлементов мироздания, присутствуют всюду.
В психологии выделяется только четыре типа темперамента человека, известных еще с древности (сандвиник, меланхолик, холерик, флегматик). В физиологии выделяются четыре типа инстинктов (самосохранения, половой, территориальный, пищевой). C гармонией четырех стихий человек сталкивается ежечасно, ежедневно и ежегодно. Так ежедневно мы сталкиваемся с четырьмя суточными стихиями: „утро-день-вечер-ночь”. А теперь посмотрите, как естественно вписываются климатические стихии „зима- весна-лето-осень” во вращающийся крест (1.19). Поэтому не удивительно что человек из покон векав изображает природные стихии, поклоняется им, пытается покорить.
1.2. Специфика живописно-графических композиций в историческом аспекте
       "Что значит компоновать? Это значит красноречиво сочетать",- так определял Делакруа сущность композиции. И мы можем согласиться с ним, если слово "красноречиво" понимать в смысле - красиво, ярко, убедительно и содержательно. Именно так и понимал его Делакруа, утверждавший в другом месте, что живопись - неболтливое искусство, в чем он видел ее немалое достоинство.
         Композиция - это искусство группировать в изображении фигуры, предметы, пятна, дать необходимое освещение, усиливать или ослаблять цвет, жертвовать деталями и обобщать их, словом - сочетать все элементы и части картины в целях красноречивого выражения содержания художественного образа. Все средства изображения и выражения обретают свою подлинную жизнь, идейное значение и поэтичность лишь в определенном сочетании друг с другом, на подчинении и соподчинении, на согласии и контрастах; и только в результате создания композиции рождается и обретает свое бытие художественный образ. В процессе работы над композицией все средства живописи: форма, цвет, светотень, контур, пластика, движение - все становится в руках художника "как бы клавишами клавиатуры, из которой он извлекает известные звуки, заставляя молчать другие" (Делакруа)[8].
          В прошлом художники пытались открыть какие-то неизменные законы и правила композиции, определяющие расположение и соподчинение фигур и предметов, отделение главного от второстепенного, искали красивых или гармоничных линий и пластических масс в изображении. Леонардо да Винчи, например, разрабатывал тип пирамидальной композиции (см. рис. 1.20), Рафаэль часто располагал фигуры по кругу, Рубенс любил сложное спиралевидное построение. Одни видели красоту в строгом подчинении композиции архитектурному принципу устойчивости, симметрии, равновесия масс, другие - в динамичности всего изображения, прибегая к контрастному противопоставлению его частей друг к другу, к необычным точкам зрения (ракурсам), к мощным эффектам света и тени. Находя те или иные принципы композиции, великие мастера создавали великие произведения искусства не потому, что они открывали какие-то абсолютные законы композиции, а потому, что их подход соответствовал содержанию, "духу" их искусства. Композиция их произведений прекрасна, но только потому, что прекрасно все - и содержание и форма их живописи.
Композиционные принципы великих  мастеров вместе с другими принципами их художественного метода, неразрывно связанного с эстетическим идеалом, формировали стиль живописи той или другой эпохи. Композиция в реалистическом искусстве не подчинена каким бы то ни было раз навсегда открытым законам, правилам или нормам. Источником композиционной мысли становится действительность, жизненная группировка и сочетание фигур, природы, вещей. Композиции, утверждал Крамской, "нельзя научиться до тех пор, пока художник не научится наблюдать и сам замечать интересное и важное".
Однако правила и приемы, плодотворные для искусства одной эпохи, переставали  быть таковыми для живописи другой, и если им все же следовали, то они  превращались в антихудожественный штамп. Строго говоря, в пределах той  широкой принципиальной общности, которая характеризует художественное мышление и видение эпохи, то есть ее стиль, каждый подлинный художник идет своим путем и отличается особенностями своего индивидуального стиля, а в пределах последнего - каждое отдельное его произведение отличается неповторимостью своей композиции. Еще в XVII веке в мировой живописи образовалось несколько стилистических направлений и соответствующих им форм композиционного мышления художников. Только в пределах европейской живописи того времени мы видим существенные отличия в понимании композиции художниками стиля барокко (Рубенс), классицизма (Пуссен) и реализма (Веласкес, Рембрандт).  Живопись XIX века, особенно его второй половины, убедительно опровергла все старые, узаконенные академиями нормы композиции. С тех пор и до нашего времени реализм, жизненная правда определяют подход художника к композиции и дают нам единственно верный критерий для оценки художественности произведений.
        В согласии  с нашей задачей анализа структуры  художественного образа в живописи  мы рассмотрим лишь некоторые важные особенности композиции.
       Работа над  композицией начинается, как правило,  с выбора объекта изображения,  который по аналогии с литературой  часто называют сюжетом произведения. Правда, сюжетными обычно считают  картины с несколькими или многими человеческими фигурами, связанными каким-либо действием, но по существу свой сюжет имеют и картины природы, где его называют часто "мотивом" пейзажа, и натюрморты, и все другие объекты, выбранные художником для изображения. В сюжете определяется художественный замысел живописца и, следовательно, выбор сюжета играет решающую роль в дальнейшем раскрытии образа в композиции. Сюжет и композиция в живописи нераздельны, так как сюжет обретает плоть свою лишь в определенном сочетании изображенных объектов. Для художника выбор сюжета означает одновременно и выбор направления композиционного решения. Нередко сюжет является ему вместе с композицией, и он фиксирует и то и другое в эскизе, который затем  уточняет, углубляет и развивает в картине.
?????Пути  возникновения и формирования  художественного образа весьма  различны, как различны творческие  индивидуальности художников, и  они могут быть вполне поняты  лишь при углубленном изучении  творчества отдельных; мастеров. Здесь мы можем указать лишь на некоторые типические моменты композиционного мышления живописца. Часто художник идет не от сюжета и композиции, а начинает с выбора темы будущего произведения, с обдумывания той или другой стороны действительности, представляющейся ему особенно важной или новой. В этом случае логическое мышление предшествует живописно образному, но, найдя свою тему и ее смысл, художник переключается в область сюжетно-композиционного образного творчества. Таков был метод Александра Иванова в работе над большим полотном "Явление Мессии" и многих других художников прошлого и современности. ?????
 
        Поскольку задача композиции  состоит в раскрытии образного  замысла художника, то ее сюжет  не может быть нейтральным,  в нем должно быть заложено  живописно-образное начало. Образное начало ("завязку") будущего произведения в целом или его отдельных частей художник находит в природе и жизн. В картине "Боярыня Морозова", Василия Сурикова, центр композиции был подсказан художнику... вороной  с  подбитым  крылом,  сидящей  на  снегу (см. рис. 1. ).
Ван-Гог увидел в интерьере  провинциального ночного кафе "место, где можно разориться, сойти с  ума и совершить преступление" (илл. 13).
       Образная выразительность различных сюжетов в живописи бесконечна, ибо бесконечен их источник - природа и общественная жизнь. Береза, склонившаяся на ветру, своей гибкостью и стройностью может дать художнику поэтическое сравнение с юной девушкой. Каждый истинный художник видит в природе не только прямое материальное назначение предметов, вещей, но и скрытую от поверхностного взгляда эстетическую выразительность. Композиция, сюжет, дающие нам простое изображение какой-то суммы фигур и вещей, будут пустым перечислением, фотографическим протоколом, если они не вызывают связанных с изображением переживаний, мыслей, ассоциаций, если они не намекают на нечто другое, скрытое в изображении, но существующее в нем.
       Образное содержание  композиции в большой мере  зависит от расположения на  холсте частей изображения и  определенной смысловой и живописной  взаимосвязи между ними. Одни и те же фигуры и предметы в зависимости от их масштаба, места и освещения меняют свою роль и значение, они получают неодинаковый смысл в том или другом соотношении друг с другом. Вот почему в подлинно художественной композиции взаимодействие частей не может быть изменено без нарушения найденной гармонии, без искажения или ослабления выразительности; здесь ничего нельзя ни убавить, ни прибавить, ни увеличить, ни уменьшить, иначе композиция развалится и образ потеряет свою силу. Это особенно заметно в фигурных композициях, где сюжетная и психологическая взаимосвязь персонажей, их жесты, движение, цвет, пластика, контуры - все соподчинено и взаимообусловлено. Но, в сущности, абсолютная найденность, неизменяемость композиции является признаком любого художественного произведения. Известно, как долго искал Суриков место саней с фигурой Морозовой в картине, он то надшивал холст внизу, то отрезал его, до тех пор, пока, наконец, сани "поехали" в глубь композиции.
Расположение и группировка  в композиции выявляют внешнюю и внутреннюю динамику сюжета в соответствии с идейно-образным замыслом художника.  Лишь в композиции движение неподвижного изображения приобретает наглядность, ощутимость длительности, благодаря согласованности или подчинения всех элементов живописи одной задаче. Здесь все втягивается в общее большое движение, обретая определ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.