На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Виды и свойства ощущений. Понятие о способностях, индивидуально-психологических особенностях личности, их развитие. Профессиональные способности менеджера. Климат и сотрудничество в группе. Признаки благоприятного социальнопсихологического климата.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 19.02.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Вопрос № 6. Ощущения, их виды и свойства

Ощущения -- простейшие познавательные явления, представ-ляющие собой психическое отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений внешнего и внутреннего мира, непо-средственно воздействующих на человека в данный момент. В психике они представлены ощущениями, например, светлого, красного, горячего, холодного, мягкого, тяжелого, кислого, пах-нущего и пр. Ощущения возникают в результате воздействий объективной реальности на органы чувств человека. Это пять общеизвестных: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, но есть и другие, которые чаще именуются физиологическим термином, -- анализаторы: речевой (ощущения от речевого аппарата -- рта, языка, губ, голосового аппарата), мышечный (ощущения от мышц -- кинестезические), органический (ощущения от внут-ренних органов), болевой, температурный, вестибулярный (ощущения равновесия). Соответственно именуются и ощущения.
Ощущения возникают в определенном диапазоне силы внешних воздействий. Существует нижний порог ощущений, когда слабое нарастающее воздействие на определенный орган чувств достигает определенной величины, впервые вызывающей ощущения, и верхний, когда ощущение перерастает, в боль (например, нарастание температуры предмета). Свист, напри-мер, -- ощущение, но свист паровоза -- это уже восприятие, так как имеет предметную определенность. В результате действий всех органов чувств мир предстает перед человеком в качествен-ном многообразии. Ощущения обычно кратковременны и быст-ро переходят в восприятия, ибо любые качества и свойства не существуют сами по себе.
Особенности отдельных видов ощущений.
Зрительные ощущения -- ощущения цвета и света (перепадов яркости). Для зрительных ощущений необходимо воздействие электромагнит-ных волн на зрительный рецептор -- сетчатку глаза.
Ощущаемые человеком цвета делятся на хроматические (от греч.-- цвет) и ахроматические -- бесцветные (черный, белый и промежуточные оттенки серого цвета).
В центральной части сетчатки преобладают нервные клетки -- кол-бочки, чувствительные к различным зонам светового спектра. Световые (электромагнитные) лучи разной длины вызывают разные цвето-вые ощущения.
Глаз чувствителен к участку электромагнитного спектра от 300 до 700 нм (нанометров). Длина волны 680 нм дает ощущение красного; 580 -- желтого; 520 -- зеленого; 430 -- синего; 390 -- фиолетового цве-тов. Смешение всех воспринимаемых электромагнитных волн дает ощущение белого цвета. Центральная нервная система чело-века обладает способностью классифицировать распределение свето-вой энергии, попадающей в глаз. Цвет -- это психическое явление, а не свойство электромагнитной энергии, это ощущение человека, вы-зываемое различной энергией.
Существует трехкомпонентная теория цветного зрения, согласно которой все многообразие цветовых ощущений возникает у нас в ре-зультате работы лишь трех цветовоспринимающих рецепторов -- крас-ного, зеленого и синего (колбочки делятся на группы этих трех цветов). В зависимости от степени возбуждения трех вышеуказанных цветорецепторов возникают различные цветовые ощущения. Если все три цветорецептора возбуждены в одинаковой мере, то возникает ощу-щение белого цвета.
К различным участкам спектра наш глаз имеет неодниковую чув-ствительность. Чувствительность к синему цвету значительно мень-ше, чем к зеленому и желтому цветам.
Глаз наиболее чувствителен к световым лучам с длиной волны 555-565 нм.
Чувствительность зрительного анализатора в условиях сумерек перемещается в сторону более коротких волн -- 500 нм (синий цвет). Эти лучи начинают казаться более светлыми (явление Пуркине).
Ближе к краю сетчатки расположены нервные окончания в виде палочек, приспособленные к отражению перепадов яркости света -- это инструмент сумеречного зрения.
В сетчатке каждого глаза насчитывается около 130 млн. палочек и 7 млн. колбочек.
В условиях достаточно яркого освещения в работу включаются колбочки, аппарат палочек вык-лючается. При слабой освещен-ности в работу включаются толь-ко палочки. (Вот почему при су-меречном освещении мы не раз-личаем хроматические цвета, т.е. цветовую окраску предметов.)
Зрительный анализатор имеет исключительно высокую чувстви-тельность. Для возникновения едва заметного светового ощуще-ния достаточно нескольких кван-тов световой энергии.
Корковой частью зрительного анализатора является 17-е поле затылочной области коры голов-ного мозга, которая построена по экранному принципу, т.е. разные точки сетчатки имеют проекцию в разных точках коры. Здесь же имеются нервные клетки, объединяю-щие зрительные возбуждения.
Для зрительных возбуждений характерна некоторая инертность. Это является причиной возникновения последовательных образов -- сохранения следа светового раздражения после прекращения воздей-ствия светового раздражителя. (Вот почему мы не замечаем переры-вов между кадрами кинофильма. Они оказываются заполненными сле-дами от предшествующего кадра.)
Люди с ослабленным аппаратом колбочек плохо различают хромати-ческие цвета (этот недостаток, описанный английским физиком Даль-тоном, называется дальтонизмом). Ослабление работы аппарата па-лочек затрудняет видение предметов в сумеречном освещении (этот не-достаток называется куриной слепотой).
Резкая смена освещенности понижает зрительную чувствительность, На больших расстояниях лучше всего воспринимаются черные объекты на желтом фоне. Цветовая однотипность, как и резкие цве-товые контрасты, утомляет зрение
Наиболее благоприятно гармоничное сочетание цветов. Для рабо-чей обстановки предпочтительна мягкость тонов, небольшая цвето-вая насыщенность.
При различении объектов цветовое их сходство может привести к затруднению их дифференцирования. Предметы одного цвета могут быть ошибочно отнесены к однородной группе объектов.
Для наилучшего цветового различения оптимальны объекты с уг-ловой величиной 1--3 град.
Слуховые ощущения. Звуковые волны, действующие на слуховой рецептор, представляют собой сгущения и разряжения воздуха в ре-зультате колебания издающих звуки предметов. Эти колебания кон-центрируются наружным ухом и через слуховой проход воздействуют на барабанную перепонку.
Колебания барабанной перепонки передаются через систему косто-чек среднего уха (наковальню, молоточек и стремечко) во внутреннее ухо, в котором находится улитка (спиральное костное образование). Улитка заполнена жидкостью. В результате периодических колебаний воздуха возникают колебательные движения жидкости в улитке. Эти колебания и воздействуют на слуховой рецептор -- орган Корти. Основной частью этого органа является мембрана, состоящая из 24 тыс.волокон. Длина этих волокон возрастает от основания улитки к вершине. Предполагает-ся, что эти волокна отвечают на внешние звуковые воздействия по прин-ципу резонанса. Резонирующее колебание того или иного волокна транс-формируется в нервный импульс, который соответствующим образом интерпретируется в височной области коры головного мозга.
Слуховые ощущения отражают высоту, силу и тембр звука.
Высота звука определяется числом колебаний источника звука в 1 с. (1 колебание в секунду измеряется в Гц). Орган слуха чувствителен к звукам в пределах от 20 до 20 тыс. колебаний в секунду. Но наиболь-шая слуховая чувствительность лежит в пределах 2000 -- 3000 Гц (это высота звука, соответствующая крику испуганной женщины).
За верхним порогом звуковой чувствительности (т.е. свыше 20 000 Гц), расположены ультразвуки.
Пороги различения звуков по их высоте составляют 1/20 полутона (т.е. различается до 20 промежуточных ступеней между звуками, из-даваемыми двумя соседними клавишами рояля).
Интенсивность слухового ощущения -- громкость -- зависит от интенсивности звука, т.е. от амплитуды колебания источника звука и от высоты звука.
Порог слухового ощущения отдельного человека значительно из-меняется в зависимости от различных обстоятельств на протяжении небольшого промежутка времени (в пределах 5 дБ). С возрастом про-исходит понижение чувствительности к звукам высокой частоты.
Кожные ощущения. Кожные ощущения подразделяются на тактиль-ные (ощущение прикосновения и давления), ощущение боли, ощу-щение тепла и ощущение холода.
Каждый из этих видов кожных ощущений имеет свои рецепторы.
Тактильные ощущения -- ощущения прикосновения и давления. Тактильные рецепторы наиболее многочисленны на кончиках паль-цев и языка. Если на спине две точки прикосновения воспринимают-ся раздельно лишь на расстоянии 5 см, то на кончике пальцев и языка они воспринимаются как раздельные на расстоянии 1 мм.
В коре головного мозга наиболее широко представлены рецепто-ры пальцев рук (это связано со значением рук в труде человека).
Температурные ощущения возникают от раздражения терморецепторов кожи Существуют отдельные рецепторы для ощущения тепла и холода. По поверхности тела эти ре менторы располагаются нерав-номерно, в одних местах больше, в других меньше. Например, к холо-ду и боли наиболее чувствительна кожа спины и шеи, а к горячему -- кончики пальцев и языка. Различ-ные участки кожного покрова име-ют разную температуру.
Болевые ощущения вызывают-ся механическими, температур-ными и химическими воздействи-ями, которые достигают интен-сивности, способной к разруше-нию организма. Болевые ощуще-ния в значительной мере связаны с подкорковыми центрами, кото-рые регулируются корой головно-го мозга. Они поддаются в неко-торой степени торможению через вторую сигнальную систему.
Присущая данному участку кожи температура является физи-ологическим нулем. Ощущение тепла или холода возникает в за-висимости от соотношения тем-пературы воздействия с постоян-ной температурой данного участ-ка кожи.
Обонятельные ощущения. Обо-нятельные ощущения возникают в результате раздражения частицами пахучих веществ, находящихся в воздухе, слизистой оболочки носовой полости, где находятся обонятельные клетки. Корковые цент-ры обонятельного анализатора находятся в височной области.
Вещества, раздражающие обонятельные рецепторы, проникают в полость носоглотки, как со стороны носа, так и со стороны носоглот-ки. Это позволяет определить запах вещества, как на расстоянии, так и находящегося во рту
Запахи влияют на формирование ощущения вкуса.
Вкусовые ощущения. Все многообразие вкусовых ощущений состо-ит из комбинации четырех вкусов: горького, соленого, кислого и слад-кого. Вкусовые ощущения вызываются химическими веществами, растворенными в слюне или в воде.
Рецепторами вкусовых ощуще-ний являются нервные окончания, расположенные на поверхности языка, -- вкусовые сосочки. Рецеп-торы вкусовых ощущений располо-жены на поверхности языка нерав-номерно. Отдельные участки по-верхности языка наиболее чувстви-тельны к отдельным вкусовым воз-действиям: кончик языка чувстви-телен к сладкому, задняя часть язы-ка--к горькому, а края -- к кисло-му. Поверхность языка, так же, как и слизистая оболочка носа, чувствительна к прикосновени-ям, т.е. участвует в формировании тактильных ощущений.
Корковые центры вкусового анализатора находятся в височной области.
В результате голодания значительно повышается чувствительность к сладкому и понижается чувствительность к горькому и кислому.
Кинестезические, или двигательные, ощущения -- мышечные ощу-щения (от греч. -- движение).
В трудовых процессах наиболее существенны ощущения, связан-ные с движением руки. Особую роль при этом играет большой палец руки, который, противопоставляясь другим пальцам, образует как бы точку отсчета (при восприятии величины и формы осязаемых пред-метов). Осязание -- это комплексное восприятие, состоящее из соче-тания двигательных и тактильных ощущений. Особенно важную роль двигательные ощущения играют при формировании образов и в рече-вой деятельности. Корковыми центрами двигательного анализатора являются области передней центральной извилины. При осуществ-лении движений в эту область коры поступают импульсы, которые сигнализируют о скорости движения и напряжении мышц.
Двигательные ощущения человека очень точны, на их основе осу-ществляется постоянная нервная регуляция мышц в каждый момент совершения движения. Если двигательные рецепторы нарушаются, то человек не может осуществить движение без зрительного контроля.
Статические ощущения -- ощущение положения тела в простран-стве относительно направления силы тяжести, ощущение равновесия. Рецепторы этих ощущений находятся во внутреннем ухе.
Рецептором вращательных движений тела являются полукружные каналы внутреннего уха, расположенные в трех взаимно перпендику-лярных плоскостях. При ускорении или замедлении враща-тельного движения жидкость, заполняющая полукружные каналы, оказывает давление (по закону инерции) на чувствительные волоски, которые вызывают соответствующее возбуждение. Перемещение в пространстве по прямой линии отражается в отолитовом аппара-те Он состоит из чувствительных клеток с волосами, над которы-ми расположены отолиты (поду-шечки с кристаллическими вклю-чениями). Изменение положения кристаллов сигнализирует мозгу направление прямолинейного движения тела. Полукружные ка-налы и отолитовый аппарат назы-ваются вестибулярным аппара-том. Он связан с височной обла-стью коры и мозжечком посред-ством вестибулярной ветви слухо-вого нерва.
Сильное перевозбуждение ве-стибулярного аппарата вызывает тошноту, так как этот аппарат связан с внутренними органами.
Вибрационные ощущения возникают в результате отражения коле-баний от 15 до 1500 Гц в упругой среде. Эти колебания отражаются всеми частями тела. Вибрационная чувствительность повышается у людей, потерявших зрение.
Для человека крайне утомительны и даже болезненны вибрации порядка 5 Гц.
Органические ощущения -- ощущения, связанные с интерорецепторами, расположенными во внутренних органах. К ним относятся ощущения сытости, голода, удушья, тошноты, боли и т.д.
Интерорецепторы связаны с корой через подкорковые образова-ния -- гипоталамус. Органические ощущения не дают точной локализа-ции, а иногда носят подсознательный характер. Сильные отрицательные органические ощущения могут дезорганизовать сознание человека.
Вопрос № 22. Понятие о способностях. Структура способностей. Задатки и способности. Развитие способностей. Профессиональные способности менеджера
Способности -- это индивидуально-психологические осо-бенности личности, отвечающие требованиям данной дея-тельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.
Таким образом, способности человека являются весьма важным условием успеха в бизнесе.
Сказать о человеке, что он способный вообще -- значит не сказать о нем ничего. Способным можно быть к чему-то: к учению, к занятиям спортом, к какому-то виду профессио-нальной деятельности и т. д.
Как следует из приведенного выше определения, спо-собности -- это индивидуальные особенности, т. е. то, что отличает одного человека от другого. Это не просто особенно-сти, а именно психологические особенности. Поэтому длин-ные, гибкие пальцы (особенности пианиста) или высокий рост (особенности баскетболиста) не являются способностями, хотя и помогают добиться успеха в соответствующей деятельности.
Различают общие способности, которые проявляются в большинстве основных видов деятельности (качества ума, особенности памяти, способность к труду, речевые способ-ности и др.) и специальные, которые необходимы в каком-то отдельном виде профессиональной деятельности: музыкаль-ные, педагогические, организаторские, способности к ком-мерческой деятельности, к бизнесу.
К специальным способностям относятся, например, му-зыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успеш-ных занятий музыкой; конструктивное воображение, необ-ходимое для выполнения деятельности конструктора, инже-нера; быстрота двигательных реакций, необходимая при за-нятиях некоторыми видами спорта; тонкость цветоразличения для художника-живописца.
Способности не даются человеку от природы в готовом виде, они формируются прижизненно. К подавляющему большинству видов труда способны от природы практичес-ки все люди. Вместе с тем на развитие способностей на-кладывает отпечаток характер требований, предъявляе-мых профессией. Так, высокая чувствительность к цветоразличению может быть способностью и художника, и то-вароведа. Хороший глазомер важен в целом ряде профес-сий: он необходим топографу, строителю, художнику, зак-ройщику, продавцу и т. п.
Способности формируются, а следовательно, и обнару-живаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о на-личии или отсутствии у него способностей.
Врожденными являются не способности, а задатки -- анатомо-физиологическая предрасположенность к развитию способностей. Способности формируются, складываются, раз-виваются на основе врожденных задатков, под влиянием ус-ловий жизни, обучения и воспитания.
Следует помнить, что задатки не заключают в себе спо-собностей и не гарантируют их развития. Задатки -- это толь-ко одно из условий формирования способностей. Ни один че-ловек, какими бы благоприятными задатками он ни обладал, не может стать выдающимся музыкантом, художником, ма-тематиком, поэтом, не занимаясь много и настойчиво соот-ветствующей деятельностью. Способности связаны со склон-ностями, под которыми следует понимать потребность в оп-ределенной деятельности, увлеченность ею.
От способностей человека зависит быстрота и легкость приобретения навыков, знаний и умений. С другой стороны, приобретение навыков, умений, в свою очередь, содейству-ет дальнейшему развитию способностей. Но отождествление способностей и знаний, умений, навыков было бы грубой ошибкой. Недостаточное знание или неумение нельзя при-нимать за отсутствие способностей.
Именно не учитывая указанное различие, серьезную ошибку совершили преподаватели Академии художеств, оце-нив работы юного В. И. Сурикова, будущего великого русского художника, пытавшегося поступить в академию, та-ким образом: "За такие рисунки вам даже мимо академии надо запретить ходить!" А ведь Суриков и в то время имел выдающиеся способности, хотя умения и навыки в области рисования у него еще не вполне сложились. Суриков в тече-ние трех месяцев овладел техникой рисования и все-таки поступил в академию. И это не единичный случай в истории науки и искусства. Н. В. Гоголя преподаватели начальной шко-лы считали неспособным к изучению русского языка. Неспо-собным считался в школе великий ученый-физик И. Ньютон, причем как раз к физике и математике.
Любая деятельность требует от человека не одной спо-собности, а ряда взаимосвязанных способностей. Недостаток, слабое развитие какой-либо одной частной способности мо-гут быть компенсированы (возмещены) за счет усиленного развития других. Это свойство компенсации способностей дает довольно широкие возможности для овладения различными видами деятельности, выбора профессии. Отсутствие отдель-ной частной способности можно компенсировать также упор-ным трудом, настойчивостью, напряжением сил.
Для успеха в деятельности, кроме наличия способнос-тей, интересов и склонностей, необходим ряд черт характе-ра, прежде всего трудолюбие, организованность, сосредо-точенность, целеустремленность, настойчивость. Без нали-чия этих качеств даже выдающиеся способности не приве-дут к надежным, значительны и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.