Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Ордынское иго

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Cодержание
Введение___________________________________________________________________________2
    Монголо-татарское нашествие на Русь____________________________________________3
      Степные завоеватели___________________________________________________________3
      Начало вторжения на Русь______________________________________________________4
      Монголо-татарская облава______________________________________________________4
      Попытки сопротивления Руси___________________________________________________5
      Итоги нашествия______________________________________________________________7
    Владычество ордынского иго____________________________________________________8
      Ордынское иго________________________________________________________________8
      Влияние Золотой Орды на становление Русской православной церкви.________________9
      Ордынское иго в русской истории.______________________________________________11
      Русская церковь в годы ордынского владычества__________________________________14
Заключение________________________________________________________________________15
Список литературы__________________________________________________________________17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
           Никогда прежде в своей истории Русь не испытывала такого потрясения, как  в 1237—1241 гг. Ни набеги половцев, ни приступы «ляхов» или венгров не шли  ни в какое сравнение с тем, что пережили северо-восточные и  юго-западные земли. По данным археологов, из 74 городов было разрушено 49, причем почти треть их не была восстановлена.
           Основной  удар обрушился на города — ремесленно-торговые, административные и культурные центры земель. С их разорением и опустошением все эти функции — средоточия городской жизни — пришли в  упадок или существенно видоизменились. Ремеслу и торговле был нанесен  огромный урон. Те из ремесленников, кто  не погиб и не сгинул, угонялись  в рабство; многие виды ремесел исчезают, наблюдается общее огрубление и  упрощение технических приемов. Почти на целое столетие прекратилось каменное строительство. Ослабление роли города, с которым в средневековье  связаны основные перемены в жизни  общества, его дальнейшее развитие, — прямой результат Батыева нашествия.
           Разрушение  городов — это и удар по культуре Руси. В огне пожарищ исчезли бесценные  книжные и художественные сокровища, оказались разрушены памятники  архитектуры.
            Нашествие обратилось в настоящую демографическую  катастрофу, отзвуки которой были ощутимы во всех сферах жизни. Потребовались  десятилетия, чтобы восстановить численность  населения. Правда, различные категории  населения пострадали по-разному. При  штурме городов погибло множество  жителей. Резко уменьшилась и  численность феодалов. Дружинники, бояре, князья пали в неравном противоборстве. Из 12 рязанских князей погибли 9 во главе  с князем Юрием Ивановичем. Сельское население, имевшее возможность  укрыться в лесах, по-видимому, пострадало меньше. Батыево нашествие стало  прелюдией к установлению на Руси ордынского ига. 
 
 
 
 
 
 
Русская церковь и ордынское  иго.
    Монголо-татарское нашествие на Русь 
           Монголо-татарское нашествие на Русь – яркий эпизод в отечественной истории. Он одновременно и красив (изгнание монголо-татар и победа над ними), и трагичен (монголо-татарские иго). О нашествии монголо-татар на Русь и пойдет речь в этой работе.
 
      Степные завоеватели
           За три десятилетия до путешествия  венгерского монаха Юлиана и  до появления на русских рубежах  передовых отрядов монголо-татарского  войска далеко на востоке произошли  события, о которых ничего тогда  не знали в Европе, но которые  тяжело отразились на судьбе  десятков народов и стран. Со  всех концов бескрайних степей  съехались к берегам реки Онон  монгольские феодалы с дружинниками. Их верховным правителем был  провозглашен Темучин. Он принял  новое имя – Чингиз-хан. Многочисленные  кочевые племена объединялись  под его началом.  
           Объединение монголо-татарских племен в единое государство было явлением прогрессивным. Закончились внутренние междоусобицы, тем самым была создана хорошая база для экономического роста и последующего процветания нового государства. Однако монгольская знать, оказавшаяся у власти, направила развитие не по мирному пути, а по пути войн и других агрессий.  
           Причина особой агрессивности монгольских феодалов и их стремление к завоевательным походам коренилась в особенностях хозяйства. Эксплуатация собственных крестьян не приносила выгоды: кочевое скотоводство которое было главным у монгольских племен, не приносило ощутимой выгоды. Стало быть, им надо было найти путь обогащения. Причем очень легкий. Естественно, нашли его очень быстро: грабить соседние народы и племена. Вскоре после образования монголо-тарарского государства начались захватнические походы с небольшими перерывами больше столетия. К концу жизни Чингиз-хана (1227 г.) в руки монголо-татар попали огромные территории от Тихого океана до Каспия. Но тем не менее воеводы монголо-татар планировали все новые и новые походы.  
           Объяснение военных успехов монголо-татар оказывается слишком простым. Секрет не в силе монголо-татарских войск, а в слабости тех народов и стран, на которые они нападали. Например, в Китае и Иране в то время шел период феодальной раздробленности. Немногочисленные феодальные дружины – это было все, чем могли противостоять эти страны. Монголо-татары могли разбивать войска противников по частям, создавая везде большой перевес сил. Войско монголо-татар было главным, о чем заботилась феодальная верхушка Монголии. Вся жизнь страны подчинялась военным целям.  
           Монгольский воин – это, прежде всего, всадник, подвижный и быстрый, способный к большим переходам и внезапным нападениям. Основное оружие – лук и стрелы, топоры, копья, щиты. Но сабли и защитные доспехи имели лишь немногие.  
           Тактика войск монголо-татар сводилась к внезапной атаке конницей, разбиению войск противника на части и их последующее уничтожение. Сильная сторона тактики – тщательная разведка будущего театра военных действий. Сведения получали как от своих разведчиков, так и от купцов, бывавших в интересующих монголо-татар странах.
 
      Начало вторжения на Русь
           Наконец, монголо-татары под предводительством  хана Батыя решили направить  свои войска на территории  нынешней России. Цель стояла  все та же – покорить эти  территории. Одним из первых городов,  подвергшихся нападению, оказался  Торжок. Сначала жители отбивались  в полную силу, но надежда убывала,  настолько многочисленным было  монголо-татарское войско. Жителям  Торжка оставалось только подороже  продать свою жизнь и нанести  неприятелю как можно больший  урон. После двухнедельной осады  Торжок был взят. 5 марта 1238 года  монголо-татары проникли в пылающий  город, убивая абсолютно всех: женщин, детей, стариков. Те, кто смог  сбежать из города, были убиты  потом, по дороге на север.
 
      Монголо-татарская облава
           Следующим «пунктом» в «меню»  монголо-тарарских войск был захват  Новгорода. Однако силы для  похода на Новгород Батый мог  собрать только к весне, когда  все подходы к Новгороду становились  непроходимыми. Поэтому войска  решили двинуться на юг, оставив  Новгород «на потом». Теперь они  шли широкой полосой из сравнительно  небольших отрядов, подвергая  страну сплошному разорению. За  ними оставались лишь пожарища  и убитые. Тысячи пленных тянулись  за войском монголо-татар. Обозы  врага становились все больше  от добычи. Такого страшного разгрома  Русская земля еще не знала. 
           Монголо-татарская облава опустошила  огромные территории. Завоеватели  появились даже у Смоленска,  но здесь их постигла неудача.  Из-за оттепели растаяли болота, оставался лишь один путь, но  его перекрыло смоленское войско. Завоеватели вынуждены были отступить.  Жесточайшему разгрому были подвергнуты  почти все города Руси. Но не  стоит думать, что у монголо-татар  все было замечательно. За разорение  русских земель они дорого заплатили: войска были ослаблены, обескровлены непрерывными боями в Северо-восточной Руси, в половецких степях… После завоевания русских земель монголо-татары уже не могли собрать достаточно сил для совершения завоевательного похода на Запад.
           Героическое сопротивление русского  народа и других народов нашей  родины сорвало бредовые планы  монгольских ханов распространить  свои владения до «моря франков»  и спасло зарождавшуюся европейскую  цивилизацию от разгрома кочевыми  завоевателями. Когда мы говорим,  что Русь спасла Европу от  монголо-татарского разгрома, то  имеем в виду не только героическую  борьбу русского народа против  полчищ Батыя во время нашествия  1237-1240 годов. И после Батыева  погрома народные массы не  покорились завоевателям. Почти  два десятилетия потребовалось  ордынским ханам, чтобы утвердить  свое господство над Русью.  Это помешало хану Батыю предпринять  новое нашествие на Запад.
 
      Попытки сопротивления Руси
           Отгремел страшный Батыев погром. Русь медленно восстанавливалась.  Крестьяне и горожане, прятавшиеся  в лесах, постепенно возвращались  в родные села и города. В  разрушенные города въезжали  уцелевшие князья. Новгородский  князь Ярослав Всеволодович восстанавливал  порядок.  
           Но, несмотря на все это, угроза со стороны монголо-татар не исчезла. На Руси опасались их новых вторжений. Тем более что Батый, вернувшись после неудачного похода на Запад, основал на южных рубежах Руси сильное государство – Золотую Орду. Все русские князья съехались к грозному повелителю на утверждение. Формальное признание зависимости князьями еще не означало покорения русских земель.  
           Монголо-татары не успели захватить такие города, как Новгород, Псков, Витебск, Смоленск. Именно эти города выступили против признания зависимости от ордынского хана. Сравнительно быстро оправилась от нашествия юго-западная Русь, где князь Даниил Галицкий твердой рукой сумел подавить боярские мятежи и сумел организовать сопротивление завоевателям. Самое главное, что нашествие Батыя не сломило русского народа, не подавило его воли к борьбе и свободе.  
            Попытку открытого выступления против ордынских ханов предпринял великий князь Андрей Ярославич, получивший «владимирский стол» после убийства в Монголии его отца, Ярослава Всеволодовича. За время его княжения в летописях не было записей ни о поездках русских князей на поклон к хану, ни о посылках даров, а дани платились не полностью. Для борьбы с агрессорами Андрей Ярославич заключил союз с сильнейшим князем Даниилом Галицким. Этот союз был скреплен женитьбой Андрея на дочери Галицкого князя. В итоге к началу 50-х годов XIIIвека на Руси сложилась довольно сильная группировка, готовая оказать сопротивление завоевателям.
           Андрею Ярославичу приписываются  следующие великие слова: «Лучше  мне бежать в землю чужую,  чем дружить с татарами и  служить им…». Международная обстановка  для русских княжеств была  в это время более благоприятной,  чем накануне нашествия Батыя,  что могло породить надежды  на успех. Руси противостояли  уже не объединенные силы монголо-татар,  а только войска Золотой Орды, причем ослабленные. Кроме того, внимание ордынских ханов было  отвлечено на Восток. В Монголии  происходила ожесточенная борьба  различных группировок феодалов  за императорский престол. Продолжительная  усобица, в которой Батый принимал  активное участие, закончилась  только в 1251 году. Войска Золотой  Орды также принимали участие  в завоевании Ирана и в войнах  на Северном Кавказе, где монголо-татарам  оказывалось массивное сопротивление.  Однако политика Андрея Ярославича  не была поддержана значительной  частью светских и духовных  феодалов. К тому же некоторые  князья наладили отношения с  Ордой и не собирались их  портить. 
           Орда же сохранила внутренний  строй русских феодальных княжеств, что давало возможность феодалам  перекладывать основную тяжесть  ига на феодально зависимое  население. То есть их (феодалов) положение дел вполне устраивало.  
           Политику соглашения с Ордой поддерживала и православная церковь. Ордынские ханы привлекали церковников на свою сторону всевозможными льготами и убеждениями: освобождением от даней и поборов, выдачей охранных грамот и т.д. Кроме того, православная церковь с опаской смотрела за попытками некоторых князей договариваться о совместных действиях против монголов с католическими государствами. Церковники боялись, что это приведет к проникновению на русские земли католической веры, что неизбежно повлечет за собой уменьшение влияния православной церкви, а значит, снизит и доходы православных церковников. Из-за всего этого для церковников были желательнее ордынские ханы, которые не мешали церкви обирать свою паству. Примечательно, что церковь объявила власть ордынского хана «полученной от бога».  
            В результате многие князья не только не поддержали Андрея Ярославича, но и пожаловались на него ордынскому хану. Против «непокорного» князя Батый направил мощное войско во главе с Неврюем. Андрей был разбит и бежал в Псков, где, по-видимому, у него были союзники. Так закончилась первая попытка избавиться от ига. Княжение было передано Александру Ярославичу, который взял курс на мирные отношения с Ордой.  
           Более успешно воевал против монголо-татар Даниил Галицкий. В 1254 году его войска отбили монгольское войско, посланное для покорения южнорусских земель. Все последующие попытки завоевать южнорусские земли ни к чему не привели. Князь Галицкий умело руководил своим войском. Лишь в 1258 году, когда к границам Южной Руси подступило огромное монголо-татарское войско, Даниил Галицкий вынужден был признать свою зависимость.
 
      Итоги нашествия. 
           Никогда прежде в своей истории  Русь не испытывала такого  потрясения, как в 1237—1241 гг. Ни  набеги половцев, ни приступы  «ляхов» или венгров не шли  ни в какое сравнение с тем,  что пережили северо-восточные  и юго-западные земли. По данным  археологов, из 74 городов было разрушено  49, причем почти треть их не  была восстановлена.
Основной удар обрушился  на города — ремесленно-торговые, административные и культурные центры земель. С их разорением и опустошением все эти  функции — средоточия городской  жизни — пришли в упадок или  существенно видоизменились. Ремеслу  и торговле был нанесен огромный урон. Те из ремесленников, кто не погиб  и не сгинул, угонялись в рабство; многие виды ремесел исчезают, наблюдается  общее огрубление и упрощение  технических приемов. Почти на целое  столетие прекратилось каменное строительство. Ослабление роли города, с которым  в средневековье связаны основные перемены в жизни общества, его  дальнейшее развитие, — прямой результат  Батыева нашествия.
Разрушение городов —  это и удар по культуре Руси. В  огне пожарищ исчезли бесценные  книжные и художественные сокровища, оказались разрушены памятники  архитектуры.
Нашествие обратилось в настоящую  демографическую катастрофу, отзвуки  которой были ощутимы во всех сферах жизни. Потребовались десятилетия, чтобы восстановить численность  населения. Правда, различные категории  населения пострадали по-разному. При  штурме городов погибло множество  жителей. Резко уменьшилась и  численность феодалов. Дружинники, бояре, князья пали в неравном противоборстве. Из 12 рязанских князей погибли 9 во главе  с князем Юрием Ивановичем. Сельское население, имевшее возможность  укрыться в лесах, по-видимому, пострадало меньше. Батыево нашествие стало  прелюдией к установлению на Руси ордынского ига.
 
 
    Владычество ордынского иго.
      Ордынское иго. 
           После нашествия Русь вошла  в состав Золотой Орды —  одной из частей быстро распадавшейся  Монгольской империи. Золотая  Орда занимала огромную территорию: от побережья Каспия на юге  до бывшей Волжской Булгарии  на севере, от Западной Сибири, Иртыша и Оби на востоке  до берегов Дуная на западе. В этом государстве русские  земли — лишь часть владений  ордынского хана.
Признание князьями власти последнего означало установление ордынского ига — системы политического и экономического господства над русскими землями правителей Золотоордынского государства.
В политическом отношении  русские княжества сохраняли  автономию: князья, как и прежде, управляли подвластным населением. Однако прежней полноты власти уже  не было. Деятельность князей находилась под контролем представителей хана; суверенные права были утрачены и  перешли к верховному правителю  — хану Золотой Орды, которого на Руси называли царем. Прежний порядок наследования сохранялся, однако хан Золотой Орды мог лишить неугодного князя престола, сместить или даже убить его. Каждый из князей подтверждал свои права получением ярлыка — ханской грамоты. Для этого надо было совершать поездки в столицу Орды.
Несмотря на распад Великого княжества Владимирского, князь, обладавший титулом великого князя владимирского, считался главою Северо-Восточной Руси. Но с 40-х гг. XIII в. ярлык на великое княжение также жаловался правителем Золотой Орды.
Опираясь на опыт Китая  и Средней Азии, монголы создали  разветвленную и эффективную  систему экономической эксплуатации порабощенных народов. С населения  взимались харадж (поплужное — подать с плуга), тамга (торговая пошлина) и т. д. Проводилась перепись платежеспособного населения, для чего в Русскую землю были посланы численники.
Вся дань, собираемая на Руси и отправляемая хану, получила название ордынского выхода. Но помимо выхода населению приходилось идти на разного рода чрезвычайные сборы и подношения. Особенно обременительны были княжеские поездки в Сарай, куда нельзя было показываться без богатых даров-почестей хану и его многочисленному окружению.
В основе системы ордынского владычества на Руси лежало насилие. Для этого в русские земли  посылали военные отряды, возглавляемые баскаками, выполняющими двоякую роль: они следили за князьями и сбором выхода, подавляли всякий намек на сопротивление жителей городов и деревень.
Насилия и произвол баскаков, проведение переписи вызвали волну  антиордынских выступлений. Главной  их силой стали горожане. В 1257 г. новгородский люд выступил против тамги; два года спустя они решительно отказались принять  численников. В новгородские события  принужден был вмешаться князь  Александр Невский.
Александр Невский не считал возможным сопротивляться требованиям  Орды. Можно по-разному относиться к этой позиции, но нельзя отказать Александру Ярославичу в реализме, в осознании губительных последствий  нового нашествия. Угроза жестокой расправы над непокорными новгородцами заставила  их смириться перед требованиями Орды, готовой уже послать на северо-запад  карательные отряды.
В 1262 г. волна новых выступлений  прокатилась по городам Северо-Восточной  земли — Ростову, Угличу, Устюгу, Ярославлю, Суздалю, Владимиру. Восстания  против сборщиков налогов начинались с вечевого схода, придававшего выступлению  единодушие и сплоченность. Особенно возмущала горожан откупная система  сбора податей, оказавшаяся в  руках купцов-мусульман. Последние, уплатив положенную сумму в казну  хана, стремились многократно ее восполнить с отданных им на откуп городов. Насилие  и произвол, доведенные до разбоя, были неизменными спутниками ордынских  сборщиков дани. Выступления горожан  жестоко карались. Тем не менее  они оказали свое влияние. Правители  Орды вынуждены были отказаться от откупов.
  .
      Влияние Золотой Орды на становление Русской православной церкви.
          В истории российского государства  трудно найти другие такие же сложные  сюжеты, как отношения Золотой  Орды и Православной церкви; этот вопрос все еще требует специального изучения. Необходимо обратить внимание на ряд важных факторов, объясняющих  парадоксальную, с нынешней точки  зрения, ситуацию, когда церковь  добивалась огромных уступок со стороны  нехристианских властей, с одной  стороны, и когда эта власть так  легко находила общий язык с иерархами  церкви в условиях завоевания русских  земель — с другой.
            В конце XV в. Великое княжество Московское вовлекло в свою орбиту ордынские  владения на Руси и подтвердило свой статус великой православной державы. Но до этого два с лишним века эти земли признавали власть ордынских  ханов, и тысячи российских мечетей  и церквей напоминают сегодня  о былых рубежах великой евразийской  империи. XIIвек стал периодом небывалого  расцвета для католической Европы  и временем глубокого кризиса  для Руси.В Православной церкви  шла борьба за пост митрополита,  Москва подвергалась беспрестанным  набегам и разграблениям. В  эти годы княжеских междоусобиц  князья сами приводили кочевников  на Русь.  Так, Тохтамыш сумел  взять Москву в 1382 году только  после того, как четверо князей-рюриковичей,  бывших в монгольском войске, целовали крест москвичам, что  горожан ожидает только уплата  дани.
           Киевские  митрополиты оставались главами  духовенства всей Руси и поставлялись на престол константинопольским  патриархом, но уже в дни раскола  XII века правитель Северо-Восточной Руси князь Андрей Боголюбский добивался создания собственной митрополии. Монгольская же политика в отношении всех религий строилась на основе Ясы, которую не смел нарушать ни один чингисид вплоть до ликвидации Крымского ханства в 1783 году. Монголы не вмешивались в вопросы церковной иерархии и суда и не облагали духовенство налогами. Поэтому в XIV веке в руках церкви оказалась треть всех обрабатываемых земель Северо-Восточной Руси. Именно монгольская эпоха дала Московской Руси большинство ее наиболее знаменитых монастырей. Символично, что Чудов монастырь (уничтоженный советским режимом) был построен на территории двора ордынских послов в Москве как жест доброй воли хана.
           Монголы с уважением относились к представителям духовенства, часто щадили их даже во время штурма городов. Так было, например, в Суздале. В Чернигове захваченный  в плен епископ Порфирий был отпущен  на свободу. Вспоминая монгольский  поход на Русь, нельзя не сравнить его  с бойней в Константинополе, которую  устроили в 1204 году католики-крестоносцы. А позднее папы Гонорий III и Григорий IX объявляли Руси блокаду, запретив католическим государствам торговать  с русскими городами. В эти годы булгары бесплатно снабжали зерном голодающие русские города Поволжья.
            Только  в городах Киевской и Владимирской Руси, бывших под властью монголов, сохранились православные церкви и  монастыри времен Киевской Руси. Для  сравнения: на Западной Украине уже  в начале 1990-х годов греко-католики уничтожили практически все приходы  Православной церкви.
           В последний раз воспоминание о  роли татар как защитников православия  проявилось уже в «первые дни  Октября». Благодаря телеграмме лидера татарского военного совета подпоручика  Ильяса Алкина патриархии удалось отбить первую из попыток большевиков по захвату православных святынь Москвы.
           При описании модели взаимоотношений Православной церкви и Золотой Орды нельзя не вспомнить об Александре Невском. Оценки личности и деятельности этого человека полны разнообразных крайностей. Редко упоминают, что Александр  Невский был названым сыном Бату-хана, прежде чем стал православным святым. Поневоле возникает простой вопрос: за что Русская православная церковь  причислила Александра Невского к лику святых? Формально он всегда выступал на стороне монголов против христиан: отверг предложения Папы Римского, с армией монголов напал на брата  Андрея. Как свидетельствует летописец, в 1257 году Александр расправился  с новгородцами, стремившимися уничтожить ордынских налоговых чиновников-переписчиков, с беспощадной жестокостью. Он «вынимал очи», говоря при этом, что людям, которые не видят очевидного, глаза не нужны.
            Александр отверг предложение Папы Иннокентия перейти в католическую веру, отверг союз с Римом, а Даниил Галицкий согласился и получил титул «Русского  короля». В 1249 году он начал переговоры о союзе с католической церковью и принял от папского легата (посланца) корону. Как писал виднейший историк  Русской православной церкви А. Карташов, Даниил «не угадал преимущества решительной  ориентации на татар и против латинского Запада князей и земель северо-восточных». Вероятно, эти уступки переполнили  терпение православного населения. После семилетнего отсутствия главы  церкви на престол митрополита взошел Кирилл. Он прославился поддержкой объединительной политики Александра Невского. Последующие митрополиты  жили в Москве, всегда выступали  миротворцами и уговаривали князей признать власть утвержденных ханов, даже налагая отлучение на княжество  в случае неповиновения удельного  князя, как было с Нижним Новгородом в 1365 году.
 
      Ордынское иго в русской истории. 
           Почти 250 лет просуществовало  ордынское иго на Руси. Понятно,  что событие такого масштаба  и такой продолжительности не  могло остаться бесследным. Поэтому  вопрос о характере воздействия  ордынского ига на последующую  историю приобретает важное значение.
Вопрос этот довольно сложен. Еще русский историк Н. М. Карамзин писал о положительном влиянии  власти хана на политическое развитие Руси, поскольку междоусобные войны  пошли на спад и верховная власть сосредоточилась в одних руках.
Действительно, ордынские  правители иногда стремились не допустить  возникновения войн между удельными  князьями. Однако при этом они руководствовались  не интересами русских земель, а  своими собственными. Важной заботой  ордынцев было своевременное и полное получение дани — выхода.
Большие усилия прилагались  для упрочения власти хана. Любая  — реальная или призрачная —  угроза вызывала ответные действия, диапазон которых простирался от организации  карательных экспедиций до физического  устранения авторитетных, а потому и опасных князей. Ордынская политика — это политика террора. Отсюда разорительные  ордынские рати, еще более губительные  по своим последствиям, чем прежние  междоусобные войны. В последней  четверти XIII в. ордынцы не менее 15 раз совершали крупные военные вторжения на Русь.
Ордынская политика включала в себя систематическое натравливание, противопоставление князей. В 1246 г. в  далеком Каракоруме был отравлен отец Александра Невского, великий  князь Ярослав Всеволодович. В  последующем ордынские правители  всячески пытались столкнуть Александра и Андрея Ярославичей, используя  для этого великокняжеский титул. Последний был получен Александром  Невским в 1251 г., но уже через 10 лет князь стал неугоден в Сарае. Александр Ярославич скончался, возвращаясь из ханской ставки, где, по-видимому, был отравлен.
Наследники Александра Невского повели отчаянную борьбу за владимирский престол. При этом нормой политической жизни стало использование ордынских  отрядов в борьбе со своими соперниками. Таким образом, прекращение усобиц, наступившее с утверждением власти ханов, выглядит достаточно призрачным: одно зло сменилось другим, еще  более пагубным. Да и сами усобицы  продолжались. Последствия ордынского ига ощутимы во всех областях жизни  — в экономике и политике, в  социальных отношениях и культуре.
Существенно замедлилось  хозяйственное развитие городов  и деревень. Были нарушены традиционные связи как между различными землями, некогда входившими в состав Древнерусского государства, так и с Византией  и Западом. Резко отрицательно на экономической жизни сказывались  периодические набеги татар и  уплата выхода. Значительная часть  прибавочного продукта изымалась у  различных слоев населения и  направлялась в Орду, не участвуя, таким  образом, в дальнейшем развитии хозяйства.
Формы эксплуатации приобрели  более примитивный характер, притом что налоговая эксплуатация сельского  населения оказалась усилена  ордынскими поборами. В итоге не только замедлились темпы развития феодализма, но создались условия  для консервации наиболее архаичных  его форм.
В политическом отношении  русские княжества с утратой  независимости оказались еще  более обособлены и изолированы  от Запада. Древняя Русь, некогда  бывшая восточной границей Европы, надолго превратилась в западную границу Золотой Орды, уходящей своими истоками в Азию.
Иго законсервировало существующие политические отношения — отношения  удельной старины. Первые признаки начала преодоления феодальной раздробленности  были растоптаны ордынской конщщей.
В результате нашествия и  ордынского ига изменялись отношения  между различными группами населения  и внутри их. Прежние взаимоотношения  между князьями и их вассалами  — боярами и дружинниками ушли в прошлое, преемственность оказалась  нарушенной. Появилось поколение  послушных подданных, безропотных  княжеских слуг, даже не помышлявших  о «встречном слове» — высказанном  вслух несогласии с волей князя.
Сами русские князья, низведенные  до положения бесправных слуг хана, постепенно переносили эту тираническую модель взаимоотношений на своих  подданных. Самодержавная власть, утвердившаяся  позднее в едином Русском государстве, унаследует, таким образом, многие тиранические, восточные черты.
Ордынское иго придаст  новое направление духовным исканиям общества. Тема патриотизма и тема скорби о погибших защитниках земли  Русской отчетливо зазвучит в  летописях и других произведениях  тех лет. Но уже в конце XIII в. книжники

станут мечтать о сильной  княжеской власти, способной освободить страну от ига иноверцев. Это растущее самосознание станет одним из истоков  самодержавной власти.
Иго мало чем обогатило  Русь. Как заметил А. С. Пушкин, «татары  не походили на мавров. Они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля». Их влияние в культурном отношении было весьма незначительным и ограничилось заимствованием небольшого количества восточных слов, мотивов в прикладном искусстве, элементов одежды и быта.
Ордынское иго, несомненно, отрицательно сказалось на историческом развитии Руси. Оно не просто затормозило  ее развитие, но и отбросило назад. В темпах развития русские земли  стали все более отставать  от западноевропейских стран. Постепенно формировался фактор, надолго определивший ход отечественной истории, —  стремление любой ценой, в короткие сроки преодолеть отставание и сравняться с передовыми европейскими странами.
 
      Русская церковь в годы ордынского владычества. 
           Долгое время золотоордынские  правители проводили политику веротерпимости.Вызвана она была не столько религиозным равнодушием первых ханов-язычников, сколько рациональными соображениями. Скроенной из разных этносов и религий Монгольской империи для существования и процветания был необходим религиозный мир.
Православному духовенству, призванному отныне молиться за «царя», были сохранены все земли и  привилегии. Больше того, последние  были даже приумножены. Духовенство  было освобождено от уплаты дани. Многие монастыри и церковные иерархии получали от мон
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.