Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Культура Чжурчжэней

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Введение.
 
Чжурчжэнями, начиная  с Х века называли племена, проживающие  на территории северной Маньчжурии и  на опустевших после завоевания бохайских  землях. До середины IХ века чжурчжэньские  племена жили вперемежку с оставшимся бохайским населением. Во второй половине ХI века усиливается процесс объединения этих племен вокруг чжурчжэньского племени Ваньян. Причиной объединения явились не только рост численности населения и развития экономики, но и необходимость борьбы с киданями. Падение иноземного ига и провозглашение Золотой империи чжурчжэней (по-китайски - Цзинь) произошло в 1115 г. в годы правления вождя Агуды, принявшего титул императора. 
В течение последующих 10 лет чжурчжэни окончательно разбили киданей и захватили их земли. Затем в результате многолетних войн был покорен и обложен податями весь северный Китай. В период своего расцвета Чжурчжэньская империя занимала всю Маньчжурию, южную часть Дальнего Востока России, часть северного Китая и северной Кореи. 
Особого внимания заслуживает культура чжурчжэней. Источники по истории культуры Чжурчжэней и созданного ими государства Цзинь по характеру своему могут быть разделены на две большие группы: памятники письменности и археологические.
Археологические работы велись широким фронтом с обследованием больших территорий, с полными раскопками крупных памятников типа могильника, крепостей, с последующей публикацией материалов. Многолетние работы Э.В. Шавкунова на Шайгинском городище в Приморье привели к ценным открытиям в области градостроительства и ремесла, горного дела и металлургии, керамического производства цзиньского времени.
 
 
Глава 1.  Археологические  памятники эпохи Чжурчжэней на территории Приморья
На территории Приморья находилась цзиньская губерния Сюйпинь (Субинь) с центром в районе современного г. Уссурийска. Она включала в себя три городища, укрепленные высокими валами. Два из них (Южно-Уссурийское и Западно-Уссурийское) находились на равнине, в черте современного города и в настоящее время разрушены. Третье, Краснояровское городище, имеющее наибольшую протяженность городских стен, занимает высокий отрог горного плато на правом берегу р. Раздольная, в трех километрах к югу от Уссурийска. Со всех сторон городище обнесено линией валов протяжённостью 7 км. Местами вал- в 2-3 ряда. Перед валов заметны остатки рва. Площадь городища 180 га. Высота валов достигает в некоторых местах 5-6 м. В плане городище напоминает треугольник. Внутренняя топография полностью подчинена рельефу местности. Распадок, находящийся в восточной части городища, в направлении северо-запад – юго-восток делит его на две части, в каждой из которых прослеживаются площади, обнесённые валами. В северо-восточной стороне располагались два таких участка, представляющих собой многоугольники площадью 1,2 га и 1 га. В юго-восточной части памятника находился “внутренний город” площадью 35 га, с мощной фортификационной системой, с центральным входом с северной стороны и довольно сложной внутренней топографией: вся территория его изрезана террасовидными площадками, на которых находились административные здания под черепичной крышей и жилища. Между собой они разделяются двумя С-образной формы валами. Террасы идут рядами. М.В. Воробьёвым на городище было раскопано 6 зданий колоннадного типа. Кроме хорошо возведённой фортификационной системы, внутренний город охранялся ещё и “редутом”, находящимся в западной части памятника, рядом с одними из ворот. Он имел форму четырёхугольника, обнесённого земляными валами высотой 1-2 м, площадью 600 кв. м. (30Х20 м), углами ориентирован по сторонам света. На территории редута хорошо видны 4 террасовидные площадки.
В отличие от других чжурчжэньских  городищ, Краснояровское городище не имеет  башенных выступов. На всей территории городища и за его пределами прослеживаются террасовидные площадки, расположенные довольно плотно. Раскопки показали, что жилища располагались рядами, расстояние между ними 4-5 м, рядом обнаружены хозяйственные дворы и производственные комплексы. Практически все жилища подвергались перестройкам, из чего следует, что памятник застраивался не единожды.
При раскопках на городище были обнаружены уникальные находки - печать и эталонная гиря, что дало возможность ещё раз пересмотреть датировку многих чжурчжэньских  памятников Приморья и связать их с образованием государства чжурчжэней Восточное Ся, а также уточнить статус изучаемого города. Краснояровское городище выделяется по многим параметрам от известных чжурчжэньских памятников. Обращает в первую очередь на себя внимание огромная площадь городища, размеры “внутреннего” города и количество зданий дворцового типа. На городище исследовались разрезы внешнего вала и вала “внутреннего” города. Были уточнены техника возведения, строительные приёмы. Внешний вал городища насыпался при помощи трамбовки 20-30-сантиметровых слоёв: плотный слой глины со щебёнкой, который по плотности напоминает цементированную массу, чередовался с более тонким суглинистым слоем. Последний, очевидно, создавал как бы мягкую “подушку” для более плотного слоя. Разрез вала “внутреннего” города дал просто неожиданную картину: он возводился два раза, то есть изначально существовал вал, созданный при помощи 5-10 см прослоек чёрной супеси, глины с вкраплениями камней, дресвы. Затем вал был подсыпан с внутренней стороны, но по технике и составу слоёв он полностью совпадал с внешним валом. Это лишний раз подтверждает, что городище возводилось в два этапа и на втором - сильно перестраивалось. Скорее всего всё это связано с огромным переселением чжурчжэней из районов цзиньской Восточной столицы, где первоначально было основано государство Восточное Ся. Некоторые исследователи связывают Краснояровское городище с центральной столицей государства Восточное Ся - городом Кай-Юань. 
Уникальным памятником культуры чжурчжэней на территории Приморья является Шайгинское городище. Городище находится примерно в 70 км к северу от г. Находка и нескольких км к югу от с. Сергеевка Партизанского района и расположено на одном из южных острогов Сихотэ-Алиня. Южная сторона этого отрога круто обрывается к долине р. Ратной (бывшей р. Шайги) - левого притока р. Партизанской (бывшей р. Сучан), а западная - к долине р. Партизанской. Юго-западная оконечность отрога прорезана глубоким распадком, по дну которого протекает ручей Батарейный, питаемый многочисленными ключами. С западной, северной и восточной сторон этот распадок окружен высокой грядой сопки, по гребню которой проходит сооруженный из земли и камня оборонительный вал. 
Высота оборонительного вала в зависимости от крутизны склона сопки с внешней стороны городища, а следовательно, от ее доступности для осаждающего противника, колеблется от 0,5 до 5 м. Шайгинское городище имело трое ворот, через которые осуществлялся проезд на территорию городища и выезд из него. Главные ворота находились в средней части северной линии оборонительной стены. Внешний склон сопки, обращенный к долине р. Партизанской, довольно пологий и легко преодолимый как для пеших воинов, так и для конницы, в связи с чем, вал в этом месте достигает наибольшей высоты. Кроме того, примерно в 30 м по обе стороны от ворот в валу были сооружены две башни, откуда можно было обстреливать из лука ближайшие подступы к воротам. 
Вся территория Шайгинского городища системой внутренних валов, улиц, естественных оврагов и распадков делилась на кварталы. Население каждого квартала в зависимости от профессионально-производственной деятельности принадлежало к определенному социальному сословию. 
Находка на городище серебряной пайцзы (верительной бирки) тысячника, текст которой выгравирован на чжурчжэньском языке, позволяет заключить, что здесь когда- то находилось не менее 1000 жилищ, то есть хозяйственных дворов (к настоящему времени раскопками вскрыты остатки 278 жилищ). 
Этот факт, наряду с другими данными (наличие большого числа ремесленных мастерских, крупных складских зданий под черепичной крышей, разветвленной сети улиц, кварталов, редута, где размещалась ставка военного коменданта, нескольких огороженных земляными валами, так называемых “внутренних”, или “запретных” городов и т.п.), свидетельствуют о том, что это был сравнительно крупный город с многотысячным населением. 
Все раскопанные жилища были наземными, каркасно-столбовой конструкции, с отопительной системой типа кан. Размеры жилищ, их интерьер целиком зависели от числа членов семьи и их социального статуса. Наиболее крупные жилища имели площадь 50 и более квадратных метров. 
Жители Шайгинского городища занимались различными видами ремесел и земледелием, выращивая, судя по многочисленными находкам, пшеницу, ячмень, гречиху, сою, просо, чумизу, гаолян. Наряду с этим они занимались разведением крупного рогатого скота, коневодством и свиноводством, а также охотой, рыбной ловлей и таежными промыслами, в том числе собирательством дикоросов.
Николаевское  городище. В плане Николаевское городище имеет вид равнобедренной трапеции с овальными углами и занимает площадь около 7000 кв. м. Городище опоясано, за исключением его северо-западной части, мощным земляным валом и широким оборонительным рвом. Периметр городища составляет 2300 метров, длина вала 1550 м. Средняя высота вала, сложенного из крупных валунов вперемешку с мелким галечником и глиной, достигает 10 м от уровня поверхности городища и 13-14 м от уровня дна оборонительного рва, по сильно заболоченному дну которого ещё и поныне в двух противоположных направлениях протекают два небольших ручья. Глубина рва относительно поверхности территории за пределами городища равна 3-4 м при ширине в 20-25 м. Кроме внешнего рва, Николаевское городище имеет ещё небольшой внутренний ров, который прослеживается почти на всём протяжении подножия крепостной стены. Размеры этого рва крайне незначительны: при ширине в 3-4 м он имеет глубину всего 0,2-0,3 м. Почти прямоугольные очертания внутреннего города Николаевского городища, наличие в его южной части единственного въезда, оформленного специальной парадной аркой типа пайлоу, и чёткий порядок расположения остатков различных архитектурных сооружений вдоль осевой линии север-юг – всё это очень напоминает планировку средневековых храмовых комплексов стран Восточной Азии, для которых характерна чёткая прямоугольная планировка с ярко выраженной центральной осью по линии юг-север с расположенным с южной стороны портиком главного входа. Первые исследователи Николаевского городища, производившие его раскопки, считали, что оно было воздвигнуто чжурчжэнями, и до конца XII-начала XIII веков на этом месте не было никаких долговременных укреплений. Однако более поздние исследования больших долинных городищ Приморского края (Марьяновское, Чугуевское, Стеклянухинское) показали, что почти все они имеют два археологических слоя - нижний, относящийся к периоду государства Бохай (VIII-X вв.), и верхний, чжурчжэньский, то есть XII-нач. XIII вв. Это свидетельствует о том, что чжурчжэни просто использовали уже имеющиеся укрепления, увеличивая высоту стен. И хотя на Николаевском городище не производилось специальное исследование структуры насыпи вала, скорее всего, он также был надсыпан. Возможно, Николаевское городище в своё время являлось центром бохайской губернии Хуайюань, в территорию которой входили современные Партизанский, Шкотовский, частично Лазовский и Чугуевский районы.
Ананьевское городище было обнаружено весной 1972 года, в том же году было обследовано и предварительно датировано Э.В. Шавкуновым. В 1973 году под руководством Э.В. Шавкунова начались раскопки этого памятника, а с 1976 г. по 1993 г. они велись Хоревым В.А.  
    Городище расположено в 4,5 - 5 км к западу от железнодорожной станции Веневитиново Надеждинского района Приморского края и в 10 - 12 км к северо-западу от устья р. Раздольной (р. Суйфун) - одной из главных водных артерий южного Приморья. Памятник занимает восточную оконечность горного отрога, узкой грядой протянувшегося по долине р. Ананьевки (р. Эльдуга), одного из правых притоков р. Раздольной.  
    Видимо, на выбор места под Ананьевское городище определяющую роль оказали ряд факторов. Район этот представляет собой типичную для южного Приморья кедрово-широколиственную тайгу с богатой флорой и фауной. Во время пролета и на гнездовье в пойме р. Раздольной и ее притоков много различной водоплавающей дичи; водоемы изобилуют рыбой. Ширина долины р. Ананьевки колеблется от 2 до 5 км. Несмотря на то, что большая часть долины заболочена, имеется  достаточная площадь, пригодная под пашню и возделывания различных видов культурных растений. С севера она прикрыта мощным хребтом Барачным. Анализ природно-территориального окружения Ананьевского городища показал, что ландшафтная обстановка в целом позволяла здесь заниматься земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, собирательством. Именно Ананьевское городище могло быть одним из пунктов, через которые проходил торговый путь из соседней губернии Хэлань в губернию Сюйпинь. Одновременно военный гарнизон обязан был охранять подходы к Краснояровскому городищу - предположительно центру губернии Сюйпинь, расположенному всего лишь в 40 км к северо-востоку.  
    С восточной, наиболее уязвимой стороны городище было прикрыто целой системой фортификационных сооружений, включающих в себя овальной формы мысовой редут и три линии валом длиной соответственно 32, 42, 64 метра и рвов, глубиной до 0,4 м, пересекающих мыс с юга на север. Собственно городище занимает центральную часть возвышенности в 230 м к юго-западу от этой оборонительной системы. Площадь его более 10,5 гектаров, протяженность с юга на север около 430 м, с востока на запад около 490 м. Крепостной вал сооружен в полном соответствии с естественными очертаниями возвышенной части этого участка отрога. Общая его протяженность чуть более 1800 м. Древние градостроители основательно укрепили восточную границу городища. Высота вала с этой стороны 4 - 5 м. В обе стороны от ворот, которые находились ближе к юго-восточному углу городища, были возведены две башни.  
    На городище зафиксировано большое количество различных по размерам и форме объектов с остатками строений. В восточной части его в 35 м к юго-западу от ворот, расположен прямоугольный в плане, обнесенный земляным валом высотой до 2,5 м “редут”. Размеры его 20 х 21 м. Остатки жилых построек в большинстве своем сохранились в виде четко выраженных, обвалованных западин овальной формы размером 8х5, 9х6 м. Их более 50. На более низких участках склонов остатки жилых построек внешне выглядят иначе. Это небольшие по размерам (5х5, 6х6 м), слегка врезанные в склоны террасовидные площадки.  
С начала раскопок на городище вскрыто около 14 тыс. кв. м. На всей исследованной площади обнаружены остатки 102 жилищ, 15 свайных амбаров, большое количество хозяйственных ям, здания с каменными базами, кузнечная мастерская. Исследована территория так называемого “редута”. Сделаны разрезы восточной и юго-восточной линии крепостного вала, что дало возможность выяснить стратиграфию и способ возведения оборонительных сооружений. Опираясь на данные стратиграфии, удалось выделить на городище два строительных горизонта, относящихся к одному и тому же историко-культурному периоду.  
    Все 102 исследованных жилища по типу наземные, прямоугольные в плане. Постройки нижнего строительного горизонта, по всей видимости, занимали значительную часть территории восточной половины городища. О характере жилых построек, которые принадлежали первым обитателям поселения, можно судить по остаткам 62 исследованных построек. Площадь их от 15 до 30 кв.м. В качестве отопительной системы использовался двух- или трехканальный “Г” или “П” - образный кан. Жилищ верхнего строительного горизонта исследовано 40. Все они имели площадь от 40 до 45 кв.м. Практически все жилища имели трехканальный, близкий к “С” - образному в плане, кан с двумя очагами, расположенными по обе стороны от входа и одной дымоотводной трубой у средней части задней продольной стены. Заслуживающим внимание фактором является то, что в большинстве их вход находился в средней части продольной фасадной стороны. Другой отличительной чертой является наличие небольших дугообразных дымоходных каналов-рукавов, которые достраивались к внешнему дымоходному каналу кана в углах жилища. В них отсутствует строгий порядок расположения столбовых ям вдоль периметра стен. Не исключено, что жители Ананьевского городища, наряду с широко распространенной у чжурчжэней каркасно-столбовой конструкцией, применяли и комбинированную срубно-столбовую.  
    Интерес представляют остатки кузнечной мастерской, которая состояла из кричного горна, 12 миниатюрных кузнечных горнов.  
    В процессе исследования памятника обнаружено около 1500 единиц изделий из металла (железа, чугуна, бронзы, серебра, золота, свинца), камня, стекла, дерева, глины. Все их можно разделить на 7 больших отделов: 1. Кузнечно-слесарный инструментарий. 2. Деревообрабатывающий инструментарий. 3. Орудия сельского хозяйства и промыслов. 4. Предметы вооружения. 5. Детали сбруи и наременной гарнитуры. 6. Предметы бытового назначения, в том числе керамическая посуда (обычная и глазурованная), зеркала.  7. Предметы украшения и культа.  
    Появление Ананьевского городища, по всей видимости, связано с насаждением на определенном этапе (предположительно начало XIII в.) на землях Приморья военно-земледельческих поселений чжурчжэней, которым правительство на льготных условиях выделяло казенные наделы, тягловый скот и сельскохозяйственный инвентарь и которые обеспечивали себя всем необходимым и при том не забывали про военную тренировку. Появились такие военно-земледельческие поселения и в округе Сюйпинь, на землях которого и находилось Ананьевское городище.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Религия
Первобытная религия ранних чжурчжэней сочетала в себе элементы анимизма, магии, культ природы и предков. Существенное место занимало поклонение Небу, Солнцу, Земле, Воде, Лесу. В жертву приносили белых собак и свиней. Считалось, что соколиные перья обладают магической силой. Известны культ коней, матери и змеи.
Оригинальнейшей чертой чжурчжэньской жизни было шаманство. Чжурчжэни верили, что весь мир  населён добрыми и злыми духами. Задобрить духов могли специальные  люди – шаманы, у чжурчжэней ими  были мужчины и женщины. Они умели гадать о новорожденных, знали различные заклинания, лечили.
Буддизм до образования  империи только начал проникать  к чжурчжэням от киданей, корейцев и  китайцев.
Религиозная жизнь в  Золотой империи оказалась не похожей на прежнюю. Шаманизм оставался  центральной религией чжурчжэней. Общий смысл его таков: наверху находится Небо – защитник людей и земли. От него зависит судьба и процветание мира. Здесь обитают многие духи. Души людей бессмертны и после смерти они оберегают своих потомков, поэтому духам предков поклоняются и через них ищут милость Неба. Небо – это природа, вселенная. Под влиянием китайцев. У чжурчжэней появился повелитель Неба – Шан-ди – Верховное божество.
Культы Неба (Горы), Тайги (Земли), Воды свойственны всем тунгусо-маньчжурским народам. Поклонение этим духам было слабее, чем Небу. У чжурчжэней были священные горы Чанбошань, священная река Сунгари и священная роща Хуголинь. Имелось огромное количество мелких духов, которые не обделялись вниманием верующих.
Особое место отводилось духам предков. По важности этот обряд уступал только поклонению Небу. Чтобы уменьшить зловредное влияние этих духов, могли даже приноситься человеческие жертвы, такие факты были известны во время войны с монголами.
Шаманские атрибуты часто  находят археологи в различных уголках края. Каменая личина со схематичным прочерченным изображением человека найдена у с.Алексее-Никольск. В Шайгинском городище были найдены подвески к костюму шамана в виде небесных вскадников. Это культовые подвески с шаманского костюма, изображавшие, вероятно, душу шамана, путешествующую в верхний, небесный мир. Правда, существует мнение о том, что всадники подобного рода олицетворяют собой солнечное божество. Поэтому всадники и отливались не из бронзы, как другие шаманские подвески, а из меди, чтобы сильнее подчеркнуть солнечную природу изображений. Пленяют художественные особенности этих вещей. Всадники подобного рода известны не только в Приморье, но и в Приамурье. На сегодняшний день их известно около десятка. Самым интересным из них оказался шайгинский, обнаруженный в 1980 году. Он отличается большой экспрессией, переданной вытянутой вперед шеей коня, развевающимся хвостом, ногами в положении летучего галопа, а также позой самого всадника, слегка поддавшегося вперед. Кроме того, это изображение имеет и некоторые реалистические черты: отчетливо видно седло, поводья, укороченный хвост (тогда  было принято подрезать коням хвосты). Чистота простых линий, силуэтность, экспрессия, сочетание архаической наивности и острой наблюдательности средневекового художника поражает современного зрителя
В XII в. в чжурчжэньское общество активно вливается конфуцианство, буддизм, даосизм. Конфуцианство, как и шаманизм, имело источником первобытную религию, поэтому было понятно чжурчжэням. Во время войны с Китаем, чжурчжэньский полководец Ваньянь Няньхань не позволил китайцам осквернить могилу Конфуция. Чжурчжэней интересовали религиозно-нравственные нормы Конфуцианства. Один из потомков Конфуция был приближенным императора Хэла. Во всех городах были  храмы или кумирни Конфуция. Император Улу являлся сторонником традиционного конфуцианства, изгнал из храмов неоконфуцианцев, эта секта отрицательно относилась к буддизму и даосизму, настраивала китайцев против других национальностей страны.
Чжурчжэни с буддизмом  были хорошо знакомы ещё до создания империи. Первые императоры к этой религии относились благожелательно. Уцимай строил новые храмы. Китайский просветитель Хун Хао, живший в 30-х годах XII в. в плену в Приморье, свидетельствовал об усердном поклонении здесь Будде. При Дигунае положение изменилось. Он запретил многие чжурчжэньские праздники.
В Золотой империи  развивалось несколько направлений  буддизма. Если в первое время наиболее активной была секта «Цзинту», то затем  усиливаются секты «Чань» и «Хуаянь», последняя стремилась объединить все религии страны. Активно издавалась буддийская литература. Буддийские монастыри появились на самом востоке империи – в Приморье. Здесь останками крупного монастыря является Николаевское городище в Партизанском районе. Буддийский храм известен в окрестностях Доброполья. Буддийская атрибутика обнаужена при раскопках Краснояровского городища, в том числе культовый жезл - ваджра. До настоящего времени в Китае сохранилось полтора десятка религиозных чжурчжэньских построек. Среди них храм и ворота монастыря Шаньхуасы в Датуне, храм Дадянь в уезде Инсянь, главный храм монастыря Яньцинсы в уезде Утай и другие. Гораздо больше сохранилось кирпичных и деревянных пагод. Хамовое строительство испытывало сильное китайское и корейское влияние. Особенности чжурчжэньского стиля более всего сохранились в деревянном зодчестве, но этих построек очень мало. Судя по находкам, храмовые сооружения имелись в черте Уссурийска, в окрестностях Доброполья, на Краснояровском городище. Храмовый комплекс или монастырь включал главный храм, в котором размещалась статуя Будды, перед ним, отделенный большим двором, располагался храм небесных царей, справа и слева размещались подсобные храмы. За главным храмом стоял ещё один храм. Перед храмом Небесных царей – башня с барабаном и колоколом. Перед всем этим располагались ворота. Могли быть парадные ворота, павильон со стелой. Все здания строились в один ряд. Храмы, строившиеся на востоке империи, в современном Приморье, были небольшими и одноэтажными. Все пагоды и храмы строились на земляной платформе, выложенной кирпичом.
Большим влиянием пользовался  даосизм. В империи было много  храмов и организаций даосов. Активно  действовали несколько сект, из которых  «Цюаньчжэньцяо» распространилась до Восточного моря. Здесь были свои монахи и миссионеры, изучалось священное учение о «пути», проводились медитации, почитались родители и государь. Исходя из первобытной религии, даосы объединили в своём учении конфуцианство, буддизм и шаманизм.
Государство чётко контролировало религиозные организации. Но в целом правительство проводило веротерпимую политику.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.