Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Семейные отношения в риме

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования  Российской Федерации
Владимирский государственный  университет
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контрольная работа
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила: студентка 2 курса
группы И-22
исторического факультета
Ивашова Наталья
 
 
 
Владимир 2012
 
 
Оглавление
 
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Семья в Раннереспубликанском Риме……………………………......4
   1. Агнатское родство………………………………………………….………5
   2. Когнатское родство………………………………………………………...7
Глава II. Брак. Семейные отношения...………………………………………..9
    1. Сущность брака…………….……………………………………………...9
   2. Личные и имущественные отношения между супругами………………10
    3. Правовые отношения родителей и детей….…………………...……......1
Заключение……………………………………………………………………...21
Список литературы……………………………………………………………..22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Поэтому цель моей работы – максимальное исследование семейные отношения в раннереспубликанском Риме по имеющимся у меня источникам. Исходя из цели, я ставлю следующие задачи:
- выяснить положение  свободных членов данного общества;
- выяснить положение несвободных членов в хеттском обществе;
Объектом моего исследования являются семейные отношения в раннереспубликанском Риме.
Данная тема очень  важна для современной исторической науки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
I. Семья в Раннереспубликанском Риме.
 
С древнейших времен римская семья была моногамной и патриархальной. Как устойчивое объединение она возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии уже основана на власти отца семейства. «Ниспровержение материнского права было всемирно-историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, простое орудие деторождения», писал Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства».1
Семья - это основанное на браке или кровном родстве небольшое объединение лиц, связанных общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Древнеримская семья носила на себе отпечаток родового строя. Она строилась по принципу подчинения власти главы семейства - pater familias (патерфамилиас). В состав семьи кроме главы семейства входили его жена, дети и их потомство, другие родственники, кабальные, а также рабы. Термином familia обозначалась совокупность всего имущества, детей, рабов и другой рабочей силы. Предполагается, что сначала этот термин охватывал только рабов, принадлежащих данной семье, а позже и все остальное имущество, рабочую силу (жену, детей, кабальных, других лиц). Это объединение основывалось не на кровной связи (ее в ту пору еще не знали), а на власти домовладыки, которая в древнейшие времена мало чем отличалась от власти над рабами. Под власть домовладыки подпадали не только жена, дети и их потомство, но и жены сыновей, мужья дочерей, если они переходили жить в семью жены (примаки), а также все другие лица.2
Таким образом, по семейному  положению римские граждане делились, как уже отмечалось, на лиц своего права (persona sui juris) и лиц чужого права (persona alieni juris). К первым относились домовладыки, ко вторым - остальные члены семьи, так называемые подвластные. Для полной гражданской правоспособности требовалось, чтобы лицо занимало в семье независимое, самостоятельное положение, т.е. ею обладали только домовладыки. Их сыновья независимо от возраста, семейного и общественного положения при жизни отца или деда всегда были подвластными с весьма ограниченной гражданской правоспособностью. Они не могли первоначально быть собственниками имущества. Приобретенное ими имущество автоматически становилось собственностью домовладыки. Подвластные могли заключать гражданско-правовые сделки только от имени и в пользу домовладыки, власть которого над семьей практически не ограничивалась. Он был единственным носителем и имущественных прав в семье.3
 
1. Агнатское родство.
 
Семья, основанная на подчинении власти домовладыки, называлась агнатской. Все подвластные, подчиненные власти одного домовладыки, считались родственниками, т.е. агнатами. Кровная связь в то время не имела правового значения. Поэтому девушка, вышедшая замуж и перешедшая жить в семью мужа, занимала в ней положение дочери его родителей, т.е. становилась сестрой братьев и сестер мужа, утрачивая при этом родственные связи с кровными родителями со всеми вытекающими из этого последствиями (например, она уже не могла стать наследницей после их смерти). Агнатское родство сохранялось и после смерти домовладыки.
Агнаты могли быть связаны между собой и кровной  связью, как например, отец и дети, но юридическое значение имело лишь подчинение власти домовладыки. При этом агнатское родство определялось только по мужской линии, поскольку речь идет о подчинении власти отца семейства. Потомство детей также становилось агнатами своего домовладыки. Родство агнатов различалось по линиям и степеням. Агнаты одного общего предка были родственниками по боковой линии, а последовательно один от другого - родственниками по прямой линии. Степень агнатского родства определялась числом рождений образующих родство (сын - агнат отца первой степени, внук - агнат деда второй степени). Степень родства по боковой линии исчислялась количеством рождений от одного родственника до общего предка плюс число рождений от общего предка до второго родственника. Например, родные братья и сестры - агнаты второй степени по боковой линии, поскольку их разделяет по одному рождению от общего предка; дядя и племянник - агнаты третьей степени по боковой линии, так как дядя с отцом племянника - агнаты второй степени плюс племянник - третье рождение.4
После смерти домовладыки  его взрослые сыновья становились носителями власти в семье, а жены и дети подпадали под их владычество. Однако при этом свободный от отцовской власти римский гражданин, даже не имеющий семьи, считался домовладыкой (отцом семейства). Он - носитель семейной власти не только наличной, но и потенциальной.5
Глубокая зависимость  подвластных от домовладыки заметно  стесняет гражданский оборот. Никто  не желал заключать сделку с подвластным, по которой все полученное поступало  в собственность домовладыки, а  тот по сделке ни к чему не обязывался. Даже по рабскому пекулию господин принимал на себя обязанности по сделке, заключенной рабом. Подвластные же сами несли ответственность по сделкам, не обладая никаким имуществом. Их двойственное положение, мягко говоря, не способствовало развитию хозяйственного оборота.6
 
2. Когнатское родство.
 
Между тем развитие производительных сил активизирует гражданский оборот, рост частной собственности, что, в  свою очередь, приводит к зарождению новой когнатской (кровной) семьи. Производство материальных благ в большем количестве, чем могут потребить их производители, порождает стремление родителей закрепить накопленное на протяжении жизни имущество за кровными потомками, прежде всего детьми. Агнатское родство противоречило естественному желанию родителей оставить наследство своим кровным детям, которые стали агнатами другого домовладыки. Постепенно римляне отдают предпочтение кровному родству, послужившему основой новой, когнатской семьи, связывающей группу людей кровными узами.
Некоторое время эти  два вида семьи существовали параллельно, однако когнатская семья в новых условиях вытеснила агнатскую.
Когнатская семья и  когнатское родство пережили древнеримское государство. Кровное родство и сейчас лежит в основе семейно-правовых отношений. Оно также определяется по линиям и степеням. Различают две линии - прямую и боковую. Прямая делится на восходящую и нисходящую. Если родственники происходят последовательно один от другого (отец, сын, внук, правнук и т.д.), то это родственники по прямой линии. Родственники, от которых произошло конкретное лицо, называются родственниками по прямой восходящей линии (отец, дед, прадед, мать, бабушка, прабабушка и т.д.). Родственники, которые произошли от данного конкретного лица, составляют прямую нисходящую линию (дети, внуки, правнуки). Родственники, которые произошли от одного общего предка, являются родственниками по боковой линии.
Степень родства по крови  определяется в соответствии с теми же правилами. Родство одного лица мы всегда устанавливаем по отношению  какого-либо другого конкретного лица. Например, Клавдий - двоюродный брат Антония. Поскольку оба они произошли от одного общего предка - деда, то являются родственниками по боковой линии. Степень же родства определяется количеством рождений, образующих это родство, отсчетом от общего предка (но без учета его). Между дедом и его внуком Клавдием имеется два рождения. Точно также деда и его второго внука Антония разделяют два рождения. Итого: четыре рождения образуют родство между двоюродными братьями Клавдием и Антонием. Они - родственники четвертой степени.
Родственники жены, с  одной стороны, и родственники мужа, с другой, являются между собой  свояками. Братья и сестры, которые  имеют общего отца и общую мать, называются полнородными братьями и  сестрами. Братья и сестры, которые  имеют общую мать и разных отцов, называются единоутробными. Если же у них общий отец, но разные матери, то они - единокровные. Те и другие называются неполнородными братьями и сестрами. Если же у них разные отцы и разные матери, то они не состоят в кровном родстве и называются сводными.7
Определение линии и  степени родства имеет важное значение для установления прав на наследство, поскольку в наследственном праве действует принцип: более  близкая степень родства отстраняет от наследства последующую степень.
Характерные особенности римской семьи нашли отражение в римском семейном праве, которое отличается завершенностью, последовательностью. Многие его положения сохранили жизнеспособность и по сей день.8
II. Брак. Семейные отношения.
1. Сущность  брака.
Дать определение браку очень трудно, так как этот институт претерпевал решительные изменения на протяжении многих веков. Известно определение Модестина: брак есть общность всей жизни между мужчиной и женщиной, скрепленная божественным и человеческим правом. Типичной формой брака был брак с властью мужа. Для вступления в брак требовалось согласие глав обеих семей и согласие самих брачующихся. Брачный возраст для жены был 12 лет, для мужа - 14 лет. Заключать брак по цивильному праву могли только граждане. Такого права не имели Перегрины и латины (до Латинских войн). Длительное время не разрешались браки между патрициями и плебеями, этот запрет нашел свое отражение в Законах XII таблиц, но в 445 г. до н.э. был отменен законом Канулея. Брак мог заключаться в нескольких формах, в том числе путем религиозного обряда, а также в виде фиктивной покупки жены (по типу манципации). Допускалось и установление брака в результате фактического совместного проживания мужа и жены в течение года. В этом случае власть мужа не возникала, если жена ежегодно отлучалась из дома мужа на три ночи в году.9
Актом совершения брака  у римлян был договор, существенной чертой которого было свободное согласие вступающих в брак. Определенной формы  этот договор не имел. Началом брака  считалось время исполнения обряда - ввод жены в дом мужа.10
Брак прекращался в  случае смерти одного из супругов или  утраты им правоспособности, а также  в силу развода, который был в  древнейший период редким явлением и  допускался только по инициативе мужа в строго ограниченных случаях (прелюбодеяние жены или изгнание плода). Христианские императоры не одобряли немотивированные односторонние расторжения брака и наказывали штрафом сторону, которая расторгала брак таким образом, но тем не менее брак оставался расторжимым. Законными основаниями развода считались: нарушение супружеской верности, беспорядочное поведение, оскорбление, покушение на чью-либо жизнь.
В римском праве архаического периода существовало два способа  наследования имущества умершего домовладыки. По общему правилу оно переходило к детям умершего ("подвластным") или к ближайшим агнатам. Только в случае отсутствия ближайших агнатов имущество передавалось сородичам умершего. Очень рано в Риме возникает и передача наследства по завещанию. Такое завещание утверждалось на народных собраниях. Законы XII таблиц уже указывали, что завещательные распоряжения на случай смерти являются ненарушимыми. В завещании наряду с установлением наследника могли содержаться и иные распоряжения: назначение опекунов, отпуск рабов на волю, легаты. Последние представляли собой завещательный отказ какой-либо из вещей умершего в пользу постороннего лица, которое получало право истребовать эту вещь у наследника.11
 
2. Личные и имущественные отношения между супругами.
 
По этому вопросу  в римском праве очень мало юридических положений, так как римские юристы и законодатели держались мнения, что личные отношения между супругами относятся к области нравственности, а не права. Поэтому жена обязана разделять: общественное положение мужа и жить в его доме; против всякого, задерживающего жену против ее воли (даже против отца ее), иски штрафные, влекущие за собой бесчестье, не допускаются между супругами; муж обязан защищать свою жену от обид.
Он имеет право во всех процессах защищать ее; нарушение  супружеской верности составляет предмет уголовного суда. Другие проступки дают законный повод к разводу и штрафу.12
 
 
3. Правовые отношения родителей и детей.
 
Для отношений родителей и детей  в римской семье характерна практически  безграничная власть отца над детьми. Правовые отношения между матерью и ее детьми также существовали (хотя мать никакой власти над детьми не имела), но всецело зависели от формы брака. При браке с мужней властью мать разделяла положение своих детей, находилась (как и ее дети) под властью мужа или его домовладыки, если муж сам находился под его властью. Наравне с детьми она наследовала после смерти мужа, дети - после смерти матери, мать - после детей. В качестве агнатов взрослые сыновья осуществляли опеку над матерью после смерти мужа.
При браке без мужней власти мать в раннереспубликанский период с детьми практически не была связана. Она оставалась агнаткой своих кровных родственников - родителей, братьев, сестер и не являлась, с точки зрения права, членом семьи мужа. Отсюда и различные правила наследования - жена не могла быть наследницей после мужа и своих детей, так же как и они после нее.
Утверждение кровной семьи четче  определяет права матери. Со временем она получает право на совместное проживание со своими несовершеннолетними  детьми в случае развода с их отцом, на алименты от детей. Детям запрещается предъявлять к матери порочащие ее иски, вообще привлекать к суду без разрешения магистрата. Расширяется взаимное наследование детей и матери.
Отношения отца и детей. Стержнем взаимоотношений  родителей и детей была отцовская власть. Ни одна правовая культура не знала столь неприкрыто выраженного господства отца над детьми. Институт отцовской власти - это строго национальный институт римских граждан: «Едва ли существуют еще другие люди, которые имели бы такую власть над своими детьми, какую имеем мы, т.е. римские граждане».13
Установление отцовской власти. Отцовская власть устанавливалась  прежде всего над детьми, рожденными в законном римском браке. На детей, рожденных в других (незаконных) браках, в конкубинате, а также в любом фактическом сожительстве, отцовская власть не распространялась. Они были чужими для него.
Мать ребенка всегда известна, даже если она зачала вне  брака. Отцом же ребенка принято  считать того, кто состоит в  браке с матерью ребенка. Это  юридическая презумпция - положение, не требующее доказательства. Юрист Павел писал: «Отец - это тот, на кого указывает брак».
Кроме рождения детей  в законном браке отцовская власть могла быть установлена путем  узаконения или усыновления.
Узаконение - установление отцовской власти над собственными детьми отца, рожденными вне брака. Так, отец мог признать своими детей, рожденных в конкубинате. Узаконение производилось в специально установленной форме.
Усыновление - установление отцовской власти над чужими детьми, с которыми отец кровными узами не связан. Усыновление осуществлялось в форме или аррогации (arrogatio), или адопции (adoptio). Аррогация применялась для усыновления лиц своего права, т.е. совершеннолетних и обладающих правовой самостоятельностью, адопция - для лиц чужого права, т.е. находящихся под властью домовладыки. Отсюда и различные формальные акты усыновления. Со временем формализм усыновления был в значительной мере упрощен и его можно было произвести простым заявлением перед судом или императором.
Узаконенные и усыновленные дети полностью приравниваются по правовому  статусу к детям, рожденным в  браке:
- получают правовой статус и имя своего узаконителя, усыновителя,
-право взаимного наследования,
-разделяют его социальное и общественное положение.
На них распространяется отцовская власть.
Прекращение отцовской  власти могло произойти в результате:
а) смерти отца или детей;
б) освобождения из-под  отцовской власти. Фактически отцовская  власть была пожизненной даже в развитом римском праве.14
Достижение сыном совершеннолетия, основание собственного дома, семьи  и хозяйства не прекращали отцовской  власти и даже не ослабляли ее. Лишь достижение сыном высокого общественного положения (должности консула, префекта, магистра) освобождало от отцовской власти, которая как право одностороннее могла быть и прекращена в одностороннем порядке - волею отца. Отец своим волеизъявлением мог освободить сына из-под своей власти, что получило название эмансипации. Формы ее были различными в разные времена. В результате эмансипации сын становился лицом своего права, приобретал полную Правоспособность и хозяйственную самостоятельность, хотя утрачивал наследственные права в своей бывшей семье. Последнее ограничение вскоре отпало. И все же полностью власть отца не прекращалась и после эмансипации. Он сохранял за собою право пользования половиной имущества сына.15
Содержание отцовской власти. Власть отца над детьми была беспредельной. Он имел право жизни и смерти детей (в буквальном смысле) с момента их рождения: мог сохранить жизнь новорожденному или выбросить его, продать в рабство, применять любые наказания. Однако со временем беспредельный произвол постепенно ограничивается. Уже в древнейшие времена нравственные (но не правовые) нормы запрещают выбрасывать новорожденных. Законный запрет вводится лишь в период империи. Продажа в рабство детей ограничивается трижды. В период империи отец ограничивается в праве на жизнь детей: сыноубийство приравнивается к обычному убийству и влечет уголовную ответственность. Устанавливается контроль над дисциплинарной властью отца.
В имущественных отношениях родителя и детей также нераздельно  господствовал отец. Единым и нераздельным собственником семейного имущества был домовладыка. Имущество, приобретенное детьми, автоматически становилось собственностью отца. При этом имущественная зависимость детей не ослабевала с их возрастом. Дети были лицами чужого права, не могли от своего имени совершать гражданско-правовые сделки, быть собственниками имущества и в этом приближались к положению рабов. Для ведения хозяйства они наделялись определенным имуществом отца - пекулием. В связи с хозяйственной деятельностью пекулия детям приходилось заключать всевозможные гражданско-правовые сделки. Однако все полученное по этим сделкам поступало в собственность отца. Таким же образом наступала ответственность отца ,по сделкам, заключенным детьми.
Между тем имущественный патриархат постепенно ограничивается. Во времена Августа было установлено, что если сын-воин приобретал имущество на войне, то оно становилось его собственностью. Позднее, в период империи вводится такое же правило и в отношении имущества, приобретенного сыном на государственной службе. Затем ряд императорских постановлений предписывают оставлять в собственности детей (а не только сыновей) также имущество, полученное по наследству после смерти матери или иных родственников по ее линии. Все это ограничило имущественную власть отца над детьми, но не устранило полностью. На некоторое имущество, приобретенное детьми, отец сохранял право пожизненного пользования. И все же имущественная самостоятельность детей становится общепризнанной.16
Ослабление и дифференциация власти отца - результат изменения производственных отношений, разложения патриархальной семьи, индивидуализации частной собственности, развития торговли. Эти факторы обусловили необходимость некоторой имущественной независимости взрослых членов семьи.
Для отношений родителей и детей в римской семье характерна практически безграничная власть отца над детьми. Правовые отношения между матерью и ее детьми также существовали (хотя мать никакой власти над детьми не имела), но всецело зависели от формы брака. При браке с мужней властью мать разделяла положение своих детей, находилась (как и ее дети) под властью мужа или его домовладыки, если муж сам находился под его властью. Наравне с детьми она наследовала после смерти мужа, дети - после смерти матери, мать - после детей. В качестве агнатов взрослые сыновья осуществляли опеку над матерью после смерти мужа.
При браке без мужней власти мать в раннереспубликанский период с детьми практически не была связана. Она оставалась агнаткой своих  кровных родственников - родителей, братьев, сестер и не являлась, с точки зрения права, членом семьи мужа. Отсюда и различные правила наследования - жена не могла быть наследницей после мужа и своих детей, так же как и они после нее.
Утверждение кровной  семьи четче определяет права матери. Со временем она получает право на совместное проживание со своими несовершеннолетними детьми в случае развода с их отцом, на алименты от детей. Детям запрещается предъявлять к матери порочащие ее иски, вообще привлекать к суду без разрешения магистрата. Расширяется взаимное наследование детей и матери.
Отношения отца и детей. Стержнем взаимоотношений родителей  и детей была отцовская власть. Ни одна правовая культура не знала  столь неприкрыто выраженного господства отца над детьми. Институт отцовской власти - это строго национальный институт римских граждан: «Едва ли существуют еще другие люди, которые имели бы такую власть над своими детьми, какую имеем мы, т.е. римские граждане».
Установление отцовской  власти. Отцовская власть устанавливалась  прежде всего над детьми, рожденными в законном римском браке. На детей, рожденных в других (незаконных) браках, в конкубинате, а также в любом фактическом сожительстве, отцовская власть не распространялась. Они были чужими для него.
Мать ребенка всегда известна, даже если она зачала вне брака. Отцом же ребенка принято считать того, кто состоит в браке с матерью ребенка. Это юридическая презумпция - положение, не требующее доказательства. Юрист Павел писал: «Отец - это тот, на кого указывает брак».17
Кроме рождения детей в законном браке отцовская власть могла быть установлена путем узаконения или усыновления.
Узаконение - установление отцовской власти над собственными детьми отца, рожденными вне брака. Так, отец мог признать своими детей, рожденных в конкубинате. Узаконение производилось в специально установленной форме. Для древнеримской семьи характерной была также сильная отцовская власть, которая включала право продажи детей в рабство, наказания за проступки вплоть до лишения жизни. Дети не могли самостоятельно приобретать имущество, все купленное ими становилось собственностью отца. Обязательства, принятые на себя сыном, не связывали отца. Но потерпевший мог привлечь отца к имущественной ответственности в случае деликта, совершенного подвластным членом семьи.
Заинтересованность главы семьи в привлечении дополнительной рабочей силы привела к развитию института усыновления, которое совершалось в народном собрании в присутствии понтификов. Усыновление осуществлялось также путем троекратной фиктивной продажи члена семьи в рабство, а затем с мнимой переуступкой прав, которая вела к освобождению сына от власти отца. Древнейшее римское право знало также опеку, которая устанавливалась над малолетними и женщинами, не вышедшими замуж, а также попечительство над сумасшедшими и расточителями.
 
Усыновление - установление отцовской власти над чужими детьми, с которыми отец кровными узами не связан. Усыновление осуществлялось в форме или аррогации (arrogatio), или адопции (adoptio). Аррогация применялась для усыновления лиц своего права, т.е. совершеннолетних и обладающих правовой самостоятельностью, адопция - для лиц чужого права, т.е. находящихся под властью домовладыки. Отсюда и различные формальные акты усыновления. Со временем формализм усыновления был в значительной мере упрощен и его можно было произвести простым заявлением перед судом или императором.
Узаконенные и усыновленные дети полностью приравниваются по правовому  статусу к детям, рожденным в  браке:
получают правовой статус и имя своего узаконителя, усыновителя, право взаимного наследования, разделяют его социальное и общественное положение. На них распространяется отцовская власть.
Прекращение отцовской  власти могло произойти в результате:
а) смерти отца или детей;
б) освобождения из-под  отцовской власти. Фактически отцовская власть была пожизненной даже в развитом римском праве.
Достижение сыном совершеннолетия, основание собственного дома, семьи  и хозяйства не прекращали отцовской  власти и даже не ослабляли ее. Лишь достижение сыном высокого общественного  положения (должности консула, префекта, магистра) освобождало от отцовской власти, которая как право одностороннее могла быть и прекращена в одностороннем порядке - волею отца. Отец своим волеизъявлением мог освободить сына из-под своей власти, что получило название эмансипации. Формы ее были различными в разные времена. В результате эмансипации сын становился лицом своего права, приобретал полную Правоспособность и хозяйственную самостоятельность, хотя утрачивал наследственные права в своей бывшей семье. Последнее ограничение вскоре отпало. И все же полностью власть отца не прекращалась и после эмансипации. Он сохранял за собою право пользования половиной имущества сына.
Содержание отцовской  власти. Власть отца над детьми была беспредельной. Он имел право жизни  и смерти детей (в буквальном смысле) с момента их рождения: мог сохранить жизнь новорожденному или выбросить его, продать в рабство, применять любые наказания. Однако со временем беспредельный произвол постепенно ограничивается. Уже в древнейшие времена нравственные (но не правовые) нормы запрещают выбрасывать новорожденных. Законный запрет вводится лишь в период империи. Продажа в рабство детей ограничивается трижды. В период империи отец ограничивается в праве на жизнь детей: сыноубийство приравнивается к обычному убийству и влечет уголовную ответственность. Устанавливается контроль над дисциплинарной властью отца.
В имущественных отношениях родителя и детей также нераздельно  господствовал отец. Единым и нераздельным собственником семейного имущества  был домовладыка. Имущество, приобретенное детьми, автоматически становилось собственностью отца. При этом имущественная зависимость детей не ослабевала с их возрастом. Дети были лицами чужого права, не могли от своего имени совершать гражданско-правовые сделки, быть собственниками имущества и в этом приближались к положению рабов. Для ведения хозяйства они наделялись определенным имуществом отца - пекулием. В связи с хозяйственной деятельностью пекулия детям приходилось заключать всевозможные гражданско-правовые сделки. Однако все полученное по этим сделкам поступало в собственность отца. Таким же образом наступала ответственность отца ,по сделкам, заключенным детьми.
Между тем имущественный  патриархат постепенно ограничивается. Во времена Августа было установлено, что если сын-воин приобретал имущество на войне, то оно становилось его собственностью. Позднее, в период империи вводится такое же правило и в отношении имущества, приобретенного сыном на государственной службе. Затем ряд императорских постановлений предписывают оставлять в собственности детей (а не только сыновей) также имущество, полученное по наследству после смерти матери или иных родственников по ее линии. Все это ограничило имущественную власть отца над детьми, но не устранило полностью. На некоторое имущество, приобретенное детьми, отец сохранял право пожизненного пользования. И все же имущественная самостоятельность детей становится общепризнанной.18
Ослабление и дифференциация власти отца - результат изменения  производственных отношений, разложения патриархальной семьи, индивидуализации частной собственности, развития торговли. Эти факторы обусловили необходимость некоторой имущественной независимости взрослых членов семьи.
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
 
Основным различием  римских граждан, в отношении status familiae или же правового положения  в семье, было деление на лиц sui jures (лица со своим правом) и лиц alieni juris (лица с чужим правом). Таким образом, дети в римской патриархальной семье  были подчинёнными pater familias, который имел над ними полную и пожизненную власть. Домашние отношения между pater familias и лицами под его властью регулировались фактическим путём и зависели только от воли pater familias. Такая позиция приводила к почти полному отрицанию личных и имущественных прав детей в коллизии с волей отца. Некоторые исправления такой односторонности римских правовых установлении по организации и содержанию власти отца, доводящих до минимума права лиц alieni juris, совершались чрезвычайно медленно. Только во время Юстиниана, как результат всех подобных изменений, возникли первые формы родительского права: смягчение patria potestas оставило место и правам матери и правам детей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы.
 
 
Источники
 
Законы ХII таблиц // Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1987. Тема 2.
Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Тая. Дигесты  Юстиниана / Пер. с лат. М., 1997.
 
Литература
 
    Бартошек М. Римское право: (Понятия, термины, определения). - М.: Юрид. лит., 1989. - 448 с.
    Дождев Д.В. Римское архаическое наследственное право. М., 1993.
    Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов. М., 1996.
    Покровский И.А. История Римского права. М., 1998.
    Смирин В.М. Римская «familia» и представления римлян о собственности // Быт и история в античности. М., 1988. С.18-40.
    Хвостов В.М. Система римского права. - М., 1996. - 522 с.
    Хутыз М.Х. Римское частное право. - М., 1997. - 170 с.
    Штаерман Е.М. Римское право // Культура Древнего Рима: В 2т. Т.1 М., 1985. С.210-247.
1
   2 Бартошек М. Римское право: (Понятия, термины, определения). - М.: Юрид. лит., 1989. - 448 с.
3
   4 Бартошек М. Римское право: (Понятия, термины, определения). - М.: Юрид. лит., 1989. – 455.
5
6
7
8
9 Бартошек М. Римское право: (Понятия, термины, определения). - М.: Юрид. лит., 1989. – 473.
10
11
12
13
14
15
16
17
18




и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.