Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Цвет и эмоции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение…………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретическое изучение проблемы цвета в научной литературе…………………………………………………………………………6
1.1.  Культурно-исторические аспекты изучения цветовой символики...6
1.2. Психологическое и психофизиологическое воздействие цвета на психику человека ………………………………………………………………..11
1.3. Связь цвета и жизнедеятельности человека …………………….…18
Выводы  по 1 разделу……………………………………………………..21
Раздел 2. Теоретическое  изучение  проблемы эмоций и их взаимосвязи с цветом…………………………………………………………………………..22
2.1. Основные функции и характеристики эмоций в современном их понимании ………………………………………………………………...……..23
2.2. Взаимосвязь цвета и эмоций ………………………………………..26
Выводы по 2 разделу……………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………..37
Список литературы……………………………………………………….42
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 

Актуальность темы.  Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Один объекты и явления взывают у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие — безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для нас. Ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений. Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения к ним выражаются в таких сложных чувственных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания представляют собой чувства или эмоции.
Многие из нас в детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные  стеклышки: вот синее стекло —  мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое — непроизвольно  хочется улыбнуться, все кажется  праздничным, даже если день пасмурный.
Со времен И. Ньютона цвет почти  утратил свои магические, ритуальные функции. Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная  наука доказала, что цвет — лишь субъективное ощущение, возникающее  при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Оно объективно зависит от характеристик преломления, отражения  и поглощения световых волн тех сред и поверхностей предметов, которые  находятся между источником излучения  и глазом человека, а также в  поле его зрения. Субъективно человек  может цвета не ощущать (цветовая слепота), либо воспринимать их искаженно (дальтонизм). Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные — физиологической и психологией цветового восприятия.
Цветоэмоциональные  проявления являются интересной сферой психики человека. Эти проявления играют важную роль в любом из видов  межличностного общения и не только, т.к. они выражают реакцию и отношение  человека к той или иной ситуации, явлению и т.п. Через эмоции проявляется  своё отношение к окружающему  миру. Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек  проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Чувства и эмоции зависят  от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные  отношения, которые становятся предметом  чувств и эмоций.
Взаимосвязь цвета и эмоций является многоуровневой, что и обуславливает  актуальность ее изучения. Во-первых, цвета и их сочетания являются символами эмоций, их внешним воплощением, опредмеченной формой; во-вторых, эмоциональные состояния человека влияют на ситуативное отношение к цвету (изменения цветовой чувствительности, цветовых предпочтений и т.д.); в третьих, устойчивые эмоциональные особенности (свойства) субъекта также находят свое отражение в различных вариантах цветовых предпочтений. Подобная полифункциональность цвета, с одной стороны, делает его уникальным средством изучения эмоциональной сферы человека, но с другой, — лежит в основе неоднозначности в оценках наблюдаемых феноменов, что требует от исследователей особой тщательности при принятии решения относительно того, на каком конкретном уровне он рассматривает и анализирует эти феномены.
 
Цель курсовой работы: исследовать особенности взаимосвязи эмоций и цвета и их роль для личности.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
    охарактеризовать сущность эмоций и их виды;
    выявить этапы развития цветовой символики;
    проанализировать психофизиологическое и психологическое воздействие  цвета на  человека;
    раскрыть общие закономерности связи основных характеристик цвета с эмоциями.
Объект исследования – эмоции и цвет.
Предмет исследования – влияние цвета на эмоциональное состояние человека.
Методы исследования – анализ литературы по проблеме курсовой работы.
 
 

 
 
 
 
 
 
 
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦВЕТА В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1.   Культурно-исторические аспекты изучения цветовой символики
Проблема  цветового символизма является одной  из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Происхождение  цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные  различия в цветовой символике —  вот одни из главных вопросов этой проблемы.
Количество  цветовых символов достаточно ограничено. Наиболее часто в этом качестве используются т.н. «основные цвета», к которым, обычно, относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот список может меняться в зависимости  от конкретной культуры. Попытки ввести жесткие критерии, позволяющие отнести  тот или иной цвет к «основным», либо нет, не увенчались успехом. Содержание понятия «основной цвет» далеко не однозначно. Более подробно с  этой проблемой можно ознакомиться в работе Р.М. Фрумкиной «Цвет, смысл, сходство» (1984)[6].
Можно выделить три основных типа цветовой символики. Цвет сам по себе (т.е. изолированно от других цветов и форм) представляет собой первый тип цветового символа, отличающийся многозначностью и  противоречивостью. Вторым типом цветового  символа является цветовое сочетание, содержащее два и большее число  цветов, составляющих символическое  целое, смысл которого не сводится к  сумме значений отдельно взятых цветов. Соединение цвета и формы представляет собой третий тип цветового символа  — символика цветных форм, причем, как абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), так  и конкретных физических предметов, например, символика драгоценных камней.
Кроме наглядно-чувственных, визуальных форм цветового символа, существует и  языковые, речевые — «цветовые  метафоры». Они широко используются в бытовой и литературной речи, и стали неотъемлемым компонентом  современных языков, причем, многие из них возникли сравнительно недавно (например, «синий чулок»).
Цветовая  символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда  человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор  цветовой символизм прошел большой  путь. Традиции цветовой символики  сейчас, во многом, утеряны особенно в индустриальных странах, в которых  преобладает утилитарное отношение к цвету.
С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом  был связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут  магических, сакральных, божественных сил, а в определенных случаях  и как само божество. Само деление  магии на «белую» и «черную» свидетельствует  о важнейшей роли цвета в магических ритуалах. Роль цвета в религиозном  сознании людей, особенно древних, трудно переоценить. Как показывают археологические, исторические и этнографические  исследования мистические представления  человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны [6].
Цвет  всегда влиял на настроение и самочувствие человека, поэтому важно знать какого цвета должен быть костюм или платье. Как на цвет нашей одежды будут реагировать окружающие и что мы сами будем чувствовать. Об этом знали еще в древности, поэтому каждый цвет соответствовал своему времени года, суток - утром один цвет, полдень другой, вечером третий.  
Воздействие цвета продуктов питания и одежды, которую мы носим, особенно ощутимо при движении Луны по Зодиаку. Основное правило гласит: некоторые цвета влияют по-особому или сильнее, если использовать их под тем знаком Зодиака, которому они соответствуют. 
  Многие народы, например египтяне и китайцы, лечили больных, натирая их определенными красками или надевая на них одежду, окрашенную в определенные цвета. При этом они исходили из того, что в человеческом организме из-за болевых ощущений нарушаются нормальные вибрации, а, следовательно, и направление энергетических потоков.
Так, люди с древности проявляли особый интерес к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное. У полинезийцев слово  «красный» является синонимом слова  «возлюбленный». В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.
Красный цвет, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну. Красный цвет издревле связывается с агрессивностью и сексуальными желаниями.
Красный является основным геральдическим цветом. На знамени он символизирует бунт, революцию, борьбу. Интересно, что у  многих племен Африки, Америки и  Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный  цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы  называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови». 
Красное обозначает также власть, величие. В  Византии только императрица имела  право носить красные сапожки. Император  подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. У многих народов  красный цвет символизирует юг, пламя  и жару. 
Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законным, истинном [7]. 
В Древнем Риме весталки носили белые  платья и белые вуали. Еще с  античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие. 
Однако  белый цвет может получать и противоположное  значение. По своей природе он как  бы поглощает, нейтрализует все остальные  цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием  и в конечном итоге — со смертью. Славяне одевали умерших в  белую одежду и покрывали белым  саваном. У некоторых племен Африки и Австралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. В старину белый траур использовался и у славян. 
Черный  цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Так, в Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лицо и руки у жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть. 
Считается также, что существует связь между  черным цветом и сексуальной привлекательностью. У некоторых африканских племен женщины с очень черной кожей  высоко ценятся как любовницы, но не как жены. Любовная страсть покрыта  темнотой и тайной; стало быть, черное может символизировать нечто  сокровенное и страстно желанное. У арабов выражение «чернота глаз»  означает возлюбленную, «чернота сердца»  — любовь. 
Таким образом, черное может иметь и  благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах  Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы  при этом тоже облачаются в черное.  
Желтый — цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира. 
У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко  желтый цвет служил отличительным признаком  знатных особ и высших сословий. Например, монгольские ламы носят  желтую одежду с красным поясом.
С другой стороны, у некоторых народов  Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. В Европе желтый или  желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест — чуму. У славянских народов желтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют буквально «желтый глаз». Вспомним также «желтую прессу»  и «желтый дом»
Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении; англичане называют истинного протестанта «синим». 
Кроме того, синий цвет близок к черному  и получает сходные с ним символические  значения. Он считался траурным в Древнем  Египте и у некоторых народов  Южной Африки. Французы называют ужас «синим страхом» (вспомним сказку о  «синей бороде». У славянских народов  синий служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные  предания описывают черных и синих  бесов. 
Зеленый — цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой — и  незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может  производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости).  
У иранцев зеленый цвет ассоциируется  как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говорят «зеленая нога», а о кладбище — «зеленый дом». В средневековой Европе шуты носили зеленую с желтым одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зеленые шапки [6]. 
Что касается современного изучения данной проблематики, то соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучали М. Люшер, И. Гете и другие психологи.  Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит свое подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей.
 
 
 
1.2. Психологическое и психофизиологическое воздействие цвета на психику человека
 
Психологическое влияние цвета было замечено людьми в тот же момент, когда был замечен  и сам цвет. В первобытные времена  и в древности окраска служила  для выделения некоторых вещей  из природной среды – тем самым  на них акцентировалось внимание, им придавалось особое значение, ценность, духовный смысл. Окраска одежды, предметов, архитектуры, всегда была рассчитана на то, чтобы вызвать определенные эмоции: так, например, воины в боевом наряде вызывали возбуждение, страх; жрецы  и культовые предметы – восторг; цари, одетые в золото и драгоценные  камни, - трепет и дрожь; пёстрые циновки  и яркое убранство жилища –  чувство праздничности, переключение из режима труда на режим отдыха и семейных радостей.
На эмпирическом уровне эмоциональное воздействие  цвета было очень хорошо освоено  и активно использовалось с древнейших времен.
Научная проблема психологического воздействия цвета  возникает в тот момент, когда  распадается единство индивидуума  и внешнего мира, возникает отчуждение человека от природы, общества и самого себя. Это происходит в эпоху Возрождения. Когда человек жил в органическом единстве с природой, не было нужды  задумываться об адекватности ощущений раздражениям, о преобразованиях  сигналов в органах чувств и пр., т.к. не было сомнений в тождестве  явления и его образа в душе. Теперь же, когда непосредственное ощущение цвета слабеет, усложняется  и запутывается, возникает потребность  выяснить и зафиксировать связи  в системе «человек-цвет».
В ХХ в. исследования этой проблемы приобрели экспериментальный  характер. Человек стал рассматриваться  как комплекс ряда функциональных систем. Воздействуя на организм цветом, при  помощи приборов фиксируют реакции  отдельных систем. Так было определено, что красный цвет возбуждает деятельность большинства систем, синий успокаивает, зеленый является оптимальным для  зрения, оранжевый – для пищеварения, желтый тонизирует, фиолетовый угнетает [6].
Психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и  эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может  восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического  контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и  фактуры, от настроенности и культурного  уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления  «реестров» жестких соответствий между  цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными – пишет Л.Н. Миронова [12].
Все спектральные цвета тем или иным образом  влияют на функциональные системы человека.
Деятельность  органа зрения может возбуждать различные  органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние.
Интересное явление  представляют собой цветовые синестезии (соощущения). Цветовые ощущения могут  также вызывать воспоминания и связанные  с ними эмоции, образы, психические  состояния. Все это называют цветовыми  ассоциациями. Цветовые ассоциации можно  подразделить на несколько больших  групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения.
Физические ассоциации:
а) весовые (легкие, тяжелые, невесомые…)
б) температурные (теплые, ледяные, жгучие…)
в) фактурные (тихие, громкие, музыкальные…)
г) акустические (тихие, громкие, глухие, музыкальные…)
д) пространственные (выступающие, глубокие, поверхностные…)
Эмоциональные ассоциации:
а) позитивные (веселые, лирические, бодрые, приятные…)
б) негативные (грустные, веселые, скучные, сентиментальные…)
в) нейтральные (безразличные, спокойные, уравновешенные…)
Почти любое прилагательное нашей речи  соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о  чрезвычайной широте и универсальности  цветовых ассоциаций, об исключительно  важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет.
Путь образования  цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с  предметом или явлением, постоянно  окрашенным в данный цвет.
Различные цвета  обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий Миронова Л.Н. вводит понятие  качества ассоциаций. К качествам  могут быть отнесены:
а) однозначность  ощущения;
б) интенсивность  ощущения;
в) устойчивость в пределах большой группы людей.
Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных  свойств цветов, так и от свойств  воспринимающего субъекта.
К объективным  свойствам цвета относятся его  чистота, светлота (яркость), форма цветового  пятна, место и значение его  в  визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые  и индивидуальные. К первым отнесем  национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую  принадлежность. Ко вторым относятся  возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта [12].
Многочисленные  исследования (М.Сент-Джордж, Б.Райт, Л.Рейнватер, А.Купле, Р.Франсэ и др.), а также  высказывания  художников и поэтов позволяют сделать некоторые  выводы относительно связи объективных  свойств цвета с реакциями, которые  они вызывают.
    Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция.
    Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции.
    К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические.
    К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т.е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств.
    Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают яркие реакции. (Объясняется двойственностью их природы).
    Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зеленого связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций).
Перечисление  всех вероятных факторов, определяющих цветовые предпочтения людей, заняло бы достаточно много места. Часть из них связано с культурными  обычаями и традициями, цветовой символикой, другие с индивидуальными особенностями  человека, третьи — с характеристиками цветового раздражителя. Не исключено  выделение и другого рода подобных факторов. Так, например, Л.П. Урванцев (1981) [25] выделяет пять факторов: утомление и адаптация; размеры цветового образца; принцип аффективного контраста; фон, на котором предъявляется цветовой образец; насыщенность и яркость. Нетрудно заметить, что, по меньшей мере, три из пяти перечисленных факторов связаны с энергетическими свойствами цвета.
По  данным многомерного анализа цветовых предпочтений психически здоровых испытуемых, проведенного А.Н. Румянцевой (1986), их цветовые симпатии определялись, как минимум, двумя факторами: эмоциональной  оценкой цвета, как определенной «неразложимой» целостности и осознаваемой или неосознаваемой эмоциональной оценкой цветовых ассоциаций. Несмотря на несколько неудачную формулировку, выделенные А.Н. Румянцевой факторы также оказались связанными с двумя сторонами цветового воздействия — энергетической и информационной [5].
Авторами  цветового теста отношений (ЦТО) Е.Ф. Бажиным и А.М. Эткиндом (1984; 1985) [2] на основе экспериментальных данных, полученных при изучении эмоционально-личностного значения цветов с помощью методики личностного семантического дифференциала (ЛСД), делается вывод о возможности описания цветов в терминах семантического дифференциала Ч. Осгуда (1957). Каждый цвет (из 8-ми цветового варианта теста М. Люшера) имеет определенное сочетание оценок по факторам силы (Р) и активности (А), по которым его можно дифференцировать. Разброс значений факторов оказался для этого достаточным. В то же время, различия по фактору оценки (Е) были значительно меньшими.
Ч. Осгуд (1957) [16], изучая с помощью СД роль цвета в рекламной продукции, эмоциональном воздействии произведений искусства и архитектуры, выявил, что цветовой ряд, составленный на основе оценок цветов по фактору «А», практически, совпадает с последовательностью этих цветов в спектре: наиболее высокие оценки по фактору «А» отмечены у цветов красно-желтой части спектра, а наименьшие — у сине-зеленой. Оценки цветов по фактору «Р» оказались в прямой зависимости с таким параметром цвета как насыщенность. В нашем исследовании (1991) также подтверждена ведущая роль факторов «Р» и «А» семантического дифференциала Осгуда в организации семантического пространства цветовых стимулов у здоровых и психически больных испытуемых, а также выявлена зависимость между оценками цвета по данным факторам и его предпочитаем остью испытуемыми.
Результаты  данных экспериментальных работ  дают основание считать энергетический аспект цветового воздействия одним  из ведущих при формировании цветовых предпочтений. Тем самым, цветовые предпочтения человека могут отражать объективную  нужду его Центральной нервной  системы в энергетическом воздействии  цвета.
Было  выявлено, что показатель активации  ЦНС (уровень биоэлектрической активности — УБА) достоверно связан с предпочтением  определенных цветов теста М. Люшера. При активации НС наблюдалось  предпочтение фиолетового, красного и  желтого цветов, тогда как при  торможении, наоборот, эти цвета  отвергались. В целом, низкому УБА  соответствовало предпочтение цветов красно-желтой части спектра над  сине-зеленой, а для высокого УБА  наблюдалось обратное соотношение. Особенно выраженною эта тенденция  проявилась в диапазоне альфа  ритма. При этом отмечен тот факт, что испытуемые с низким УБА оценивают  свое состояние как более активное, бодрое, работоспособное, чем испытуемые с высоким показателем УБА. Отсюда можно сделать вывод, что предпочтение цветов красно-желтой части спектра отражает состояние повышенной активации Центральной нервной системы [5].
Подобный  вывод подтверждается результатами изучения цветовых симпатий различных  слоев и групп населения.
Клинические наблюдения цветового воздействия  на человека, а также данные психологии цвета позволяют дать цветам следующие  психофизические и психофизиологические характеристики: 
1. Красный — возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и ряда кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания (см. воздействие цвета на ВНС). 
2. Желтый — тонизирующий, бодрящий, согревающий, увеличивающий мышечную активность, стимулирующий деятельность ЦНС, оказывает лечебное воздействие при заболеваниях пищеварительного тракта, печени, почек, ревматизме и др.
3. Зеленый — уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает, снимает напряжение, облегчает невралгии и мигрени, используется при лечении астмы, ларингита и др. 
4. Синий — замедляет сердечную активность, действует седативно, успокаивающее действие может перейти в тормозящее, депрессию. Синие лучи применяют при лечении воспалительных заболеваний глаз, ветрянке, скарлатине и др.
С учетом этих данных, цветовые выборы взрослых можно рассматривать как отражение  превалирования потребности в стабильном, уравновешенном состоянии, сохранении достигнутого и даже релаксации над  потребностью в активности, росте  и развитии, которая доминирует у детей.
Л.Н. Миронова (1984) [12], анализируя различия в цветовых предпочтениях в зависимости от возраста и образовательного уровня, полагает, что простые, чистые, яркие цвета действуют на человека как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой — дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, открытые, простые и прямые натуры. Сложные, малонасыщенные, разбавленные оттенки действуют, скорее, успокаивающе, чем возбуждающе, вызывают более сложные ощущения, отражают потребности субъектов достаточно высокого культурного уровня и предпочитаются чаще людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, лицами с утомленной и тонко организованной нервной системой.
 
 
1.3. Связь цвета и жизнедеятельности человека
Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали  особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних  мифах, народных преданиях, сказках, различных  религиозных и мистических учениях. Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные  в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный — цвет Марса, синий — цвет Венеры, желтый — цвет Меркурия, зеленый — цвет Сатурна, пурпурный — цвет Юпитера, оранжевый — цвет Солнца, фиолетовый — цвет Луны. При этом краски символизировали  не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе  одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших  дней.
Древняя символика красок и их интерпретация  в различных культурах находит  свое подтверждение в современных  теориях взаимосвязи цвета и  эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей.
Сегодня символика цветов широко используется во многих областях знаний. Психологи  установили, что синий, золотой, белый, черный, красный — цвета, которые  можно использовать для отождествления товара с элитным сегментом, поскольку  это — «дорогие» цвета, испокон  веков отождествляющиеся с элитой общества. И действительно, в товарах  верхнего ценового диапазона очень  распространено сочетание синего или  черного с золотым. Черный цвет позволяет  эффектно выделить логотип (выполненный, например, золотом) или изображение  самого продукта. Это делается для  того, чтобы сконцентрировать внимание потребителя не на упаковке, а на самом продукте, показать его значимость и престижность. 
Если цвета премиум-сегмента должны ассоциироваться с уверенностью, солидностью, то соединение красного цвета с желтым, напротив, связано с ощущением радости, теплоты, веселья. Свои ассоциации есть у зеленого и голубого, которые считаются цветами майского утра. Их принято использовать для того, чтобы показать свежесть продукта. 
Существуют также цвета, которые категорически запрещено сочетать друг с другом, поскольку они вызывают негативные эмоции у потребителя. Например, соединение фиолетового с оранжевым говорит о безысходности, суициде. Тот же эффект вызывает надпись, написанная, например, белыми буквами на глухом черном фоне [26].
В настоящее время учеными делаются активные попытки использовать влияние  цвета на психофизиологию 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.