Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Эпоха камня и бронзы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План:
 
        Введение
        Казахстан в эпоху камня
2.1. Палеолит
2.2. Мезолит
2.3. Неолит
2.4. Энеолит
3. Казахстан в эпоху бронзы
3.1. Особенности эпохи  бронзы
3.2. Андроновская культура  эпохи бронзы
3.3. Хозяйство андроновцев
3.4. Общественный срой
3.5. Домашние промыслы
3.6. Народ, общество, обычай
3.7. Религия и искусство
4. Заключение
5. Список используемой литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Введение
Современные  представления  о  жизни  далеких  предков  основываются   на изучении  мест  стоянок,  пещер,  гротов,  где  сохранились  остатки   труда  человека — каменные орудия, отходы  при  их  изготовлении,  остатки  пищи кости животных. Немалое значение имеют и  этнографические  данные  из  жизни тех  народностей. Они  позволяют  лучше объяснить некоторые  стороны материальной  и  духовной  культуры  древнейшего человечества.  Но главную информацию все же дает наиболее  массовый  материал первобытного общества — каменные и металлические орудия труда.
   История человечества  делится на большие периоды,  связанные  с  развитием  той или иной  социально-экономической   формации.  В  археологии  разработана  своя периодизация, согласно которой  история человечества  делится   на  эпоху камня,  бронзы,  железа  и  средневековья. В  свою   очередь,   каждая   из перечисленных  эпох  подразделяется  на  периоды   и  культуры. В своей работе я раскрою периоды камня и бронзы в Казахстане.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Казахстан в эпоху камня
Каменный  век Казахстана делится на четыре периода — палеолит, мезолит, неолит и энеолит. Эпоха древнего каменного века — время становления человечества  и его хозяйства   характеризуется   низким   уровнем   производительных   сил.
Примитивная хозяйственная  деятельность заключалась в  использовании  готовых продуктов природы. Первобытный  человек собирал дикорастущие злаки,  плоды  и ягоды и охотился на  диких  животных.  Взаимоотношения  людей  строились  на экономическом  равенстве членов коллектива,  на  естественном  половозрастном разделении труда и были по своему характеру  коллективистскими. Общественная организация  людей в эпоху палеолита прошла сложный и длинный путь развития. Начальным ее этапом было первобытное  стадо - объединение  для совместной  защиты  и  нападения,  охоты,  собирательства. Это дородовое социальное образование отличалось  аморфностью,  неразвитостью  общественных отношений, отсутствием общинно-домашнего хозяйства, в то  же время ему была присуща некоторая упорядоченность брачных связей.
Первобытное стадо соответствует  двум наиболее ранним ступеням нижнего  палеолита — доашельскому и ашельскому периодам. В ашельское время постепенно вызревают предпосылки для нового социального организма первобытной общины. В эпоху мустье уже существует оседлость, естественное разделение труда по полу и возрасту, возникают начальные формы общины. Человеческий коллектив позднего палеолита в социальном отношении характеризуется новой гранью — сложением зрелых форм первобытно-родовой общины. Это качественный скачок, как полагают многие исследователи, совпал с трансформацией неандертальца в человека современного физического типа (Homo sapiens)
      Палеолит
Эпоха камня – самый  длительный период в истории человечества.
Древнекаменный  век (палеолит) – это борьба человека за существование, в которой выживал сильный. Образ жизни первобытного человека в Казахстане мало чем отличался от образа жизни в других странах Земли.
Эпоха палеолита было эпохой становления человека, его мышления, производственной деятельности и культуры.
В раннем палеолите природная  среда Казахстана, как и во всей Евразии, резко отличалась от современной. Горы были ниже (от 500 до 1000м), это позволяло теплым и влажным массам воздуха свободно проникать со стороны Индийского океана. Реки и озера были полноводнее.
Теплый влажный климат благоприятствовал богатой и  пышной растительности: дикий орешник, морковь, щавель, луковицы и клубники некоторых растений обеспечивали условия  для их существования. В долинах рек прирастали ива, ольха, вяз, дуб, липа и дикая яблоня. В верхнем палеолите человек собирал плоды различных растений: орехи, грибы, ягоды, дикие яблоки  и груши, боярышник, терн. В горах Тянь-Шаня росли хвойные и лиственные леса, в низинах расстилались влажные луга, а по соседству с ним – сухие степи и полупустыни. На месте современного хребта Каратау находились плоские возвышенности.
На склонах гор обитали  – мамонты и пещерные медведи, архары. В лесах и по берегам  водоемов – овернский мастодонт, южный слон, шерстистый носорог, бизон, благородные олени, дикие быки. На лугах и степях – табуны лошадей, маралы куланы, лисы. В засушливых полупустынях – верблюды и сайгаки.
Мамонт – наиболее распространенное животное палеолита. В 1910 году останки мамонта, найденного в вечной мерзлоте на севере Сибири, были привезены в Петербург. Длина мамонта с огромными спирально загнутыми бивнями – 4 метра. Вес мамонта – до 5 тонн, вес костей (без бивней) – 1500 килограммов. Шкура, снятая с мамонта, заняла 30кв.м.
Последние мамонты жили 11-12  тыс. лет назад.
 
 
Сам палеолит делится на три периода:
      Ранний палеолит (2 млн.лет – 140 тыс.до н.э.)
      Средний палеолит (140 – 40 тыс.до н.э.)
      Поздний  палеолит (40 – 12 тыс. до н.э.)
а. Ранний палеолит. Ранний палеолит делится на три крупные эпохи: олдувайскую (2,6 млн лет — 700 тыс. лет назад), ашельскую (700 тыс. — 150—120 тыс. лет назад) и мустьерскую (150—120 тыс. — 35—30 тыс. лет назад).
Первые следы человека на территории Казахстана относится  к раннему палеолиту.
Древние люди селились под  каменными навесами, в гротах, пещерах. Наиболее благоприятными местами для  расселения человека были районы хребта Каратау в Южном Казахстане. В 1958 году археологическая экспедиция Х.Алпысбаева раскопало здесь серию стоянок раннего палеолита – Танирказган, Бориказган, Шабакты. Стены и потолки пещер были покрыты копотью, это говорит, что древние обитатели Каратау уже были знакомы с огнем.
Древние люди жили стадами. Сообща легче было охотиться, легче  противостоять опасности и силам  природы. Основное занятие древних  людей – собирательство и охота. Древние люди на территории Казахстана эпохи раннего палеолита были современниками питекантропов и  синантропов.
В течение всего каменного  века главенствующая роль в изготовлении орудий труда принадлежала камню. И  потому на стоянках мы находим в  большинстве своем изделия из них, за исключением неолитических, где встречаются орудия из кости  животных. Человек хорошо знал свойства камня. Чаще всего выбор материала зависел от назначения орудий. В зависимости от формы и характерных типов каменные изделия подразделяются на рубила, скребла, остроконечники, отбойники, сверла, ножи, проколки и так далее.
К числу самых древних  орудий труда относятся массивные прямоугольные кремневые отщепы, найденные у пос. Конырдек в толще сцементированных конгломератов, слагающих нижнечетвертичную, самую высокую надпойменную террасу р. Арыстанды на юго-западных склонах хребта Каратау. Эти древнейшие орудия так называемого клектонского типа отличаются от более поздних непропорционально большим ударным бугорком, занимающим более половины площади всего отщепа. Вместе с ними находились большие кремневые заготовки, желваки-нуклеусы, от которых были отбиты эти отщепы. В нижнем палеолите для раскалывания камня человек использовал другой  камень, просто ударял их друг о друга. Такая техника получила название техники оббивки или галечной культуры, поскольку сырьевым материалом в большинстве случаев служила обыкновенная речная галька. Позже появились отбойники, которые позволяли добиться лучших результатов. Зачастую они цилиндрической или круглой формы с многочисленными следами вмятин и забитостей. Сырьем для изготовления орудий служила галька. При обработке орудий целенаправленные удары наносились с двух сторон камня и таким образом получали извилистый рабочий край. Полученные орудия использовались впоследствии как рубящие.
Первые орудия были универсальными. Первое грубое рубящее орудие труда  – чоппер, в Южном Казахстане – чоплинг.
Ручное рубило (чоппер) – основной вид орудия раннего палеолита. Они имеют крупную симметричную, копьевидную или миндалевидную формы. Длина – 10-20 см, вес от 05 до 20 кг. Острые их края, для увеличения прочности, подправляли рядом мелких ударов. Такая обработка называется ретушью.
б. Средний палеолит. Средний палеолит был более высоким этапом развития человека и его культуры.
Расселение древних людей  среднего палеолита – от района хребта Каратау на юге до верховьев  Ишима на севере, от среднего течения  реки Сарысу на западе до верховьев  Иртыша на востоке. Люди этой эпохи  жили большими общинами. Появляется начальная  форма матриархальной родовой общины.
Основные занятия –  охота и собирательство. Применение загонной охоты на крупных животных – мамонтов, бизонов, козлов, пещерных медведей требовало участие в ней большего количества охотников.
Древние люди эпохи среднего палеолита были современниками неандертальцев.
В эту эпоху появились  зачатки культа умерших как первых религиозных верований, произошли  сдвиги в мышлении и мировоззрении  человека, возникли представления о  различиях между жизнью и смертью.
Совершенствование орудия труда: получает распространение прием изготовления орудий из дисковидных нуклеусов. Пластины с таких нуклеусов получались посредством сколов, направленных от краев к центру. Ведущий тип орудий – резцы. Основной материал – поделочный камень халцедон.
в. Поздний  палеолит. Поздний палеолит охватывает время от 35—30 тыс. лет до 12—10           тыс.лет назад. Это время широкого расселения человека по всем климатическим зонам земли, формирования рас и расовых групп, появление человека современного физического типа – «человека-разумного» (человек-кроманьонец)
Люди жили в построенных  жилищах, которые различались в  зависимости от климата, строительных материалов, навыков людей.
Существует непосредственная связь между появлением человека разумного и дальнейшим развитием  материальной и духовной культуры человеческого  общества эпохи позднего палеолита. Это явление непосредственно  связано с прогрессивным развитием  общественных отношений, процессом  формирования родовой общины, возникновением рода как первой специфической формы  общественной организации человеческого  коллектива. Предполагают, что родовая  организация была повсюду матрилинейной  и матрилокальной, а женщина занимала главенствующее положение в общине. Материнский род, таким образом, представлял собой экзогамную группу людей, объединенных узами кровного родства между собой и общим происхождением по материнской линии. Высокое положение женщин в общественной жизни определялось также спецификой общинного домашнего хозяйства, ролью женщины в семье как продолжательницы рода. Мировоззрение человека эпохи позднего палеолита усложнилось. Получил распространение культ охотничьей магии, в основе которого лежала вера в получение власти над животным через овладение его образом-символом. Представления о душе и загробной жизни человека как продолжении земного существования вели к появлению сложных обрядных церемоний. Тело умершего посыпали красной охрой, грудь украшали ожерельями из просверленных раковин и клыков хищника, ноги — браслетами из бивней мамонта, одежду расшивали гирляндами бус. Обнаружены обломки костей животных: носорога, бизона, пещерного льва и другое. Характер орудий позволяет датировать стоянку верхним палеолитом. В верхнем палеолите обработка каменных орудий была более сложной: скалывались тонкие пластины с нуклеусов, которые предназначались в большинстве для вкладыша в костяные и деревянные оправы, а затем использовались как ножи и скребки. Широкое применение получила и отжимная техника, позволявшая получать орудия с тонким лезвием, например, наконечники копий дротиков.
2.2. Мезолит.
Мезолит - 12-5 тыс. лет до н.э (от греч. – средний и камень). Мезолит – своеобразный мостик между древнекаменным веком и ново-каменным веком.
В мезолите человек освоил огромные пространства благодаря передвижению вслед за животными, совершенствовал  орудия труда и оружие для охоты, занимался обработкой кости, из шкур животных изготовляли примитивную  одежду.
Древние люди Казахстана в  основном расселились в северном и центральном Казахстане – в  долинах рек Иртыша, Ишима, Тобола, Тургая и Урала.
Изобретение лука и стрел. Простые луки изготовлялись из одного куска дерева, а сложные луки из нескольких кусков дерева, обложенных пластинами из костей. Стрелы изготовляли  из дерева, тростника с каменными  и костяными наконечниками. Стрелы с наконечниками в виде шарика, использовались для охоты на мелкого  пушного зверя, чтобы не испортить  мех. Также использовались отравленные  и зажигательные стрелы. Дальность боя лука составила 80-100 м., а тяжелого сложного лука – до 450м. Скорострельность у хорошего стрелка составляла до 20 выстрелов в минуту.
Изобретение бумеранга –  серповидного изделия из дерева с  дальностью полета 100 м. сохранились  до наших дней у аборигенов Австралии.
Широкое развитие получило рыболовство. Появляется лодка и  рыболовная снасть.
Изменение вкладышевые орудия, у которых основа сделана из дерева, а в нее вставлялись каменные пластины.
2.4. Неолит
Начало периода выпадает на V тыс. до н. э. Это время расцвета техники в обработке камня. Происходит все большая специализация в производстве орудий труда. Наряду с совершенствованием техники отжимной ретуши появились новые технологические приемы обработки камня: шлифование, сверление, пиление, использовались все труднообрабатываемые породы камня, изготавливались каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты.
Важнейшей чертой эпохи является зарождение скотоводства и земледелия так называемого производящего хозяйства, пришедшего на смену присвоению  готовых продуктов природы,- собирательству и охоте. Возникновение новых видов хозяйства имело огромное значение для развития человеческого общества, расширило область трудовой деятельности человека. Вся дальнейшая многотысячная история экономической деятельности человека есть в значительной степени история развития, совершенствования двух этих форм хозяйства. Уровень развития производительных сил, достигнутый первобытным населением в эпоху неолита, обусловил появление и других культурно-бытовых новшеств. У древнего населения Казахстана возникают зачатки горного дела и ткачества, ему известна уже керамическая посуда.
В социальном отношении эпоха  неолита была временем родовых общин, господства коллективного труда  и общей собственности на средства производства. Вместе с тем это  было время более высоких форм организации общества: образования  племен или племенных объединений. Племена состояли из нескольких (большего или меньшего числа) родовых общин, объединенных кровнородственными узами  и однородным характером хозяйства.
Неолитические стоянки по характеру расположения на местности  делятся на четыре типа: родниковые, речные, озерные и пещерные. Как  правило, на стоянках речного и озерного типов содержится значительное количество находок, что свидетельствует о  постоянном или продолжительном  пребывании здесь человека.
Основной инвентарь таких  стоянок — ножевидные пластины и изделия на них. Наиболее распространены на территории Казахстана родниковые стойбища, чаще всего временные, сезонные местопребывания бродячих охотников. На всех стоянках найдены каменные орудия из местных материалов: наконечники стрел и копий, топоры, долота, ножи, скребки. Разнообразие сырья способствовало развитию разных технических приемов его обработки и их совершенствованию. Объектом охоты были куланы, медведи, олени, джейраны. косули, кабаны, лошади, волки, быки. кеклики. фазаны, черепахи.
Каменная индустрия характеризуется  заготовками в виде пластин средних  размеров и микропластин, обломков пластин и отщепов. Большинство фрагментов керамики без орнамента, только некоторые имеют вдавленные горизонтальные линии, от которых идут вниз прямые или вертикальные линии.
На территории Казахстана обнаружено несколько неолитических  погребений, в основном в Северном Казахстане. Ни одно из захоронений  не имеет внешних признаков на поверхности. Во всех могилах вместе с костями лежали наконечники  стрел, что указывает не только на то, что наши предки занимались охотой, но и на то, что они вступали в  частые военные конфликты. В погребениях  мало керамики, а в некоторых ее нет вовсе. Тесные культурно-хозяйственные  связи того времени, существовавшие в пределах мира охотников и рыболовов, ярко отразились в археологических  материалах.
2.4. Энеолит
Энеолит - медно-каменный век, эпоха открытия первого металла – меди. Внедрения в жизни людей металла, в частности медных орудий.
В Северном Казахстане в  энеолите появляется памятники Ботайской культуры – Ботай, Красный Яр, Бестамак, Соленое озеро и др. Первые памятники Ботайской культуры были обнаружены археологической экспедицией В.В.Зайберта.
Особенности эпохи энеолита:
      Значительная оседлость, обусловленная производящими формами хозяйство, как скотоводство и земледелие и развитыми домашними промыслами;
      В домостроительстве преобладали капитальные полуземляночные многоугольные или округлые помещения с коническим деревянным шатровым перекрытием;
      Орудия труда: кремневая индустрия отщеповая. Ведущие типы – наконечники копий, дротики, стрелы, крупные ножи, скобели, скребки.;
      Для керамики характерна полуяйцевидная форма тулова с открытой горловиной. Орнамент наносился сплошь по всей поверхности или зонами гребенчатой, веревочной, рее ямочной техникой;
      Распространение коневодства и культ огня;
      Погребения в пределах поселения, захоронения коллективные и одиночные;
      Антропологический тип – протоевропеоидный.
 
 
     Казахстан в эпоху бронзы
3.1 Особенности эпохи бронзы.
 
В бронзовом веке (нач. ІІ тыс. до н.э.) возникает и развивается металлургия меди и бронзы, то есть была изобретена технология получения бронзы – сплава меди и олова. Поэтому эта эпоха получила название – бронзовый век.
 
       Эпоха бронзы делится на три периода:
 
1) Ранняя бронза – ХVІІІ  – ХVІ вв. до н.э.
 
2) Средняя бронза –  ХV – ХІІІ вв. до н.э.
 
3) Поздняя бронза –  ХІІ – VІІІ вв. до н.э.
 
В бронзовом веке архаические  формы хозяйства и быта эпохи  неолита сменяются скотоводством  и земледелием; временные стойбища бродячих охотников – постоянными, с элементами благоустройства. В начале 2-го тыс. до н.э. у степных племен Казахстана формируется комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. Эпоха бронзы является временем развития скотоводчества как формы хозяйства, развивается и мотыжное земледелие, применяются новые орудия труда в земледелии. В середине 2-го тыс. до н.э. в степной зоне Евразии выделяются пастушеские племена.
В конце 2-го - нач. 1-го тыс. до н.э. (период поздней бронзы) большинство населения степных районов Казахстана, переходит к новой форме хозяйства – кочевому скотоводству. Выделение скотоводов из остальной массы племен явилось первым крупным общественным разделением труда.
В середине 2-го тыс. до н.э. племена, населявшие современный Казахстан, овладели производством бронзовых изделий. Развивалось горное дело. Обнаружено более 100 поселений и 150 могильников эпохи бронзы. Найдены литейные мастерские, совершенствовалось изготовление изделий из сплавов различных металлов: орудий труда (ножи, серпы, косы, топоры), оружия (кинжалы, наконечники копий и стрел), украшений (бляхи, браслеты, бусы, гривны).
Древние мастера эпохи  бронзы хорошо владели техникой литья, чеканки, тиснения, шлифования, пиления  и полировки. Для растирания зерна  продолжали применяться каменные орудия (зернотерки, ступки, песты). Развивалось  производство изделий из других материалов (рога, кости, кремния), изготовлялись  керамика, ткани, изделия из кожи и  шерсти.
Происходит изменение  в общественном отношении. Быстрое  развитие скотоводства и металлургии  требовало главным образом мужского труда, что привело к усилению роли мужчины в обществе, к смене  материнского рода отцовским. Складывается патриархально-родовой строй. Происходило  накопление продуктов труда, развивался обмен, что влекло за собой зарождение имущественного неравенства, семейной собственности, вело к разложению первобытнообщинного  строя. В религиозных верованиях существовал культ огня, культ  предков, зарождались космогонические  культы.
3.2  Андроновская культура эпохи бронзы
В раннем (ХVІІІ-ХVІ вв. до н.э.) и среднем (ХV-ХІІ вв. до н.э.) периодах бронзового века Казахстан населяли племена андроновской культуры, охватывающие, помимо Казахстана, Сибирь, Приуарлье и Среднюю Азию. Андроновская культура – одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии. Андроновская культура – условное название для целого ряда культур, носители которых родственны по историческим судьбам, развитию.
В 1914 году экспедиция Б.Г.Андрианова раскопала первый памятник Андроновской культуры у села Андронова, под г.Ачинском в Южной Сибири, поэтому эта культура получила название Андроновской. Археологические памятники Андроновской культуры свидетельствуют о том, что племена, принадлежавшие к ней, вели оседлый образ жизни, жилища строили в поймах рек. Патриархальные семьи селились в больших землянках, полуземлянках, к которым примыкали различного рода хозяйственной постройки, занимались разведением скота, обработкой посевов. Для Андроновской культуры характерно наличие металлических (чаще бронзовых) орудий труда, оружия, предметов украшения (из золота, бронзы, меди), керамических изделий, украшенных геометрическим орнаментом.
Начиная с ХІІ в.до н.э. (третий период ХІІ – ХІІІ вв.) андроновская культура сменяется кочевыми культурными общностями поздней бронзы: срубной – в Западном Казахстане и            Бегазы – Дандыбаевской – в Центральном Казахстане, названной по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в Северном Прибалхашье. В Северном Казахстане известны памятники ранней бронзы в районе Петропавловска. Особенности Бегазы-Дандыбаевской культуры:
1) Хозяйственная жизнь  была основана на кочевом скотоводстве;
2) Строительство особого  типа надгробных сооружений;
3) Своеобразный погребальный  обряд; 
4) Появление новых форм  глиняной посуды;
5) Наличие большого количества  шахт по добыче меди.
 
 
3.3  Хозяйство андроновцев
Большинство андроновских поселений  располагалось на берегах маленьких  степных рек или ручьев, стекавших  с гор. Рядом с ними в поймах рек находились поля и огороды. При  раскопках поселений были найдены  горшки с остатками пригоревшей  каши из проса. На всех поселениях обычными находками были зернотерки, прямоугольные  и круглые песты для дробления  и растирания зерна на муку, серпы, каменные мотыги. Более  существенную роль играло в жизни андроновцев скотоводство. Животные давали пищу, шерсть, кожи, кость для поделок, топливо в виде кизяка. Основной пищей андроновцев было молоко. Из него изготавливали творог и сыр, о чем свидетельствуют находки сосудов с дырочками для отцеживания сыворотки. Мясо было деликатесом, его ели в праздничные дни, приносили и в жертву богам. Основными животными были овцы, коровы, лошади. В пищу в основном шли молодые животные, в возрасте двух-трех лет, породистых особей оставляли на племя. Такая система позволяла поддерживать численность скота и его высокую продуктивность.
Андроновцы были прекрасными скотоводами. Они первыми в мировой практике ввели стойловое содержание скота зимой. В морозное время молодняк помещали в отапливаемое жилище, отгораживая специальный отсек. К домам пристраивались загоны. Андроновцы разводили двугорбых верблюдов-бактрианов. Их кости найдены на поселениях и в могильниках. Изображения верблюдов наносились на скалы.
Можно утверждать, что в  период ранней и средней бронзы, то есть до начала I тыс. до н. э., андроновцы были оседлыми; вели смешанное хозяйство, занимались земледелием и скотоводством. Последнее было придомным. При такой форме животноводства пастбища быстро скудели. Для сохранения продуктивности скотоводства и увеличения стада нужны были новые формы содержания животных. У андроновцев  был полукочевой тип скотоводства, когда женщины и дети жили в селе, занимаясь земледелием, а мужчины и подростки вместе со стадом весной и летом уходили на дальние пастбища, а поздней осенью возвращались домой.
3.4  Общественный строй
В эпоху бронзы произошли  заметные изменения в организации  общественной жизни. Материнский род  сменился отцовским. Первобытнообщинные отношения постепенно разлагалась, усиливалась имущественная дифференциация. Об этом свидетельствуют погребения андроновцев, одни из которых были сооружены в виде больших курганов, где вместе с покойным находились богатое оружие, украшения. Но были и бедные погребения, в которые помещали глиняные горшки, скромные украшения, части жертвенных животных. К началу 1 тыс. до н.э. родовая община андроновцев разложилась, в результате были выделены три сословные группы: военная аристократия, жрецы и родовые общинники.
Войны, как средство обогащения, становится обычным делом, поэтому  из среды общинников выделяется военная  аристократия войны-колесничие. В особую группу выделяются жрецы. Жрецы были распорядителями культовых обрядов, хранителями древних традиций и  знаний, их отличительным признаком  были деревянная чаша и особая шапка. Таким образом, в обществе появились  группы населения, не занятые в производстве непосредственно. Регулирование отношений  в обществе происходило через  народное собрание. Оно решало все  дела, избирало старейшин рода, строго следило за соблюдением родовых  обычаев и традиций. Племенная  верхушка сосредотачивает в своих  руках власть и контроль за избыточным продуктом, что приводит к возникновению имущественного неравенства в обществе. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном. Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь. У них существовал культ предков, появился обычай поминок, ритуал жертвоприношения. Главным жертвенником являлся конь. Возник обычай запрета – «табу». Были достаточно развиты религиозные представления.
 
3.5  Домашние промыслы
В андроновской семье делали все необходимое для жизни: пряли, ткали, выделывали кожу, шили одежду, обувь, расшивая узорами из цветных нитей, украшая аппликацией и бисером. Нитки для ткани пряли из шерсти животных и пуха. Использовались конопля, дикий лен, крапива. Уже были известны ткацкий станок и веретено. Судя по находкам в погребениях, андроновцы носили кожаную обувь без каблуков, которая сшивалась сухожилиями животных. Одежду изготавливали из шерстяных тканей, застегивая на костяные пуговицы. Одежда женщины состояла из длинного, ниже колен, шерстяного платья с длинными рукавами. Юбка спереди расшивалась полосами белых пастовых бусинок. Разрез одежды вокруг шеи украшался стеклянным бисером, на грудь нашивали круглые бляхи. Ткани окрашивались в ярко-красные и фиолетовые цвета. В ушах женщины носили бронзовые серьги и серьги в виде колец, обтянутых листовым золотом, шею украшали бронзовые гривны, иногда с надетыми на них круглыми золотыми колечками. На руках носили браслеты и перстни. В качестве оберегов от злых сил и женщины и мужчины носили клыки диких животных, раковины, привезенные с берегов дальних морей. Мужчины были вооружены луками и стрелами с бронзовыми наконечниками листовидной формы. В ближнем бою использовались копья с бронзовыми же наконечниками, бронзовые топоры, кинжалы, каменные булавы.
3.6  Народ, общество, обычаи
Изучение поселений и  могильников эпохи бронзы, наблюдения за жизнью народов, стоявших на приблизительно одинаковом развитии, а также сопоставление  андроновцев с конкретным народом, этносом, позволяют восстановить их жизненные обычаи. Как уже отмечалось, андроновцы жили в больших домах большой семейной общиной, когда вместе жили и вели общее хозяйство несколько поколений родственников. Из материалов поселений не видно сколько-нибудь заметного социального и имущественного неравенства, однако, исследования кладбищ позволили установить разницу в степени богатства и положения человека в обществе. Уже в эпоху ранней бронзы в общей массе захоронений выделились погребения с большей, чем у других, величиной и глубиной могилы, сложными деревянными конструкциями, большим количеством поставленных в могилу горшков с пищей. В этих же могилах найдены остатки колесниц и захоронений коней, а при погребенных бронзовые ножи, бронзовые и каменные наконечники стрел, каменные булавы. Такая же картина прослеживается в эпоху средней и поздней бронзы. Судя по большой разнице в устройстве курганов и могил, вещам, туда помещаемым, андроновское общество не было однородным. Люди знатные и богатые занимали привилегированное положение. После их смерти за заслуги перед обществом сородичи возводили особое, отличное от друтих, могильное сооружение, не считаясь с затратами и трудом.
Можно с уверенностью сказать, что в богатых андроновских погребениях  были похоронены воины, которые в  то время выделились в особую группу в обществе. Следовательно, у андроновцев уже на раннем этапе их истории произошло расслоение общества — из массы рядовых его членов выделились «цари» — правители и воины — кшатрии. Их жены, члены семьи тоже занимали в обществе привилегированное положение, видимо, им принадлежат богатые захоронения с золотыми изделиями. В источниках говорится еще об одном сословии — жрецах. Их отличительным признаком были деревянная чаша и особая шапка. Они были распорядителями не только культовых обрядов, но и хранителями древних традиций и знаний.
3.7 Религия и искусство
Смысл и многие детали религиозных  представлений андроновцев, культовых обрядов, различных ритуалов, объясняются с помощью сопоставления археологических данных и сведений, почерпнутых из древнеиндийских и древнеиранских религиозных сочинений. Все погребенные в могилах ориентированы головой на запад, или юго-запад. Труп в могилу андроновцы клали в скорченном виде. В древней литературе сказано, что земля покоит умершего, как мать сына, и что в будущем он возродится к новой жизни.  Поэтому можно предположить, что скорченная поза покойника в могиле — это поза младенца в утробе матери-земли. А чтобы придать покойнику эту позу, его связывали. Наряду с захоронениями покойников андроновцы использовали кремацию — сожжение трупов, связанное с культом огня. Многочисленные обряды и ритуалы сопровождали и повседневную жизнь андроновцев, наполняя реальный мир их жизни богами, предками, героями. С жертвоприношения начиналось и строительство дома. В жертву приносили сосуды с молоком, быка или барана. Мясо съедали, молоко выпивали, а горшки и кости закапывали на месте будущего жилища — возле очага, под опорным столбом или под порогом. Особым почтением пользовался домашний очаг, считавшийся семейной святыней. Разрушение очага было самым страшным поступком. Очагу приносили жертвы, вокруг него обводили пришедшую в дом невесту, обносили перед похоронами умершего. Золу из очага запрещалось выбрасывать на ветер, поэтому рядом с жилищем устраивались специальные зольники.
Религия во многом определила и развитие искусства. Так, каменные фигурки богов делались с большим  реализмом и художественным вкусом. Своеобразны наскальные рисунки  эпохи бронзы: на покрытых черной глиняной корочкой гладких поверхностях скал древние люди кусками твердого камня  выбивали изображения животных, солнцеликих людей, колесниц, сцены сражений. Это ценнейший источник информации о духовной культуре человека, его мировоззрении. Люди бронзового века находились на мифологической стадии мышления. Для древних жизнь представляла смену повторяющихся циклов природы — весеннее равноденствие, пахота, осенний сбор урожая, окот скота, зима и затем вновь весенняя пахота, весенний приход теплого солнца. Чтобы не нарушить гармонию, каждое из таких событий следовало сопровождать жертвоприношениями богам, молитвами и особыми обрядами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Заключение
В заключение хочется заметить, что в период первобытнообщинного  строя, человек ведя суровую и напряженную борьбу с природой, создавал новые, все более тщательно отделанные орудия труда из камня, а потом, после открытия металла, стал изготовлять металлические орудия. От простого собирания готовых продуктов природы и примитивной охоты человек перешел к скотоводству и земледелию. От первоначального стадного состояния человечество прошло такие стадии: материнский род, отцовский род, образование племен и выделение отдельных семей. Усовершенствование орудий труда, а так же способы добывания огня и приручение животных, все это осуществлялось в процессе повсе
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.