Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Мифология

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
Слово "мифология" происходит от греч. mifos - предание, сказание и logos - слово, учение.  Это тип общественного сознания, способ понимания мира, характерные для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира. В мифологии древней Греции мы находим сведения о происхождении мира и богов. “Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и.богиня Земли - Гея... Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь - Эрос. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру и стали сменять друг друга ночь и день”.
Мифы - это древние сказания разных народов о богах и героях. Они различны. Это индийская легенда “Рамаяна” о приключениях Рамы и о любви Рамы и Ситы. Древнегреческое, гомеровское сказание “Илиада” и “Одиссея” о троянской войне и путешествиях Одиссея. Есть ли в них что-то общее? Да, это тема единства человека и космоса, человека и богов; поиски разгадок тайн жизни, ее происхождения; поиски ответов на затаенные вопросы об устройстве мира и назначении человека. Вот, скажем, миф Древней Греции “Нарцисс”. О чем он? О прекрасном и гордом герое - Нарциссе, который не любил никого, кроме одного себя, лишь себя считал достойным любви. В лесу он слушал свой голос, отзывавшийся эхом. В лесном озере с любовью рассматривал свое отражение. Настолько Нарцисс был поражен собственным отражением, что не ел и не пил, а только глядел. Глядел до тех пор, пока он не упал, обессиленный, на прибрежную траву и умер. А на том месте, где склонилась на траву голова Нарцисса, вырос белый душистый цветок смерти, нарциссом зовут его. Так боги наказали юношу. Нам же от той легенды осталось название - нарциссизм. Оно  довольно  известно и в психологии, и в философии  и служит для обозначения самовлюбленности.
Миф - это наиболее раннее проявление духовной культуры человечества. В нем отражена мудрость различных народов. В мифе многие природные явления приобретали человеческий облик. Поэтому миф сродни детской сказке. В самом деле, это детство человечества в причудливой форме постигало мир. Народный эпос, сказки, мифы и легенды, былины и сказания вошли в гуманитарную культуру разных народов - в литературу, искусство, музыку. Мифы использовали в своих произведениях Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Пушкин, П. Чайковский. В мифах отражены важнейшие мировоззренческие вопросы: о происхождении мира, человека, о жизни и смерти, о судьбе, добре и зле. Другие формы мировоззрения - религия и философия - унаследовали от мифологии те же вопросы, хотя и искали ответы другими путями.
Диалектика (греч.?????????? — искусство спорить, вести рассуждение) логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления.
В письменах праславянской цивилизации диалектика - Дивалетико – двоелётно – действовать и мыслить противоположными категориями, диалектически.
Чтобы понять суть диалектики нужно рассмотреть  историю ее развития от древнегреческих  философов до Маркса и Энгельса.
Родоначальниками  диалектики можно  считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, Канта и др. Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму.
Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания. Маркс и Энгельс рассмотрели законы диалектики Гегеля через призму материального мира.
Также в диалектике сформировалось понятие  диалектической триады. Тезис – антитезис  – синтез.
Тезис — это некая идея, теория или движение. Тезис, скорее всего, вызовет противоположение, оппозицию, поскольку, как и большинство вещей в этом мире, он, вероятно, будет небесспорен, то есть не лишен слабых мест.
Противоположная ему идея (или движение) называется антитезисом, так как она направлена против первого — тезиса.
Борьба  между тезисом  и антитезисом  продолжается до тех  пор, пока не находится  такое решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить их достоинства и избежать недостатков. Это решение, которое является третьим диалектическим шагом, называется синтезом.
Однажды достигнутый, синтез, в свою очередь, может  стать первой ступенью новой диалектической триады и действительно  становится ею, если оказывается односторонним  или неудовлетворительным по какой-то другой причине. Ведь в последнем  случае снова возникнет оппозиция, а значит, синтез можно будет рассматривать как новый тезис, который породил новый антитезис. Таким образом, диалектическая триада возобновится на более высоком уровне; она может подняться и на третий уровень, когда достигнут второй синтез.
Также необходимо отметить, что вместо использования  терминов тезис, антитезис и синтез, диалектики часто описывают диалектическую триаду с помощью терминов «отрицание (тезиса)» — взамен «антитезиса» и «отрицание отрицания» — взамен «синтеза».
В качестве примера использования диалектического метода можно привести цитату из работы Гегеля:
Звук  есть смена специфической  внеположности материальных частей и ее отрицания, — он есть только абстрактная или, так сказать, только идеальная идеальность этой специфичности. Но тем самым эта смена сама непосредственно является отрицанием материального специфического устойчивого существования; это отрицание есть, таким образом, реальная идеальность удельного веса и сцепления, то есть теплота.
Примечание. Нагревание звучащих тел — звучащих как от удара, так и от трения друг о друга — есть проявление теплоты, возникающей согласно понятию вместе со звуком
Благодаря диалектической логике в философии появились  законы, имеющие объективное  и онтологическое значение, описывающие  сущностные основы мира, его первоначала, в их движении и развитии. Данные законы основаны на научном мировоззрении и не затрагивают те области, на которые претендуют религиозное или мистическое мировоззрения.
 
 
 


Мифологическое  мировоззрение
Мировоззрение - система представлений, понятий, взглядов об окружающем мире. Это ядро самосознания личности. Выступает как целостное понимание людьми мира, самих себя и своего места в мире.
В мировоззрении  выделяют 2 уровня:
1) рационально-теоретический, 
2) жизненно-практический.
Философия относится  к рационально-теоретическому уровню. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень  может формироваться стихийно под  влиянием традиций, обычаев, индивидуального  жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.
Мировоззрение включает 3 компонента:
    Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения)
    Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на уровне рационально-теоретического уровня представлено научными идеями)
    Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания). Мироотношение - совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам. 
Каждому обществу и эпохе присуще свое мировоззрение. Оно исторически конкретно. Мировоззрение  каждой эпохи реализуется во множестве  групповых и индивидуальных вариант. 
Мифологическое  мировоззрение.
Мифология - комплекс мифов, в которых излагается представление о возникновении и устройстве мира, человека. Миф - первая форма культурной деятельности человека. Космогонические мифы - о происхождении вселенной. Космологические мифы - устройстве вселенной. Мифы - это своеобразное выражение и хранение исторической памяти.
Мифологическое  мировоззрение - это такая система  взглядов на мир и место человека в нем, которая основана не на теоретических  доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях.
Характеристика  мифологического сознания:
    синкретичность (слитность, нерасчлененность). В любом мифе сосуществуют объективные знания о мире, зачатки религиозных верований, искусства.
    нечувствительность к противоречиям. Основа мифа - человеческая фантазия.
    нет причинно-следственных связей между предметами и явлениями.
В мифологическом сознании присутствуют:
а) метаморфоза 
б) ассоциации (дыхание <=> душа, сон <=> смерть)
в) телеологичность (связь не от причины к следствию, а от цели к причине)
г) символичность (оперирование не понятиями, а конкретными  символами)
д) коллективность (миф - это всегда продукт коллективного сознания)
е) авторитарность (мифы не оставляют возможности для  личного проявления индивида и не допускают критики своих положений).
В отличие от мифа философия предлагает иные способы  решения мировоззренческих проблем:
1. вместо образа - рациональные понятия 
2. философия  несинкретична (четкое противопоставление  субъекта и объекта) 
3. в философии  есть причинно-следственные связи.
Миф является наиболее ранним типом и формой сознания и отображения в нем окружающего  мира. Особенности мифологического  мировоззрения состоят в том, что сам по себе миф, представляет собой наиболее раннюю историческую форму осознания окружающей действительности индивидом. В мифе собраны воедино и причудливым образом переплетены между собой начальные знания человека, нормы регуляции индивидуального и общественного мышления и поведения, а также художественно-эстетические критерии, эмоциональные оформления и критерии оценки человеческой деятельности.
Мифология, по мнению ряда ученых, предстает перед  современным человеком, не просто как  некий вариант устного творчества, источником которого является человеческое воображение. Мифология также имеет  под собой мотив не только простого удовлетворения человеческого любопытства и поиска ответов на животрепещущие вопросы бытия. Мифологическое мировоззрение выступает как целостный механизм социальной регуляции общества, причем объективный механизм, так как на некотором этапе своего развития, общество начинает особенно сильно испытывать потребность в таком регуляторе. В этом качестве мифологическое мировоззрение проявляет себя как способ сохранения природной и человеческой гармонии и психологического единства людей.
Специфика мифологического мировоззрения  в этом смысле, состоит в том, что  оно генерируется и воссоздается в новых поколениях не рациональной логикой и историческим опытом предшествующих поколений, а обрывочными картинами  мира, носящими сугубо индивидуальный и образный характер. В рамках такой картины, природа, общественные явления отражаются и мотивируются к такому отражению лишь в той степени, насколько возникает потребность у самих людей в этом отражении.
Мифологическое  мировоззрение на этом этапе становления общества характеризуется преимущественно игнорированием причинно-следственных методов описания действительности, в результате чего картина мира предстает только в ее пространственно-временном оформлении (например, в нереальных сроках жизни людей, их перерождении и воскрешении в другом качестве и т.д.).
Главным в мифологическом сознании выступает  образ, чем, собственно, и отличается мифология от философии, где преобладает  уже рациональное мышление. Тем не менее, миф преподносит мир человеку не просто в виде сказки, а таким, где непререкаемо присутствует некий высший авторитет. Этот фактор впоследствии и становится базисом формирования «чистых» религий, отличающих себя от мифологии.
Мифологическое  мировоззрение обладает еще одной  особенностью – в мифе всегда есть присутствие нерасчлененного представления между природной субстанцией и самим человеком. Социальная значимость этого единства находит свое воплощение в принципах коллективизма, утверждающих, что все в этом мире подвластно, если проблема решается коллективно.
Исходя  их указанных особенностей, можно  утверждать, что главная функция  мифологического сознания и мировоззрения  не лежит в плоскости познавательной деятельности, она – сугубо практична, и основная ее цель состоит в укреплении монолитности общества или его части. Миф, в отличие от философии, не порождает вопросов и проблем и не требует от индивида осмысленно-сознательного отношения к окружающему.
Но  по мере накопления практических знаний, возникает объективная потребность  их систематизации уже на уровне рациональной деятельности, а, следовательно, и теоретической. Поэтому, мифологическое сознание сначала «растворяется» в религиозном, а затем уступает приоритет философскому, оставаясь, тем не менее, в сознании каждого человека в виде психических представлений обыденного уровня.
 


Основные  законы диалектики
Закон единства и борьбы противоположностей (закон  противоречия)
«Движение и развитие в природе, обществе и мышлении обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешение возникающих противоречий между ними через борьбу»
Закон единства и борьбы противоположностей — всеобщий закон действительности и её познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, «стороны» и т. п., которые находятся в неразрывном единстве, взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, то есть взаимопроникают.
При раскрытии этого закона, Энгельс подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность.
Другой стороной диалектических противоположностей является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимном отрицании. Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый.
Единство и борьбы противоположностей можно проиллюстрировать в биологической эволюции: путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни.
Марксистское учение об общественном развитии построено на применении данного закона, на исследовании противоречий общества, оно обосновывает тезис о борьбе классов как движущей силе развития классового общества и делает из него свои выводы.
Всякий общественный строй есть закономерный результат развертывания и разрешения путем социальной революции противоречий предшествовавшего ему общественного строя. Противоречия и формы их разрешения многообразны. Марксизм утверждает, что социализм тоже развивается путем противоречий, но они носят специфический характер (антагонистические и неантагонистические противоречия). Категория диалектического противоречия имеет важное методологическое значение и для современного естествознания, которое все чаще сталкивается с противоречивой природой объектов.
Гегель  при характеристике действия этого закона оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия.
Тождество – категория выражающая равенство объекта  самому себе или нескольких объектов друг другу.
Различие  – это категория, выражающая отношение  неравенства объекта  самому себе или объектов друг другу.
Противоположности – это категория, отражающая взаимоотношения  таких сторон объекта  или объектов друг с другом, которые  коренным образом отличаются друг от друга.
Противоречие– это процесс взаимопроникновения  и взаимоотрицания  противоположностей.
Категория противоречия является центральной в данном законе. При раскрытии действия этого закона, Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями. Он доказывал, что истинные действительные противоположности постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, что они представляют собой движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты. Неразрывная взаимосвязь и взаимопроникновение противоположностей выражаются в том, что каждая из них, в качестве своей противоположности, имеет не просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как таковая лишь постольку, поскольку существует эта ее противоположность. Взаимопроникновение противоположностей Гегель показывал на примере таких явлений как магнетизм и электричество. «Северный полюс в магните, - писал он, - не может быть без южного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другой южный. Точно также и в электричестве положительное и отрицательное электричество не суть два различных, отдельно существующих флюида».
Гегель  подчеркивал, что  противоположности  в любой форме  их конкретного  единства находятся в состоянии непрерывного движения и такого взаимодействия между собой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимопроникающих противоположностей, взаимопредполагающих одна другую и в то же время борющихся, отрицающих друг друга. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель называл противоречиями.
Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой развития мира. Развитие представляет собой процесс  становления, обострения и разрешения противоречий.
Диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в движении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие — значит понять, как оно развивается и разрешается. Разрешение его отнюдь не сводится к простому устранению путаных формально-логических противоречий в рассуждении. Адекватно сформулировать диалектическое противоречие внутри теории можно лишь в творческом процессе восхождения от абстрактного к конкретному (Абстрактное и конкретное). Поэтому развернутое изложение теории не может быть втиснуто в рамки единственной «непротиворечивой системы». Процесс развития осуществляется через столкновение как внутренних, так и внешних противоположностей. Диалектика рассматривает внешние противоположности не как изначально различные сущности, а как результат раздвоения единого, в конечном счете как производные от внутренних.
Диалектический подход помог установить, что эволюция происходит на всех уровнях материи, включая неживую природу. При этом современные разработки принципа борьбы противоположностей показали универсальность движущих сил эволюции. Как упоминалось выше, движущей силой биологической эволюции является борьба противоположностей: наследственности и изменчивости. Аналогичные противоположности реализуются и на других уровнях эволюции, поэтому содержание этих понятий было существенно расширено.
Изменчивость обеспечивает многообразие, она реализуется через случайность в условиях неопределённости. Это турбулентность и броуновское движение (в неживой природе), мутации (в биологии), конфликты (в обществе). Наследственность обусловливает способность сохранять свои особенности, зависимость будущего от прошлого. Таким образом, речь идёт о постижении общего характера движущих сил (противоположностей) на всех уровнях эволюции, от элементарных частиц до общества, включая технику и культуру.
Закон взаимного перехода количественных изменений  в качественные
«Развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что неизбежно приводит к нарушению его меры (стабильного состояния) и скачкообразному превращению в качественно новый предмет»
Еще в древнегреческие философы обратили внимание на то, что незначительные, до поры до времени, остающиеся незаметными изменения того или иного предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма заметным. Скажем, убавление числа песчинок в куче песка или волос на голове человека рано или поздно приводит к тому, что куча песка исчезает, а человек становится лысым. Причем граница перехода одного состояния в другое здесь размыта, неуловима, в других же случаях она прочерчивается резко.
Такого рода жизненных, практических, а затем и научных примеров можно привести великое множество. По крупицам накапливаются, а со временем становятся весьма заметными спортивное и профессиональное мастерство, образованность и мудрость. Незаметно подкрадывается к человеку старость. Коварна граница перехода от случайных, разовых употреблений алкоголя или наркотика к алкоголизму, наркомании. Постепенно суммируются многие вредные воздействия производства на окружающую среду. Начинаясь с безобидных доз, загрязнение воздуха, водоемов, нарастая, достигает со временем катастрофического уровня. Нагревание или охлаждение тел до определённой температуры меняет их агрегатные состояния.
Гегель увидел в таких изменениях не просто любопытные случаи, а всеобщую закономерность, получившую название закона перехода количественных изменений в качественные. В марксистской философии этот закон получил научно-материалистическое осмысление и был применен для объяснения всевозможных явлений в природе и обществе.
Качество и свойства
Мир многообразен. Он предстает перед человеком не скоплением одинаковых предметов, а как множество предметов, явлений, процессов, наделенных различными свойствами. Каждый предмет обладает не каким-то одним, а целым рядом свойств и потому имеет не одну, а множество разнообразных характеристик.
Свойства бывают существенные и несущественные. Скажем, с деловой точки зрения существенны не цвет глаз, рост человека, стиль его одежды; важно, какой он специалист, высок или низок уровень его профессионализма. Предметы, по тем или иным причинам утратившие существенные свойства, не просто переходят в новое состояние, но становятся другими предметами. Например, потерпевший аварию самолет перестает быть машиной, превращается в металлолом.
Различают также специфические и неспецифические свойства. Определенное значение атомного веса специфично для данного химического элемента, вес же вообще - общая характеристика любых материальных тел, находящихся в поле тяготения. Специфические свойства, присущие данному явлению, характерные для него, часто называют признаками или симптомами. Они позволяют обнаруживать тот или иной предмет среди многих других, не обладающих такими признаками (отпечатки пальцев в ситуации преступления, характерная для данного заболевания сыпь и др.).
Некоторые свойства предмета могут видоизменяться, их можно приобретать и утрачивать. Однако есть также неотъемлемые свойства. В философии их называют атрибутами. Так, предметы немыслимы без характеристик пространства, времени, движения. Для человеческой личности атрибутивным свойством является, в частности, память. Человек, утративший память, теряет вместе с нею человеческий облик.
Различаются также актуальные и потенциальные свойства. Первые уже реализованы и наблюдаются в данное время. Вторые (их называют диспозиционными) носят как бы скрытый характер и развертываются, выявляются постепенно при различных взаимодействиях данного предмета с другими. Такие свойства, как электропроводность, растворимость, человеческая отзывчивость и др., проявляются именно таким образом.
Предметы - это не механический набор или простая сумма свойств, но их взаимосвязь, единство. Вот почему познание предметов требует усилия мысли - синтеза их многообразных проявлений. Устойчивая совокупность свойств предмета выражается в философии понятием качество. А множественность различных предметов характеризуется как качественное многообразие. Свойства обнаруживаются как проявления тех или иных черт, сторон предметов в их отношениях с другими предметами. Каждый предмет многогранен. Он может поворачиваться к другим предметам и к людям разными сторонами, входить в различные связи с другими предметами, по-разному использоваться в человеческой практике.
Сходства и различия свойств определяют существование качественно однотипных и разнотипных групп предметов, явлений, процессов. Под качеством понимают целостную, интегральную характеристику предмета (единства его свойств) в системе его связей и отношений с другими предметами.
Люди телесно (а не только мысленно, духовно) включены в сложные взаимодействия предметов, участвуют в них. Они имеют возможность судить о свойствах, качествах вещей по тому, как они представлены в их опыте. Кант называл это "явлениями" - в отличие от характеристик "вещей самих по себе". Приходится признать, что все свойства вещей познаются нами в форме субъективных образов объективного мира". Но человеческий опыт заключает в себе реальные возможности нарастания объективных знаний о мире, о различных свойствах и качественном многообразии предметов. Такая возможность обеспечивается многократными контактами с предметами, притом каждый раз в иных условиях, на другой основе. Делу помогают также различные процедуры перекрестных практических проверок получаемых знаний, их историческое накопление, суммирование усилий множества людей.
Понятие качества выражает специфику, своеобразие больших и малых групп предметов. Оно помогает уяснению качественных границ между природой и обществом, живой и неживой природой, твердыми телами, жидкостями и газами, растительным и животным миром и т.д. Установление качественных границ лежит в основе классификаций минералов, растений, животных, технических устройств, профессий, наций и народностей. Вместе с тем качественное многообразие мира не является застывшим. Оно весьма подвижно. Чем же определяются качественные характеристики предметов, явлений, процессов? Для ответа на этот вопрос необходимо понятие качества соотнести с противоположным ему понятием количества.
Понятие о качестве и количестве
Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.
Количество - характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.
Вокруг нас очень много самых различных предметов и явлений, причем все они постоянно движутся и изменяются. Но, несмотря на это, мы не путает эти предметы, а различаем и определяем их. А каждый из них отличается от других своеобразными, только ему присущими особенностями и свойствами.
Возьмем, например, такой металл, как золото. Оно обладает характерным желтым цветом, тягучестью и ковкостью, имеет определенную плотность и теплоемкость, температуру плавления и кипения. Золото не растворяется ни в щелочах, ни в целом ряде кислот, химически оно малоактивно, на воздухе не окисляется. Все это, вместе взятое, и отличает золото от других металлов.
Все то, что делает предмет именно данным, а не другим предметом, что отличает его от бесчисленного множества других, и есть его качество.
Качеством обладают все предметы и явления. Это и позволяет нам определять и различать их. Чем отличается, например, живое от неживого? Способностью вступать в обмен с окружающей средой, целесообразно отвечать на внешние воздействия, размножаться. Эти и некоторые другие черты и являются его качеством.
Качественно различаются и общественные явления. Так, капитализм отличает от феодализма господство товарного производства, наличие капиталистической собственности, наемного труда и другие признаки.
Качество проявляется и в свойствах. Свойство характеризует вещь с какой-либо одной стороны, тогда как качество дает представление о предмете в целом. Желтый цвет, ковкость, тягучесть и другие признаки золота, взятые в отдельности, являются его свойствами, а эти же свойства в их совокупности - его качеством.
Кроме определенного качества каждый предмет обладает и количеством. В отличие от качества количество характеризует предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих ему свойств, а также его величины, объема и т.п. как правило, количество выражается числом. Численное выражение имеют размеры, вес, объем предметов, интенсивность присущих им цветов, издаваемых ими звуков и т.д.
Количественная характеристика присуща и общественным явлениям. Каждый общественно-экономический строй обладает соответствующим уровнем, степенью развития производства. Государство располагает определенными производственными мощностями, людскими, сырьевыми и энергетическими ресурсами.
Количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета. Но между ними имеются и серьезные различия. Изменение качества приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет; изменение же количества в известных пределах не приводит к заметному преобразованию предмета.
Единство количества и качества называется мерой. Мера - это своего рода граница, рамки, в которых предмет остается самим собой. "Нарушение" меры, этого определенного сочетания количественной и качественной сторон, приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет. Так, мерой для ртути в жидком состоянии является температура от -39 гр. до +357 гр. При температуре -39 гр. ртуть затвердевает, а при +357 гр. начинает кипеть, переходит в парообразное состояние.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.