Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Песочная терапия

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство  по образованию
«Государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования»
Челябинский государственный  педагогический университет
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
 
 
 
 
Контрольная работа
по дисциплине:
 ПСИХОТЕРАПИЯ
Тема: « песочная терапия»
 
 
 
                                             Выполнил:
 студент группы № 521
                                факультета РИПОДО
  Семенова С.П.
                                  Проверил:
к.п.н.
доцент кафедры
прикладной психологии
ЮУРГУ
Чулкова
Мария Александровна
 
 
 
 
Челябинск,  2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
 

ВВЕДЕНИЕ
Психотерапия, психологическая помощь, направленная на разрешение эмоциональных проблем и основанное преимущественно на беседе специалиста-психотерапевта с лицом, ищущим помощи. К психотерапевту обращаются люди как с относительно несложными жизненными проблемами, так и с серьезными психическими заболеваниями, например шизофренией; чаще всего они ищут помощи при тяжелых эмоциональных стрессах.
У психотерапии могут быть весьма специфичные цели, например преодоление фобии, или более  широкая задача – помочь человеку изменить собственную личность, стать более доверчивым, общительным, способным к созданию стабильных эмоциональных или сексуальных отношений.
Сердечный разговор между  двумя людьми во многих отношениях схож с психотерапией. Однако последняя предполагает наличие того, кто ищет помощи, и подготовленного терапевта, руководствующегося определенными теоретическими принципами. Усилия психотерапевта оплачиваются; кроме того, он руководствуется этическими ограничениями, обязывающими его сохранять конфиденциальность информации.(2,стр.22-24)
Детская психотерапия в широком смысле слова включает профессиональное вмешательство, направленное на разрешение или предупреждение психологических проблем у детей.
Исследования показывают, что психологические нарушения выявляются у 14–20% детей, т.е. у каждого пятого или седьмого ребенка. Эти показатели варьируют в зависимости от пола, возраста, этнического происхождения и места проживания. Например, у детей 6–11 лет поведенческие проблемы отмечаются чаще, чем в других возрастных группах.(6,стр.119-121)     
Психологические нарушения у детей и подростков - самый  распространенный вид нервно-психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозы в аффективно-заостренной форме отражают многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего "я", оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Первоначально психологические нарушения представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом впервые годы его жизни. Не меньшую патогенную роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей. Оба родителя испытывают много личных проблем, нередко сами больны неврозом и придерживаются догматически воспринятых или исходящих из прошлого травмирующего опыта взглядов на воспитание без учета индивидуального своеобразия и возрастных потребностей детей. Все это дает основание рассматривать невротическое, психогенное по своему происхождению заболевание ребенка как своего рода клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихся нередко еще в прародительской семье. (6,стр.45-46) 
Проблему  детской психотерапии рассматривали  Басин Ф.В., Буянов М.И., Вольперт И.Е., Захаров А. И., Иогихес М.И., Липгарт  Н.К., Личко А.Е., Певзнер М.С., Рожков В.С.(5,стр.38-42)
 И на нынешнем этапе жизни  человечества, в наше стремительное  время, когда родителям не хватает  времени , чтоб уделить своему  ребенку достаточно внимания, тема  детской психотерапии как никогда  актуальна и важна.    
 
 

1.1 Что же такое детская психотерапия
Детская психотерапия – это вид психологической помощи детям и подросткам для решения самых разнообразных проблем, которые могут беспокоить как самих детей, так и их родителей.(5,стр.5)  
Причиной обращения  могут быть:
-   нарушения эмоционального состояния ребенка – частые изменения настроения, высокая тревожность, страхи, заикания, тики, энурез, нарушения сна;
-   нарушения поведения – агрессивность, непослушание, истерики;
-   проблемы обучения;
-   трудности в общении со сверстниками;
-   конфликтные отношения в семье, развод, потеря близких.
Первые встречи являются диагностическими и, как правило, проводятся совместно с родителями. После  чего, с родителями обсуждается форма  дальнейшей работы с ребенком. Это  могут быть индивидуальные занятия  с ребенком, совместные встречи с родителями, посещение детских или подростковых психотерапевтических групп.
Вне зависимости от предложенной формы работы, фокус в детской  психотерапии всегда направлен на ребенка  с учетом его индивидуальных способностей и особенностей его психики. 
Особенность детской психотерапии:
это сотрудничество и  параллельная консультативная работа с родителями. 
Цель детской психотерапии:
-   помочь ребенку справиться с эмоциональным дискомфортом, обрести веру в себя и свои силы, овладеть чувством контроля и стать более ответственным, полагаясь на себя, научиться понимать себя и других;
-   помочь родителям лучше понимать своего ребенка, его потребности и желания.
Психологические расстройства у детей выявляют различными методами, в том числе с помощью разнообразных тестов, специально организованных бесед (интервью) и путем наблюдения за поведением ребенка. Важными источниками информации являются родители и учителя. К наиболее распространенным расстройствам детского возраста относятся гиперактивность с синдромом дефицита внимания, поведенческое (кондуктивное) расстройство, оппозиционное расстройство (непослушание, негативизм, провокационное поведение), состояние чрезвычайной тревожности, страх разлуки (расставания с матерью или кем-то из близких), депрессия и расстройства обучения (включающие необучаемость, задержку психического развития, аутизм и другие синдромы). Кроме того, психотерапевтическая помощь бывает нужна детям, даже если у них нет психологических нарушений, – например, в ситуациях, когда ребенок оказывается жертвой сексуальных домогательств, развода или пренебрежения родителей ребенком.(6,стр.82-85)
В отличие от взрослых, которые обычно сами обращаются за помощью, ребенка чаще всего отправляют к психотерапевту родители или учителя. Во многих случаях обращение к детскому психотерапевту связано с тем, что ребенок чем-то серьезно огорчает взрослых, нарушает правила поведения или плохо контактирует со сверстниками. У большинства таких детей обнаруживаются поведенческие проблемы либо импульсивность, невнимательность и другие проявления синдрома дефицита внимания . Подобные расстройства поведения ребенка тяжело сказываются на его ближайшем окружении. Напротив, дети с тревожными и депрессивными расстройствами страдают в первую очередь сами и зачастую не знают, каким образом привлечь внимание тех, кто может им помочь.
Специалистам, занимающимся детской психотерапией, необходимо хорошее знание нормального  хода психического развития. Многие из тех детских проблем, которые  считаются расстройствами, обнаруживаются и у детей безо всяких отклонений. Разница может заключаться в степени выраженности проблемы, сопутствующих обстоятельствах или соответствии конкретного эмоционального состояния или поведения данной стадии развития. Уровень социальной адаптации ребенка должен оцениваться с учетом поведенческих вариаций в рамках нормального развития. Например, детские страхи в раннем детстве и в более поздние периоды различаются по своей природе, и наличие тех или иные страхов нормально для определенного возраста. Не менее важны и особенности семьи ребенка, в ряде случаев помощь требуется скорее родителям.(6,стр.90-92)
Детская психотерапия проводится различными методами, но, как  правило, предполагает установление межличностного контакта, доверительных отношений  и вербального общения с ребенком, а также наличие определенного теоретического подхода, которым психотерапевт руководствуется в своей работе. Используются беседы, игра, ролевые игры, вознаграждение за хорошие поступки, обсуждение положительных примеров поведения, а также вспомогательные средства - настольные игры, учебные пособия, игрушки. Все внимание психотерапевта обычно сосредоточено на том, что ребенок чувствует, что думает и как действует. Применяемые в детской психотерапии подходы различаются как по типу проблем, на которые она направлена, так и по объему самой психотерапевтической помощи; основные из них - психодинамическая терапия, поведенческая и когнитивно-поведенческая терапия и семейная психотерапия. Психодинамическая терапия, ориентированная на разрешение бессознательных конфликтов, появилась одной из первых. Поскольку возможности вербальной терапии в случае маленького ребенка весьма ограничены, развитие получили игровые формы воздействия. Игровая психотерапия освобождает сдерживаемые эмоции и позволяет ребенку выразить чувства, которые иначе остались бы скрытыми. Предлагая малышу рисовать, играть в игрушки или сочинять истории, психотерапевт проникает в его мир, прилагая все усилия к раскрытию внутреннего конфликта, вызывающего поведенческие или эмоциональные нарушения. Поведенческая психотерапия детей ставит своей целью научить ребенка адаптивным способам поведения. Для этого психотерапевт обеспечивает ребенку возможность освоить новые образцы поведения и попрактиковаться в них, а также старается ободрить ребенка и вознаградить его за желательное поведение. Данный подход ориентирован на процесс деятельности ребенка, в ходе которой ему стараются привить новые навыки, побороть страхи, снять депрессию или облегчить социальные взаимодействия. Например, боязнь говорить на людях можно преодолеть, если подготовить ребенка к речевому общению и дать ему возможность попрактиковаться. Психотерапевт должен наблюдать за действиями ребенка и обеспечивать обратную связь, оценивая их результаты и вознаграждая за успехи. Когнитивно-поведенческая психотерапия направлена на формирование адаптивного поведения и использует подкрепление вознаграждением, как это характерно и для собственно поведенческой терапии, однако учитывает также когнитивные процессы, т.е. особенности восприятия и мышления данного ребенка. Другими словами, внимание уделяется тому, как ребенок воспринимает и перерабатывает получаемую в ходе психотерапии информацию. Когнитивно-поведенческий подход ориентирован на процесс научения, психологическую подготовку ребенка к различным непредвиденным обстоятельствам и на подбор примеров поведения, которым он мог бы следовать; одновременно этот подход предполагает наблюдение за тем, как ребенок осмысливает то, чему его учат. Семейный подход в психотерапии может использовать любую из перечисленных стратегий, но он сосредоточен на семье как едином целом, а не только на ребенке. При этом ребенок рассматривается как продукт всей системы взаимоотношений в семье, и именно с ней связывается возникновение и развитие дезадаптации ребенка. Лечение, таким образом, предполагает взаимодействие со всеми членами семьи. Когда нужна психотерапия? Здесь нет каких-либо жестких правил, за исключением того, что решение должно приниматься в интересах ребенка. Как уже упоминалось, многие эмоциональные и поведенческие трудности, которые отмечаются в детстве и юности, составлюет часть нормального развития и не требуют терапевтического вмешательства, если возникают не слишком часто или не слишком выражены в определенный момент развития ребенка. Лишь когда выраженность психологических и поведенческих проблем переходит границы нормы, можно думать, что они являются дезадаптирующими, т.е. влекут за собой нежелательные для ребенка последствия. Например, если у десятилетнего ребенка нет друзей, он не разговаривает по телефону, боится спать в комнате один и часто отказывается идти в школу, тогда поведение ребенка можно считать дезадаптивным; именно в таких случаях и показана психотерапия. Решение о том, нужна ли ребенку психотерапевтическая помощь, обычно принимается совместно - родителями, психотерапевтом и ребенком. Когда какие-либо факты узнаются из таких источников, как школа или другие члены семьи, учителей и родственников тоже стоит привлечь к обсуждению этого вопроса. Иногда именно неумение родителей обращаться с ребенком, их личные психологические проблемы или проблемы семейных отношений приводят к возникновению у ребенка серьезных трудностей. Обращение к различным источникам информации помогает определить, требуется ли лечение, и выбрать правильный психотерапевтический подход.(5,стр32-41)
Посещения ребенком психотерапевта сами по себе еще не обеспечивают желаемого результата. Необходимо, чтобы ребенку было, комфортно с психотерапевтом и чтобы он активно участвовал в процессе лечения. Многие психотерапевты утверждают, что вовлеченность ребенка в психотерапевтический процесс - залог улучшения его состояния. Характер психотерапевтической помощи зависит от возникшего у ребенка нарушения. Поведенческое расстройство и отклоняющееся (связанное с преступностью) поведение лучше всего поддаются воздействию индивидуальной, и семейной психотерапии. В этом случае индивидуальная терапия прививает новые поведенческие навыки, а изменение окружающей среды достигается за счет работы со всей семьей. В другой ситуации ребенку могут назначить еженедельные индивидуальные психотерапевтические сеансы, а иногда бывает достаточно участия в специальных школьных программах. Некоторым детям требуется госпитализация, и в этом случае психотерапия проводится в стенах лечебного заведения. Длительность терапии варьирует. Например, поведенческая или когнитивно-поведенческая психотерапия занимает несколько месяцев, тогда как психодинамическая терапия длится дольше, зачастую несколько лет. Различные исследования подтверждают эффективность как поведенческой психотерапии, так и ее сочетания с психотерапией когнитивной направленности. Установлено также, что подавляющее большинство детей, нуждающихся в психотерапии, чувствуют себя значительно лучше после окончания лечения.
 

1.2 Метод песочная терапия

Началом использования  подноса с песком в психологической  практике принято считать конец 1920-х годов.
При работе с детьми игрушки  и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты.
Разработанная К.Юнгом  техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».(10,стр.112)
Автор метода песочной терапии, швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф, считает что «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».(10,стр.184-186)
Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента.(6,стр.210)
Эти образы проявляются  в символической форме в процессе создания творческого продукта –  композиции из фигурок, построений на подносе с песком.
Метод базируется на сочетании  невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). Песочная терапия одинаково успешно применяется как при работе с детьми, так и при работе со взрослыми.
В Швеции Шарлотта Бюлер разработала «тест мира»,  который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии.(4, интернет)
Идея использования  песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована  Маргарет Ловенфельд в 1930 годах. М.Ловенфельд назвала свою методику – техника «построения мира». Техника «построения мира» была взята из «теста мира».(1,стр.54)
В 1950-х годах юнгианский психоаналитик Дора Кальфф, изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию», ставшую в впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Д.Кальфф вначале использовала песочную терапию с детьми, а затем и с взрослыми людьми.(2,стр106-107)
Д.Кальфф положила в основу своего подхода к песочной терапии теорию К.Г. Юнга.
Сегодня метод песочной терапии используют в арт-терапии, гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой и семейной терапии, в детском психоанализе.
Песочная терапия – это дополнение к другим видам терапии: визуализации, психодрамы, работы с телом и движением, гипноз и т.д.
Юнгианская песочная психотерапия предполагает использование подноса с песком стандартного размера и большого количества миниатюрных предметов.
Отличие арт-терапевтической практики работы с песочницей от традиционного варианта юнгианской песочной терапии "заключается также в возможности использования фокусирующих техник, связанных с работой на выбранные клиентом темы. Они могут быть связаны с запросом или актуальной проблемой клиента".(1,стр. 203-205) 
 
 
Существенное отличие от традиционного варианта юнгианской песочной терапии заключается в использовании интерактивных игр и упражнений.
Применение фокусирующих техник, связанных с песочной терапией на определенную тему и нередко бывает обусловлено неуверенностью и повышенной тревожностью клиента. В условиях краткосрочной терапии, специалист иногда может применять тематический подход.
Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.(1,стр.138-141)
Основная задача песочной терапии - соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.
Возможности песочной терапии
Данный метод позволяет:
    Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне.
    Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения.
    Изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.
    Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения.
    Служит дополнением к другим методам психотерапевтической работы.
Психотерапевтическая  работа  позволяют психологу решать следующие задачи:
    Диагностические:
    Коррекционные;
    Терапевтические;
    Творческого развития.
Модификации песочной терапии  могут использоваться в работе педагогов, дефектологов, социальных работников, обученных этому методу.
Показания к песочной терапии
Песочная терапия используется не с первой встречи, за исключением, когда клиент специально направлен для процедуры песочной терапии.
Рекомендуется предлагать песочную терапию в случае, если клиент:
    Неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает;
    Ограничен в проявлении своих чувств;
    Переживает экзистенциальный или возрастной кризис;
    Имеет психологическую травму;
    Имеет проблемы в принятии решения.
Противопоказания к  использованию песочной терапии
Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:
    Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
    Эпилепсия или шизофрения.
    Клиент с очень высоким уровнем тревожности.
    Клиент с неврозом навязчивых состояний.
    Аллергия на пыль и мелкие частицы.
    Легочные заболевания.
    Кожные заболевания и порезы на руках.
Песок для песочницы
В песочнице можно использовать кварцевый песок  маркировки "кварцевый песок 0,1-03". Это достаточно мелкие частицы. Более подходящий песок для песочной терапии песок для шиншиллы.(7, стр 45-51)
Для мелкого песка  можно иметь пуливизатор с  водой, чтобы орошать песок.
Кроме этого можно  использовать речной песок с более  крупными частицами. Песок бывает разного  оттенка - от светлого до темного.
Песок может быть цветным. В работе с клиентами желательно иметь песок различной окраски. В работе используется как сухой  так и мокрый песок. Для этого необходимо иметь емкость с водой. Выбор с каким песком работать всегда остается за клиентом.
В отдельных случаях  для работы с песком можно использовать также и ватман, у которого загибаются края и он превращается в импровизированное корыто.  Еще один вариант для создания песочных картин - использование  специального экрана с подсветкой.  В первом и во втором случае  достаточно использовать один килограмм  сухого песка.
При работе с детьми при создании волшебных картин на ватмане, как вариант, можно использовать не только песок, но и фасоль, горох, манку и другую крупу. Грунтовые цветные камни для аквариума. Это позволяет детям развивать творческие способности. Картины делаются быстро. Их можно мгновенно менять, что очень нравится детям и создает эффект волшебства. Символизм ландшафта песочной картины:
Ландшафт в песочном пространстве символизирует карту клиента. Это  могут быть горы, равнины, реки, моря и океаны, дороги, леса и т.д.
Ландшафт покажет, какой путь выстроил себе человек, как он будет его проходить.(7,стр45-51)
В песочной терапии при  работе с клиентом можно использовать сказки, легенды, мифы, притчи. Данный дидактический  материал подбирается в зависимости  от проблемы клиента. Сюжет должен быть понятен клиенту не зависимо от возрастной группы - ребенок это или взрослый человек. В коллекции терапевта должно быть несколько заготовок притч, метафор, сказок. В ходе работы их можно соединять в одну единую метафору. Одна метафора может плавно переходить в другую.(3,стр 74)
 

1.3 Сэндплэй - песочная терапия

Метод песочной терапии - представляет собой одну из необыкновенно действенных техник аналитического процесса во время которого  ребенок или взрослый строит собственный мир из песка, воды и миниатюрных фигурок. По К.Г.Юнгу, психика обладает собственной глубокой мудростью и потенциалом к исцелению и трансформации, собственной системой самосохранения, неким психическим иммунитетом. Для появления психического иммунитета необходимы определенные условия. Этими условиями является создание надежного и безопасного пространства, где возможно почувствовать подвижность и изменчивость психического содержания. Это становится возможным благодаря созданию и фиксации образов в  песочной терапии Sandplay.( 4, интернет http://krugosvet.ru/) 
Основной набор для  сендплэй состоит из невысокого прямоугольного поддона 28,5 дюймов на 19,5 дюймов и 3 дюймов глубиной наполовину заполненный песком. Внутри поддон выстлан металлическим листом или твердым пластиком и выкрашен в голубой цвет.
Сгребая песок на дне в сторону  можно представить себе голубое  дно водоемом — рекой,
озером, океаном. Металическое или  пластиковое дно поддона водонепроницаемо и поэтому можно использовать воду для формирования из песка фигур и форм.
Сотни миниатюрных фигурок и  маленьких предметов стоят на полках и могут быть использованны  в построении картины на песке.
Фигурки включают:
    реалистичные изображения домашних и диких животных
    рыбы
    птицы
    ракушки и поделочные материалы
    машины, поезда, корабли и самолеты
    мосты
    строения, дома
    строительные материалы
    деревья и цветы
    человеческие фигурки (взрослые и дети разных национальностей и рас,
разных профессий и.т.д. : фермеры, рабочие, рыцари, солдаты, африканцы, эскимосы, азиаты и т.д.)
Вкратце коллекция фигурок включает весь спектр символических объектов необходимый для создания мира. Фигурки  должны быть хорошего качества, чтобы стимулировать в пациенте творческую и эстетическая чувствительность.(10,стр 142)
Никаких инструкций давать не надо. Пациенту предлагается просто создать в поддоне  с песком что он пожелает. Пациент  может выбрать создать ландшафт или другую какую-нибудь картину  или решить вылепить скульптуру или  просто играть с песком.
Используя поддон с песком пациент свободен воплощать свои фантазии, выводить наружу и делать ощутимым трехмерным свой внутренний мир.
Терапевт спокойно наблюдает  на небольшом расстоянии, фиксирует  реакции, поведение пациента, развитие картины и зарисовывает его набросок , чтобы индентифицировать объекты на картине в дальнейшем. Пациент может говорить а может молчать. Он может быть совершенно спокоен или спонтанно говорить о своей картине, рассказывать ее историю, давать объяснения того, что он делает или раскрывать персональное значение объектов. Часто что-то на картине заставляет пациента проговаривать прошлый опыт или настоящие проблемы. Иногда, после реакции на картину, пациент может решить изменить ее, что он свободен сделать.(10,стр.144)
Когда это случается, можно увидеть что произошло  продвижение в терапии только за счет того, что пациент создал картину и отреагировал на нее.
Просто взаимодействие с песком похоже дает хороший эффект. Глубоко интровертные и особенно напряженные пациенты расслабляются. Гиперактивные или истеричные успокаиваются. Как будто прикасание к осязаемой трехмерной реальности несет успокаивающий эффект сам по себе. Особенно это эффективно спациентами,которые стремятся пере-вербализовать, рационализировать или интеллектуализировать. Конечно, это также эффективно и по отношению к противоположному типу пациентов, которым трудно вербализировать самим.(11,стр.62-63)
Те, кто интуитивен, находят преимущество в конкретности процесса, который помогает им «заземлиться». Терапевт слушает, наблюдает и выражает себя эмпатически и познавательно с как можно меньшей вербализацией. После того как картина завершена, терапевт может попросить рассказать историю о картине. Терапевт может спрашивать релевантные вопросы или давать возможность пациенту комментировать и находить ассоциации, связанные с картиной.
Отталкиваясь от тех  комментариев и ассоциаций относительно картины, которые идут от пациента, терапевт отдельно проясняет смысл картины в рамках юнгианской символики и архитипического понимания. Терапевт пока ничего не объясняет, не настаивает на ассоциациях и не противостоит ни в чем пациенту. Интерпретации могут нести ценные суждения или быть выведены. Цель сэндплэй — предложить действительно свободную игру в безопасном окружении, которое не ограничено правилами. Игра в песке предлагает возможность быть и действовать без обязательств. Заставлять находить ассоциации значит побуждать мозговую деятельность, которая нежелательна здесь, разве что только очень спонтанная.(11,стр.68-69)
Заставлять находить ассоциации означает вербальное обсуждение и ожидание ответа от терапевта.
Я делаю иногда редкие исключения этой практике. Если пациенту не нравится сэндплей и он скептичен в отношении песочной терапии, я могу прокомментировать предыдущие картины, чтобы убедить его в том, что картины фактически передают его невысказанные чуства плюс другую очень полезную информацию. Есть еще исключения, такие как, например, определенная тема требует немедленного разрешения или пациент обеспокоен и нуждается в подтверждении когнитивного понимания.
Терапевт, конечно, свободен использовать любые идеи, которые  он извлек из процесса песочной терапии  в вербальном анализе. В действительности, реакция пациента на введение этих идей помогает проверить валидность «прочтения» психологом песочной картины.
Песочная картина никогда  не разбирается в присутствии  пациента. Когда пациент уходит, его картина остается нетронутой и ментальный отпечаток остается, откуда что-то новое может возникнуть. Совсем нередко пациенты сообщают, что унося с собой изображение песочной картины, они чуствуют себя как бы утешенными. Иногда они меняют изображение в соем внутреннем видении. Иногда они планируют следущую картину, опираясь на последнюю. Разрушить песочную картину в присутствии пациента будет обесцениванием цельного созданного, разрыванием связи между пациентом и его внутренним Я , а также ожесточением отношения с терапевтом.(11,82-84)
После ухода пациента песочная картина фотографируется. После серии сессий, когда Эго  пациента становится достаточно сильным, чтобы интегрировать материал правильно, или по обоюдному согласию, терапевт предлагает пациенту серию фотографий. Тогда, объяснения, прояснения, интерпретации могут быть даны и даны ответы на заданные вопросы. Обычно даже тогда немного нужно сказать, потому что фотографии сами говорят напрямую пациенту, потому что он сам буквально видит свой процесс становления и развития. В каком-то смысле, процесс песочной терапии может напоминать продленный сон или активное воображение, которое нуждается в самораскрывании. Юнг делал тоже самое, работая с материалами сновидений в «Психологии и Алхимии». Относительно этого подхода, Юнг сказал:
«Интеллект не возражает «анализу» бессознательного как пассивного объекта; напротив, такая деятельность будет совпадать с нашими рациональными ожиданиями. Но дать бессознательному идти своим путем и воспринимать его как действительность, - это уже превышение способностей обычного западного человека.»(10,стр.161)
Но врач ...который пытается скорректировать загадочную и почти  непостижимую работу Всевышнего со своим  так называемым научным подходом . . . просто ставит мелкую софистику  вместо естественных процессов исцеления »
В сэндплей терапевт использует наблюдения, почерпнутые из песочных картин во время аналитических сессий, также как идеи, собранные аналитически, используются ,чтобы пролить свет на значение картин. Истолкования картин предлагаются пациенту только после завершения сессий, при показе всех фотографий.
Ценность ретроспективного показа фотографий многозначна. Это  помогает сделать прикасание к бессознательному более конкретным. Это повторяет  и усиливает перемены. Влияние  этого на пациента помогает дальнейшим изменениям. Иногда пациенты хотят показать фотографии своим партнерам в отношениях. Партнер тоже может впечатлиться как если бы бессознательное пациента смогло передать ему что-то.
Презентация фотографий предлагает другое измерение терапевтического опыта, в котором пациент может увидеть собственными глазами где он был и что он буквально сотворил. На презентации фотографий терапевт может помочь пациенту проложить путь между визуальными изображениями с одной стороны и происходящим в его внутреннем и внешнем мире. Часто пациенты спонтанно находят взаимосвязь между символическим значением картин и самим собой, что усиливает их сознание компетенции. Часто оба и пациент и терапевт находят что-то значимое новое пока они просматривают фото. Иногда пациент видит какие-тосвязи, которые терапевт не заметил.( 4, интернет http://krugosvet.ru/) 
Просмотр фотографий по своей природе — возможность  усилить эго пациента. Ведь это  созданное им самим. И конечно это не тот момент для терапевта, чтобы демонстрировать его богатые познания в области архетипов или свою блистательную креативность.
В общем, количество интерпретивной или архитипической информации, предложенной пациенту во время показа фотографий ( как и в интерпретации снов в аналитическом процессе) зависит от готовности эго принять, интереса и способности пациента понять.
Случается, что пациент  не очень хочет просматривать  фотографии. Как будто создание песочной картины было само по себе постановлением, закрывшим гештальт.
Пациент уже вне этого  периода его жизни. Это уже  для него прошло и больше не имеет  значения.
С другой стороны, презентация  фотографий может быть трогающей  за душу или радующей. А может  иметь инфляционный эффект. Терапевт должен быть чуток к любому проявлению чуств пациента и к тому, что он рассматривает с пациентом картины его души. По причине того, что в процессе построения песочной картины терапевт говорит очень мало,он должен очень деликатно выбирать слова. Терапевт должен осознавать,что необдуманное вмешательство в процесс (кроме нестандартных ситуаций) может помешать важному подсознательному процессу излечения.( 4, интернет http://krugosvet.ru/) 
Песочный терапевт должен держать под контролем свое немедленное желание найти готовые ответы на неясные вопросы. Из-за того, что терапевт не сразу делится своими впечатлениями от песочной картины и не получает прямых модифицирующих ответов от пациента, он должен ясно понимать, что любые оценки, интерпретации песочной картины являются гипотезой, которую можно изменить или опровергнуть вовсе.(11,стр.210-211)
Ясно, что интерпретация, сделанная без прямых ассоциаций или корректирующего и подтверждающего  ответа пациента, может обеспечить лишь временную систему взглядов.
Любой символ может нести  множество значений. Поэтому желательно чтобы терапевт, выбирая интепретации, обладал широким знанием символики. В любом случае, некая интерпретация  некоего символа может быть менее важной, чем сам процесс и взаимоотношения терапевта и пациента.
Конечно, понимание терапевтом пациента и его картин в целом  должно идти в одном русле с  архитипическими и диагностическими положениями психологии. Терапевт должен тщательно проверять свою любую теорию или интерпретацию в соответствии с реальной жизнью пациента, его взглядами и поведением. Иначе существует опасность, что терапевт уйдет в свой собственный архитипический магический фантазийный тур или интеллектуальный гамбит, оба — не имеющих ничего общего с душой или жизнью пациента...
Вывод: Sandplay – это не игра по правилам. Ее ценность лежит в показательно неинтеллектуальном характере.
 

1.4 Терапия на песке - опыт работы с детьми


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.