Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Развитие русской культуры

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
ПРИАМУРСКИЙ ИНСТИТУТ АГРОЭКОНОМИКИ  И БИЗНЕСА
 
 
 
 
 
 
 
 
      Наименование дисциплины Отечественная история
 
 
 
Контрольная работа
                     ТЕМА: Развитие русской культуры.
 
 
 
 
 
Выполнил: студент 2 курса
группы  МБ-12 заочного отделении
Годин Павел Павлович
110211
Проверила: 
 
Хабаровск
2012 г.




                                                    ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
Глава 1. РЕЛИГИОЗНЫЕ  РЕФОРМЫ КНЯЗЯ  ВЛАДИМИРА……….
Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ « МОСКВА – ТРЕТИЙ  РИМ»
Глава 3. РАСКОЛ В РУССКОЙ  ПРОВАСЛАВНОЙ  ЦЕРКВИ XVII .
Глава 4. КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ  ПЕТРА I…………….
Глава 5. « ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX)
Глава 6. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ  НАРОДНОСТИ
Глава 7. «СЕРЕБРЕНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX)
Глава 8. «ОТТЕПЕЛЬ» В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ  В СССР (КОНЕЦ 50-х –НАЧАЛО 60-х гг.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                    ВЕДЕНИЕ
 
        Русская культура, пережившая безвременье упадка почти на протяжении столетия после нашествия монголо-татар, со 2-й половины XIV века вновь возрождается. С этого времени социальный процесс протекает в условиях подъема национального самосознания. Умонастроения эпохи, укладывавшиеся в рамки религиозного мировоззрения.                                                   
        Тема борьбы за независимость была центральной как в устном народном творчестве, так и в памятниках письменной литературы того времени. Наиболее значительным памятником исторической мысли являлись летописные своды. В исторической литературе рубежа XV-XVI вв. усиливаются рационалистические взгляды на исторические события.    
   Расширялись не только исторические, но и географические знания людей. В связи с усложнением административного управления выросшей территорией государства стали составляться первые географические карты («чертежи»). Этому же способствовало развитие торговых и дипломатических связей России.  Таким образом, формирование духовности народа  проходило в значительной мере под влиянием идей создания государства и растущего осознания единства ее народов. [1]
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНЫЕ  РЕФОРМЫ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
 
 Первой по времени реформой  Владимира была религиозная. Но определяющим фактором проведения реформы было то, что языческое противодействие христианству породило значительные трудности в сфере международных связей Киевской Руси. Языческая Киевская Русь не могла получить должного признания христианских государств Европы - Византии и Болгарии, - так как с ними не была установлена конфессиональная идентичность. Политеистические верования восточнославянских племен были своеобразным барьером на пути налаживания, расширения и укрепления контактов как между собою, так и с христианскими государствами. В целом они тормозили процесс восприятия и развития Киевской Русью более высоких форм государственности и культурной жизни, которых в то время достигли другие народы.
В период формирования государства  Киевская Русь этнические религиозные  верования, как сфера общественной жизни, были подвергнуты изменениям. Закономерный ход исторического  развития привел к тому, что религиозная  система язычества пришла в противоречие, с одной стороны, со структурой общества того времени, а с другой стороны, с политикой объединения великих  князей. [6]
Сразу же по утверждении на киевском столе князь "поставил идолов на холме над двором теремным (княжеским) Перуна деревянного, а голова серебряная, а ус золотой, и Хорса, Дажьбога, и  Стрибога, и Симаргла, и Мокошь», как показывает Нестор-летописец. Речь идет об устройстве своеобразного пантеона языческих богов, в котором были собраны славянских и неславянских богов с богом-громовержцем Перуном  во главе.
Однако еще в начале нашего века историки нашли в источниках доказательства в пользу того, что в действительности Владимир ввел на Руси культ одного только Перуна, а другие боги (идолы) появились в летописи лишь в 70-х  гг XI в. Получается, князь стремился  к монотеистического культа, считая, наверное, что его единоличной верховной власти должен отвечать единый для всех в государстве бог. Но реформа была обречена на неуспех Старая, изжила языческая вера не отвечала новым отношениям в обществе, быстро обновлялось. Итак, естественно, впоследствии Владимир решил ввести на Руси христианство как государственную религию. Историки, синтезировав показания отечественных и зарубежных источников, так воспроизводят это событие 986р. Византия проиграла войну Болгарии, в стране усилилась борьба земельных магнатов против братьев - императоров Василия II и Константина. Василий II спешно отправил послов в Киев, чтобы просить военной поддержки у русского князя Владимир пообещал помощь, запросив за нее большую цену руку сестры императора Анны. Василию II после раздумий и проволочек пришлось согласиться на это неслыханное до брак Анны с князем - язычником. В свою очередь, Владимир обязался креститься и вскоре выполнил свое обещание.
Большое в то время шеститысячной, хорошо вооруженные и вышколенные  русское войско помогло Василию II преодолеть феодальную оппозицию. Император  смог перевести дух и коварно  нарушил главное условие соглашения с Владимиром откажись выдать за князя  сестру. Чтобы все-таки заставить  Василия II сдержать слова, киевский владелец 989 г осадил город Херсон, что было опорой византийского владычества  в Крыму, и летом того года получил  его Императору пришлось спешно прислать Анну до Херсона, где она торжественно вышла замуж за Владимиром Весной 990 г. князь с молодой женой  вернулся в Киев и начал насаждать  христианство «Приказал строить  церкви и ставить их на тех местах, где раньше стояли идолы», - сообщает «Повесть» Русские люди неохотно отказывались от веры отцов и дедов. Поэтому христианизация Руси растянулась  на несколько столетий Но решающий шаг на этом пути было сделано.
Введение христианства в Киевской Руси имело позитивные последствия. Оно укрепило авторитет и власть князя, оказывало содействие развитию государства Значительный толчок дала новая идеология развитию древнерусской культуры. Лишь со времени «крещения Руси» в ней распространились письменность и книжность, русские люди познакомились с лучшими достижениями мировой литературы и науки. В Киеве, а дальше повсеместно на Руси начали устраивать школы и книгописные мастерские (скриптории), и вскоре восточнославянская страна стала одной из самых культурных в средневековой Европе. Введение христианского вероучения ввело Древнерусское государство в круг христианских стран мира, сделав возможными равноправные и плодные взаимоотношения между ним и Византией, Германией и другими государствами. [12]
 
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ « МОСКВА – ТРЕТИЙ  РИМ»
Возвышение Москвы, превращение  ее в центр Великорусского государства  и становление нового типа духовности обусловлены двумя обстоятельствами. Первое из них обозначилось уже в  конце XII в. — это перемещение  центра политической и культурной жизни  на северо-восток, в верховья Волги  и образование там Владимиро-Суздальского, а позже Московского княжества, и вытеснение в новых условиях удельно-родовой формы власти удельно-вотчинной, при которой власть передается от отца к сыну на основе вотчинной  собственности на землю.
В Летописи 1367 г. сообщается, что великий  князь Дмитрий Иванович заложил  в Москве каменный кремль и «всех  князей русских начал приводить  под свою волю». Татаро-монгольская  власть не препятствовала этому процессу, хотя и пыталась манипулировать им.
Она была заинтересована прежде всего  в усилении порядка, который бы гарантировал ей «выход» дани и поэтому, как  правило, поддерживала сильнейшего  из князей. Так под покровом татаро-монгольского ига происходило усиление экономического и политического могущества Московского  княжества путем «собирания»  русских земель.
    Вторым историческим событием, послужившим  духовному возрождению русского народа, стала Куликовская битва (1380), возглавленная великим князем Московским Дмитрием Донским (1350— 1389) и освященная великим святым Русской земли Сергием Радонежским (1321—1391). Именно с этого времени можно говорить о формировании русского национального самосознания. Значение Куликовской битвы состояло в том, что народ, привыкший дрожать при одном имени «татарина», собрался наконец с духом и нашел в себе мужество бросить открытый вызов врагу.
Это была бесспорная победа духа русского народа, послужившая началом его  возрождения. «На Куликовом поле оборона христианства слилась с  национальным делом Руси и политическим делом Москвы. В неразрывности  этой связи дано и благословение  преподобного Сергия Москве, собирательнице государства русского», — пишет  интерпретатор жития Сергия Радонежского Г.П. Федотов.
В возвышении Московского княжества  как будущего центра Российского  государства огромную роль сыграли, таким образом, не только князья-воины  — ее устроители, но и духовные учителя  того времени. Для объединения русской  земли необходима была не только сила, но и образцы нравственного подвига, необходима была направляющая идея.
Ответом на этот запрос времени и  стала идеологема «Москва — третий Рим», которая заложила основы мессианской  идеологии периода образования  Русского централизованного государства. Ее с полным основанием можно считать  своеобразным пролотом русской философии  истории, в значительной степени  определившей мессианское направление  и проблематику ее развития.
Идеологему «Москва — третий Рим» обычно связывают с именем старца псковского Елизарова монастыря  Филофея (ок. 1465—1542). Действительно, Филофей  в своих посланиях великому князю  Московскому Василию Ивановичу  и царскому дьяку М.Г. Мунехину сформулировал  и обосновал ее в соответствии с господствовавшим в то время  миропониманием и духовными запросами  общества. Филофей писал царю: «Храни и внимай благочестивый царь тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать». Эта формулировка и стала классическим выражением мессианской концепции Москвы как третьего Рима.
Идея Москвы как третьего Рима имела  глубокое историческое основание. Для  русского религиозного сознания, привыкшего сверять свои мысли и поступки с авторитетом истинной веры, нерушимым  оплотом почитался второй Рим  — Константинополь. Падение этого  оплота, сначала духовное, вследствие согласия греческих иерархов на Флорентийском  соборе 1439 г. на унию с католической церковью, а затем и политическое — захват города турками в 1453 г., было равносильно вселенской катастрофе.
Общественное сознание усиленно искало адекватную ему замену. Москва, одержавшая в недавшем прошлом победу над  «неверными», выступившая собирательницей  русских земель и защитницей всех православных народов, предстала как  вполне достойная восприемница второго  Рима — Константинополя. [10]
То, о чем писал Филофей, в  частности идея перемещения святости с падшего Константинополя на Москву, в той или иной форме  уже была «проговорена» книжниками в серии Сказаний, Слов, Повестей. Можно сказать, что послание инока  Филофея явилось как бы завершением  определенного круга идей, «носившихся  в воздухе», и своеобразной «точкой  роста» зарождающегося национального  самосознания.
Вот почему идея старца о богоизбранности  русского народа, о преемстве мессианства  Русским царством, выраженная к тому же в эмоционально приподнятой форме, сразу же получила широкий общественный резонанс, легко вписалась в существующую идеологическую систему. Более того, она «так верно воспроизводила общий  смысл эпохи, так точно угадывала  настроение современников Филофея, что скоро была усвоена даже правительственными сферами и вошла в государственные  акты», - отмечает исследователь проблемы И. Кириллов.
И соответственно она оказала огромное влияние на развитие государственной  идеологии русского самодержавия. Во всяком случае между идеей исторического  призвания московского государства  и идеей самодержавия князей и  царей московских прослеживается вполне определенный и заметный параллелизм. Их появление совпадает по времени  и по источникам. Перенесенные из Византии на Русь, они становятся символом возросшего политического значения московского  государства, его мессианского призвания.
Нетрудно увидеть, что идея Москвы как третьего Рима в своем первоначальном варианте имела прежде всего теологический  смысл и относилась не столько  к ее политическому могуществу, сколько  к предназначению русского государства  быть убежищем «истинного христианства». Однако очень скоро у нее появился и новый смысл, произошло своеобразное смещение акцентов — с религиозного провиденциализма в сторону идейно-политического  обоснования возвышения Московского  княжества как державы.
    Эту эволюцию отмечает, в частности  Кириллов: «Руководящей идеей у  Филофея является идея провиденциализма: все, что совершается в истории,  все совершается по мудрому  начертанию Промысла. Затем эта  точка зрения у Филофея переходит  в теократическую систему управления  земными царствами; в основе  же его политической идеологии  лежит понятие богоизбранности  царства, которое направляет жизнь,  человечества к конечной цели  бытия людей на земле; богоизбранный  народ хранит истинную богооткровенную  религию. 
Филофей не раскрывает полного чередования  мировых царств, а непосредственно  останавливается на старом Риме, указывает  его преемство Константинополем — вторым Римом, и, наконец, переходит  к Руси, с богоспасительной Москвою, этим третьим Римом — и последним».
Таким образом, России предписывалась роль хранительницы единственно  истинно христианской православной веры; в свою очередь православие  объявлялось «русским», а русское государство — единственным и подлинно христианским и в этом смысле вселенским царством.
Московские государи довольно быстро уловили этот второй смысл и увидели  в идее то, что было созвучно их собственным  устремлениям, связанным и с укреплением  политических позиций Москвы, и с  укреплением самодержавия.
Новый религиозный статус Москвы, на которую перешла благодать  Божия, делал ее центром всего  христианского мира и, соответственно, царя Московского превращал во «вседержителя», ответственного лишь перед Богом  и потому ни с кем не делящего «вверенную» ему власть, в том  числе и с церковью. [11]
 
ГЛАВА 3. РАСКОЛ В РУССКОЙ ПРОВАСЛАВНОЙ  ЦЕРКВИ XVII
 
Поводом для возникновения раскола, как известно, послужила церковно-обрядовая  реформа, которую в 1653 году начал  проводить патриарх Никон с целью  укрепления церковной организации  в России, а так же ликвидировать  все разногласия между региональными  православными церквями. Они составляли Восточную православную церковь. В  неё входили Александрийский  патриархат – Египет, иерусалимский  – Палестина, Константинопольский, церковь восточных славян – Болгарии, Румынии, Украины, Белоруссии и России.
С падением Константинополя, его захватом в 1453 году Османской империей, роль ближнеазиатских православных патриархов падает. Всё сильнее и сильнее  падает роль и Константинопольской  церкви (Византийской), как ведущего органа православия.
К началу XVII века русская православная церковь (Московский патриархат) начинает играть ведущую роль и патриарх московский стремится занять лидирующее положение  в православной Восточной церкви (Вселенской). Однако этому мешало ряд  объективных обстоятельств.
В русской православной церкви с  течением времени накопилось много  различий, отступлений от канонов, особенно от Греческой церкви, ибо вся религиозная  литература писалась и печаталась на древнегреческом языке. С течением времени в русских церковных  книгах обнаруживается много ошибок, разночтений, о которых с упрёком  говорили иерархи восточной церкви Москве, а так же некоторые различия в проведении церковных обрядов.
В скором времени, после начала церковных  реформ стало отчётливо просматриваться  образование двух сторон раскола. Первую сторону составляли сторонники реформ, которую возглавляли официальная  церковь во главе с патриархом и царём. Вторую сторону составили  в основном широкие народные массы, низшее звено церковных служителей, которые стали видеть в церковной  реформе дальнейшее усиление феодально-крепостнического строя в стране и ухудшение  своего положения.
Возникшее движение раскола стало  подкрепляться и определёнными  идеологическими воззрениями, так  с одной так и с другой стороны. Ярые защитники «старой веры»  в своей практике руководствовались  теми идеями и воззрениями, изложенными  в сочинениях и протопопа Аввакума и других организаторов раскола.
Действие официальной церкви, царя
С первых дней проявления раскола, неподчинение низших служителей церкви реформе Никона вызвало со стороны патриарха, а  затем и официальных властей  применение к ним насильственных мер. Жестоко были наказаны лидеры раскола  протопопы Аввакум и Иван Неронов. Многие служители церковного культа отправлялись в ссылки, лишались сана, заточались в монастыри. Ярые представители  раскола из других слоёв народных масс также подвергались жестоким наказаниям, ссылались в Сибирь, приговаривались  к смертной казни.
На защиту церковных реформ встал  и царь, его окружение и высшие чины церкви.
В 1666-67 годах прошёл церковный собор. Он предал «анафеме» представителей старой веры (староверов) и принял решение  об их наказании. Позднее, староверов, (общее наименование последователей православия до церковной реформы  патриарха Никона) стали также  называть старообрядцами, раскольниками. Церковный собор 1666-67 годах своим  решением официально закрепил послереформенную церковь – официальной государственной. Старообрядчество отделялось от официальной  государственной церкви, становилось  её врагом, и было принято решение  ликвидировать его силой.
Принятие такого решения собором  и особенно предание старообрядчества «анафеме», церковному проклятию, вызвал новый виток противостояния официальной  церкви со старообрядчеством.
Этот этап раскола совпадает  с широким антифеодальным движением  в России. В Крестьянской войне  под руководством Болотникова, Степана  Разина, Василия Уса на Дону. Многие лозунги «борьбы за старую веру»  широко использовались руководителями восстаний. [13]
 
ГЛАВА 4. КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ  ПЕТРА I
Эпоха Петра I (1672–1725) явилась переломной в истории нашей страны. Ушла в  прошлое Древняя Русь. Россия вступала в Новое время. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных  энергией деятельного царя. Несомненно, многое из того, что ознаменовало смену  эпох, было подготовлено ходом истории  и давало себя знать еще в XVII в., однако качественный скачок, произведенный  усилиями Петра, все же нельзя не считать  поистине титаническим. [2]
 
 По мнению С. Ф. Платонова,  разделяемому большинством историков,  Петр проводил свои реформы  без четкого плана, отзываясь  на первоочередные потребности.  Главным стимулом его деятельности  были военные нужды. Россия  должна была стать мощной обороноспособной  державой европейского уровня. Этим фактором так или иначе было обусловлено большинство петровских начинаний. Кроме того, большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в Москве, где он обрел первых друзей и где, по словам современника князя Б. И. Куракина, у него «амур начал первый быть». Этой иррациональной душевной склонностью, по-видимому, объясняется то огромное значение, которое Петр придавал реформам в области быта. [3] 
Почти сразу после возвращения  из Великого посольства, в 1700–1701 гг. издаются и оглашаются с барабанным боем на площадях и улицах указы, предписывающие дворянству брить бороды, а кроме  того носить платье немецкое и французское. Приверженцев русской старины жестоко  наказывали. Царь самолично резал  бороды боярам. Дворян, явившихся на службу с бородой и усами били батогами. Купцам за торговлю русским  платьем грозил кнут и каторга. К  мероприятиям того же «бытового» порядка  следует отнести учреждение распоряжением  начальника петербургской полиции 26 ноября 1718 г. ассамблей, явивших собой  новую форму досуга для дворянства, предшествовавшую великосветским балам. В ассамблеях участвовали женщины, что было не характерно для бытового уклада предшествующей эпохи. Распоряжением  были предусмотрены время, место  и сам характер проведения ассамблей. Гости танцевали, играли в карты  и шахматы, курили. [5]
 Для облегчения освоения  новых форм поведения в 1717 г.  было издано специальное пособие,  сборник правил поведения в  обществе и дома под названием  «Юности честное зерцало или  показание к житейскому обхождению».  Не менее значимые преобразования  были проведены в сфере сельского  хозяйства и промышленности. Стараниями  Петра были освоены новые культуры  растений: помимо хрестоматийно  известного картофеля (который,  правда, будучи завезен в страну  Петром, получил широкое распространение только во II половине XVIII – начале XIX вв.), царь активно содействовал распространению культуры винограда. Специальными указами насаждались более совершенные сорта технических культур: льна, конопли. Заводился голландский скот. Совершенствовались технологии: специальными указами серпы заменялись косами-литовками.  Преобразования в технике и промышленности относятся, пожалуй, к разряду самых неохватных сфер деятельности Петра. Петр сам был мастером многих ремесел – умел работать руками. Его увлечением, которому он часто посвящал свободное время, было токарное дело. Технический прогресс был непременным условием военно-политического могущества России. При Петре русская промышленность выходит на новый уровень развития. В России при активном участии государства устраиваются мануфактуры, совершенствуется их техническое оснащение, появляются современные армия и флот. Петр вникал во все мелочи. Издавались указы, регламентировавшие ширину холстов, указы, под страхом ссылки на галеры запрещающие выделывать кожу для обуви дегтем и требующие обрабатывать ее ворванным (китовым) салом, указы, касающиеся обработки пеньки. [7]
Трудно сказать, были ли мелочная опека  и жестокое принуждение необходимым  условием проведения реформ. Вполне возможно, что в стране, население которой  было ориентировано на дедовские  традиции и не спешило расставаться со средневековыми методами хозяйствования, другого пути не было. Сам Петр в  одном из своих указов высказался на этот счет так: «наш народ яко  дети, <…> которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают, которым сперва досадно кажется, но когда выучатся, потом благодарят». Одной из важнейших  задач, поставленных царем, было воспитание образованных людей, специалистов, необходимых  для построения нового государства. [8]
 
ГЛАВА 5. « ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX)
В одном из своих произведений А. И. Герцен писал о русском народе, "мощном и неразгаданном", который "сохранил величавые черты, живой  ум и широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния  и на петровский приказ образовываться ответил через сто лет огромным явлением Пушкина". Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом своей эпохи, когда  произошел стремительный взлет  в культурном развитии России. Время  Пушкина, первую треть XIX в., не зря называют "золотым веком" русской культуры.
 
Архитектура и скульптура. Конец XVIII и начало XIX в.- это эпоха классицизма в русском зодчестве, наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик обеих столиц и других городов.
     Классицизм - европейское культурно-эстетическое  течение, которое ориентировалось  на античное (древнегреческое и  древнеримское) искусство, на  античную литературу и мифологию.  В русской литературе век классицизма  был сравнительно короток и  неярок, в русской музыке почти  не было классицизма, зато в  живописи и особенно в архитектуре  он оставил подлинные шедевры.  Постройки в стиле классицизма  отличаются ясностью, уравновешенностью,  четким и спокойным ритмом, выверенностью  пропорций. Главными законами  архитектурной композиции были  симметрия, подчеркивание центра, общая гармония частей и целого. Парадный вход в здание располагался  в центре и оформлялся в  виде портика (выступающей вперед  части здания с колоннами и  фронтоном). Колонны должны были  по цвету отличаться от стен. Обычно колонны были белыми, стены  - желтыми. 
Принципиальное значение имело  возведение в начале XIX в. здания Биржи  на стрелке Васильевского острова. Именно это здание должно было объединить ансамбли, сложившиеся самого широкого участка русла Невы. Проектирование Биржи и оформление стрелки было поручено французскому архитектору  Тома де Томону. В доработке проекта  участвовал А. Д Захаров Творческое содружество архитекторов привело  к блестящему решению задачи.
Русская живопись. В 1830 г. на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник Карл Павлович Брюллов. Он гулял по древним мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та трагическая ночь августа 79 г. н. э., когда город был засыпан раскаленным пеплом и пемзой проснувшегося Везувия. Через три года картина "Последний день Помпеи" совершила триумфальное путешествие из Италии в Россию.
Для академической живописи были характерны декоративный пейзаж, театральность  общей композиции. Сцены из современной  жизни, обычный русский пейзаж считались  недостойными кисти художника. Классицизм в живописи получил название академизма.
Театр и музыка. В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики постепенно становились антрепренерами (театральными предпринимателями). Их театры превращались в общедоступные. В, них стали выступать и крепостные, и вольнонаемные актеры. Такие театры существовали, например, в Пензе и в Казани.
 Многие талантливые русские  артисты вышли из крепостных. Михаил Семенович Щепкин (1788-1863) до 33 лет был крепостным. Павел Степанович  Мочалов (1800-1848) вырос в семье  крепостного актера. В одной из  статей Белинского подробно описано  исполнение Мочаловым роли Гамлета.  По словам Белинского, Мочалов  "придал Гамлету гораздо более  силы и энергии... и дал ему  грусти и меланхолии гораздо  менее, нежели... должен иметь шекспировский  Гамлет...". Другим выдающимся исполнителем  роли Гамлета на русской сцене  в то время был В. А. Каратыгин.
Большим событием в театральной  жизни России была премьера гоголевского "Ревизора" - сначала в петербургском  Александрийском театре, а затем  в московском Малом, где роль Городничего  играл Щепкин. Оперные творения Глинки отличаются роскошью и яркостью музыкальных  красок, гениальной легкостью техники и классической простотой. В России тогда очень немногие сознавали истинное значение его музыки.
Русская журналистика. В первой половине XIX в. значительно возросло число газет и журналов. Увеличились их тиражи, хотя даже самые популярные издания (например, "Вестник Европы") печатались не более чем в 1500 экземплярах. В 1811 г. стала выходить первая русская провинциальная газета "Казанские известия". Она просуществовала 10 лет. С 1838 г. в каждой губернии стали издаваться свои "Губернские ведомости". Участилось издание детских и женских журналов. [9]
 
ГЛАВА 6. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ  НАРОДНОСТИ
Стремясь противостоять революционным  и либеральным идеям, самодержавие прибегало не только к репрессиям. Царь понимал, что взглядам могут  противостоять лишь иные взгляды. Официальной  идеологией николаевской России стала  т.н. "теория официальной народности". Ее творцом стал министр просвещения  граф С.С. Уваров. Основу теории составила "уваровская троица": православие - самодержавие - народность. Согласно этой теории, русский народ глубоко  религиозен и предан престолу, а  православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования  России. Народность же понималась как  необходимость придерживаться собственных  традиций и отвергать иностранное  влияние. Спокойная, устойчивая, благолепно-тихая  Россия противопоставлялась мятущемуся, разлагающемуся Западу.
    В "теории официальной народности" ярко проявилась закономерность  русской истории: любой поворот  к консерватизму и охранительству  всегда сочетается с антизападничеством  и подчеркиванием особенностей  собственного национального пути.
     "Теория официальной народности" была положена в основу преподавания  в школах и университетах. Ее  проводниками стали консервативные  историки С.П. Шевырев и М.П. Погодин. Она широко пропагандировалась в печати усилиями таких литераторов как Ф. Булгарин, Н. Греч, Н. Кукольник и др.
      Россия в соответствии с "теорией  официальной народности" должна  была выглядеть счастливой и  умиротворенной. Сомнение в великолепии  российской действительности само  по себе оказывалось или преступлением,  или свидетельством сумасшествия. Так, в 1836 г. по непосредственному  распоряжению Николая I был объявлен  сумасшедшим П.Я. Чаадаев, опубликовавший  в журнале "Телескоп" смелые  и горькие (хотя далеко не  бесспорные) размышления об истории  России и ее исторической судьбе.
 
 В конце 40-х гг., когда в  Европе начались революции, стало  очевидно, что попытка Уварова  противопоставить революционной  угрозе воспитание преданности  престолу и церкви не удалась.  Крамола все шире проникала  в Россию. Недовольный Николай  в 1849 г. уволил Уварова, сделав  ставку только на подавление  свободомыслия с помощью репрессий.  Это знаменовало глубокий идейный  кризис власти, окончательно оттолкнувшей  от себя общество. [4]
 
ГЛАВА7. «СЕРЕБРЕНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX)
Начало XX в. – переломное время  не только в политической и социально  – экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала  свои условия и нормы жизни, разрушающие  традиционные и представления людей. Агрессивный натиск производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком, к сглаживанию человеческой индивидуальности, к торжест
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.