Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие концепции

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Конце?пция, или конце?пт, (от лат. conceptio — понимание, система) — генеральный замысел, руководящая идея. Концепция определяет стратегию действий. Также концепция — система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе. 
Концепция — это определённый способ  понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или  процесса; основная точка зрения на предмет, руководящая  идея  для  его систематического освещения, комплекс  взглядов, связанных между собою и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи.
Употребляется также для  обозначения ведущего замысла, конструктивного  принципа в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности.
 Диалектика и метафизика  как основные философские концепции  развития
Объяснение возникновения  и уничтожения как изменение  субстанции неизбежно ставит вопрос о характере этого изменения, его направленности и причине. То есть возникают вопросы, как, куда и  почему происходят изменения.
Античные философы, считавшие, что все в мире непрерывно изменяется, пришли к пониманию этих изменений  как круговорота материи: да, все  в мире изменяется, любая вещь рано или поздно погибает, но нынешнее состояние  вещей — это одна из ступеней, пройденных миром, которые, повторяясь, образуют круговорот Вселенной. Исключения делались только для атомов (Демокрит, Эпикур), для идей (Платон), которые не возникают, неуничтожимы и неизменны. Получалось, что мир всегда был такой, как есть. Причиной же круговорота считали логос (Гераклит), нус (Анаксагор), космические вихри (Демокрит), внутреннюю цель (Аристотель).
Таким образом, в истории  философии существовала тенденция, которая позднее, в марксистской философии, получила название метафизики. Это либо отрицание движения, либо признание его, но отрицание развития, либо признание развития, но как повторения прошлого.
В то же время идеи вечного  изменения, перехода противоположностей друг в друга формировали представления  о развитии всего мира в целом, о наличии в нем прогресса, т.е. движения по восходящей линии, движения от простого к сложному. В XVII в. Декарт выдвинул гипотезу об образовании звезд, Солнца и Земли в результате вихреобразного движения частиц материи. В XVIII в. Кант поддержал эту идею. Наука подтверждала, что Земля пережила ряд стадий своего развития, что на Земле сменилось много видов растений и животных. Эмбриология установила порядок этой смены. Наконец, Ч. Дарвин доказал, что все виды, в том числе и человек, — это результат длившегося миллионы лет процесса.
Такие взгляды на развитие получили название диалектических или просто диалектики.
Происхождение терминов «диалектика» и «метафизика» следующее.
Термин «метафизика» (с  греческого — «после физики») ввел в I в. до н.э. библиотекарь Андроник Родосский, который назвал так группу трактатов Аристотеля о «бытии самом по себе», которые он поставил на полку после физики, т.е. после трактатов Аристотеля о природе.
На Западе до сих пор  под метафизикой понимают учение о бытии (онтологию) или философию  в целом. У нас же долгое время  под метафизикой понималось учение о развитии, противоположное диалектике. В настоящее время употребляется  и в первоначальном ее значении.
 
Диалектика (греч.) — искусство  вести беседу, спор. Главным в  споре считалось умение подвести соперника под противоречие, поэтому  впоследствии диалектикой стали  называть сами противоречия. Гегель назвал свою философию диалектикой, так  как у него структура изложения  всех философских проблем представляла собой разрешение противоречия: сначала следовало утверждение, затем опровержение и, наконец, синтез. Предшествующая философия для  Гегеля оставалась метафизикой.
Диалектикой он называл и  умение отыскивать противоположности  в самой действительности, поэтому  свой метод он назвал диалектическим.
Понятие «развитие» в настоящее  время определяется по-разному:
·  развитие есть движение от низшего у высшему (прогресс);
·  развитие есть необратимые качественные изменения (прогресс или регресс);
·  развитие есть мировой круговорот, прогресс есть в то же время и регресс.
Диалектика дает разные ответы об источнике развития. Идеалистическая  диалектика объясняла появление  нового вхождением в косную материю  различных, находящихся  в развитии, духовных форм, идей. Так, по Гегелю, развитие природы есть саморазвитие абсолютной идеи, ее противоречивость. Материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс) источником развития признала внутренние противоречия материального мира.
Диалектика и  метафизика различно описывают не только развитие, но и связи предметов и явлений, возникающие и существующие в  развитии. Диалектика считает, что в  мире все взаимосвязано и взаимообусловлено. Метафизика либо отрицает связи, либо считает их случайными, внешними.
Вопрос об источниках движения и развития является одним из главных  вопросов философии. Те, кто считает  источником движения внутренние причины, получили название диалектиков, а те, кто таким источником считает  внешние воздействия, в марксизме  получили названиеметафизиков. То есть метафизик — это тот, кто либо отрицает движение и развитие, либо признает движение,  но не признает развитие, либо признает развитие, но как повторение прошлого. К метафизикам отнесли и тех, кто либо отрицает наличие всеобщей связи между явлениями, либо признает связи, но считает их случайными.
В западной философии деление  философии на диалектику и недиалектику тоже используется.
Кроме философии, развитие изучают  и конкретные науки. Некоторые их выводы носят мировоззренческий, философский  характер. Например, синергетика изучает  связи между элементами структуры, которые образуются в открытых системах. В этих системах происходит согласование подсистем. Это согласование имеет  свои закономерности.
Например:
такие системы имеют многовариантность, альтернативность путей развития;
всегда имеется возможность  выбора из данных альтернатив, поэтому  хаос конструктивен, как поставщик  альтернатив;
возможность альтернатив  делает принципиально ненадежными  прогнозы от наличного состояния, например, в состоянии неустойчивости социальной сферы даже действия каждого отдельного человека могут влиять на процессы в обществе в целом;
настоящее системы определяется не только прошлым, но и будущим.
путей эволюции (развития системы) много, но на определенных стадиях существует некая предопределенность, поэтому  сложным системам нельзя навязывать путей их развития.
Мировоззренческий характер синергетических представлений  позволяет отнести синергетику  к философской концепции развития. Но пока ее понятийный аппарат находится  в стадии становления. Отсюда споры о ее статусе. Например, некоторые философы синергетику считают одним из элементов диалектики.
 Структура диалектики
Диалектика использует понятия, они называются категориями. Это  предельно общие понятия, описывающие  развитие и связи, например: сущность и явление, содержание и форма, причина  и следствие, случайность и необходимость  и т.д.
Установленные связи между  категориями называются законами диалектики. Все законы и категории диалектики выражают ее принципы:
а) всеобщей связи,
б) детерминизма,
в) развития.
a)Принцип всеобщей связи  раскрывается категориями: общее  и единичное, явление и сущность, необходимость и случайность,  закон и др. Как они связаны  между собой?
На протяжении всей истории  философии существовала проблема взаимосвязи  общего и единичного. Диалектика утверждает, что общее существует через единичное, а единичное содержит в себе общее. (Нефилософские понятия, выражающие эти категории: типовое, стандартное, индивидуальное, уникальное и т.д.)
Явление и сущность. Явление  — это внешне наблюдаемые характеристики предметов. Сущность — это внутренняя, глубинная, устойчивая сторона предметов. Они не совпадают друг с другом. Диалектика их связи такова: сущность является, явление есть проявление сущности.
Сущность перед нами не может предстать непосредственно (иначе наука была бы излишней).
Сущность взаимодействует  с другими сущностями и предстает  нам в искаженном виде — в явлении. (В античности явление называли мнением. Юм, Кант считали, что сущность непознаваема.)
Необходимость и случайность. Диалектика утверждает, что случай есть проявление необходимости. То есть одно и то же явление и случайно, и необходимо. Мера необходимого в  случайном есть вероятность случая. (Демокрит считал, что случайность не существует, все необходимо. Спиноза утверждает, что случайным называют что-то из-за несовершенства знания.)
Закон. Закон — это  наиболее повторяющиеся,  существенные, необходимые, устойчивые связи. (Философское понимание закона отличается от его обыденного понимания. То, что мы называем законом, в диалектике не будет таковым, если нет устойчивых, повторяющихся связей. Например, юридический закон если не соблюдается, то в диалектике это уже не закон.)
Почему-то в философии  Гегеля и Маркса не нашлось парной категории для категории «закон», но логично предположить, что на эту роль подходит категория «хаос». Закон — это порядок, хаос —  беспорядок. Чем больше порядка, тем  меньше беспорядка.
б) Принцип детерминизма раскрывается  категориями: причина  и следствие.
Действительную причину  явлений установить трудно, так как  все явления взаимосвязаны. Диалектика утверждает лишь то, что следствие  всегда имеет причину, что причина  предшествует следствию, что причина  порождает следствие, в отличие  от повода, который является случайной  связью. Все связи, кроме причинной, называются условиями. (Философское учение, отрицающее причинные связи, называется индетерминизмом.)
в) Принцип развития раскрывается категориями: содержание и форма, возможность  и действительность и др.
Согласно диалектике, развитие есть превращение возможности в  действительность. Всякое действительное существовало раньше в возможности, но не всякое возможное становится  действительным. Развитие есть изменение  содержания и смена формы. Содержание определяет форму, но форма организует содержание. (Форма — содержательна, содержание оформлено.)
Кроме этих категорий принцип  развития раскрывается в сформулированных Гегелем законах:
а) перехода количественных изменений в качественные,
б) единства и борьбы противоположностей,
в) отрицания отрицания.
Характер развития, то есть как оно происходит, раскрывается в диалектике количественно-качественных изменений. Развитие происходит  в ходе накопления количественных изменений, которые достигают пределов меры, после этого происходит скачок в развитии и изменяется качество. Это качество содержалось раньше в возможности, оно есть новая форма для изменившегося содержания.
Этот закон требует  рассматривать развитие как единство количественных и качественных изменений, он утверждает, что невозможно бесконечное  накопление количественных изменений («Как веревочке ни виться, все равно  конец придет»). Качество не меняется только в пределах меры.
Марксизм использовал  этот закон для обоснования неизбежности социальных революций.
Сформулированный Гегелем  закон единства и борьбы противоположностей указывает на источник развития. Таким  источником являются внутренние противоречия, которые есть результат раздвоения единого на противоположности и  борьбы между ними. Всякое развитие есть разрешение противоречия и в то же время возникновения новых противоположностей, нового противоречия. (В истории философии представление о борьбе противоположностей мы встречаем у Гераклита, Николая Кузанского и т.д.)
Так как познание человека раскрывает диалектику изучаемого объекта, то познание тоже должно следовать  этой диалектике. То есть логика человека должна быть тождественна диалектике  объекта, она должна быть диалектической логикой. В то же время эта диалектическая логика является теорией познания, то есть теорией, описывающей механизм познания. Поэтому диалектика, логика и теория познания составляют единство, это одно и то же.
Закон единства и борьбы противоположностей марксизм использовал  для обоснования необходимости  классовой борьбы.
Согласно диалектике, разрешение противоречия ведет к смене качества, а значит, к отрицанию предыдущего. Следовательно, отрицание — это  момент развития, выражающий связь  двух последовательных  стадий (состояний) развивающегося объекта. Но утверждение  последующей стадии происходит на базе предыдущей, поэтому последующая  стадия  сохраняет, удерживает некоторые  существенные элементы предыдущей.
Дальнейшее развитие приводит к отрицанию предыдущего отрицания, а значит, возвращение к предыдущему  качеству,  восстановление того, что  отрицалось ранее, возврат к уже  пройденной стадии развития. Но это  не простой возврат к исходной точке. Это развитие по спирали. Возврат  происходит на более высоком уровне, так как то прежнее уже обогатилось  своим отрицанием. Закон отрицания  отрицания объясняет преемственность, в развитии и говорит о его направленности, то есть, отвечает на вопрос «Куда идет развитие?».
Марксизм использовал  этот закон для обоснования неизбежности социалистической революции и перехода к коммунизму.
Итак, в философии существуют две основные концепции развития — диалектика и метафизика.
Диалектика видит весь мир постоянно развивающимся, в  котором все взаимосвязано и  источником развития являются внутренние  противоречия. Развитие происходит путем накопления количественных изменений, которые приводят к качественным, к изменению формы, к образованию новых противоречий.
Метафизика либо отрицает движение и развитие, либо признает их, но как случайные, несвязанные  процессы, имеющие высший источник. И та и другая концепция описывает  реальные процессы. Диалектика делает акцент на изменчивой стороне предметов, метафизика описывает их устойчивые характеристики.
Кроме этого существуют:
1.Концепция бытия фундаментальной  философской картины мира
Картина мира – в отличие  от мировоззрения совокупность мировоззренческих  знаний о мире, «совокупность предметного  содержания, которым обладает человек» (Ясперс). Можно выделить чувственно-пространственную, духовно-культурную, метафизическую картину  мира. Говорят также о физической, биологической и философской  картине мира.
Центральное место в философской  картине мира занимает концепция  бытия. Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека. Философское понимание бытия и его соотношения с сознанием определяет решение основного вопроса философии. С течением времени и развитием философской мысли менялись взгляды и трактовки этого понятия. Рассмотрим основные из них.
Первую философскую концепцию  бытия выдвинули досократики, для которых бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное, самотождественное (Парменид), другие – как непрерывно становящееся (Гераклит). Бытие противопоставляется небытию; с другой стороны, досократики различали бытие «по истине» и бытие «по мнению», идеальную сущность и реальное существование. Платон противопоставил чувственное бытие чистым идеям – миру истинного бытия. Опираясь на проводимый им принцип взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает подобное противопоставление сфер бытия (поскольку для него форма – неотъемлемая характеристика бытия) и строит учение о различных уровнях бытия (от чувственного до интеллигибельного). Средневековая христианская философия противопоставляла «истинное», божественное бытие и «неистинное», сотворенное бытие, различая при этом действительное бытие (акт) и возможное бытие (потенция), сущность и существование, смысл и символ.
Отход от этой позиции начинается в эпоху Возрождения, когда получил  общее признание культ материального  бытия, природы. Эта трансформация, выражавшая новый тип отношения  человека к природе, обусловленного развитием науки, техники и материального  производства, подготовила концепции  бытия XVII-XVIII вв. В них бытие рассматривается  как реальность, противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое человеком  в его деятельности. Отсюда возникает  трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту, как косной реальности, которая подчинена слепым, автоматически действующим законам (например, принципу инерции). В трактовке  бытия исходным становится понятие  тела, что связано с развитием  механики – ведущей науки XVII-XVIII вв. В этот период господствуют натуралистически-объективистские  концепции бытия, в которых природа  рассматривается вне отношения  к ней человека, как некоторый  механизм, действующий сам по себе. Для учений о бытии в Новое  время был характерен субстанциальный подход, когда фиксируются субстанция (неуничтожимый, неизменный субстрат бытия, его предельное основание) и ее акциденции (свойства), производные от субстанции. С различными модификациями подобное понимание бытия обнаруживается в философских системах XVII-XVIII вв.
Для европейской философии  этого периода бытие – предметно  сущее, противостоящее и предстоящее  знанию; бытие ограничивается природой, миром естественных тел, а духовный мир статусом бытия не обладает. Наряду с этой натуралистической  линией, отождествляющей бытие с  реальностью и исключающей сознание из бытия, в новоевропейской философии  формируется иной способ истолкования бытия, при котором последнее  определяется на пути гносеологического  анализа сознания и самосознания. Он представлен в исходном тезисе метафизики Декарта – «мыслю, следовательно, существую», в трактовке Лейбницем  бытия как отражения деятельности духовных субстанций – монад, в субъективно-идеалистическом  отождествлении Беркли существования  и давности в восприятии. Свое завершение эта интерпретация бытия нашла  в немецком классическом идеализме. Для Канта бытие не является свойством  вещей; бытие – это общезначимый способ связи наших понятий и  суждений, причём различие между природным  и нравственно-свободным бытием заключается в различии форм законополагания – причинности и цели. Для Фихте подлинным бытием является свободная, чистая деятельность абсолютного «Я», материальное бытие – продукт осознания и самосознания «Я». У Фихте в качестве предмета философского анализа выступает бытие культуры – духовно-идеальное бытие, созданное деятельностью человека. Шеллинг видит в природе неразвитый дремлющий разум, а подлинное бытие – в свободе человека в его духовной деятельности. В идеалистической системе Гегеля бытие рассматривается как первая, непосредственная ступень в восхождении духа к самому себе. Гегель свел человеческое духовное бытие к логической мысли. Бытие оказалось у него крайне бедным и по сути дела негативно определяемым (бытие как нечто абсолютно неопределенное, непосредственное, бескачественное), что объясняется стремлением вывести бытие из актов самосознания, из гносеологического анализа знания и его форм. Подвергнув критике прежнюю онтологию, пытавшуюся построить учение о бытии до и вне всякого опыта, без обращения к тому, как мыслится реальность в научном знании, немецкий классический идеализм (особенно Кант и Гегель) выявил такой уровень бытия, как объективно-идеальное бытие, воплощающееся в различных формах деятельности субъекта. С этим был связан историзм в понимании бытия, характерный для немецкого классического идеализма.
Идеалистическая установка  – понять бытие, исходя из анализа  сознания, свойственна и философии XIX-XX вв. Однако здесь аналитика сознания не отождествляется с гносеологическим анализом и предполагает целостную  структуру сознания во всем многообразии его форм и в его единстве с  осознаваемым миром. Так, в философии  жизни (Дильтей) бытие совпадает с целостностью жизни, постигаемой науками о духе специфическими средствами (метод понимания в противовес методу объяснения в физических науках). В неокантианстве бытие раскладывается на мир сущего и мир ценностей (т. е. подлинное бытие, которое предполагает долженствование). В феноменологии Гуссерля подчеркивается связь между различными слоями бытия – между психическими актами сознания и объективно- идеальным бытием, миром смыслов. Учение о бытии, по Гуссерлю, изучает предметно-содержательные структуры интенциональных актов сознания, прежде всего восприятия, выявляет связи между объективно-идеальными смыслами и соответствующими актами сознания. Шелер не ограничивает сознание актами созерцания, укореняя его в эмоциональных переживаниях и оценках. Поэтому учение о бытии для Шелера тождественно осмыслению эмоционально-душевных актов и коррелятивных им ценностей, различных по своему рангу. Для Хайдеггера бытие дано только в понимании бытия (бытие как коррелят интерпретаций бытия). Исходным для него является человеческое существование, трактуемое как эмоционально-волевое, практически-озабоченное бытие. Учение Хайдеггера о бытии представляет собой попытку герменевтического истолкования человеческого существования во всей полноте его бытия, фундамент которого он вначале усматривал в актах речи, позднее – в языке. Сартр, противопоставляя бытие в себе и бытие для себя, разграничивает материальное бытие и человеческое бытие. Первое есть для него что-то косное, сопротивляющееся человеческой воле и действию. Основная характеристика человеческого бытия в субъективистской концепции Сартра – свободный выбор возможностей.
В неопозитивизме радикальная  критика прежней онтологии и ее субстанциализма перерастает в отрицание самой проблемы бытия, истолковываемой как метафизическая псевдопроблема. Однако характерная для неопозитивизма деонтологизация философии по существу предполагала некритическое приятие языка наблюдения в качестве фундаментального уровня бытия науки.
В марксистской философии, отвергающей  различные формы идеализма, проблема бытия анализируется в нескольких направлениях. При этом подчеркивается многоуровневый характер бытия (органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, бытие личности), несводимость одного уровня к другому (материя и формы ее движения –  предмет естествознания, общественное бытие – предмет социологических  и исторических наук). Марксизм отстаивает историческую концепцию социального  бытия, видя в нем совокупную чувственную (прежде всего материальную) деятельность индивидов, социальных групп и классов. Бытие понимается как реальный процесс  жизнедеятельности людей, как часть  производство самой материальной жизни. В проблеме взаимосвязи природного и социального бытия диалектический материализм исходит из первичности  природы. Развитие общественно-исторической практики и науки приводит к расширению границ познанного и освоенного природного и социального бытия, служит основой постижения смысла бытия личности.
2. Сциентизм и антисциентизм.
Сциентизм и антисциентизм.
Сциентизм (от лат. scientia – знание, наука) – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Идеалом для сциентизма выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественно-научного познания. В качестве осознанной ориентации сциентизм утверждается в западной культуре в конце XIX в., причем одновременно возникает и противоположная мировоззренческая концепция – антисциентизм. Последний подчеркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкует ее как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека.
Сциентизм выдвигает  науку  в качестве абсолютного эталона  всей культуры, тогда как антисциентизм всячески третирует научное знание, возлагая на него ответственность за различные социальные антагонизмы. Конкретными проявлениями сциентизма служат концепции науки, развиваемые в рамках современных школ неопозитивизма, технократические тенденции, свойственные некоторым слоям бюрократии и научно-технической интеллигенции в современном обществе, а также устремления ряда представителей гуманитарного знания, пытающихся развивать социальное познание строго по образцу естественных наук. Позиции антисциентизма защищают некоторые направления современной философии (прежде всего экзистенциализм), а также некоторые отдельные представители гуманитарной интеллигенции.
Идеология сциентизма зародилась в недрах просветительства, получила развитие в неопозитивизме, т.е. уже  в собственно философском направлении, которое, номинально оставаясь философией, по существу самоустранялось в пользу науки как новейшего демиурга (творца), как единственного ответчика на все жизненно важные вопросы. Позитивистской философии свойственно стремление отказаться от всех доктрин, которые используют в качестве аргументов не проверяемые научно (экспериментально, эмпирически) доказательства. Сюда попали не только действительно использующие «голую риторику» политические идеологии, но и все философские системы, затрагивающие политические вопросы.
Вопрос о соотношении  философии и науки очень сложен, он имеет различные толкования, решения  и еще больше нюансов этих решений. Любая излишне жесткая формулировка этого соотношения чревата серьезными мировоззренческими последствиями. Опасны обе крайности – и жесткий  диктат философии над наукой (антисциентизм), и позитивистский отказ философии в возможности достижения истины (сциентизм).
3.Философская антропология 
Философская антропология, в широком смысле – философское  учение о природе (сущности) человека, который служит исходной точкой и  центральным предметом рассмотрения; в узком смысле – течение западно-европейской, преимущественно немецкой, философии 1-й пол. ХХ в.
Как течение немецкой философской  мысли философская антропология возникла в русле происходившего в начале ХХ в. общего для западно-европейской философии «антропологического поворота» и опиралась на идеи философии жизни (Дильтей) и феноменологии (Гуссерль и др.).
В центре внимания философской  антропологии лежит идеалистически понимаемая проблема человека, а основная идея – создание «синтетической»  концепции человека. Главные представители  этого течения – М.Шелер, А.Гелен, Г.Плесснер.
Шелер, один из родоначальников  философской антропологии, в работе «Положение человека в космосе» (1928) выдвинул задачу создания основополагающей науки о человеке. Он начертал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия, предполагая, что философская антропология соединит конкретно-научное изучение различных  сфер человеческого бытия с целостным, философским его постижением. В  этой работе, как и в труде другого  теоретика философской антропологии Плеснера «Ступени органического и  человек» (1928), в космологической  перспективе рассматривались некоторые  существенные аспекты отношения  человека к животному и растительному  миру. Этот органический, биоантропологический подход к проблеме человека не стал подготовительным этапом последующего, более целостного взгляда на человека, но по существу узко ограничил горизонт философского антропологического мышления и был унаследован другими представителями философской антропологии (А. Геленом, Э. Ротхаккером, Э. Хенгстенбергом, М. Ландманом и др.).
Программа, выдвинутая Шелером, не была выполнена. Философская антропология, несмотря на некоторые её научные  и теоретические достижения, не стала  целостным учением о человеке и вылилась в отдельные философско-антропологические  теории – биологическую, психологическую, религиозную, культурную и др., которые  при известной принципиальной общности обнаружили существенные различия как в методах исследования, так и в понимании характера и назначения философской антропологии. У Шелера человек – не столько биологическое, но главным образом духовное существо, выделяющееся способностью к «чистому созерцанию вещей»; у Плеснера подчеркивается эксцентрическая природа утратившего свою самость человека, «приговоренного» в силу этого к вечному поиску и самосовершенствованию; по Гелену, человек по причине биологической недостаточности предопределён к деятельной активности, реализующей себя в различных формах культуры; у Ротхаккера и Ландмана он – продукт определенного стиля жизни, или «объективного духа» культуры. Сторонники философской антропологии в каждом конкретном случае выбирают какой-нибудь отдельный специфический аспект и возвышают его до уровня единственного определяющего признака природы человека, при этом другие, не менее важные аспекты игнорируются, так что в целом методологические принципы философской антропологии и вытекающие из них конкретные теоретические построения страдают существенными пороками. Осталась не осуществлёнными притязания философской антропологии на положение специальной, наряду с другими, дисциплины в составе философии, тем более основополагающей философской дисциплины, осмысливающей научное знание о человеке и воссоздающей на этой основе его целостный образ.
 Оттесненная в послевоенное  время экзистенциализмом, философская  антропология в 60-70-х гг. XX в.  влилась в широкое идейное  движение, претендующее на теоретическое  осмысление и истолкование современного  знания о человеке, на достижение  нового философского понимания  природы человека (прагматизм, глубинная  психология, структурализм).
4. Биологическая школа  и психологическая школа в  учениях о человеке
Биологический детерминизм 
Господствующим направлением в западной социальной философии  ХIХ - начала ХХ века был биологизм. Представители этого направления стремились познать законы функционирования и развития общества путем установления аналогий с биологическим организмом или биологической эволюцией в целом. В биолого-эволюционных школах социальную эволюцию (развитие) стали рассматривать как продолжение или составную часть биологи ческой эволюции.
Выдвижение на первый план тех или иных природных факторов или движущих сил социального  развития, иногда методологических образцов определенной естественной науки, служит основанием для классификации натуралистических школ. Так, биоорганическая школа особое значение приписывала структуре социально целого, расово-антропологическая – влиянию биологической природы человека, его расовых черт и генотипа, социальный дарвинизм – борьбе за существование и естественному отбору, географическая школа – географической среде и местожительству людей.
Видный представитель  натурализма в социологии Г. Спенсер  представлял эволюцию как универсальный  процесс, объясняющий все изменения  в природе и самых частных  социальных и личностных поступках. Он был сторонником организмического подхода к социальным фактам и представлял общество биологическим организмом.
Другая натуралистическая  школа – социальный дарвинизм  – пыталась свести законы развития общества к биологическим закономерностям  естественного отбора, выживания  наиболее приспособленных, к установкам теорий инстинкта, наследственности и  т.п. Центральной идеей социал-дарвинизма была попытка объяснить все социальные явления и действия указанием  на лежащие в их основе природные  силы человека и свести (редуцировать) основные движущие силы человека к  его инстинктам и потребностям. «Борьба  за выживание» и естественный отбор  становились универсальными объяснениями социальной эволюции и социальных изменений.
Однако представители  социал-дарвинизма часто принадлежали к различным и даже противоположным  идеологиям. Среди них были консерваторы (Т. Мальтус), предлагавшие меры для  сохранения социальной иерархии, и  либералы (Г. Спенсер), которые уподобляли экономическую конкуренцию естественному  отбору, считали ее источником индивидуализма и стихийной конкуренции в  обществе. Самые реакционные варианты социал-дарвинизма связаны с расизмом, евгеническими теориями, утверждавшими  взаимосвязь расового и классового неравенства, разделение общества на полноценных  и неполноценных членов, и с  концепциями, утверждавшими первичную  роль иррациональных факторов в коллективном поведении.
Расово-антропологическая  школа – разновидность биолого-натуралистического направления социологии конца ХIХ - начала ХХ века, признает, что:
1) социальная жизнь и  культура зависят от расово-антропологических  факторов;
2)расы, как множества людей,  объединенных общими наследственными  антропологическими признаками, являются  основными субъектам
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.