Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Воспитание доброты и милосердия в дошкольном детстве

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВОСПИТАНИЕ  ДОБРОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
 
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………5
 
     1.1 Нравственное воспитание дошкольников………………………………5
 
     1.2 Методы воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..13
 
     1.3 Роль педагогического инструментария в воспитании доброты и милосердия……………………………………………………………………….24
 
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РОЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МИЛОСЕРДИЯ И ДОБРОТЫ ……………...30
 
      2.1 Организация исследования……………………………………………...30
 
      2.2 Анализ и обсуждение результатов……………………………………...35
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...37
 
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…….39
 
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...43
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
 
Выдающиеся  советские педагоги Надежда Константиновна Крупская и Антон Семенович Макаренко  неоднократно подчеркивали, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным  в становлении нравственных черт характера. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти  годы при условии целенаправленного  воспитания закладываются основы моральных  качеств личности. К шести-семи годам  у ребенка могут быть воспитаны  довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и  правилам.
В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который  дает основания впервые назвать  ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Психофизиологические  особенности детей дошкольного  возраста создают благоприятные  возможности для морального воспитания. Дети дошкольного возраста отличаются высокой восприимчивостью, легкой обучаемостью, что обусловлено пластичностью  их нервной системы, ее способностью активно реагировать на воздействия, поступающие из окружающей среды. Очень  многое, что ребенок воспринимает, становится предметом его чувств, пристального внимания и подражания, осмысления. Однако в силу ограниченности жизненного опыта, большой эмоциональности, недостаточного умения дать верную оценку воспринимаемому, дошкольникам, особенно младшего возраста, часто бывает не под силу отчленить хорошее от дурного, определить верный путь поведения. Поэтому так важно, во-первых, чтобы близкие ребенку люди были для него образцом, и чтобы он хотел им подражать, во-вторых, чтобы они организовывали нравственно направленную деятельность ребенка, систематически упражняли его в нравственных поступках.
Данная  проблема актуальна в современной  педагогике, так как воспитанию в  детях таких нравственных качеств, как доброта и милосердие особого  внимания не уделяется.
Таким образом, объектом исследования является процесс нравственного воспитания дошкольников.
Предмет исследования: воспитание доброты и милосердия в дошкольном детстве.
Цель исследования: выяснить, что является педагогическим инструментарием в воспитании доброты и милосердия.
Гипотеза исследования: использование разнообразного педагогического инструментария, в формировании нравственной компетентности дошкольника, способствуют воспитанию доброты и милосердия.
В связи  с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи данного исследования:
- изучить  научно-педагогическую и методическую  литературу по проблеме воспитания  нравственных качеств у дошкольников;
- провести  эмпирическое исследование по  выявлению педагогического инструментария, используемого в воспитании доброты  и милосердия;
- выяснить  существует ли связь между  используемым педагогическим инструментарием  в воспитательно-образовательном процессе и воспитанием нравственных качеств доброты и милосердия;
- сделать  выводы и обобщения.
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К НРАВСТВЕННОМУ  ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
 
 
      Нравственное воспитание дошкольников
 
 
Нравственное  воспитание - это:
 
- одна  из форм воспроизводства, наследования  нравственности;
- целенаправленный  процесс приобщения детей к  моральным ценностям человечества  и конкретного общества;
- формирование  моральных качеств, черт характера,  навыков и привычек поведения.
Основой нравственного воспитания является мораль.
Под моралью  понимают исторически сложившиеся  нормы и правила поведения  человека, определяющие его отношение  к обществу, труду, людям.
Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает  в себя все человеческое: способы  общения, поведения, отношения, используя  для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем  проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.
Освоение  морали начинается  с раннего  детства. Дошкольный возраст – это  период первоначального фактического складывания личности (А. Н. Леонтьев). Нравственное развитие личности ребенка  определяется знанием норм и правил поведения, моральными привычками, эмоционально-положительным отношением  к нравственным нормам, внутренней позицией самого ребенка (В. С. Мухина). К концу дошкольного возраста под влиянием воспитания у детей формируется поведение, ориентированное на нравственную норму, развивается способность соотносить свои действия с этическими эталонами (С. Г. Якобсон).
Так как  формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве, от того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов морального кодекса строителя коммунизма, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина советского общества.
С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами  и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.
Нравственное  воспитание - основной стержень общей  системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно  связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.
Нравственное  воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни  и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в  кругу сверстников, на улице. Часто  это влияние не бывает адекватным требованиям морали.
Процесс нравственного воспитания сложен и  длителен. В нем условно можно  выделить три составляющие части: основную – воспитание и две сопутствующие – перевоспитание и самовоспитание. Нравственное воспитание имеет перспективный характер, т.е. в ходе его происходит «проектирование» личности воспитанника с учетом социального заказа общества, достигнутого уровня нравственного развития, намечающихся тенденций поведения. Прогнозируя развитие определенных  моральных качеств детей, педагог организует их разнообразную деятельность, в которой происходит  освоение определенного морального содержания (нравственных знаний, умений, способов поведения и пр.), формируются моральные мотивы и социальная активность, а также преодолеваются отрицательные черты поведения. Опора на активность воспитанников  является обязательным условием нравственного воспитания.
Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная  воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая  подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.
Все эти  и другие моральные качества характеризуют  нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.
Правильное  воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков  и привычек поведения, что может  неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.
Особое  значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, Родине, уважение к людям других национальностей. Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки. Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой.
Сформированные  нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к  тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет  педагогу проникнуть в суть поведения  ребенка, понять причину того или  иного его поступка и выбрать  наиболее подходящий способ воздействия.
Воспитание  нравственных чувств, формирование моральных  представлений, привычек и мотивов  поведения осуществляется в единстве и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Важным  принципом нравственного воспитания является принцип воспитания детей  в коллективе. Н. К. Крупская, подчеркивая  важность воспитания в коллективе, писала: «...Школа должна учить ребят  объединяться, ставить общие цели и общие задачи и общими усилиями эти задачи разрешать». Коллектив  является действенным средством  воспитания у ребенка чувства  товарищества, уважения к окружающим, гуманности и взаимопомощи, т. е. основных принципов взаимоотношений между  советскими людьми.
Коллектив - это школа формирования общественной направленности личности ребенка. Здесь  наиболее ярко раскрывается его индивидуальность, способности и нравственные качества. Моральная ценность человека проявляется прежде всего в поступках. В коллективе ребенок получает возможность проявить свои знания, отношение к окружающим, к деятельности: стремление оказать помощь, добиться результата, позаботиться о сверстниках, проявить доброту, скромность, трудолюбие.
Принцип воспитания в коллективе обязывает  педагогов объединять детей в  разных видах совместной деятельности для благотворного влияния на личность каждого ребенка. Так, организуя  коллективный труд, воспитатель учит детей совместными, усилиями достигать  цели. Дошкольники вместе обсуждают  последовательность работы, помогают друг другу, что способствует формированию положительных взаимоотношений, начал  коллективизма.
В процессе общения происходит взаимовлияние  детей друг на друга. Знания одного становятся достоянием всей группы, а  положительная оценка робкого, застенчивого ребенка перед коллективом товарищей  поддерживает его стремление поделиться своими знаниями со сверстниками.
Определяя средства и методы воздействия на детей, педагог руководствуется  принципом требовательности к ребенку  в сочетании с уважением к  его личности. Это соответствует сущности морали, основанной на уважении к человеку и признании его личного достоинства. Этот принцип нашел педагогическое воплощение в системе А. С. Макаренко.
Применение  этого принципа в практике выражается в умении воспитателя сочетать доброту  с обоснованной требовательностью, учитывающей возможности, развитие, нравственный опыт и индивидуальные особенности детей. Это позволяет  формировать у них основы нравственного  поведения, дисциплинированности, не подавляя инициативы и жизнерадостности, учить  уважительно относиться к установленному в группе порядку. От педагога, в свою очередь, требуется сдержанность, терпеливость, разумная строгость, уважительное отношение к воспитанникам.
Принцип единства воздействий на чувства, сознание и поведение вытекает из понятия  целостности процесса развития личности. Он требует комплексного подхода  при выборе средств и методов  нравственного воспитания. Определяя  содержание воспитательного воздействия, следует учитывать, вызовет ли оно  эмоциональный отклик у ребенка, будет ли понято, сформирует ли определенные представления о явлениях окружающей жизни, а также мотивы поступков, будет ли воспитывать осознанное поведение.
Систематичность и последовательность, единство требований к детям в детском саду и  семье обеспечивает прочное усвоение навыков поведения, формирование нравственных основ личности ребенка. Этот принцип  требует от педагога осуществлять всю  воспитательную работу систематически, последовательно усложняя задачи воспитания для всей группы в целом и для  каждого ребенка в отдельности (с учетом его особенностей и уровня усвоения вводимых моральных правил, опыта поведения). Необходимо также  создание условий, обеспечивающих наиболее полное решение воспитательных задач: для того, чтобы сформировать любое  нравственное качество, требуется обеспечить систематичность упражнений ребенка  в поступках, в которых оно  проявляется, а также обеспечить единство требований к нему со стороны  всех воспитывающих его лиц. В  противном случае у детей формируется  лишь умение подчиняться распоряжениям  того или иного взрослого, а не сознательное управление своим поведением. Возникает опасность формирования приспособленчества.
Учет  этого принципа в воспитательной работе требует от педагога установления тесной связи с семьей, проведения большой разъяснительной работы, разработки рекомендаций в адрес  родителей, выработки общих, единых методов воздействия на детей. Воспитание детей в коллективе сверстников  осуществляется также в соответствии с принципом индивидуального  подхода, учета возрастных особенностей, уровня нравственных представлений  и опыта поведения ребенка. Осуществление  этого принципа требует от педагога глубоких знаний психофизиологических особенностей данного возраста и  индивидуальных особенностей развития каждого из воспитанников.
Учитывая  этот принцип, педагог определяет задачи и методы индивидуального подхода  к ребенку. Например, решая общую задачу воспитания положительных взаимоотношений в группе, он формирует у одного ребенка умение уступить, поделиться, у другого - инициативу, умение отстаивать свое мнение, у третьего - сдерживать свои желания, учитывая интересы сверстников, у четвертого - умение спокойно и дружелюбно договариваться о совместном пользовании игрушкой, о ролях в коллективной игре и у всего коллектива детей - положительные взаимоотношения.
Педагогу  важно понимать мотивы детских поступков  и правильно их оценивать. Под  его влиянием у дошкольников растет способность самостоятельно решить, как поступить в той или  иной ситуации. В силу конкретного  мышления, недостаточной объективности  в оценке поступков сверстников, а также импульсивности поведения  и подражательности дети, особенно малыши, могут совершать неправильные поступки. Однако не всякий отрицательный  поступок является следствием невоспитанности  дошкольника. Поэтому очень важно  выявить, какие мотивы побуждали  ребенка к действию. Только при  этом условии педагог может правильно  понять поступок, дать ему верную оценку и выбрать соответствующие методы воздействия на ребенка. Например, малыш  отнял игрушку у сверстника. Можно  предположить, что он не воспитан; но оказывается, он просто хотел успокоить другого плачущего ребенка той игрушкой, которой накануне воспитательница забавляла его самого. Еще пример. Ребенок ударил сверстника. Педагог осуждает его поведение, но оказывается, что этот поступок совершен в ответ на обиду, нанесенную ему или его товарищу. Конечно, подобный поступок не может быть оправдан, но мотив объясняет его причину. Поэтому следует объяснить ребенку, что так поступать нельзя, и подсказать (или вместе обсудить), как следовало бы действовать в подобной ситуации.
Ни один метод воспитания не может быть универсальным, пригодным для всех ситуаций, которые  возникают в работе с детьми. Воспитатель  сочетает разные методы, учитывая при  этом особенности возраста, индивидуальные проявления, уровень воспитанности  каждого ребенка и всей группы в целом. Одни и те же методы приобретают своеобразие в зависимости от их использования в воспитании детей разного возраста.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Методы воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста
 
 
Методы воспитания - это пути и способы реализации задач нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей.
В педагогике существует несколько  подходов к классификации методов  воспитания (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый – в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова – в дошкольной педагогике).
Для классификации методов исследователи  определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного  воспитания.
Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:
- методы формирования нравственного  поведения: упражнения, поручение,  требование, воспитывающие ситуации;
- методы формирования нравственного  сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;
- методы стимулирования: поощрение,  соревнование, одобрение, награждение,  субъективно-прагматический.
 
Принципы отбора методов нравственного  воспитания:
- соответствие метода цели и  задачам воспитания;
- гуманный характер метода;
- реальность метода;
- подготовленность условий и  средств для использования метода;
- избирательность отбора метода;
- тактичность применения метода;
- планирование возможного результата  воздействия метода;
- терпение и терпимость педагога  при использовании метода;
- преобладающая практическая направленность  метода в нравственном воспитании  дошкольников.
Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями  для подбора методов, которые  можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение  и т. п.).
Воспитание детей требует комплекса  различных методов. В дошкольной педагогике принята такая классификация  методов нравственного воспитания детей:
- методы формирования навыков  и привычек поведения;
- методы Формирования нравственных  представлений, суждений, сценок;
- методы коррекции поведения.
 
I, Методы формирования навыков  и привычек поведения. Эта группа  методов обеспечивает накопление  у детей практического опыта  общественного поведения.
Сюда относится метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения (здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т. п.). К этому они приучаются с помощью упражнений, предполагающих включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми (в естественных и специально создаваемых ситуациях). Приучение широко применяется в нравственном воспитании детей уже с раннего возраста: малышей приучают  к режиму питания, сна, бодрствования, к формам и правилам общения, деятельности. Главный результат – формирование навыков и умений поведения. Повторяясь ежедневно, эти умения и навыки превращаются  в привычные способы поведения.
Для того, чтобы приручение было действенным и эффективным, используются в комплексе следующие приемы: указание, что делать; определение результата – что и зачем; показ и объяснение  или только объяснение способа действия или способа поведения (много различных действий в последовательности); повторность (организация учреждений); контроль и оценка. В процессе самообслуживания и общения педагоги показывают детям на конкретных примерах, как войти, поздороваться, обратиться к взрослому или сверстнику, попросить у него игрушку и т. д.
Поручение – это специально организованная взрослым ситуация  для многократных упражнений в тех или иных формах поведения. Метод поручения дает наибольший аффект, если он сочетается с примером взрослых или других детей. При этом у ребенка должно возникнуть желание быть похожим, подражать. Если пример получил отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его значения и активном влиянии на личность ребенка.
Большое значение имеет метод целенаправленного наблюдения, организованного педагогом (например, младшие дети наблюдают дружные игры старших дошкольников). Это не просто пассивный метод, он питает детский опыт, исподволь формирует отношение к явлению и положительно влияет на поведение. Можно использовать показ действия. Этот метод эффективен в воспитании навыков культурного поведения у детей.
Очень важен метод организации воспитателем деятельности, носящей общественно полезный характер (например, коллективный труд по уборке участка, по посадке кустарников, цветов и др.). Важным методом является детская игра, особенно сюжетно-ролевая. Она дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми, выбирать темы, игровые цели и действовать на основе знания норм и правил поведения, имеющихся представлений о явлениях действительности. Игра позволяет взрослому ясно увидеть достижения и недостатки в уровне нравственного развития ребенка, наметить задачи его воспитания.
2. Методы Формирования нравственных  представлений, суждений. оценок включают:
    Беседы на этические темы. Этическая беседа – это беседа на моральные темы. Функция ее – моральное воздействие на сознание и поведение детей с целью формирования и развития обобщенных моральных представлений и понятий, на основе которых воспитывается убежденность. Большое значение  имеет этическая беседа и для развития у детей умения правильно оценивать свое отношение к поступкам товарищей и к своим собственным. Источниками для этических бесед в детском саду являются факты, явления, события в жизни самого детского коллектива, поступки детей, их взаимоотношения, поступки героев художественных произведений, кинофильмов, спектаклей.
Проведение бесед на этические  темы требует тщательной подготовки, глубокого продумывания каждого  вопроса, с тем, чтобы не допустить голого морализирования, безосновательных требований, запретов, осуждения отдельных детей. Все эти просчеты могут привести к появлению у дошкольников формальных знаний или вызвать у них протест, что будет препятствовать положительному отношению к обсуждаемой теме, возникновению соответствующих чувств.
К этическим беседам  предъявляются  определенные требования: идейная направленность содержания, тесная связь с жизнью данного детского коллектива и с  жизнью страны, соответствие содержания и методики проведения беседы возрастным возможностям и индивидуальным особенностям детей, закрепление моральных представлений, понятий, норм, правил в ходе живого обмена мнениями.
    Метод убеждения. Убеждение рассматривается в педагогике как метод педагогического воздействия на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт в характере и поведении. При помощи убеждения воспитатель формирует у детей моральные представления и понятия, руководствуясь  которыми, дети вырабатывают  правильные суждения, оценочные отношения к поступкам людей, к общественным событиями к самому себе, овладевают моральными нормами и правилами поведения в быту, в обществе, в своем коллективе.
    Разъяснение применяется в соответствии с возрастом детей и уровнем развития  нравственного сознания. Уже при формировании у детей дошкольного возраста элементарно моральных представлений и понятий о нормах и правилах поведения применяется разъяснение. Воспитатель не только сообщает им правила поведения, но и разъясняет значение каждого правила, подчеркивает необходимость обязательного его выполнения. Постепенно у ребенка формируется представление об общественной значимости его поведения. При разъяснении воспитатель пользуется  также указанием: он рассказывает, что нужно делать и как нужно поступить.
Разъяснение позволяет детям понять моральный смысл конкретных поступков  и правил поведения, осознать значение необходимости их выполнения для  нормальной жизни в коллективе. В  разъяснении всегда раскрывается мотивация  поступка, дается доказательство необходимости  и пользы конкретных действий, суть которых - выражение внимания к окружающим, умение подчинить свое поведение  требованиям взрослых. Мотивированное требование, обращенное к ребенку, имеет  целью убедить его в необходимости  выполнения того или иного правила  или недопустимости в будущем  повторения совершенного поступка.
Разъяснением необходимо сопровождать введение новых правил, требований, чтобы предупредить их нарушение. Разъяснение  применяется при обсуждении отрицательных  действий, поступков детей и при  одобрении, поощрении, вызывая у  детей положительные переживания  и чувства. При разъяснении применяется  показ способов и образцов действий и отношений, которыми дети должны овладеть. Особенно это необходимо в дошкольном и младшем школьном возрасте. Разъяснение, указание, показ формируют у детей осознание своего поведения, убежденность, т.е. уверенность в том, что поступать нужно именно так, а не иначе.
    Внушение используется на всех ступенях возрастного развития детей. Особенно действенное значение этот метод имеет в дошкольном и младшем школьном возрасте. Впечатлительность детей этих возрастов делает их податливыми к внушению
Применение внушения должно основываться на уважении к личности ребенка, на глубокой вере в его силы и возможности. Дети со слабой волей особенно нуждаются в таком внушении. В них вселяют уверенность в том, что они могут быть смелее, добрее, что они в состоянии выполнить требования, предъявляемые к ним воспитателем, учителем, коллективом. Им советуют, что нужно делать и как надо поступать, чтобы заслужить уважение  товарищей. Отдельных детей путем внушения предостерегают от зазнайства, хвастовства, эгоизма.
Эффективность применения данного  метода зависит от того, насколько  воспитатель и учитель опираются  на жизненный опыт детей. Внушение применяется  по отношению к группе сверстников  и к отдельным  детям с учетом их индивидуальных особенностей (застенчивость, робость, неуверенность, беспомощность).
Эти методы широко используются как  на замятиях, так и в повседневной жизни детей. При этом воспитатель  должен избегать морализирования, усвоения знаний детьми должно протекать на фоне их положительного эмоционального состояния. Формирование у детей  правильных оценок поведения и отношений  людей способствует превращению  моральных представлений в мотивы поведения.
3. Методы коррекции поведения.  Если методы первых двух групп  относятся к основным методам  нравственного воспитания, то методы  этой группы - вспомогательные. Это методы примера нравственного поведения, поощрения и наказания. В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат нравственной воспитанности ребенка.
 Пример – это воздействие поступков и действий на чувства, сознание и поведение воспитуемого. Непосредственное воздействие  может оказать личный пример окружающих людей, примеры из жизни и деятельности великих людей, героев труда и войны, героев литературных произведений, кинофильмов и театральных спектаклей. Примеры обладают наглядностью, большой силой эмоционального воздействия на детей, поэтому облегчают усвоение  нравственных привычек и навыков. Применение примера как метода нравственного воспитания основывается также на любви и уважении детей к окружающим их людям. Дети дошкольного и младшего школьного возраста  подражают поступкам и поведению детей, которые пользуются у них авторитетом: стараются копировать их действия, манеры и т.д. Велика роль примера окружающих, в первую очередь воспитателей и родителей. Дети искренно любят внимательных, заботливых, справедливых взрослых, стараются им во всем подражать.
Специфика и сила примера как  метода нравственного воспитания заключается  в том, что при его использовании  знания формируются в единстве со способами поведения. Дети усваивают  знания о способах поведения в  конкретных нравственных ситуациях.
Подражая авторитетному педагогу, дети копируют его манеры поведения, мимику, жесты: так же здороваются, улыбаясь взрослому и сверстникам, вежливо  обращаются с просьбой, благодарят за услугу, проявляют озабоченность, обнаружив беспорядок, заметив огорчение  товарища, и т. п. Действия воспитателя  они копируют и в играх. По примеру  взрослого дети охотнее включаются в труд, проявляют волевые усилия, не бросают работу не законченной. Положительно-эмоциональное отношение педагога к процессу труда также влияет на детей; взрослый заражает их своим оптимизмом, постоянной готовностью включиться в работу.
Немаловажное значение имеет также  и пример сверстников, одобряемый педагогом. Например, желая предупредить возможное  нарушение установленного правила, воспитатель подчеркивает: «Какой у  нас Сережа молодец! Не стал расталкивать детей, чтобы встать в строй, а немножко отошел и пропустил вперед Колю». Подобное одобрение поступка мальчика вызывает у детей желание поступать так же, и построение проходит без излишней сутолоки. Побуждая детей к проявлению аккуратности, тщательности в работе, воспитатель одобряет другого ребенка: «Как аккуратно Максим повесил свою одежду в шкаф! Он не торопился, постарался. Я уверена, что и другие ребята так же сумеют!» Заинтересованное отношение педагога, его уверенность в том, что все дети поступят так же, побуждают их к необходимым действиям.
Дошкольники и самостоятельно подражают  поступкам сверстников. Однако они  далеко не всегда способны дать, правильную оценку нравственного содержания поступка, поэтому могут подражать и  отрицательным примерам. Воспитатель  стремится предупредить такие факты, останавливая ребенка, поступающего плохо, выражая свое огорчение по поводу его действий.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.