Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные этапы развития экскурсионного дела а России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИИ
Первые  экскурсии в России появились в к.XVIIIв.  под влиянием идей Я.А.Коменского, полагавшего, что в обучении надо идти не от рассуждения о предмете,  а от реального наблюдения над ним.  В «Уставе народным училищам» (1786)  и «Школьном уставе» (1804) рекомендовались «прогулки» (экскурсии) на природу, на мануфактуру, в мастерские ремесленников. Развитие экскурсионного дела начинается с 1880 – 90-х гг. под влиянием взглядов К.Д.Ушинского и его последователей,  сторонников активных методов обучения.  В программу отдельных школ, гимназий,  коммерческих училищ стали включаться естественно-научные,  а затем культурно-исторические,  литературные экскурсии. Появились и первые внеучебные экскурсии и путешествия, организуемые гимназиями на Волгу, в Крым, за границу.  Постепенно осуществляется переход к системе использования экскурсий как метода образования. В 1900 – 1910-е гг. появились первые организационные структуры,  стимулирующие развитие экскурсионного дела.  В 1907г.  При Российском обществе туристов (РОТ) была создана комиссия «Образовательные экскурсии по России», занимающаяся организацией экскурсий для различных групп населения.  Создаются экскурсионные комиссии в ряде учебных округов: Московском, Петербургском, Казанском, Одесском, Киевском. Большую роль в организации экскурсионного дела сыграли общества любителей естествознания,  «Русское горное общество»(1900), «Кавказское горное общество» (1902- 1905). В 1910-ые гг.  экскурсионное дело приобретает все большие масштабы, а первое послеоктябрьское десятилетие (1917 – 27) считается периодом становления отечественной экскурсионной школы, хотя практические, теоретические и методические вопросы разрабатывались и в первые годы ХХв.  И.М.Гревс,  Н.А.Гейнике, Н.П.Анциферов,  В.А.Герд,  А.В.Бакушинский и др.  представители экскурсионной школы,  опираясь на отечественный и зарубежный опыт,  обосновали теоретические принципы и организационно-  методические основы экскурсионного дела.  Разработанный ими экскурсионный метод основан на совокупности характеристик: первичности зрительного впечатления, превалировании показа над рассказом, моторности (передвижение по определенному маршруту и осмотр объектов с разных сторон и расстояний), а так же тематичности.  Сначала экскурсионный метод разрабатывался для экскурсий на  «открытом воздухе»,  а потом был спроецирован на музейные экспозиции.  Большую роль в становлении экскурсионного дела были призваны сыграть Центральное бюро краеведения (1921 - 37),  а так же Петроградское научно-исследовательский экскурсионный институт (1921 – 24)  и Московский музейно-экскурсионный институт (1921 – 25),  цель которых состояла в изучении  «экскурсоведения по всем областям жизни и человеческой культуры»  для создания»цельной образовательной системы». Для подготовки экскурсоводов в Питрограде и Москве были созданы инструкторские экскурсионные станции. Содержание экскурсионного дела в первые десятилетия ХХ в. заключалось в изучении мировой и отечественной истории, природных и культурных достопримечательностей страны,  особенностей национальной культуры.  К сер. 1920-х гг.  экскурсионное дело достигло наивысшего расцвета, однако к кон.1920-х –  нач. 30-х гг. его развитие, как и краеведения, было приостановлено. Многие экскурсоводы и краеведы подверглись репрессиям, а экскурсионные организации реорганизованы. Уже с сер. 1920-х гг. Экскурсионное дело стало развиваться под руководством Главполитпросвета. В 1928 г. Вместо ликвидированного РОТ было создано Общество пролетарского туризма.,  преобразованное потом во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (1930)  С 1936г. Руководство туризмом и экскурсиями стало осуществлять созданный при ВЦСПС Центральное туристско-экскурсионное управление. Уже в нач. 1920-х гг. все больше внимания стало уделяться пропаганде революционных завоеваний, а согласно решениям IV съезда обществ политпросвета экскурсионное дело должно было строиться только на основе марксистско-ленинской методологии. С нач. 1930-хгг. музеи провозглашаются политико-пропагандистскими центрами, а экскурсия из научного комментария превращается в агитацию идеологического характера.  Вплоть до сер. 1980-х гг.  незыблемой установкой в экскурсионном деле являлся показ историко-революционной тематики и достижений социалистического строительства. С кон. 1960-х гг. в стране начинает развиваться индустрия туристско-экскурсионного дела: растет сеть турбаз, кемпингов, мотелей. Расширяется сеть музеев, включенных в туристское обслуживание, что объясняется т.н. «музейным бумом», охватившим разные страны мира. Для подготовки экскурсоводов в пед. вузах на факультетах общественных профессий создаются экскурсионные отделения. Проявляется тенденция дифференцированного подхода к различным категориям экскурсантов –  школьников,  учащейся молодежи, сельским жителям, иностранцам и т.д.  К сер. 1970-х  начинают возрождаться лучшие традиции отечественной экскурсионной школы.  Во второй половине 1980-х гг.  расширяется проблематика экскурсионного дела, начинается новый этап краеведения. Рубеж 1980 – 90-х гг. отмечен спадом экскурсионного дела, вызванного сложностями политического и экономического характера. Вместе с тем в музеях развивается экскурсии
под влиянием коммуникативной модели музея,  разрабатываются новые методы и приемы в вовлечения в предметный мир культуры, как детской, та и взрослой аудитории.
Все большее  значение приобретает изучение отечественного экскурсионного опыта прошлых лет и современных достижений зарубежного музейного дела.  Главным содержанием экскурсионного дела на современном этапе становится знакомство экскурсантов с непреходящими ценностями историко-культурного наследия.
 
История развития экскурсионного дела в России. Дореволюционный  период 
 
 
          Начало развития экскурсионного  дела в России приходится на        II половину XVIII и тесно связано с развитием педагогики. Передовые по тому времени педагоги Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович де Мериево,            В. Ф. Зуев высказывали идеи о целесообразности организации для детей «прогулок в природу». Эти идеи черпались из переведенных на русский язык произведений известного чешского педагога Я. А. Коменского, который придавал большое значение наглядности в системе обучения и воспитания. Благодаря деятельности педагогов, рекомендации о проведении школьных экскурсий нашли отражение в «Уставе народных училищ» (1786 г.), а в «Школьном уставе» (1804 г.) указывалось, что следует проводить не только «прогулки в природу», но и совершать экскурсии на мануфактуры, в мастерские ремесленников и на другие предприятия. Однако такие экскурсии в то время проводились крайне редко.        
 Идею применения экскурсии  как активного метода обучения  поддержал выдающийся русский  педагог и ученый К. Д. Ушинский. А со временем экскурсию как  передовой элемент обучения стали  использовать педагоги отдельных  коммерческих училищ и высших  учебных заведений.        
 Таким образом, в  течение начального периода своего  развития экскурсионное дело  базировалось на основах школьной  педагогики. Учителя и методисты  при подготовке и проведении  экскурсий исходили из задач  и требований общеобразовательной  школы; классификации, признаки, функции экскурсий также определялись в расчете на экскурсии для школьников. В этот период практиковались в основном познавательные экскурсии по естественной тематике.        
 Вместе с учебными появились и первые внеучебные экскурсии. Рост их числа приходится на II половину XIX века, которая отмечена развитием буржуазных отношений в России. Внеучебные экскурсии были немногочисленными, случайными и носили развлекательный характер. В них участвовали только представители господствующего класса, совершавшие путешествия и экскурсии в основном в Крым и на Кавказ.        
 В Петербурге, Москве, Екатеринославе (ныне Днепропетровск) и других городах с развитой промышленностью по инициативе научных обществ создавались художественно-промышленные выставки и музеи. Их открытие сыграло важную роль в развитии экскурсионного дела, так как положило начало появлению нового, музейного вида экскурсий. В музейных экскурсиях впервые делалась попытка осуществить экскурсионное общение не только с детьми, но и со взрослыми, то есть всей массой экскурсантов. Так, в 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей, где проводились первые внешкольные экскурсии – бесплатные «воскресные объяснения коллекций».        
 В это же время  расширились слои населения, которые  приобщались к литературе, просвещению  и науке.        
 Наиболее образованные  и передовые люди путешествовали  и совершали экскурсии с познавательной  целью. Для этого они создавали  небольшие по составу организации  – общества и клубы, существовавшие  на их личные средства или  на средства крупных меценатов.  Так, в 1877 г. в Тифлисе было  основано «Общество любителей  естествознания», члены которого  совершали экскурсии в целях  изучения географии, этнографии, флоры и фауны. Они не только  сами познавали природу и культуру  края, но и проводили экскурсии  для тех, кто интересовался  данными вопросами.        
 В 1890 г. в Одессе  появился Крымский горный клуб, который в первые годы открыл  филиалы в Ялте, Севастополе, а  затем и в Екатеринославе.        
 В 1895 г. создается  Российское общество туристов (РОТ), объединившее несколько немногочисленных  клубов и распространившее свое  влияние на отдаленные территории  России. РОТ ставило своей целью  распространение всех видов туризма,  содействие физическим упражнениям,  имеющим отношение к туризму,  а также осуществление научных  исследований в области географии,  истории, этнографии, естествознания. Задачами общества были организация  экскурсий по крупным городам  России и знакомство туристов  с природой Крыма, Кавказа,  Урала, Средней Азии. Позднее РОТ  усилило свою деятельность в  развитии путешествий с образовательными  целями. В основном РОТ было  популярно в аристократических  кругах.        
 Развитию экскурсионного  дела в России способствовала  организация в 1900 г. в Москве  и деятельность Русского горного  общества. Его учредителями стали  такие ученые, как Д. И. Анучин, В. И. Вернадский,   И. В. Мушкетов, П. П. Семенов-Тяньшанский, а членами являлись писатель В. А. Гиляровский, географы Ю. М. Шокальский, В. Е. Шуровский и другие ученые–энтузиасты. Общество издавало журнал «Ежегодник Русского горного общества», в котором освещалась его исследовательская и просветительская работа.        
 С 1902 г. по 1909 г. в  Пятигорске функционировало «Кавказское  горное общество». Одним из  направлений его деятельности  было проведение экскурсий, которые  проходили под руководством членов  общества. В связи с ростом  числа экскурсантов общество  подготовило специальных руководителей  экскурсий, которые осуществляли  общее руководство группой и  давали пояснения об объектах, интересующих участников экскурсии.  Появление подготовленных руководителей  экскурсий явилось шагом вперед  в развитии экскурсионного дела  в России.        
 Еще в 1896 г. Министерство  просвещения России высказало положительное отношение к «дальним поездкам учащихся», а в 1902 г. оно издало распоряжение о желательности введения в практику средних учебных заведений местных экскурсий. Чтобы оказывать помощь школьникам–экскурсантам, в 1910 г. была образована Комиссия по организации и осуществлению учебно-воспитательных экскурсий для учащихся средних учебных заведений Московского учебного округа. Впоследствии она была преобразована в постоянную Центральную экскурсионную комиссию под руководством В. И. Комарницкого, которая  выпускала также серию небольших иллюстрированных пособий-путеводителей «Спутник экскурсанта» для проведения учебных экскурсий-прогулок по Москве и Подмосковью и занималась организацией лекций для экскурсоводов.        
 В 1907 г. при РОТ была создана организация «Экскурсии по России», в задачу которой входило проведение экскурсионной работы среди учителей и преподавателей. С 1910 г. В Москве работала Комиссия по организации образовательных экскурсий, которая ведала поездками за границу русских учителей.         
 Интерес к экскурсионной  работе и ее методике нашел  отражение и в появлении соответствующих  периодических изданий. Так, с  1889 г. по 1913 г. РОТ  ежемесячно выпускало журнал «Русский турист». В 1914–1916 гг. выходили журналы «Экскурсионный вестник» (Москва), который издавал также путеводители по различным маршрутам, «Русский экскурсант» (Ярославль), «Школьные экскурсии и школьные музеи в Одессе».        
 Вопросы методики проведения  экскурсий были предметом обсуждения  на Всероссийских учительских  съездах (1906–1916 гг.). Наряду с увеличением  числа путешествий и экскурсий  и расширением их географии,  наблюдается заметное увеличение  числа экскурсантов, интересующихся  осмотром частных собраний произведений  искусства известных художников  и скульпторов, геологических  коллекций. Как самостоятельный  вид формируется городская экскурсия.  На городских экскурсиях группы  экскурсантов знакомились с памятниками  и архитектурными сооружениями  городов, прежде всего Москвы.         
 В начале XX века известные  педагоги и методисты  Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцев, Е. А. Звягинцев, Н. Г. Тарасов, С. П. Аржанов, Н. П. Анциферов, В. А. Герд, И. М. Гревс, Б. Е. Райков стали заниматься систематизацией материала по экскурсионному общению. Ими было положено начало разработки вопросов теории и методики экскурсионного дела на основе обобщения опыта экскурсионной работы с учащимися.        
 Наиболее значительным  событием в развитии методики  экскурсионного дела в этот  период явился выход в 1910 г.  книги  Б. Е. Райкова «Школьные экскурсии, их значение и организация». В работе впервые были четко сформулированы основные принципы методики проведения школьных экскурсий преимущественно по естественнонаучной тематике, а также по другим предметным экскурсиям с учетом программных требований школы того времени.        
 Подводя итоги дореволюционного  периода развития экскурсионного  дела в России, можно отметить  следующее.        
 До 1907 г. экскурсионное  дело развивалось главным образом  как метод обучения и проведения  сначала учебно-программных, музейных а затем внемузейных и дальних экскурсий. С 1907 г. по 1917 г. появились первые экскурсионные организации и началась научная разработка теории экскурсионного дела в России.        
 Несмотря на очевидный  подъем туристско-экскурсионной  деятельности в конце XIX - начале XX века, она не получила широкого  распространения и не стала  общедоступной, другими словами,  не приобрела массовый характер, оставшись индивидуальной и элитарной,  продолжая держаться на энтузиазме  отдельных лиц.        
 Коренной перелом в  туристско-экскурсионной работе  в России произошел после Октябрьской  революции 1917 г., когда она стала  строиться на государственной  основе.
 
 
 
 
История развития экскурсионного дела в России. Советский  и постсоветский период (1917-1990-е  гг.) 
 
 
          В первые годы Советской власти  экскурсиям отводилась значительная  роль в осуществлении программы  культурной революции, в ликвидации  безграмотности народных масс. В  ноябре 1917 г. при Народном комиссариате  просвещения был создан внешкольный  отдел, который возглавила Н.  К. Крупская. Этот отдел руководил  всей политической и культурно-просветительной  работой среди взрослых, в том  числе и экскурсионной: организовывал  экскурсионные станции, курсы  подготовки экскурсоводов, разрабатывал  для школ экскурсионные планы  и маршруты, издавал литературу. По его инициативе было приняло  решение о включении экскурсий  в школьные планы. Рекомендовалось  использовать экскурсии при преподавании  естествознания, географии, физики, истории, литературы, проводить их  в учебное время, выделяя для  этого специальные средства.        
 В ноябре 1920 г. внешкольный  отдел Наркомпроса был преобразован в Главный политико-просветительный комитет – Главполитпросвет, в котором работала экскурсионная секция. Летом 1920 г. в Москве начало работать Центральное бюро школьных экскурсий. Наряду с организацией экскурсий, оно проводило и научные исследования. Через год на базе бюро образовался Центральный музейно-экскурсионный институт, который разрабатывал главным образом вопросы организации и методику проведения школьных экскурсий. Одновременно в различных городах России институт создавал экскурсионные базы.        
 Осенью 1922 г. при Московском  университете была образована  кафедра экскурсионного дела  и краеведения.        
 В ноябре 1920 г. по  инициативе экскурсионной секции  Петроградского губернс
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.