Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Характеристика Центрального банка РФ как органа финансового контроля

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?2
 
Оглавление:
 
                                                                                                                                  стр.
 
 
Введение………………………………… …….……………………………………3
 
I. Финансовый контроль в России……………………………………………….5
 
II. Характеристика Центрального  банка РФ как органа финансового контроля……………………………………………………………………………..9
 
2.1. Статус Центрального Банка Российской Федерации. Основные цели его деятельности и функции……………………………………………………………………………9
2.2. Регулирование деятельности банков и надзор за их деятельностью ЦБ России..12
2.2. Основные направления финансового контроля, осуществляемого ЦБ РФ……..15
 
Заключение…………….………………………………….……………………….23

Библиография……………………………………………………………………..24

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                            
Введение
 
 
Финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.
Финансовый контроль является важнейшим средствам обеспечения закон­ности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреж­дать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотребле­ний и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.
Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия, в том числе и с правоохранительными органами.
Банковский контроль — наиболее гибкая и всеобъемлющая форма де­нежного контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью, ко­торая осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, фи­нансированию и расчетам.
Этот вид финансового контроля нацелен прежде всего на повышение эффективности использования банковских ссуд и укрепление платеж­ной дисциплины. Возвратность кредита создает основу для банковского контроля в процессе кредитования, а контроль в свою очередь служит необходимым условием возвратности кредита.
Банки осуществляют предварительный и текущий контроль в ходе про­ведения денежных операций через проверку представленных докумен­тов, устанавливая право хозяйствующего субъекта на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов.
При оформлении кредита банк проверяет наличие у предприятия соб­ственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателя­ми хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обес­печение, то есть наличие у предприятия товарно-материальных ценностей, под которые она получается. Проверка осуществляется по данным бухгалтерского учета, отчетным балансам хозяйственных орга­нов, а также в натуре на месте с проверкой условий хранения кредиту­емых ценностей. Она не прекращается на протяжении всего срока пользо­вания кредитом. Обеспечение кредита позволяет контролировать также целевое использование заемных средств.
Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Принимая поручение хозяй­ствующего субъекта на перечисление денег другому предприятию или организации, банк проверяет законность этой сделки: платеж должен производиться за поставленный товар, произведенные работы в соот­ветствии с договором или на другом указанном в нормативном акте основании. Объектом банковского контроля выступает оборачиваемость платежных средств. Банки проверяют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в уста­новленные сроки. Отказ, плательщика от оплаты счетов должен быть обоснованным, иначе причитающиеся суммы списываются со счета заказчика.
Особое место в системе банковского контроля занимает Центральный банк РФ, которому помимо прочего поручено осуществлять надзор за соблюдением банками и кредитными учреждениями действующего за­конодательства о банковской деятельности.
Цель исследования - анализ правового статуса Центрального Банка РФ как органа финансового контроля.
Методологической основой исследования является диалектико-материалистический метод как всеобщий метод познания социально-правовых явлений. В ходе работы над темой так­же применялись исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический и статистический методы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
I. Финансовый контроль в России
 
 
Важнейшим направлением деятельности органов государственной власти является контроль за различными сферами общественной жизни. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства, т. е. в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств. Вопрос о понятии финансового контроля, его сущности и формах остается дискуссионным в экономической и юридической литературе. Наиболее удачное определение финансового контроля, на наш взгляд, предложил Э.А. Вознесенский[1].
Обращая внимание на взаимообусловленность финансового контроля и финансовой деятельности, он правильно указывает на расширение внешних границ контрольной активности органов финансового контроля. Вывод о распространении финансового контроля не только на финансовые, но и на определенный комплекс хозяйственных отношений, представляется правильным, соответствующим реальной действительности. Для подтверждения этого вывода достаточно сослаться на акты ревизий, проверок хозяйственно-финансовой деятельности любого хозяйствующего субъекта. Однако признание данного положения вряд ли дает основания для переименования финансового контроля в финансово-хозяйственный[2].
Финансовый контроль — это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, что не исключает, а предполагает необходимость осуществления других видов контроля за хозяйственной деятельностью.
Финансовый контроль охватывает комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования. Финансовый контроль можно определить как регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.
Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Значение финансового контроля особенно повышается в условиях рыночной экономики.
Классификация финансового контроля в теории финансового права проводится по разным основаниям. В зависимости от времени его проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный и последующий.
Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и т. д.
Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения хозяйственной или финансовой операций по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, его можно подразделить на следующие виды: — государственный; — муниципальный; — внутриведомственный; — независимый.
Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.
Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г.[3]
Данным Указом установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий указываются также конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная Палата Российской Федерации, Центральный Банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление федерального Казначейства, Департамент страхового надзора, Контрольно-ревизионное управление), Государственная налоговая служба РФ, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.
Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Положением о нем осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям, организациям, а также средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов. В составе Министерства финансов РФ создано Контрольно-ревизионное управление (КРУ), осуществляющее в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов.
В связи с передачей Министерству финансов Российской Федерации функций Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю и Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью сфера деятельности Министерства финансов Российской Федерации как субъекта государственного финансового контроля значительно расширилась и получила новые черты[4].
Министерство финансов Российской Федерации, осуществляя государственный финансовый контроль, имеет право: — получать от предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности материалы, необходимые для осуществления контроля за рациональным и целевым расходованием ассигнований, выделяемых из федерального бюджета; — ограничивать, а в необходимых случаях приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий, учреждений и организаций при наличии фактов незаконного расходования ими средств, а также в случае непредставления отчетов по установленной форме об израсходовании ранее отпущенных средств и другой установленной отчетности с уведомлением об этом руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; взыскивать в установленном порядке с предприятий, учреждений и организаций средства, выделенные из федерального бюджета или государственных (федеральных) внебюджетных фондов, используемые не по целевому назначению, с наложением на них штрафа в размере действующей учетной ставки ЦБ РФ; — осуществлять документальные ревизии и проверки поступления, сохранности и правильности расходования федеральными органами исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств федерального бюджета, а также средств в иностранной валюте, выделяемых на основании решений Правительства РФ; — проводить документальные ревизии и проверки финансовой деятельности бюджетных учреждений и организаций, а также осуществлять контроль за расходованием бюджетных средств, выделяемых предприятиям, учреждениям и организациям, давать обязательные к исполнению указания по устранению выявленных нарушений.
Роль финансового контроля в процессе формирования рыночных отношений многократно возрастает, поскольку он содействует успешной реализации финансовой политики государства, обеспечению процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы. Взаимодействие правоохранительных органов с различными контрольными органами в процессе осуществления финансового контроля дает возможность не только выявить, но и предотвратить совершение правонарушений в финансовой сфере.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
II. Характеристика Центрального  банка РФ как органа финансового контроля
 
2.1. Статус Центрального Банка Российской Федерации. Основные цели его деятельности и функции
 
 
Центральный банк Российской Федерации - Банк России возглавляет отечественную банковскую систему. Его правовой статус регламентируется Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"[5] (далее Закон о Центральном банке РФ).
В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации (далее Конституция РФ), федеральные банки (а, следовательно, и Центральный банк РФ, имущество которого является федеральной собственностью) относятся к федеральным экономическим службам и находятся в ведении Российской Федерации. В части 1 статьи 75 Основного закона закрепляется, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ; а в части 2 данной статьи определяется основная функция Банка России защита и обеспечение устойчивости рубля. Эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Согласно ст. 83 (п. «г») Конституции РФ, Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка и ставит перед ней вопрос об освобождении названного должностного лица от занимаемой должности. Собственно же его назначение и смещение с должности входят в компетенцию нижней палаты парламента (п. «в» ст. 103 Конституции РФ).
Центральный банк тесно связан с государством. Он подотчетен нижней палате парламента - Государственной Думе (ст. 5 Закона о Центральном банке РФ). В качестве банкира правительства Банк России выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств.
Вместе с тем "главный банк страны" независим в своей деятельности. Ни один орган государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в реализацию его законодательно закрепленных функций и полномочий.
Законодатель наделил Центральный банк правомочием контролировать публичную власть путем обращения в судебные инстанции с исками о признании недействительными соответствующих правовых актов, включив его тем самым в государственный механизм в "активном" качестве. Таким образом, Банк России является составной частью "системы сдержек и противовесов", действующей на уровне государственной власти.
Наиболее подробно статус, задачи, функции Банка России раскрываются в Законе о  Центральном банке РФ.
Кроме того, вопросы правового регулирования деятельности Центрального банка затрагиваются в ряде других федеральных законов. В частности, взаимоотношения Банка России и кредитных организаций регламентируются законом о банках и банковской деятельности.
С точки зрения собственности на капитал Банк России - государственный банк, так как его капитал принадлежит государству.
"Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью... Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России..." - гласит ст. 2 Закона о Центральном банке РФ.
Основные цели деятельности Банка России перечислены в ст. 3 Закона о  Центральном банке РФ.
1. Защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Во исполнение этой цели "главный российский банк" осуществляет эмиссию наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения; во взаимодействии с правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику и т. д.
2. Развитие и укрепление банковской системы РФ. Центральный банк является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства. Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.
3. Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Центральный банк координирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ. Он устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.
В целях защиты и обеспечения устойчивости рубля, развития и укрепления национальной банковской системы, обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов Центральный банк РФ выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
5) устанавливает правила проведения банковских операций;
6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами (ст. 4 Закона о Центральном банке РФ).
Данный перечень неисчерпывающий. Федеральный законодатель имеет право включать в него дополнительные элементы.
Высшим орган Центрального банка является Совет директоров, функционирующий на началах коллегиальности. Он осуществляет руководство и управление банком. В Совет директоров входят Председатель Банка России (назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой по представлению Президента РФ сроком на четыре года) и 12 членов, назначаемых на свои должности и освобождаемые от них Государственной Думой по собственному усмотрению тоже на четырехлетний срок.
 
 
2.2. Регулирование деятельности банков и надзор за их деятельностью ЦБ России
 
 
Согласно Закону о Центральном банке РФ Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.
Как подчеркивает Н.В. Щербак, главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банка России могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковско­го надзора, решение о создании данного органа принимается Сове­том директоров[6].
Центральный банк Российской Федерации осуществляет воз­действие на банки по трем направлениям:
1) создание общих законодательных, исполнительных, су­дебных условий, позволяющих банкам реализовывать спои эконо­мические интересы;
2) проведение мер денежно-кредитного регулирования, ока­зывающих влияние на объем и структуру денежной массы в обра­щении, через изменение ресурсов банков, которые могут быть ис­пользованы для кредитных вложений в экономику;
3) установление экономических нормативов и надзор за соблюдением с целью обеспечения ликвидационно-банковских ба­лансов.
Воздействие Центрального банка на деятельность банков может осуществляться методами, носящими как сугубо экономиче­ский (косвенный), так и административный (прямой) характер, например, установление лимитов, сроков кредитования, процентных ставок по отдельным видам ссуд и т. д.
В пределах своей компетенции Центральный банк издает обязательные акты. Согласно статье 7 Закона о Центральном банке РФ нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам. Нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании банка "Вестнике Банка России" - и подчиняются правилу ретроактивности (то есть не имеют обратной силы). Акты, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязан­ности граждан, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции, наконец, они могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
В процессе осуществления надзора Центральный банк может назначать проверки деятельности кредитных учреждений. Если в результате этих проверок будут выявлены нарушения бан­ковского законодательства Банк России вправе дать им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных на­рушений. Банк России вправе требовать от банков предоставления отчетности, балансов, справок и другой документации, необходи­мой для выполнения им контрольных полномочий в порядке, уста­новленном законодательством.
В случаях нарушения законодательства, несоблюдения установленных Банком России экономических нормативов, в результате которых был нанесен ущерб другим банкам и клиентуре, непредставления отчетности или представления недостоверной или вводящей в заблуждение отчетности, подведения итогов года с убытками и возникновения в связи с этим угрозы интересам вклад­чиков и кредиторов, выявления иных систематических нарушений в банковской деятельности, неисполнения предписаний Банка Рос­сии об устранении выявленных им ранее нарушений. Центральный банк России вправе потребовать от учредителей банка, допустив­шего нарушения, осуществления мероприятии по финансовому оз­доровлению банка, замены руководителей банка, ликвидации бан­ка.
Для осуществления своих функций в области банков­ского надзора и регулирования Банк России проводит проверки не только банков, но и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятель­ности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям. Провер­ки могут осуществляться Советом директоров, представителями Банка России и по его поручению аудиторскими фирмами.
Банк России взаимодействует с кредитными организациями, их ассоциациями, союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложе­ния по вопросам регулирования банковской деятельности. В целях взаимодействия с банками Банк России имеет право создавать с привлечением представителей банков действующие на обществен­ных началах комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела.
Таким образом, выполнение практически всех админи­стративных полномочий по управлению и надзору за кредитной системой законодательство возложило только на Центральный банк Российской Федерации. Однако многие авторы, такие как Л.Г. Ефимова, О.И. Лаврушин, Э. Василишен  считают, что сосре­доточение всей власти внутри одного ведомства приведет к излиш­ней бюрократизации и, в конечном счете, к потере эффективности всей системы контроли­руемых органов. Кроме того, при таком устройстве кредитной системы возможны разного рода злоупотребления. Наиболее совершенная система ор­ганов управления кредитными организациями имеется во Франции. В соответствии с законом Франции от 24 января 1984 года № 84-6 "О деятельности и контроле за деятельностью кредитных учрежде­ний" органами управления кредитной системы являются министр экономики и финансов, управляющий Банк де Франс, Комитет по банковской регламентации. Комитет по кредитным учреждениям, Банковская комиссия. Система управления и надзора за кредитны­ми учреждениями построена так, чтобы обеспечивалось своеобраз­ное разделение властей, где Банк де Франс отведена роль исполни­тельного органа. Таким образом, считает Л.Г. Ефимова, "представляется целесообразным создать в России несколько органов управ­ления кредитной системой, компетенция которых основывалась бы на принципе разделения властей, системе "сдержек и противове­сов". Для этого можно с успехом использовать опыт Французской Республики"[7].
 
2.3. Основные направления финансового контроля, осуществляемого ЦБ РФ
 
 
Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) осуществляет государственный финансовый контроль в области кредитования, проведения расчетов, организации и регулирования денежного обращения, валютных операций.
Одной из основных целей Центрального банка Российской Федерации является защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Для достижения этой цели Банк России во взаимодействии с Правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики являются:
?              процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России; операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг); рефинансирование банков (кредитование Банком России коммерческих банков), а также учет и переучет векселей; валютное регулирование, в том числе валютные интервенции (покупка-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);
?              установление ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы;
?              прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование банков, на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций) - проводятся в исключительных случаях по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Центральный банк - основной проводник денежного кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.
Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные учреждения.
Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через Центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы этого воздействия:
?              процентные ставки по операциям Банка России;
?              нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
?              операции на открытом рынке;
?              рефинансирование банков;
?              валютное регулирование;
?              установление ориентиров роста денежной массы;
?              прямые количественные ограничения.
Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов.
Могут применяться также выборочные методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита:
а) так называемые "кредитные потолки", то есть прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд;
б) регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, под которой понимается разница между суммой обеспечения и размером выданной ссуды, ставками по депозитам и ставками по кредитам.
Повышая или понижая процентные ставки, Центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента, отражается на состояние платежного баланса и валютного курса.
Так, повышение учетной ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты.
Снижение ставки приводит к противоположным результатам.
Существенное воздействие на кредитные ресурсы банков, на их возможности предоставлять ссуды
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.