Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2011. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников
http://www.dissercat.com/content/formirovanie-predstavlenii-o-mire-professii-v-usloviyakh-igrovoi-deyatelnosti-doshkolnikov
Год:  2001
Автор:  Кондрашов, Вячеслав Петрович
Ученая cтепень:  кандидат педагогических наук
Место защиты диссертации:  Саратов
Код cпециальности ВАК:  13.00.01
Специальность:  Общая педагогика, история педагогики и образования
Количество cтраниц:  182
Оглавление:
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ.
1.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
1.2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАННИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РЕБЕНКА О ПРОФЕССИЯХ.
1.3. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ И СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
1.4. СУБЪЕКТНОСТЬ РЕБЕНКА КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ «ОБРАЗА - Я» ДОШКОЛЬНИКА.
1.5. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И ЭКСПЕРИМЕТНАТЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ.
2.1. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОГРАММ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВЗРОСЛЫХ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.
2.2. РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ ДОУ «МИР ПРОФЕССИЙ».
2.3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ДОУ «МИР ПРОФЕССИЙ».
2.3.1. ВЫБОР МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.3.2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТАНОВКИ ЭКСПЕРИМЕНТА.
2.3.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ.
2.3.4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА.
2.3.5. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРОГРАММЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОУ.
2.3.6. ОБРАБОТКА ДАННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Введение:
Преобразования, происходящие в настоящее время в политической, экономической, соци-альной и культурной сферах жизни нашего общества, в полной мере распространяются на отечественную систему общего образования. Вариативность моделей обучения в системе общего образования дала толчок к возникновению разнопрофильных школ, лицеев, гимназий, первая ступень обучения в которых несет на себе отпечаток особенностей, присущих конкретной школе в целом.
При выборе для ребенка профиля школы определяющей могла бы быть обоснованная реко-мендация дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Однако дошкольное образо-вание в настоящий момент не готово к участию в реализации данного проекта, т. к. не рас-полагает научно-методической системой знакомства ребенка с профессиональной деятель-ностью взрослых с целью проектирования профиля его возможной сферы профессиональ-ной деятельности в будущем, т.е. системой раннего профессионального самоопределения. Речь идет о некотором разумном равновесии между свободным развитием ребенка как под-растающего субъекта деятельности и педагогическим руководством этим развитием, кото-рое выражается в различных формах участия в проектировании возможного жизненного пути подрастающего человека, организации пробы сил в разных направлениях деятель-ности, ориентации в собственных возможностях для самоопределения в будущей жизни.
Изучение истории проблемы показывает, что профессиональную ориентацию подрастаю-щего поколения как общественную потребность и как педагогическую проблему рассматри-вали, в основном, в связи с анализом исторического процесса развития производственных отношений, разделения труда, возникновением профессий на различных этапах и в различ-ных социально-экономических формациях следующие авторы: Т.Мор, Т. Кампанелла, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталлоцци, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, Н. П. Блонский, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Г, Шацкий, А. С. Макаренко, Ф. Гальтон.
Зарубежные педагоги-теоретики рассматривали профориентацию с позиции пригодности человека к той или иной профессии. Анализ подходов к проблемам профориентации и самоопределения вскрывает разнообразие исторически сложившихся педагогических теорий («структурные теории», «мотивационные теории», концепция свободного развития личности) и направлений: «диагностическое», «воспитательное», «самореализации» (Д. Дьюи), неопрагматической педагогики (Г. Штейн, М. Скривен, Д. Манн, Ф. Ньюмен, Дж. Гранис). Дети подразделяются на группы, «потоки» в зависимости от показателя коэффициента умственной одаренности.
Наряду с педагогическими большое место в западных странах занимают психологические концепции профориентации: «случайного выбора», (Т. Кап-лоу, Р. Ричи, М. Скотт и др.), «утверждение своего Я» (Ф. Масгроув, П.Келли и др.)
По Е. Гинзбергу процесс профессионального выбора тесно связан с эмоциональным и интеллектуальным развитием ребенка и представляет собой три стадии, переходящие одна в другую: воображаемый период (4-11 лет), период проб и попыток (11-17 лет), реалистичный период (17-21 год).
Параллельно с попытками «психологического обоснования» выбора профессии, признаю-щего лишь субъективные факторы, в западной психологии разрабатываются и другие кон-цепции, в которых принимается во внимание влияние объективных факторов на выбор профессии, хотя решающими остаются субъективные. Это, так называемые, «технократи-ческие» теории, основой которых является доктрина «человеческих отношений», состояние и структура местной экономики и рынка труда (М. Масгрейв, Е. Гросс, Д. Хейз и др.).
Д. Сьюпер считает, что развитием периодов, этапов жизни индивидуума можно руководить частично с помощью содействия процессу становления способностей и интересов, частично - оказывая ему помощь в познании реальной действительности и развитии концепции своего «Я». Формирование профессиональных устремлений - это, по существу, процесс развития и утверждения этой концепции.
Системно-теоретическая модель профориентации основывается на том, что индивид, выбирающий профессию, является в психологическом плане профессионально незрелым.
Определение сущности профессионального самоопределения считается до сих пор, в целом, нерешенной задачей, поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в творческом поиске представителей различных направлений науки. В отечественной педагогике и психологии сформирован прочный научный фундамент, который во многом определил современные подходы к данной проблеме. Здесь можно отметить исследования В. В. Назимова (1972), А. Е. Голомшток (1974), Е. А. Климова (1976, 1983, 1988, 1993, 1996), Б. А. Федоршина (1979), Л. А. Йовайши (1983), С. Н. Чистякова (1989, 1993) и др. Особенностью этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения («Я-концепция» развития личности Р. Бернса, 1986). Наибольший вклад в разработку подходов к определению понятия «профессиональное самоопределение» и характеристику допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда внес Е. А, Климов.
К настоящему времени в России наиболее известна предложенная Е. А. Климовым (1983) периодизация развития человека как субъекта труда. Согласно этой теории игра в возрасте от 3 до 6-8 лет рассматривается как способ овладения «основными смыслами» человеческой деятельности, а также как первое знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя и т.д.)
Более общая проблема ознакомления детей дошкольного возраста со взрослым человеком и воспитания отношения к нему, в т.ч. и к труду взрослых, в течение почти сорока лет (40-е - 80-е г.г.) была предметом исследований многих ученых (И. Д. Власова, Г. И. Григоренко, Г. И. Жуковская, В. В. Кондратова, Ф. С. Левин-Щирина, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, А. Ш. Шахманова,).
Существенной предпосылкой грамотного решения вопроса о профессиональной ориентации детей считается необходимость учета потребностей экономического, народно-хозяйственного развития общества в целом и конкретных местных условий, о чем неоднократно заявляли выдающиеся советские педагоги.
Изучение значения игровой деятельности дошкольников для ознакомления их с профессиональными занятиями взрослых неразрывно связанно с обращением к теории игры, родоначальниками которой считаются Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт (1887). Функционально-аналитический подход психологии XIX века заключался в трактовании игры как следствия активизации уже созревшей психологической способности. С игрой ребенка связывалось проявление воображения или фантазии (К. Д. Ушинский, Дж. Селли, К. Бюллер, К. Гроос, В. Штерн), развитие мышления (А. И. Сикорский, Дж. Дьюи). Заметный вклад в развитие знаний о детской игре внес Ж. Пиаже, и прежде всего, в уста-новлении связи между сенсорно-двигательной деятельностью ребенка и его операциональ-ными формами мысли, выделении различия между «означающим» и «означаемым» в символической игре; он продвинул разработку проблемы подражания в игре.  

Приоритет создания общей психологической теории игры принадлежит А. Н. Леонтьеву, а специальной психологической теории - Д. Б. Эльконину, который рассматривал игру как воссоздание человеческой деятельности, при котором выделяется ее социальная, собственно человеческая суть - задачи и нормы отношений между людьми.
В контексте проблемы умственного развития дошкольников и приобретения ими системных знаний проведены значительные исследования по выявлению способов (путей) формирования у детей представлений о труде взрослых (С. П. Крягжде, В. И. Логинова, Л. А. Мишарина, В. Н. Парамзин, Н. С. Пряж-ников, В. И. Тютюнник, П. А. Шавир, Д. Б. Эльконин, В. А. Ященко,). Однако, большинство проведенных исследований нацеливались на овладение ребенком трудовыми операциями, а не на ориентацию его в сфере будущей возможной профессиональной деятельности. На основании вышеизложенного актуальность нашего исследования определяется рядом факторов, среди которых наиболее важными являются: научно обоснованная целесообразность ознакомления дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых;
- потребность педагогической практики в разработке и внедрении научно обоснованной педагогической системы, обеспечивающей более полное согласование задач и преемственность дошкольного и среднего общего образования в части профессиональных ориентировок детей;
- необходимость более эффективного использования возможностей образовательного процесса в ДОУ в части формирования профессиональной составляющей «образа - Я» дошкольника.
Таким образом, в современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в системе раннего формирования представлений о мире профессий у дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее проектирования и средств реализации. Указанное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: поиск наиболее эффективных условий и средств ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых и разработка педагогической системы формирования представлений о мире профессий у дошкольников, которая может явиться особым способом руководства психическим развитием ребенка в ходе организации его возрастного развития, согласования изменений, происходящих в психике ребенка, выявления условий, при которых возможно развитие у ребенка профессиональных устремлений, построения профессиональной составляющей его «образа - Я». Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, что и определило выбор темы диссертационного исследования: Формирования представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников".
Объект исследования: образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: педагогическая система формирования представлений о мире.профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.
Цель исследования: научное обоснование и экспериментальная проверка педагогической системы формирования представлений о профессиональной дифференциации труда взрослых в игровой деятельности дошкольников.  

Гипотеза исследования. Если ориентирование детей дошкольного возраста в явлениях об-щественной жизни, проводимое в форме игры, включает информацию о трудовой и профес-сиональной деятельности взрослых и в какой-то форме имитирует эту деятельность, то тем самым: создаются условия для эффективного формирования картины и образа мира в соз-нании ребенка, включающих профессиональную составляющую жизнедеятельности людей;
- форсируется появление представлений о назначении и содержании отдельных профессий;
- возникают и проявляются ранние профессиональные устремления (наклонности) детей.
Исходя из предмета, цели и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) выявить подходы к решению проблемы формирования у детей ранних представлений о профессиональной структуре трудовой деятельности взрослых;
2) выполнить теоретическую разработку психологического механизма формирования профессиональной составляющей «образа-Я» дошкольника;
3) экспериментально проверить эффективность педагогической системы формирования у детей дошкольного возраста представлений о разнообразии мира профессий, их назначении и содержании;
4) разработать порциальную программу «Мир профессий», способствующую формированию у детей представлений о профессиональной деятельности взрослых, развитию профессиональных интересов и устремлении, обеспечивающую целенаправленную деятельность педагогов ДОУ; 5) апробировать и внедрить программу в образовательный процесс учреждений дошкольного образования.
Методологические и теоретические основы нашего исследования составляют работы по психолого-педагогическому обоснованию воспитания и развития детей-дошкольников (J1.A. Венгер, С.А. Козлова, В.И. Логинова, Я.З. Неве-рович и др.) и по теории игры (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е. В. Зворыгина, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконин и др.); личностно-ориентированный подход, разработанный В. А. Петровским, В. В, Давыдовым, И.С. Якиманской; модульный подход, разработанный Л.Г. Вяткиным; правила образования, введения и использования дидактических понятий и определений, сформулированные Г.И. Железовской; психологические основы профессионализма А. К. Марковой; базовые принципы трудового и профессионального самоопределения, разработанные Е.А.Климовым, И.С. Пряжниковым, В.И. Тюгюнником, и др. Методы исследования. Исходя из основных принципов - принципа совокупности методов исследования и принципа адекватности метода существу изучаемого предмета и тому конкретному продукту, который должен быть получен, для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы теоретические и эмпирические методы педагогического исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы; изучение и обобщение передового педагогического опыта по исследуемой проблеме; эмпирические методы - естественный локальный эксперимент с двумя группами испытуемых (экспериментальная и контрольная группы); метод опосредованных дискретных лонгитюдных наблюдений с открытых позиций, совмещенный с методом поперечных срезов с письменной регистрацией наблюдений и видеозаписями; опросные методы: беседа, анкетирование, тестирование с использованием специального дифференциально-диагностического опросника (по типу ДЦО Е.А. Климова); моделирование; методы математической обработки данных и д.р.  

Этапы исследования. Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход экспериментально-педагогического исследования, которое проводилось в несколько этапов. На каждом этапе, в зависимости от задач, применялись соответствующие методы исследования.
Первый этап - теоретико-поисковый (1995 год) - выбор концептуального аппарата, определение гипотезы, цели и задач исследования, изучение философской, психолого-педагогической литературы по сформулированной проблеме. с* *
Второй этап - методический (1995-1996 годы) - выбор теоретической концепции разработки программы ДОУ "Мир профессий" для организации профессионально направленной игровой деятельности детей дошкольного возраста в детских садах, выбор комплекса диагностических процедур в рамках констатирующего и формирующего экспериментов.
Третий этап - экспериментально-поисковый (1996-2000 годы) - проведение констатирующего и формирующего экспериментов, обработка и сопроводительный анализ эмпирического материала, проверка в ходе эксперимента основных положений гипотезы.
Четвертый этап - аналитический (2000-2001 годы) - теоретическое осмысление, система-тизация и обобщение результатов исследования, формулировка выводов и рекомендаций по внедрению и реализации программы ДОУ "Мир профессий" в детских садах.
Опытно-экспериментальной базой для проведения исследования были группы "Дубок" и "Липка" ДОУ д/с "Ландыш" г. Балашова.
Научная новизна исследования состоит в разработке системы ранней профессиональной ориентации дошкольников, распространении терминологического аппарата предметной области «Профессиональное самоопределение» на дошкольный возраст и его адаптации к данному возрасту; в разработке психологического механизма формирования профессиональной составляющей «образа - Я» дошкольника и введении, в связи с этим, уточненных понятий «ранняя профессиональная ориентация дошкольников», «ранние профессиональные устремления дошкольника», «профессиональный интерес дошкольника», «профессиональная направленность личности дошкольника», «профессиональное самоопределение дошкольника» и др.; во введении в классификацию игр подвида сюжетно-ролевых игр - «Профориентационные сюжетно-ролевые игры».
Теоретическое значение работы состоит в обосновании понятия ранней профессиональной ориентации, профессиональной составляющей "образа - Я" дошкольника, определении условий, способов и средств формирования представлений о мире профессий у дошкольников, развития профессиональных устремлений ребенка с опорой на игру как ведущий вид деятельности данного возраста.
Практическое значение состоит в разработке порциальной образовательной программы ДОУ «Мир профессий», формирующей и выявляющей профессиональные интересы детей, направляющей развитие профессиональных устремлений ребенка; ее экспериментальная проверка, а также методическая обеспеченность педагогических работников ДОУ на этапе реализации такой программы в условиях своего учреждения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается анализом, методологической аргументированностью исходных теоретических положений; научно обоснованной логикой исследования представлений детей о профессиях с опорой на результаты многолетних наблюдений в повседневной педагогической практике; адекватностью выбора педагогических методов исследования; обработкой результатов математическими методами статистики.
Апробация и внедрение результатов
Основные положения и результаты исследования рассматривались и обсуждались на педагогических советах ДОУ, районных методических объединений воспитателей ДОУ, вузовских и межрегиональных научно-практических конференциях в г. Балашове (1996-2000), в г. Москве (1998). Разработанная программа «Мир профессий» одобрена методическим советом управления образования Балашовского района и рекомендована в качестве программы-дополнения к обязательной комплексной программе воспитания и обучения в ДОУ Балашовского района.
Полученные результаты исследования использовались при чтении курса «Профориентационные технологии в системе образования» студентам - психологам БФ СГУ в течение двух лет.
На защиту выносятся:
1. Теоретическое обоснование подходов и системы формирования представлений о профессиональной дифференциации труда взрослых у детей дошкольного возраста.
2. Психологический механизм формирования профессиональной составляющей «образа-Я» дошкольника.
3. Обоснование использования сюжетно - ролевых игр для целей формирования представлений о мире профессий у дошкольников.
4. Программа ДОУ «Мир профессий», обеспечивающая развитие представлений о назначении и содержании различных профессий, и материалы экспериментального исследования ее результативности .
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.
Заключение:
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Результаты экспериментального исследования показывают, что использование программы сюжетно-ролевых игр «Мир профессий» значительно повышают представления дошкольников экспериментальной группы по сравнению с контрольной о профессиональной сфере взрослых людей. Уровни критериев по всем показателям в экспериментальной группе значительно превышают уровни контрольной группы.
Таким образом, опираясь на рассмотренные научные теории и положения, теоретический анализ психологической и педагогической литературы, наши теоретические предположения, результаты экспериментального исследования по выявлению и формированию представлений о мире профессий у дошкольников, на основе реализации программы ДОУ «Мир профессий», можно сделать следующие выводы, подтверждающие верность исходной гипотезы:
- игровая деятельность является обязательным условием формирования представлений о мире профессий у дошкольников, что, в свою очередь, способствуют раннему профессиональному самоопределению дошкольника, которое мы рассматриваем как звено психического развития ребенка, осуществляемого посредством введения детей через игру в мир профессий, как часть человеческой культуры, через его открытые проблемы, где продуктивное воображение становится ведущим механизмом культуроосвоения, как ориентацию на труд, формирование и развитие интересов склонностей и способностей дошкольника.  

Педагогические работники ДОУ в подавляющем своем большинстве не владеют понятиями профориентации. При всей универсальности действующей обязательной программы проблему ранней профессиональной ориентации дошкольников, в целом, она не решает. В ее разделах, предусматривающих знакомство детей с трудом взрослых, в основном с целью формирования трудовых навыков и умений, дается очень ограниченный перечень профессий (2 до 12), а в задачах раздела «Игра» формирование представлений о профессиях взрослых не предусмотрено. В некоторых программах, используемых в практике ДОУ предусматривается косвенное ознакомление детей с трудом взрослых, но при всех их достоинствах, формирование представлений детей о профессиях также не предусмотрено.
Практика показывает, что хотя режимом дня ДОУ предусмотрено время на игровую деятельность, зачастую это время используется на другие цели (занятия, репетиции и пр.) или проводятся одни и те же сюжетно-ролевые игры с заученным сюжетом и ролями, что в итоге дает обратный эффект.
В профессиональном сознании педагогов ДОУ, немалая часть из которых не имеет специального дошкольного педагогического образования, зачастую отсутствует адекватное понимание значения данного «режимного момента» и соответствующей подготовки к его проведению. В целях исключения подобной ситуации в практику ДОУ целесообразно ввести специально игровую образовательную программу.
Положительные результаты нашего экспериментального исследования дают основания рекомендовать для использования в практике ДОУ программу «Мир профессий».
129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог теоретического анализа психологической и педагогической литературы по выявлению подходов к формированию представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста, следует отметить, что такая проблема объективно существует. Отдельные педагогические работники дошкольных учреждений страны пытаются использовать в развивающей работе с детьми те возможности и резервы психологического и педагогического воздействия на ребенка, которые фактически представляют собой раннее профессиональное самоопределение дошкольника. Однако все существующие подходы рассматривают процесс ознакомления детей с трудом взрослых и формирования трудовых навыков и умений с различных позиций, но ни по возрастному диапазону, ни по задачам ни один из них не рассматривает дошкольный возраст как период закладки профессионально важных психических функций наряду с общим развитием психики ребенка зачастую уходит из поля зрения положение о том, что этот возраст можно рассматривать как период проявления и развития ранних профессиональных устремлений, как время формирования первых профессиональных предпочтений в игровой деятельности.
Наша система ранней профессиональной ориентации дошкольников включает в себя создание условий для формирования ранних профессиональных устремлений, выделение этапов формирования представлений о профессиональной деятельности взрослых, обеспечивая тем самым свободный выбор его предстоящего жизненного пути.
К условиям, средствам и способам развития самоопределения и профессиональных устремлений дошкольника относятся: развивающая социальная среда, взрослые и их деятельность как сенсорные эталоны, социальные роли, смысловые представления, социальные и профессиональные стереотипы, эмоциональная профессиональная идентификация, жизненные сценарии, интегрируемые и реализуемые в развивающих ситуациях в процессе игровой деятельности.
Психолого-педагогическое моделирование пути раннего профессионального ориентирования дошкольников представляет собой поуровневую организацию ранней ориентации детей в профессиональной деятельности взрослых, предполагает развитие у детей профессиональной направленности, формирование профессиональной составляющей «образа - Я», создающих основу для самоопределения и развития профессионально важных качеств в игровой деятельности.
Реальное развитие системы общего образования, педагогическая практика ставит в контексте умственного развития ребенка проблему научной разработки педагогической системы формирования и расширения представлений дошкольников о мире профессий, структуре профессиональной деятельности взрослых, т.е. проблему ранней профессиональной ориентации дошкольников. Задачи, связанные с решением данной проблемы, относятся к когнитивному компоненту предметной области «Профессиональное самоопределение» до-пропедевтического этапа, их решения способствуют формированию допрофес-сиональных знаний и умений. При внешней терминологической схожести ранней профориентации дошкольников и профориентации школьников и взрослых, обе структуры имеют разные назначения и задачи: первая - развивающую, вторая - функциональную.
На основе теоретического анализа научной литературы, с учетом терминологического аппарата профессионального самоопределения был сформулирован ряд понятий и определений, распространяющих и адаптирующих данный терминологический аппарат к дошкольному возрасту. Необходимым условием и средством реализации задач ранней профориентации дошкольников является профессионально ориентированная игровая деятельность ребенка.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.