Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Самоактуализация как интегративно личностная компетентность в профессиональной деятельности инженерно-технических работников

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Министерство образования и  науки РФ
Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ
 
Кафедра психологии
 
 
 
 
ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

    Руководитель работы

_____________________
«__»____________2013 г.
 
 
 
Самоактуализация как  интегративно личностная компетентность в профессиональной деятельности инженерно-технических работников
 
Курсовая работа
по дисциплине
«Психология профессионального  самоопределения»
 
 
 
 
 
Выполнил студент группы ПСз-07-1    ________                    Зайцева К.Г.
                                                                                 подпись                                         
 
Руководитель (доцент
кафедры психологии)
Нормоконтроль                                        ________                    Юркова М. Г.
                                                                                 подпись                                                                                       
 
 
 
Курсовая работа защищена с оценкой  _________________________________
 
 
Иркутск, 2013
 
Министерство образования и  науки РФ
Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
Кафедра психологии
 
 
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу
 
По курсу  «Психология  профессионального самоопределения»
Студенту Зайцевой Ксении Геннадьевне, гр. ПСз-07-1
 
Тема курсовой работы: Самоактуализация как интегративно личностная компетентность в профессиональной деятельности инженерно-технических работников
 
 
Исходные данные:____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
Рекомендуемая литература_____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
 
Дата выдачи задания  «____» _________________20__г.
Дата представления работы руководителю « __»___________20__г.
Руководитель курсовой работы    _________    М. Г. Юркова
                                                            подпись                          
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава   1. Теоретический анализ феномена самоактуализации
6
1.1. Самоактуализации  как потребность
16
1.2. Самоактуализация  как потоковое состояние
12
Выводы по главе 1
14
Глава 2. Самоактуализация в структуре личности инженерно-технических работников
15
2.1. Особенности инженерной  деятельности
15
2.2. Самоактуализация  как интегративно личностная  компетентность инженерно-технических  работников
18
Выводы по главе 2
23
Заключение
24
Список литературы
25

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Современные социальные и экономические трансформации предполагают необходимость поиска резервов человека, обеспечивающих возможность для достижения высшей ступени его развития во всех сферах жизнедеятельности и прежде всего в профессиональной. Одной из личностных характеристик, которые определяют эффективность профессиональной деятельности и возможность для человека развиваться в профессии, является самоактуализация.
Самоактуализация связана с всесторонним и непрерывным развитием творческого и духовного потенциала человека, максимальной реализацией всех возможностей личности, адекватным восприятием окружающего мира и своего места в нем, осознанным стремлением человека реализовать личностный потенциал.
Одной из профессиональных сфер, полноценная реализация в которых невозможна без личностной самоактуализации, является инженерно-техническая деятельность. Основной функцией инженерно- технической деятельности является целенаправленное преобразование объективной действительности в целях научно-технического, экономического и социального развития общества. Осуществить эту функцию будет возможно, только если у инженерно-технических работников как субъектов будут сформированы потребность в самоактуализации, а также готовность и способность к ней.
В настоящее время не существует исследований, посвященных проблеме самоактуализации в профессиональной деятельности инженерно-технических работников, несмотря на то, что инженерно-техническая деятельность требует от своих субъектов активной самоактуализации, самосовершенствования, самореализации.
Таким образом, недостаточная изученность  этой проблемы предопределили тему, объект, предмет, цель и задачи исследования.
Цель исследования: изучить феномен самоактуализации в профессиональной деятельности инженерно- технических работников.
Объект исследования: самоактуализация как психологический феномен и теоретический конструкт, компоненты самоактуализации.
Предмет исследования: самоактуализация в структуре личности инженерно-технических работников.
Задачи исследования
1. Теоретический анализ феномена самоактуализации.
2. Теоретический анализ инженерной деятельности и личности инженера.
3. Теоретический анализ научных подходов к исследованию инженерной деятельности личности инженерно-технических работников, профессиональной компетентности и самоактуализации как феномена.
4. Определение методологической основы исследования по теме.
Практическая значимость курсовой работы заключается в изучении и анализе психологических концепций и выборе методологической основы исследования, представленной в трудах психолога Михай Чиксентмихайи.
 
 
 
Глава 1. Теоретический анализ феномена самоактуализации
1.1. Самоактуализации как потребность
Самоактуализация изучается в рамках философии, психологии, социологии, педагогики, что отразилось в многообразии его трактовок, в наличии синонимических понятий. В научных публикациях понятие «самоактуализация» употреблялось вместе с такими понятиями, как «самоосуществление», «самореализация», «самораскрытие», «самосовершенствование». Как показывает анализ литературы, выделенные категории представляют собой результат осмысления различных сторон общего саморазвития личности в мотивационном («потребность», «стремление») и процессуальном («деятельность», «реализация») аспектах, которые взаимосвязаны, взаимообусловлены и определяют выбор человеком собственной позиции, независимой от внешних влияний.
В психологии феномен самоактуализации стал самостоятельным предметом исследования, который имеет не очень большую, но довольно яркую историю. Наибольшее количество работ по проблеме самоактуализации принадлежит представителям зарубежной гуманистической психологии, разработанной в «противовес» бихевиоризму и психоанализу в середине XX века.
Гуманистическая психология и, в частности, теория самоактуализации, основывалась на методологических принципах, разработанных в начале XX века Левиным К, Гольдштейном К., Олпортом Г.
В 1927 году вышла статья Левина К. «Переход от аристотелевского мышления к галилеевскому», в которой важнейшей новацией Левина К. явилось дополнение существовавшего способа исследования психики новым, позволяющим искать причины поведения индивида не только в его «природе», а во взаимодействии между человеком и его окружением. Необходимо отметить, что препятствием в развитии человека, по мнению К. Левина, является его выключение из значимой деятельности» [31,c.205]. Левин К. считал важнейшим фактором организации поведения человека «наличие одной ведущей идеи, которая контролирует и управляет более частными видами деятельности. Этой ведущей идеей может быть основной замысел или достижение цели» [31].
Принято считать, что первым ввел в  научный оборот понятие «самоактуализация» Гольдштейн К.. Он рассматривал самоактуализацию с позиции философской науки, как универсальный принцип жизни и высшей самоактуализации, как основной мотив человеческой жизни.
Гольдштейн К. утверждал, что нормальный организм способен временно отложить любые базовые потребности, если существуют другие, более важные потребности, из чего был сделан вывод, что способности организма определяют его потребности, а не наоборот.
В 1937 году вышла книга Олпорта Г. «Личность: психологическая интерпретация», где он обращал особое внимание на значительную разницу между зрелой личностью и незрелой, или невротической, выделяя шесть основных различий: зрелый человек имеет широкие границы своего «Я»; способен к теплым, сердечным социальным отношениям; обладает достаточным уровнем самопринятия; демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания; имеет способность к самопознанию и чувство юмора; обладает цельной жизненной философией, то есть зрелая личность способна видеть целостную картину благодаря ясному, систематическому выделению значимого в собственной жизни [52].
На наш взгляд, описывая зрелую личность, Олпорт Г. максимально приблизился к расшифровке понятия самоактуализирующейся личности, которое связано с всесторонним и непрерывным развитием творческого и духовного потенциала человека, максимальной реализацией всех его возможностей, адекватным восприятием окружающего мира и своего места в нем, осознанным стремлением человека реализовать свой потенциал.
Многие исследователи отмечают, что теория самоактуализации представляет собой сложное системное образование. В нее входят теория развития личности, теория мотивации, теория терапии.
Теорию самоактуализации прежде всего  связывают с именами Маслоу А. и Роджерса К. Хотя конечно и Роджерс К. и Маслоу А. разделяли мнение, что люди имеют практически неограниченный потенциал для самосовершенствования, но их теории имеют три основных различия. Роджерс К. полагал, что личность и поведение в большей степени являются функцией индивидуального восприятия человеком окружения, в то время как Маслоу А. (на первоначальном этапе) считал, что поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей. Во-вторых, теория Роджерса К. была сформулирована на основе его опыта работы с людьми, имеющими психологические проблемы. Маслоу А. настаивал на том, чтобы психология переключила внимание с изучения аномалий психически здоровых людей. И, наконец, в-третьих, Роджерс К. выявлял определенные формы развития, склонности человека к самоактуализации врожденного потенциала, тогда как в теории Маслоу А. процессы развития, обеспечивающие движение человека к полной самоактуализации, фактически игнорировались, хотя он и отмечал, что люди подвержены «фрустрации потребностей» в определенные «критические стадии» жизненного цикла. Однако и Роджерс К., и Маслоу А., полагали, что человек, в основном, стремится вперед и при определенных условиях самоактуализирует свой врожденный потенциал [52].
Роджерс К. выдвинул гипотезу о том, что все поведение человека вдохновляется и регулируется общим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации [52]. Тенденция актуализации является активным процессом, отвечающим за то, что человек всегда стремится к какой-то цели. Важнейшим аспектом тенденции актуализации, с точки зрения развития личности, Роджерс К. считал стремление человека к самоактуализации.
Одной из широко известных теорий гуманистической психологии является концепция самоактуализирующейся личности Маслоу А.
В основе гуманистической теории Маслоу А. лежит фундаментальное представление о том, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное целое. В работе «Новые рубежи человеческой природы» Маслоу А. показывал что: «Самоактуализированные люди, без единого исключения, вовлечены в дело, выходящее за пределы их личных интересов, в нечто вовне себя» [37, c.272]. Это означает, что такие люди в течение продолжительного времени не испытывают чувства тревоги, одиночества, незащищенности, изолированности, неполноценности, они не чувствуют себя изгоями, лишенными корней, недостойными любви, отверженными и жалкими [37].
Теория Маслоу А. определяет потребность в самоактуализации как «полное использование талантов, способностей, возможностей».
В работе «Дальние пределы человеческой психики» Маслоу А. дал последнее определение самоактуализации: это переживание, всепоглощающее, яркое, самозабвенное; это честность и принятие на себя ответственности за свой выбор; это процесс, выбор в каждой ситуации в пользу роста; это честность и свобода в выражении своих прав, нонконформизм; это не только конечная станция, но и само путешествие и движущая сила путешествия. Самоактуализация — это не миг, когда нас озаряет высшее блаженство, это напряженный процесс постепенного роста, «кропотливый труд маленьких достижений» [36].
В настоящее время проблемы самоактуализации исследуются в связи с различными аспектами жизнедеятельности человека, и одним из основных направлений, особенно активно развивающихся в отечественной философии и психологии, является изучение взаимосвязи самоактуализации и практической деятельности человека.
Первые работы в отечественной  психологии, посвященные изучению самоактуализации личности в практической деятельности человека, появились в 90-е годы XX века. Анализ научной литературы показывает, что интерес к феномену самоактуализации в различных областях науки значительно вырос в последнее время.
Наше внимание в исследовании феномена самоактуализации привлекли такие отечественные авторы как: Пучкова Г.Л., Городилова Е.Н.,  Мотков О.И., Акиндинова И.А., Ященко Е.Ф., Деркач А.А. и Сайко Э.В., Селезнева Е.В., Чиксентмихайи Михай.
В своем исследовании Пучкова Г.Л. считает, что для высокого уровня самоактуализации значимыми параметрами являются те, которые связаны с самовосприятием, проявление этой потребности и является выражением самоактуализации» [43, c.115].
В диссертационной работе Городиловой Е.Н. самоактуализация рассматривается как потребность, как результат и как процесс реализации индивидуальности человека [20].
Мотков О.И. в статье «О парадоксах процесса самоактуализации личности» обсуждает гипотезу о том, что развитие личности должно быть изначально ориентировано на достижение гармоничного процесса самоактуализации, а не на достижение максимальных успехов в реализации предназначения. Так как высокие достижения не приносят удовлетворения, внутреннего спокойствия и радости. [39].
На наш взгляд, интересно исследование Акиндиновой И.А., в котором рассмотрены особенности самоактуализации в зависимости от выбранной профессии, характеризующейся уровнем престижности, в процессе формирования нового стиля организации труда; выявлено, что самоактуализационные качества личности взаимосвязаны с особенностями профессиональной деятельности и с социальными установками личности. Так же рассмотрен процесс самоактуализации как «единства профессионального и личностного роста» [1, c.156].
Например, в своем исследовании, Ященко Е.Ф. рассматривает самоактуализацию «как интегральное образование, которое является и процессом, и состоянием, и метапотребностью, и свойством личности, и свойством направленности личности, но не рассматривается каждый по отдельности, а представляет собой комплекс системных качеств, способствующих раскрытию внутреннего потенциала в процессе его индивидуализации» [55].
Селезнева Е.В. рассматривает самоактуализацию как один из этапов, или стадий саморазвития человека.
Процесс самоактуализации, по мнению Селезневой Е.В., характеризуется изменениями в потенциале саморазвития при переходе потенциального «Я» в актуальное «Я. Для того чтобы любое качество перешло в актуальное состояние, необходимо определенным образом этот процесс актуализировать, т.е. сделать так, чтобы у человека появился интерес к саморазвитию [47].
Деркач А.А. и Сайко Э.В., определяют феномен самоактуализации как потребность в осуществлении своих способностей и талантов, творческих потенций, «воплощения» себя и рассматривают данный феномен прежде всего в связи с феноменом самости как способности относиться к себе как к субъекту и объекту, его самоотношения и самосознания. С точки зрения авторов именно самость обеспечивает «основания для развития таких особых феноменов, свойственных человеку, как самопознание, самоотношение, самоопределение, самоутверждение, самоактуализация и т.д., формируемых на базе развития и как развитие его преобразовательной, реализующей его творческое «Я» деятельности и обеспечивающих его саморазвитие в этой деятельности» [22, c.218-229, c. 223].
1.2. Самоактуализация как потоковое состояние
Для дальнейшего исследование интерес представила концепция «Потокового состояния» предложенная Чиксентмихайи Михайем. В какой-то степени, личность, находящаяся в потоковом состоянии схожа с понятием самоактуализирующейся личности.
«Потоковое состояние» по Чиксенмихайи - это состояние, в котором человек полностью включен в то, чем он занимается, характеризуется сосредоточением в своей деятельности, полным вовлечением и нацеленностью на успех в процессе этой деятельности.
Нахождение в потоковом состоянии не ограничивается какой-то одной определенной сферой деятельности. Оно распространяется во все сферы, в которые вовлечен человек. Это состояние часто описывается, как ощущение получения удовольствия от самореализации, повышенной и обоснованной уверенности в себе, ярко выраженным повышением коммуникативных способностей, умением четко и ясно выражать свои мысли, убеждать собеседника, эффективно решать проблемы любой сложности или находить неординарные способы их решения [53].
После переживания состояния потока личностная организация становится сложнее, чем была прежде. Именно в возрастании сложности и заключается личностный рост. Сложность – это результат двух масштабных психологических процессов: дифференциации и интеграции. Первый предполагает движение в сторону уникальности, отдаленности от других, второй стремится к противоположному – к единению с другими людьми. Сложная, по мнению Чиксентмихайи, та личность, которой удается успешно сочетать все два этих процесса [53].
В результате переживаний потока наша личность становится более диффиринцированной, потому что преодоление препятствий неизбежно делает человека более способным и умелым. После каждого переживания, личность приобретает все более новые и яркие индивидуальные черты, становится менее предсказуемой, овладевает новыми умениями [53].
Сложность нередко считают негативным свойством, чреватым различными трудностями. Это может быть возможным, только в том случае, если сложность сопряжена  только с дифференциацией. Между  тем сложность предполагает также интеграцию автономных частей. Например, сложный, современный двигатель состоит не только из множества и мелких частей и деталей, каждая их которых выполняет какую-то свою особенную функцию, но и представляет собой единый механизм, где все компоненты работают согласованно друг с другом. Без интеграции, эта сложная система превратиться в беспорядочный и ненужный набор элементов.
Переживание потока, по мнению Чиксентмихайи, способствует интеграции личности, потому что на уровне той глубочайшей концентрации, что ему сопутствует, сознание становится чрезвычайно упорядоченным. Мысли, намерения, чувства – все нацелено на одну и ту же цель. Наступает полная гармония. Когда человек возвращается к своему обычному состоянию, он чувствует спокойствие и единение, причем не только внутреннее. Он ощущает свою целостность, причем не только со всеми людьми, но и с миров в целом.
Личность дифференцированная, но не интегрированная, может добиться многого, но есть риск потонуть в эгоцентризме. Так же с другой стороны, личность чье «Я» основано на интеграции, сможет построить хорошие и крепкие отношения с людьми, но ей будет не хватать независимости и индивидуальности. Настоящая сложность личности, возможно только при равномерном вкладывании психической энергии (внимания) в оба эти процесса и тогда можно будет избежать и, эгоизма и, конформизма.
Как уже говорилось выше, личность становится сложной, только в результате переживания потока. Парадоксально, но человек развивается и перерастает себя именно тогда, когда действует свободно, ради самой деятельности, а не руководствуясь внешними возбуждениями. Именно так, по нашему мнению, и происходит процесс самоактуализации личности [53].
 
Выводы главе 1:
1.     Уточнено содержание понятия «самоактуализация». Показано, что с самоактуализацией связаны для человека потребность и возможность проявить свою внутреннюю активность и максимально реализовать свой потенциал в различных сферах жизнедеятельности.
2. Выявлено, что самоактуализационные качества личности взаимосвязаны с особенностями профессиональной деятельности и с социальными установками личности. Так же рассмотрен процесс самоактуализации как «единства профессионального и личностного роста.
3. Показано, что самоактуализация схожа с понятием «потокового состояния», в котором личность максимально самоутверждается, реализует все свои возможности в поиске новых знаний и умений, достигает новых уровней сложности.
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Самоактуализация в структуре личности инженерно-технических работников
2.1. Особенности инженерной деятельности
Прежде чем говорить о самоактуализации инженерно-технических работников как о интегративной личностной компетентности, нам необходимо рассмотреть особенности инженерной деятельности.
Проблемам инженерной деятельности, посвящена  обширная литература; проводятся многочисленные исследования в различных областях: философии, психологии, педагогике, инженерной психологии, социологии, в прикладных науках.
Так как инженерная деятельность имеет  комплексный динамический статус, методологическую базу исследований составляют принципы единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, всесторонности, реалистичности, объективности рассмотрения, системности, целостности. Носителем инженерной деятельности является субъект - инженерно-технический специалист, который ставит цели преобразования объективной действительности (объекта) и производит это целенаправленное преобразование.
В историческом контексте инженерная деятельность сформировалась как особый вид научно-технической деятельности. «Инженерной можно назвать всякую квалификационную практику, связанную  с осмыслением человеческого  действия на основе знаний: создание техник и их инструментального оснащения, их применении и т. п.» [8, c.217].
Анализ инженерной деятельности показал, что ее сущностью является техническая направленность, практический характер целей и задач, высокая степень творчества, тесная взаимосвязь с наукой и гуманистическая ориентация на создание и использование полезных для общества объектов техники. Объектом инженерной деятельности является инженерная задача, т е заданная в конкретных условиях цель опосредованного удовлетворения общественных потребностей путем создания знаковых моделей технических объектов и технологий
Деятельность инженера носит разносторонний и разнонаправленный характер. Анализ квалификационных характеристик и должностных инструкций показал, что к основным видам деятельности инженера относятся: конструкторская, проектировочная, эксплуатационная, рационализаторская, внедренческая, операторская, документационная, контролирующая, организаторская, исследовательская, аналитическая, консультативная, педагогическая, коммуникативная, стимулирующая. Эти виды деятельности в зависимости от специальности, квалификации и должности инженера специфическим образом сочетаются между собой. Хотя профессиональная деятельность инженера далеко не всегда включает в себя все выделенные компоненты, он должен быть потенциально готов к решению профессиональных задач различного уровня и направленности.
Многогранность инженерной деятельности чрезвычайно затрудняет определение общих требований к личности инженеров различных направлений, специальностей и уровней. Однако попытки составления профессиограммы инженера (Капустина А.Н., Климов Е.Н., Е С Романова, Чикер В.А., Чугунова Э.С.) сходны в том, что техническое мышление (технический интеллект, конструктивно-технические способности) является важнейшим профессионально значимым качеством инженера. По мнению Чугуновой Э.С., техническое мышление имеет системообразующее значение для творческой активности инженера. Поскольку нестандартные ситуации являются преобладающими в деятельности инженера, от исполнителей требуется творческий склад ума, способности ярко представлять и моделировать варианты возможных последствий действий людей, возможных исходов принятых решений.
 
Большинство исследователей (Василевская А.М., Гильбух Ю.З., Кайзер Г., Кудрявцев Т.В., Максимова В.Н., Пономарева Р.А., Якиманская И.С.) определяют техническое мышление как процесс отражения в сознании человека производственно-технических процессов и объектов, принципов их устройства и работы, а также как протекание мыслительных процессов в сфере технических образов, оперирование этими образами с помощью приемов умственной деятельности не только в их статическом, но и в динамическом состоянии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2. Самоактуализация  как интегративно личностная  компетентность инженерно-технических  работников
Сущность, функции и задачи инженерной деятельности определяют, с одной стороны, внутреннюю, психологическую структуру деятельности инженерно-технических работников, а с другой стороны, структуру личностной компетентности, которая обеспечивает возможности самореализации инженерно-технических работников в профессиональной деятельности.
Компетентность – это способность  применять знания, умения, успешно  действовать на основе практического  опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой  области. Профессиональная же компетентность определяется как некое подтвержденное право принадлежности к определенной профессиональной группе, признаваемое со стороны социальной системы и представителями других социальных групп. [26]
В более узком понимании под профессиональной компетентностью понимается круг вопросов, в которых субъект обладает познаниями, опытом и совокупностью которых отражает социально профессиональный статус и профессиональную квалификацию, а также некие личностные, индивидуальные особенности (способности) или качества, обеспечивающие возможность реализации определенной профессиональной деятельности. [26]
Специфической чертой профессиональной деятельности инженерного работника  является высокая включенность личности в профессиональную деятельность. Поэтому мы можем рассматривать в качестве продукта профессиональной деятельности как внешние, реализованные личностью, но отчужденные проявления профессиональной деятельности, так и степень выраженности определенных индивидуальных характеристик личности работника в процессе профессионального воздействия и взаимодействия.
Таким образом, личностно профессионально  важные качества проявляют себя в  продуктах профессиональной деятельности и позволяют характеризовать их как некий индивидуальный стиль деятельности.
С нашей точки зрения, этот некий индивидуальный стиль инженерно-технических работников и обеспечивает эффективность в профессиональной деятельности, что позволяет личности стремиться к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации, - иными словами к самоактуализации.
Исследования показывают, что отсутствие стремления к самоактуализации и  творческой активности является одной  из причин эмоционального дискомфорта  в профессиональной деятельности и  формирования синдрома эмоционального выгорания. Высокая субъективная значимость возможности творческой активности обеспечивает увлечённость как самой профессиональной деятельностью, так и межличностным взаимодействием в процессе выполнения профессиональных обязанностей.
Проанализируем характеристики самоактуализации (ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, потребность в познании, стремление к творчеству, автономность, спонтанность, самопонимание, аутосимпатия, контактность, гибкость в общении) в контексте инженерной деятельности и сформируем понятие самоактуализации как интегративной личностной компетентности.
Базовый компонент самоактуализации, который выступает как важное основание для ее формирования как интегративной личностной компетентности, составляют ценности самоактуализации.
Изучение самоактуализации личности в профессиональной деятельности невозможно без изучения системы ценностных ориентаций. Ценностные ориентации выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, определяют мотивацию его поведения, являются одним из центральных личностных образований, оказывая существенное влияние на различные стороны деятельности человека.
Уровень самоактуализации инженерно-технического специалиста в профессиональной деятельности зависит от того, насколько  гармонично включен человек во временной процесс.
Самоактуализирующийся в инженерно-технической  деятельности субъект - это «субъект, который озабочен временем, думает о нем и присутствует, проживает  течение времени» [30, c.320]. Можно сделать вывод, что ориентация во времени - концептуально важная характеристика самоактуализации инженерно-технического специалиста.
В рамках нашей модели данная характеристика рассматривается как отдельный  компонент самоактуализации как  интегративной личностной компетентности - временная компетентность.
Современный инженерно-технический  специалист должен быть способен решать не только производственные, эксплуатационные вопросы и управленческие вопросы, но и обладать специализирующими  качествами исследователя, познавательная потребность для которого является базовым свойством личности.
Таким образом, потребность в познании можно рассматривать как когнитивны
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.