Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теоретический аспект учета прочих доходов и расходов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
Функционирование любого предприятия невозможно без получения  доходов и совершения расходных операций.
Актуальность избранной темы обусловлена тем, что одним из главных условий эффективной работы предприятия является правильный, организованный учет операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов. Прочие доходы и расходы влияют на достоверное формирование финансовых результатов деятельности предприятия.
Большое количество ученых уделяют внимание вопросам, связанным  с операционными, внереализационным  и чрезвычайными доходами и расходами. Так в статье А.М. Крупновой "Бухгалтерский  учет операционных и внереализационных  доходов и расходов" автор раскрывает сущность операционных и внереализационных  доходов и расходов, показывает различия между ними, а так же корреспонденции  счетов по отдельным операциям, связанным  с этими доходами и расходами.
Основной целью деятельности организаций является извлечение прибыли, которой признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных  расходов. Форма №2 "Отчет о  прибылях и убытках" содержит информацию о доходах и расходах организации, которые формируют конечный финансовый результат деятельности предприятия (прибыль или убыток).
В основном организация получает прибыль от продажи готовой продукции, но одновременно организация может  получать доход от сдачи имущества  в аренду, продажи излишков материалов, доходы от участия в уставном капитале других организаций. Такие доходы относятся  к прочим доходам организации.
Отчет о прибылях и убытках  состоит из 5 разделов, одним из которых  является раздел "Прочие доходы и  расходы организации", в котором  организация отражает сумму прочих доходов и расходов, полученных в  отчетном периоде. Каждая организация  одновременно с доходами и расходами по обычным видам деятельности совершает операции, которые относятся к прочим доходам и расходам. Поэтому бухгалтеру в своей работе довольно часто приходится отражать данный вид доходов и расходов. От того, как правильно и своевременной будут, отражены в бухгалтерском учете прочие доходы, и расходы зависит правильность формирования финансового результата деятельности предприятия.
Объектом исследования данной курсовой работы являются прочие доходы и расходы.
Предметом исследования служит бухгалтерский учет прочих доходов и расходов.
Целью работы является изучить  методику отражения и определения  прочих доходов и расходов организации. Для выполнения поставленной цели курсовой работы необходимо рассмотреть следующие  задачи:
    раскрыть теоретические аспекты учета прочих доходов и расходов
    рассмотреть методологию учета прочих доходов и расходов
    изучить особенности учета доходов и расходов организации
В работе были использованы положения российского законодательства, нормативно-правовые акты РФ, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской  отчетности в части учета прочих доходов и расходов организаций.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка источников и использованной литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
    Теоретический аспект учета прочих доходов и расходов
      Финансовый результат деятельности организации
Хозяйственная деятельность является объектом исследования многих наук: экономической теории, макро- и макроэкономики, управления, организации  и планирования производственно-финансовой деятельности, статистики, бухгалтерского учета, экономического анализа и  т. д. Экономика изучает воздействие  общих, частных и специфических  законов на развитие экономических процессов в конкретных условиях отрасли или отдельного предприятия. Статистика исследует количественные стороны массовых экономических явлений и процессов, которые происходят в хозяйственной деятельности. Предметом бухгалтерского учета является кругооборот капитала в процессе хозяйственной деятельности. Он документально отражает все хозяйственные операции, процессы и связанное с ними движение средств предприятия и результаты его деятельности.
Финансовое состояние  предприятия – это экономическая  категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и  способность 
 Финансовая работа  на предприятии прежде всего направлена на создание финансовых ресурсов для развития, в целях обеспечения роста рентабельности, инвестиционной привлекательности, т. е. улучшение финансового состояния предприятия.
Показатели финансовых результатов  характеризуют абсолютную эффективность  хозяйствования предприятия.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем  рентабельности.
Рассмотрим мнения различных  авторов о понятии финансовых результатов деятельности предприятия.
И.Н. Чуев, Л.Н. Чуева считают, что прибыль  и есть финансовые результаты деятельности предприятия, характеризующий абсолютную эффективность  его работы.
Г.В.Савицкая  высказывает  мнение, что финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются  суммой полученной прибыли и уровнем  рентабельности.
Прибыль отражает положительный  финансовый результат. Стремление к  получению прибыли ориентирует  товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат.
По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств  и доходность вложений в активы конкретного  предприятия.
Конечный финансовый результат  деятельности предприятия - это  балансовая прибыль или убыток, которая представляет собой алгебраическую сумму результата от реализации продукции (работ, услуг), результаты от прочей реализации, сальдо доходов и расходов от внереализационных  операций.
Поддержание необходимого уровня прибыльности – объективная закономерность нормального функционирования предприятия  в условиях рыночной экономики. Систематический  недостаток объема прибыли, и ее неудовлетворительная динамика свидетельствует о неэффективности  и рискованности бизнеса, служат основной предпосылкой предстоящего банкротства.
Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные (прибыль), но и относительные  показатели (рентабельность) эффективности  использования. Чем выше уровень  рентабельности, тем выше эффективность  хозяйствования.
Рентабельность – относительный  показатель, который обладает свойством  сравнения. Рентабельность характеризует  степень доходности, выгодности, прибыльности.
Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль  имеет субъект хозяйствования с  каждого рубля средств, вложенных  в активы.
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, отражает конечные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными  или использованными ресурсами.
Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности- одна из основных задач в любой сфере бизнеса.
Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу.
В условиях конкуренции и  стремления предприятий к максимизации прибыли анализ финансово-хозяйственной  деятельности является неотъемлемой функцией управления. Этот аспект управления фирмой становится наиболее значимым в настоящее  время, так как практика функционирования рынка показывает, что без анализа  финансово-хозяйственной деятельности предприятие не может эффективно функционировать.
Основными задачами анализа  финансовых результатов деятельности предприятия  является:
    оценка динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов (прибыль рентабельность);
    факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);
    анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной деятельности;
    анализ и оценка использования чистой прибыли;
    выявление и оценка возможных резервов роста прибыли и рентабельности на основе оптимизации объемов производства и издержек производства и обращения;
    анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли;
    разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Основными источниками информации для анализа финансовых результатов  является форма № 1 (бухгалтерский  баланс), форма № 2 (Отчет о прибылях и убытках), форма № 3 (Отчет о движении капитала), форма № 4 (Отчет о движении денежных средств). Кроме того, в анализе используются данные финансового плана, аналитического бухгалтерского учета.
Анализ следует начинать с общей оценки динамики величины и состава прибыли до налогообложения.
Исходным моментом в расчете  показателей прибыли является оборот предприятия по реализации продукции
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) характеризуют завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств предприятия денежную форму и начало нового витка в обороте всех средств. Изменение  в реализации  продукции показывают наиболее чувствительное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поэтому финансовый отдел должен организовать ежедневный оперативный контроль за процессом отгрузки и реализации.
Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов  деятельности предприятия является принятая для всех предприятий независимо от формы собственности, единая модель хозяйственного механизма предприятия, основанная на налогообложении прибыли  в условиях рыночных отношений (рис. 1.2), которая является моделью формирования и распределения финансовых результатов. Она  отражает присущее всем предприятиям целей деятельности, единство показателей  фактических результатов, единство процессов формирования и распределения  прибыли, единство системы налогообложения.
Показатели рентабельности реализации, эффективности собственного капитала и прибыльности тесно связаны.
Оценка финансового состояния  может быть выполнена с различной  степенью детализации в зависимости  от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового  обеспечения. Наиболее целесообразным является выделение процедур экспресс-анализа  и углубленного анализа финансового состояния. Финансовый анализ дает возможность оценить:
    имущественное состояние предприятия;
    степень предпринимательского риска;
    достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;
    потребность в дополнительных источниках финансирования;
    способность к наращиванию капитала;
    рациональность привлечения заемных средств;
    обоснованность политики распределения и использования прибыли [1]
1.2 Признание в бухгалтерском учете прочих поступлений и расходов
Доходами организации  признается увеличение экономических  выгод в результате поступления  активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вклада участников.
Не признаются доходами организации  поступления от других юридических  и физических лиц:
    сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;
    по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и тому подобного;
    в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг, а также суммы авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
    задатка, так как согласно статьи 329 ГК РФ он является одним из видов исполнения обязательств;
    залога, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;
    погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.
В зависимости от характера, условий получения и направлений  деятельности организации в соответствии все доходы организации подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. Прочие доходы отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы". ПБУ 9/99 "Доходы организации" предоставляет  организации право самостоятельно относить те или другие виды поступлений  к доходам от обычных видов  деятельности или к прочим доходам  в зависимости от характера деятельности организации, вида доходов и условий  их получения.
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод  в результате выбытия активов  и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников  имущества).
Не признается расходами  организации выбытие активов:
    в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов);
    вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);
    по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала;
    в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
    в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
    в погашение кредита, займа, полученных организацией.
В соответствии с ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском  учете при наличии следующих  условий:
    расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
    сумма расходов может быть определена;
    имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (т.е. когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи активов).
Расходы организации в  зависимости от их характера, условий  осуществления и направления  деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Расходы по обычным  видам деятельности - это расходы, связанные с изготовлением и  продажей продукции, выполнением работ  и оказанием услуг, а также  приобретением и продажей товаров. Они учитываются на счете 90 "Продажи".[3]
1.3 Состав прочих  доходов и расходов
Прочие доходы организации  учитываются на счете 91.1 "Прочие доходы". ПБУ 9/99 "Доходы организации" устанавливает перечень доходов  относящихся к прочим доходам:
- поступления, связанные  с предоставлением за плату  во временное пользование активов  организации (арендная плата за  предоставление в аренду основных  средств);
- поступления, связанные  с предоставлением за плату  прав, возникающих из патентов  на изобретения, промышленные  образцы и других видов интеллектуальной  собственности (арендная плата  за предоставление прав на  пользование объектами нематериальных  активов);
- поступления, связанные  с участием в уставных капиталах  других организаций (дивиденды);
- прибыль, полученная  организацией в результате совместной  деятельности (по договору простого  товарищества);
- поступления от продажи  основных средств и иных активов,  отличных от денежных средств  (кроме иностранной валюты);
- проценты, полученные за  предоставление в пользование  денежных средств организации,  а также проценты за использование  банком денежных средств, находящихся  на счете организации в этом  банке;
- штрафы, пени, неустойки  за нарушение условий договоров;
- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору  дарения;
- поступления в возмещение  причиненных организации убытков;
- прибыль прошлых лет,  выявленная в отчетном году;
- суммы кредиторской и  депонентской задолженности, по  которым истек срок исковой  давности;
- курсовые разницы (положительные);
- сумма дооценки активов;
- поступления, возникающие  как последствия чрезвычайных  обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): стоимость  материальных ценностей, остающихся  от списания непригодных к  восстановлению и дальнейшему  использованию активов.
Прочие расходы учитываются  на счете 91.2 "Прочие расходы". В  соответствии с ПБУ 10/99 "Расходы  организации" к прочим расходам относят:
- расходы, связанные с  предоставлением за плату во  временное пользование активов  организации;
- расходы, связанные с  предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на  изобретения, промышленные образцы  и других видов интеллектуальной  собственности;
- расходы, связанные с  участием в уставных капиталах  других организаций;
- расходы, связанные с  продажей, выбытием и прочим списанием  основных средств и иных активов,  отличных от денежных средств  (кроме иностранной валюты). К  расходам, связанным с продажей, выбытием и прочим списание  основных средств относятся списание  балансовой (остаточной стоимости), затраты организаций по разборке, демонтажу объекта основных средств;
- проценты, уплачиваемые  организацией за предоставление  ей в пользование денежных  средств (кредитов, займов). Величина  процентов, уплачиваемых организацией, определяется условиями договора  и для целей бухгалтерского  учета не ограничивается предельными  размерами;
- расходы, связанные с  оплатой услуг, оказываемых кредитными  организациями;
- штрафы, пени, неустойки  за нарушение условий договоров;
- возмещение причиненных  организацией убытков;
- убытки прошлых лет,  признанные в отчетном году;
- суммы дебиторской задолженности,  по которой истек срок исковой  давности, других долгов, нереальных  для взыскания;
- курсовые разницы (отрицательные);
- перечисление средств,  связанных с благотворительной  деятельностью, расходы на осуществление  спортивных мероприятий, отдыха, развлечений;
- прочими расходами также  являются расходы, возникающие  как последствия чрезвычайных  обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества).
Прочие доходы и расходы  должны быть экономически обоснованы, подтверждены первичными учетными документами. В бухгалтерском учете прочие доходы и расходы должны отражаться в том отчетном периоде, в котором  они произошли.
Для целей определения  финансового результата доходы должны быть уменьшены на сумму соответствующих  им расходов (расходов, понесенных в целях извлечения этих доходов) - в этом заключается принцип соответствия доходов и расходов. Поэтому расходы должны подразделяться по видам так же, как и доходы.
При этом доход не может  быть признан доходом по обычным  видам деятельности, если ему не соответствует никаких расходов (поскольку это деятельность, она  должна сопровождаться расходами). Пример - получение процентов за использование  банком денежных средств, находящихся  на счете организации в этом банке. Какую бы долю не занимали данные поступления  в структуре доходов организации, они никогда не станут доходами по обычным видам деятельности, поскольку  не связаны с деятельностью по извлечению этих доходов и не сопровождаются расходами. И наоборот - если нет  дохода, то не может быть и расхода  по обычным видам деятельности.
Таким образом, доходы организации  подразделяются на доходы по обычным  видам деятельности (выручка от продажи  продукции, товаров, услуг, работ) и  прочие доходы (выручка от продажи  основных средств, материалов, нематериальных активов, от сдачи в аренду основных средств, нематериальных активов). Расходы  организации подразделяются на расходы  по обычным видам деятельности (расходы, связанные с изготовлением и  продажей продукции) и прочие расходы (расходы, связанные с продажей основных средств, материалов, нематериальных активов, списание просроченной дебиторской  задолженности, отрицательная курсовая разница, услуги банка). Бухгалтеру необходимо правильно уметь классифицировать данные виды доходы и расходов, так  как бухгалтерский учет доходов  и расходов по обычным видам деятельности и прочих доходов расходов ведется  на разных счетах бухгалтерского учета. [12]
 
 
 
 
2 Методология  учета прочих доходов и расходов
2.1 Особенности  учета прочих доходов и расходов
Учет доходов и расходов от продажи активов (за исключением  готовой продукции и товаров). При выбытии амортизируемого  имущества вследствие продажи, списания в связи с окончанием срока  полезного использования и по другим причинам, безвозмездной передачи сумму амортизации основных фондов и нематериальных активов списывают  в дебет счетов 02 "Амортизация  основных средств", 05 "Амортизация  нематериальных активов" с кредита  счетов 01 "Основные средства" и 04 "Нематериальные активы". Остаточную стоимость основных средств и  нематериальных активов списывают  с кредита счетов 01 и 04 в дебет  счета 91 "Прочие доходы и расходы". В дебет счета 91 списывают также  все расходы, связанные с выбытием амортизируемого имущества (включая  НДС по проданному имуществу).
При выбытии основных средств вследствие продажи, по причине ветхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 "Основные средства" в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы". Кроме того, по дебету счета 91 отражают все расходы, связанные с выбытием основных средств, а по кредиту - все поступления, связанные с выбытием основных средств (выручка от продажи объектов, стоимость материалов, лома, утиля, полученных при ликвидации объектов, и др.).
Таким образом, на счете 91 "Прочие доходы и расходы" формируется  финансовый результат от выбытия  основных средств. Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91 на счет 99 "Прибыли и убытки".
При продаже основных средств  их продажную стоимость отражают по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" или 76 "Расчеты  с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы". Одновременно остаточную стоимость основных средств списывают с кредита счета 01 "Основные средства" в дебет счета 91, а сумму амортизации по проданным основным средствам - в дебет счета 02 "Амортизация основных средств" и кредит счета 01. В дебет счета 91 списывают также сумму НДС по основным средствам (с кредита счета 68 "Расчеты по налогам и сборам") и расходы по продаже основных средств с кредита счета 23 "Вспомогательные производства" и других счетов.
При безвозмездной передаче основных средств их остаточную стоимость  списывают с кредита счета 01 "Основные средства" в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", а сумму амортизации - с кредита счета 01 в дебет  счета 02 "Амортизация основных средств". Расходы по демонтажу, упаковке, транспортировке  и др. по безвозмездно передаваемым объектам отражают по дебету счета 91 с  кредита соответствующих расчетных  и других счетов. Финансовый результат  от безвозмездной передачи основных средств списывают со счета 91 на счет 99 "Прибыли и убытки".
Основные средства, переданные в счет вклада в уставный капитал (фонд) других организаций и в  счет вклада в общее имущество  по договору простого товарищества, списывают  по остаточной стоимости в дебет  счета 58 "Финансовые вложения" с  кредита счета 01 "Основные средства", а сумму амортизации по переданным основным средствам - с кредита счета 01 в дебет счета 02 "Амортизация  основных средств". Дополнительные расходы, связанные с передачей основных средств, списывают в дебет счета 91 с кредита соответствующих счетов.
Разница между согласованной  оценкой вклада (которая должна быть отражена по счету 58) и остаточной стоимостью основных средств отражается на счете 91 "Прочие доходы и расходы" в  качестве операционного дохода или  расхода. При этом если согласованная  оценка превышает остаточную стоимость  основных средств, то на сумму разницы  дебетуют счет 58 и кредитуют счет 91. Если согласованная оценка ниже остаточной стоимости, то разницу отражают по дебету счета 91 и кредиту счета 58.
Основными видами выбытия  нематериальных активов являются их продажа, безвозмездная передача, передача в счет вклада в уставные капиталы других организаций.
При выбытии нематериальных активов в результате их продажи, списания, безвозмездной передачи вся  сумма накопленной амортизации  списывается в дебет счета 05 "Амортизация  нематериальных активов" с кредита  счета 04 "Нематериальные активы". Остаточная стоимость нематериальных активов списывается со счета 04 в  дебет счета 91 "Прочие доходы и  расходы". В дебет счета 91 списываются  также все расходы, связанные  с выбытием нематериальных активов, и сумма НДС по проданным и  безвозмездно переданным нематериальным активам. По кредиту счета 91 отражается сумма выручки от продажи или  другого дохода от выбытия нематериальных активов.
Финансовый результат  от выбытия нематериальных активов  формируется на счете 91 и затем  списывается со счета 91 на счет 99 "Прибыли  и убытки". При этом если сумма  выручки от продажи нематериальных активов превышает их остаточную стоимость и расходы, связанные  с выбытием, то разницу списывают  в дебет счета 91 и кредит счета 99. Если же остаточная стоимость выбывших нематериальных активов не возмещается  выручкой от их реализации, то разницу  между ними списывают с кредита  счета 91 в дебет счета 99.
Превышение согласованной  стоимости над остаточной стоимостью по переданным нематериальным активам  отражают по дебету счета 58 и кредиту  счета 91 "Прочие доходы и расходы". Обратная разница учитывается по дебету счета 91 и кредиту счета 58.
При выбытии материалов и  другого неамортизируемого имущества вследствие продажи, списания в связи с порчей, безвозмездной передачи их стоимость списывают в дебет счета 91. Сумму задолженности покупателей за проданное имущество отражают по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и кредиту счета 91.
При продаже материальных запасов, синтетический учет которых  ведется по фактической себестоимости, их списывают со счета 10 в дебет  счета 91 в течение месяца по учетным  ценам, а по окончании месяца такой  же проводкой списывают отклонения фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам (способом "красное сторно" или способом дополнительных проводок).
Расходы, связанные с продажей материальных ценностей, списывают  в дебет счета 91 с кредита соответствующих  счетов.
При продаже материалов на сторону, синтетический учет которых  ведется по учетным ценам, составляют следующие бухгалтерские записи:
Дт 91 "Прочие доходы и расходы" Кт 10 "Материалы" - на стоимость  материалов по учетным ценам
Дт 91 "Прочие доходы и расходы" Кт 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" - на разницу между  фактической себестоимостью материалов и стоимостью по учетным ценам
Дт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кт 91 "Прочие доходы и расходы" - на продажную стоимость  материалов
Дт 91 "Прочие доходы и расходы" Кт 68 "Расчеты по налогам и сборам" - на сумму НДС по проданным материалам.
Финансовый результат  от продажи материалов списывают  со счета 91 на счет 99 "Прибыли и  убытки".
Необходимо отметить, что  если при продаже или мене материалов не исполнены необходимые условия  признания выручки, то отпущенные материалы  списываются с кредита счета 10 в дебет не счета 91, а счета 45 "Товары отгруженные". После признания  выручки от продажи материалов они  списываются с кредита счета 45 в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".[12]
При осуществлении операций по вкладам в уставные капиталы других организаций и по вкладам участников простого товарищества в общее имущество  товарищей неденежными средствами обычно возникает разница между стоимостью передаваемого имущества и согласованной оценкой вклада. Эта разница отражается в зависимости от ее значения по кредиту или дебету счета 91 (превышение согласованной стоимости над учетной отражается по дебету счета 58 "Финансовые вложения и кредиту счета 91; обратное соотношение - по дебету счета 91 и кредиту счета 58).
Доходы от участия в  других организациях можно учитывать:
    по фактическому поступлению денежных средств - по мере поступления денежных средств дебетуют счета 50, 51, 52, 55 и кредитуют счет 91 "Прочие доходы и расходы";
    по предварительному начислению доходов и записи на счетах - начисленные доходы оформляют следующей бухгалтерской записью Дт 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на сумму доходов от вкладов в уставный капитал других организаций, арендной платы и дивидендов Кт 91 "Прочие доходы и расходы" - на всю сумму начисленных доходов.
Поступившие платежи по доходам  отражают по дебету счетов учета денежных средств (50, 51, 52, 55) и кредиту счета 76.
Проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств  организации, оформляют бухгалтерскими записями в том же порядке, как  и доходы от участия в других организациях. Проценты, уплаченные за предоставление в пользование денежных средств  организации, обычно списывают в  дебет счета 91 "Прочие доходы и  расходы" с кредита счетов учета  денежных средств.
Отчисления в оценочные  резервы (под снижение стоимости  материальных ценностей, под обеспечение  вложений в ценные бумаги, по сомнительным долгам) отражают по дебету счета 91 и  кредиту счетов 14 "Резервы на снижение стоимости материальных ценностей", 59 "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги" и 63 "Резервы по сомнительным долгам". Неиспользованные резервы в периоде, следующем за периодом их создания, списывают в дебет счетов 14, 59 и 63 с кредита счета 91.
Начисленная сумма налога отражается по кредиту счета 68 "Расчеты  по налогам и сборам" и дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы". Перечисление суммы налога на имущество  в бюджет отражается в бухгалтерском  учете по дебету счета 68 "Расчеты  по налогам и сборам" и кредиту  счета 51 "Расчетный счет".
2.2 Создание оценочных  резервов
Понятие «оценочное обязательство» было введено ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». ПБУ 8/2010 пришло на смену ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной  деятельности».
 В соответствии с  п. 4 ПБУ 8/2010, оценочное обязательство  – это обязательство организации  с неопределенной величиной и  (или) сроком исполнения. Этот  термин для целей бухгалтерского  учета появился совсем недавно,  в отличие от термина «оценочные  резервы».
Оценочные резервы, известные  нам уже не первый год, по своей  сути, представляют собой резервный  фонд, создаваемый организацией для  покрытия своих рисков (убытков).
 В соответствии с  п.3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных  значений», резервы по сомнительным  долгам, резервы под снижение  стоимости материально-производственных  запасов (МПЗ), другие оценочные  резервы – являются оценочными  значениями.
 Изменением оценочного  значения признается корректировка  стоимости актива (обязательства)  или величины, отражающей погашение  стоимости актива, обусловленная  появлением новой информации, которая  производится исходя из оценки  существующего положения дел  в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности (п. 2 ПБУ 21/2008).
При составлении годовой  бухгалтерской отчетности бухгалтеры, случается, забывают о создании оценочных  резервов. Причин, как правило, две:
во-первых, образование резервов напрямую не связано с какой-либо хозяйственной операцией, и бухгалтеры просто забывают о необходимости  это сделать;
во-вторых, начисление резервов бухгалтеры связывают с возникновением разниц в соответствии с ПБУ 18/02 (утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н), которых они "боятся, как огня".
Напомним, что нормы бухгалтерского учета позволяют организациям образовать три вида резервов:
под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина  России от 09.06.2001 № 44н);
под обесценение финансовых вложений (п. 38 ПБУ 19/02, утв. приказом Минфина  России от 10.12.2002 № 126н);
по сомнительным долгам (п. 70 Положения по бухгалтерскому учету  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации, утв. приказом Минфина  России от 29.07.1998 № 34н).
Резерв под снижение стоимости  материальных ценностей создается  по материально-производственным запасам (МПЗ), которые морально устарели, полностью  или частично потеряли свое первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась. Таким образом, если стоимость МПЗ не снизилась, создавать такой резерв не нужно. [10]
Образуется резерв на величину положительной разницы между  текущей рыночной стоимостью и фактической  себестоимостью МПЗ и отражается в бухгалтерском учете проводкой  с кредита счета 14 "Резервы  под снижение стоимости материальных ценностей" в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".
В плане счетов бухгалтерского учета 1С:Бухгалтерии 8 к счету 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" открыты отдельные субсчета по видам ценностей: 14.01 "Резервы под снижение стоимости материалов", 14.02 "Резервы под снижение стоимости товаров", 14.03 "Резервы под снижение стоимости готовой продукции" и 14.04 "Резервы под снижение стоимости незавершенного производства". На первых трех субсчетах аналитический учет ведется по номенклатурным единицам (справочник Номенклатура), на четвертом - по номенклатурным группам (справочник Номенклатурные группы). При отражении в учете начисления резерва по кредиту проводки выбирается соответствующий субсчет счета 14 и объект аналитического учета, под снижение стоимости которого образован резерв.
Аналитический учет на счете 91 "Прочие доходы и расходы" ведется  по статьям прочих доходов и расходов, а для обособленного учета  прочих доходов и прочих расходов предназначены субсчета 91.01 и 91.02 соответственно. При образовании резерва корреспондирующим  следует выбирать субсчет 91.02, а объектом аналитического учета по этому счету  статью справочника Прочие доходы и расходы с видом прочих доходов и расходов Отчисления в оценочные резервы и неустановленным флажком Принятие к НУ.
Начисленный резерв подлежит списанию по мере отпуска ценностей, по которым он резерв, проводкой  по дебету соответствующего субсчета счета 14 и кредиту субсчета 91.01 "Прочие доходы" (по статье с видом прочих доходов и расходов Отчисления в  оценочные резервы и неустановленным  флажком Принятие к НУ).
Для целей налога на прибыль  организаций созданный резерв учитываться  не должен, поэтому в налоговом  учете по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91.02.7 "Внереализационные расходы" необходимо отразить постоянную разницу, которая приводит к возникновению постоянного налогового обязательства .
При списании резерва в  бухгалтерском учете в налоговом  учете вновь отражается возникновение  постоянной разницы, но уже по кредиту  счета 91.01.7 "Внереализационные доходы". Это постоянная разница приводит к возникновению постоянного налогового актива.
Начисление резервов всех видов в "1С:Бухгалтерии 8" отражается операциями, введенными вручную.
Применительно к резерву  под снижение стоимости МПЗ на закладке Бухгалтерский учет формы  документа Операция (бухгалтерский  и налоговый учет) вводятся проводки по начислению резерва по описанным  выше правилам, после чего по кнопке "Заполнить" автоматически формируются  записи налогового учета, в которых  на закладке Налоговый учет уточняется субсчет счет 91.02 для отражения  постоянных разниц. Аналогично отражается списание резерва по мере отпуска ценностей, по которым он образован.
Операции по образованию  и списанию резерва следует вводить  до выполнения регламентных операций в соответствии с ПБУ 18/02, производимых в "1С:Бухгалтерии 8" с помощью документа Закрытие месяца. Это необходимо для того, чтобы программа правильно рассчитывала величину постоянных налоговых обязательств и постоянных налоговых активов.
Резерв под обесценение  финансовых вложений формируется по иным правилам. Они состоят в следующем.
Все финансовые вложения организации  для целей их оценки подразделяются на те, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, и на те, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется. В отношении  первых организации обязаны производить  переоценку в соответствии с пунктом 20 ПБУ 19/02 с отражением корректировки стоимости непосредственно на счете 58 "Финансовые вложения".
Таким образом, создание резерва  под обесценение возможно только для финансовых вложений, по которым  не определяется текущая рыночная стоимость, и лишь при устойчивом существенном снижении их стоимости ниже величины экономических выгод, которые организация  рассчитывает от них получить.
Создается резерв на величину разницы между учетной стоимостью и расчетной стоимостью таких  финансовых вложений, а его образование  отражается проводкой по кредиту  счета 59 "Резервы под обесценение  финансовых вложений" в дебет  счета 91.02 "Прочие расходы". В проводке указывается статья прочих расходов с видом "Отчисления в оценочные  резервы" (аналитика по дебету), а  также эмитент и ценная бумага, по которой образуется резерв (аналитика  по кредиту).
Проверка на обесценение  финансовых вложений производится не реже одного раза в год по состоянию  на 31 декабря. При этом производится корректировка ранее созданного резерва в сторону увеличения (дополнительной записью по кредиту  счета 59) или уменьшения (проводкой  по дебету счета 59 и кредиту счета 91.01 "Прочие доходы").
Для целей налога на прибыль  организаций резерв данного вида не учитывается, поэтому в налоговом  учете по дебету счета 91.02.7 "Внереализационные расходы" (создание резерва, его корректировка в сторону увеличения) и по кредиту счета 91.01.7 "Внереализационные доходы" (при корректировке резерва в сторону уменьшения) необходимо фиксировать постоянные разницы. Для того, чтобы программа выявляла разницы автоматически (т.е. сама проставляла в налоговых проводках вид учета ПР), у статьи прочих доходов и расходов по учету резерва не должен стоять флажок Принятие к НУ. [18]
Как и для резерва первого  вида, операции по образованию и  корректировке резервов под обесценение  финансовых вложений следует вводить  до выполнения регламентных операций в соответствии с ПБУ 18/02.
Третий вид резервов - по сомнительным долгам - организации  могут создавать как в бухгалтерском  учете, так и для целей налогообложения  прибыли. При этом, чтобы избежать возникновения разниц на этапе создания резервов, целесообразно в учетной политике бухгалтерского учета и для целей налогообложения прибыли утвердить идентичные правила их признания и определения размера, а именно, в соответствии со статьей 266 НК РФ:
    создается по дебиторской задолженности, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями;
    по задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней в сумму резерва включается полная сумма задолженности;
    по задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) в сумму резерва включается 50 процентов от суммы задолженности;
    по задолженности со сроком возникновения до 45 дней резерв не создается;
    общая сумма не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода.
В "1С:Бухгалтерии 8" образование резерва по сомнительным долгам отражается следующим образом:
    в бухгалтерском учете: проводкой по кредиту счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" (аналитические признаки (субконто): дебитор и договор, по которому образуется резерв) и кредиту счета 91.02 "Прочие расходы" (статья прочих доходов и расходов с видом "Отчисления в оценочные резервы" с установленным флажком "Принятие к НУ");
    в налоговом учете: записью по дебету счета 91.02.7 "Внереализационные расходы" (та же статья прочих доходов и расходов, что и в бухгалтерском учете), вид учета НУ.
При списании невостребованных долгов дебитора, по которым был  создан резерв, в бухгалтерском учете  производится запись по дебету счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" и кредиту счета расчетов с  дебитором, например 62.01 "Расчеты  с покупателями и заказчиками". Такое списание возможно лишь, если задолженность дебитора безнадежная, т.е. нереальная к взысканию.
В налоговом учете сумма  созданного резерва может быть направлена только на покрытие убытков от списания безнадежных долгов. Таким образом, в этом правила бухгалтерского и  налогового учета совпадают. При  этом, поскольку в плане счетов налогового учета "1С:Бухгалтерии 8" счета 62 и 63 не применяются, то использование резерва на покрытие убытков в налоговом учете не отражается.
Возможна ситуация, когда  сумма резерва окажется меньше суммы  списываемого долга. В этом случае непогашенная за счет резерва дебиторская задолженность списывается: в бухгалтерском учете - проводкой в дебет счета 91.02 "Прочие расходы" (статья прочих доходов и расходов с видом Списанная дебиторская задолженность с установленным флажком Принятие к "НУ"), в налоговом учете - записью по дебету счета 91.02.7 "Внереализационные расходы" (та же статья прочих доходов и расходов, что и в бухгалтерском учете), вид учета НУ.
Может сложиться ситуация, при которой возникшая в прошлом  году сомнительная задолженность, по которой  образован резерв, в текущем году не погашена и при этом еще не стала безнадежной по состоянию  на конец года. В этом случае по правилам бухгалтерского учета неизрасходованные суммы необходимо присоединить при составлении годового бухгалтерского баланса к финансовым результата, т.е. ввести проводку по дебету счета 63 и кредиту счета 91.01 "Прочие доходы".
Одновременно организация  может вновь образовать резерв по этой сомнительной задолженности и  отразить его проводкой по дебету счета 91.02 "Прочие расходы" и кредиту  счета 63. В обоих проводках объектом аналитики на счете 91 следует указать  статью прочих доходов и расходов с видом "Отчисления в оценочные  резервы".
В налоговом учете подобное списание резерва и его повторное  образование не предусмотрено. Значит, применительно к каждой операции следует говорить о возникновении  разницы, несмотря на то, что обе  бухгалтерские проводки "в сумме" не влияют на конечный финансовый результат. Формально, если руководствоваться  моделью "тройного" учета (бухгалтерского, налогового и в соответствии с  ПБУ 18/02), реализованной в 1С:Бухгалтерии 8, на счетах 91.01.7 и 91.02.7 плана счетов налогового учета необходимо отразить возникновение временных разниц. Однако не будет ошибкой, если налоговые проводки в этом случае вообще не вводить.
2.3 Учет доходов  и расходов по результатам  инвентаризации
Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая  продукция, товары, прочие запасы) заносятся  в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых  данных (артикула, сорта и др.).
Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться  в порядке расположения ценностей  в данном помещении. При хранении товарно-материальных ценностей в  разных изолированных помещениях у  одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно  по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается), и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
Комиссия в присутствии  заведующего складом (кладовой) и  других материально ответственных  лиц проверяет фактическое наличие  товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
Некоторые продовольственные  и промышленные ценности в процессе хранения под влиянием внешних факторов могут высыхать, испаряться, вымораживаться, высыпаться, разбиваться и проливаться. Для таких материалов разрабатываются  и утверждаются отраслевые нормы  естественной убыли.
При инвентаризации подобных материалов часть недостачи (в пределах норм естественной убыли) может быть списана на издержки производства и  обращения (счета: 20 «Основное производство»  и 44 «Расходы на продажу»), а оставшаяся часть должна быть отнесена на материально  ответственное лицо. Нормы естественной убыли могут применяться только тогда, когда установлен факт недостачи. Их нельзя использовать просто как  инструмент списания части материалов.
Недостачи товарно-материальных ценностей, выявленные при инвентаризации, учитываются по дебету счета 94:
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 10 (43)
– выявлена недостача.
Списание недостач отражается по кредиту счета 94:
ДЕБЕТ 20 (44...) КРЕДИТ 94
– списана недостача в  пределах норм естественной убыли;
ДЕБЕТ 73-2 КРЕДИТ 94
– недостача сверх норм естественной убыли отнесена на виновных лиц;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 94
– списана недостача сверх  норм естественной убыли при отсутствии виновных лиц (или если во взыскании  отказано судом).
В ходе инвентаризации можно  обнаружить неучтенные товарно-материальные ценности. Их следует оприходовать при помощи проводки:
ДЕБЕТ 10 (41) КРЕДИТ 91-1
– оприходованы неучтенные материалы (товары), выявленные при  инвентаризации.
Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально  ответственными лицами в присутствии  членов инвентаризационной комиссии и  приходуются по реестру или товарному  отчету после инвентаризации. Эти  товарно-материальные ценности заносятся  в отдельную опись под наименованием  «Товарно-материальные ценности, поступившие  во время инвентаризации». В описи  указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном  документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка «после инвентаризации»  со ссылкой на дату описи, в которую  записаны эти ценности.
При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях  и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут  отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Такие ценности заносятся  в отдельную опись под наименованием  «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». Оформляется  опись по аналогии с документами  на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению  – члена комиссии.
Согласно пункту 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина  РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н, по результатам  инвентаризаций и проверок принимаются  соответствующие решения по устранению недостатков в хранении и учете запасов и возмещению материального ущерба. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в следующем порядке: излишки запасов приходуются по рыночным ценам, и одновременно их стоимость относится в коммерческих организациях на финансовые результаты:
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 91 + 100 руб.
– рыночная стоимость неучтенных ТМЦ, выявленных в результате инвентаризации.
В налоговом учете на момент оформления результатов инвентаризации должен быть отражен внереализационный доход в сумме рыночной стоимости оприходованных ТМЦ (100 руб.). По этой же стоимости данные ТМЦ должны числиться в налоговом учете и приниматься в расчет расходной части налоговой базы по налогу на прибыль. Расхождений в налоговом и бухгалтерском отражении данной операции нет.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся  на складах других организаций, заключается  в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
На счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально-ответственных  лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути – расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами, по отгруженным – копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т. д.), по просроченным оплатой документам – с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах сторонних организаций – сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.
Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с  другими корреспондирующими счетами. Например, по счету «Товары отгруженные» следует установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых  почему-либо отражена на других счетах («Расчеты с разными дебиторами и  кредиторами» и т. д.) или суммы  за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.
Описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся  в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся  на складах других организаций. В  описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной  отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании  которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.
В описи на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной  отгрузке вносятся наименование покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки  и номер расчетного документа.
Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании  документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указываются  их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза  на хранение, место хранения, номера и даты документов.
В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку  другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая  стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на хранении у которых они находятся. Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.
При инвентаризации малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных в индивидуальное пользование  работникам, допускается составление  групповых инвентаризационных описей с указанием в них ответственных  за эти предметы лиц, на которых открыты  личные карточки, с распиской их в описи.
Предметы спецодежды и  столового белья, отправленные в  стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании  ведомостей-накладных или квитанций  организаций, осуществляющих эти услуги.
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, пришедшие в негодность и не списанные, в инвентаризационную опись не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования  этих предметов в хозяйственных  целях.
Тара заносится в описи  по видам, целевому назначению и качественному  состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.). На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи.
Кроме проверки фактического наличия и состояния материально-производственных запасов, при проведении инвентаризации осуществляется также анализ обоснованности оценки активов, по которым они числятся в учете.
Обусловлено это положениями  пункта 25 ПБУ 5/01, согласно которому по морально устаревшим материалам, по материалам, полностью или частично утратившим свое первоначальное качество, а также  по материалам, по которым текущая  рыночная стоимость, стоимость продажи  снизились, стоимость на конец года для отражения их в бухгалтерском балансе может меняться посредством создания резервов под снижение стоимости материальных ценностей.
Такой резерв создается в  конце каждого отчетного года за счет финансовых результатов организации  на величину разницы между текущей  рыночной стоимостью и фактической  себестоимостью, если последняя выше текущей рыночной стоимости. Создание резерва оформляется записью по дебету счета 91, субсчет «Прочие расходы» и кредиту счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» в конце декабря отчетного года. [8]
В соответствии с пунктом 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина  России от 28 декабря 2001 г. № 119н) резерв под снижение стоимости материалов создается по каждой единице материалов, принятой в бухгалтерском учете. Допускается создание резервов по отдельным  видам (группам) аналогичных или  связанных материалов. Не допускается  создание резервов по таким укрупненным  группам (видам) материалов, как основные материалы, вспомогательные материалы, запасы определенного операционного  или географического сегмента.
При дальнейшей реализации или ином выбытии материальных ценностей, по которым были созданы резервы  под снижение их стоимости, резервы  подлежат восстановлению (ДЕБЕТ 14 КРЕДИТ 91, субсчет «Прочие доходы»).
Если резерв под снижение стоимости материальных ценностей  был создан организацией в конце  отчетного года, а в следующем  году их рыночная стоимость увеличилась, соответствующая часть резерва  также должна быть восстановлена  – ДЕБЕТ 14 КРЕДИТ 91, субсчет «Прочие  доходы».
Выявленные по результатам  инвентаризации излишки материалов, товаров и готовой продукции  приходуются на основании оформленной  в установленном порядке «Ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией» (форма № ИНВ-26) в составе прочих доходов организации следующими записями по счетам учета:
ДЕБЕТ 10 «Материалы» (по соответствующим  субсчетам учета) КРЕДИТ 91, субсчет  «Прочие доходы» 
– рыночная стоимость выявленных «излишествующих» материалов;
ДЕБЕТ 41 «Товары» (по соответствующим  субсчетам учета) КРЕДИТ 91, субсчет  «Прочие доходы» 
– рыночная стоимость «излишествующих» товаров;
ДЕБЕТ 43 «Готовая продукция» КРЕДИТ 91, субсчет «Прочие доходы» 
– стоимость «излишествующей» готовой продукции.
В соответствии с пунктом 29 Указаний по учету МПЗ излишки  материально-производственных запасов  приходуются по рыночной цене, под  которой понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных  активов (пункт 9 ПБУ 5/01).
Учитывая понятие рыночной цены, данное ПБУ 5/01, оценка «излишествующей» готовой продукции может осуществляться исходя из продажных цен, применяемых  организацией в отношениях со сторонними независимыми лицами.
В соответствии с требованиями пункта 20 статьи 250 НК РФ стоимость излишков учитывается в составе внереализационных  доходов. Впоследствии данные материально-производственные запасы реализовываются. Имеет ли в  этом случае организация право уменьшить  выручку от реализации на сумму ранее  признанного внереализационного дохода?
В соответствии с пунктом 20 статьи 250 Налогового кодекса РФ стоимость  излишков материально-производственных запасов, выявленных в результате инвентаризации, признается внереализационным доходом  налогоплательщика.
Согласно пункту 2 статьи 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма налога на прибыль, исчисленная с дохода, предусмотренного пунктами 13 и 20 статьи 250 НК РФ.
Заметим, что выявление  и оприходование излишков материально-производственных запасов и их последующая реализация – это две различные операции, поэтому налог на прибыль необходимо уплачивать в обеих ситуациях.
Согласно пункту 1 статьи 12 названного Закона для обеспечения  достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить  инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и  документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок и  сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением  случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
В пункте 1 статьи 346.16 НК РФ приведен исчерпывающий перечень расходов, на которые налогоплательщики, применяющие  упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшить полученные ими  доходы.
Учитывая, что расходы  в виде недостачи материальных ценностей  на складах в связи с их хищением в указанном перечне не поименованы, они не могут быть учтены в расходах, уменьшающих доходы, при исчислении единого налога.
Таким образом, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения  бухгалтерского учета, за исключением  ведения бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов.
В связи с изложенным обязанность  проведения такими организациями инвентаризации товарно-материальных ценностей, в  том числе и в случае выявления  фактов их хищения со склада, Федеральным  законом «О бухгалтерском учете» не установлена. [11]
    Особенности учета доходов и расходов организации
      Автоматизация учета прочих доходов и расходов
Закрытие счета 91 «Прочие  доходы и расходы» производится через  форму «Закрытие счетов» (Учет Закрытие счетов).
 Согласно плану счетов  счет 91 «Прочие доходы и расходы»  должен закрываться ежемесячно. На практике многие предприятия  закрывают его ежеквартально  перед формированием отчетности.
Абсолютно не допускается  закрывать счет 91 непоследовательно (сначала в первом квартале, потом  в третьем, потом сразу за год). Это основная причина, по которой  программа формирует проводки некорректно  или Отчет об ошибках показывает показывает ошибку по счету 91.
 Еще одна распространенная  ошибка – ввод данных в закрытый  период, после чего на закрытом  счете появляются «хвосты» либо  отсутствие аналитического учета  по счету 91.
 В поле «Период» в форме «Закрытие счетов» выбираем период «месяц (квартал)». В нижней части формы ставим галочку рядом со счетом 91 и нажимаем кнопку «Сформировать». После этого программа предложит просмотреть сформированные проводки в журнале операций.

  В журнале операций будет сформирована одна из двух проводок:
 Д.91.10 К.99.4 – отражена  прибыль от продаж
 или
 Д.99.4 К.91.10 – отражен  убыток от продаж.
 Сумма проводки –  это разница между выручкой (без  НДС) и себестоимостью продаж.

 Проверка правильности закрытия счета
 После того как счет  по итогам месяца (квартала) закрыт, рекомендуем произвести проверку  правильности его закрытия. Для  этого откройте Журнал операций/ Отчеты/ Оборотно-сальдовая ведомость по счету за период закрытия.

 Если счет закрыт  правильно, то на конец периода  обороты по Дебету и Кредита  счета будут равны, а остаток  по счету будет нулевым.

 Что делать если  остаток не нулевой?
 Посмотреть на остаток  по счету на начало периода.  Возможно, ошибка была уже в  предыдущем периоде, он не был  закрыт или в него были внесены  исправления задним числом. Если  это так, то проще всего удалить  из архива данных все проводки  со счетом 91.10 и закрыть счет  заново, последовательно.
 Аналогично поступаем,  если неправильно закрыт текущий  период – удаляем все проводки  со счетом 91.10 и формируем их  заново.
 Проводки лучше удалять  непосредственно в журнале операций, а не из формы «Закрытия  счетов». Если в базу вручную  была внесена проводка со счетом 91.10, то при удалении из формы  «Закрытие счетов» она сохранится и будет искажать данные. Для этого удобнее всего воспользоваться фильтром в журнале операций.

Прежде чем формировать  проводки по закрытию года (реформация баланса) убедитесь, что Вы закрыли 4-й квартал (или декабрь, если счет закрывается ежемесячно). Для проверки удобно использовать оборотно-сальдовую ведомость, алгоритм описан выше.
 Если 4-й квартал закрыт  и оборотно-сальдовая ведомость сошлась (обороты по Дебету и Кредиту равны), можно приступать к закрытию субсчетов счета 91 по итогам года. Для этого в форме "Закрытие счетов" выберите период "год" и поставьте галочку рядом со счетом 91 "Прочие доходы и расходы". В журнале операций будут сформированы проводки:
 Д. 91.1 К.91.10 - закрыт субсчет  91.1 по итогам года;
 Д.91.10 К.91.2 - закрыт субсчет  91.2 по итогам года;
 Д.91.10 К.91.3 - закрыт субсчет  91.3 по итогам года.
 В результате сдел
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.