Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Борьба организаций в условиях рыночной экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Рыночная экономика: механизмы, принципы организации, недостатки и преимущества………………………………………………………………………...5
1.1. Механизм, основные принципы  функционирования…………………………6
1.2. Плюсы рыночной экономики……………………….........................................9
1.3. Минусы рыночной экономики……….............................................................10
2. Организация в условиях рыночной экономики………………………………..13
2.1. Инновационная восприимчивость. Факторы сопутствующие
инновационной деятельности…...............................................................................13
2.2. Механизмы приспособляемости и способы оценки их эффективности с использованием пассивного и активного экспериментов….................................16
2.3. Целостность организации и способы её поддержания..................................18
2.4. Устойчивое и неустойчивое равновесие организациионой системы при позитивных  и негативных воздействиях………………........................................25
3. План мероприятий, повышающих устойчивость организации в условиях рыночной экономики……………………………………………………………….29
3.1 Разработка этапов по совершенствованию социально-психологического климата……………………………………………………………………………...29
3.2. Расчет социально-экономической эффективности проекта……………….. 43
Заключение.................................................................................................................48
Список литературы………………..………………………………………………..50
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
     Каждый человек в течение всей своей жизни, так или иначе, связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как нет и людей, которым не приходится иметь дело с организациями.
     В современных  условиях развития экономики  большое значение придается организационным  процессам, протекающим в многообразной  деятельности организаций. Не  понимая сущности организаций  и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни  эффективно использовать их потенциал,  ни осваивать современные технологии  их деятельности. Современный руководитель  должен знать и уметь применять  на практике законы, которым подчиняются  социальные организации. Он обязан  владеть теоретическими знаниями  и практическими навыками в  части проектирования и корректировки  организационных систем.
Организация, характеризует определенную структуру, в которую объединяются люди для достижения своих целей, то есть это объект менеджмента. Любая организация, вне зависимости от ее конкретного назначения может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются целевое назначение, правовая и нормативная основа, ресурсы, процессы и структура, разделение труда и распределение ролей, внешняя среда и система внутренних социальных и экономических связей.
Возможность свободной конкурентной борьбы между рыночными субъектами – одно из условий реального существования  рынка. Соответственно, наличие свободной  конкуренции может рассматриваться  как один из главных признаков  рыночных отношений в экономике. Рыночная экономика, характеризующаяся  высокой степенью неопределенности в поведении потребителей и конкурентов, а также будущих изменений  в окружающей среде организации, определяет необходимость надежных ориентиров развития и адекватных обобщающих сравнительных оценок результатов деятельности организаций.
Конкурентоспособность организаций  в условиях роста конкурентного  давления во все большей степени  обусловлена внутренними и внешними конкурентными преимуществами субъекта. Если формирование внутренних конкурентных преимуществ напрямую зависит от конкурентного потенциала предприятия, эффективности системы его управления, то внешних – от уровня конкурентоспособности  страны, региона, отрасли, что и обусловило актуальность моего  исследования.
Цель работы – рассмотреть борьбу организаций в условиях рыночной экономики.
В соответствии с поставленной целью  решить следующие основные задачи:
- изучить, механизм, принципы  организации, недостатки и   преимущества рыночной экономики;
         -восприимчивость организаций к социально-экономическим и техническим новациям;
- механизмы приспособляемости и способы их оценки;
- целостность организации и способы её поддержания;
- разработать план мероприятий, повышающих устойчивость организации в условиях рыночной экономики (на примере центра красоты «Николь»)
Методы исследования:
- обработка, анализ научных источников;
- анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.
Объект исследования – конкурентоспособность организаций
Предмет исследования – борьба организаций за выживание в условиях рыночной экономики.
1. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА: МЕХАНИЗМ, ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ, НЕДОСТАТКИ И ПРЕИМУЩЕСТВА
 
Главный принцип рыночной экономики декларирует право  любого  хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив  предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный  вид   экономической деятельности и  осуществлять эту деятельность в  любой  допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те  виды экономической и хозяйственной  деятельности, которые представляют реальную  опасность  жизни и свободе людей,  общественной  стабильности,  противоречат  нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как  в  форме  индивидуальной  трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.[1, стр.56]
Таким  образом,  в  рыночной  экономике  действует  следующий исходный принцип:  "Каждый  субъект  в праве избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, не запрещенных законом,  ввиду их  общественной опасности".  Следует отметить, что в  рынке  реализуется  и принцип всеобщности. Он  обусловливает  комплексность  рыночного  хозяйства, где  не   должно   быть   структур,   не    пользующихся   товарно-денежными отношениями,  которые  являются  наиболее  важными    атрибутами   рынка   в экономике.
Определяющим принципом  рыночной экономики  является  также  равноправие рыночных субъектов  с   разными   формами   собственности.   Этот   принцип   гласит: экономические   права  каждого  из  данных  субъектов,  включая  возможности осуществления   экономической  деятельности,  ограничения,  налоги,  льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов. В том смысле, что они  не зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии.
Плюрализм форм собственности  в рыночной экономике, их экономическое равноправие порождают многообразие этих форм, не присущее обычно экономике государственного типа. И так, на  основе перечисленных  фундаментальных   принципов   функционирует   вся  рыночная экономическая система.
 
1.1. Механизм, основные принципы функционирования.
 
Чтобы  понять, как действует  рыночная экономика, следует признать существование  пяти  фундаментальных  вопросов,  на  которые каждая экономическая система должна находить ответ. Вот эти вопросы.
1.Сколько  следует  производить?  В  каком  объеме  или  какую  часть имеющихся   ресурсов  нужно  занять  или  использовать  в   производственном
процессе?
2.Что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее  полно удовлетворит материальные потребности общества?
3.Как эту продукцию следует производить? Как должно быть  организовано
производство?  Какие  фирмы  должны  осуществлять  производство  и   какую применять  технологию производства?
4. Кто  должен  получить  эту  продукцию?  В  частности,   как   должна распределяться  экономики между индивидуальными потребителями?
5. Способна ли система  адаптироваться к изменениям?  Может  ли  система добиться  надлежащих коррекций  в   связи  с  изменениями   в  потребительском спросе, в поставках ресурсов и технологии производства?
 [2, cтр.87]
Функционирование рыночного  хозяйства базируется  на  конкуренции  между товаропроизводителями и  покупателями.  Именно  они  устанавливают  цены  на товары и  услуги. Но, то, что  предприятия  руководствуются  мотивом получения    прибыли   и   недопущения   убытков,   можно   сделать   вывод: производиться будут лишь те товары, выпуск которых  может принести  прибыль, а те товары, производство которых  влечет  за  собой  убытки,  выпускать  не будут.  При  этом  известно,  что  получение   прибыли  или  ее   отсутствие переопределяют две вещи: общий доход, получаемый  фирмой  от  продажи своего продукта; общие издержки его производства. Как общий доход, так и общие издержки - это  величины,  образуемые соотношением "цены - время - количество продукта". Общий  доход  исчисляется умножением цены продукта на количество проданного продукта,  общие  издержки- умножением цены каждого ресурса на количество   использованного в производстве, а  затем - суммированием затрат на каждый ресурс.
     Как же должно  быть  организовано  производство  в  рыночной  экономике? Этот  фундаментальный  вопрос  состоит  из  трех  подвопросов:  как   должны распределяться ресурсы между отдельными отраслями, какие именно фирмы должны осуществлять производство в данной отрасли, какие комбинации ресурсов, какую технологию каждая фирма должна применять? На первый  вопрос ответ уже был дан: рыночная система направляет ресурсы в  те  отрасли,  на продукты которых потребители предъявляют  достаточно  высокий  спрос,  чтобы производство этих продуктов могло быть прибыльным; одновременно такая система лишает неприбыльные отрасли редких ресурсов. Второй и  третий подвопросы тесно взаимосвязаны. В конкретной рыночной экономике производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять экономически наиболее эффективные технологии. Производства, при выборе которых следует учитывать, что  экономическая  эффективность  зависит, прежде всего, от двух  факторов: от имеющейся технологии, (т.е. от альтернативных комбинаций ресурсов, производства, которые обеспечивают выпуск желаемой продукции); от цен, по которым можно приобрести  необходимые ресурсы.  Роль "невидимой руки" конкуренции.
   Хотя организационным  механизмом чистого капитализма  служит рыночная система, необходимо признать важную роль конкуренции в качестве  механизма контроля  в такой экономике. Рыночный механизм предложения и   спроса сообщает желания потребителей (общества)  предприятиям,  а  через  них - и поставщикам ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет  предприятия  и поставщиков ресурсов надлежащим образом  удовлетворять эти желания.[3, стр.91 ]
 На конкурентном рынке  неспособность  некоторых   фирм использовать самую экономичную технологию производства, в    конечном счете означает  их устранение  другими  конкурирующими  фирмами,  которые применяют наиболее эффективные  методы  производства. Весьма    примечательным аспектом функционирования и корректировочных операций  конкурентной рыночной  системы является то, что она создает необычайное и  важное тождество - тождество частных  и общественных  интересов.  Фирмы  и   поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и  действующие в рамках остро конкурентной рыночной системы, одновременно   - как бы направляемые "невидимой рукой" -  способствуют   обеспечению   государственных, или общественных интересов. Концепция  "невидимой руки" заключается в том, что, когда фирмы максимизируют свою прибыль, общественный продукт также  максимизируется.4
 
 
 
 
1.2. Плюсы рыночной экономики.
 
Достоинства рыночной  системы  находят  подтверждение  в  нашем  анализе ее функционирования. Два из них заслуживают особого внимания: эффективность распределения ресурсов и свобода.
Основной экономический  аргумент в пользу  рыночной  системы  состоит  в том,  что она способствует  эффективному  распределению  ресурсов.  Согласно этому  тезису,   конкурентная  рыночная   система   направляет   ресурсы   в производство  тех  товаров  и  услуг,  в  которых  общество   больше   всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования  ресурсов  для производства  и способствует разработке  и внедрению новых, более эффективных технологий производства. Короче  говоря, поборники  рыночной  системы  доказывают,  что  "невидимая   рука",    таким образом,  управляет  личной   выгодой,   что   она   обеспечивает   общество производством  наибольшего  количества  необходимых  товаров  из   имеющихся ресурсов.  Это,  следовательно,  предполагает   максимальную   экономическую эффективность. Именно эта презумпция эффективности распределения  заставляет большинство  экономистов  сомневаться  в  необходимости правительственного вмешательства в функционирование свободных  рынков,  или  правительственного регулирования  их  операций,  за  исключением  тех  случаев, когда такое вмешательство становится вынужденным.
Важным неэкономическим  аргументом в пользу рыночной системы  служит  то обстоятельство, что она делает  ставку  на  роль  личной  свободы.  Одна  из фундаментальных  проблем  организации  общества  заключается  в   том,   как координировать    экономическую   деятельность   множества    индивидов    и предприятий. Известно,  что   существует  два  способа  осуществления  такой координации: один - это  централизованное и использование  мер  принуждения; другой - это  добровольное   сотрудничество  через  посредничество  рыночной системы. Лишь рыночная система  способна  координировать  экономическую  деятельность без принуждения. Рыночная системы, представляет свободу  предпринимательства и выбора;  естественно, на этой основе она и  преуспевает. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным директивам их одной  отрасли  в другую,   чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, установленных   каким-либо  всемогущим правительственным ведомством. Напротив, при рыночной системе они   свободно  могут  добиваться  увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно,  вознаграждений и наказаний,  которые они  получают от самой рыночной системы. Подведем  итог: конкурентная рыночная система, как утверждают ее сторонники, способствует эффективности распределения ресурсов и личной свобод
 
1.3.  Минусы рыночной экономики.
 
Аргументация против рыночной системы несколько более сложна.   Критики рыночной экономики обосновывают свою позицию следующими доводами. Угасание конкуренции. Критики утверждают, что капиталистическая идеология допускает и даже стимулирует угасание своего главного  контрольного  механизма  - конкуренции. Они полагают, что существует два основных источника  ослабления конкуренции как контрольного механизма.
Во-первых, хотя с общественной  точки  зрения  конкуренция  желательна, она   больше    всего   досаждает   индивидуальному   производителю своей безжалостной действительностью. Свободной,  индивидуалистической  среде  в капиталистической  системе  якобы присуще то, что предприниматели  в  погоне за прибылью и в стремлении  улучшить  свои  экономические  позиции  пытаются освободиться от   ограничительных  пут  конкуренции. Слияние  фирм, тайные сговоры  компаний,  беспощадная   конкуренция - все это   способствует ослаблению конкуренции и уклонению от ее  регулирующего  воздействия.  Свыше 200 лет тому назад Адам Смит сформулировал этот   тезис  следующим образом: "Представители одной и той же отрасли редко  встречаются друг с  другом,  но когда такая встреча происходит,  беседа  между  ними   завершается  сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены".
      Во-вторых, некоторые экономисты утверждают, что сам технический прогресс, который  рыночная   система   поощряет,   способствовал   упадку конкуренции.  Новейшая   технология,  как  правило,  требует:  использования очень больших количеств реального капитала; крупных  рынков;  комплексного, централизованного и  строго   интегрированного  рынка;  богатых  и  надежных источников  сырья.  Такого  рода  технология    означает   необходимость в существовании фирм - производителей, являющихся  крупномасштабными не  только в абсолютных величинах, но также и по отношению  к   размерам  рынка.  Иными словами,  достижение  максимальной  эффективности  производства  на   основе применения  новейшей  технологии  часто  требует  существования   небольшого числа относительно крупных фирм, а не большого  числа  относительно  мелких. Эти экономисты  считают,  что  по  мере  сужения  конкуренции  ослабевает  и рыночная  система в качестве механизма эффективного распределения  ресурсов. В результате, по  мере ослабления конкуренции подрывается также  суверенитет потребителя, рыночная  система теряет свою способность распределять  ресурсы в точном соответствии с  желаниями  потребителей.  Но  существуют  и  другие доводы против признания  эффективности  рыночной  системы.  Это  -  неравное распределение   дохода. Критики-социалисты,   в   числе прочих, утверждают, что рыночная система позволяет наиболее способным, или ловким, предпринимателям накапливать  огромное  количество   материальных  ресурсов, причем  право  наследования  с  течением  времени  усиливает  этот   процесс накопления. Такой процесс, помимо количественных и качественных  различий  в людских  ресурсах,  поставляемых  домохозяйствами,  порождает   в   рыночной экономике чрезвычайно неравное распределение  денежных  доходов.  В результате семьи   резко различаются между собой по способности  реализовать свои потребности на рынке. Богатые  обладают большим  количеством денег,  чем  бедные.  Отсюда   делается  вывод:  рыночная  система  выделяет ресурсы на производство изысканных  предметов роскоши для  богатых  за  счет ресурсов на производство предметов первой  необходимости для бедных. [5, стр. 17]
Нарушение рыночного механизма  и внешние факторы.  Критики  ссылаются  на два  важных  примера  нарушения  рыночного  механизма. Во-первых,  рыночная система  может  не  суметь   учесть  все  выгоды  и  издержки,  связанные  с производством и потреблением   определенных товаров и  услуг. 
    Нарушение   рыночного  механизма  и   общественные  блага.  Второй  пример нарушения   рыночного  механизма  обусловлен  тем,  что   рыночная   система учитывает лишь индивидуальные потребности. Существует много потребностей  в таких товарах и  услугах,  производство  которых  не  может  финансироваться индивидами через  посредство рынка. Например, такие  товары  и  услуги,  как автомагистрали, борьба с наводнениями, национальная оборона, не  могут  быть куплены в желательном количестве домохозяйствами на  индивидуальной  основе. Рыночная система, как утверждают, не  способна учитывать такие общественные и коллективные  потребности.  Неустойчивость.  Наконец,  многие  экономисты считают, что рыночная система представляет собой несовершенный механизм  обеспечения  полной  занятости  и стабильного уровня цен.  Какая из этих позиций  -  одна  за,  другая  против рыночной  системы  -  правильна?  До   известной  степени   обе   правильны. 6
 
 
 
2. ОРГАНИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
 
2.1. Инновационная  восприимчивость.  Факторы сопутствующие инновационной деятельности.
 
 
Внедрение нового всегда имело  большое значение в развитии производства. В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основополагающими  факторами экономического роста. Опыт развитых стран свидетельствует  о том, что коренные преобразования в области производительных сил  в эпоху НТР, быстрая сменяемость  ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение  нововведений стали нормой современной  экономической жизни. И если инновационный  подход играет возрастающую роль в  развитых странах, то в современной  России эта роль особенно велика.
Возрастающая роль инноваций  обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью  выхода на траекторию устойчивого роста.
В условиях рыночной экономики  и конкуренции никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции, кроме  угрозы банкротства. Движущей силой  конкуренции является стимул к нововведениям.
Под инновацией (англ. innovation нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления
Инновационная восприимчивость  трактуется в научной литературе, как способность создавать и  применять пионерные технологические  новшества, либо готовность и способность  того или иного предприятия (организации) осуществить впервые и воспроизвести (воспринять) новацию. Однако данное определение не содержит упоминания о способности организации создавать и применять продуктовые и организационные новшествах, в определении делается упор на воспроизводство «чужих» новаций.
Инновационная восприимчивость  или инновативность фирмы зависит от различных внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам относится наличие благоприятных экономических, организационных, психологических, кадровых и технических условий для инноваций. Важным звеном в поддержке инновационных инициатив на предприятии является и информационный аспект, то есть место взаимодействия информации о нововведениях в системе принятия решений на предприятии. Важную роль играют внешние факторы, связанные с развитостью рыночных отношений; состоянием финансово-экономической системы; социально-экономическим и политическими факторами; наличием или отсутствием благоприятного инновационного климата и поддержки со стороны государства; позиционированием предприятия в отрасли; характеристики самой отрасли; развитостью соответствующей инфраструктуры местоположения предприятия.
Таким образом, инновационная  восприимчивость есть составная  часть инновационного потенциала, отражающая способность предприятия реализовать  и применять новации. Инновационная  восприимчивость российских предприятий  невысока. По данным Росстата процент  промышленных предприятий в России, использующих объекты интеллектуальной собственности крайне невелик и  составляет в настоящее время  менее 3%.7
Внедряя инновации в практику предпринимательской деятельности, очень важно знать, какие факторы  способны затормозить или ускорить инновационный процесс. Основные факторы, влияющие на развитие инновационного процесса, приведены в следующей  таблице.
Табл. 1
 
Группа факторов
Факторы, препятствующие инновационной деятельности
Факторы, способствующие инновационной деятельности
Экономические, технологические
Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства.
Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой  хозяйственной и научно-технической  инфраструктуры.
Политические, правовые
Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства.
Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную  деятельность, государственная поддержка  инноваций
Социально-психологические, культурные
Сопротивления переменам, которые  могут вызвать такие последствия  как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка  устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения  и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу.
Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого  труда. Нормальный психологический  климат в трудовом коллективе.
Организационно-управленческие
Устоявшаяся организационная  структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная  замкнутость, трудность межотраслевых  и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов.
Гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирования целевых рабочих групп.

 
 
 
2.2. Механизмы приспособляемости и способы оценки их эффективности с использованием пассивного и активного экспериментов.
 
 
При пассивном эксперименте информация об исследуемом объекте накапливается  путем пассивного наблюдения, то есть информацию получают в условиях обычного функционирования объекта. Активный эксперимент  проводится с применением искусственного воздействия на объект по специальной  программе. При пассивном эксперименте существуют только факторы в виде входных контролируемых, но неуправляемых переменных, и экспериментатор находится в положении пассивного наблюдателя. Задача планирования в этом случае сводится к оптимальной организации сбора информации и решению таких вопросов, как выбор количества и частоты измерений, выбор метода обработки результатов измерений. Наиболее часто целью пассивного эксперимента является построение математической модели объекта, которая может рассматриваться либо как хорошо, либо как плохо организованный объект. В хорошо организованном объекте имеют место определенные процессы, в которых взаимосвязи входных и выходных параметров устанавливаются в виде детерминированных функций. Поэтому такие объекты называют детерминированными. Плохо организованные или диффузные объекты представляют собой статистические модели. Методы исследования с использованием таких моделей не требуют детального изучения механизма процессов и явлений, протекающих в объекте.[8, стр. 54]
Примером пассивного эксперимента может быть анализ работы схемы, которая  не имеет входов, только выходы, и  повлиять на ее работу невозможно.
Хорошим примером пассивного эксперимента с диффузным объектом являются измерения метеорологических параметров (температуры, скорости ветра и т.д.) при природных катаклизмах.
Активный эксперимент позволяет  быстрее и эффективнее решать задачи исследования, но более сложен, требует больших материальных затрат и может помешать нормальному  ходу технологического процесса. Иногда отсутствует возможность проведения активного эксперимента (например, при исследовании явлений природы). Тем не менее, учитывая преимущества активного эксперимента, тогда, когда  это возможно, предпочтение отдают ему.
При активном эксперименте факторы  должны быть управляемыми и независимыми.
Активный эксперимент предполагает возможность воздействия на ход  процесса и выбора в каждом опыте  уровней факторов. При планировании активного эксперимента решается задача рационального выбора факторов, существенно  влияющих на объект исследования, и  определения соответствующего числа  проводимых опытов. Увеличение числа  включенных в рассмотрение факторов приводит к резкому возрастанию  числа опытов, уменьшение - к существенному  увеличению погрешности опыта. Фактор считается заданным только тогда, когда  при его выборе указывается его  область определения - совокупность значений, которые может принимать  данный фактор. В эксперименте используется ограниченная часть области определения, задаваемая обычно в виде дискретного  множества уровней. Выбранные факторы  должны быть однозначно управляемыми и операциональными, то есть поддающимися регулированию с поддержанием на заданном уровне в течение всего опыта при соблюдении последовательности необходимых для этого действий. Должна быть назначена также точность измерения факторов в выбранном диапазоне измерения.
 
 
 
2.3. Целостность организации  и способы ее поддержания.
 

Достижение  экономического благополучия России в XXI в. возможно путем модернизации не только ее экономики, но и общества в целом, его социальных институтов. Чтобы добиться стабильного процветания, сопоставимого с развитыми странами, мы должны научиться производить конкурентоспособную готовую продукцию, которая делает Россию полноправным участником мирового технологического и экономического прогресса. Производителями такой конкурентоспособной продукции должны стать не только крупные промышленные предприятия, но и, в первую очередь, организации малого и среднего бизнеса. Они имеют явные преимущества, которые заключаются в способности гибко реагировать на меняющийся спрос, быстро внедрять передовые технологии, эффективно использовать человеческий капитал, поддерживать процессы формирования новой системы ценностей новой экономики и гражданского общества.

Однако  именно малые и средние организации  сталкиваются с высокой конкуренцией практически во всех сферах экономики, что со всей остротой ставит перед  ними вопрос о выживании и сохранении своей целостности, особенно на начальных  этапах своего жизненного цикла.

Целостность — это не статическая характеристика некоторой совокупности, а состояние динамического равновесия. Такое равновесие достигается в результате действия многих сил и становится тем самым их равнодействующей. Понимание организации как открытой развивающейся системы означает необходимость введения, прежде всего двух векторов — вектора изменения и вектора стабилизации, сохранения статус-кво. Экономические механизмы поддержания целостности организации. Особенно острой в это время была конкурентная ситуация, сопровождаемая борьбой за передел рынков в сфере сетевой розничной торговли. Российские розничные сети, успешно вытесняя из розничной торговли, так называемые открытые рынки (вещевые, продуктовые и т.п.), оказались в угрожающей тени крупных транснациональных операторов, первые из которых (шведская Ikea, немецкая Metro, французская Auchan) начали свою деятельность в России со строительства в 2002 г. гипермаркетов на границах Москвы. Материалы интервью с руководителями — собственниками и топ-менеджерами — компаний, среди которых такие известные, как "М.видео", "Техносила", "Мир", "Эльдорадо", "Копейка", "Спорт-мастер", "Старик Хоттабыч" и "Комус", позволили выделить четыре основные концепции контроля ситуации.

1. Продажа бизнеса. Основным мотивом принятия данной стратегии рыночного поведения стало представление, что транснациональных операторов уже не остановить, а "бизнес есть бизнес" и само существование компании, а точнее утрата торгового бренда, становится жертвой достижения максимально возможной выгоды. Таким образом, основным элементом стратегии становится ускоренное наращивание капитализации компании путем увеличения степени легальности бизнес-процессов. Однако данная стратегия фактически означает отказ от сохранения целостности организации.

2. Уход в регионы. Данная стратегия опирается на прогнозы того, что масштабы страны дают запас времени на продолжение бизнеса, а следовательно, сохранение компании как экономической единицы.

3. Поиск особых рыночных ниш  в рамках существующего московского  рынка. Как правило, данная стратегия связана с недостаточностью ресурсов для усиления региональной активности и реализуется путем пространственного приближения торговых точек к месту жительства потребителя ("магазин у дома").

4. Наиболее интересной в данной  ситуации становится стратегия  конкуренции с мировыми сетями. Помимо экономических аргументов (например, преодоление ограниченности  внутренних финансовых ресурсов  за счет привлечения ресурсов  внешних — акционирование, банковские  кредиты, заключение альянсов  и пр.), уже звучат явно психологические  мотивировки: например, личная преданность своему делу, начатому с нуля, переживание социальной ответственности как работодателя и т.д.

Организационно-управленческие механизмы можно проиллюстрировать  с двух сторон. С одной стороны, можно указать на то, что как любая сложная система, организация характеризуется процессами дифференциации и интеграции. Дифференциация достигается за счет разделения труда по вертикали (уровни управления) и по горизонтали (выделение различных видов деятельности, или функций). Интеграция же достигается преимущественно за счет централизации и формализации. С другой стороны, можно обратиться к конкретным видам управленческих действий, объединяемых понятием "реструктуризация", в ответ на возрастание конкуренции.[ 9]

В данном перечне реструктуризационных мероприятий довольно сложно различить "чисто экономические" и "сугубо организационно-управленческие" виды реакций организации. Однако при этом сохраняется их общая целевая направленность — выжить и сохранить себя как целое.

Наконец, характеризуя социально-психологические механизмы поддержания целостности организации как социальной группы, обратимся к идеям, сформировавшимся в организационной психологии, принимая во внимание то обстоятельство, что именно здесь организация рассматривается прежде всего как социальная группа, функционирующая по законам групповой динамики, открытыми и изученными в социально-психологических исследованиях. В частности, анализируя проблематику организационной культуры, Э. Шейн использует модель организации как социальной группы, основанную на строгом разделении групповых проблем: 
          1. выживания и адаптации при изменении внешних условий существования группы;

2. интеграции внутренних процессов,  обеспечивающей возможность выживания  и адаптации.

Отдельные аспекты внешней адаптации и  выживания определяют, по его мнению, особенности цикла приспособления, который должна пройти любая система  при изменении внешних условий  ее существования. В этот цикл входят следующие элементы

• Миссия и стратегия: достижение общего понимания основной миссии организации, ее главных задач, а также явных и тайных функций.

• Цели: достижение консенсуса при постановке конкретных целей, определяемых основной миссией организации.

Средства: достижение консенсуса при определении  средств для решения поставленных задач, таких как разделение труда, система компенсаций и система руководства

Оценка: достижение консенсуса при задании  критериев оценки работы группы.

Коррекция: достижение консенсуса при определении  стратегии исправления при отклонении от цели.

Поскольку адаптация к условиям внешней  среды требует, по мнению того же Э. Шейна, совместного решения задач, группа должна развивать и поддерживать систему определенных внутренних отношений между ее членами. Процессы, обеспечивающие внутреннюю интеграцию группы, отражают ее основные внутренние проблемы.

Выработка языка и концептуальных понятий: создание группы невозможно, если ее участники  не смогут общаться и понимать друг друга.

Определение групповых границ и критериев  для включения и исключения новых  членов: необходимо самоопределение  группы как социальной общности в ее отделенности, отграниченности от других общностей.

• Распределение властных и служебных  полномочий: выстраивание внутригрупповой  иерархии, а также критериев и  правил для занятия (освобождения) соответствующих  иерархических позиций.

• Разработка норм доверительных и  дружеских отношений и любви: для продуктивного функционирования следует выработать правила и  нормы отношений между сотрудниками одного иерархического уровня, а также  между представителями разных полов.

• Определение и распределение  поощрений и наказаний: необходимо достижение ясности, за что и в  каких ситуациях следуют определенные поощрения и наказания и в  чем они заключаются.

• Объяснение необъяснимого (идеология): создание и поддержание у членов группы понимания происходящего  и чувства контроля над ситуацией.

Большая часть приведенных элементов, действительно, могут рассматриваться как универсальные, т.е. необходимые для возникновения  и функционирования любой человеческой группы. Некоторые из них, строго говоря, применимы только к специфическому типу групп — к формальным группам  или организациям ("миссия и стратегия" и "распределение властных и служебных  полномочий"). Однако все они, правда, с некоторыми оговорками в отношении  элемента "объяснение необъяснимого", в полной мере можно отнести к  адекватным способам поддержания групповой (организационной) целостности или "здоровых" механизмов ее сохранения.

Следовательно, открытым остается вопрос о существовании  неадекватных способов такого реагирования или, соответственно, "нездоровых" механизмов сохранения целостности  группы. По нашему мнению, более удачным  будет использование термина "групповые  защитные механизмы". Сама идея существования  феномена групповой психологической  защиты сформулирована достаточно давно. Кроме того, были предприняты попытки  выделить и описать специфические  групповые защитные механизмы, на основе анализа материалов социально-психологических  исследований. К их числу можно отнести следующие:

• Групповое табу — запрет на обсуждение "опасных" тем внутригрупповой  жизни.

• Группомыслие (groupthink) — качество группового решения оценивается с точки зрения сохранности единодушия, согласия в группе.

• Групповой ритуал — обязательное воспроизведение какой-то групповой  процедуры, придание воспроизведению  самостоятельного (символического) смысла.

• Ингрупповой фаворитизм — межгрупповое сравнение в пользу своей группы.

• Самоизоляция — ограничения вплоть до полного запрета контактов  с внешней социальной средой.

• Групповой (семейный) миф — взаимное согласование искаженных групповых (внутрисемейных) ролей.

• Социальный стереотип аутгруппы — содержание образа членов "чужой" группы и правила их восприятия как резко отличных от "своих".

• Фиксация внутригрупповой статусной  иерархии — становление и жесткое  поддержание неравенства позиций  членов группы в системе межличностных  отношений.

• Формализация внутригрупповой коммуникации — коммуникационные потоки внутри группы (организации) становятся многозвенными, т.е. затрудняются прямые связи, жестко контролируется и нормируется тематика и содержание сообщений.

• Экстернальная атрибуция неуспеха групповой деятельности — объяснение группового неуспеха за счет внешних факторов.Сюда следует добавить два защитных механизма, которые были обнаружены и описаны именно в рабочих группах:

• Социальная леность (social loafing) — общая производительность группы оказывается меньшей, чем сумма индивидуальных усилий.

• Моббинг (mobbing) — трудовой коллектив в порыве "искреннего негодования" сплачивается в борьбе против одного из своих членов и каждый день по мелочам "отравляет" ему жизнь, редко делая это открыто. 

В совокупности приведенные групповые защитные механизмы образуют стратегию поведения группы в ситуации угрозы нарушения ее целостности, получившей название "когнитивно-аффективное переструктурирование ситуации", не ликвидирующее объективную угрозу, но позволяющее сохранить позитивное состояние и "мы-образ" группы. В противоположность данному способу группового (защитного) поведения, другая — организационно-деятельностная — стратегия приводит к реальным изменениям в функциональной и операционально-технической составляющих групповой деятельности. В результате меняется тип и характер взаимодействия группы со средой и предметом совместной деятельности, проблемная ситуация разрешается, угроза нарушения целостности группы снимается.

Любая организация имеет как рациональные, так и иррациональные основы возникновения  и функционирования; организационное  поведение человека регулируется не только сознательными, но и бессознательными процессами. Развитие организации, происходящее вслед за изменениями окружающей среды, неразрывно связано с необходимостью организационных изменений. Насколько  эти изменения позволят организации  приспособиться к новым требованиям, обеспечивая при этом ее сохранность  как целостного образования —  вопрос, не имеющий однозначного и, тем более, универсального ответа. Однако сама постановка такого вопроса и  поиск разных ответов на него крайне важны не только для повседневной управленческой практики, но и для  дальнейшего накопления научного знания в социальной психологии организаций.[10]

 
 
 
 
 
 
2.4. Устойчивое и неустойчивое равновесие организационной системы при позитивных и негативных воздействиях.
 
 
      Закон самосохранения  утверждает, что любой организации  как социально-экономической системе  присуще стремление к самосохранению (выживанию) за счет оптимального  использования кадровых и материальных  ресурсов.
      Деловая  организация представляет собой  некоторую самостоятельно существующую  систему, подобно живому организму,  который появляется на свет, растет, развивается, совершенствуется, болеет, стареет, умирает. Органи-зации  присуще стремление к самосохранению, самосохранение позволяет продолжить свое существование даже после достижения поставленной цели.
      В конкурентной  борьбе при рыночных отношениях  происходит естественный отбор  организаций. Выживает та, которая  удовлетворяет потребностям общественного  развития. Потому при создании  организации выбор целей и  социальной миссии является самым  ответственным моментом в стремлении  к выживанию. Кроме того, на  обеспечение существования организации  и дальнейшего ее развития  оказывают факторы внутренней  и внешней среды, представляющие  угрозу ее жизнедеятельности.  Эти факторы разбиты на две  группы: позитивные и негативные.
      Позитивные  факторы – ресурсы, повышающие  возможности организации в борьбе  за выживание. Организация способна  к выживанию и устойчивому  развитию только в том случае, если энергетический потенциал  позитивных факторов превышает  соответствующий показатель негативных  факторов.
      Внутренние факторы, влияющие на жизнедеятельность организации, делятся на факторы материального характера (наличие денежных средств, состояние материально-технической базы, технологии работы и т. п.); социально-психологические факторы профессиональная и психологическая пригодность персонала к выполнению возложенных на них обязанностей, показатели общей психологической атмосферы в коллективе: отношение к руководству, конфликтность, способность работать в часто меняющихся              или экстремальных условиях и т. д.); личность менеджера, его инициативность, профессионализм, общая культура, коммуникабельность, организаторские способности, стремление к использованию новаций в управленческой деятельности и т. д.
      Факторы  внешней среды. К ним относятся:
      – международные  факторы;
      – экономические  факторы;
      – рыночные  факторы;
      – технологические  факторы;
      – социальные  факторы;
      – политические  факторы.
Опыт работы деловых организаций  в условиях становления рыночных отношений показывает, что чаще всего  ликвидация организаций связана  в основном с неэффективным менеджментом. Из закона самосохранения следует,
что прибыль не является главной целью организации, потому что она является сугубо внутренней проблемой. Использование прибыли  как главного фактора самосохранения предприятия привело к их самоликвидации. В настоящее время организации такого типа могут существовать очень короткое время и только на новых сегментах рынка.
       Основой  борьбы за самосохранение организаций  является способность приспосабливаться  к внешней среде, уметь использовать  происходящие в ней изменения  в своих интересах. Для оценки  «запаса прочности» деловой организации необходимо пользоваться понятием устойчивого и неустойчивого равновесия баланса позитивных и негативных факторов. Состояние устойчивого равновесия отличается тем, что если отрицательные возмущающие воздействия.[11, стр. 77]
на организацию не превосходят  некоторого порогового значения, то организация быстро приспособится к новым условиям окружающей среды и вновь вернется в устойчивое состояние. Организация, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия, даже при незначительных возмущающих воздействиях теряет свою устойчивость.
       Устойчивое  состояние функционирования организации является необходимым элементом при создании инвестиционной привлекательности деловой организации.
       Неустойчивость  функционирования организации может  быть обусловлена не только  материальными, но и психологическими  факторами, такими как высокий уровень конфликтности коллектива, безынициативность менеджера и т. п., что затрудняет заключение долгосрочных партнерских отношений, предоставление кредитов, выделение инвестиций.[12, стр.134]
       Для  обеспечения устойчивости функционирования  организации необходимо осуществлять мероприятия:
       1.    Организационно-экономического характера:
       – создание  резервного денежного фонда;
       – увеличение  доли высоколиквидных материальных  фондов;
       – использование  диверсификации деятельности;
       – установление  постоянных партнерских отношений;
       – использование  контрактов форвардного типа;
       – совершенствование  структуры управления;
       – автоматизация  производства;
       – использование  ноу-хау и освоение новых технологий  работы;
       – активизация  маркетинговых исследований с  целью выявления новых возможностей организации.
      
 
2. Мероприятия социально-психологического характера:
      – разработка  системы повышения профессиональной  пригодности персонала;
      – регулярная  оценка уровня профессиональной  и психологической пригодности персонала;
      – улучшение  социально-бытовых условий;
      – разработка  системы мотиваций экономического  и социального характера;
      – создание  кадрового резерва из людей,  входящих в состав организации  и
из внешней среды;
– проведение мероприятий  по борьбе с конфликтными ситуациями;
      – разъяснение  сотрудникам значимости их труда  в обеспечении устойчивого существования  организации.[13, стр.32]
      При разработке  мероприятий в первую очередь  должно быть выполнено диагностическое  обследование, при котором составляется  перечень проблемных ситуаций, которые  могут привести к краху в  случае изменений условий существования.
      Составление  списка потенциальных угроз существованию  организации, анализ этих угроз  и предварительная разработка  сценариев поведения в экстремальных  ситуациях значительно повышают  шансы выживания деловой организации.
 
 
 
 
3. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ, ПОВЫШАЮЩИХ УСТОЙЧИВОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ (на примере центра красоты «НИКОЛЬ»).

3.1 Разработка  этапов по совершенствованию  социально-психологического климата.

 
 
Для определения направлений совершенствования  социально-психологического климата  в организации были проведены  исследования (включенное наблюдение в естественных условиях и метод  тестирования), в целях выявления  факторов, отрицательно влияющих на социально-психологический  климат. Совершенствование условий  формирования социально-психологического климата означает выработку и  практическую реализацию комплекса  технических, экономических и организационно обеспеченных мер по планомерному изменению  факторов, имеющих неблагоприятную  оценку.
Регулирование социально-психологического климата имеет специфику в  соответствии с уровнем формирования и проявления климата. На уровне организации  в целом наибольшую отдачу дают материально-вещественные факторы (условия, организация, стимулирование труда), в малой группе – те факторы, которые связаны с социально-психологическим  настроем, межличностными взаимодействиями. На личностном уровне главное условие  благоприятного социально-психологического климата – формирование устойчивой трудовой мотивации.
Для начала в коллективе провели  диагностику социально-психологического климата, то есть, как персонал оценивает  его в целом. По результатам тестирования социально-психологический климат в ЦКиЗ «Николь» имеет средний уровень благоприятности. Затем проводилась диагностика некоторых факторов отдельно, которые в целом дают общую картину благоприятности климата. По результатам диагностики определения уровня конфликтоустойчивости, персонал в салоне имеет уровень выраженной конфликтности. По методике определения интегральной удовлетворенности трудом, персонал имеет средний уровень удовлетворенности. Также в коллективе оценивался творческий климат, по результатам тестирования он получил низкую оценку, а именно низкий уровень развития творческого климата.
Таким образом, определились основные направления совершенствования  социально-психологического климата: борьба с выраженным уровнем конфликтности, повышение удовлетворенности трудом, а также развитие творческого  климата в коллективе. Деятельность по улучшению условий формирования социально-психологического климата  может осуществляться по данным этапам в зависимости от отрицательно влияющих факторов.
Первый этап по совершенствованию  социально-психологического климата - борьба с выраженным уровнем конфликтности. Конфликт или конфликтная ситуация является причиной возникновения стрессовых ситуаций в процессе коллективной трудовой деятельности, следовательно, негативно  влияющие на развитие социально-психологического климата.
Возникновение конфликтной ситуации или напряжения внутри коллектива ухудшает климат, снижает производительность, может повлечь за собой увольнение сотрудников, уменьшает сотрудничество между конфликтующими сторонами, а  также влечет материальные и эмоциональные  затраты на решение конфликта.
В процессе включенного наблюдения выявилась основная причина повышенного  уровня конфликтности - недовольство новым  руководителем. Еще, будучи офис менеджером, у будущего исполняющего обязанности  директора с персоналом сложились  проблемные отношения, и большинство  работников негативно восприняли его  назначение. Чтобы решить данную ситуацию необходимо весь коллектив поставить  в такие условия, при которых  они смогут лучше узнать друг друга, раскрыть внутренние качества, узнать мотивацию поведения сотрудников. В данном случае нужно обратиться к специалисту в этой области, а именно пригласить психолога для проведения тренинга по улучшению социально-психологического климата.
Различные тренинговые программы и сессии по решению проблем имеют разную направленность: решение проблем организационно-управленческого характера или технических проблем, освоение методов оценки новых идей и проектов, формирование навыков коллективного поиска решений, формирование толерантного отношения к нововведениям и риску, улучшение социально-психологического климата. Тренинги-семинары различаются и по категориям участников (статусу, профессиональной подготовке, возрасту). Поэтому при выборе обучающей программы учитывается ее специфика, возможности и предполагаемые результаты ее проведения. Тренинговые программы и сессии по улучшению социально-психологического климата очень популярны за рубежом, поскольку при правильном выборе и организации они довольно быстро дают осязаемые результаты в виде повышения производительности.
Тренинг поможет решить многие проблемы в коллективе. Он поспособствует быстрой  адаптации новых сотрудников, а  также укрепит отношения между  старыми работниками. В процессе таких мероприятий раскрываются внутренние особенности персонала, они помогают лучше понять себя и  других. Предлагаемый тренинг проводится в течение пяти дней с отрывом  от работы, то есть на время его осуществления  салон не будет функционировать. Сотрудники целый день будут заниматься предложенной деятельностью психологом.
Как показывает практика, данный тренинг  способствует не просто устранению конфликтных  ситуаций, а правильному их разрешению. Часто о взаимоотношениях судят  по степени конфликтности на определенном отрезке времени. При этом нежелательны не сами по себе конфликты, без них  не может быть жизненного процесса. Главное, чтобы в результате их разрешения уходило все старое, мешающее развитию коллективов и росту людей как личностей.
Так как конфликты несут не только отрицательные, но и положительные  функции:
- конфликт не дает сложившейся  системе отношений застыть, окостенеть, он толкает ее к изменению  и развитию, открывает дорогу  инновациям, способным ее усовершенствовать;
- он играет информационную и  связующую роль, поскольку в ходе  конфликта его участники лучше  узнают дуг друга;
- конфликт способствует структурированию  социальных групп, созданию организаций,  сплочению коллективов единомышленников;
- он стимулирует развитие личности, рост у людей чувства ответственности,  осознание ими своей значимости;
- в возникающих при конфликте  критических ситуациях выявляются  незаметные до того достоинства  и недостатки людей по их  моральным качествам – стойкости,  мужеству, для выдвижения и формирования  лидеров;
- развязывание конфликта снимает  подспудную напряженность и дает  ей выход;
- конфликт выполняет диагностическую  функцию (иногда полезно даже  спровоцировать его, чтобы прояснить  обстановку и понять состояние  дел).
Таким образом, тренинг способствует разрешению конфликта, учит верному  поведению в процессе такой ситуации, а также способствует полному  искоренению данной проблемы. Проведение тренинга помогает не только выбору верной стратегии поведения в конфликте, но и в целом улучшает социально-психологический  климат, способствует его благоприятному развитию. Второй этап по совершенствованию  социально-психологического климата - развитие творческого климата в коллективе. В условиях современной динамичной экономики развитие бизнеса все сильнее зависит от творческих идей, способствующих более эффективному использованию ресурсов, расширению возможностей, созданию новых и усовершенствованию имеющихся услуг и их эффективному продвижению.
Непрерывный поток новых и потенциально полезных идей обеспечивается соответствующим  организационным климатом, то есть совокупностью организационно-управленческих, экономических и социально-психологических  условий в компании. Одним из главных  условий новаторской активности персонала является гарантия безопасности предложения новых идей. Сотрудники не будут предлагать новые идеи, если у них возникнут опасения, что это приведет к потере должности, понижению статуса, негативному  отношению со стороны руководства  или коллег. Другим важным условием является наличие у сотрудников  определенной «степени свободы», то есть возможность относительной самостоятельности  ведения работы. Существенным условием новаторской деятельности является наличие дополнительного времени  для «вызревания идей» и обдумывания  решений. Кроме временных ресурсов, определяемых режимом труда, у сотрудников  должна быть возможность распоряжаться  в определенном объеме материальными, финансовыми, техническими и информационными  ресурсами, необходимыми для разработки новых идей.
У многих руководителей возникает  закономерное опасение, что подобная практика частичного отказа от «порядка»  для постоянного притока новых  идей может спровоцировать работников на безделье, потерю времени, привести к хаосу. Конечно, «повышение степени  свободы» должно быть контролируемым. Нельзя просто выделять время «на  творчество», нужно организовать это  дополнительное время, например поставить  задачи повышения эффективности  конкретного процесса, снижения затрат на конкретные операции, повышения  качества определенной услуги и при  этом организовать решение этих задач, используя специальные методы (мозговой штурм). «Творческий хаос» контролируется на основе согласования цели компании и интересов сотрудников, что  обеспечивает желаемое поведение работников, которым передаются права на принятие решений. Опыт американских и японских компаний показывает, что при соответствующей организации работ и благоприятном социально-психологическом климате сотрудники даже во внерабочее время без прямого внешнего принуждения стремятся найти новые решения, которые повысили бы эффективность работы их организации.
При внутрифирменном распределении  средств хорошо зарекомендовала  себя практика использования конкурсных механизмов для получения внеплановых  средств на новаторские разработки (внутрифирменная грантовая система), например проведение регулярных конкурсов на лучшую идею года (месяца, недели и даже дня).
Понятно, что предоставление сотрудникам  «свободы творчества» связано с  определенным риском. Но основные риски  возникают не на стадии генерации  новых идей, а на этапе их воплощения и тестирования, когда начинают привлекаться более значительные ресурсы. В долгосрочном плане ошибка менеджера, пытающегося  заставить подчиненных точно  следовать указаниям, значительно  серьезнее, чем ошибки персонала, неизбежно  возникающие в ходе творческого  поиска.
Каждый менеджер понимает, что ошибки неизбежны при попытке создать  что-то новое. Вместе с тем многие руководители настороженно относятся  к новаторству персонала из-за вероятных неудач. Чтобы снизить  риск творчества, во-первых, используются специальные методы генерации и  оценки новых идей, которые позволяют  сократить количество вариантов  перебора решений и выводят на сильные решения, что уменьшает  риск их внедрения. Во-вторых, усиливается  работа на этапе анализа и оценки предложенной идеи с привлечением, как собственных специалистов (сотрудников  компании), так и внешних экспертов. В-третьих, разрабатываются запасные варианты, которые должны применяться, если решение не пойдет. В-четвертых, проводится анализ «неудачных инноваций» - почему «идея не пошла» и как  не следует поступать в дальнейшем.
Обучение сотрудников методам  и технологиям генерации новых  идей и совместное принятие решений  с использованием таких методов (сеансы мозгового штурма) считается наиболее продуктивным подходом к улучшению творческого климата.
Появлению и развитию новых идей способствует неформальное общение  сотрудников, так как оно снижает  «антиинновационную инерцию» (сопротивление изменениям), повышает эффективность совместной работы над проектами. Для стимулирования общения и консолидирования членов коллектива проводятся мероприятия, где сотрудники совместно выполняют «творческие задания», часто даже не связанные с основной сферой деятельности, организуются корпоративные праздники. Руководство многих компаний регулярно (раз в год или полгода) организует такие мероприятия, когда все сотрудники организации вывозятся за город для неформального общения и обсуждения ситуации в компании.
Важным фактором творческого климата  является отлаженная система сбора  и оценки новых идей (конкурсы, «ящики идей», регулярные встречи сотрудников  с руководством, на которых каждый обязан предложить новую идею (практика японских компаний)). Все предложения  поощряются, даже те, которые не получают практического применения, а авторы перспективных идей дополнительно  получают материальное или нематериальное вознаграждение в зависимости от эффективности и новизны предложения. Этим обеспечивается непрерывность  и плотность потока новаторских  идей.
Улучшение какого-то одного из факторов социально-психологического климата  не даст никакого эффекта, если другие факторы не благоприятствуют новаторской  деятельности. Например, проведение тренинга для развития креативных способностей вряд ли будет полезным, если в организации отсутствуют условия для выдвижения новых идей (вознаграждение за новые предложения не предусмотрено, вся работа строго регламентирована). Совершенствование социально-психологического климата лишь тогда даст заметный результат, когда оно осуществляется системно. Работника нужно не просто научить методам творческого решения задач, но и дать ему время и возможности для генерации идей, научить не бояться «творческих ошибок», обеспечив соответствующую атмосферу толерантности к риску, создать действенную систему сбора идей и их оценки, стимулирования творческого поиска и поощрения удачных
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.