Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальные изменения: сущность, виды и механизмы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                   СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Социальные  изменения
Виды  социальных изменений
Социальная  эволюция
Основные  положения неоэволюционизма
Социальная  революция
Факторы социальных изменений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                           Введение
Если  в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает стагнировать. Общество – живая динамичная система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микроуровне, то есть обусловлены влиянием роли отдельной личности, так и на макроуровне [1].
Социальное  изменение, как отмечают социологи  А.А. Радугин и К.А. Радугин, это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает необратимое изменение объектов, предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в обыденной речи, как правило, понятие «развитие» употребляется как синоним понятия «изменение». И в этом случае можно сказать, что понятие «развитие» используется не в узком, а в широком смысле.
Социальные  изменения, происходящие в обществе, могут включать в себя прирост  населения, изменения в отношениях между социальными группами, в  избирательной системе, в правах личности и т.д. Изменения могут  относиться к области изобретений, к правилам русского языка, нормам морали и т.д.
В связи  с этим, целью данной работы является рассмотрение процессов социальных изменений. Это будет достигнуто через раскрытие их сущности, причин, факторов, изучение моделей социальных изменений.
 
 
                 Социальные изменения
Социальные изменения - это различные  перемены, происходящие в течение  некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Такие изменения могут осуществляться на уровне межличностных отношений, организаций и институтов, малых  и больших социальных групп, на социетальном и глобальном уровнях [2].
Выделяют четыре вида социальных изменений.
1. Изменения, касающиеся структур  различных социальных образований,  или структурные социальные изменения.  Таковы, например, изменения в структуре  семьи, в структуре любой другой  общности -малой группы, профессиональной, территориальной, класса, нации,  общества в целом, в структурах  власти, социокультурных ценностей  и др. К этому виду изменений  относят также структурные изменения  социальных институтов, социальных  организаций и др.
2. Изменения, затрагивающие социальные  процессы, или процессуальные социальные  изменения. Так, мы постоянно  наблюдаем изменения, происходящие  в сфере социальных взаимодействий  и взаимоотношений различных  общностей; общностей, институтов  и организаций; общностей, институтов, организаций и личностей. Это  - отношения солидарности, напряженности,  конфликта, равноправия и подчиненности,  которые постоянно находятся  в процессе изменений.
3. Изменения, касающиеся функций  различных социальных систем, институтов, организаций. Их можно назвать  функциональными социальными изменениями.
4. Изменения в сфере мотиваций  индивидуальной и коллективной  деятельности, или мотивационные  социальные изменения. Очевидно, что характер потребностей, интересов,  мотиваций в поведении и деятельности  индивидов, общностей, различных  групп не остается неизменным.
Все эти виды изменений тесно  связаны между собой: изменения  одного вида с необходимостью влекут за собой изменения других видов. Вместе с тем следует иметь  в виду, что соотношение социальных изменений с другими - культурными, экономическими - имеет весьма сложный  характер. Изменения в одной сфере  общества не ведут автоматически  к изменениям в других сферах.
2. По характеру, внутренней структуре,  степени влияния на общество  социальные изменения можно подразделить  на две большие группы: эволюционные  и революционные. Первую группу  составляют изменения частичные  и постепенные, осуществляющиеся  как достаточно устойчивые и  постоянные тенденции к увеличению  или уменьшению каких-либо качеств,  или элементов. Они могут приобретать  восходящую или нисходящую направленность [3].
Социальная эволюция
Теории социальной эволюции определяли социальные изменения как переход от одних стадий развития общества к более сложным. Предшественником эволюционистских теорий следует считать А. Сен-Симона. Распространенную в консервативной традиции конца XVIII — начала XIX в. идею о жизни общества как равновесии он дополнил положением о неуклонном последовательном продвижении общества к более высоким уровням развития.
Виднейший представитель эволюционизма Г. Спенсер представлял эволюцию как  восходящее движение, переход от простого к сложному, не имеющий линейного  и однонаправленного характера.
Любая эволюция состоит из двух взаимосвязанных  процессов: дифференциации структур и  их интеграции на более высоком уровне. В результате общества распределяются на расходящиеся и разветвляющиеся  группы.
Современный структурный функционализм, продолжая  спенсеровскую традицию, отвергавшую  непрерывность и однолинейность эволюции, дополнил ее идеей большей функциональной приспособленности, возникающей в ходе дифференциации структур. Социальное изменение рассматривается как результат адаптации системы к своему окружению. Только те структуры, которые обеспечивают социальной системе большую приспособленность к среде, продвигают эволюцию вперед. Поэтому, хотя общество и изменяется, оно сохраняет стабильность благодаря новым полезным формам социальной интеграции.
Приведенные эволюционистские концепции главным образом объясняли происхождение социальных изменений эндогенными, т. е. внутренними причинами. Процессы, происходящие в обществе, объясняли по аналогии с биологическими организмами.
Другой  подход — экзогенный — представлен  теорией диффузии, просачиванием  культурных образцов из одного общества в другие. В центр анализа здесь  помещены каналы и механизмы проникновения  внешних влияний. К ним относились завоевания, торговля, миграция, колонизация, подражание и др. Любая из культур  неизбежно испытывает на себе влияние  других культур, в том числе культур  завоеванных народов. Этот встречный  процесс взаимовлияния и взаимопроникновения  культур называется в социологии аккультурацией. Так, Ральф Линтон (1937) обратил внимание на то, что ткань, впервые сделанная в Азии, часы, появившиеся в Европе, и пр. стали неотъемлемой и привычной частью жизни американского общества. В тех же США важнейшую роль на протяжении всей истории играли иммигранты из самых разных стран мира. Можно даже говорить об усилении в последние годы влияния на прежде практически неизменную англоязычную культуру американского общества испаноязычной и афроамериканской субкультур [5].
Социальные эволюционные изменения, кроме фундаментального, могут протекать  в подвидах реформ, модернизации, трансформации, кризисов.
1. Реформы в социальных системах — преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы, в отличие от революций, предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Они проводятся с помощью новых законодательных актов и направлены на совершенствование существующей системы без ее качественных изменений.
Под реформами обычно понимают медленные эволюционные изменения, не приводящие к массовому насилию, быстрой смене политических элит, быстрым и радикальным изменениям в социальной структуре и ценностных ориентациях [2].
2. Социальная модернизация — прогрессивные социальные изменения, в результате которых социальная система(подсистема) улучшает параметры своего функционирования. Процесс превращения традиционного общества в индустриальное принято называть модернизацией. Социальная модернизация имеет две разновидности:
    органическую — развитие на собственной основе;
    неорганическую — ответ на внешний вызов, с целью преодолеть отсталость.
3. Социальная трансформация — превращения, происходящие в обществе в результате определенных социальных изменений, как целенаправленных, так и хаотичных. Полоса исторических перемен, установившихся в странах Центральной Европы с конца 80-х — начала 90-х гг., а затем в бывших республиках распавшегося СССР, выражается именно данным понятием, первоначально имевшим чисто технический смысл [2].

                Основные положения неоэволюционизма

    циклические процессы бывают замкнутыми, когда каждый полный цикл возвращает систему в исходное (тождественное первоначальному) положение; бывают спиралевидными, когда повторение определенных этапов происходит на качественно ином уровне — более высоком или более низком);
    любая социальная система в своем развитии переживает ряд последовательных стадий: зарождение, развитие(зрелость), упадок, разрушение;
    фазы развития системы, как правило, имеют различную интенсивность и временную протяженность (ускоренные процессы изменений на одной фазе могут сменятся длительным застоем (консервацией);
    ни одна цивилизация (культура) не является лучшей или более совершенной;
    социальные изменения — это не только результат естественного процесса развития социальных систем, но ирезультат активной преобразующей деятельности человека [5].
                Социальная революция
Вторым  видом социальных изменений являются революционные.
Революция представляет собой быстрые, фундаментальные, социально-экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильственным путем. Революция - это переворот снизу. Она сметает правящую элиту, доказавшую свою неспособность управлять обществом, и создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения. В результате революции происходят базовые преобразования в социально-классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей [4].
Революция вовлекает в активную политическую деятельность большие массы народа. Активность, энтузиазм, оптимизм, надежда на светлое будущее мобилизуют людей на ратные подвиги, безвозмездный труд и социальное творчество. В период революции массовая активность достигает своего апогея, а социальные изменения — невиданных темпов и глубины. К. Маркс называл революции «локомотивами истории».
По К. Марксу, революция — это качественный скачок, результат разрешения коренных противоречий в базисе общественно-экономической  формации между отсталыми производственными  отношениями и перерастающими их рамки производительными силами. Непосредственным выражением этих противоречий выступает классовый конфликт. В  капиталистическом обществе это  неустранимый антагонистический конфликт между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Для выполнения своей исторической миссии передовой класс (для капиталистической  формации, по Марксу, — пролетариат, рабочий класс) должен осознать свое угнетенное положение, выработать классовое  сознание и сплотиться в борьбе против капитализма. Помощь в получении  необходимых знаний пролетариату оказывают  наиболее дальновидные прогрессивные  представители отживающего класса. Пролетариат же должен быть готов  решать проблему завоевания власти насильственным путем. По марксистской логике, социалистические революции должны были произойти  в наиболее развитых странах, поскольку  они более созрели для этого.
Последователь и ученик К. Маркса Э. Бернштейн в  конце  
XIX в., опираясь на статистические данные о развитии капитализма в индустриальных странах, усомнился в неизбежности революции в ближайшее время и предположил, что переход к социализму может быть относительно мирным и займет сравнительно долгий исторический период. В. И. Ленин модернизировал теорию социалистической революции, настаивая на том, что она должна произойти в наиболее слабом звене капиталистической системы и послужить «запалом» для мировой революции [4].
История XX в. показала, что и Бернштейн, и  Ленин оказались по-своему правы. Социалистических революций в экономически развитых странах не произошло, они  были в проблемных регионах Азии и  Латинской Америки. Социологи, в  частности французский ученый Ален Турен, считают, что основной причиной отсутствия революций в развитых странах является институционализация основного конфликта — конфликта между трудом и капиталом. В них действуют законодательные регуляторы взаимодействия между работодателями и наемными работниками, а государство выступает в качестве социального арбитра. Помимо этого, пролетариат раннекапиталистического общества, которое изучал К. Маркс, был абсолютно бесправен, и ему нечего было терять, кроме своих цепей. Сейчас положение изменилось: в ведущих индустриальных государствах действуют и строго соблюдаются демократические процедуры в политической сфере, а большая часть пролетариата составляет средний класс, которому есть что терять. Современные последователи марксизма подчеркивают также роль мощного идеологического аппарата капиталистических государств в сдерживании возможных революционных выступлений.
К немарксистским теориям социальных революций в  первую очередь относится социология революции П. А. Сорокина. По его мнению, революция есть болезненный процесс, оборачивающийся тотальной социальной дезорганизацией. Но даже у болезненных процессов есть своя логика — революция не является случайным событием. П. Сорокин называет три ее основных условия:
    увеличение подавленных базовых инстинктов — основных потребностей населения и невозможность их удовлетворения;
    репрессии, которым подвергаются недовольные, должны затрагивать большие группы населения;
    силы порядка не обладают средствами для подавления разрушительных поползновений.
Революции имеют три фазы: кратковременная фаза радости и ожидания; деструктивная, когда искореняются старые порядки, зачастую вместе с их носителями; созидательная, в процессе которой в значительной степени реанимируются самые стойкие дореволюционные ценности и институты. Общий вывод П. Сорокина таков: ущерб, наносимый обществу революциями, всегда оказывается большим, чем вероятная польза [4].
 
             Факторы социальных изменений.
Источниками социальных изменений могут быть и экономические, и политические факторы, а также факторы, находящиеся  внутри сферы социальных структур и  отношений общества. К ним можно  отнести взаимодействие между разными  социальными системами, структурами, институтами, а также общностями на уровне групп, классов, наций, государств. Одной из форм такого взаимодействия является конкуренция. Так, здоровая конкуренция  в науке, технике, экономике, политике, других сферах общественной жизни служит важным источником социальных изменений  вообще и в э
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.