Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Внутренняя политика Николая I

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Содержание
 
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Реформа государственного управления
      Комитет 6 декабря 1826 г………………………………………………6
1.2Место и роль С.Е.И.В.К. ………………………………………………..8
     I отделение Императорской канцелярии
Глава 2. Реформирование правовой системы.
2.1 II отделение С.Е.И.В.К. ………………………………………………..14
2.2 Кодификация законодательства……………………………………….16
Глава 3. Усиление контрольных  функций государства.
3.1 III отделение С.Е.И.В.К. …....................................................................19
3.2 Политика в области  образования и цензуры…………………………29
Заключение………………………………………………………………………..36
Список использованных источников и литературы….………………………...37
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Российский император  Николай I (Николай Павлович Романов) родился 25 июня (6 июля) 1796 года в Царском Селе. Он был третьим из пятерых сыновей императора Павла I и императрицы Марии Федоровны. Николай Павлович не мог рассчитывать на российский престол, и это наложило отпечаток на его воспитание и образование. Его воспитатель Ламсдорф оказывал на ребенка постоянное моральное давление и даже допускал телесные наказания.
Военизированная атмосфера  Петербурга с ранних лет определила увлечение Николая военным делом, особенно тем, что касалось его внешней, парадной стороны. Завершающим этапом воспитания Николая стали два путешествия, проделанные в 1816 с чисто учебной целью: по некоторым губерниям России и за границу — в Англию, в результате чего он не только получил наглядное представление о внутреннем состоянии и проблемах своей страны, но и познакомился с опытом развития одной из самых передовых для своего времени социально-политических систем. Однако складывающаяся собственная политическая система взглядов Николая отличалась ярко выраженной консервативной, антилиберальной направленностью.
В 1817 состоялось бракосочетание Николая с принцессой Прусской, получившей после перехода в православие  имя Александра Федоровна. Весной следующего года родился их первый сын Александр (будущий император Александр II).
Уже в 1819 император Александр сообщил брату и его жене, что официальный наследник престола великий князь Константин Павлович намерен отречься от своего права, поэтому наследником предстоит стать Николаю как следующему по старшинству брату.
Николая потрясло это сообщение, он чувствовал свою неготовность принять груз государственного управления. Ни его образование, ни кругозор этому не соответствовали.
Между тем все документы, подтверждавшие законное право Николая  на наследование престола, хранились  в глубокой тайне. Внешне ничто не менялось — Николай по-прежнему не допускался к государственным делам, и даже его военная карьера развивалась очень вяло. Лишь в начале 1825 года он занял пост командира 1-ой гвардейской дивизии.
Николаю пришлось обнаружить недюжинные политические способности, лавируя между недоброжелательно настроенной к нему столичной верхушкой и братом, ведущим себя крайне уклончиво. Получение известия о существовании в армии разветвленного военного заговора заставило его взять инициативу в свои руки и решиться объявить себя императором на основании документов, подписанных Александром в 1823 году.
В день присяги Николая 14 декабря произошло восстание  декабристов — вооруженный мятеж  части гвардии под лозунгом незаконности переприсяги. Судьба Николая висела на волоске, но он сумел подавить восстание, проявив решительность и беспощадность, свойственные ему в минуту опасности. Восставшие были расстреляны из пушек, и порядок в столице восстановлен.
Николай основной целью  своего царствования считал борьбу с повсеместно распространившимся революционном духом, и всю свою жизнь подчинил этой цели. Однако значительно чаще Николай действовал мирными методами. Император сознательно трудился над упорядочением социальной организации общества, видя в этом гарантию его стабильности. Так, исключительное значение имела проведенная по его инициативе под руководством М. М. Сперанского кодификация российского законодательства. Однако в отношении проблемы крепостного права дальше полумер, которые не затрагивали основ общественного устройства, дело не пошло.1 Идеальное общество представлялось Николаю построенным по модели патриархальной семьи, где младшие члены семейства беспрекословно подчиняются старшим, и за все отвечает глава семьи — отец, с которым он отождествлял самодержавного государя.
Свое служение отечеству  Николай воспринимал как высокую  религиозную миссию и, руководствуясь этим убеждением, старался лично вникать  во все детали государственного управления. Он ценил исполнительность выше компетентности и предпочитал назначать на руководящие должности военных, привыкших к строгой дисциплине и беспрекословному подчинению. В его царствование ряд гражданских ведомств получил военную организацию. Введение военного принципа в государственное управление свидетельствовало о недоверии царя к управленческому аппарату.
Историк В. О. Ключевский дал такую общую характеристику внутренней политики Николая I:
«Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами; но он не снял с очереди тех жгучих вопросов, которые были поставлены в прежнее царствование, и, кажется, понимал их жгучесть еще сильнее, чем его предшественник»2
При написании данной работы я использована авторов С.А. Воронцова, И.А. Исаева, С.В. Мироненко, также исследования Л.Е. Шепелева, А.Э. Нольде, А. В. Синельников, К.В. Степанец.
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. Реформа государственного управления.
1.1Комитет 6 декабря 1826 г.
 
1826 год. 18 декабря (6 декабря  ст.ст.) был создан секретный комитет  при императоре Николае I, получивший  название "Комитет 6 декабря" и успевший за время существования подготовить два проекта государственных преобразований.
По смыслу и происхождению  реформы Николая I отличались от реформ предыдущего и последующего царствований: если ранее Александр I лавировал  между старым, феодальным, и новым, буржуазным, началами во всех (экономической, социальной, политической, духовной) сферах жизни россиян, а позднее Александр II уступал давлению нового, то Николай I укреплял старое для того, чтобы успешнее противостоять новому.
Уже 6 декабря 1826 г. Николай  образовал первый и самый значительный из 10 секретных комитетов, которые  создавались в его царствование, чтобы найти ответ на сакраментальный  вопрос, поставленный царем: "Что  ныне хорошо, чего оставить нельзя и  чем заменить?" Главой Комитета формально значился председатель Государственного совета граф. В.П. Кочубей - один из "молодых друзей" Александра I, давно уже отряхнувший со своих ног прах либерализма, а фактически руководил Комитетом М.М. Сперанский, тоже значительно поправевший после того, как он побывал в ссылке и в суде над декабристами. Составили Комитет особо доверенные сановники царя. Поэтому действовал он сверх осторожно, по принципу, который можно было бы сформулировать так: "Семь раз отмерь, но не отрезай", ибо, как выразился член Комитета Е.Ф. Канкрин, "недостатки существующего известны, а нового сокрыты". За четыре года регулярных заседаний (всего - 173) Комитет подготовил лишь два серьезных, но, разумеется, верноподданнических проекта.
Первым из них был  проект сословной реформы. "Комитет 6 декабря" (так его называли) задумал оградить дворянство "от неприятного ему и вредного государству прилива разночинцев". Вместо Табели о рангах Петра I, дававшей право военным и гражданским чинам получать дворянство в порядке выслуги, Комитет предложил установить такой порядок, при котором дворянство приобреталось бы только наследственно, по праву рождения, и по "высочайшему пожалованию". Это предложение имело целью превратить российское дворянство в строго замкнутую касту, огражденную от "засорения" инородными элементами.
Вместе с тем, чтобы  как-то поощрить и служилых людей, а  также нарождавшуюся буржуазию, Комитет предложил создать для  чиновников, купцов и буржуазной интеллигенции  новые сословия - "чиновных", "именитых" и "почетных" граждан, которые освобождались бы, как и дворяне, от подушного оклада, рекрутского набора и телесных наказаний. Наконец, Комитет в Дополнение к старинному (1803) указу "о вольных хлебопашцах" разрешил помещикам освобождать крестьян не только с землей, но и без земли, причем все освобожденные крестьяне должны были образовать еще одно сословие - "вольноотпущенных земледельцев".
Второй проект "Комитета 6 декабря" предусматривал административную реформу. Государственный совет  сохранял лишь законосовещательные функции при царе, а Сенат разделялся на Правительствующий (высший орган исполнительной власти) и Судебный. Внешне здесь воплощался буржуазный принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной, но не для ограничения самодержавия, а для того, чтобы упрочить его путем более четкого разграничения функций между всеми властями (одинаково бесправными перед самодержцем), что позволило бы усовершенствовать работу бюрократического аппарата.
Оба проекта нисколько  не вредили самодержавно-крепостническому строю, но вносили в него - не по существу, а по форме - кое-что новое. Поэтому непримиримые крепостники, считавшие вслед за Карамзиным, что "всякая новость в государственном порядке есть зло", ополчились против этого "зла". Николай I не остался равнодушным к их позиции, а революционный подъем на Западе от Франции до Польши и взрыв массового недовольства в самой России 1830-1831 гг. напугали и отвлекли царя от реформ. В результате он надолго оставил первый и навсегда "похоронил" второй из проектов "Комитета 6 декабря".
 
1.2 Место и роль С.Е.И.В.К.
I отделение Императорской  канцелярии
 
Каждый правитель, наследственный или выборный, должен обладать штатом помощников, помогающие ему решать личные дела – работать с документацией, доносить до государя различного рода прошения, достойные его внимания и прочее. При императорах XIX – начала ХХ веков такие функции выполняла Собственная Его Императорского Величества канцелярия, но несправедливо будет сказать, что подобных организаций до этого не было – еще в Киевской Руси, во времена господства дворцово – вотчинной системы, подобные функции выполняли дворовые, тиуны и так далее, а уже в XVIII веке появились отдельные ото всей остальной системы управления структуры, выполняющие роль Императорской канцелярии. При Петре I – это Кабинет Его Императорского Величества, при Анне Иоанновне эти функции были переданы Кабинету Министров, при Петре II вновь воссоздается Кабинет Его Императорского Величества, просуществовавший до 1812 года, когда Кабинет заменяет Собственная Его Императорского Величества канцелярии. В ведение новой структуры входят как прошлые, чисто «канцелярские» функции (заведование делами императора, работа с документацией и прошениями), так и новые - подготовка указов на подпись, наблюдение за земельной собственностью императора, надзор за чиновничьей службой государственных органов.3
Главной особенностью Собственной  Его Императорского Величества канцелярий заключается в том, что она  сама по себе не являлась государственной  структурой. Наличие в наименовании слова «Собственная» выражало принадлежность этой структуры к личности императора, но, тем, не менее, именно она оказывала значительное влияние на работу других государственных органов.
Собственная Его Императорского Величества Канцелярия получила свое наибольшее развитие именно в царствование Николая I, с чьим именем связывают новый виток развития абсолютизма в России. Как человек жесткий и волевой император повлиял и на характер деятельности Императорской канцелярии.
Развитие Собственной  Его Императорского Величества канцелярии выражалось в реорганизации данной структуры на отделения, в ведение каждой входили определенная сфера, так или иначе интересующая государя.
Первое отделение стала  в истинном смысле Императорской  канцелярией, так как занималась документацией императора и его личными делами, принимала прошения на имя государя и так далее.
Второе отделение занималось кодификацией законодательства империи, а также рассмотрением юридической  практики в стране и издании принятых нормативно – правовых актов.
Наибольшую известность  получило Третье Отделение, ставшей  тайной политической полицией, подчиненной  лично императору. Именно с ее появления  Россия стала характеризоваться  как полицейское государство, все  жители которого находятся под присмотром неустанного ока Третьего отделения.
Четвертое отделение  занималось благотворительностью. Именно при помощи этого отделения появились  государственные школы для сирот, учебные заведения для девушек  и так далее. Главной особенностью этого отделения является то обстоятельство, что при реорганизации Собственной Его Императорского Величества канцелярии в 1873 году эта структура была выделена как отдельная организация под наименованием Собственную его императорского величества канцелярию по учреждениям императрицы Марии, претерпев незначительные изменения, существует до сих пор.
В истории Императорской  канцелярии имело место существования  двух временных отделений: Пятого по устройству управления на Кавказе и  Шестого по крестьянскому вопросу.
Первоначально Собственная Его Императорского Величества канцелярия заведовала лишь личными делами императора и его документацией, но в дальнейшем ее роль возрастает.
В самом начале николаевского  царствования (31 января 1826 г.) ее реорганизовали и разделили первоначально на два отделения. На Первое отделение возлагалось общее руководство организацией гражданской службы.
В начале своей деятельности Первое отделение насчитывало всего  несколько чиновников, и Николай I хвастался, что, «несмотря на сие, течение  дел столь быстро, что ежедневно кончаются все дела»4.
В сфере организации  государственной службы деятельность Собственной канцелярии с самого начала направлялась на решение трех главных задач:
1. Очищение состава  чиновников от тех, кто не  имел права на государственную  службу или чины данного класса;
2. Подготовка законоположений,  устанавливающих четкий правовой  порядок приема на государственную  службу и прохождения ее;
3. Разработка единой  системы форменной одежды для  гражданских чиновников. Считалось,  что такая одежда столь же необходима, как и в армии. Выделяя визуально агентов государственной власти из общей массы населения и, наоборот, указывая на корпоративную общность чиновников отдельных ведомств, такая одежда подчеркивала престиж государственной службы и оказывала большое нравственное влияние на ее обладателей.
По указанию Николая I Первое отделение в 1827 г. организовало проверки состава столичных чиновников, в особенности низших, на предмет  выяснения их прав на занятие должностей государственной службы. Сам император в 1828 г. неожиданно посетил Сенат, явно с контрольными целями. Собственной канцелярии он поручил разработать новую «Табель о рангах» — на этот раз о рангах (классах) всех должностей гражданской службы (в 1835 г. издается «Расписание должностей гражданской службы по классам от XIV до V включительно»). Тогда же по указанию императора готовится реформа форменной одежды гражданских чиновников (реализована законом от 27 февраля 1834 г.).
В 1836 г. на Первое отделение  возлагается «наблюдение за службой  всех гражданских чиновников».  Николай I заметил как-то, что в предоставленном ему списке чиновников значатся лица, привлекавшиеся к ответственности, причем умалчивается об их подсудности. Государю угодно было проверить, нет ли незаконно приобретенных имений, и в этом также обнаружились злоупотребления. Поэтому государь, убедившись в необходимости особенного наблюдения за всем гражданским служебным персоналом в Империи. С этой целью с  1846 года по 1857 в сферу ведения этого отделения было введено также заведывание делами государственной службы гражданского ведомства, для чего в его составе был образован инспекторский департамент гражданского ведомства.
В 1848 году Николай I констатировал, что «цель достигнута: порядок, отчетность заменили беспечность и злоупотребления разного рода». Танеев, глава I отделения с 1831 по 1865 года,  считал, что удалось достигнуть и некоторого «упрощения форм делопроизводства, на что требовалось прежде несколько месяцев... то совершается в несколько недель, и уже это одно ускорение производства есть для личного состава гражданских чинов истинное благодеяние»5.
В Инспекторском департаменте оказались все случаи, связанные  как с назначениями на должность, так и с производством в  чины. Перемены по службе чинов VI класса и выше оформлялись «высочайшими приказами». Позже Танеев докладывал Александру II: «Делопроизводство о награждении чинами, за выслугу определенных по закону сроков, составляет главное занятие по Инспекторскому департаменту, которому подлежит из удостаиваемых начальствами производства в чины ежегодно до 18 тыс. лиц рассмотреть права каждого»6.
В 1858 г. Инспекторский  департамент был упразднен, а  обязанности его переданы Департаменту герольдии Сената, но к I отделению  в 1859 году был присоединен «комитет призрения заслуженных гражданских чинов», образованный еще при Императоре Александре I, в 1822 году.
После ликвидации прочих отделений с 1882 г. Первое отделение  снова стало называться Собственной  канцелярией и занималось главным  образом вопросами службы высших чиновников; для руководства гражданской службой в составе канцелярии существовал Инспекторский отдел (1894-1917). С 1894 при канцелярии имелся комитет «О службе чинов гражданского ведомства и о наградах», с 1898 - Комиссия для предварительного рассмотрения вопросов и предложений относительно форм обмундирования чинов гражданского ведомства.
С 1882 года предметам ведомства  Собственной Его Императорского Величества канцелярии относятся довольно разнообразные вопросы такие, как  исполнение полученных от государя повелений  и поручений, изготовление, в известных случаях, Высочайших указов, рескриптов и прочее представление ему поступающих в канцелярию на Высочайшее Имя бумаг по некоторым из высших государственных учреждений, а также донесений начальников губерний и объявление по этим представлениям резолюций. В компетенцию канцелярии также входит: рассмотрение и представление на Высочайшее усмотрение ходатайств благотворительных и общеполезных учреждений, не состоящих в прямом ведении министерств или главных управлений; первоначальное рассмотрение и дальнейшее направление, согласно указаниям представителя верховной власти, вопросов, касающихся общих, преимущественно формальных, условий гражданской службы, а равно и вопросов относящихся до наградного дела и прочее.
В 1894 году к ведомству собственной Его Императорского Величества канцелярии были вновь отнесены дела по службе гражданской именно, по так называемой, инспекторской части. Все такого рода дела должны рассматриваться в «Комитете о службе чинов гражданского ведомства и о наградах», делопроизводство же по этой части возложено на инспекторский отдел Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Таким образом, как назначение на должности, так и увольнение от должностей, должно быть санкционировано Высочайшим приказом. В виду, однако, возникших затруднений, в виде чрезмерно сложного делопроизводства, компетенция комитета и инспекторского отдела была в 1895 году вновь сокращена выделением из нее дел по службе чиновников высших классов. Канцелярия и её органы после свержения самодержавия были упразднены в апреле 1917.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Реформирование правовой системы.
2.1 II отделение С.Е.И.В.К.
 
Первая реорганизация  Собственной Его Императорского Величества канцелярии произошло 31 января 1826 года, когда этот орган был разделен на две части. Задачей Второго отделения Собственной канцелярии была кодификация законов Российской империи. В связи с его образованием Комиссия составления законов, существовавшая еще с конца XVIII века, была упразднена. Кроме того, второе отделение осуществляло цензуру юридической литературы, издаваемой частными лицами, готовило заключения по правовым вопросам для высших государственных учреждений, активно участвовало в законотворческой деятельности.7
Николай I справедливо  считал существование полных и удобных для пользования изданий законодательных актов условием правопорядка в стране. В апреле 1831 года в рескриптах на имя товарища министра юстиции Д. В. Дашкова и министра финансов Е. Ф. Канкрина император писал: «Полное собрание отечественных наших законов и достоверное их в общем составе издание, наконец, в течение последних четырех лет, по особенному моему повелению, приведено к совершению. Собрание сие объемлет сто семьдесят шесть минувших лет. Цель его, как прежде была, так и ныне есть: удовлетворить потребности времени настоящего и вместе с тем положить твердое основание будущему сей части устройству... Я приказал снабдить оным на счет казначейства Государственный совет, Комитет министров. Святейший Синод, все департаменты Правительствующего Сената и все губернские присутственные места». Далее предписывалось «надлежащее в каждом месте хранение их и употребление8.
Таким образом, составление Свода законов свидетельствует об осознанной необходимости руководствоваться твердыми правилами, а не личным усмотрением решающей власти и не указаниями на постановления разного времени, нередко противоречащие друг другу и допускавшие произвольные толкования.
Для подготовки Полного  собрания законов Российской империи, построенного по хронологическому принципу, были собраны все (в том числе и уже не действовавшие) законодательные акты, принятые с 1649 года по декабрь 1825 года. Их оказалось более тридцати тысяч. Они составили издание объемом в 45 томов. Все тома были отпечатаны в невероятно короткий срок – всего за один год, что стало возможным лишь благодаря созданию особой государственной типографии. Впоследствии было осуществлено печатание погодных томов (с отдельной их нумерацией) за 1825 – 1881 года (так называемое II собрание). Всего Полное собрание законов вместе с приложениями и указателями насчитывает 233 больших тома.
Для практической работы государственных и других учреждений более удобным был издававшийся одновременно с Полным собранием  Свод законов, содержавший только действовавшие  законодательные акты, расположенные по тематическим разделам – томам. Так, например, третий том содержал Свод уставов о службе гражданской. Издание было начато в 1832 году. Время от времени тома Свода законов переиздавались в дополнительном виде и с исключением актов, утративших силу.
В 1869 году при содействии II отделения было начато печатание  «Правительственного вестника», в  котором должны были помещаться все  исходившие от верховной власти акты, высочайшие приказы, правительственные  распоряжения и прочие документы, а  также «те заявления», которые ведомства «сочтут нужными со своей стороны».9
В 1882 году второе отделение  было упразднено; и деятельность по изданию законов вновь возложена  была на Государственный совет, при  котором для этой цели был образован  кодификационный отдел, упраздненный в свою очередь в 1894 году, с возложением его деятельности на государственную канцелярию.
 
2.2 Кодификация законодательства.
 
Со времени Соборного  Уложения 1649 г. накопились десятки тысяч  манифестов, указов и других нормативных  актов, которые сплошь и рядом дублировали, а порой противоречили друг другу и в которых с трудом разбирались даже высшие правительственные чиновники. Какие законы сохранили свою силу, какие отменены, знали только немногие знатоки в судах и бюрократических канцеляриях.
Николай I хорошо понимал  нетерпимость подобного положения: отсутствие свода законов уничтожало всякую возможность планомерного управления, затрудняло деятельность правительственного аппарата, создавало благоприятную  почву для воровства и лихоимства чиновников. С этой целью со времен Екатерины II предпринимались попытки упорядочить законодательство, провести его кодификацию, но все они не были успешными.10
Николай I организовал  всю работу по кодификации российских законов на высоком государственном  уровне. Для ее проведения было специально создано II отделение Его Императорского Величества Канцелярии, за деятельностью которой постоянно и внимательно следил сам монарх. Более того, к этой работе император привлек М.М.Сперанского, правда, по началу с большой осторожностью. Сперанский вернулся из ссылки в Петербург в 1821 г., однако с тех пор не играл сколько-нибудь заметной роли в политической жизни страны. Между тем, Николай I хорошо понимал, что Сперанский являлся одним из самых образованных и юридически опытных государственных сановников.11
Сперанский представил Николаю I следующий план кодификационной  работы: сначала собрать все законы, изданные после Уложения 1649 г., и  расположить их в хронологическом  порядке; затем произвести проверку этого историко-юридического материала — исключить законы отмененные, сопоставить между собой законы, повторяющиеся и друг другу противоречащие, свести их воедино и расположить полученный материал в определенной системе; наконец, пересмотреть составленный свод с точки зрения требований современной жизни, отбросить устаревшие нормы, внести недостающие и, уточнив содержание статей, выработать окончательный текст нового уложения.
Николай I согласился с  необходимостью первого и второго  этапов, но отверг третий, по существу, основной акт кодификации — разработку нового юридического кодекса. Таким образом, задуманная реформа утрачивала преобразующее начало и превратилась в формально-техническое мероприятие, хотя и весьма крупного государственного масштаба.
Сперанский вынужден был подчиниться решению императора. Под его руководством отделение провело поистине колоссальную работу по изысканию, систематизации и редакции различных законодательных актов, изданных с 1649 г. вплоть до 1825 г. Они были систематизированы в хронологическом порядке.12
В результате к 1830 г. было подготовлено первое издание «Полного собрания законов Российской империи» (ПСЗ), которое состоит из 45 томов: 40 томов законов и 5 томов указателей к ним. В них вошло 30.600 законодательных  актов. Последующие издания публиковались по царствованиям: 2-е издание охватывало законы, вышедшие с 1825 по 1855 гг.; 3-е — с 1855 по 1881 гг. и так далее.
ПСЗ соединяло все  законы воедино, но пользоваться им. в  юридической практике было очень  трудоемко. В наши дни ПСЗ представляет интерес, прежде всего как уникальный исторический источник.
Для практических нужд правительственных  и судебных структур был подготовлен  «Свод законов Российской империи». Туда вошли лишь действующие законы, систематизированные по областям права: уголовное, гражданское, торговое и т.д. «Свод», опубликованный в 1832 г., состоял из 15 томов. Он был признан единственным основанием при решении административных и судебных вопросов.
19 января 1833 г. состоялось  заседание Государственного совета, обсудившее представленный «Свод законов». Вся работа комиссии получила полное одобрение чиновничьей элиты. На этом заседании растроганный Николай I, сняв с себя Андреевскую звезду, надел ее на Сперанского. 1 января 1835 г. «Свод» вступил в силу. За выполненную работу и заслуги перед Отечеством Сперанскому был пожалован графский титул. В 1839 г. великий русский реформатор скончался.13
Кодификация законодательных  актов облегчила ведение юридической  практики и контроль за ней. Однако она имела и более глубинные  и долгосрочные последствия. Законодательство стало доступным для изучения и критики. Это, в свою очередь, формировало политико-правовую культуру российского общества, подготавливало осознание необходимости судебно-правовой реформы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 3. Усиление контрольных  функций государства.
3.1 III отделение С.Е.И.В.К.
 
Николай I начал свое правление  с подавление восстания на Сенатской  площади 14 декабря 1825 года, что отложило отпечаток на все его царствование. Восстание декабристов показало, что существующая структура правоохранительных органов не оказывает позитивного влияния на эффективность их работы. Вне поля зрения органов политического розыска оказалось создание ряда тайных обществ, подготовка и осуществление открытого выступления против существующего строя. 14
Эти события со всей очевидностью показали руководству России необходимость осуществления постоянного контроля за процессами, происходящими в обществе.
Несмотря на относительно спокойное подавление восстания  декабристов, Николай I, на первые часы царствования которого пришелся мятеж, по – видимому, решил, что это не конец, а лишь начало революционного движения в России.
Поэтому он убедился в  необходимости срочной реорганизации  системы политического розыска. Император видел пути стабилизации обстановки в стране в укреплении государственных органов, более того, в личном управлении империей.
Для предотвращения нежелательных, но возможных событий, наподобие  восстания декабристов, Николаю I требовалась  новая силовая структура, которой  вскоре стало новое отделение  Императорской канцелярии.
Тем ни менее III Отделение  строилось в сравнительно спокойное  время: в течение дальнейшего  николаевского царствования в России не было ни одного крупного революционного выступления.
Возможно, это и определило характер деятельности III отделения на протяжении всего его существования. По – видимому, структура отделения, его функциональные обязанности, формы и методы работы удовлетворяли императора, поскольку просуществовала практически без изменений 55 лет (абсолютный рекорд для спецслужб России).15
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.