Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Финансы, деньги и кредит

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Финансы, деньги и кредит
 
1. Предмет финансовой  науки
Предметом финансовой науки является совокупность финансовых отношений, возникающих на разных уровнях социально-экономической системы между государством, юридическими и физическими лицами.
Финансовая наука изучает различные финансовые категории, характеризующие различные стороны финансовой деятельности основных экономических субъектов: государства, физических и юридических лиц. Познание финансовых категорий позволяет раскрыть экономическую сущность финансов, их основные признаки, содержание, принципы, функции, свойства, механизм воздействия на социально-экономические процессы в государстве и обществе.
Финансовые категории  имеют исторический характер и выступают  формой теоретического мышления, научной абстракцией, отображающей реальную экономическую жизнь.
С развитием государства  и товарно-денежных отношений стали  формироваться различные финансовые категории – налоги, государственные доходы и расходы, государственный бюджет, государственный кредит и т.п. При этом налоги и обязательные государственные сборы являются первичными финансовыми категориями, которые возникли еще задолго до появления самого термина «финансы».
Система финансовых категорий  характеризуется четкой иерархичностью и соподчиненностью элементов, обеспечивающих их целостность. Появление новых финансовых категорий, таких как финансы субъектов предпринимательства (хозяйствования), финансы домашних хозяйств, финансовый рынок, страхование, международные финансы и т.п., их функционирование и эволюция обусловлены развитием всей системы финансовых категорий.
2. Финансы как  историческая категория.  Основные  предпосылки возникновения финансов.
Финансы возникли как  объективно-субъективная категория  в связи с развитием товарно-денежных отношений и формированием государства со всеми его основными функциями.
Возникновение финансов было обусловлено развитием производительных сил общества, установлением регулярного товарно-денежного обращения и формированием государства, его потребностей в финансовых средствах для осуществления разнообразных функций, в т.ч. защиты территории, правоохранительной деятельности, экономической и социальной деятельности и т.п.
В докапиталистических  государствах большая часть потребностей государства удовлетворялась через систему натуральных сборов, податей, повинностей.
Основными затратами  государств древнего мира и вплоть до XVII века были расходы, связанные с ведением войн, содержанием государственной власти, т.е. власти императоров, королей, князей, фараонов и т.п., их двора и всей системы управления, а также строительство общественных объектов, таких как дороги, храмы, каналы, водопроводы, оросительные системы, оборонительные системы.
Начиная с XVI-XVII столетий, в доходах и расходах государства все большее значение приобретают денежные средства. В этот период возникают понятия: государственные финансы, государственный бюджет, государственный кредит.
Финансы являются исторически  сложившейся сложной и многогранной стоимостной и экономической категорией. Как считают большинство ученых-финансистов, термин «финансы» произошел от латинского «fines», что означает конец, завершение, финиш. Этот термин зародился в конце XIII ? начале XIV столетия.
Вплоть до XVI столетия термином «финансы» обозначали завершение расчетов с государственной казной. Лица, которые уплатили налог, сбор, подать и т.п. в пользу государя или других государственных органов, получали на руки соответствующий документ, который имел название «fine», т.е. полный расчет. Именно название этого документа послужило основой для возникновения термина «financia», что в переводе с латыни означает «денежный платеж». Впервые в современном понимании термин «финансы» стал использоваться во Франции. При этом латинское слово «financia» преобразовывается во французское «finance», что означает денежный доход или денежный платеж. Этот термин в широкое обращение был введен французским ученым Ж. Боденом.
Постепенно экономическая  категория «финансы» получила международное  распространение и признание. Эта категория характеризовала взаимоотношения населения и государства по поводу создания и использования государственных фондов денежных средств.
Финансы – это экономическая категория, которая имеет денежный характер, связана с товарно-денежными отношениями. Эта категория проявляет свою внутреннюю природу тогда, когда деньги, товарное обращение, денежное распределение и перераспределение, формирование денежных доходов, фондов и их использование становятся объективно необходимым условием жизни общества.
3. Отличительные  признаки финансов и их экономическая сущность
Финансы – это одна из конкретных, исторически сложившихся объективно-субъективных экономических категорий, функционирование которой проявляется в системе общественных отношений, обусловленных необходимостью распределения и перераспределения стоимости, созданной в процессе товарного производства, а на этой основе формирования различных видов доходов в денежной форме, осуществления расходов для удовлетворения общественных потребностей в процессе деятельности государства, юридических и физических лиц.
Как объективная экономическая  категория финансы являются продуктом  исторического развития человеческого общества.Финансы в процессе своего функционирования влияют на все стадии воспроизводства: производство, распределение, обмен, потребление. Свое основное содержание финансы проявляют в процессе распределения стоимости валового внутреннего продукта страны или стоимости продукции, созданной на уровне конкретного субъекта хозяйствования проявляется объективная сущность финансов как экономической стоимостной категории.
Как субъективная категория  финансы находят свое отражение  в процессе своего функционирования за счет того, что на объективные  пропорции распределения, на объективный характер формирования доходов, осуществления расходов влияет субъективная деятельность человека, государственных органов, приспосабливая финансы для удовлетворения текущих общественных, политических, социальных и прочих интересов.
Как экономическая стоимостная  категория финансы часто отождествляются  с различными видами отношений – производственными, денежными, экономическими. Объективная сторона финансов проявляется в создании различных денежных доходов, осуществлении денежных расходов, формировании финансовых средств и их использования для расширенного (простого) воспроизводства и текущего потребления. Основные экономические признаки, характеризующие внутреннюю или объективную природу финансов: -денежный характер. Финансы могут существовать только в условиях развитых денежных отношений. -движение стоимости от одного экономического субъекта к другому экономическому субъекту, осуществляющееся в виде денежного или финансового потока, который в процессе своего движения изменяет стоимость, подвергается распределению или перераспределению, увеличивается или уменьшается в зависимости от этапа или направления движения- это объективная закономерность современного этапа существования и функционирования финансов; -распределительно-перераспределительный характер. За счет распределения и перераспределения стоимости происходит формирование первичных доходов на уровне субъектов хозяйствования и домашних хозяйств, а на уровне государства создаются различные государственные финансовые фонды.- формирование денежных доходов и накоплений в форме финансовых ресурсов, а также осуществление денежных расходов. -эквивалентное распределение и неэквивалентное перераспределение. Проявляется в том, что в процессе  первичного распределения стоимость созданного товара или стоимость ВВП распределяется эквивалентно объективным пропорциям, которые заданы с помощью цены, с/с, з/п. В то же время вторичное распределение или перераспределение осуществляется на основе не объективных, а субъективных пропорций, которые задаются государственными органами через налоговую систему, через финансовый и страховой рынок и т.п., что приводит к формированию больших доходов и финансовых средств у одних хозяйствующих субъектов и физических лиц по отношению к другим; -регламентированная форма финансовых отношений. Это очень важно с позиции сбалансированности общественных интересов и подконтрольности финансовых операций в масштабах всего общества, отдельных юридических лиц.
Экономическая сущность финансов: финансы – это экономическая стоимостная категория, характеризующая систему взаимоотношений, направленных нас распределение и перераспределение стоимости ВВП с целью формирования финансовых доходов (финансовых ресурсов) у субъектов хозяйствования, населения и государства, а также их использования для расширенного воспроизводства и удовлетворения разнообразных общественных интересов и потребностей у субъектов социально-экономической системы.
 
4. Функции финансов. Принципы, назначение и роль в  рыночной экономике
Деньги и торговля – две основные экономические  категории, которые определяют основные условия для функционирования финансов в системе экономических категорий.
Цена, себестоимость, заработная плата оказывают существенное влияние на объективный характер функционирования финансов.
Кредит и финансы  две очень близкие категории. Однако, финансы, в отличие от кредита, функционируют всегда на безвозвратной основе.
Финансы реализуют свою суть при выполнении ими определенных функций: распределительную и контрольную. Однако объективный анализ сущности финансов показывает, что финансы реализуют свою внутреннюю природу благодаря использованию трех основных функций.
1) распределительная функция. Проявляется в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП страны. Благодаря действию этой функции стоимость, созданная на предприятиях и в масштабах страны, распределяется и перераспределяется на отдельные экономические элементы и используется для формирования различных денежных доходов и денежных фондов.
2) ресурсоформирующая  функция. Направлена на формирование денежных доходов, денежных фондов или фондов финансовых средств (фондов финансовых ресурсов), а также формирования направлений использования денежных средств или фондов финансовых ресурсов. Действие данной функции находит свое воплощение в процессе финансирования хозяйственных операций на предприятиях, потребностей государства и домашних хозяйств.
3) контрольная функция. Проявляется в процессе движения денежных (финансовых) потоков от момента начала распределения стоимости до полного потребления соответствующих финансовых средств. Контрольная функция объективно обеспечивает количественное отображение движения денежных потоков в масштабах государства, предприятий, домашних хозяйств.
Благодаря контрольной  функции финансов общество получает сведения о том, как складываются пропорции распределения средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение различных субъектов хозяйствования, насколько эффективно они используются.
Объектами финансового  контроля являются денежные распределительные  процессы при формировании и использовании финансовых средств на всех уровнях и звеньях экономики страны.
Субъектами финансового  контроля являются органы и организации, которые наделены правом проводить финансовый контроль. Такие органы создаются как на государственном уровне, так и на уровне отдельных субъектов хозяйствования.
Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация, которая содержится в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
В условиях рыночной экономики  действие контрольной функции имеют  определенные границы, что обусловлено частной собственностью.
5. Понятие «Финансовая  система». Структура финансовой  системы.  Сферы и звенья финансовой системы.
Система представляет собой совокупность относительно самостоятельных качественно определенных элементов, между которыми существует связь или взаимодействие.
Финансовая система  государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике. Хотя финансовые системы государств имеют определенные отличия, но у всех финансовых систем есть общий признак – это то, что любая финансовая система включает совокупность разнообразных финансовых фондов, которые отличаются по методам мобилизации и направлениям использования, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и опосредованное влияние на социально-экономические процессы в государстве.
Финансовую систему страны определяет совокупность фондов финансовых ресурсов и взаимосвязь между ними.
Финансовую систему рассматривают: а) по внутреннему строению; б) по организационной структуре.
По внутреннему строению:Финансовая система – это совокупность отдельных, но взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений, имеющих особенности в мобилизации и использовании финансовых средств и соответствующее правовое обеспечение.
Сфера финансовой системы характеризует обобщенную по определенным признакам совокупность финансовых отношений, в основу которых положен уровень социально-экономической системы.
Выделяют несколько  сфер: микроэкономика (финансы субъектов  хозяйствования); домашнее хозяйство (финансы населения); макро- и мезоэкономика (государственные, региональные и местные финансы); мегаэкономика (международные финансы); сфера финансового обеспечения (финансовый и страховой рынок).
Звено финансовой системы – это выделенная по определенному признаку часть сферы финансовых отношений. Такое выделение осуществляется при наличии автономного фонда финансовых средств или специфических форм и методов мобилизации и использования денежных ресурсов.
По организационному устройству финансовая система – это совокупность финансовых органов и институтов, представляющая финансовый аппарат, призванный осуществлять управление финансовыми потоками на различных уровнях управления.
Финансовые  системы имеют определенные характерные  черты:
Каждое звено финансовой системы имеет свойственные ей методы мобилизации средств для создания фондов финансовых ресурсов;
Каждое звено финансовой системы является относительно самостоятельным, имеет специфическую сферу применения;
Между звеньями финансовой системы существует тесная взаимосвязь  и взаимообусловленность, каждое звено может успешно функционировать лишь при совершенстве и эффективности системы в целом;
Финансовая система  государства достигает наибольшей эффективности лишь тогда, когда  отлажена и законодательно закреплена деятельность каждого ее звена;
В зависимости от факторов, влияющих на формирование и использования  фондов финансовых ресурсов, каждое звено  финансовой системы может подразделяться на подзвенья.
6. Принципы  построения финансовой системы
Любая финансовая система  базируется на таких принципах:
- Распределения финансовых ресурсов на централизованные и децентрализованные;
- Самостоятельности (каждое звено финансовой системы страны имеет свои источники формирования доходов и направления их использования);
- Единства (все звенья финансовой системы объединены между собой через систему финансовых отношений, которые возникают по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов);
-Функционального назначения звеньев финансовой системы;
-Административно-территориального распределения финансовых ресурсов.
Финансовая система  должна быть направлена на решение  следующих задач:
формирование и оптимальное  размещение финансовых ресурсов, необходимых  для создания определенного объема валового внутреннего продукта страны;
достижение заданного уровня эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов с целью получения максимально возможного объема валового внутреннего продукта;
установление оптимальных  пропорций распределения и перераспределения произведенного ВВП с целью полного обеспечения потребностей населения, субъектов хозяйствования и государства в целом;
всестороннее способствование  привлечению всех свободных средств  и получение доходов через институты финансового рынка на финансирование создания ВВП;
формирование страховых фондов с целью обеспечения возмещения потерь финансовых ресурсов и доходов и обеспечение их рационального использования.
7. Свойства, виды, и модели финансовой системы.
Свойства ФС:- эффективность;- физическая неоднородность и большое число элементов;- эмергентность;- иерархия;- многофункциональность; - гибкость; - надежность системы;- безопасность системы; - устойчивость;- уязвимость.
Виды финансовых систем:
Закрытая система. Она имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. В частности, финансовая система СССР считалась закрытой финансовой системой. Это было обусловлено такими параметрами: а) курс валют был строго фиксирован; собственником практически всего имущества в стране было государство; предприятия могли использовать иностранную валюту только с разрешения государства и в установленном плановом порядке; население не имело право проводить операции с иностранной валютой и т.п.
Открытая финансовая система. Характеризуется частым взаимодействием с внешней средой. В условиях рыночной экономики финансовая система является открытой, так как имеется многообразие форм собственности, используются не только внутренние, но и внешние разнообразные источники финансовых ресурсов; свободно продается и покупается иностранная валюта; продаются и покупаются ценные бумаги и т.п.
Чистая финансовая система – это совокупность механизмов, институтов или организаций формирования, движения и использования чистых финансовых фондов. Чистая финансовая система, объединяя три сектора – предпринимательский, государственный и фондовый составляет единую национальную финансовую систему.
Вместе с тем, на практике нет чистых финансовых систем. В  мире существуют смешанные финансовые системы.
Смешанная (реальная) финансовая система – это такая финансовая система, в которой формирование чистых финансов дополняется формированием квазичистых финансов (денежных фондов, формируемых в результате выпуска ценных бумаг, а также фискальных (налоговых) методов, т.е. на основе налогов и сборов). Реальные финансы – это всегда смешанные финансы, где нет четкого разделения на сектора.
Модели финансовой системы.
Модели финансовой системы  зависят от схемы распределения  ВВП и национального дохода (НД) и от уровня государственной централизации ВВП и НД, а также распределенных финансовых ресурсов.
По схеме распределения  ВВП и НД выделяют: модель рыночной экономики; модель смешанной экономики; модель командно-административной экономики.
По уровням государственной  централизации ВВП и НД выделяют: американскую, западноевропейскую, скандинавскую модель финансовой системы.
Финансовая модель рыночной экономики является основной и доминирует в мире. Суть данной модели заключается в том, что сначала стоимость НД распределяется между теми, кто занят его производством (прибыль - собственникам, оплата труда – работникам), а затем происходит вторичное распределение или перераспределение на основе законов рынка, т.е. часть средств получает государство за счет налогов, сборов, обязательных платежей и т.п., а часть средств перераспределяется рыночными механизмами на других участников. Здесь используются механизмы перераспределения с помощью финансового рынка, рынка страховых услуг и т.п.
Характерный признак  рыночной модели – государство получает свои доходы на основе перераспределения  НД.
Модель является открытой, понятной и точно характеризует  реальное финансовое состояние общества.
Финансовая модель командно-административной экономики базируется на том, что преимущественная часть НД сразу централизуется в бюджет государства и исключается из распределительных отношений. Государство по своему усмотрению затем осуществляет перераспределение между предприятиями и населением. Характерная черта модели – государство получает основную часть НД в процессе первичного распределения.
Модель является закрытой и не отражает реальное финансовое состояние общества. Пропорции первичного распределения НД между юридическими и физическими лицами регулируются государством с помощью административных, субъективных методов: а) уровень заработной платы через систему тарифных разрядов и должностных окладов; б) на основе планового ценообразования определяются платежи в бюджет от дохода и прибыли предприятий.
Американская  модель финансовой системы основана на максимальном уровне самообеспечения физических и самофинансирования юридических лиц. Незначительный уровень финансового вмешательства государства в экономику. Централизация финансовых ресурсов при распределении ВВП не превышает 30-35%.
Западноевропейская  модель финансовой системы. Она характеризуется умеренной централизацией перераспределенных средств (35-45%). За счет этого больше средств государство выделяет на решение социальных вопросов общества, оказывает значительно больше помощи населению страны.
Скандинавская модель финансовой системы предусматривает большее перераспределение средств в пользу центрального бюджета (40-60%). В связи с этим в скандинавских странах высокий уровень социальной защиты населения со стороны государства, более высокие стандарты жизни.
8. Внутренняя  структура финансовой системы  Украины
Внутренняя структура  финансовой системы Украины включает, по нашему мнению, 6 основных сфер, состоящих из нескольких звеньев.
Финансы субъектов  хозяйствования. а) финансы коммерческих предприятий и организаций;б) финансы некоммерческих учреждений и организаций.
Государственные финансы. а) государственный и местный бюджеты;б) государственные целевые фонды;в) государственный кредит;г) финансы государственного сектора экономики.
Финансы домашних хозяйств.
Финансовый  рынок. а) рынок денег;б) рынок кредитных ресурсов;в) рынок ценных бумаг;г) рынок финансовых услуг.
Страховой рынок. а) социальное страхование;б) имущественное страхование;в) личное страхование;г) страхование предпринимат рисков; д) страхование ответственности.
Международные финансы. а) финансы межд организаций; б) финансы межд-ных финн-х институтов;в) международный финансовый рынок.
9. Организационная  структура финансовой системы  Украины
Для регулирования движения денежных потоков между сферами и звеньями финсистемы активную роль играет финаппарат или органы финансового управления.
Финансовый аппарат  – это совокупность финансовых учреждений, на которые возложены функции управления финансовой системой государства.
Общее руководство осуществляют органы государственной власти и управления:
1 Верховная Рада Украины-принимает законы, в частности, государственный бюджет, осуществляет контроль за исполнением госбюджета, определяет основы внутренней и внешней финансовой политики.
2 Президент Украины создает необходимые органы и службы для осуществления финансовой деятельности, подписывает Законы страны.
3 Кабинет министров обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной, налоговой, бюджетной политики; организует разработку проектов Госбюджета и обеспечивает выполнение принятого госбюджета.
4 Органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют местные бюджеты; самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов и т.п.
5 Министерство  финансов – занимает центральное место в системе управления финансами в государстве. На него возложены функции и задачи общего руководства всей финансовой системой. Действует вертикаль финансовых органов от Минфина страны до финансовых управлений районов и городов. В составе Минфина выделяются две обособленные организационные структуры: а) государственное казначейство; б) государственная контрольно-ревизионная комиссия.
6 Государственная налоговая администрация Украины реализует государственную политику в области налогов. Самостоятельно рассмотреть функции и задачи налоговой администрации Украины.
7 Счетная палата Верховной Рады Украины является постоянно действующим высшим органом государственного финансового контроля. Основными задачами Счетной палаты является организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходной и расходной частями Государственного бюджета страны.
8 НБУ-основная финансовая организационноя структура в сфере денежного обращения. Он регулирует кредитно-денежную политику в стране, обращение денег в государстве.
9 Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку – организует функционирование рынка ценных бумаг.
10 Государственная комиссия по финансовым услугам – организует функционирование рынка финансовых услуг, в частности, рынок страховых услуг.
11 Прочие финансовые органы государства, финансовые посредники. Сюда входят: фондовые биржи и торгово-информационные системы, банки, кредитные союзы, страховые компании, Пенсионный и другие фонды, а также прочие финансовые институты и учреждения.
10. Содержание  и  значение финансовой политики  как составной части экономической политики государства
Финансовая  политика - совокупность мероприятий, осуществляемых государством через финансовую систему для мобилизации финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование с целью выполнения своих функций.
Финансовая политика должна быть адекватной закономерностям  общественного развития. Содержание финансовой политики охватывает целый  комплекс мероприятий:
разработку общей концепции  финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;
создание соответствующего финансового механизма;
управление финансовой деятельностью государства и  регулирование деятельности других субъектов экономической системы.
Проявляется финансовая политика в: финансовом законодательстве; системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов (важнейшими являются налоги); перераспределении финансовых ресурсов между отдельными группами населения, сферами и видами экономической деятельности, регионами; составе и структуре доходов и расходов бюджетов разного уровня и т.п.
Главная цель финансовой политики – обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализацию той или другой государственной программы социально-экономического развития страны.
Финансовая  стратегия – это основные направления использования финансов на длительную перспективу. Примером стратегических заданий могут служить: внедрение собственной денежной единицы, проведение приватизации, максимально возможное снижение инфляции, повышение эффективности производства в экономике страны, устойчивый рост ВВП, рост благосостояния населения и т.п.
Финансовая  тактика направлена на решение задач отдельного этапа развития страны. В частности, можно привести пример, это совершенствование налоговой системы и внедрение налогового кодекса страны, совершенствование межбюджетных отношений в государстве и т.п.Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, конкретные исторические условия и особенности жизни большей части населения и т.п.
11. Финансовая политика на различных этапах развития государства и ее особенности при построении  рыночной экономики в Украине
Типы финансовой политики на разных исторических этапах общественного воспроизводства.
Развитие государства  связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и существующих теоретических концепций, влияющих на экономический и политический курс государства.
Анализ финансовых политик, позволяет определить три ее характерные типа: классический; регулирующий; планово-директивный.
Классический  тип существовал во многих странах мира до конца 20-х годов ХХ столетия. Основные ее направления:
невмешательство государства  в экономику;сохранение свободной конкуренции; использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.
Регулирующий  тип. Государство должно вмешиваться и регулировать циклическое развитие экономики. В сферу регулирования входят:
экономический рост и  занятость; денежное обращение; валютный курс; социальные факторы экономики; структурные преобразования в экономике.
В этих условиях финансовый механизм работает на сокращение перераспределения НД через финансовую систему; снижение бюджетного дефицита; стимулирования накоплений как источника производственного инвестирования.
Одной из важных задач  становится сокращения налогообложения  с тем, чтобы увеличить объемы накопления.
Планово-директивная применялась и применяется в странах, которые используют административно-командную систему управления экономикой. Цель – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства для их дальнейшего перераспределения под контролем государственных органов.
Основными задачами финансового  механизма было создание и использование  инструментов, с помощью которых можно эффективно обеспечить изъятие всех неиспользованных в соответствии с планом финансовых ресурсов.
Особенности формирования и становления финансовой политики Украины.
Финансовая политика Украины начала формироваться с 1992 года. Однако в связи с тем, что Украина как государство не имело самостоятельного опыта функционирования, финансовые проблемы возникли сразу после провозглашения государственной независимости. Часть финансовых проблем страна успешно преодолела, другая часть проблем требует своего решения. Поэтому финансовая политика государства постоянно изменяется, в нее вносятся необходимые коррективы.
На финансовую политику украинского государства значительное влияние оказывает общегосударственная политика, противоречия внутри социальных, политических и экономических групп, активное вмешательство в деятельность Украины американских и западноевропейских политических кругов.
Главная задача состоит в том, чтобы обеспечить не только материальные условия для преобразований, но и сохранить единство государства, не допустить раскола страны, повысить благосостояние всего населения.
Финансовая политика последних лет была направлена на снижение налогового давления, уменьшения инфляции, создания условий для устойчивого роста ВВП, повышения материального обеспечения населения, формирование в стране действительно среднего класса, роста объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, активизации банковской и страховой системы и т.п.
Существенным направлением финансовой политики государства в  настоящий период является приближение страны по социально-экономическому развитию к стандартам Европейского Союза, с тем, чтобы можно было претендовать на вступление в ЕС, хотя бы в отдаленной перспективе.
12. Финансовый  механизм и его роль в реализации  финансовой политики государства
Задания финансовой политики реализуются через финансовый механизм.
Финансовый  механизм – это совокупность конкретных финансовых форм, методов и рычагов, с помощью которых обеспечивается процесс общественного воспроизводства, т.е. осуществляются распределительные и перераспределительные отношения, формируются доходы субъектов хозяйствования и фонды денежных средств в руках различных экономических субъектов.
Финансовый механизм на общегосударственном уровне может быть: директивным и регулирующим.
Директивный разрабатывается для финансовых взаимоотношений, в которых государство принимает непосредственное участие. В его сферу входят налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного  устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.
Регулирующий определяет основные «правила игры» в конкретной сфере финансовых отношений, где государство непосредственно не принимает свое участия.
Финансовый механизм включает следующие основные элементы :
- финансовые методы; - финн рычаги; - правовое обеспечение; - нормативное обеспечение; - информационное  обеспечение.
Финансовые методы – это способы влияния финансовых отношений на хозяйственный процесс. Они действуют в двух направлениях: в направлении управления движением финансовых ресурсов;в направлении рыночных, коммерческих отношений, связанных с измерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов.
К финансовым методам  относят: финансовое прогнозирование и планирование; финансовое оперативное управление; финансовый контроль; финансовое обеспечение; финансовое регулирование.
Финансовые  рычаги – это способы и средства реализации финансовых методов.
В составе финансовых рычагов выделяют:
Финансовые  лимиты и резервы: финансовые резервы предприятий; резервный фонд Кабинета Министров; резервные фонды местных Советов; лимиты бюджетного финансирования; резервные фонды коммерческих банков и страховых компаний; валютные резервы Национального банка Украины.
Финансовые  стимулы: налоговые льготы; бюджетные кредиты; налоговые каникулы; отсрочки по уплате налогов; списание задолженности по налогам; предоставление финансовой помощи.
Финансовые  санкции: санкции за нарушение налогового законодательства; санкции за нецелевое использование бюджетных средств; пени за несвоевременное уплату платежей; уменьшение или приостановка бюджетного финансирования; изъятие в бюджет средств, используемых не по назначению; отмена предоставленных льгот.
Правовое  обеспечение – это система правовых актов, на основе которых регулируется система финансовых отношений в государстве.
В составе правового  обеспечения финансового механизма выделяется: Конституция Украины; Законы Украины; Постановления Верховной Рады Украины; Указы Президента Украины; Постановления Кабинета министров Украины; Решения местных органов власти; Приказы министерств;Уставы предприятий, учреждений и организаций.
Нормативное обеспечение – это система норм и нормативов, которая формирует подзаконную базу для реализации финансовых отношений в финансовой системе государства.
В состав нормативного обеспечения  включают: ставки налогов и неналоговых  платежей; нормы амортизационных отчислений; нормы расходов в бюджетных организациях и учреждениях; нормы бюджетного обеспечения; размеры дотаций, субсидий, субвенций; ставки заработной платы, пенсий, стипендий.
Информационное  обеспечение – это система информации, которая используется для осуществления финансовой деятельности на разных уровнях управления финансовыми отношениями.
13. Организационно- правовое обеспечение реализации  финансовой политики
Система государственного управления финансами включает: а) оперативное управление; б) финансовое планирование; в) финансовый контроль.
Управление – это совокупность способов и методов целенаправленного влияния на объект воздействия для достижения определенного (заданного или ожидаемого) результата.
В управлении финансами выделяют: субъект и объект управления.
Объект управления – система финансовых отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов государства и местных органов власти.
Субъект управления – это государственные и местные органы власти, финансовые службы, которые непосредственно руководят процессом движения финансовых средств в государстве и ее регионах.
Управление финансами – это совокупность финансовых методов, рычагов, стимулов и санкций, которые применяют органы финансового управления для формирования, распределения и наиболее рационального использования финансовых ресурсов в государственном масштабе.
В составе организационного обеспечения  управления финансами страны входят: а) органы управления; б) финансовые институты.
Органы управления финансами: Министерство финансов. Государственная налоговая администрация. Государственное казначейство. Контрольно-ревизионная служба. Счетная палата. Аудиторская палата. Департамент по надзору за страховой деятельностью. Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку; Пенсионный фонд. Фонд социального страхования. Государственная комиссия по финансовым услугам и т.п.
Финансовые институты: Национальный банк Украины. Коммерческие банки. Страховые компании. Небанковские кредитные учреждения. Межбанковская валютная биржа. Фондовые биржи и торгово-информационные системы.
В управлении финансами  выделяют функциональные элементы: Оперативное управление. Финансовое планирование. Финансовый контроль.
Оперативное управление финансами представляет собой комплекс мер, которые разрабатываются на основе оперативного анализа текущих финансовых ситуаций и будущих целей получения результата при минимальных затратах с помощью перераспределения финансовых ресурсов.
Финансовое планирование – это деятельность по составлению планов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных субъектов хозяйствования, объединений, отраслевых структур, регионов и государства в целом.
Финансовый контроль – это деятельность, обеспечивающая оценку состояния финансовых средств в процессе их формирования, распределения и использования, с целью недопущения нарушений, вызванных либо ошибочными, либо преднамеренными действиями или бездействиями отдельных лиц или определенных служб государственного, местного или корпоративного управления финансами.
Оперативное управление финансами – главная функция финансового аппарата. Его осуществляет Министерство финансов Украины; дирекции целевых государственных централизованных фондов; страховых организаций; финансовые управления при местных органах власти; финансовые службы министерства, предприятий, организаций и учреждений.
14. Финансовое  планирование
Объектом финансового  планирования являются финансовые ресурсы, которые создаются в процессе распределения и перераспределения ВВП, а результатом – разные виды финансовых планов и прогнозов.
Финансовый план – это план формирования и использования финансовых ресурсов.
все финансовые планы подразделяются на две группы: а) сводные финансовые планы; б) индивидуальные финансовые планы. Сводные финансовые планы подразделяются на: а) общегосударственные; б) планы отдельных хозяйственных объединений (холдингов, финансово-промышленных групп, концернов, ассоциаций, корпораций и т.п.); в) территориальные.
Индивидуальные финансовые планы – это финансовые планы отдельных субъектов хозяйствования.
Финансовые планы строятся в форме баланса, где имеются  два основных раздела: а) поступление  средств; б) выбытие средств. Финансовый план должен быть сбалансированным, т.е. поступления должны быть равны расходам. К финансовым балансам относят: балансы доходов и расходов предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности; балансы доходов и расходов объединений, концернов, ассоциаций, министерств, ведомств, государственных комитетов; балансы доходов и расходов бюджетных учреждений; балансы финансовых ресурсов областей, районов, городов; государственный бюджет и местные бюджеты; баланс финансовых ресурсов и расходов государства; финансовые балансы отдельных финансовых институтов; баланс денежных доходов и расходов населения; платежный баланс государства.
В зависимости от вида хозяйственных структур могут составляться такие финансовые планы:
Предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов.
Предприятия и организации, функционирующие на некоммерческих началах, составляют финансовые сметы.
Кооперативные предприятия, общественные организации и учреждения, объединения граждан и страховые компании, составляют финансовые планы.
Органы государственной и местной власти, составляют бюджеты.
В зависимости от сферы  функционирования и характера финансовых отношений финансовые планы подразделяются на: а) централизованные (Государственный бюджет Украины, бюджет АР Крым, бюджеты областей, сводный финансовый баланс и т.п.); б) децентрализованные (финансовые планы предприятий, организаций и учреждений).
Все финансовые планы являются относительно самостоятельными, однако они связаны друг с другом. С помощью финансовых планов устанавливается рациональное соотношение между источниками финансирования капитальных вложений, объемом средств на текущее потребление и приростом совокупной общественной стоимости.
Финансовый  план производственного предприятия составляется в форме баланса доходов и расходов.
К доходам и поступлениям относят: прибыль, амортизационные отчисления; средства от продажи ценных бумаг, паевые взносы учредителей; выручка от реализации имущества, прирост устойчивых пассивов; мобилизация внутренних резервов в строительстве; долгосрочные кредиты банков и т.п.
К расходам и отчислениям относят: финансирование текущей хозяйственной  деятельности (оборотных активов), финансирование инвестиций, финансирование социального и культурного развития, финансирование материального поощрения и благотворительности, уплата процентов по кредитам и погашение долгосрочных займов и кредитов, выплаты дивидендов, формирование страховых фондов, уплата налогов, сборов и обязательных платежей.
При составлении различных финансовых планов, балансов, бюджетов и смет используют специальные научные методы планирования и прогнозирования. Среди большой массы методов планирования и прогнозирования финансов чаще всего используют: расчетно-аналитический метод, балансовый метод, нормативный методов, метод экономико-математического моделирования. Суть этих методов рассмотреть самостоятельно.
15. Финансовый  контроль
Финансовый контроль осуществляется на различных уровнях управления финансами. Перед финансовым контролем поставлена цель постоянной проверки рационального формирования, распределения и использования финансовых средств на различных уровнях финансовой системы.
Финансовый контроль базируется на следующих основных принципах: независимости; гласности; превентивности; действенности; регулярности; объективности; всеобщего характера.
Объектом финансового контроля выступают все хозяйственные операции, которые связаны с использованием средств на цели социально-экономического развития.
Субъектами финансового контроля являются органы государственной власти (Счетная палата ВР Украины, НБУ, Минфин, Минэкономики, Госкомстат); органы внутриведомственного контроля (министерства, ведомства); внутрихозяйственный контроль (осуществляют специальные комиссии предприятий и организаций); независимый контроль (осуществляют аудиторские фирмы и общественные организации).
Различают такие виды финансового контроля: государственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и аудиторский (независимый).
По формам проведения подразделяется: а) предварительный; б) текущий; в) ретроспективный или последующий.
Методы финансового  контроля: ревизия; тематическая проверка; анализ; обследование, наблюдение.
По степени охвата: а) комплексный; б) тематический; в) полный; г) частичный; д) выборочный; е) целостный.
По источникам информации финансовый контроль бывает: документальный и фактический.
По целевой направленности финансовый контроль может быть: стратегический и тактический.
По месту проведения финансовый контроль бывает: дистанционный  и непосредственно на местах.
Одна из наиболее эффективных форм - независимый аудит. В нашей стране также активно применяется аудиторские проверки. Аудиторский контроль осуществляется независимыми аудиторами или аудиторскими фирмами. Его задача – получить объективные финансово-экономические показатели деятельности предприятия или акционерного общества, с тем чтобы показать общественности действительное положение дел в данном субъекте хозяйствования. Это особенно важно для предприятий, которые проводят дополнительный выпуск акций или эмиссию облигаций и т.п.
16. Понятие  финансов предпринимательских структур, их содержание, функции и сфера применения
Финансы предпринимательских структур – это экономическая категория, которая имеет денежный характер, связана с процессом распределения стоимости, созданной на микроэкономическом уровне, образованием доходов и осуществлением разнообразных расходов, формированием, распределением и перераспределением финансовых ресурсов, обеспечением непрерывной хозяйственной деятельности, производственного и социального развития.
Специфика понятия состоит в том, что с их помощью мобилизуются и создаются финансовые ресурсы (финансовые средства) не для дальнейшего перераспределения, а для обслуживания движения стоимости ВВП на всех стадиях воспроизводственного процесса, обслуживается процесс производства продукции, выполнения работ, предоставления услуг. Поэтому с помощью финансов субъектов хозяйствования осуществляется первичное перераспределение стоимости созданного валового продукта на фонды накопления, потребления, обновления, материальные ресурсы процесса производства.
Финансы предпринимательских  структур порождают различные виды финансовых отношений:
Между учредителями предприятия  в процессе формирования уставного  капитала.
Между субъектами хозяйствования во время расчетов с поставщиками и покупателями, предоставления коммерческих займов, осуществления инвестиционной деятельности, организации совместных производств, расчетов по штрафам, аренде и лизингу.
Между предприятием и  его структурными подразделениями (филиалами, отделениями, цехами) по поводу финансирования затрат, распределения и использования прибыли, оборотных средств.
Между предприятием и  его работниками.
Между предприятием и институтами финансового рынка.
Между предприятием и  отраслевыми (корпоративными) органами, куда входит данное предприятие.
Между предприятием и  финансовой системой государства.
Между предприятием и  банковской системой.
Между предприятием и  страховыми компаниями.
Между предприятием и  инвестиционными институтами.
Финансы предпринимательских  структур реализуют свою внутреннюю экономическую природу за счет следующих функций.
Формирования денежных доходов, поступлений и фондов.
Распределения и использования  денежных доходов, фондов и т.п.
Регулирования и контроля движения денежных потоков, доходов, расходов, фондов.
17. Финансы коммерческих предприятий, их характеристика
Организация и функционирование финансов субъектов предпринимательской  деятельности базируются на основах коммерческого расчета, который предусматривает:
получение максимальной прибыли при минимальных расходах;
полную самостоятельность  субъектов хозяйствования;
невмешательство государства  во внутренние дела предпринимательских  структур;
реальную ответственность  за результаты работы, своевременное  выполнение обязательств, уплату налогов, сборов и прочих платежей.
В рыночной экономике  финансовый механизм саморазвития базируется на самоокупаемости и самофинансировании – это принципы хозяйствования, согласно которым предпринимательские структуры за счет доходов от реализации продукции (работ, услуг) возмещают расходы, связанные с основной деятельностью.
Самоокупаемость предполагает, что субъект хозяйствования обеспечивает полное покрытие всех своих затрат за счет доходов и поступлений. Отсутствие самоокупаемости означает, что предприятие (юридическое лицо) не эффективно функционирует.
Самофинансирование предполагает, что в процессе хозяйствования возмещаются не только понесенные затраты, но и формируются средства, которые можно использовать для расширенного воспроизводства. Необходимо сказать, что самоокупаемость и самофинансирование предполагают, что каждый субъект предпринимательства, несет персональную ответственность по своим обязательства собственным имуществом и доходами.
В процессе проведения хозяйственной  деятельности коммерческие субъекты предпринимательства формируют свои доходы, осуществляют расходы, достигают определенных финансовых результатов.
Доходы  субъекта предпринимательства – это увеличение экономических выгод в виде поступления активов или уменьшения обязательств, которые приводят к увеличению собственного капитала (за исключением увеличения капитала за счет взносов собственников): доходы от операционной деятельности: доход (выручка) от реализации продукции, работ, услуг; прочие операционные доходы; финансовые доходы: доходы от участия в капитале; прочие финансовые доходы; прочие доходы от операционной деятельности: доход от реализации финансовых инвестиций; доход от реализации необоротных активов; доход от реализации имущественных комплексов; доход от бесплатно полученных активов; прочие доходы; чрезвычайные доходы: страховые возмещения; покрытия расходов от прочих затрат; сумма уменьшения налога на прибыль.
Расходы субъекта предпринимательства – это уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств, которые приводят к уменьшению собственного капитала (за исключением уменьшения капитала за счет его изъятия или распределения собственниками): расходы по операционной деятельности: затраты по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг (себестоимость); административные расходы; затраты на сбыт; прочие операционные расходы (затраты); расходы по инвестиционной и финансовой деятельности: финансовые расходы; затраты, связанные с участием в капитале; прочие затраты; расходы по чрезвычайной деятельности: чрезвычайные расходы.
Разница между совокупными  доходами субъекта хозяйствования и  его расходами составляет финансовый результат.
Прибыль субъекта хозяйствования – это экономическая категория, характеризующая положительный финансовый результат хозяйствования, определяемая как разница между совокупными доходами предприятия и совокупными его расходами. Полученная прибыль субъекта предпринимательства подлежит дальнейшему перераспределению.
18. Финансовые  ресурсы коммерческих предприятий. Источники их формирования и направления расходования
Финансовые  ресурсы субъекта хозяйствования – это совокупность средств, которые мобилизованы из различных источников хозяйствующим субъектом для осуществления оперативных, текущих и стратегических целей своей деятельности.
Общая сумма финансовых ресурсов субъекта хозяйствования может  состоять из следующих элементов: уставный капитал (фонд); дополнительный капитал (фонд); резервный капитал (фонд); амортизационный фонд; специальные фонды; нераспределенная прибыль; кредиторская задолженность всех видов; краткосрочные и долгосрочные кредиты банков; все виды займов; прочие средства, используемые для финансирования хозяйственной деятельности, полученные из различных источников.
Все финансовые ресурсы могут формироваться за счет следующих основных источников:
Внешних собственных  источников: средства, которые вносят учредители субъекта хозяйствования, акционеры, пайщики, государственные органы власти.
Внутренние собственные  источники: амортизационные отчисления, чистая прибыль предприятия.
Заемные источники: средства, аккумулированные на финансовом рынке  в виде займом, кредитов, лизинга  и т.п.
Наличие финансовых ресурсов предприятий в необходимых размерах предусматривает финансовое благополучие субъекта хозяйствования, т.е. финансовую устойчивость и платежеспособность.
Финансовые ресурсы  создаются и используются всеми  субъектами финансовых отношений. Финансовые ресурсы используются предпринимательскими структурами в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Они постоянно находятся в движении, а в денежной форме находятся только в виде остатков средств на текущих счетах в банках и в кассе субъектов хозяйствования.
Финансовые ресурсы  субъектов предпринимательства  направляются на: финансирование затрат; на производство и реализацию продукции, работ и услуг; на реальные и финансовые инвестиции; создание денежных фондов специального назначения; платежи в бюджет; выплаты займов и кредитов; благотворительные цели.
По направлениям использования финансовые ресурсы подразделяются на: затраты на экономическое развитие субъекта хозяйствования; затраты на социально-культурные мероприятия; затраты на развитие науки; затраты на благотворительные цели; затраты на обслуживание займов и кредитов; затраты на выплату доходов собственникам субъекта хозяйствования; прочие расходы.
19. Особенности  финансов коммерческих предприятий  разных форм собственности, хозяйствования  и видов экономической деятельности.
Наличие разных форм собственности  и организационно-правовых форм хозяйствования существенно влияет на организацию финансов на микроэкономическом уровне. Это проявляется в процессе формирования собственного капитала субъектов хозяйствования, распределения прибыли, создания денежных фондов, внутриведомственного распределения средств, во взаимоотношениях с бюджетом и между отдельными субъектами предпринимательства.
В процессе создания и  организации деятельности государственных  предприятий, организаций и учреждений государство может выступать  в качестве: учредителя, соучредителя и собственника пакета акций. Государство может осуществлять прямое управление предприятиями и учреждениями, а также управление государственными корпоративными правами.
Государство также может использовать непрямые финансовые рычаги: налогообложение; предоставление государственных кредитов; передача имущества в аренду; привлечение предприятий для выполнения государственных программ и т.п.
На казенных предприятиях (государственных предприятиях, которые  не подлежат приватизации) органы государственного управления утверждают финансовые планы и определяют порядок использования чистой прибыли (путем установления обязательных нормативов его распределения), определяют условия и величину оплаты труда. Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам средствами и прочим имуществом, имеющимся в его распоряжении, кроме основных фондов (необоротных активов). При недостаточности таких средств и имущества ответственность по обязательствам казенного предприятия несет собственник, т.е. государство и соответствующие его органы.
Негосударственные предприятия  используют финансовые ресурсы, прежде всего, мобилизованные на финансовом рынке. Кроме того, частные предприниматели  могут рассчитывать на определенную поддержку со стороны государства. Эта поддержка может быть как непосредственная в виде предоставления кредитов займов или бюджетного финансирования, так и опосредованная через налоговые льготы, систему государственных закупок и т.п.
Реальный сектор экономики, где сосредоточены предприятия  материального производства отличаются от субъектов хозяйствования финансового сектора экономики.
В реальном секторе экономики  формирование, распределение и использование  финансовых ресурсов происходит более медленно, чем в финансовом секторе. Это обусловлено тем, что в реальном секторе финансовые ресурсы проходят более длительный оборот, переходят из денежной формы в производственную и товарную форму, и только после реализации стоимости они снова возвращаются в денежную форму. В финансовом секторе финансовые средства фактически все время находятся в денежной форме, что позволяет ускорять их оборот за счет более рационального их размещения в реальном секторе экономики.
Принципиальные отличия  имеют финансы организаций и  учреждений непроизводственной сферы. Во многих случаях такие субъекты хозяйствования являются некоммерческими. Они финансируются из бюджета или за счет местных источников средств. Финансирование неприбыльных организаций и учреждений осуществляется на основе сметного финансирования, где велика роль государства или местных органов власти.
20. Финансы  общественных организаций, их  характеристика.
Добровольные общественные формирования, которые объединяют граждан  на основе единых интересов, являются некоммерческими организациями.
Доходы  общественных организаций формируются чаще всего за счет вступительных и членских взносов, поступлений от принадлежащих им коммерческих структур, от проведения платных мероприятий, добровольных и спонсорских пожертвований физических и юридических лиц.
Добровольные пожертвования предоставляются неприбыльным организациям, доходы которых формируются исключительно из добровольных пожертвований или из бюджетных ассигнований. При этом такие пожертвования должны использоваться лишь на проведение определенной целевой деятельности, например, экологической, культурной, медицинской, образовательной, религиозной, научной и благотворительной.
Для политических партий установлены определенные ограничения. Созданные ими учреждения и организации могут принадлежать только к средствам массовой информации, а коммерческая деятельность должна быть связана с продажей общественно-политической литературы, изделий с собственной символикой, проведением фестивалей, праздников, выставок, лекций и т.п.
Политическим партиям  запрещено получать средства и имущество от:
иностранных государств, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;
государственных органов  и предприятий (кроме случаев, предусмотренных  законодательством);
предприятий, созданных  на основе смешанной формы собственности, в которых доля государства или иностранного участника больше 20%;
не легализованных объединений  граждан;
анонимных благотворителей.
Расходы общественных формирований связаны с необходимостью финансирования затрат согласно уставной деятельности и её развития, затраты на оплату труда штатного управленческого аппарата, административно-хозяйственных затрат, проведения культурно-массовых мероприятий и т.п.Общественные организации не производят налогообложения прибыли.
Профессиональные  союзы – наиболее многочисленная самодеятельная общественная организация, целью деятельности которой является защита интересов и прав граждан, которые объединяются на профессиональной основе. Деятельность профсоюзных организаций обеспечивается за счет: вступительных и членских взносов её членов; доходов от хозяйственной, коммерческой и прочей деятельности, принадлежащих им предприятий и организаций; благотворительных взносов; средств, поступающих от предприятий по коллективным договорам. Средства расходуются на: культурно-воспитательную работу; физическую культуру и спорт; материальную помощь членам профсоюзов; административно-хозяйственные и организационные расходы; выплату премий. Профсоюзы не платят налогов.
21. Финансы  домашних хозяйств.
Домашнее  хозяйство – это группа физических лиц одного или разного возраста, объединенных родственными или гражданско-правовыми связями и отношениями, проживающих в одном жилище, ведущих совместное хозяйство и объединяющих весь свой доход или его основную часть для обеспечения нормального воспроизводства всех его членов за счет приобретения необходимых продуктов питания, промышленных товаров, потребления разнообразных услуг.
Сфера финансов домашних хозяйств является самостоятельной частью финансовой системы государства. Основой финансов домашних хозяйств являются отношения по поводу формирования, перераспределения и использования семейных бюджетов.
Семейный  бюджет – это совокупность денежных средств, поступивших из различных источников всех членов домашнего хозяйства за определенный период времени, как правило, за календарный год и направляемые на соответствующие расходы в зависимости от потребностей отдельных членов семьи и всего домашнего хозяйства.
Для анализа состояния  семейного бюджета используется баланс денежных доходов и расходов населения. Он является одним из инструментов социально-экономического анализа благосостояния населения в государстве.
При помощи баланса денежных доходов и расходов населения  определяется: общий объем и структура денежных доходов и расходов населения; номинальные и реальные доходы и покупательная способность населения; распределение населения по уровню бедности и доля населения, живущего ниже уровня бедности; другие фин-экономические показатели на гос и местном уровне.
Сальдо денежных доходов и расходов населения может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательное сальдо означает уменьшение остатка денежных средств у населения. Источники и формы доходов домашних хозяйств:- за счет предложения экономич ресурсов (труда-з-п; земли и полезных ископаемых-эконом рента, физ капитала-предприним доход); -за счет предложения фин капитала и ЦБ (дивиденды и проценты); - за счет наличия особого соц статуса (нетрудоспособность по возрасту, инвалидности-пенсии; низкий уровень доходности-пособия; учащиеся училищ, техникумов, вузов-стипендии; переселение в др районы, стих бедствия-выплаты, субсидии);-за счет случайных, эпизодических обстоятельств (выиграши, наследство, находки).
Расходы домашних хозяйств направлены на обеспечение личных потребностей семей в продуктах питания, разнообразных товарах повседневного и длительного пользования, а также в разнообразных услугах.
22. Сущность  и назначение государственных  финансов
Государственные финансы осуществляют постоянное воздействие на социально-экономическое развитие страны. От их уровня и эффективности функционирования зависят результативность экономики и успехи государства в социальной политике.
По своей экономической сущности государственные финансы – это совокупность распределительно-перераспределительных отношений, возникающих в процессе формирования и использования финансовых ресурсов государства, предназначенных для обеспечения выполнения государством возложенных на него функций. С помощью государственных финансов государство распределяет и перераспределяет значительную часть валового внутреннего продукта страны, который является главным объектом финансовых отношений.
Субъектами государственных  финансов, с одной стороны, является само государство, с другой стороны – население и субъекты хозяйствования.
государственные финансы – это: центральная сфера финансовой системы страны, благодаря которой осуществляется воздействие на экономическое и социальное развитие страны; совокупность экономических отношений, связанных с распределением и перераспределением ВВП с целью создания денежных фондов, необходимых для выполнения государством свойственных ему функций; совокупность финансовых институтов, с помощью которых государство осуществляет свою финансовую деятельность.
государственные финансы-совокупность финансовых ресурсов, сосредоточенных в руках государства и предназначенных для обеспечения выполнения присущих ему функций, а также совокупность форм и методов, с помощью которых эти функции реализуются.
По уровню функционирования государственные финансы подразделяются на: а) общегосударственные; б) местные.
Общегосударственные финансы предназначены для обеспечения тех потребностей общества, которые имеют общенациональный характер и отражают интересы государства в целом. Местные финансы выступают финансовой базой местных органов власти и управления.
Главное назначение государственных финансов – способствовать за счет разнообразных финансовых институтов успешному экономическому и социальному развитию государства, обеспечению прав и свобод человека. Это можно достичь с помощью системы методов и форм мобилизации финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении государства, и использования их на цели развития экономики, обеспечения социальных гарантий населению, содержания армии, органов всей звеньев власти.
Государственные финансы реализуют  свое главное предназначение через систему функций, которые присущи государству как основному экономическому субъекту социально-экономической и политической системы. Таких функций три:
предоставление общественных товаров  и услуг или регулирование  процесса, в соответствии с которым определяется состав общественных товаров и услуг, т.е. – происходит распределение ограниченных производственных факторов (рабочей силы и капиталов) между общественным и частным секторами (алокационная функция);
корректирование распределения доходов и имущества (дистрибутивная функция);
поддержка высокого уровня занятости  при достаточной стабильности цен (стабилизационная функция).
Государство корректирует неспособность рынка, предоставляя общественные блага и осуществляя мероприятия, направленные на уменьшение негативных внешних эффектов.
23. Основные  элементы финансового хозяйства  государства
Осн элементы: финансовые ресурсы;государственные доходы и государственные расходы;доходы и расходы бюджетов.
Первооснову составляют финансовые ресурсы, которые выступают материальной базой государственных финансов, определяя возможности государственной и местной власти выполнять свои функции.
В свою очередь финансовые ресурсы государства оказывают  определенное воздействие на доходы и расходы государства, доходы и расходы бюджета.
В основе функционирования финансовых ресурсов государства положены отношения, обусловленные их прямой связью с процессом создания, распределения и использования валового внутреннего продукта. Именно ВВП выступает главным объектом финансового распределения и формирования финансовых ресурсов государства. Однако сам ВВП образуется в результате деятельности различных субъектов хозяйствования – коммерческих предприятий и организаций, домашних хозяйств, коммерческих предприятий государственного и коммунального секторов экономики. Создавая ВВП, все субъекты хозяйствования, так или иначе, участвуют в формировании финансовых ресурсов государства, их движении, перераспределении и использовании.
Финансовые ресурсы  являются более общей категорией по отношению к государственным доходам и расходам, доходам и расходам бюджета. В свою очередь государственные доходы и расходы выступают более общей категорией для дохода и расхода бюджетов.Между всеми этими тремя категориями имеется четкая экономическая взаимосвязь, которую можно сравнить с взаимосвязью между куклами-матрешками, когда в следующей матрешке имеется новая матрешка.
24. Сущность  финансовых ресурсов государства,  их состав.
Финансовые  ресурсы – это совокупность средств, которые образуются в социально-экономической системе государства в результате распределения и перераспределения ВВП страны.
Финансовые ресурсы включают в себя все средства, которые принадлежат субъектам хозяйствования, населению и государству. Таким образом, финансовые ресурсы государства охватывают средства всех секторов экономики: государственного, предпринимательского и личного (домашних хозяйств).
Финансовые ресурсы, находящиеся  в распоряжении органов государственного управления: а) ресурсы государственного бюджета; б) ресурсы местных бюджетов; в) целевые государственные фонды; финансовые ресурсы государственных финансовых институтов (Национального банка, государственных страховых органов, государственных кредитных учреждений).
Финансовые ресурсы, находящиеся  в распоряжении субъектов хозяйствования разных форм собственности, хозяйствования и видов деятельности.
Финансовые ресурсы, находящиеся  в распоряжении населения (вклады, сбережения, депозиты, текущие средства до востребования, средства для текущего потребления).
Однако государство  распоряжается не всеми перечисленными финансовыми ресурсами, а лишь теми, которые сосредоточены в бюджетной системе, а также в централизованных и децентрализованных государственных фондах, государственных финансовых институтах.Финансовые ресурсы, мобилизованные государством, называются централизованными финансовыми ресурсами, прочие финансовые ресурсы ? децентрализованными.
25. Государственные  доходы, их состав и методы  мобилизации
Государственные доходы – это совокупность финансовых ресурсов, которые были мобилизованы государственными органами для выполнения ими своих функций. Государственные доходы и поступления формируются за счет многократного перераспределения ВВП страны.
В зависимости от уровня размещения государственные доходы подразделяются на: централизованные и децентрализованные. К централизованным государственным доходам относят: государственный и местный бюджеты; государственные целевые фонды. К децентрализованным государственным доходам относят средства государственных предприятий, организаций, учреждений, которые формируются преимущественно за счет их хозяйственной деятельности и используются по месту создания. В зависимости от методов мобилизации государственных доходов можно выделить таких их группы: налоги, сборы и обязательные платежи; добровольные поступления; эмиссия денежных средств (денежно-кредитная эмиссия); поступления за счет приватизации государственного имущества; государственный кредит; участие в капитале (дивиденды и проценты от доли капитала, принадлежащего государству имущества в смешанных или государственных АО); поступления от внешнеэкономической деятельности.
Источниками формирования государственных доходов могут быть: доходы, полученные от распределения вновь созданной стоимости; доходы, которые включаются в фонд возмещения (амортизационные отчисления); доходы от реализации национального богатства. Гос доходы могут формироваться на возвратной и безвозвратной основе. Возвратная основа государственных доходов – это государственный кредит. Безвозвратная основа– это те средства, которые государство получает на основе системы налогов, сборов и обязательных платежей, поступления средств от участия в капитале и т.п.
26. Государственные  расходы, их направления и виды. Состав и структура государственных  расходов
Государственные расходы – это финансовые средства, которые используются государственными и местными органами власти для выполнения своих функций и обязательств. Государственные расходы формируют важнейшую группу финансовых отношений, складывающихся в процессе перераспределения и использования государственных доходов.
В соответствии с уровнем размещения государственных доходов государственные расходы также подразделяются на централизованные (из бюджета и фондов целевого назначения) и децентрализованные (расходы предприятий государственного сектора экономики).По роли в общественном производстве различают текущие расходы и расходы на развитие. В соответствии с целевым назначением расходы классифицируются по статьям затрат, например, капитальные вложения, капитальный ремонт, оплата труда, услуги, материалы и т.п.По форме финансирования различают такие государственные расходы: сметное финансирование; государственное финансирование инвестиций; бюджетные кредиты; государственные дотации; субсидии и выплаты.Сметное финансирование – обеспечение государственными денежными средствами учреждений и организаций социально-культурной сферы, обороны, органов государственного управления, органов правоохранной системы и органов безопасности, судебной власти и прокуратуры. Они получают средства от государства на основе финансовых документов – смет.Государственное финансирование инвестиций включает в себя государственные инвестиции в основные объекты экономического и социального развития. Они осуществляются за счет как прямого, так и непрямого финансирования из бюджетов разного уровня.Бюджетные кредиты – это финансовая поддержка государственных и других предприятий и организаций. Осуществляется за счет бюджетных ассигнований на возвратной основе, а также на основе платности. Государственные дотации – это форма бюджетного финансирования планово-убыточных предприятий, организаций и учреждений, цена продукции которых по объективным причинам ниже, чем расходы на ее производство. Государственные субсидии – трансферты предприятиям со стороны государства (в денежной форме) для финансирования текущих расходов.
Состав и направления  государственных расходов определяется характером функций государства.
В состав расходов, связанных  с политическими функциями государства, относят: содержание армии; государственного аппарата управления и власти; посольств; консульств; уплата взносов в международные организации и т.п.
В состав расходов, связанных  с экономическими функциями государства, входят: государственные инвестиции в экономическую инфраструктуру; субсидии частному капиталу;расходы на внешнеэкономическую деятельность.
Социальные функции  государства реализуются через  обеспечение минимального прожиточного уровня определенным группам населения; способствование развитию образования; культуры; охраны здоровья и окружающей среды.
27. Экономическая  природа и функции бюджета
Бюджет является самостоятельной экономической категорией. Являясь частью финансов, он характеризуется теми самыми признаками, которые характерны для финансов в целом. В то же время бюджет имеет свои особенности:бюджет является особенной экономической формой перераспределительных отношений, обеспечивающей выделение части ВВП для концентрации в руках государства с целью использования для удовлетворения потребностей всего общества, отдельных регионов и внутрирегиональных административно-территориальных формирований;с помощью бюджета осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта, между отдельными регионами, видами экономической деятельности, сферами хозяйствования, а иногда и субъектами предпринимательства;пропорции бюджетного распределения стоимости ВВП в большей мере, чем в других звеньях финансовой системы, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, которые стоят перед обществом на каждом историческом этапе его развития;сфера бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено той ролью и значением, которую играет бюджет в системе финансов страны в целом.
Специфическое общественное назначение бюджета – обеспечивать распределение и перераспределение стоимости ВВП между всеми основными экономическими субъектами социально-экономической системы государства с целью повышения благосостояния каждого члена общества.
Осн функции  бюджета:распределительная
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.