Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный долг страны

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Образование и погашение  государственного долга страны……………..…..4
1.1 Его сущность и причины  образования…………………………………4
1.2Формы и виды государственного  долга………………………………...7
1.3 Управление государственным  долгом………………………………..10
2. Управление государственным  внутренним долгом РФ…………….………13
2.1 Анализ его динамики  и структуры за 2010-2012 гг. ………………13
2.2 Основные способы погашения  внутреннего долга…………………..17
2.3 Специфика управления  внутренним долгом…………………………19
Глава 3. Управление государственным  долгом: проблемы и возможности....21
Заключение……………………………………………………...………………..24
Список используемой литературы……………………………………………...26
Приложение…………………………………………………………………...….27  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
 
 Данная работа посвящена изучению государственного внутреннего долга РФ, его динамике и структуре. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.
Значение в практической деятельности. Политика в области  государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства  стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффективности зависят международный  имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров  по совместным крупным международным  бизнес-проектам, международных финансовых организаций, а также международный  суверенный рейтинг.
 Цель данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга, его динамики и структуры.
     Достижению  поставленной цели подчинено  решение следующих задач:
    Раскрыть экономическую сущность государственного долга и его составляющих;
    Провести анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ;
    Исследовать основные пути совершенствования управления госдолгом.
Для написания данной работы использовались следующие методы: аналитический, статистический, а также анализ экономической  литературы.
 
 
 
 
1. Образование  и погашение государственного  долга страны.
1.1 Его сущность и причины образования.
Проблема долговой зависимости  государства и, прежде всего перед  иностранными кредиторами, во все времена  имела  актуальное значение, поскольку  полная реализация суверенитета государства  возможна лишь при его определенной экономической независимости.
В научной литературе государственный  долг определяется сложившейся к  данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. На практике, госдолгом считаются долговые обязательства России перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным  РФ. В развитых странах государственный  долг определяют также как общий  объем непогашенных государственных  облигаций. Рост государственного долга  наблюдается практически во всех странах мира, что в основном объясняется  хронической дефицитностью государственных  финансов. Таким образом, государственный  долг можно также определить, как  задолженность, накопившаяся у правительства, в результате заимствования денег  для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.
Государственный долг возникает  в определенный момент функционирования государства, когда его расходы  начинают превышать доходы, т.е. бюджетный  дефицит становится хроническим  явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. Источником погашения  государственных займов и выплаты  процентов по ним является сфера бюджета.
Основаниями для образования  государственного долга являются:
    государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.
    кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов
    предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.
    факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.
    соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.
 Государственный долг  Российской Федерации полностью  и без условий обеспечивается  всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим  государственную казну. Федеральные  органы государственной власти  используют все полномочия по  формированию доходов федерального  бюджета для погашения долговых  обязательств Российской Федерации  и обслуживания государственного  долга Российской Федерации. Предоставляя  для Российской Федерации право  приобретения обязательств в  режиме внутреннего и внешнего  долга, Бюджетный кодекс устанавливает  при этом порядок определения  количественных пределов таких  обязательств и порядок их  выполнения. В соответствии со  ст. 106 Бюджетного Кодекса РФ предельные  объемы государственного внутреннего  долга и государственного внешнего  долга, пределы внешних заимствований  Российской Федерации на очередной  финансовый год утверждаются  федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год с разбивкой долга по  формам обеспечения обязательств. Предельный объем государственных  внешних заимствований Российской  Федерации не должен превышать  годовой объем платежей по  обслуживанию и погашению государственного  внешнего долга Российской Федерации.  Правительство Российской Федерации  имеет право осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением  установленного федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год предельного объема  государственного внутреннего (внешнего) долга вместо внешних заимствований,  если это снижает расходы на  обслуживание государственного  долга в рамках установленного  федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год объема государственного  долга (суммы внутреннего внешнего  долга) и иной порядок реструктуризации  не предусмотрен федеральным  законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны  между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом  и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных  процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят  за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с  погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная  и курсовая политика государства  вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного  климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки  ценных бумаг, где заемщики и кредиторы  могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно  отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте.
 
 
  1.2 Формы и виды государственного долга
Существует несколько  классификаций государственного долга в зависимости от признака положенного в основу данной классификации.
     В зависимости  от заемщика государственный  долг подразделяется на:
    государственный долг Российской Федерации;
    государственный долг субъекта Российской Федерации;
    муниципальный долг.
Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и иными субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без  условий обеспечивается всем находящимся  в федеральной собственности  имуществом, составляющим государственную казну.
           Под государственным долгом субъекта  РФ понимается совокупность его  долговых обязательств; он полностью  и без условий обеспечивается  всем находящимся в собственности  субъекта имуществом, составляющим  его казну. Под муниципальным  долгом соответственно понимается  совокупность долговых обязательств  муниципального образования; он  полностью и без условий обеспечивается  всем имуществом, составляющим муниципальную  казну. При этом каждый бюджетный  уровень отвечает только по  своим обязательствам и не  отвечает по долгам других  уровней, если они не были  им гарантированы. Для погашения  своих обязательств и обслуживания  долга органы законодательной  и исполнительной власти соответствующего  уровня используют все свои  полномочия. Согласно Бюджетному  кодексу РФ в зависимости от  валюты возникающих обязательств  выделяют:
    внутренний долг;
    внешний долг;
Под внутренним государственным  долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные  металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте.
Под внешним государственным  долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте.
     В зависимости  от срока погашения и объема  обязательств выделяют:
    капитальный государственный долг;
    текущий государственный долг;
     Под капитальным  государственным долгом понимают  всю сумму выпущенных и непогашенных  долговых обязательств государства,  включая начисленные проценты по этим обязательствам.
Под текущим государственным  долгом понимают расходы по выплате  доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в форме:
    кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
    государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
    договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
    договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
    соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
 Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. По долговым обязательствам РФ и ее субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципальных образований - 10 лет. В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением международных соглашений и договоров на уровне муниципального образования. Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточно активно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1.3 Управление государственным догом
Процесс управления госдолгом - это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.
Управление государственным  долгом осуществляется посредством  следующих методов:
    рефинансирование - погашение части государственного долга за вновь привлеченных средств;
    конверсия - изменение доходности займа;
    консолидация - превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;
    новация - соглашения между государством-заемщиком и кредиторами по замене обстояте6льств в рамках одного и того же кредитного договора;
    унификация - решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;
    отсрочка - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;
    дефолт - отказ государства от уплаты государственного долга.
В основу управления государственным  долгом положены следующие принципы:
    безусловность - обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
    единство учета - учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;
    единство долговой политики - обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;
    согласованность - обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
    снижение рисков выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
    оптимальность - создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
    гласность - предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.
 Понятие и содержание управления государственной задолженностью может быть определено достаточно многомерно. Управление ею можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает:
    формирование государственной долговой политики;
    определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
    установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со стратегическим управлением государственным долгом;
    установление границ задолженности.
Под управлением долгом в  узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных  долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием  госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.
Процесс управления госдолгом  как в широком, так и в узком  смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый  характер регулирования существующей задолженности. В понятие управления госдолгом включают три взаимосвязанных направления деятельности. Первое - это бюджетная политика в части планирования объема и структуры госдолга. Второе - это осуществление заимствований, проведение операций с госдолгом, которые направлены на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на его обслуживание. Третье - это организация учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств.
Таким образом, под государственным  долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед  физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Основания для  образования, формы и виды государственного долга определены в Бюджетном  Кодексе Российской Федерации. Управление государственным долгом осуществляется с помощью основных методов управления государственным долгом, и в его  основе лежат определенные принципы.
 
 
 
Глава 2. Управление государственным внутренним долгом РФ.
          2.1 Анализ его динамики и структуры за 2010-2012 гг.
Рынок внутреннего долга  не может считаться уникальным явлением в мировой практике - почти все  страны мира, где финансовая сфера  присутствует в более или менее  оформленном виде и имеются хотя бы приблизительные очертания финансовых рынков, выпускают государственные  ценные бумаги. Учреждение российского  рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования Центробанком РФ Министерства финансов РФ. Одновременно решалась задача создания значительного  по размерам рынка государственных  ценных бумаг, который характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими  рисками федеральных облигаций. Развитие российского рынка внутреннего  долга было непосредственно связано  с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как  в области осуществления макроэкономической политики, так и в проведении чисто  рыночных преобразований. В результате структура совокупного денежного  предложения стала менее ликвидной, снизились темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка интенсивно развивались.
Структура современного внутреннего  долга РФ состоит из:
    Облигаций федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Они имеют срок обращения 3 года и нулевой купон; могут быть в установленном порядке использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшейся по состоянию на 1 июля 1998г. а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций;
    Облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет выпускаются двенадцатью равными траншами с начислением процентного дохода начиная с 19 августа 1998 г. Купонным доход по данным облигациям начисляется начиная с 19 августа 1998 г. Размер купонного дохода составил 30% годовых в первый год после 19 августа 1998 г., 25% годовых - во второй, 20% - в третий, 15% - в четвертый, далее - 10 % годовых. Начиная со второго купона, выплаты купонных доходов производятся каждые три месяца.
    Государственных краткосрочных облигаций (ГКО) со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев. Выпускаются на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо». Облигации не имеют купонов. Размешаются на аукционах с дисконтом от номинала. Первый аукцион по размещению трехмесячных ГКО прошел в мае 1993 г. на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ);
    Облигаций государственного сберегательного займи (ОГСЗ) сроком обращения 1 год. Объем выпуска - 10 трлн. руб. - разбит на транши по 1 трлн. руб. Номинал - 100 и 500 тыс. рублей. Выпускаются в бланковом виде на предъявителя с набором из четырех купонов, выплачиваемых ежеквартально. Размер купона определяется по последней официально объявленной ставке купонного дохода по ОФЗ-ПК плюс премия, устанавливаемая Министерством финансов РФ;
    Облигаций государственного нерыночного займи (ОГНЗ); выпускаются в бездокументарной форме; доход выплачивается в виде процента от номинальной стоимости, которую устанавливает Министерство финансов РФ при выпуске облигаций, но не реже одного раза в год;
    Облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Выпущены в 1993 г. в счет погашения задолженности Банка внешнеэкономической деятельности СССР перед юридическими лицами. Валюта займа - доллары США. Номинал облигации - 1, 10 и 100 тыс. долл. США. Первоначальный объем выпуска - 7885 млн. долл. Пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. В 1996 г. были сделаны дополнительные эмиссии на 1550 млн. долл. и на 3500 млн. долл. Выпускаются в бланковом виде с набором купонов; купонная ставка - 3% годовых выплачивается один раз в год .
Основное увеличение внутреннего  долга произошло в период 1993-98гг., когда бурно рос рынок государственных  ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Тогда же задолженность  различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших  до распада СССР) принималась на государственный внутренний долг. Последовавшее  за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований  сменилось их активным ростом начиная  с 2003 г. Только за последние 3 года внутренний долг увеличился на 1515,651 млрд. руб.
 
Анализ структуры внутреннего  долга можно провести по следующим  данным (таб. 1).
Государственный внутренний долг РФ на 1.01.2011 года составил 2461,591 млрд. руб. В структуре государственного долга наибольшую его часть составляют:
ОФЗ-ПД - 1338,592 млрд. руб. (на 632,22 млрд. больше, чем на 01.01.2010 г )
ОФЗ-АД - 815,584 млрд. руб. (на 47,793 млрд. меньше, чем на 01.01.2010 г )
ГСО-ППС - 175,415 млрд. руб. (на 40 млрд. больше, чем на 01.01.2010 г )
В целом за год государственный  внутренний долг увеличился на 624,427 млрд. руб.
 
Государственный внутренний долг РФ на 1.01.2012 года составил 3546,435 млрд. руб. В структуре государственного долга наибольшую его часть составляют:
ОФЗ-ПД – 1823,701 млрд. руб. (на 485,109 млрд. больше, чем на 01.01.2011 г)
ОФЗ-АД – 1079,584 млрд. руб. ( на 264 млрд. больше, чем на 01.01.2011 г )
ГСО-ППС - 421,150 млрд. руб. (на 245,735 млрд. больше, чем на 01.01.2011 г)
В целом за год государственный  внутренний долг увеличился на 1084,844 млрд. руб.
 
Государственный внутренний долг РФ на 1.12.2012 года составил 3977,206  млрд. руб. В структуре государственного долга наибольшую его часть составляют:
ОФЗ-ПД – 2161,072 млрд. руб. (на 337,371 млрд. больше, чем на 01.01.2012 г)
ОФЗ-АД - 1048,584 млрд. руб. (на 31 млрд. меньше, чем на 01.01.2012 г)
ГСО-ППС - 545,550 млрд. руб.  (на 124,4 млрд. больше, чем на 01.01.2012 г)
В целом за год государственный  внутренний долг увеличился на 430,771 млрд. руб.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   2.2 Основные  способы погашения внутреннего долга.
 Для того чтобы последствия роста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство должно предпринимать определенные меры по управлению долгом. Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестирование бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительная для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Это ограничивает возможности инфляции.
Введение специальных  налогов или повышение налоговых  ставок позволит в краткосрочном  периоде увеличить доходы бюджета, а значит, уменьшить государственный  долг. В долгосрочном временном интервале  это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения  и, следовательно, к уменьшению налоговых  поступлений в казну. В некоторых  случаях целесообразно прибегнуть к сокращению государственных расходов путем секвестирования. Секвестирование -пропорциональное снижение расходов (на 5 или 10,15% и т.д.) ежемесячно практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестированию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти. Существуют также статьи, секвестирование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.). Например, в США все федеральные расходы делятся на две части - прямые (обязательные) и дискреционные. К прямым относят те расходы, которые регламентируются постоянно действующим законодательством (пособие по безработице, программы медицинского обслуживания и т.д.). К дискреционным - расходы, которые зависят от конкретного состояния дел в экономике и ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США. По данным статьям Конгрессом устанавливается ежегодно лимит расходов. Если фактические расходы начинали превышать лимиты, то в действие вступал механизм секвестирования, что позволяло уменьшить бюджетный дефицит и государственный долг.
 
Таблица 2. Структура государственного долга РФ по срокам погашения, млрд. руб.
В сентябре 2012 г. Правительство РФ рассмотрело долговую стратегию на 2012-2015 гг. В принципе документ сохраняет ту позицию, которую Минфин выбрал ранее: государственный долг Российской Федерации и совокупный государственный долг должен уменьшаться по отношению к ВВП, при этом доля государственного внутреннего долга должна расти.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.3 Специфика управления государственным долгом
Под управлением государственным  долгом понимается совокупность мероприятий  государства по выплате доходов  кредиторам и погашению займов, изменению  условий уже выпущенных займов, определение  условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.
Хотя и существует график выплат госдолга, но управление реальной динамикой долговых обязательств предполагает контроль за двумя важнейшими показателями - величиной государственного долга  и стоимостью его обслуживания. В  условиях экономического роста важны  не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП и соотношение  реального процента (стоимости обслуживания за вычетом инфляционной составляющей) и темпа экономического роста. В  настоящее время основными принципами государственной политики РФ в области  внутренних заимствований являются следующие:
     1. Замещение  государственного внешнего долга  РФ внутренними заимствованиями,  т.е. увеличение размеров государственного  внутреннего долга в ближайшие  годы будет обусловлено использованием  его на погашение внешнего долга.
     2. Удлинение  сроков заимствования. В настоящее  время планируется отказаться  от краткосрочных (до 1 года) заимствований  и перейти на обслуживание  ценных бумаг, носящих средне- и долгосрочный характер. Для  решения этой задачи доходность  краткосрочных ценных бумаг будет  сокращаться до 6,5% годовых, а среднесрочных  и долгосрочных повышаться - до 8,5 - 10,5%.
     3. Повышение  уровня рыночной ликвидности  и расширение круга активных  инвесторов. Для этого совместно  Минфином РФ и Банком России  подготовлена Программа введения  института первичных дилеров  и эталонных выпусков на рынке  ГКО-ОФЗ. В частности, в настоящее  время предусматривается, что  одним из активных инвесторов  на рынке государственных ценных  бумаг должен стать Пенсионный  фонд РФ. С этой целью в 2004 г. было принято решение осуществить  первое размещение нового вида государственных ценных бумаг - государственных сберегательных облигаций - ГСО. Часть этих бумаг будет использоваться для инвестирования средств пенсионных накоплений.
Государственный внутренний долг является важным инструментом перераспределения  доходов в обществе и мобилизации  временно свободных средств граждан  и хозяйствующих субъектов. С  его помощью государство может  регулировать многие экономические  процессы, включая уровень ссудного процента, степень инвестиционной активности и др.
Нельзя недооценивать  негативные последствия внутреннего  долга, потому что при определенных условиях он может стать серьезной  проблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из самых ярких  проблем. Рост внутреннего долга  опасен для страны с низким уровнем  доходов, но следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных  денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами  выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала. Другая опасность  связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует  на рынке ссудного капитала с частным  сектором. В результате конкуренции  ставка ссудного процента повышается, что ведет к совращению частных  инвестиций в экономику страны, чистого  экспорта и частично потребительских расходов. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темпы роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры по управлению государственным долгом.
 
Глава 3. Управление государственным долгом: проблемы и возможности
Вплоть до осени 2008 г. проблема дефицитного финансирования государственных  расходов и эффективного управления государственным долгом оставалась в тени. Однако, масштабное падение  внутреннего и внешнего спроса на российскую продукцию, слабая конкурентоспособность, отсутствие диверсификации и низкая эффективность российской экономики  сделали в текущем году проблему дефицитного финансирования в качестве инструмента стимулирования экономического развития одной из наиболее актуальных, призванной обеспечить национальной экономике  не только прохождение острой фазы кризиса. Но и реализацию ее структурного реформирования.
Как следствие, претерпела корректировку  и позиция государства в отношении  предельного объема внутреннего  и внешнего государственного долга.
Так, верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года в сумме 6 621 371 652,9 тыс. рублей и на 1 января 2014 года в сумме 8 467 033 412,5 тыс. рублей;
(в ред. Федерального закона от 01.06.2011 N 105-ФЗ).
Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года в сумме 53,3 млрд. долларов США, или 38,1 млрд. евро, и на 1 января 2014 года в сумме 63,7 млрд. долларов США, или 45,5 млрд. евро;
(в ред. Федерального  закона от 01.06.2011 N 105-ФЗ)
В связи дефицитом федерального бюджета в 2009 г. до 7,9% ВВП в среднесрочной  перспективе ставка на пополнение доходов  федерального бюджета была сделана  именно на наращивание внешних и  внутренних заимствований. Однако, в  условиях острого дефицита ликвидности  на внутреннем и внешнем рынках, значительного размера внешнего долга российского корпоративного сектора размещение государственных  долговых инструментов станет особенно затруднительным. Что создает реальную угрозу невыполнения программ внутренних и внешних заимствований не только в текущем году, но и в течение  нескольких последующих лет. В целом, суммарный объем государственного долга в 2010 г. и среднесрочной  перспективе планируется удержать в пределах до 16% ВВП, что, тем не менее, значительно ниже аналогичного показателя в ведущих экономиках мира. Однако, на фоне быстро исчезающих средств  Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния, которые на протяжении текущего и следующего года планируется  направлять на погашение текущего дефицита бюджета, вопрос с реальным финансированием  бюджетного дефицита будет стоять особенно остро в ближайшие несколько  лет.
   1. Во многих странах  мира существует законодательное  ограничение верхнего предела  привлекаемых государством кредитов  в течение одного финансового  года размером запланированных  бюджетом инвестиционных расходов (в Германии, например). В нашем  случае бюджетные инвестиционные  расходы гораздо ниже, а социальные  расходы гораздо выше планируемого  кредитного финансирования дефицита  бюджета.
     2. Актуальность  и востребованность первого предложения  подтверждается еще и тем фактом, что подавляющее количество свободных  денежных средств населения в  настоящее время сосредоточено  на банковских депозитах, которые  являются в большинстве случаев  основными кредиторами российской  бюджетной системы (особенно регионального  и муниципального уровней).
     3. С 1 января 1995 г. в России действует запрет  на использование эмиссионных  источников дефицитного финансирования, что в дальнейшем было закреплено  ст. 92 БК РФ. Однако решение вопроса  кредитного финансирования растущих  бюджетных дефицитов исключительно  в форме размещения государственных  долговых инструментов уже привело  к известной ситуации августа  1998 года. Государственные мероприятия,  профинансированные за счет кредитов  эмиссионного банка в условиях  прогрессирующей безработицы, обладают  наибольшим мультипликационным  эффектом. Стимулирующий эффект  обеспечивается тем, что деньги  взяты «из ниоткуда», то есть  не отвлечены из других источников  и не влекут за собой роста  обязательств по их обслуживанию  и возврату. В целях недопущения  инфляции возможно последующее  изъятие излишней ликвидности в конце финансового года.
     4. Также возможно  продолжение практики перечисления  прибыли ЦБ РФ в доход федерального  бюджета как одной из форм  дефицитного финансирования, не  сопровождающейся существенными  негативными макроэкономическими  последствиями. Инфляционный характер  данной меры может проявиться  лишь в случае наличия гораздо  большего размера прибыли ЦБ  РФ по итогам финансового года  по сравнению с прибылью в  стабильные и экономически благополучные  годы, что в условиях текущей ситуации маловероятно.
     5. Одним из  внутренних источников финансирования  бюджетных дефицитов может являться  отвлечение избыточных резервов  банковской системы, накопленных  во время экономического спада  из-за существенной разницы между  уровнем сбережений и реальным  спросом на кредитные ресурсы.  Низкий реальный спрос на кредитные  ресурсы определяется скорее  высокими системными рисками,  нежели снижением действительной  потребности в 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.