Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Исследование экономики проблемного региона

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования
Государственный университет Министерства финансов
Российской  Федерации
 
Кафедра «Государственное и муниципальное управление»
 
 
 
 
Исследование  экономики проблемного региона.
 
 
 
 
 
 
Курсовая  работа
Поповой Марии  Вячеславовны, студентки 4 курса, группы 4ГМУ1
Научный руководитель:
д.э.н., проф. Александр Николаевич Лебедев
 
 
 
 
 
Москва
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Характеристики и классификация проблемных регионов России.
1.1. Типология проблемных регионов …………………………………………..5
1.2. Факторы пространственного неравенства ………………………………..10
Глава 2. Современное состояние социально-экономического положения и тенденции развития регионов России.
2.1.Основные проблемы кризисных регионов…………………………………17
 2.2. Развитие республик России………………………………………………..24
Глава 3. Исследование экономики Кабардино-Балкарской Республики.
3.1.Социально-экономическое развитие балкарского региона……………….31
3.2. Пути улучшения состояния экономики КБР………………………………38
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы……………………………...……………44
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Социально-экономическое пространство Российской Федерации разнообразно как по уровню экономического развития, так и по уровню жизни. Дифференциация между регионами обусловлена как объективными, так и субъективными факторами. Первые связаны с природно-климатическими условиями, экономико-географическим положением, историческими и социокультурными особенностями, вторые возникают в процессе реализации региональной политики на всех уровнях управления. Это приводит к тому, что некоторые регионы устойчиво развиваются, своими силами решая возникающие проблемы, другие – не могут решить проблемы на пути своего развития и нуждаются в поддержке извне. На территории государства расположено огромное количество больших и малых территориальных образований, в которых наиболее острыми являются экономические, демографические, этнические, геополитические и другие проблемы. В теории региональной экономики такие территории принято называть проблемными регионами.
Смысловое содержание понятия «проблемный  регион» заключается в
том, что  это территория, которая не в состоянии  решить свои социально-экономические  проблемы или реализовать свой потенциал  и поэтому нуждается в государственной поддержке1.
Понятие "отсталость" региона является относительным. Оно имеет смысл только в контексте общей социально-экономической ситуации в стране. К «проблемным» принято относить регионы, имеющие традиционно низкий уровень жизни. Значительная часть таких регионов находится в состоянии длительного застоя. Для них характерны низкая интенсивность хозяйственной деятельности, слабый научно-технический потенциал, малоразвитая социальная сфера, etc.
В настоящее время очень сложно найти регион, в котором отсутствуют трудности, связанные с социально-экономическим развитием, однако, в проблемных регионах они проявляются особенно ярко.
Хотелось бы отметить, что проблемы регионов могут быть связаны как с ухудшением показателей социально-экономической динамики, так и со слишком быстрыми темпами развития. В этом случае слишком быстрое развитие является проблемой, так как не все элементы социально-экономической системы региона могут развиваться с одинаковой скоростью. Как правило, наиболее активно развиваются отрасли хозяйственной специализации регионов, а отрасли нематериального производства, социальной сферы, которые связанны с удовлетворением потребностей, проживающих на данной территории людей, напротив, отстают.
Целью данной работы является исследование проблем экономики проблемных регионов России и разработка возможных путей их решения.
Задачи  можно сформулировать следующим  образом:
- рассмотреть понятие проблемный регион и его особенности;
- определить методы и критерии выделения слаборазвитых регионов;
- рассмотреть перспективы развития регионов с низким уровнем жизни;
- проанализировать экономику проблемных регионов.
В соответствии с целями и задачами курсовой работы были определены его предмет и  объект.
Объектом  исследования является система управления социально-экономическим развитием  проблемного региона.
Предметом исследования выступают управленческие и связанные с ними социально-экономические  отношения, складывающиеся в процессе формирования стратегии развития проблемного  региона.
Методологической  основой курсовой работы послужили  методы сравнения, анализа экономико-математического  моделирования, межотраслевого анализа и циклический метод. Методология исследования и использованные данные обосновывают выводы и предложения, полученные в процессе исследования. В курсовой работе используется статистическая информация Федеральной службы государственной статистики, аналитические данные Министерства финансов и Министерства экономического развития и торговли, etc.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Характеристики и классификация проблемных регионов России.
      Типология проблемных регионов.
Поддержание необходимых территориальных пропорций  в экономике, недопущение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, обеспечение эффективного функционирования общероссийского  рынка являются важнейшими аспектами  модернизации российской экономики  и ее устойчивого развития. Осуществление  новой стратегии территориального развития страны требует не только активизации региональной политики федерального центра, но и совершенствования  всех правовых, институциональных, экономических  механизмов федеративных отношений.
Экономическая задача типологизации регионов РФ определяется необходимостью разделения различных  субъектов РФ на однородные группы при проведении межрегиональных  сопоставлений, либо исследовании экономических  процессов на региональном уровне.
Одной из наиболее негативных тенденций последнего десятилетия является усилившаяся  дифференциация уровней социально-экономического развития регионов и особенно - прогрессирующее  отставание большой группы регионов. Это было связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам  и недостаткам; обнаружилась также  неодинаковая адаптация к рынку  регионов с разной структурой экономики  и разным менталитетом населения  и власти. Во-вторых, существенно  ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных  инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических  и социальных компенсаций.
В-третьих, сказалось фактическое неравенство  различных субъектов Российской Федерации в экономических отношениях с центром.
Государственное регулирование экономики охватывает множество самых разных субъектов  Российской Федерации, регионов и других территориальных социально-экономических  систем. Учет этого разнообразия в  теории и практике планирования невозможен без выявления специфических  черт каждого из объектов, рассмотрения их с точки зрения возможностей и  задач планирования. Весьма важно  также выделить в основных видах  территориальных объектов те или  иные их типы, которые обусловливают  большую специфику соответствующих  территориальных прогнозов и  планов.
В экономической  науке (в том числе в региональной экономике) разнообразные территориальные  звенья народного хозяйства изучены  в большинстве своем очень  обстоятельно, проведены подробные  типологии. Среди литературных источников можно выделить немало фундаментальных  монографических исследований, а  также работ, носящих обзорный характер. Но обделенными в смысле изученности  оказались такие виды территориальных  объектов, как субъекты федерации. Как  правило, исследование этих объектов проводилось  большей частью в целях комплексного экономического изучения, а не с  точки зрения планирования.
Регион  в экономике или экономический  регион, категория адекватная известному термину «экономический район». Но общеупотребительное смысловое  значение слова «регион», если рассматривать  его в сфере общественной практики, сейчас выходит за рамки только экономического региона, обозначая часть страны со всем комплексом складывающихся там  внутренних и внешних экономических  и социальных отношений, расселенческих и экологических характеристик. При этом, как правило, под регионом подразумевается достаточно крупная  территориальная единица, нижним пределом которой выступает субъект федерации.
 
 
Современное экономическое пространство России, разнообразное по уровню социального и экономического развития, включает множество больших и малых территорий с различными недостатками. Каждый российский регион имеет свой набор проблем, однако далеко не каждый из них следует относить к числу проблемных. В теории региональной экономики лишь особые территории называют проблемными регионами.
Проблемный  регион – это территория, которая  самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал. В большинстве случаев требует активной поддержки со стороны государства2. К проблемным регионам могут относиться не только субъекты Федерации в целом, но и их отдельные части.  Также к ним могут относиться сопредельные части нескольких субъектов Федерации и даже территории, вмещающие несколько субъектов Федерации, например, Крайнего Севера, зона ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, etc.. Количество выделяемых проблемных регионов не должно быть большим, иначе усилия государства по их поддержке окажутся смутными и малоэффективными. Основными качественными признаками проблемных регионов являются:
• особая кризисность проявления той или  иной крупной проблемы, создающая  угрозу социально-экономическому положению  в стране, политической стабильности, экологическому равновесию;
• наличие  ресурсного потенциала (производственного, научно-технического, трудового, природного), использование которого особенно важно  для национальной экономики;
• особое значение геополитического и геоэкономического  положения региона для стратегических интересов страны;
• недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения проблем  общенационального и мирового значения.
Специалистами различных научных институтов регионального профиля разработано достаточно большое количество классификаций (типологий) регионов.  Наибольшее распространение получили региональные типологии, предложенные Советом по изучению производительных сил3, которые ориентированы на цели, задачи и механизмы региональной политики. Основная типология имеет три измерения: уровень социально-экономического развития, динамичность развития и природно-географические условия (климат, положение относительно центра страны, тяготение к регионам мирового рынка, etc.). На основе наблюдаемых типологических признаков выделяются три главных типа проблемных регионов в современной России, по отношению к которым следует применять особые методы регулирования: отсталые (слаборазвитые), депрессивные и кризисные.
Чрезмерные  различия в условиях жизни населения  центра и периферии, регионов страны воспринимаются обществом как нарушение  принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций и сепаратизма. Поэтому для России стратегически  важно проведение сильной государственной  региональной политики, направленной на сглаживание чрезмерной дифференциации в уровнях социально-экономического развития.
Наиболее  важной целью прикладных типологий  регионов является формирование такой  региональной политики, в основе которой  лежит не политический авантюризм, а объективная социально-экономическая  ситуация. В разных странах с этой целью проводится классификация  регионов с последующим отбором  кризисных территорий для оказания им экономической помощи (в первую очередь финансовой) в рамках региональной политики. В ряде стран, и в первую очередь в Западной Европе, уже  накоплен значительный опыт в проведении данных исследований, в России в  настоящее время методика подобного  отбора регионов является не до конца  отработанной, что определяет необходимость  проведения дальнейших исследований в  этой области.
Из всего  многообразия мнений остановимся на позициях тех ученых, которые предлагают новую типологию регионов на основе сложившихся тенденций в ходе реформирования России и перехода к  рыночной экономике. Так, классификация  кризисных территорий, подготовленная в Центре геополитических исследований института географии РАН4 Бородулиной Н.А., включает 48 показателей уровня жизни, здоровья населения, здравоохранения и состояния природной среды, образования и социальных условий образования. Она может стать основой для разработки специальной программы поддержки регионов как информационная основа региональной политики.
 
 
 
 
      Факторы пространственного неравенства.
Основной причиной экономического неравенства является давно изученный в региональной науке процесс сосредоточения экономической деятельности в местах, обладающих конкурентными привилегиями, что позволяет снижать издержки бизнеса. Среди таких преимуществ в «новой экономической географии», разработанной Полом Кругманом5, выделяются факторы «первой природы» (богатство природными ресурсами и выгодное географическое положение, снижающее транспортные издержки) и факторы «второй природы» (агломерационный эффект, высокий человеческий капитал, лучшая институциональная среда), которые связанны с деятельностью государства и общества.
Как показывают многочисленные исследования, в том  числе Мировой доклад за 2009 года Всемирного банка6, который был посвящен пространственному развитию, тенденции территориальной концентрации экономики в местах, обладающих конкурентными преимуществами, характерны для всех стран мира, независимо от уровня их развития. Разница только в том, что в развитых странах, которые уже ориентированы на факторы «второй природы», темпы роста региональных экономических различий незначительны, их пик пришелся на начало ХХ века и был связан с бурным развитием индустриальной экономики. Но Россия пока к развитым странам не относится, а в группе стран догоняющего развития экономическое неравенство регионов растет, повторяя тенденцию Западной Европы столетней давности.
Экономическая история показывает, что преимущества, особенно «первой природы», не являются долговременными и непоколебимыми. Другими словами, в раннюю индустриальную эпоху основополагающими факторами развития были обеспеченность минеральными ресурсами и географическое положение, а в постиндустриальную – человеческий капитал и институты. Потому как роль тех или иных факторов со временем меняется (например, уменьшается значимость природных ресурсов и возрастает роль человеческого капитала и институтов), лидерами становятся иные территории с другим набором преимуществ. Большинство исследований, от классиков «центро-периферийной» теории Франсуа Перру, Джона Фридманна и Иммануила Валлерстайна7 до современных работ по региональной экономике и экономической географии, показывают, что экономическое неравенство остается, меняется только его география. Оно изменяет свой формат в пространстве.
Не считая смены ведущих центров роста в длительной перспективе, идет расширение зон роста вокруг существующих центров, особенно от крупных агломераций на близлежащие территории. В России это наиболее явно проявляется в расширении зоны роста Московской столичной агломерации8. Вместе тем, влияние богатых ресурсодобывающих регионов на своих соседей, по большей части, намного слабее.
В современной  России в явном виде «работают» три  преимущества. Первое – агломерационный  эффект, который дает экономию на масштабе, обеспечивая широкий выбор работников и рабочих мест на рынке труда, снижая транспортные расходы, позволяя более интенсивно использовать инфраструктуру и тем самым, снижая издержки бизнеса (правда, до определенного предела, поскольку земля, недвижимость и работники в агломерациях стоят дороже). Второе - обеспеченность сырьевыми ресурсами, которые востребованы на мировом рынке; в годы кризиса оно смягчило экономический спад, а в период роста обеспечивало более высокие доходы бюджетам экспортно-сырьевых регионов и занятым в этих отраслях. Проблема регионов и стран, обладающих этим преимуществом – зависимость от конъюнктуры мировых цен на сырье и полуфабрикаты (нефть, газ, металлы). Третье преимущество, проявившееся только в годы экономического роста - выгодное положение на ведущих путях мировой торговли, особенно приморское, в виду того, что большая часть экспортно-импортных грузов перевозится морем. В советское время, за «железным занавесом»9, это преимущество не могло проявиться в полную силу, а в годы кризиса и ослабевших институтов государства препятствием стала криминализация портовых регионов. В менее явном виде крупные города и небольшие наукограды10 обладают преимуществом более высокого человеческого капитала, но условий для его реализации, особенно в наукоградах, пока недостаточно. Как и вся страна, регионы не отличаются хорошими институтами (нормами и правилами, которые снижают транзакционные издержки деятельности экономических агентов).
Очевидные преимущества проявляются в опережающем росте обладающих ими территорий: крупнейших агломераций - в первую очередь федеральных городов с прилегающими областями, нефтегазовых и металлургических регионов, а с 2000-х годов – западных и южных приморских регионов, на востоке все еще велики барьеры криминализации и удаленности. Бизнес активно вкладывает деньги в территории, которые имеют конкурентные преимущества, потому что это позволяет уменьшать издержки и увеличивать доходы. В конечном счете, экономическое неравенство регионов только возрастает вследствие объективных факторов.
Если  власть хочет ускорить экономический  рост, ей следует делать ставку на регионы, обладающие конкурентным превосходством. Однако государство несет ответственность за развитие всей территории, поэтому еще одна его функция - поддержка менее развитых регионов путем перераспределения бюджета для смягчения территориальных различий. Любой стране приходится искать оптимальный для нее баланс между стимулирующим и выравнивающим векторами региональной политики. Как правило, в развивающихся странах доминирует стимулирующая политика, с целью сократить отставание, а в развитых странах, хотя и не во всех, баланс сдвинут в сторону выравнивания. И хотя динамика экономического развития регионов зависит от политики властей, как стимулирующей, так и выравнивающей, именно базовые факторы задают «коридор возможностей».
В России в период экономического кризиса  и децентрализации 1990-х гг. федеральная  политика ограничивалась перераспределением относительно небольших финансовых ресурсов и раздачей многочисленных льгот и привилегий, в основном политически обусловленных. Ее влияние  на развитие регионов ощущалось слабо. Хотя хотелось бы отметить, что стратегия территориального развития в России так и не разработана, поэтому федеральная стимулирующая политика остается несистемной.
В развитии регионов России преобладают унаследованные особенности, или path dependency11. Это зависимость от сложившейся в регионе структуры экономики, степени освоенности территории, демографической ситуации, социокультурных особенностей населения и неформальных институтов (традиций и норм), воздействующих на формы занятости, доходы, мобильность населения, а в более широком плане - на человеческий и социальный капитал. Фактор унаследованных особенностей часто недооценивается, в виду создания в советской плановой экономике новых городов и предприятий без учета особенностей территории, нередко на "пустом месте". В переходный период заметная часть из них оказалась нежизнеспособной: монопромышленные города-заводы, так и не ставшие настоящими городами с разнообразной структурой занятости и городским образом жизни, деградировали, а многие предприятия, размещенные без учета реальных издержек (транспортных тарифов, состояния инфраструктуры, качества рабочей силы, etc.), не смогли адаптироваться к новым условиям. Влияние унаследованных особенностей развития в рыночной экономике чрезвычайно велико и во многом определяет "коридор возможностей" для развития того или иного региона.
Никогда не стоит переоценивать влияние политики региональных властей в переходный период, другие факторы оказываются намного сильнее. Сама политика региональных властей - во многом продукт унаследованной институциональной среды и накопленного человеческого капитала, от которых зависят качественные характеристики элиты и тип политического режима в регионе. К тому же, политика региональных властей весьма хитроумно сочетает элементы модернизации с крайне традиционалистскими подходами, из-за чего нелегко разложить все регионы по полочкам, в диапазоне от "продвинутых" до "слабо модернизированных". Только при комплексной оценке влияния унаследованного развития, институциональной среды и политики региональных властей можно понять, почему трансформации в регионах шли и до сих пор идут с разной скоростью, а порой и в разных направлениях.
Унаследованные  факторы развития наиболее инерционны, они вышли на поверхность еще в период плановой экономики, но при снижении регулирующей роли государства их значимость резко усилилась. Особенно это характерно для центро-периферийных различий, которые всегда углубляются в переходные периоды. В наиболее синтезированном виде унаследованные географические различия обобщены А.И. Трейвишем12. Он выделяет четыре оси (типа) региональных различий, "сочетание которых на большой территории порождает разнообразие регионализмов":
      центр – периферия;
      запад – восток (староосвоенные регионы и регионы нового освоения);
      север – юг (ресурсно-индустриальные и аграрные);
      русское ядро – этнорегионы (более модернизированные и более традиционалистские).
Современная пространственная картина социально-экономического развития стала крайне мозаичной: на унаследованные территориальные типы регионов (староосвоенные индустриальные регионы, ресурсодобывающие регионы нового освоения, южные аграрно-индустриальные регионы) наслоились новые характеристики ("открытые" для глобальной экономики и закрытые регионы), усилились межрегиональные центро-периферийные различия, прежде всего между Москвой и остальной Россией.
Внутри  регионов также происходит рост центро-периферийного  неравенства. Региональные центры и  города экспортных отраслей адаптируются к новым условиям намного быстрее, чем города с меньшей численностью населения и сельская местность, за исключением пригородов агломераций.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Современное состояние социально-экономического положения и тенденции развития регионов России.
2.1. Основные проблемы кризисных регионов.
На основе количественных критериев осуществляется выделение кризисных регионов. В этом случае проводится сравнительный анализ регионов по основным показателям социально-экономического развития, и выделяются территории, со значительным отклонением этих коэффициентов от средненациональных или образцовых значений. Таким образом, к разряду кризисных относятся регионы, в которых значения основных социально-экономических показателей существенно хуже, чем в среднем по стране13.
Кризисные регионы, которые расположены в непосредственной территориальной близости, образуют так называемые кризисные пояса. На территории России сегодня выделяются следующие кризисные пояса:
    Центральный пояс;
    Южный пояс;
    Уральский пояс;
    Восточный пояс.
Наиболее  крупным является Центральный кризисный  пояс. Его состав включает части Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, центрально-Черноземного и Поволжского экономических районов.
Основными проблемами Центрального кризисного пояса  считаются:
    Спад производства;
    Высокая безработица;
    Низкий уровень жизни;
    Низкая бюджетная обеспеченность;
    Высокий уровень депопуляции населения.
Таким образом, в регионах, образующих историческое ядро территории российского государства, наблюдаются устойчивые тенденции сжатия экономической активности и деградации локальных систем расселения.
Сопредельные регионы Северного Кавказа и южная часть Поволжья входят в состав Южного кризисного полюса. Первостепенными проблемами Южного кризисного пояса являются почти те же вопросы, что и у Центрального кризисного пояса. В Южном кризисном поясе сокращение экономической активности происходит на фоне сохранения положительного естественного прироста населения и неизменного наличия значительного количества избыточной рабочей силы.
Уральский кризисный пояс, на первый взгляд, включает территории, развивающиеся относительно благополучно. В его состав входят территории Уральского и Западно - Сибирского экономических районов. Вместе с тем, особенности отраслевой структуры региональной экономики, а именно: высокая концентрация производств, значительно загрязняющих окружающую среду (черная, цветная металлургия, химическая промышленность); массовая доля предприятий добывающей промышленности с истощающейся сырьевой базой, предприятий  ВПК14, потерявших госзаказ и рынки сбыта, обуславливают появление следующих проблем регионального развития:
    Локальный спад производства;
    Высокая техногенная нагрузка и экологические риски хозяйственной деятельности.
Восточный (Южно-Сибирско-Дальневосточный) кризисный  пояс пока находится в стадии формирования. В его состав входят республики Алтай, Тыва, Бурятия, Алтайский край, Читинская и Амурская области.
Основными проблемами данного пояса являются:
    Спад производства и высокая безработица;
    Низкая бюджетная обеспеченность и низкий уровень доходов населения;
    Слабая транспортная доступность;
    Низкая плотность населения и отсутствие сформировавшихся систем расселения;
    Низкий уровень развития отраслей региональной специализации.
Таким образом, экономический спад в Восточном  кризисном поясе протекает на фоне исторически низкого уровня развития региональных экономических комплексов.
Анализ  проблем кризисных поясов России свидетельствует о недостаточности классификации на основе только количественных критериев. Так, во всех кризисных поясах наблюдается спад производства, высокая безработица, низкая бюджетная обеспеченность, однако причины, обусловившие кризисное состояние существенно отличаются.
Выделение отсталых (слаборазвитых) регионов является примером второго, качественного подхода  к выделению проблемных регионов.
Характерными  чертами развития слаборазвитых  регионов являются:
    Состояние длительного застоя;
    Низкая интенсивность хозяйственной деятельности;
    Малодиверсифицированная отраслевая структура экономики;
    Слабый научно-технический потенциал;
    Низко развитая социальная сфера.
К сожалению, степень дифференциации уровня социально-экономического развития регионов России на сегодняшний день настолько велика, что ее преодоление в ближайшем будущем не представляется возможным. Для ряда регионов время, необходимое для преодоления отставания от среднероссийских показателей уже превышает сотню лет (Т.1).
Таблица 1.15 Число лет, необходимых для достижения среднероссийского уровня ВРП на душу населения наиболее отсталыми регионами16
Регион
Ежегодный темп прироста регионального  ВРП на душу населения = 4%
Ежегодный темп прироста регионального  ВРП на душу населения = 10%
Дагестан
158
24
Ингушетия
139
21
Калмыкия
125
19
Северная Осетия
113
17
Тыва
110
17
Адыгея
95
14
Кабардино-Балкария
94
14

 
Целью государственной  региональной политики в этих условиях может быть только преодоление центробежных тенденций и сокращение отставания наименее развитых регионов от среднероссийского  уровня. При этом даже наиболее отсталые регионы РФ сегодня обладают потенциальными конкурентными преимуществами, которые  могут стать основой для вывода на новый уровень развития.
Так, потенциальными конкурентными преимуществами республик  Северного Кавказа являются:
      Выгодное геоэкономическое положение для развития связей России с Закавказьем и Ближним востоком, транзита между Каспийским и Черным морями;
      Курортно-рекреационный комплекс;
      Нефтяные месторождения на шельфе каспийского моря;
      Возможность добычи вольфрамового, молибденового, цинкового, медного сырья;
      Подземные термальные воды, являющиеся ресурсом для развития местной энергетики, коммунального и тепличного хозяйства.
Таким образом, главный путь преодоления хронической  отсталости ряда регионов России - саморазвитие территории на основе использования  собственного потенциала и конкурентных преимуществ.
Депрессивные  регионы - это территории, которые  в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем  по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а оп некоторым показателям занимали ведущее место в стране.
Отличительными  признаками депрессивных регионов являются:
      Высокий уровень накопленного научно-технического потенциала;
      Значительная доля промышленности в структуре экономики;
      Относительно высокий уровень квалификации кадров.
Выделяются  старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие (очаговые) депрессивные регионы.
К категории  старопромышленных относятся регионы, структура экономики которых  формируется на разных стадиях индустриального  развития, с конца 19 века до 60-70-х  годов 20 века. В России эти регионы  в наибольшей степени пострадали в ходе трансформационных процессов 90-х годов.
Аграрно-промышленные депрессивные регионы в чистом виде выделить сегодня практически невозможно, так как аграрный сектор не занимает ведущего места по объему производства в экономике подавляющего большинства  регионов РФ. Однако по показателю доли занятых, к категории аграрно-промышленных в России можно отнести Центрально-Черноземный  район, Курганскую область, республики Северного Кавказа и южной Сибири (в последней группе регионов наблюдается сочетание отсталости и аграрной специализации).
К категории  приграничных относятся регионы, территория которых испытывает существенное влияние  государственной границы. Государственная  граница выполняет барьерную, фильтрующую  и контактную функцию. Распад Советского Союза привел к существенному  изменению государственных границ, а следовательно и к изменению  перечня приграничных регионов. В  советский период к категории  приграничных относилось 22 субъекта федерации, где на площади 10,4 млн. кв. км. проживало 21,5 млн. чел. В настоящее время  к ним добавилось 26 субъектов  Федерации, где на площади 18,4 млн. кв. км. проживает 49,5 млн. чел. Для того чтобы  более четко оценить воздействие  государственной границы на региональное развитие, выделяется три уровня приграничья.
Возможности развития приграничного сотрудничества во многом определяются характером отношений, сложившихся на межгосударственном уровне. Одним из наиболее благоприятных  для приграничного сотрудничества является норвежско-финляндское приграничье. Данная территория входит в систему  сотрудничества Баренц - региона17 и частично - в программу европейского Союза (INTERREG)18. Баренц - регион организационно оформлен в 1993 году с участием Норвегии, Швеции, Финляндии, России и ЕС.
Балтийское  приграничье образуется на границах с Эстонией, Латвией, Литвой. Здесь Россия участвует в работе Совета государств Балтийского моря по экономическому сотрудничеству на субрегиональном уровне. Создан Совет приграничных регионов России, Эстонии, Латвии. Основными проблемами данной зоны приграничья являются:
      Анклавное положение Калининградской области;
      Необходимость обеспечения надежных транзитных коммуникаций;
      Демаркация границ, решение таможенных и этнических проблем.
Белорусское приграничье хотя и является "спокойным" в политическом плане, но для него характерен низкий уровень развития экономических связей на микроуровне приграничья.
На украинском приграничье, несмотря на заключение Соглашения о сотрудничес
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.