Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Международные корпорации и их роль в мировом хозяйстве

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра национальной экономики  и оценки бизнеса
 
 
 
Реферат по дисциплине «Мировая экономика»
 
 
Название темы:
«Международные корпорации и их роль
в мировом хозяйстве»
 
 
 
Научный руководитель:
ст. пр. Федорова Г.В.
 
Работа выполнена:
студенткой в/о ЭУМС,
IV курс, 2 группа Железная  Е.Г.
 
 
 
 
 
Москва, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
 
 
ВВЕДЕНИЕ
1.
Теоретические основы возникновения, сущность и формы международных  корпораций
4
2.
Роль международных корпораций в мировом хозяйстве
11
3.
Современные стратегические модели международных корпораций
18
4.
Проблемы регулирования  транснационального бизнеса
22
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
29
  БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
30

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Возникновение международных  корпораций является закономерным результатом развития мировой экономики и международных экономических отношений, с одной стороны, и мощным фактором их развития, с другой.
Опыт мирового развития показывает, что процесс интернационализации производства как главной предпосылки создания международных корпораций в основе своей имеет модель последовательной интернационализации, представленную на рис. 1.
Ориентированная на расширение сбыта за рубежом данная модель отражает последовательное дополнение исторически  и логически первой формы интернационализации  — товарного экспорта новыми формами  международной предпринимательской  деятельности — экспортом лицензий, торговой марки, прямыми зарубежными  инвестициями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Теоретические  основы возникновения, сущность  и формы международных корпораций.
Появление международных  корпораций напрямую связано с последними, так как в мировой практике международная корпорация (international corporation) рассматривается как форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира. Результатом прямого зарубежного инвестирования международной корпорации может быть создание зарубежного предприятия (ассоциированной компании), в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50%, капитала; дочерней фирмы, где его доля превышает 50% и зарубежного филиала — предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору.
Различают две формы международных  корпораций. Транснациональные корпорации (transnational corporation) — это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по всему миру.
Под многонациональными корпорациями (multinational corporation) обычно понимают корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а зарубежные отделения также находятся в разных странах.
 
100%
Результаты капиталовложений и менеджмента в стране происхождения

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
100%
  Результаты капиталовложений и
менеджмента в стране пребывания
 



 
Рис.1. Модель последовательной интернационализации производства
 
Транснациональные (ТНК) и  многонациональные компании (МНК) можно  рассматривать как формы существования  международных корпораций, а само разделение последних на две формы проявления до­статочно условно, так как их главным качественным признаком является не то, капитал скольких стран создал головную компанию, а интернациональный характер деятельности компаний.
В контексте вышеизложенного международными можно считать все корпорации, имеющие хотя бы один зарубежный филиал, созданный на основе ПИИ.
Существует несколько  вариантов определения международных  корпораций. Комиссия ООН по транснациональным корпорациям, рассматривает международную корпорацию как компанию:
• имеющую хозяйственные  единицы в двух и более странах, независимо от их юридической формы  и поля деятельности;
• оперирующую в рамках системы принятия решений, позволяющей  проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию  через один руководящий центр;
• в которой отдельные  единицы связаны посредством  собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более  из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в  частности, делить знания, ресурсы и  ответственность с другими.
В мировой практике под  международными корпорациями понимают лишь действительно крупные компании, оказывающие существенное влияние  на мировой рынок товаров и  факторов производства.
Как правило, к ним относятся  лишь те многонациональные и транснациональные  корпорации, у которых:
- годовой объем продаж составляет не менее 1 млрд. долл. (у «Дженерал Моторз» в 1996 году он составил 168 млрд. долл.);
- от 1/5 до 1/3 общего оборота приходится на заграничные операции  
(у «Роял Датчшелл», занявшей в 1997 году второе место в мире по этому показателю, 65% оборота приходилось на зарубежные филиалы);
- доля зарубежных активов не менее 25%;
- филиалы имеются не менее, чем в шести странах.
Таким образом, главным качественным признаком международных корпораций является процесс прямого зарубежного  инвестирования. В силу этого мотивами размещения прямых инвестиций за рубежом (расширение рынков сбыта, получение  доступа к дешевым ресурсам, приобретение собственности) можно объяснить процесс возникновения международных корпораций.
Вместе с тем при  этом следует учитывать более  конкретные мотивы и цели международной  предпринимательской деятельности.
В соответствии с теорией  транснациональных издержек наиболее важным стимулом интернационального производства являются конкретные характеристики ресурсного потенциала (основных фондов, кадров, ноу-хау) материнской и зарубежной фирм.
Начиная с 80-х годов весьма популярным объяснением развития зарубежного  производства становится обеспечение  конкурентных преимуществ фирме в перспективе. При этом потенциал конкурентоспособности рассматривается как комплекс факторов упреждающего характера по повышению качественных характеристик производимых товаров и услуг, развитию инновационного, производственного и сбытового потенциала. Эффективность деятельности компании напрямую связывается с оптимизацией внутри и межкорпоративных связей, с выбором наиболее эффективных цепочек взаимодействия с поставщиками, сбытовиками и покупателями.
Совокупный положительный  потенциал взаимовыгодных долгосрочных деловых отношений между головной фирмой и ее зарубежными филиалами  
вытекает из:
- развития системы взаимных поставок, обеспечивающих экономию транспортных издержек;
- налаживания общей сбытовой сети на основе вертикальных связей;
- обмена финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами в рамках общей стратегии развития и системы управления;
- гармонизации внутрикорпоративных цен и трудовых отношений на основе и в целях разумной дифференциации доходов компании.
В соответствии с теорией  финансового менеджмента наличие  зарубежного производства способствует:
- экономии за счет устранения дублирования управленческих функций, их централизации и со­кращения затрат на сбыт продукции;
- экономии за счет эффекта масштаба;
- увеличению возможности использования временно свободных денежных средств внутрикорпоративных подразделений;
- диверсификации производства в целях снижения корпоративных рисков и завоевания долговременных конкурентных преимуществ.
Практически во всех вышеозначенных теоретических обоснованиях зарубежной предпринимательской деятельности международных корпораций особое место  занимает сокращение транснациональных  издержек путем использования трансфертных цен.
Трансфертные цены — это  внутренние условно-расчетные цены, применяемые во внутрикорпоративной  торговле международных монополий, формирующиеся не стихийно (под влиянием спроса и предложения), а исходя из стратегических целей компаний. В  силу этого они могут отклоняться как вверх, так и вниз от мировых цен в зависимости от целей применения и конкурентных условий.
Основными целями применения трансфертных цен во внутрифирменной  торговле МК могут быть:
- поддержание монополистической позиции на рынке;
- завоевание новых рынков сбыта;
- минимизация налогов и таможенных пошлин;
- уклонение от валютного контроля, валютные спекуляции, конвертация из слабой валюты в сильную;
- использование различий в темпах инфляции;
- воздействие на финансовое состояние заграничного филиала путем перевода прибыли;
- сокрытие реального уровня прибылей дочерней фирмой и др.
Международные корпорации, возникнув в конце XIX века, прошли достаточно долгий путь эволюционного развития, в процессе которого изменялись приоритеты их форм и сфер деятельности, внутрикорпоративная структура и стратегия.
I этап (конец XIX — начало XX века) возникновения международных корпораций связан с транснациональной деятельностью промышленных монополий метрополии, которые вовлекли в орбиту своих экономических интересов сырьевую базу колоний, дополнили отношения политической зависимости колоний их экономической зависимостью, объединили своими связями многие страны и привели, в конечном счете, к созданию мирового капиталистического хозяйства.
II этап (период между двумя  мировыми войнами) характеризовался  тем, что подготовка ко второй  мировой войне, рост государственных  расходов на военные цели предопределили  развитие международных корпораций  в форме военно-промышленных транснациональных  компаний, производящих вооружение, боеприпасы, амуницию. Они сохранили  свою мощь и в настоящее  время.
На III этапе (50-е годы) интенсивно развиваются международные компании интегрирующего типа как по капиталу происхождения головной компании (многонациональные  компании, что особенно характерно для стран Западной Европы), так  и по сфере деятельности. Интеграция производства до 60-х годов шла  по горизонтали и по вертикали, был  создан не только мировой рынок сырьевых, но и промышленных товаров. Завоевание рынка, производство товаров массового  спроса для потребителей с высоким  жизненным стандартом в промышленно  развитых странах и перевод грязных  и трудоемких производств в развивающиеся страны становятся стратегическими целями развития международных корпораций в форме транснациональных и многонациональных компаний.
На IV этапе (60-е - 70-е годы XX века) международные корпорации, используя  достижения НТР, преимущества межстрановой кооперации производства и поддержку правительств своих стран все в большей степени ориентировались на внешнеэкономическую сферу своей деятельности, которая становилась для них основным источником их прибыли. В этот период зарубежные филиалы и предприятия международных корпораций, работая по единым стандартам и принципам с материнской компанией в сфере производства, сбыта, менеджмента стремятся преодолеть сложившееся негативное отношение в принимающих странах (приведшее к национализации многих из них) и стать органичной частью их национальных экономик. С этой целью многие международные компании отказываются от стратегии сброса грязных производств в развивающиеся страны, становятся проводниками достижений НТП в периферийные страны, используют национальные инженерно-технические кадры, вступают в партнерские отношения с местными фирмами, интегрируя их в свой состав.
На этом этапе международные  корпорации приобретают и другие качественно новые черты: происходит отказ от четкой отраслевой ориентации; промышленный капитал все теснее переплетается с финансовой и торговой наукой; активизируются процессы унификации и стандартизации производства, НИОКР. На этой базе они превращаются в комплекс международного производства, науки, капитала, товаропроводящей сети, новых форм маркетинга и менеджмента.
На современном, V этапе (начавшемся в 80-е годы и продолжающемся в  настоящее время) появляется новая  форма международных корпораций — глобальные, качественные отличия  которых от ранее рас­смотренных проявляются в следующем:
- Во-первых, они работают в рамках общемировой глобальной стратегии, нацеленной на завоевание уже не отдельных сегментов мирового рынка, а ключевых мирохозяйственных позиций в производстве и реализации продукции, которой подчинены производство, НИОКР, корпоративное управление, производство новых видов товаров и услуг, глобальный маркетинг и послепродажное обслуживание, постоянная связь с потребителями (реальными и потенциальными);
- Во-вторых, они используют глобальные факторы производства (капитал, рабочую силу, природные ресурсы, предпринимательские способности).  
380 крупнейших корпораций сосредоточили сегодня в своих руках 40% глобального потенциала и 80% технологических нововведений;
- В-третьих, они создали систему глобального международного производства, размещенного в большинстве стран мира.
К числу глобальных корпораций в настоящее время можно отнести  лишь  
20-30 крупнейших компаний мира. Наиболее яркими их примерами могут служить американские «Кока-Кола», разместившая свое производство в 190 странах, «Ай-Би-Эм», имеющая филиалы в 124 странах, «Экссон» — в 100 странах.
Современный этап развития международных корпораций характеризуется  не только появлением глобальных корпораций, но и качественным изменением организации деятельности:
- в условиях НТП и жесткой конкуренции главной целью их деятельности является получение не максимальной прибыли (этот показатель занимает сейчас  
5-6 место), а обеспечение финансовой устойчивости и «максимизация рынка»;
- создание глобальных сетей производства и сбыта в рамках единой глобальной стратегии компании; при этом, не довольствуясь созданием производства законченного цикла в одной стране, международные корпорации стремятся специализировать каждое предприятие глобальной сети на наиболее рациональном производстве отдельного узла, компонента для конечной сборки там, где это наиболее выгодно;
- расширение масштабов международного разделения труда в рамках международных корпораций базируется на горизонтальной и вертикальной интеграции производственной, исследовательской, сбытовой и т.п. деятельности разбросанных по разным частям мира подразделений компании;
- международное производство, создаваемое ими, — не только материальное, но и нематериальное;
- в последнее десятилетие интенсивно растут ПИИ международных компаний в сферу услуг, в том числе в информационные, рекламные, консалтинговые и т.п. виды услуг, развитие науки;
- стратегия международных корпораций в развитии обрабатывающей промышленности базируется на качественно новой (глобальной) комбинации материальных, финансовых и человеческих ресурсов и нацелена на повышение производительности труда и рост эффективности производства (по некоторым оценкам, доля обрабатывающей промышленности в 2025 году не превысит 10% мирового ВНП, но за счет роста производительности и эффективности мировые потребности в ее продукции будут удовлетворены полностью);
- интенсивное развитие внутрикорпоративной торговли между подразделениями международной ком­пании (она составляет сейчас примерно 1/3 всей мировой торговли);
- вывоз капитала международными корпорациями нацеливается не только на увеличение количества зарубежных филиалов, но и на сокращение разрыва в организации и технологии производства в различных странах: качество изделий и услуг компании независимо от места производства и должно соответствовать мировым стандартам);
- разработка, передача и использование технологий преимущественно в рамках замкнутой корпоративной структуры и одновременно (в целях снижения риска в конкурентной борьбе) создание совместных научно-исследовательских центров и программ, перекрестное лицензирование с другими корпорациями (как партнерами, так и конкурентами);
- диверсификация деятельности международных корпораций по формам  
(их насчитывается 15). Наиболее эффективными считаются гибридные или комплексные формы внешнеэкономической деятельности: движение товаров, капиталов, технологий, знаний. Все большее распространение в мировой практике получает «лифрэксдинг»
(lifrexding) — комплексное сочетание обмена лицензиями, франчайзинга, экспорта товаров и ПИИ. В сфере нематериального производства ярко обозначена тенденция и специализация на определенном виде ВЭД (в финансах, сбыте, менеджменте, страховании);
- «сплетение» международных корпораций, принадлежащих к разным национальным и между­народным центрам и усиление их взаимодействия в виде стратегических систем, семей, альянсов, слияний и поглощений;
- стремление приспособиться к трехполюсной модели мира определяет открытие международными корпорациями хотя бы по одному крупному предприятию-координатору деятельности зарубежных филиалов и фирм в каждом из центров триады США — Западной Европе — Японии.
Современные международные корпорации представляют собой гигантские промышленно-финансовые объединения, интернациональные по сфере своей деятельности, построенные по принципу централизованного планирования и управления в мировом масштабе, активно участвующие в процессах мировой торговли, инвестирования капитала, обмена технологиями, производственного и научно-технического сотрудничества, миграции рабочей силы, усиливающие процесс интернационализации мира, активно использующие объективные тенденции МРТ и способствующие установлению новых схем во всемирном разделении труда.
 
2. Роль международных корпораций в мировом хозяйстве.
Общий объем накопленных  прямых иностранных инвестиций превышает  
4 трлн. долл., а объем продаж ТНК составляет 25% мировых, причем 1/3 продукции ТНК выпускается аффилированными зарубежными структурами. Объем продаж заграничных структур ТНК уже превышает весь мировой экспорт. Следует отметить, что продажи зарубежных структур растут на 20-30% быстрее, чем прямой экспорт ТНК.
Прямые иностранные инвестиции ТНК в последние годы росли  в 3 раза быстрее, чем внутренние инвестиции, хотя на их долю приходится всего 6% ежегодных  инвестиций в промышленно развитых странах. Еще одна показательная цифра: 70% всех международных платежей, связанных с кредитами и лицензиями, составляют платежи между материнскими компаниями и их заграничными филиалами.
60% международных корпораций  заняты в сфере материального  производства, 37% — в сфере услуг, 3% — в добывающей промышленности  и сельском хозяйстве.
Характеристика крупнейших международных корпораций мира в  конце XX века приведена в таблице 1.
Региональное размещение международных корпораций представлено в  
таблице 2.
Анализ международной  деятельности 100 крупнейших компаний мира, приведенных в UNCTAD World «Investment Report 1999г., позволяет сделать следующие выводы.
Все 100 крупнейших по размерам зарубежных вложений МК (исключая банковские и финансовые учреждения) базируются в промышленно развитых странах. На их долю приходится 15% зарубежных активов, 22% зарубежных продаж и 19% занятых в зарубежных филиалах 60 тыс. ТНК.
С точки зрения страны происхождения  самую большую группу составляют американские корпорации (27 из 100 крупнейших). На них приходится 32,4% совокупных зарубежных активов, 26% зарубежных продаж и 25,6% занятых. Крупнейшими американскими компаниями по объему зарубежных активов являются Дженерал Электрик, Форд Моторз, Дженерал Моторз, Эксон Корпорейшен и ИБМ.
17 мест в 100 крупнейших  ТНК мира занимают японские  компании с совокупным зарубежными  активами в 15,7%, объемом зарубежных  продаж в 22,8%, и числом занятых  в зарубежных филиалах — 10,7% от соответствующих показателей  100 ТНК.
Европейским МК принадлежит 45 мест в этом списке, в том числе  Франция представлена 13, Германия и  Великобритания — 11 ТНК. Совокупные европейские  активы европейских компаний составляют 40,1%, зарубежные продажи — 41,8%,  
а число занятых в зарубежных филиалах 51,4% от соответствующих показателей  
100 ТНК.
 
 
 
Таблица 1

 
Отраслевая структура 100 ведущих ТНК мира, согласно данным ЮНКТАД, выглядит следующим образом:
- химико-фармацевтическая промышленность (21 ТНК);
- электронная и электротехническая промышленность (18 ТНК);
- автомобилестроение (14 ТНК);
- нефтедобыча и нефтепереработка (13 ТНК);
- производство напитков и продуктов питания (9 ТНК);
- диверсифицированная отраслевая структура (7 ТНК).
 
Распределение международных  корпораций в их зарубежных филиалов по группам стран в 1996 году
Таблица 2
Регион/страна
Кол-во родительских
компаний в  регионе
Кол-во размещенных
в регионе филиалов
Промышленно развитые страны
Развитые страны
Страны с переходной экономикой
 
в т.ч. Россия
 
Весь мир
34353
 
3788
 
 
 
400
 
38451
93311
 
101139
 
55000
 
7793
 
251450

Дальнейшие инвестиционные планы первой сотни ТНК предполагают существенный рост ПИИ (как и капиталовложений вообще), что основано на хороших  перспективах экономического роста  в странах, выступающих основными  получателями иностранных инвестиций (в числе последних все чаще фигурируют развивающиеся страны).
Международные компании из развивающихся стран возникли достаточно давно, но их активная деятельность началась лишь в последнее время. Наиболее заметными в мировой экономике  являются ТНК НИСов Юго-Восточной Азии, ряда государств Латинской Америки (Аргентины, Бразилии, Мексики, Колумбии, Венесуэлы, Чили), наиболее крупных государств Южной Азии (Индии, Пакистана) и некоторых стран Ближнего Востока. Особенностью деятельности ТНК развивающихся стран является размещение их филиалов в других развивающихся странах своего и близлежащих регионов. Постепенно сфера их деятельности распространяется на другие регионы мировой экономики, включая и промышленно развитые страны. В Бразилии, КНР, Южной Корее и Тайване объемы прямых иностранных инвестиций в развитые страны их национальных ТНК превысил уже 50%. В число ведущих 50 ТНК развивающихся стран входят «Дэу» (Южная Корея), «Семекс» (Мексика), «Криэйтивтекнолоджи» (Сингапур), «Чина Интернейшнл Траст энд Корпорейшн» (Китай).
В странах с переходной экономикой также идет активный процесс становления ТНК на базе национальных финансово-промышленных групп. Лидерами процесса транснационализации стали Хорватия, Чехия, Словакия и Венгрия.
Транснационализации подвергнута деятельность не только промышленных компаний, но и компаний, оперирующих в сфере услуг. В международном кредите господствуют 50 транснациональных банков, в страховых операциях — 30 ведущих компаний, в рекламном деле — 20 ведущих мировых агентств, в воздушных перевозках — 25 международных авиатранспортных компаний.
Транснациональные банки (ТНБ), которые в основном сформировались на базе крупнейших коммерчес­ких банков промышленно развитых стран, господствуют на национальных и международных финансовых рынках. Совокупные валютные резервы ТНБ в несколько раз больше, чем резервы всех центральных банков мира, вместе взятых. Перемещение 1-2% массы денег, находящихся в частном секторе, вполне способны изменить взаимный паритет любых двух национальных валют. Крупнейшие ТНБ мира по размеру активов представлены в таблице 3.
По масштабам зарубежного  инвестирования лидируют МК, базирующиеся в США, Великобритании
 
Крупнейшие транснациональные  банки мира по размеру активов  
(по состоянию на май 1999 г. в млрд. долл.)
Таблица.3
п/п
Название банка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Industrial Bank of Japan Dai-Ichi Kangyo
Bank Fuji
Bank Deutshe
Bank Bankers Trust UBS Citigroup
Bank America Corp.
Bank of Tokyo - Mitsubishi ABN
Amro HSBC
Holdings Credit Suisse
Group Credit
Agricole Group
Япония 
Германия 
Швейцария
США
США
Япония
Голландия Великобритания Швейцария 
Франция
1241,0
732,5
668,6
617,7
598,7
 
504,1
484,6
474,0
457,0

См.: ВИКИ. 1999. № 78. С. 16.
 
Франции и Австралии (в  порядке убывания). Наиболее привлекательными для иностранных инвестиций были фактически те же страны — США, Великобритания, а также ФРГ.
Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность МК позволяет им выполнять функцию международного регулятора производства и распределения продукции и быть важным определяющим фактором в позиции той или иной страны в системе международного разделения труда и мирохозяйственных связей.
Внедрившись в экономику развивающихся стран, МБ захватывают ведущие позиции в основных отраслях экономики. Так, они контролируют 40% всего промышленного производства развивающихся стран и 50% их внешней торговли. При этом норма прибыли на ПЗИ (прямых зарубежных инвестициях) в развивающихся странах в среднем в 2 раза превышает соответствующий показатель в промышленно развитых странах.
В сферу своей деятельности международные корпорации втягивают  множество местных компаний, в  том числе малых и средних, что ведет к усилению зависимости  предприятий малого бизнеса от международных  корпораций, которая все чаще складывается на базе прямых функциональных связей, т.е. на основе специализации, кооперирования, организации сбыта продукции, передаче «ноу-хау» и т.п.
Несмотря на то, что оказание экономической помощи не является целью  деятельности международных корпораций в развивающихся странах, тем  не менее объективно они способствуют развитию промышленности, изменяют структуру народного хозяйства и тем самым частично модернизируют участие этих государств в международных экономических отношениях и МРТ.
Последствия функционирования международных корпораций на территории развивающихся стран можно разделить  на положительные и отрицательные.  
К первым относятся:
- распространение достижений НТП на периферийную зону мирового хозяйства;
- выделение денежных и технических средств для модернизации местных отраслей промышленности;
- создание новых рабочих мест и повышение уровня занятости местного населения;
- более высокий уровень заработной платы и социального обеспечения, занятых в филиалах международных корпораций;
- повышение квалификации национальных кадров, так называемый «обучающий эффект»;
- способствуют включению местных производителей в процессы МРТ.
К отрицательным последствиям присутствия международных корпораций в развивающихся странах можно  отнести:
- подавление своей мощью местных фирм;
- установление монопольных цен;
- нарушение государственных законов страны присутствия в виде укрытия доходов от налогообложения путем перекачивания их из одной стран в другую;
- загрязнение своим производством окружающей среды в стране присутствия;
- дестабилизацию ситуации на рынке труда за счет того, что заработная плата работников филиалов МК превышает заработную плату работников местных фирм;
- возможность оказания влияния на политику правительства данной страны.
Международные корпорации»  функционирующие на территории промышленно развитых стран, также оказывают все возрастающее влияние на экономику и политику таких государств.
Серьезным позитивным результатом  деятельности международных корпораций в промышленно развитых странах  является то, что они в значительной степени определяют динамику, структуру  и географические приоритеты внешнеэкономических  связей страны.
Обеспечивают 20% всей занятости индустриально развитых стран; создают конкурентную среду для местных компаний и тем самым способствуют ускорению экономического прогресса страны. Негативные последствия деятельности ТНК в индустриальных странах приводят к аналогичным последствиям и в развивающихся странах.
Можно выделить несколько основных направлений влияния ТНК на мировую экономику:
1. ТНК во многом определяют  динамику и структуру, уровень  конкурентоспособности на мировом  рынке товаров и услуг.
2. ТНК контролируют международное  движение капитала и прямых  иностранных инвестиций. Они являются  основными инвесторами в развивающиеся  страны и активно влияют на  уровень их экономического развития, сочетая это с обширными сферами влияния в развитых странах. Это означает, что современные ТНК способны влиять на уровень экономического развития целых регионов.
3. ТНК играют огромную  роль в создании и передаче  технологии и знаний, концентрируя  НИОКР в своих научных центрах.  В силу производственных и  финансовых возможностей именно они сосредоточивают в своих руках наиболее наукоемкие производства. Они же разрабатывают новейшие виды продукции с наиболее востребованными потребительскими свойствами, тем самым способствуя процессу технологического развития производства.
4. Международные корпорации  являются важнейшим фактором  международной трудовой миграции, способствуя распространению профессиональных  знаний, процессу обмена опытом  между сотрудниками из разных  стран и движению рабочей силы  вслед за ПЗИ. Тем самым создается международный рынок труда, для которого характерны процессы конвергенции профессиональной подготовки персонала.
Таким образом, ТНК являются движущей силой нескольких ключевых процессов современной мировой  экономики. Они оказывают положительное  влияние на экономики различных  стран и регионов, способствуют в  них развитию производственных, научных  и технологических связей между  предприятиями. ТНК играют определяющую роль в процессе международной конкуренции, сотрудничая и соперничая друг с другом, а также с малым и средним бизнесом.
 
3. Современные  стратегические модели международных  корпораций.
Стратегия корпорации —  это способ осуществления ее целей  в меняющихся рыночных условиях. На рис. 2 изображена классификация стратегий  международных корпораций в авторском  представлении А.Г. Мовсесяна.
Для реализации своих стратегий  международные корпорации используют различные модели инвестирования:
- инвестирование с «нуля»;
- трансплантации;
- стратегические альянсы;
- международные слияния и приобретения;
- международные переплетения.
Инвестирование с «нуля» означает создание за рубежом полностью  нового предприятия. До 80-х годов  было самой распространенной формой инвестирования.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.