Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сиротство: сущность понятия, причины, виды

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
В сиротстве жить - слезы лить. 
(Русская пословица)
Детство – период, когда  закладываются фундаментальные  качества личности, обеспечивающие психологическую  устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Духовные качества личности не формируются спонтанно, они воспитываются в условиях родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других.
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остались без попечения родителей. Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка.
Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько  существует человечеств, и является неотъемлемым элементом цивилизации.
Сиротство – это социальное явление, характеризующее образ  жизни детей, оставшихся без попечения  родителей. Длительное время сиротами считались дети, потерявшие родителей  вследствие их смерти. «Дети-сироты –  это лица в возрасте до 18 лет, у  которых умерли оба или единственный родитель».
В настоящее время в  обыденной речи и в теоретических  исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и  социальный сирота (социальное сиротство).
Социальное сиротство - обусловлено  недостаточными усилиями общества по преодолению и профилактике негативных явлений в социуме, в оказании своевременной помощи для полноценного развития, образования и воспитания личности ребенка.
Обострение этой проблемы в наши дни является следствием затянувшихся социально-экономических преобразований в стране, приведших к ослаблению общечеловеческих, морально-этических  ценностей, изменению нравственных устоев семьи, увеличению числа семей, находящихся в трудном положении  по социальным и психологическим  критериям. Рост числа детей, живущих  без родительского попечения, на фоне снижения общей численности  детского населения в последние  годы ставит социальное сиротство в  ряд важных национальных проблем.
 
Объектом настоящей курсовой работы являются дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет курсовой работы – социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель данной курсовой работы - определение проблем сиротства в современной России и пути их решения.
Задачи курсовой работы:
1) дать определение понятия сиротства  и выявить его сущность;
2) обозначить причины и возможные последствия актуализации проблемы сиротства в современной России;
3) определить значение сиротства в современной России;
4) определить приоритетные направления деятельности как государства в целом, так и учреждений, взаимодействующих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, по решению проблем сиротства.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
Теоретической и методологической базой послужили основные теоретические положения в области социальной политики, социальной защиты, социального обеспечения, отмеченные в трудах ведущих ученых.
Источниками для подготовки курсовой работы являются федеральное и региональное законодательство, международные документы, отчетные материалы Росстата, федеральных и региональных министерств и ведомств, материалы текущего учета, разрабатываемые территориальным органом Федеральной службы государственной статистики, литературные источники, результаты авторских экспертных опросов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1 ПОНЯТИЕ СИРОТСТВА И ЕГО ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
 
      Сиротство: сущность понятия, причины, виды
 
Дети-сироты – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба  или единственный родитель.
Социальный  сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. [7 c.192] Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство – явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими. [7 c. 299]
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. С возникновением классового общества появляется и так называемое «социальное сиротство», когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания[8 c. 51].
Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении, и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством.
Согласно закону Российской Федерации  «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей» опека и попечительство - норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово «сирота», мы будем иметь в виду ребёнка, оставшегося без попечительства родителей, и социальную сироту.
Дети  считаются сиротами в связи с  уклонением родителей от их воспитания или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Основную по численности категорию детей-сирот составляют дети, родители которых в результате общественного поведения лишены родительских прав.
Социальные  сироты – это дети, имеющие родителей, которые лишены родительских прав, страдают тяжёлыми хроническими заболеваниями, в том числе психическими, алкоголизмом, наркоманией и другие. Выделяется большая группа детей-сирот, от которых по различным причинам отказались родители (наиболее часто отказываются одинокие матери, родившие детей вне брака, а также родители, у которых дети родились с нарушениями в психофизическом развитии).
Ученые  выделяют и так называемую категорию  «скрытых сирот», к которым относят  детей, чье положение скрыто от государства, и они долгое время не получают помощи. Некоторые дети сами покидают свои неблагополучные семьи по причине плохого и даже жестокого обращения с ними.
Таким образом, социальный сирота –  это ребенок, который имеет биологических  родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка  и не заботятся о нем. В дальнейшем в работе мы будем опираться на это понятие. В этом случае заботу о детях берет на себя государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство рассматривается как социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее.
В настоящее время, в российском общественном сознании такое явление как социальное сиротство связывается с целым комплексом причин: политических, социальных, медицинских, психологических и других причин. Причинами социального сиротства являются природные катаклизмы и социальные потрясения - войны, межнациональные конфликты и другие явления, порождающие проблемы беженцев, вынужденных переселенцев. [9 c. 259] К числу непосредственных причин социального сиротства относятся следующие:
– добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего  ребенка, чаще всего это отказ  от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ  от ребенка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим  документом. В течение 3-х месяцев  родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью;
– принудительное изъятие ребенка  из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка  родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный  образ жизни, недееспособны и  так далее. Лишение родителей  родительских прав – это также  правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется  специальным юридическим документом.
К условиям, провоцирующим социальное сиротство, можно отнести следующие [32 c.3]:
    Социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, не возможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи;
    кризис семьи: распад семьи,  рост числа внебрачных детей,  раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах);
    педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие  связи поколений, безнадзорность  детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку;
    снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги;
    неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей;
    исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками  и родителями по месту жительства;
    развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности;
    рост влияния СМИ массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Как следствие – разрыв поколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодежи;
    недостаточное развитие службы  помощи детям, в том числе защиты их прав.
Из  вышеперечисленных условий, порождающих  социальное сиротство, одним из основополагающих является кризис современной семьи. Кризис современной семьи негативно  отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение.
Проблема  отказа матери от своего новорожденного ребенка – распространенное социальное явление. Роль социальных факторов в формировании искажений материнского поведения столь велика и очевидна, что многие исследователи непосредственно сводят именно к ним всю спорную проблему причинности социального сиротства.
Вывод: Во-первых, социальный сирота, это ребенок, который имеет биологических  родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка  и не заботятся о нем.
Во-вторых, основными причинами сиротства  детей в нашей стране являются отказ от ребенка в родильном доме, смерть или неизлечимая болезнь родителей ребенка, а также лишение родительских прав родителей ребенка в связи со злостным невыполнением ими своих обязанностей, то есть социальная дезорганизация семьи, финансово-экономические трудности, асоциальное поведение родителей (пьянство, наркомания, преступное поведение).
В-третьих, в России продолжается рост социального  сиротства, специализированные учреждения заполнены детьми, оставшимися без  попечения родителей. В связи  с этим остро стоит вопрос о  профилактике социального сиротства и развития данной технологии в разных ведомствах и на разных уровнях. 
 
1.2 Проблемы сиротства  в современной России
 
Проблема сиротства является сегодня проблемой, характерной  для многих развитых и развивающихся стран. Распространение такого явления, как социальное сиротство в нашей стране, обусловлено социальными условиями и процессами в обществе, характеризующими развитие России в XX в. и связанными с тремя войнами (Первая мировая война, Гражданская война и Великая Отечественная война), террором 20–30-х гг. XX в., а также последствиями перестройки конца 80-х – начала 90-х годов прошлого века.
Невероятно, но факт, что  в современной, мирной России, России ХХI века численность детей-сирот значительно больше, чем в послевоенные годы. По сути, Россия переживает сейчас 3-ю волну сиротства, что бесспорно явилось следствием социально-экономических потрясений 90-х годов прошлого века.
В каждой стране создается, развивается и укрепляется система  социальных альтернативных решений, касающихся воспитания и развития ребенка. К ним можно отнести следующие возможные варианты:
    сохранение ребенка в родной семье;
    возвращение в семью;
    усыновление внутри страны;
    усыновление в другой стране;
    передача на воспитание в семью;
    передача в специальные воспитательные учреждения.
Попечение детей-сирот может  быть осуществлено двумя путями –  усыновление или передача на государственное  попечение.
Усыновление – это специальная  мера защиты ребенка, при которой  юридически устанавливаются родственные  связи между человеком или  супружеской парой, не являющимися  его родными отцом и матерью. Важным обстоятельством для воспитания и развития ребенка является то, что в случае усыновления ребенок обретает именно семью, а не какую-либо ее замену. Усыновление ребенка осуществляют органы местной исполнительной власти в лице органов опеки и попечительства: усыновление устанавливается решением суда.
Государственное попечение  – создание неусыновленному ребенку (ребенку сироте) нормальных условий для его воспитания и развития путем помещения в специально созданные для этого учреждения. Ребенок может быть помещен в детский приют, дом ребенка, временную приемную семью, детский дом, школу-интернат [33].
К сожалению, у детей-сирот, воспитывающихся в государственных  учреждениях, нет положительного опыта  семейной жизни, воспитательные системы  далеки от совершенства, дети часто  повторяют судьбу своих родителей. Какие же пути преодоления этого  трагического социального явления? Среди них можно выделить главные:
    возрождение духовной культуры нации;
    экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства;
    возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, возвращение «воспитания» в учебные заведения;
    реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений;
    совершенствование системы устройства детей-сирот.
Несмотря на то что решение  ряда проблем сиротства (защита материнства  и детства, государственное попечение сирот) берет на себя государство, к этой проблеме должна быть привлечена общественность, которая может создать детям-сиротам комфортные условия для жизни в обществе.
Низкая рождаемость, которая  характерна для России уже в течение  нескольких десятилетий, привела к  быстрому сокращению общего числа детей. Число детей в возрасте от  0 до 17 лет включительно уменьшилось с 34 млн. человек на начало 2000 год до 26 млн. человек на начало 2010 года. Доля детей в структуре населения России на конец 2009 года составляет 18,3%. [5] 
Согласно статистическим данным за 2011 год, в Российской Федерации  выявленно свыше 82 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец 2011 года составила 654355 детей. [4]
За последние пять лет  в России наметился ряд позитивных тенденций в этой сфере. В частности:
    на 0,13% уменьшилось число детей-сирот, выявляемых в течение года (2006 г. – 127 тыс. детей, что составляет 0,45 % от общего количества детского населения страны, 2011 г. – 82,2 тыс. детей, что составляет 0,32 % от общего количества детского населения страны);
    более чем на 24% уменьшилось количество государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот (2006 г. – 1 770 учреждений, 2011 г. – 1 344), и более чем на 35% – численность детей, находящихся в этих учреждениях (2006 г. – 123 тыс. детей, 2011 г. – 79,9 тыс.);
    на 0,1 % уменьшилось число детей, нуждающихся в устройстве на воспитание в семьи, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (2006 г. – 177 тыс. детей, что составило 0,63% от общего количества детского населения страны, 2011 г. – 132,8 тыс. детей, что составило 0,53% от общего количества детского населения страны).
 
 В 2011 году в семьи российских граждан  было передано 67,5 тыс. детей, из них 10,8 тыс. – на усыновление, 56,7 тыс. –  под опеку (попечительство), в том  числе 13,7 тыс. – в приемные семьи.  
Вместе с тем в настоящее  время сохраняется ряд проблем, не позволяющих обеспечить в полном объеме реализацию права детей на воспитание в семье.
Большинство (80%) выявляемых детей, оставшихся без попечения  родителей, составляют дети, лишившиеся родительского попечения по «социальным» причинам. Несмотря на то, что за последние  пять лет количество родителей, лишенных родительских прав, уменьшилось более  чем на 19%, оно остается значительным (в 2011 году родительских прав лишены свыше 50 тысяч человек). [5]
Мировой опыт свидетельствует  о том, что для воспитания психологически зрелой и социально адаптированной личности, дети-сироты как можно  с более раннего возраста должны быть помещены в семью или же в  условия, наиболее приближенные к семейным. В России семейное воспитание не нашло еще должного распространения. По международным оценкам, около трети всех детей-сирот на земном шаре, проживающих в сиротских учреждениях, приходится на долю России.
Именно поэтому, так важно  для государства - развивать систему  семейного воспитания в различных  ее формах, и, так важно для общественных организаций и частных лиц  оказывать всестороннюю поддержку  в решении данной проблемы.
Воспитание и образование  детей-сирот является актуальной социально-педагогической проблемой. Дети-сироты в силу их особого  социального статуса часто более  подвержены негативному воздействию  общественных процессов, таких, как  апатия, потребительское отношение  к жизни, асоциальное поведение, наркотизация и т. д. Среди многих проблем вхождения в жизнь  общества для детей-сирот доминируют неумение жить самостоятельно, строить  свою семью. Разрыв между их представлениями  о жизни и реальностью проявляется в отсутствии способностей ориентироваться в современной ситуации, изменять свое поведение и запросы в зависимости от обстоятельств, в неумении работать и др.
Большинство детей-сирот  не могут успешно адаптироваться в жизни, не в состоянии решить многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки  взрослых. Они испытывают большие  трудности с устройством на работу, получением жилья, обустройством своего быта, составлением и соблюдением  бюджета, отстаиванием своих юридических  прав.
Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком  родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения  с взрослыми. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие вследствие такой депривации механизмов идентификации становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности  и в то же время повышенной уязвимости детей - сирот.
Специалисты выделяют следующие  проблемы детей-сирот в условиях детского дома-интерната:
                Особая проблема-феномен «мы» в условиях детского дома. У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть чувство фамильного «мы», отражающего причастность к своей семье. Это очень важная, организующая эмоционально и нравственно сила, обеспечивающая ребенку защищенность. В условиях жизни ребенка без родительского попечительства стихийно складывается детдомовское (интернатное) «мы» – совершенно особое психологическое образование. Дети охраняют друг друга в школе, на улице, все вместе готовы извлекать свои выгоды от чужих. У них особая нормативность по отношению ко всем «чужим» и своим – детдомовцам. При этом внутри своей группы они могут жестоко обращаться со сверстниками или детьми младшего возраста. Эта позиция формируется по многим причинам, но, прежде всего, вследствие нереализованной потребности в любви и признании, эмоционально- нестабильного положения ребенка, лишенного родительского попечительства.
                Отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы отдохнуть от других детей. Каждому человеку необходимо особое состояние одиночества, обособления, когда происходит внутренняя работа, формируется самосознание. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения стандартизирует определенный социальный тип личности.
                Неумение общаться. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны – он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним обращались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.
Исследователи единодушны в  том, что истоки социального сиротства  берут свое начало в семье. При  внимательном знакомстве с семьями, в которых ребенок стал сиротой  или лишился попечения родителей, выявляется общая закономерность: сиротству  либо предшествовали нарушения привязанности  между родителями и детьми, либо привязанность не была сформирована. Государство пытается решить проблемы сиротства, но те мероприятия, которые  оно проводит, не улучшают ситуацию, а, наоборот, тормозит, что говорит  о неэффективности существующих на данный момент мер.
 
 
 
 
Глава 2 Основные пути решения проблемы сиротства
 
2.1 Меры государственной  политики по решению проблемы  сиротства
 
Результаты проведенных  исследований привели к признанию  того, что общественная модель воспитания детей неадекватна потребностям развития ребенка, так как нацелена на изъятие ребенка из семьи, замену родительской заботы заботой сотрудников  учреждения и т.д. Это повлияло на стратегию политики в отношении  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая  сегодня считает развитие форм семейного  устройства приоритетным направлением защиты прав детей.
Социальное сиротство - комплексная, многоуровневая социальная и психологическая  проблема. Деятельность во всех сферах общества, которые соприкасаются  с детством, прямым или косвенным  образом влияет на социальное сиротство: увеличивает или уменьшает его.
Стратегические направления  политики государства в области  социального сиротства на современном  этапе определены следующим образом:
    создание системы профилактики социального сиротства;
    развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, приемные семьи, замещающие профессиональные   или   более привычно - патронатные семьи, семейно-воспитательные группы);
    поэтапный вывод детей из сиротских учреждений, создание на их базе учреждений по устройству детей на воспитание в семьи;
    нормализация жизни детей в закрытых учреждениях;
    постинтернатная адаптация  воспитанников детских домов и школ-интернатов.
 
Одной из актуальных и социально  значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, социального сиротства и повышения эффективности их профилактики. В профилактике нуждается все население, в особенности люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни.
Профилактика является одним  из перспективных и важных направлений деятельности в социальной работе по преодолению социального сиротства.
Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который  приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально- педагогическая.
Выделяют несколько уровней профилактической деятельности в отношении социального сиротства:
— общесоциальный уровень (общая  профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно- духовной сфере;
— специальный уровень (социально-педагогическая, социально-психологическая) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем;
— индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонений или проблемности.
Помимо этого выделяют следующие виды профилактической деятельности:
Первичная профилактика —  комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.
Вторичная профилактика —  комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления.
Третичная профилактика — комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного проступка подростком, покинувшим специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно- воспитательных, психолого- педагогических мер воздействия.
В профилактической работе для специалиста по социальной работе важнейшее значение имеет умение правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал, тщательно изучив все причины установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны.
В соответствии с выше сказанным, под профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:
— предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера;
— предотвращение возможных  физических, психических и социо-культурных девиаций у различных индивидов и социальных групп;
— сохранение, поддержание  и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии внутреннего потенциала.
Профилактические мероприятия  варьируются в зависимости от характера и причин социальных отклонений. В обобщенном виде профилактические мероприятия могут быть определены как нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств ведущих к социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства; мероприятия последующего контроля за проведенной профилактической работой. Из этого следует, что профилактика должна проводиться в форме программы запланированных действий, направленных на достижение желаемого результата, предотвращение возможных проблем и наблюдение за последующим состоянием социального объекта.
Эффективность осуществления  социальной профилактики во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения. Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали, тем самым закладывается фундамент благополучия в семьях и социальной стабильности общества в целом. В этой связи нельзя не согласиться с точкой зрения авторов «Российского энциклопедического словаря по социальной работе» (1997), что в профилактике нуждается все население, однако есть и приоритетные направления ее применения, имеются категории населения, нуждающиеся в ней в большей мере. К таким социальным группам можно отнести детей, подростков, инвалидов, пожилых, лиц, отличающихся антисоциальным образом жизни, а также испытывающих временные трудности, и другие. С учетом социального положения, статуса данных категорий населения, потребностей общества в предотвращении многих социальных проблем и строится профилактическая работа.
Профилактика семейного  неблагополучия как фактора социального сиротства относится к важнейшим видам профилактики, используемых в практике социальной работы. Существует два этапа профилактической работы. Первый связан с выявлением несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В процессе профилактики должна быть обеспечена полнота выявления профилактируемого контингента. Это будет возможно лишь в том случае, если в данном процессе будут участвовать все обозначенные в законе субъекты профилактики. Важно, чтобы в этом процессе принимали участие органы и учреждения, которые работают с семьей на ранних этапах формирования личности несовершеннолетнего — учреждения социальной защиты населения и здравоохранения, дошкольные и школьные образовательные учреждения.
Согласно, Федеральному закону Российской Федерации «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» индивидуально-профилактическая работа, проводится как в отношении несовершеннолетних, так и в отношении семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. В отношении тех и других разрабатываются специальные программы, включающие специфические для каждого профилактируемого субъекта мероприятия. Следующим этапом профилактической работы являются мероприятия по реабилитации профилактируемого лица. Успех реабилитации зависит, прежде всего, от полноты изучения личности, характеристики несовершеннолетнего, отношением его к учебе, к родителям, труду, состоянием здоровья, включая и психическое, характера отклоняющегося поведения и его причин.
Принятие соответствующей  Федеральной целевой программе  «Россия без сирот», реализация которой  запланирована на 2013-2020 годы, позволит проводить системную деятельность в данной сфере. Расходы на всестороннее развитие института усыновления  должны быть предусмотрены в проекте  федерального бюджета в следующем  году на очередной финансовый год  и двухлетний плановый период. Это  нужно ввести в ежегодную практику при составлении федерального бюджета  вплоть до указанной даты реализации, т.е. до 2020 года.
Предполагается, что целевая  федеральная программа «Россия  без сирот» на 2013-2020 годы, как предлагается, должна  включать как минимум 4 подпрограммы:  
    «Дети сироты» - Направлена на п
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.