Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Италия после второй мировой войны

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Италия после  второй мировой войны
 
 
Современная Италия входит в "большую западноевропейскую четверку" и в семерку промышленно развитых стран мира, хотя, в сравнительно недавнем прошлом, это была аграрно-индустриальная страна с сильными феодальными пережитками. Демократические институты Италии, сложившиеся на базе отсталых экономических и социальных отношений, были весьма ограниченными и свидетельством их слабости явилось то, что фашизм в Италии одержал победу уже в начале 20-х гг. XX в.
После второй мировой войны в социально-экономической и политической жизни Италии произошли большие перемены, в результате которых Италия вошла в группу наиболее сильных держав Западной Европы, сохранив при этом ряд только ей присущих особенностей (экономический дуализм, сильный государственный сектор и пр.).
Частая и резкая смена  внутренних социально-экономических  условий, отсутствие политической стабильности на протяжении многих послевоенных лет создают определенные трудности в изучении истории послевоенной Италии. С некоторой долей условности историю послевоенной Италии можно разделить на определенные периоды, каждый из которых имеет характерную для него расстановку политических сил и свою специфику социально-экономических преобразований в стране:
 Вторая половина 40-х  гг. - начало 50-х гг. Становление новой, демократической Италии. Ликвидация монархии, первые демократические реформы, формирование политической элиты.
50-60-е гг. Период итальянского "экономического чуда", превращение  Италии в промышленно развитую  державу. Годы острой политической борьбы. Главные партии - антагонисты ХДП и ИКП - в поисках союзников и выработке новой стратегии.
70-е гг. Начало кризиса  христианско-демократического правления  и связанного с этой партией структуры экономики и типа управления хозяйственным механизмом. Пик политического экстремизма и террора.
80-90-е гг. Этап глубоких  структурных преобразований в  экономике, полное включение Италии в европейский экономический интеграционный процесс. В политической области - кризис партийной и государственной системы, сложившейся в Италии после войны. трансформация традиционных партий. Фактический переход ко "Второй республике".
Советская и российская историография послевоенной Италии достаточно обширна. Советских историков итальянская тема привлекала прежде всего тем, что в этой стране действовала самая большая и влиятельная в Западной Европе компартия, а размах забастовочного движения был несопоставим ни с какой другой страной Запада. На итальянских левых, в свое время, возлагались определенные надежды, отсюда большое внимание к изучению рабочего и коммунистического движения Италии ( работы Наумова В. К., Лопухова Б. Р., Холодковского К. Г. и многих других, написанных в основном в 50-70-х гг.). Позже, когда ИПК, стала отходить от марксистско-ленинской идеологии, писать о ней перестали и лишь в 90-х годах тщательный анализ процесса реформирования ИПК в своих статьях Левин И. Б. (см список литературы). Однако пробелов в изучении истории ИПК очень много. До сих пор не написана политическая биография такого неоднозначного политического деятеля как П. Тольятти, практически ничего нет о главном реформаторе ИПК Э. Берлингуэре.
Вторая проблема, которая  доминировала в советской историографии  Италии - это политический экстремизм и терроризм (работы Филатова Г., Веселицкого А. А. и др.), впрочем, интерес к этой теме не угасает до сих пор, что вполне объяснимо.
Другим политическим партиям Италии в российской историографии  уделялось очень мало внимания. О ХДП, которая правила Италией более 40 лет, написано очень мало. Из наиболее значительных работ можно назвать лишь монографию Гаудука В. П. "Христианская демократия в Италии (60-70-е гг.)", вышедшую в 1985 г. Историю кризиса и краха ХДП в 90-х годах затрагивает в своих статьях тот же Левин И. Б.
Экономическая и политическая жизнь Италии после войны освещалась также в  работах общего плана ( в цикле "Современный монополистический капитализм", в трехтомной истории Италии и др.), но эти работы уже устарели, да и изложение в них в лучшем случае доведено до начала 80-х гг. История Италии последних десятилетий еще не написана российскими историками.
    ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ИТАЛИИ ПОСЛЕ  ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
 ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ  РЕСПУБЛИКИ.
Формально вторая мировая  война закончилась для Италии в сентябре 1943 г., когда войска союзников высадились на юге страны. 8 сентября 1943 г. по Лондонскому радио было объявлено о перемирии с Италией. 29 сентября 1943 года Италия официально капитулировала. а 13 октября правительство маршала Бадольо (оно было оформлено после государственного переворота 25 июля 1943 г., когда был арестован Муссолини) даже объявило войну Германии. Союзники признали Италию совместно воюющей державой и выступили гарантами ее будущего демократического развития. Соответствующие решения были включены в "Декларацию об Италии", принятую в октябре 1943 г. на Московской конференции министров иностранных дел союзных государств.
Однако по-настоящему война для итальянцев в 1943 г. еще  не закончилась. Германские войска немедленно после объявления Италией перемирия в течение двух дней оккупировали всю Северную и Центральную Италию и вошли в Рим. Страна оказалась расколотой по меридиану Неаполя. На юге. под защитой англо-американских войск, находились король Виктор-Эммануил III и правительство Бадольо, а в северной и центральной Италии Гитлер провозгласил образование так называемой "Итальянской социальной республики", во главе которой был поставлен тот же Муссолини, освобожденный из заключения десантной группой эсэсовцев под командой О. Скорцени. В стране развернулось мощное вооруженное Сопротивление против гитлеровской оккупации.
Необходимо подчеркнуть, что политическая ситуация в Италии была совсем не такой, как она сложилась в послевоенной Германии. Там. после краха Третьего рейха, не существовало сколько-нибудь значимой оппозиции гитлеровскому режиму и первые шаги к демократии немцы совершали под строгим контролем союзников. В то время как Италия к окончанию войны уже имела развитую систему пользовавшихся большим влиянием партий антифашистского направления, накопивших значительный опыт. Крупнейшими из них были компартия, соцпартия (обе имели пакт о единстве действий с 1934 г.) и Христианско-демократическая партия (ХДП), возникшая в 1943 г. на базе довоенной партии "Пополяри", запрещенной фашистами в 1926 г. Крах итальянского фашизма и практическая необходимость объединения католиков, принимавших активное участие в Сопротивлении, поставили перед ХДП задачу разработать в своей программе такие теоретические положения, которые послужили бы основой для собирания сил. Новая программа ХДП - "Реконструктивные идеи христианской демократии", разработанная под руководством лидера ХДП де Гаспери, отвечала именно этой задаче. Опираясь на социальную доктрину католической церкви, сердцевиной которой является идея "солидарности всех социальных классов", ХДП высказалась в пользу политических свобод и установления в Италии демократического строя, построения общества "смешанной экономики", справедливого распределения национального дохода и участия трудящихся в управлении и владении капиталом предприятий. Перечисленные три партии, вместе с более мелкими (республиканцы, либералы и др.) в сентябре 1943 г. образовали Комитет национального освобождения, который и возглавил всенародное движение Сопротивления. Ведущую роль в этом движении играла компартия. В апреле 1944 г. на Юге Италии было создано коалиционное  демократическое правительство с участием всех антифашистских партий.
В мае 1944 г. на юге началось наступление войск союзников, которые 4 мая вошли в Рим и стали  продвигаться в сторону Тосканы и Умбрии. Одновременно усилилась вооруженная борьба итальянских партизан (в их отрядах участвовало более 300 тысяч человек). В марте 1945 г. партизанским командованием был выбран план национального вооруженного восстания, которое и началось 16 апреля 1945 г., сначала в Турине, затем в Генуе, Болонье, Модене и, наконец, оно целиком охватило весь Север страны. 27 апреля около местечка Донго, близ швейцарской границы, бойцы одного из отрядов повстанческой армии захватили в плен Муссолини и 28 апреля он был расстрелян. 29 апреля 1945 г. гитлеровские войска в Италии подписали акт о капитуляции. Апрельское вооруженное восстание имело огромное историческое значение. Оно спасло промышленный потенциал Севера страны от уничтожения, закрыло гитлеровским войскам путь к отступлению в Австрию и создало для консолидации демократических сил страны. В сформированный в декабре 1945 г. первый коалиционный кабинет де Гаспери вошли представители всех партий Комитета национального освобождения. включая коммунистов.
Экономическое положение послевоенной Италии было исключительно тяжелым. Было разрушено 60 % дорог государственного значения, 90 % портовых сооружений, 80 % подвижного железнодорожного состава, 45 % жилищного фонда и т. д. Огромными были потери торгового флота. Многие уцелевшие предприятия все равно не работали из-за отсутствия сырья и энергии. В тяжелом состоянии находилось сельское хозяйство страны, на продукты питания были введены карточки и дневная норма хлеба составляла 200 грамм. Внутренний государственный долг страны в 10 раз превышал довоенный национальный доход Италии. В стране неудержимо нарастала инфляция: в 1938 г. количество бумажных денег в обращении достигало 22,5 млн. лир, а в 1947 г. - 794 млрд. лир. На почве острого недоедания и безработицы в ряде городов Италии начались забастовки, а на юге - стихийные голодные бунты. Инфляция привела к банкротству множество мелких и средних предприятий и в ряде регионов страны положение стало просто катастрофическим.
Относительно решения  социально-экономических проблем страны внутри демократических партий имелись существенные разногласия. Если ХДП, как уже указывалось выше, поддерживало идею широкой демократизации государственного и общественного строя Италии и программу определенных социальных реформ, но при непременном соблюдении принципа частной собственности, то коммунисты с социалисты выступали с гораздо более радикальными требованиями. Они говорили о необходимости изменить социальную структуру страны, настаивая на полной ликвидации крупного помещичьего землевладения, национализации банков и промышленных монополий, установлении народного контроля над производством и пр. Коммунисты не скрывали. что осуществление предложенных ими структурных реформ откроет перед рабочим классом Италии "демократический путь продвижения к социализму". Следует учесть, что ИКП в декабре 1945 г. насчитывала в своих рядах свыше 1,5 млн. человек и ее политическая роль была очень велика. Стратегическая линия и политическая программа социалистов в то время в основном очень совпадала с линией ИКП. Чуть позже, в октябре 1946 г., обе партии подтвердили пакт о единстве действий.
Самой крупной победой  демократических сил Италии после  войны стала ликвидация монархии. Референдум о новом государственном  устройстве страны прошел 2 июня 1946 г. За республику было подано 12,7 млн. голосов, за монархию - 10.7 млн. Северные районы страны в основном высказались за республику, южные - за монархию. Это объяснялось отсталостью политического сознания крестьянских масс Юга, большим влиянием там католической церкви, страхом перед мафией. 18 июня 1946 года Италия была объявлена республикой, король Виктор-Эммануил III покинул страну. В июне 1946 г. состоялись и выборы в Учредительное собрание. ХДП собрала 35,5 % голосов (207 мандатов), социалисты - 20,7 % (115 мандатов), ИКП - 18,9 % (104 мандата). Нетрудно заметить, что соотношение сил между тремя самыми массовыми партиями страны уже было иным. чем в годы Сопротивления. На первое место выдвинулось ХДП, за которую в массовом порядке проголосовало крестьянство. Однако выборы подтвердили и сильные позиции левых партий: за них на Севере страны проголосовало более 50 % избирателей, поэтому представители этих партий вошли в образованный 13 июля 1946 г. новый кабинет де Гаспери.
В декабре 1947 г. была принята  новая конституция Италии, первый раздел которой гласил: "Италия объявляется демократической республикой, основу которой составляет труд, а суверенитет в стране принадлежит народу". Эта конституция, в основном, действующая доя сих пор, действительно является самой демократической в Европе. Специальным приложением к конституции была запрещена в какой бы то ни было форме реорганизация фашистской партии. Конституция признает права своих граждан на труд, образование, отдых, социальное обеспечение, провозглашает равные права мужчин и женщин, свободу профсоюзной деятельности и пр. В ряде ее статей изложены принципы будущих социальных преобразований: возможное ограничение частной собственности "в интересах общества", проведение аграрной реформы, поддержка кооперации со стороны государства и пр. Церковь была отделена от государства, но сохранила большие права в итальянском гражданском обществе и возможность широкого влияния на умы и души людей (запрет развода, право преподавать католическую доктрину в школе и создавать религиозные школы и др.) Высшим законодательным органом республики является парламент из двух палат, избираемый посредством всеобщих выборов по пропорциональной системе. Президент республики большими полномочиями не обладает. Широкими правами, в том числе в законодательной области, были наделены органы местного самоуправления. Области (джунты) были наделены даже финансовой автономией, в их распоряжения могли поступать местные налоги и часть государственных.
Из экономических мероприятий, осуществленных в Италии в первые послевоенные годы, безусловно главное место занимает аграрная реформа. Аграрный вопрос был одним из самых острых в довоенной Италии. Огромные помещичьи латифундии на Юге и в Центральной Италии, широкое распространение кабальных форм аренды (колонат. издольщина, испольщина) наглядно свидетельствовали о наличии феодальных пережитков в сельском хозяйстве страны. Более четырех миллионов крестьян владели крошечными участками или арендовали землю на кабальных условиях и в то же время почти 9 млн. га земли, принадлежащей латифундистам, плохо обрабатывались или были просто заброшены. Армия батраков и поденщиков (более 2,6 млн. человек) влачила нищенское существование и жила в поселках, не имевших ни коммунальных удобств, ни школ, ни больниц. Многие жили просто в пещерах, вырытых на склонах гор и оврагов. План аграрной реформы был разработан в 1948 г., а ее осуществление началось в 1950 г. Государство выкупило. а частично конфисковало, у крупных помещиков на Юге и в Сицилии часть земель, которые потом были пущены в продажу мелкими участками. На покупку земли крестьянам были предоставлены государственные кредиты. В результате в руки крестьян, батраков, мелких арендаторов, издольщиков перешло 1,5 млн. га земли. Были также отменены кабальные формы аренды. И хотя крупное помещичье землевладение в Италии не было ликвидировано полностью (реформа была проведена только в определенных регионах), положение сельскохозяйственного населения на Юге несомненно улучшилось и был дан толчок к развитию промышленности. 
Улучшению экономического положения Италии способствовала и помощь по плану Маршалла. Сначала согласно этого плана в Италию поставлялись продукты питания и сырье, а потом и промышленное оборудование на сумму 1,5 млрд. долларов. Средства. вырученные от реализации американских товаров в Италии, составили так называемый фонд в лирах, за счет которого осуществлялось строительство мостов. дорог. а также велись общественные работы по плану восстановления Юга.
Что же касается политического  положения в стране, то конец 40-х  годов ознаменовался событиями, которые закрепили новую расстановку сил в системе партий, участвовавших в Сопротивлении. В мае 1947 года произошел раскол в Социалистической партии, из нее вышла правая группировка во главе с Сарагатом, возражавшая против пакта единства с коммунистами. Впоследствии (в 1952 г.) эта группа оформилась в самостоятельную организацию - Итальянскую социал-демократическую партию (ИСДП). Раскол в социалистической партии повлек за собой правительственный кризис, и в новый кабинет, и в новый кабинет де Гаспери в июне 1946 г. коммунисты уже не вошли.
На первых послевоенных парламентских выборах в апреле 1948 г. ХДП закрепила за собой лидирующее положение в системе политических партий, эффектно используя в своих избирательных целях американскую помощь по плану Маршалла. ХДП получила 40 % голосов, ИКП и ИСП, выступавшие в едином оппозиционном блоке - 31 %. Таким образом, в стране произошла коренная перегруппировка политических сил, причем на длительный период.
В 1949 году Италия вступила в НАТО, а в январе 1950 года между Италией и США было заключено соглашение "о взаимной помощи в целях обороны". На итальянской земле появляются американские военные базы (в Авьено, Неаполе и других местах), а на юге, у острова Маддалена, стал базироваться 6-й американский флот. Внешняя политика Италии на многие годы стала формироваться и осуществляться под непосредственным влиянием США.
ЛИТЕРАТУРА
 Гайдук В. П. Христианская  демократия в Италии. М., 1985.
 История Италии  в трех томах. Том 3. - М., 1971.
 Кин Ц. Итальянский ребус. -М., 1991.
 Комолова Н. П.  Новейшая история Италии. - М., 1970.
 Храмова Н. Земельная  реформа в Италии // МЭ и МО. - 1998. - № 2.
                                    
    ИТАЛИЯ В 50-60-Х ГОДАХ. ИТАЛЬЯНСКОЕ
"ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  ЧУДО". "ЦЕНТРИЗМ" И
"ЛЕВОЦЕНТРИЗМ" В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ХДП
В начале 50-х годов  итальянская экономика после  многих десятилетий застоя вступила в период быстрого развития. Заметно сократилось отставание Италии от наиболее развитых держав в научно-техническом и технологическом отношениях, а также по уровню хозяйственной зрелости. "Послевоенный экономический рост в Италии, - отмечал лондонский "Экономист", - был  подобен блицкригу: мобильные части итальянской промышленности, стремительно продвигаясь вперед, обходили с флангов всюду встречавшиеся сильные очаги сопротивления... И вовне итальянские фирмы демонстрировали удивительные способности к захвату иностранных рынков". Темпы прироста промышленной продукции в 50-х гг. составляли в Италии около 14 %, а в среднем за 15 лет - 8-9 %. Новые промышленные центры возникали на юге Италии, в Сицилии, значительно изменив структуру этих отсталых районов, бывших ранее исключительно аграрными. Итальянские монополии укрепили свои позиции на международной арене, увеличился вывоз итальянских капиталов за границу, особенно в страны Азии и Африки. К концу 60-х гг. по запасу золота и валюты Италия вышла на пятое место в западном мире.
Такому быстрому экономическому подъему способствовал ряд благоприятных факторов. Роль первоначального накопления в модернизации итальянской промышленности сыграла финансовая помощь США по плану Маршалла (1,5 млрд. долларов), а с конца 50-х годов в Италию устремился поток частных инвестиций. Иностранные капиталы вкладывались преимущественно в машиностроение, химическую и нефтеперерабатывающую отрасли.
Помимо капитала в  Италии в избытке имелся другой важнейший  компонент производства - рабочая сила. Постоянный приток новых рабочих рук из деревни позволял итальянским предпринимателям сохранять низкий уровень зарплаты, что очень удешевляло себестоимость итальянских товаров и повышало их конкурентноспособность на внешних рынках.
Значительную роль в  подъеме национальной экономики  сыграла осуществленная в 50-х годах аграрная реформа. Она дала толчок к механизации сельского хозяйства Италии и, следовательно, развитию соответствующих отраслей промышленности, а также способствовала расширению внутреннего рынка. Размер государственных инвестиций в земельную реформу за 12 лет составил 638 млрд. лир, к этой сумме следует добавить расходы самих получателей земель, примерно 15 % от суммы государственных инвестиций. Это позволило осуществить мелиорацию земель на площади более 500 тыс. га, посадку плодовых деревьев на площади в 100 тыс. га, проложить дороги, провести водопровод и линии электропередач. В результате улучшилась структура использования земель, резко сократились пастбища и целина, произошел рост продуктов животноводства и увеличился выход товарной продукции. Изменилась сама структура итальянской деревни: исчезли испольщики и издольщики, значительно расширилась прослойка мелких и средних собственников. С 1948 г. по 1962 г. крестьянская собственность в Италии увеличилась более, чем на 3 млн. га. Промышленному подъему способствовали также открытие и разработка важных видов сырья: нефти в Сицилии и природного газа на севере Италии. Для примера: в 1938 г.  в Италии было добыто 10 тыс. тонн нефти, а в 1968 г. - 1,8 млн. тонн. Газа в 1938 г. - 20 тыс. куб. метров, в 1968 г. - 12 млн. куб. метров.
Несомненно положительную  роль сыграло участие Италии в европейском интеграционном процессе. Когда только начинались переговоры о создании Европейского объединения угля и стали, для всех его участников было ясно, что Италия, не имеющая ни угля, ни железной руды, потребует для себя особых условий. Они были ей предоставлены: итальянская металлургическая промышленность получила право в течение 10 лет беспрепятственно пользоваться для сбыта своей продукции всей территорией малого европейского рынка, тогда как ввоз в Италию металлургической продукции других стран-членов ЕЭС мог осуществляться только по ценам, назначенным итальянским правительством. В результате общее производство стали было поднято в Италии с 2,8 млн. тонн в 1950 г. до 16 млн. тонн в 1968 г.
Конечно, не все отрасли  итальянской промышленности в 50-60-е гг. развивались одинаково. Среди них можно выделить несколько, развитие которых превзошло все показатели. Это, прежде всего, полимерная промышленность, объем производства которой за эти годы увеличился в 6 раз. Широкие работы в этой области были начаты в Италии в 30-е годы. Располагая отличными кадрами и вложив в   этой отрасль большие капиталы, Италия к концу 50-х гг. заняла ведущее место на мировом рынке полимеров, ее патенты и оборудование охотно покупали все высокоразвитые страны мира, в том числе США и ФРГ.
На втором месте по темпам развития находилось точное машиностроение, здесь ведущее место занимала фирма "Оливетти", затем - добыча и переработка нефти и газа и автомобильная промышленность. 80 % автомобильного производства приходилось на фирму "Фиат". Быстро развивающейся сферой хозяйственной деятельности являлось в Италии в эти годы оказание разного рода  услуг, в первую очередь, того. что связано с обслуживанием туристов. Туристский поток в Италию непрерывно возрастал, достигнул к концу 60-х годов цифры в 27 млн. человек. В стране была создана сеть первоклассных дорог со всем необходимым обслуживанием. Приток долларов от туризма в огромной степени содействовал почти постоянного положительного сальдо платежного баланса страны.
Показателем глубоких качественных изменений в итальянской экономике явилось изменение структуры ее экспорта и импорта. В экспорте стали преобладать готовые изделия (автомобили, суда, металлорежущие станки, полимеры, сельскохозяйственные машины, обувь, текстиль, бытовая техника), а также продукты сельского хозяйства, как оливковое масло, рис, вино, фрукты. В импорте большой удельный вес занимало сырье - нефть, железная руда и продукты животноводства - мясо, молочные продукты.
К характерным чертам послевоенного экономического развития Италии следует отнести сочетание большого государственного сектора и множества мелких и средних предприятий. Наличие мощного госсектора в Италии имеет свои исторические корни: отсутствие важнейших видов полезных ископаемых, традиционная бедность капиталами. неблагополучное положение Италии в мировом хозяйстве, своеобразный дуализм итальянской экономики - наличие промышленно развитого Севера и очень отсталого Юга страны и пр. Все перечисленные выше факторы всегда предполагали широкое и активное вторжение государства в экономику уже сразу  после объединения Италии в XIX в. После второй мировой войны вмешательство государства в экономику постепенно расширялось и углублялось, приобретая все новые формы и направления. Сразу же после окончания войны государство было вынуждено проводить широкие операции по спасению от банкротства огромного количества фирм и осуществлять реконверсию их производственной деятельности, что в конечном итоге привело к огосударствлению этих компаний. На рубеже 40-50-х гг. именно государство взялось за решение проблем индустриализации страны, так как частному капиталу такая задача оказалась не под силу. Государство разработало и осуществила ряд отраслевых (в нефтехимии, металлургии) и региональных (в отношении Юга) программ развития.  Для финансирования развития Юга был создан специальный государственный орган, так называемая "Касса Юга", за его счет в Калабрии и на Сицилии были построены металлургические заводы, сооружен нефтехимический комплекс, проложены автострады, проведен газопровод. В 50-60-х гг. государство разработало общенациональные среднесрочные программы экономического развития страны. Через государственные банки и кредитные институты, государственные промышленные объединения (например, через Институт промышленной реконструкции - ИРИ )была осуществлена реструктуризация ряда отраслей промышленности.
В результате к началу 70-х гг. государству в Италии принадлежали 95 % производства чугуна, 60 % стали и  проката, 80 % судостроения, 40 % моторостроения, почти 97 % в добыче нефти и газа, 65 % морского пассажирского флота, вся электроэнергетика, радио, телефонная сеть и почти вся авиакомпания. В то же время наряду с сильным государственным сектором значительный удельный вес в итальянской экономике сохранили мелкие и средние предприятия, эффективность которых базировалась на их быстрой реакции на потребности рынка и экономической конъюнктуры. Многие из них были построены на семейной основе. Сотни тысяч мелких и средних компаний совершенно преобразили промышленную карту Италии, действуя в обрабатывающей промышленности, в области транспорта, торговли, сферы услуг. Впоследствии такие небольшие фирмы стали выпускать продукцию технологически сложную и очень высокого качества.
Подводя итоги экономическим  успехам Италии в 50-60-е гг. следует признать, что в ее промышленном развитии все же сохранилось много недостатков. Разрыв в уровнях развития Юга и Севера не только сохранился, но даже углубился, так как северные города развивались куда более быстрыми темпами. В стране продолжала сохраняться высокая безработица ( до двух миллионов человек), так как при наличии большого числа свободных рабочих мест сотни тысяч людей не могли их занять в силу слабой профессиональной подготовки. 200-300 тысяч человек ежегодно покидали Италию в поисках работы за рубежом. Уровень национального дохода на душу населения был в Италии в 2-3 раза ниже, чем в других развитых странах Запада. Значительно отставало в своем развитии сельское хозяйство, уровень его технической оснащенности заставлял желать лучшего.
Политическая жизнь  Италии в 50-60-х гг. продолжала оставаться достаточно напряженной. Среди выдвинутых после войны на политическую авансцену различных партий продолжали явно преобладать два главных антагониста - ХДП и ИКП. Обе партии в эти годы пользовались поддержкой примерно 65 % избирателей. Отсюда ясно, что возможность для ХДП сформировать однопартийный кабинет   практически исключалась, ей нужны были союзники. С конца 40-х годов основными союзниками ХДП являлись либералы, республиканцы . социал-демократы. Партии либералов и республиканцев являются старейшими партиями в Италии. Они были образованы еще в середине XIX в. и сыграли значительную роль в борьбе за объединение страны. Но их заслуги остались в прошлом. В Италии второй половины XX в. они не пользовались большим политическим влиянием. Либералы в основном опирались на традиционные слои собственников. Их политический консерватизм (они даже голосовали за сохранение монархии), фактическое отсутствие социальной программы, привязанность к старым догмам экономического либерализма делали эту партию малопригодной к борьбе за массы. Социальной опорой республиканцев были узкие круги мелких и средних собственников. Обе партии и не пытались играть сколько-нибудь значительную роль и готовы были следовать за ХДП. На выборах 1948 г. указанные три партии собрали вместе около 12 % голосов, выступая в коалиции с ХДП под лозунгом центризма. Однако в 1952 году ХДП попыталась оформить центристский блок в законодательном порядке, предложив парламенту проект нового избирательного закона, суть которого заключалась в том, что партия, собравшая на выборах 50 % плюс один голос автоматические получает две три мест в парламенте. Но большинство избирателей реагировали на "мошеннический закон" очень негативно и на выборах в парламент в июне 1953 г. голосование приняло характер народного референдума: правительственный блок потерял 3 млн. голосов и угроза пересмотра конституции была ликвидирована. Центристская платформа ХДП дала глубокую трещину.
В августе 1954 года умер де Гаспери и полнота партийной власти в ХДП перешла к группе А. Фанфани, который высказался за продолжение реформ в "определенных пределах" с целью смягчения социальных противоречий. И, действительно, во второй половине 50-х годов был осуществлен ряд социальных реформ, в том числе пенсионная, были снижены налоги, продолжены аграрные преобразования. Но политическая стабильность в стране не наступила: с 1953 по 1959 годы в Италии сменилось 11 кабинетов. ХДП попыталась найти выход из кризисного положения в союзе с крайне правыми партиями, в первую очередь с Итальянским социальным движением (ИСД). ИСД была образована в начале 1947 г. в сложной политической обстановке, когда Италия совершала свой  переход от руин тоталитарной диктатуры к демократическому обществу. Социальная обстановка в стране создавала благоприятную почву для возникновения крайне правых организаций, якобы пекущихся об интересах обездоленного народа. Эти организации не могли открыто использовать фашистские символы и программы и всячески маскировались. Так ИСД определила себя как "политическую организацию, вдохновляемую этической концепцией, основными пунктами которой  является защита интересов и достоинства итальянского народа". Ее главным идеологическим принципом была "борьба против коммунизма на всех уровнях общественной и политической жизни". Сначала это была малозаметная организация, но в 50-х гг. она выросла    (факторов для социального недовольства в Италии было предостаточно) и даже провела своих представителей в парламент, собрав на выборах  1953 г. 1,5 млн. голосов.
В марте 1960 г. очередного правительственного кризиса ХДП  с трудом сформировала кабинет во главе с Тамброни, но получить доверие  ему удалось только с помощью  голосов от ИСД. Возомнив себя спасителями  отечества, руководители ИСД решили, что у них появился шанс  войти в правительство. Чтобы отпраздновать свою победу, ИСД решила созвать свой национальный съезд в Генуе, городе, награжденном Золотой медалью Сопротивления. Это вызвало всеобщую политическую стачку в Италии, съезд был разогнан, его участников буквально вывезли из города, а кабинет Тамброни пал. Руководство ХДП было вынуждено снова изменить политический курс. В январе 1962 г. на съезде партии в Неаполе было принято решение о переходе к "политике левого центра": с республиканцами, социал-демократами и социалистами.
Чтобы объяснить неожиданное  появление в правительственном  блоке социалистов , необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что события середины 50-х гг. (разоблачение культа личности Сталина, события в Польше, ввод советских войск в Венгрию) вызвали острый кризис в ИСП. После бурных дискуссий было решено разорвать пакт о единстве с коммунистами и проводить отныне "автономную" политику. Лидер ИСП П. Ненни заявил, что у обеих партий "разные концепции власти. Но осуществить автономную политику оказалось не так-то просто. ИСП была хотя и достаточно влиятельной организацией, но ее электорат по численности был вдвое меньше, чем у коммунистов. В одиночку она не могла предпринять сколько-нибудь серьезных политических шагов и разрыв с ИКП неизбежно толкал ее на сотрудничество с христианскими демократами. В 1961 г. на очередном съезде ИСП было решено "поддержать правительство /т. е. ХДП/ при наличии в его программе обязательств достаточно серьезных социально-экономических реформ". ХДП очень положительно реагировала на это заявление и в феврале 1962 г. был сформирован первый "левоцентристский" кабинет А. Фанфани: ХДП, ИСП, ИСДП и республиканцы.
ИКП, оказавшись без главного союзника и учитывая положение, сложившееся в международном коммунистическом движении после событий 50-х гг., немедленно приступила к выработке новой стратегии, суть которой была ясно определена в докладе П. Тольтти на VIII съезде ИКП в декабре 1956 г.: "О возможности использования парламентского пути для перехода к социализму". ИКП отказалась от идеи вооруженного восстания для завоевания власти, отвергла диктатуру пролетариата и заявила, что отныне будет руководствоваться не "узкоклассовыми интересами промышленных рабочих, а интересами всех других отрядов трудящихся и мелких собственников". Новая стратегия ИКП оказалась настолько популярной, что в течение последующих 15 лет она неуклонно увеличивала число своих избирателей: в 1963 г. - 25,3 % голосов, в 1968 г. - 26,9 %, в1972 г. - 27,2 %, в 1976 г. - 34,4 %. Новая политическая линия, получившая условное название "итальянского пути к социализму", в, сущности, положила начало глубокому реформированию ИКП, закончившемуся спустя много лет ее полной социал-демократизацией. В результате она не перешла в небытие, как многие компартии Запада, а в реформированном виде заняла весомые позиции в системе политических партий Италии. Что касается левоцентристского блока, то он оказался недолговечным. Оба главных союзника - ХДП и ИСП - быстро разочаровались друг в друге. ХДП не довела до конца обещанные реформы, а именно их осуществлением ИСП оправдывала свой союз с христианскими демократами перед избирателями, а ИСП не удалось сдержать стремительный рост забастовочного движения в стране
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.