Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Структура стресса: его составляющие и фазы развития

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Структура стресса: его составляющие и фазы развития

 
Развитие стресса определяется наличием двух факторов:

 
«стрессор»
«стрессовая реакция»

 
Стрессор
Во многом развитие стресса  обусловлено природой стрессора.
Стрессор – это стимул, который может запустить в действие систему реакций человека, направленных на адаптацию.
Различные психологические и социальные характеристики стрессора, его качественные и количественные особенности, отношение  к личности и многое другое, не могут  не учитываться при анализе механизмов стресса.
В жизни мы сталкиваемся с различными стрессорами. Одни из них  относятся к окружающей среде (токсины, жара, холод), другие имеют психологическую  природу (снижение самооценки, депрессия), третьи — социологическую (безработица, смерть любимого человека), остальные — философского характера (использование времени, цели жизни).
 
Природа стрессора, как  правило, определяет терминологическую  характеристику стресса (эмоционального, физического, интеллектуального и  др.). В связи с особенностями раздражителя принято выделять два основных вида стресса:
 
Стресс
                    
Физиологический: вызывается физическими стимулами – жар, холод, голод и т. д. Физиологический стресс возникает в результате воздействия раздражителя через какой-либо сенсорный или метаболический процесс. Например, удушье или слишком сильные физические нагрузки приобретают роль стрессоров, провоцирующих физиологический стресс.
 
Психологический: подразделяют на информационный и эмоциональный.
Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек вынужден выполнять большое количество задач, оперировать большим объемом информации, принимать множество решений – и при этом он высоко заинтересован в выполнении данной работы, но объем информации, которую необходимо перерабатывать, превышает его возможности.
Эмоциональный стресс развивается в ситуации угрозы, обиды и т.п. или же наоборот, в ответ на чрезвычайно радостное событие, а также в так называемых конфликтных ситуациях, когда сталкиваются противоречивые потребности и мотивы человека.

 
Наличие стрессора еще не обусловливает  развитие стрессовой реакции. Устойчивость к некоторым стрессорам обусловлена  как генетическими, так и индивидуально-личностными  качествами. Что касается специфичности  и неспецифичности ответов при действии разных стрессоров, то, как было сказано раньше, по мнению Селье, всякий стимул, вызывающий адаптационные реакции организма, обладает специфическими и неспецифическими действиями.
 
Стрессовая реакция
Стрессовые реакции  бывают:

 
физиологические
эмоциональные
поведенческие

 
Физиологические механизмы стресса мы рассмотрим в следующей лекции.
Типичные эмоциональные  стрессовые реакции – это реакции двух типов: стенические (гнев, злость) или астенические (страх, печаль, обида).
Среди поведенческих реакций также можно выделить два крайних полюса поведения: реакция бегства или реакция борьбы.
Реакция борьбы или бегства  иногда называется стрессовой реактивностью. Эта реакция, заключается в увеличении мышечного напряжения, учащении сердцебиения, повышении артериального давления и нервного возбуждения,и др. (подробнее физиологию стресса мы рассмотрим в ходе следующей лекции). Такая реакция готовит нас к быстрым действиям. При этом наш организм вырабатывает вещества, которые в дальнейшем не используются. Потом это сказывается на нашем здоровье.
Чем дольше мы находимся  в измененном физиологическом состоянии (длительность) и чем больше это изменение отличается от нормы (степень), тем больше вероятность, что такая стрессовая реактивность обернется для нас болезнью. Из этих двух показателей — длительность и степень — длительность является наиболее важным.
 
Теперь, когда вы знаете, что такое стрессор и стрессовая реакция, давайте дадим определение самому стрессу.
В настоящее время термин «стресс» употребляют весьма вольно. Появилось множество противоречивых формулировок этого понятия. Однако следует подчеркнуть, что стресс - это не просто нервное напряжение, неверно отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным возбуждением.
Разные исследователи определяли стресс по-разному. Некоторые говорили, что стресс — это стимул, другие — что это реакция, остальные  же утверждали, что это — целый спектр взаимодействия разных факторов.
Г. Селье считал, что стрессовая реакция представляет собой неспецифический набор психофизиологических изменений, который не зависит от природы фактора, провоцирующего стресс.
Мэйсон описывает стресс, выделяя  разные способы употребления самого слова стресс. Стресс может пониматься как:
      Стимул. В рамках такого понимания «стресс» сводится к единственному явлению: стимулу, вызывающему соответствующие ответные реакции организма, направленные на адаптацию к этому воздействию. Т.е. здесь «стресс» - это то, что мы называем «стрессором».
      Реакция. В этом случае к явлению стресса относят только саму реакцию организма, направленную на адаптацию к определенному стимулу. Это соответсвует нашему пониманию «стрессовой реакции».
      Взаимодействие стимула и реакции, т.е. стрессора и стрессовой реакции.
      Весь спектр факторов взаимодействия. Т.е. в содержание понятия «стресс» включены все факторы, так или иначе определяющие особенности стимула (стрессора), стрессовой реакции и характер их взаимодействия.
 
Еще есть  точка зрения, согласно которой стресс определяется как разность между давлением, т.е. действием стрессора, и адаптивностью, т.е. способностью человека адаптироваться к данному воздействию: стресс = давление - адаптивность.
Мы будем определять стресс как комбинацию стрессора и стрессовой реакции. Без этих двух компонентов стресс не существует. Стрессор обладает лишь способностью возбуждать стрессовую реактивность. Чтобы лучше понять это, представьте следующую ситуацию: двух человек уволили с работы. Для первого это катастрофа: «Как я буду обеспечивать семью? Чем платить за жилье?» Второй воспринимает увольнение более спокойно: «Да, нехорошо, что меня уволили. Но, по правде говоря, мне никогда не нравилась эта работа. Это послужит стимулом, чтобы подыскать работу мне по душе». Как вы видите, стрессор (увольнение) обладает способностью к инициации физиологического возбуждения, но к такому результату приведет лишь образ мыслей первого человека. Первый человек, столкнувшись со стрессором, воспринял его негативно, и его физиологическое состояние изменилось. Согласно определению, этот человек переживает стресс. Второй человек тоже столкнулся с тем же стрессором, но воспринял его так, что физиологического возбуждения не произошло. И этот человек не подвергся стрессу.
 
Важно отметить, что стрессором может выступать не только некое очень негативное, неприятное событие жизни, но и нечто позитивное, требующее адаптации к неким произошедшим изменениям (например, тяжёлым стрессом является смерть близкого в семье, но не меньшим стрессом является и рождение ребёнка, вступление в брак).
Еще Селье указывал на то, что не всякий стресс является вредным. Стрессовая активация может иметь положительную  мотивирующую силу, улучшающую качество жизнедеятельности, вызывающая положительные  эмоциональные реакции - эти состояния обозначают как эустресс. Все эмоционально-стрессовые состояния, связанные с неприятными, отрицательными переживаниями, и имеющие ослабляющую, деструктивную силу обозначают как дистресс. Таким образом, благодаря такому разделению под эти понятия попадают почти все физиологические явления, в том числе и сон. Селье утверждает, что даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс. Полная свобода от стресса означает смерть. И поэтому, даже если это было бы возможно, мы не должны исключать из нашей жизни все виды стрессовых воздействий.
Оптимальная цель — ограничить вредоносный  эффект стресса, поддерживая качество и активность образа жизни. Ряд исследователей обнаружили, что отношения между стрессом и болезнью можно изобразить в виде U-образной кривой, как показано на рис. 1. Если стрессовое воздействие сильно, то и серьезность заболевания будет соответствующей. Однако данная кривая также указывает на то, что тяжелое заболевание может возникнуть даже в течение минутного стресса. Эти же исследователи обнаружили, что существует оптимальный уровень стресса — не слишком много и не очень мало, который имеет профилактический характер.

Рис. 1. Кривая соотношения  силы стресса и тяжести заболевания


 
 
 
Фазы стресса
Существует закономерность протекания стрессовой реакции во времени: еще  Селье выделил три фазы в развитии стресса.
Фаза 1. Реакция  тревоги. В результате первичного столкновения со стрессором в организме происходят изменения. Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Сопротивляемость организма снижается и, если стрессор достаточно силен (серьезный ожог, крайне высокая температура), может наступить смерть.
Фаза 2. Стадия сопротивления. Если стрессор не прекращает своего воздействия и к нему можно адаптироваться, происходит мобилизация резервов организма. Признаки реакции тревоги практически исчезают. Активность растет, сопротивление становится выше нормы. Физически и психически чувствует себя хорошо. Проходят многие  заболевания, такие как  гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии и т.д.
Фаза 3. Стадия истощения. В результате длительного взаимодействия со стрессором, к которому организм уже привык, энергия, затрачиваемая на адаптацию, иссякает. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь их уже нельзя изменить. Человек теряет способность противостоять стрессору.
Эту закономерность можно проиллюстрировать следующими примерами.
Общеизвестный факт: во время Великой Отечественной войны солдаты болели редко, настолько они были мобилизованы внутренне; но после войны заболевания так и посыпались на них, причем появились такие болезни, о которых до этого им  не было ничего известно.
А.А. Кучер обращает наше внимание на то, что в 1992-93 гг. больницы опустели: общество находилось в состоянии стресса из-за быстрых экономических, социальных и политических перемен; а в 1994-95гг. - больницы были переполнены.
 
Л.А.Китаев-Смык указывает  на выделение четырех субсиндромов стресса. Они, следуя один за другим в  определенном порядке, становятся фазами развития стресса. Первым в предельно переносимых экстремальных условиях проявляется эмоционально-поведенческий субсиндром, затем следует вегетативный. После них преимущественно выраженными становятся когнитивный (субсиндром изменения мыслительной активности при стрессе) и социально-психологический (субсиндром изменения общения при стрессе). Первые два этапа адаптационной активизации являются более общими по сравнению с двумя последними, обусловленными индивидуально личностными особенностями людей, проявляющимися в экстремальных ситуациях.
 
Есть и некоторые  универсальные данные по всей популяции  о том, какие стрессоры являются максимально, а какие минимально воздействующими на человека.

Ниже приведена градации степени тяжести событий, предложенная Фоминым, в соответствии с давлением, оказываемым на психику. Если за год человек набрал в среднем до 300 баллов по шкале Фомина, то это говорит о том,  человек не в состоянии эффективно выходить из стрессовой ситуации.  Рано или поздно он подходит к черте, за которой начинаются депрессия и болезни.

Рис. 2. Градации степени тяжести  событий (по Фомину)

Смерть партнера (мужа, жены)                        100 
Развод                     73
Разлад в  супружеской жизни/разрыв       65
Тюремное заключение                   63 
Смерть близкого члена семьи        63 
Серьезная травма или заболевание                 53 
Брак                      50 
Потеря работы                    47 
Примирение и другие перемены в семейной жизни     45 
Выход на пенсию          45 
Изменение в достоянии здоровья члена семьи      44 
Беременность                    40 
Сексуальные проблемы         39 
Появление нового члена семьи        39 
Перемена места работы         39 
Изменения в финансовом состоянии       37 
Смерть близкого друга                   37 
Перевод на другую работу         36 
Серьезные разногласия с партнером       35 
Крупный долг                    31 
Приближение срока уплаты долга        30 
Перемена в ответственности по месту работы      29 
Уход сына или дочери из родного дома      29 
Конфликты с тестем (свекром), тещей (свекровью)     29 
Исключительный личный поступок или достижение     27 
Поступление в школу или ее окончание       26 
Перемена в условиях жизни                   25 
Смена привычек                    24 
Проблемы и конфликты с начальством       23 
Изменение рабочего времени или условий работы     20 
Смена жилья           20 
Перемена школы          20 
Смена отдыха                    19 
Перемена в общественной деятельности       18 
Мелкий долг           16 
Перемены, связанные со сном и режимом дня      15 
Перемены в семье          15 
Перемены в привычном образе питания                13 
Отпуск                              13
Праздник                                      12
Проступок  (штраф  за проезд без билета и т.п.)                                11
 
 
Следует подчеркнуть особую роль длительности воздействия стрессора. В случае кратковременного стресса, как правило, актуализируются уже сложившиеся программы реагирования и мобилизации ресурсов. В случае долговременного, хронического стресса происходит накопление, кумуляция эффекта, которая может привести к развитию заболеваний, вызываемых стрессом, острой вспышке – аффективной разрядке напряжения. Реабилитация человека, находящегося в состоянии хронического стресса, требует большого количества времени.
Кратковременные стрессоры - это повседневные неприятности (могут быть малыми или средними по негативной значимости), которые требуют минуты для адаптации.
К продолжительным стрессорам относятся критические жизненные события, травматические события, которые требуют качественной структурной реорганизации в структуре личности человека и сопровождаются не только кратковременными эмоциями, а стойкими аффективными реакциями; требуют больше времени на адаптацию, чем повседневные стрессоры;
Хронические стрессоры долго действует во времени: в результате всё время повторяющихся неприятностей семье, перегрузок на работе, или после серьёзных, субъективно-значимых событий (развод, к примеру).
 
Стрессоры могут оказывать разное воздействие на состояние человека:
      Стресс может являться причиной возникновения (необходимой и достаточной) психических расстройств. Например, это реакция патологического горя или посттравматическое стрессовое расстройство, о которых мы будем говорить в наших следующих лекциях.
      Стресс может стать провокатором, триггером, который запускает психическое расстройство (например, начало острого состояния при шизофрении). Принципиальное отличие этой ситуации от предыдущего случая заключается в том, что у человека и до стресса имелась предрасположенность к развитию психического заболевания, но оно могло бы и не развиться.
      Стресс может усугублять уже имеющиеся негативные состояния организма (соматические заболевания, психические нарушения).
      В то же время, стрессовое событие может вызвать активацию личностных и социальных ресурсов, изменить отношение человека к имеющейся проблеме, т.е. стать катализатором позитивных изменений..

    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.