Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Совершенствование механизма управления товарными запасами на ООО «Эльдорадо

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 60. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Содержание
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
 
Современную концепцию  логистического управления материальным потоком с точки зрения потребительского сервиса можно кратко сформулировать следующим образом: "нужный товар требуемого качества и количества в заданное время и с минимальными затратами". При этом затраты учитывают как себестоимость производства товара, так и затраты на логистические операции по его распределению в товаропроводящих структурах производителей и торговых посредников. В полной мере потенциал логистики может быть реализован при соответствующем развитии организованных товарных рынков, в которых все возрастающую роль будут играть предприятия.
Важнейшим элементом  инфраструктуры товарных рынков и активно  формирующихся логистических систем является склад. Наряду с транспортными расходами, затраты на хранение, управление запасами и складскую грузопереработку составляют подавляющую часть общих логистических издержек.
Теоретико-методологические основы, а также практический инструментарий логистики применительно к проблемам отечественной экономики изложены в работах В.П. Алферьева, Н.В. Афанасьевой, М.П. Гордона, Е.А. Голикова, М.Е. Залмановой, А.В. Зырянова, К.В. Инютиной, С.А. Калашникова, А.А. Колобова, Д.Д. Костоглодова, Н.К. Моисеевой, Ю.М. Неруша, О.А. Новикова, С.В. Носкова, И.Н. Омельченко, Б.К. Плоткина, О.Д. Проценко, В.М. Пурлик, А.Н, Родникова, А.И. Семененко, В.И. Сергеева, А.А. Смехова, Л.А. Сосуновой, В.Н. Стаханова, С.А. Уварова, Л.С. Федорова, Р.В. Шеховцова и других.
Целью дипломной  работы является совершенствование механизма управления товарными запасами на ООО «Эльдорадо», обеспечивающего минимизацию издержек при достижении требуемого уровня обслуживания потребителей материальных ресурсов.
Для реализации поставленной цели в  работе поставлены следующие задачи:
      уточнить содержание, выявить и обобщить особенности, структуру и виды базовых процессов и категорий теории управления товарными запасами, определить основные подходы к их содержанию, сущности, провести их сравнение и систематизировать факторы, влияющие на них;
      исследовать существующие подходы к разработке систем управления товарными запасами и обосновать необходимость интеграции технологических процессов управления в виде механизма интегрированного управления, комплексирующего различные виды запасов, адекватных этапам поставок и процессам их обеспечения, которые необходимо учитывать как важные факторы оптимизации процесса управления запасами на предприятии;
      выявить и оценить существующие технологии управления товарными запасами, провести их сравнительную оценку для определения области применения и степени эффективности принятых решений по управлению  запасами;
      исследовать показатели и методы оценки эффективности управления запасами, выявить требования по обеспечению достоверности и полноты издержек на рациональное управление запасами и сформировать систему показателей для адекватного анализа затрат по функциям управления в интегрированной цепи поставок;
      оценить параметры существующей системы управления запасами на ООО «Эльдорадо», выявить принципы и особенности технологии управления и проанализировать эффективность системы в разрезе выполняемых функций;
      сформулировать требования, условия и ограничения по различным видам и категориям задач управления, целям и функциям интегрированной цепи управления товарными запасами, обосновать и разработать обобщенную модель рационального управления запасами;
      разработать механизм рационального управления товарными запасами в КПК для различных групп задач и функций управления запасами и провести оценку их эффективности по показателям оценки интегрированной цепи поставок (затраты на управление, уровень обслуживания сегментарного потребителя и т.д.).
Предметом дипломной работы являются модели и механизм процесса управления товарными запасами.
Объектом исследования является ООО «Эльдорадо».
Методологической  и теоретической базой дипломного исследования служат результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых в области экономики и управления предприятиями, теории и практики управления запасами.
Исследование проведено  с использованием действующих систем и технологий управления запасами, нормативных документов, регулирующих процесс управления предприятиями в сфере управления запасами.
Информационную базу исследования составляют данные Российского  статистического агентства, Государственного комитета по статистике Самарской области, материалы министерства экономики, статистические данные по экономическому развитию отечественных и зарубежных предприятий, экономические периодические издания и отчетная документация ООО «Эльдорадо».
Для решения поставленных задач были использованы: методы комплексного экономического анализа, системного анализа и синтеза, методология управления запасами и принятия управленческих решений.

глава 1. Основы организации и управления запасами на предприятии

 

1.1.  Структура  материальных ресурсов и методы анализа

 

Важная составляющая управления оборотным капиталом - это  управление оборотными активами. Управление запасами предполагает эффективное регулирование их уровня. Неверные решения по определению уровня запасов ведут либо к потерям в объемах и продаж продукции, либо к излишним расходам по поддержанию запасов.
Обобщённая задача управления запасами решается следующим образом:
    При периодическом контроле над состоянием запасов следует обеспечивать поставку нового количества ресурсов в объеме размера заказа через равные интервалы времени.
    При непрерывном контроле состояния запасов необходимо размещать новый заказ в размере объема запаса, когда его уровень достигает точки заказа.
Размер и точка заказа определяются из условий минимизации  суммарных затрат системы управления запасами, которые можно выразить в виде функции этих двух переменных. Суммарные затраты системы управления запасами складываются из следующих основных компонент:
- Затраты на приобретение;
- Затраты на оформление  заказа;
- Затраты на хранение  заказа;
- Потери от дефицита.
Затраты на приобретение становятся важным фактором, когда цена единицы продукции зависит от размера заказа, что обычно выражается в виде оптовых скидок в тех случаях, когда цена единицы продукции убывает с возрастанием размера заказа. Затраты на оформление заказа представляют собой постоянные расходы, связанные с его размещением. Таким образом, при удовлетворении спроса в течение заданного периода времени путем размещения более мелких заказов (более часто) затраты на оформление заказа возрастают по сравнению со случаем, когда спрос удовлетворяется посредством более крупных заказов (и, следовательно, реже). Затраты на хранение запаса, которые представляют собой расходы на содержание запаса на складе (например, процент на инвестированный капитал, затраты на доработку,  страховку и т.д.), обычно возрастают с увеличением уровня запаса. Наконец, потери от дефицита представляют собой расходы, обусловленные отсутствием запаса необходимой продукции. Обычно они связаны с ухудшением репутации поставщика у потребителя и с потенциальными потерями прибыли.
Оптимальный размер партии поставляемых товаров и, соответственно, оптимальная частота завоза зависят  от следующих факторов:
      объем спроса (оборота);
      расходы по доставке товаров;
      расходы по хранению запаса.
В качестве критерия оптимальности  выбирают минимум совокупных расходов по доставке и хранению.
И расходы по доставке, и расходы по хранению зависят  от размера заказа, однако, характер зависимости каждой из этих статей расходов от объема заказа разный. Расходы по доставке товаров при увеличении размера заказа, очевидно, уменьшаются, так как перевозки осуществляются более крупными партиями и, следовательно, реже.
Расходы по хранению растут прямо пропорционально размеру  заказа.
Наиболее известными прикладными моделями управления запасами являются:
- модель EOQ (модель "оптимальной партии заказа") - для запасов материальных ресурсов;
- модель EPR (модель "оптимальной партии выпуска") - для запасов готовой продукции. Данная модель является модификацией модели EOQ.
В соответствии с данными  моделями регулируется средний уровень запасов сырья (готовой продукции):
З ср. = ? EOQ (EPR),
где З ср. - средний уровень запасов сырья (готовой продукции); EOQ (EPR) - оптимальный размер заказа партии сырья (оптимальной партии выпуска).
В имитационной модели управления потребностью в оборотном капитале мы используем показатель среднего уровня запасов сырья (готовой продукции) Зср при планировании периода обращения материально-товарных запасов.
При совершенствовании  каналов распределения товаров  основной акцент необходимо делать на снижение затрат. Как показывает практика, основные затраты торговых организаций связаны именно с запасами товара в распределительной системе. Поэтому первоочередной задачей является рационализация объема и структуры запасов. Наиболее важные направления рационализации структуры запасов заключаются в совершенствовании системы управления товарными запасами и совершенствовании каналов товародвижения.
В процессе планирования используется показатель периода обращения  материально-товарных запасов в днях, равный отношению средних остатков материально-товарных запасов к себестоимости продаж, умноженному на 365 дней. Устанавливая нормативное значение периода обращения, можно определить остатки материально-товарных запасов на конец планируемого периода и затраты на закупку сырья и материалов по алгоритму, представленному в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Планируемые показатели материально-товарных запасов
Показатели
Алгоритм расчета или  источник информации
1. Себестоимость продаж (СР)
Из плановой сметы  затрат на производство и реализацию продукции
2. Остатки сырья и  материалов на начало периода  (МЗн)
Фактические остатки  запасов на конец отчетного периода из отчетного баланса.
3. Период обращения  запасов материалов (ПОМЗ)
Нормативный показатель, утверждаемый руководством
4. Остатки сырья и  материалов на конец периода  (МЗк)
МЗк =2*СР*ПОМЗ/365 - МЗн,
5. Затраты на материалы,  необходимые для запланированного уровня производства (ЗМп)
Из плановой сметы  затрат на производство и реализацию продукции
6. Затраты на закупку материалов (ОЗМ)
ОЗМ = ЗМк + ЗМп - ЗМн

 
 
Существуют стандартные  подходы совершенствования управления товарными запасами в розничной сети, которые можно разделить в зависимости от нахождения источника инициации движения товара: «толкающая» и «тянущая» система. Толкающая система при управлении товарным запасом снабжаемых элементов системы исходит из запаса товара на складе. В зависимости от объема хранимого запаса на складе определяется уровень товарного запаса, который необходимо поддерживать в торговых точках. Этот подход основан на расчете нормативов запаса по каждому виду товарного ассортимента исходя из статистических данных их оборачиваемости на протяжении достаточного по продолжительности (репрезентативного) периода. Другая система - «тянущая», или «вытягивающая» -основывается на заказах клиентов, тем самым позволяя повысить точность прогнозов объема сбыта. Из этих прогнозов рассчитываются и формируются заказы на закупку товара у поставщиков. Применение таких систем исключает образование неликвидных запасов. Однако подобные «тянущие» системы в чистом виде возможны только для организаций, работающих «на заказ» по всем ассортиментным позициям. Поэтому использование «тянущей» системы возможно только в комбинации с толкающей и определяется исходя из особенностей торгово-закупочной деятельности торговой организации. В то же время применение «толкающей» системы в чистом виде является возможным в любых условиях, и, как правило, большинство торговых организаций отдают предпочтение именно ей при организации управления запасами.
Недостатком классических моделей управления товарным запасом  является управление только размером запаса без учета ассортимента. Они могут применяться только при постоянном темпе потребления запаса; фиксированном интервале времени, необходимого для выполнения заказа на восполнения запаса; фиксированной возможной задержке времени выполнения заказа на восполнение запаса. К тому же не учитывается дефицитность товара в рамках распределительной системы организации, трудоемкость реализации, направленность на завышения уровня запасов.
Именно поэтому необходимо совершенствование системы управления запасами на основе формирования новой модели, которая должна обеспечивать рационализацию ассортимента предлагаемых товаров в торговых точках и ускорение оборачиваемости товара.
Основой предлагаемой модели управления товарным запасом является информационная система учета движения товара в рамках всей организации. Для достижения требуемой задачи необходимо оперативно получать сведения о запасах товара в каждом элементе системы. Также требуется вести учет запаса товара в пути, который реализуется через учет отгрузки со склада и отслеживания подтверждение о доставке, учитывать все поступления товара от поставщиков и выбытия товара из системы (продажи).
Помимо этого организации  эффективной системы управления товарными запасами необходимо вести прогнозирование будущих продаж на основе статистических данных. Из полученных данных можно сделать вывод о возможных продажах конкретного артикула на конкретной торговой точке. Однако вследствие вероятностного характера спроса требуется сгладить разовые колебания, мешающие определить основную тенденцию, поэтому необходимо производить усреднение полученных данных. К тому же для каждой торговой точки необходим прогноз по каждой номенклатурной позиции, в том числе по тем позициям, которых не было в ассортименте данной торговой точки. Исходя из продаж и дней наличия товара в торговой точке рассчитывается среднедневные продажи (SDP) по каждому наименованию:
SDPk=S/D где     S - количество проданных товаров (в натуральных измерителях);
D - продолжительность рассматриваемого периода (дней). Далее вычисляется значение средней дневной продажи по категории SDPа как среднее значение всех SDPк по каждой номенклатурной позиции.
SDPа= ?SDPк/n
где         SDPк  -   среднедневные   продажи   торговой   точки   по   выбранной номенклатуре;
п - количество рассматриваемых  точек.
Для сглаживания резких всплесков, вызванных разовыми продажами, необходимо провести усреднение данных. Поскольку усреднение проходит по средним продажам по категориям, где торговые точки схожи по продажам, целесообразно установить диапазон отличия не более чем в 2 раза. Тем самым вычисление приведенных значений среднедневной продажи SDP для каждой торговой точки по всем номенклатурным позициям принимает вид:
SDP = SDPк при    50%SDPа ?SDPк ?200% SDPа
SDP = 50% SDPа при    SDPк < 50% SDPа
SDP = 200% SDPа        при    SDPк > 200% SDPа 
SDP = SDPа при     SDPк = 0
Все предыдущие этапы  представляют собой мероприятия  по обеспечению функционирования модели управления товарным запасом необходимой информацией для принятия решения о поставке товара. В основу предлагаемого совершенствования системы управления товарным запасом положен новый алгоритм распределения товарного запаса по элементам сбытовой цепи.
Предлагаемая модель управления запасами так же, как  модели управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами, имеет четкие временные границы момента времени, когда менеджеру по распределению нужно отправлять товар в торговую точку. Однако основное отличие предложенной модели от других моделей управления запасом заключается в используемом алгоритме принятия решения о поставке товара. В процессе распределения товаров запасы в торговых точках учитываются в относительных (или удельных) величинах, то есть абсолютные значения запасов преобразуются в относительные значения запасов (дни продаж) посредством деления на SDP. Использование относительных запасов выгодно тем, что не требует переопределения максимально желаемых запасов при изменении прогноза продаж. Другим отличием предложенной модели является то, что управление товарным запасом исходит не от потребности в товаре торговых точек, а от остатков товара на складе, то есть работает как «толкающая» система. Это является традиционным для практики работы торговых сетей, поскольку на объем партий товаров, получаемых от поставщиков, влияет большое количество факторов, не зависящих от службы логистики. Тем самым ухудшаются экономические показатели, но торговые организации вынуждены учитывать требования производителей товара по минимальным закупаемым объемам и количеству представленного ассортимента.
 

1.2.    Логистическое регулирование складской деятельности

 

В настоящее время, как  показывает практика, большинство действующих на рынке товаров  назначения промышленных предприятий осуществляет функции снабжения силами собственных подразделений, без привлечения специализированных организаций снабжения1.
В каждой торговой или  производственной компании есть склад, на котором хранятся товары и материалы, и очень часто бывает, что контроль и учет на этом складе оставляют желать лучшего2.
 При этом остается  в стороне проверка эффективности  логистических операций, с помощью  которых осуществляются завоз  и хранение товаров на складе. Между тем эффективность снабжения склада одним товаром легко проверяется по известной формуле Уилсона3. Однако на складе, как правило, хранится более одного товара.
Рассмотрим случай снабжения  склада двумя видами товаров с  учетом ограниченной вместимости транспортного средства (грузовой машины, фуры и т.п.) и различной скорости потребления товаров (для каждого из товаров скорость потребления неизменна во времени). Предложенный автором подход легко обобщается на случай снабжения тремя типами товаров, а также и N типами товаров (хотя для случаев N > 3 не удается дать столь же простую геометрическую интерпретацию логистических расчетов).
Конкретизируем обозначения  основных переменных, используемых в  классической формуле Уилсона, чтобы  придерживаться их и в дальнейшем:
q - объем заказа, шт.;
d - промежуток времени  между заказами, дней;
m - постоянная скорость потребления,  шт/день;
c - стоимость хранения на складе, руб/(шт/день);
g - стоимость разового использования  единицы транспорта, руб.;
T - полное время наблюдения за работой склада, дней;
n - количество заказов, сделанных  за период T, шт.
Согласно обычному предположению  отрезок времени длины d укладывается на отрезке наблюдения T целое число раз, т.е. nd = T. Фактически при выводе формулы n считается непрерывно изменяющейся переменной и потому равенство nd = T выполняется лишь приближенно. То, что промежутки времени между заказами выгодно брать одинаковыми, а не различными, может быть обосновано математически. Важным предположением при выводе обычной формулы Уилсона является недопустимость хотя бы кратковременного дефицита. Отсюда следует, что подвозимое на склад очередное количество q пропорционально значению d, а именно q = dm. При указанных условиях график изменения количества товара на складе Q(t) имеет вид, указанный на рис. 1.1.
 
    / \  Q(t)                                      n = 5
     ¦----------------------------------------------------
   q ¦\       ¦\       ¦\       ¦\       ¦\
     ¦ \      ¦ \      ¦ \      ¦ \      ¦ \
     ¦  \     ¦  \     ¦ \     ¦ \     ¦ \
     ¦   \    ¦   \    ¦   \    ¦   \    ¦   \
     ¦    \   ¦    \   ¦    \   ¦    \   ¦    \
     ¦     \  ¦     \  ¦     \  ¦     \  ¦     \
     ¦      \ ¦      \ ¦      \ ¦      \ ¦      \ ¦   ¦
     ¦       \¦       \¦      \¦       \¦       \¦   ¦        t
     L--------------------------------------------+---+-------->
    0         d       2d                          nd  T
 
Рис. 1.1.  График изменения количества одного товара на складе
 
Участком графика от t = nd до t = T при  выводе формулы Уилсона пренебрегают. График имеет одну степень свободы, в качестве которой можно взять либо q, либо d, либо n. Наклон всех убывающих линейных функций одинаков (даже при значениях q, изменяющихся от заказа к заказу, как оптимальных, так и неоптимальных). Оптимальное значение количества q, пополняющего запас на складе, задается известной формулой Уилсона:
 
                                    _____
                                   / 2mg
                       q    =  \  /  --- .                     (1)
                        опт     \/    c
 
Так, если на складе хранится сахар, который распродается с постоянной скоростью 80 центнеров в сутки (m = 80), стоимость заказа машины для перевозки сахара составляет 250 руб. (g = 250), а хранение одного центнера сахара на складе в течение одних суток обходится в 17 руб., то оптимальный объем подвоза товара составляет 48,5 центнера. Если считать, что торговля происходит в круглосуточном режиме (а именно так и надо делать, если мы хотим пользоваться классической формулой Уилсона), промежуток времени d между последовательными заказами определяется из следующего рассуждения: если за 24 часа раскупается 80 центнеров сахара, то 48,5 центнера будут раскуплены за 14,55 часа. Итак, через каждые 14,5 часа на складе должна разгружаться очередная машина, доставившая очередные 49 центнеров сахара (округление сделано в большую сторону во избежание появления дефицита), а чтобы это произошло, машина, конечно, должна быть нагружена и отправлена раньше. Любой другой вариант организации снабжения, как с меньшим значением q (и соответственно с меньшим d), так и с большим, будет приводить к более значительным затратам на подвоз и хранение товара.
Простая поправка к формуле (1) позволяет  учесть ограниченность объема транспортного средства: если оптимальное значение q превышает вместимость транспортного средства q0, то надо сделать предположение, что поставка будет осуществлена на двух машинах, т.е. заменить в (1) g на 2g. Если новое значение q, полученное с помощью (1), превышает 2q0, то следует предположить, что поставка будет осуществлена на трех машинах, и заменить в (1) 2g на 3g и т.д.
Теперь рассмотрим логистическую проблему оптимального пополнения склада, поставляющего потребителям два товара. Одно из возможных решений очевидно (но не оптимально): снабжать каждым товаром по отдельности, в каждом из случаев определяя оптимальный объем поставок по формуле (1). В этом случае временные диаграммы изменения на складе запаса каждого из товаров (т.е. отрезки прямых постоянного наклона на рис. 1) уже не будут синхронизированы в том смысле, что величина d1 (оптимальный промежуток времени для пополнения запаса первого товара) и соответствующая величина d2 для второго товара не будут связаны простым соотношением типа 2d1= 3d2, приводящим к регулярному совпадению моментов времени, в которые должен пополняться запас и первого, и второго товаров. Но даже если бы между этими двумя значениями d случайно и имелось указанное выше соотношение, то в моменты совпадения подвоза и первого, и второго товаров возникала бы проблема: позволяет ли вместимость использованного транспортного средства вместить и тот, и другой товар или для этого придется использовать два или более различных транспортных средства.
В данном случае общие затраты на снабжение склада двумя товарами в течение периода T представляют собой функцию двух переменных (например, d1, d2). Эта функция оказывается суммой двух слагаемых: F(d1) + G(d2), где F, G - затраты на подвоз и хранение соответственно первого и второго товаров. Осуществляя поиск точки экстремума этой функции по обычному математическому правилу (путем нахождения частных производных по d1 и d2 и приравнивания их нулю), мы получаем систему уравнений
 
                    F'(d1) = 0,   G'(d2)= 0.                   (2)
 
Таким образом, глобальная внутренняя точка экстремума (если она есть) может быть получена отдельным  поиском точки экстремума для  каждого слагаемого (что достигается двухкратным применением формулы (1) для параметров m1, g1, c1 и m2, g2, c2 соответственно). Такой вывод, полученный формальным применением математических правил, никоим образом нельзя считать верным с логистической точки зрения. В самом деле, выбрав оптимальным образом q1, мы получим наилучший способ поставок первого товара. Однако при этом машины, осуществляющие эти поставки, вообще говоря, не будут заполнены на 100%. Например, может случиться так, что оптимальный объем поставок равен 12 т. Если при этом используются 5-тонные грузовики, то каждая поставка потребует трех машин, причем третья будет заполнена лишь на 40% (напомним, что в формуле (1) при этом следует вместо g взять 3g). Возникает вопрос: не следует ли недогруженную третью машину догрузить товаром второго типа (хотя бы это количество и не было оптимальным с точки зрения формулы (1) для второго товара), сэкономив при этом на заказе машины для доставки второго товара. Здравый смысл подсказывает, что при достаточно большом значении g это действительно будет выгодно. Однако при наличии догрузки машин вторым товаром уже нельзя будет считать, что полные расходы на снабжение получаются суммированием F(d1) и G(d2), т.е. система (2) становится неприменимой.
Сначала рассмотрим случай снабжения при наличии одного транспортного средства неограниченной вместимости. Для первого и второго товаров оптимальный объем заказа соответственно равен
 
                          ______              _______
                         / 2m1g              / 2m2g
               q1 =  \  / -----  и  q2 = \  /  ----           (3)
                      \/    c1            \/    c2
 
Так, при выборе параметров T = 60 дней, m1 = 100 шт/день, m2 = 30 шт/день, g = 250 руб., с1 = 5 руб/(шт. день), c2 = 2 руб/(шт. день) (т.е. первый товар требует больше расходов на хранение, чем второй, но и спрос на него больше) получаем
 
q1 = 100 шт., q2 = 87 шт.
 
Очевидно, что подвоз первого товара должен быть ежедневным, т.е. n1 = 60, d1 = 1 день и n1d1 в точности равно T. Для второго  товара d2 = 2,9 дня, n2 = 20 и n2d2 на 0,78 дня меньше, чем T. Минимальное значение расходов на подвоз и хранение, как известно, вычисляется по формуле
 
                                    ______
                        f min = T \/ 2mgc                      (4)
 
Следовательно, при независимом  снабжении склада первым и вторым товарами с помощью одной машины (считая, что она оборачивается  настолько быстро, что даже при близости друг к другу моментов поставки первого и второго товаров в снабжении не происходит задержки) общие расходы по снабжению равны:
 
                         ___    ______     ______
               f12 = T \/ 2g( \/ m1c1  + \/ m2c2 )             (5)
 
В рассмотренном нами числовом примере f12 = 40 390 руб.
Теперь рассмотрим так называемый синхронизированный вариант снабжения, при котором оба товара подвозятся в один и тот же момент (и в одной и той же машине). Для этого, конечно, нужно подвозить разные количества первого и второго товаров. А именно пусть d1 = d2 (обозначим просто d), тогда
 
                       q1 = m1d, q2 = m2d.                     (6)
 
Выражая полную стоимость  снабжения как сумму трех слагаемых: ng (общая стоимость заказов машины; n = T/d ), 0,5 n q1 c1 d (общая стоимость хранения первого товара) и 0,5 n q2 c2 d (стоимость хранения второго товара), учитывая (6) и приравнивая производную по d нулю, получаем наилучшее d:
 
                               ___________
                              /     2g
                      q = \  / -----------.                    (7)
                           \/  m1c1 + m2c2
 
Подставляя (7) в общее  выражение для затрат, получаем наименьшую стоимость синхронизированного  снабжения:
                           ___    _____________
                 g12 = T \/ 2g( \/ m1c1 + m2c2 ).              (8)
 
Сравнение (5) и (8) не представляет труда: так как корень из суммы  положительных чисел всегда больше суммы их корней, то синхронизированное снабжение дешевле независимого. Конкретно в нашем примере g12 равно 31 750 руб.
Перейдем к случаю, когда вместимость машины, используемой для подвоза товара, ограничена. Конкретно, пусть она вмещает не более a1 единиц первого товара и отдельно не более a2 единиц второго. Тогда план одной перевозки, совершаемой такой машиной, изображается любой точкой на треугольнике, ограниченном осями координат и прямой x/a1 + y/a2 = 1 (где x, y - загружаемые в машину количества первого и второго товаров соответственно), включая его границу.
Для каждой такой точки  определим интервал подвоза товаров d как минимум из двух интервалов: интервала, необходимого для полной распродажи первого товара в количестве x, и распродажи второго товара в количестве y:
 
                      d = min (x/m1, y/m2).                    (9)
 
Начертив прямую x/m1 = y/m2 (рис. 1.2), мы легко узнаем, для каких точек треугольника надо брать d = x/m1 и для каких d = y/m2. Например, для точек, лежащих ниже этой прямой, x/m1 > y/m2.
 
      / \ y
       ¦                         x/m1 = y/m2
   a2  ¦
       ¦+              /
       ¦  +          /
       ¦    +      /
       ¦      +  /
       ¦       /+
       ¦     /    +
       ¦   /        +
       ¦ /            +  a1        x
       L-------------------------------->
 
Рис. 1.2. Постановка транспортным средством ограниченной вместимости
Координаты точки пересечения этой прямой с прямой x/a1 + y/a2 = 1 выражаются так:
 
                  xw = m1 a1 a2 / (m1a2 + m2a1),              (10)
 
                  yw = m2 a1 a2 / (m1a2 + m2a1).
 
Если мы хотим использовать стратегию синхронизированного  снабжения, то план загрузки машины (x, y) необходимо выбирать в виде k xw, k yw, где множитель k лежит между 0 и 1. При всех остальных планах загрузки либо первый, либо второй товар будет подвозиться в избыточном количестве, а при повторении идентичных подвозов избыток будет накапливаться. Как только этот избыток превысит подвозимое количество, имеет смысл при очередном подвозе этот товар не загружать вообще: затраты на транспорт останутся прежними, а затраты на хранение уменьшатся. К сожалению, такой путь решения проблемы сложен для реализации, поскольку необходимо следить за уровнем заказа, вместо того чтобы задать его раз и навсегда в начале процесса снабжения.
Наконец, разовьем тот  же подход для подвоза двух товаров  на нескольких машинах. В этом случае рис. 2 следует дополнить серией параллельных друг другу прямых с отрицательным наклоном (одна из них уже изображена на этом рисунке), уравнения которых:
x/a1 + y/a2 = 1 (подвоз на одной машине),
x/a1 + y/a2 = 2 (подвоз на двух машинах),
x/a1 + y/a2 = 3 (подвоз на трех машинах)
и т.д.
При этом точка синхронизированной загрузки также имеет вид k xw, k yw, но теперь снимается ограничение 0 < k < 1. Как и говорилось выше, сначала надо, перебирая значения g, 2g, 3g, . . . и пользуясь формулой Уилсона, выяснить одновременно и количество машин, и оптимальный объем синхронизированного заказа.
 
 
 

1.3.  Модели управления запасами в организации 

 
Для построения  была исследована методология управления товарными запасами, среди элементов которой можно выделить: методы ABC/XYZ; модели пополнения запасов; нормативный метод; оптимизационные модели; технологии интегрированного управления и др.
При этом все многообразие применяемых методов предлагается объединить в ряд групп по признаку источника получения конкурентных преимуществ (улучшений) компаниями:
      за счет собственных сил (модели регулирования, нормативные методы и др.);
      за счет заимствования (бенчмаркинг);
      за счет приобретения (аутсорсинг).
В работе проведен анализ по оценке возможности применения указанных методов в управлении товарными запасами. Как показало проведенное исследование, существующие методы разнятся как по степени адаптации к условиям процесса управления товарными запасами, так и по уровню интеграции элементов управления предприятием.
Поэтому по каждому из методов указываются области их применения, при необходимости проводится их адаптация к процессу управления товарными запасами и построению .
В частности, был предложен  механизм поэтапной структуризации и улучшений по многономенклатурным  запасам на базе методов структуризации, т.к. анализ по классической схеме следует проводить, на наш взгляд, в случае, если анализируемая номенклатура не превышает 50-100 позиций. Предложенный механизм представляет собой последовательность этапов структуризации запасов и совершенствования их управления. При этом последовательность действий зависит от степени важности различных групп запасов.
Также, в рамках подхода  к структуризации запасов, предложено делить запасы на уникальные и неуникальные, в зависимости от числа их потребителей, что позволит сосредоточить внимание на действительно важных позициях.
Изучены основные системы  регулирования товарных запасов, определены их преимущества, недостатки и области применения. Заложенный в данных методах механизм позволяет при наличии стабильной ситуации и незначительных отклонениях от нормального состояния материальных потоков решить задачу планирования графика поставок.
Также проведен анализ влияния  логистического подхода на эффективность управления товарными запасами, преимущества которые он дает, и трудности его реализации.
В работе отражена необходимость  использования нормативного метода, как базы для принятия управленческих решений в . Изучены основные составляющие элементы нормирования. Значительное место уделено рассмотрению экономико-математических моделей управления запасами по отысканию оптимальных решений. Определены области применения моделей, их ограничения и недостатки, указаны критерии поиска оптимальных решений.
Наряду с использованием методов, носящих локальный характер, в ходе исследования доказана необходимость использования комплексных инструментов, одним из которых являются технологии интегрированного управления (MRP-I, MRP-II, ERP, CSRP и др.).
Поскольку лишь часть  из данных технологий ассоциируется  только с управлением товарными  запасами, поэтому важным шагом было проведение систематизации разрозненного материала и определение взаимосвязей между всеми технологиями для возможности их применения в управлении товарными запасами.
По результатам исследования была подготовлена функциональная матрица, характеризующая области применения каждой из технологий. Анализ функциональной матрицы показал значительные различия в комплексности принимаемых решений: от наиболее простой технологии «Планирования потребности в материалах» (MRP-I), обеспечивающей только оперативное планирование пополнения запасов, и заканчивая комплексной технологией «Планирования ресурсов, синхронизированного с потребителем» (CSRP), обеспечивающей интеграцию не только внутренних, но и внешних элементов в рамках .
На основании предложенной функциональной матрицы и уровня интеграционных свойств технологий интегрированного управления разработана последовательность действий и условий их выполнения по поэтапному применению различных технологий в совершенствовании управления товарными запасами. Общая схема данного механизма представлена на рис.1.3.


Рис. 1.3. Механизм применения технологий интегрированного управления в управлении товарными запасами
 
Проведенные исследования показали, что наряду с использование  оперативных инструментов, необходимо применение и стратегического инструментария. Таким инструментом может служить аутсорсинг, как инструмент стратегического выбора между собственным выполнением функций или приобретением их на стороне.
Также было изучено влияние управления качеством и мотивации на эффективность , обоснована необходимость использования бенчмаркинга в совершенствовании управления товарными запасами.
Обоснование методологии  оценки эффективности системы управления товарными запасами для обеспечения  достоверности и полноты анализа издержек на рациональное управление запасами в КПК по функциям и этапам интегрированной цепи поставок. Для определения эффективности функционирования системы управления товарными запасами и реализуемых в ней мероприятий, необходимо наличие методов оценки.
Однако следует заметить, что существующие в литературе методы оценки не могут в полной мере отвечать требованиям анализа системы  управления товарными запасами в  рамках предложенного подхода.
Так, в большинстве отечественных  источников вопрос оценки эффективности управления запасами (в т.ч. товарными) сводится к расчету показателей оборачиваемости и показателей наличия запасов на определенную дату или за определенный период.
Также с развитием логистического подхода, в настоящее время при  оценке эффективности управления товарными запасами используют ряд показателей, среди которых можно выделить: анализ затрат на выполнение заказов, хранение ТМЦ, затрат, связанных с дефицитом ТМЦ; анализ качества, своевременности, равномерности поставок и ряд других.
В данном случае анализу подвергаются, главным образом, показатели закупочной деятельности и показатели, характеризующие  затраты, которые используются в  расчетах формул экономически целесообразной партии заказа (формулы Уилсона). Это отражает сформированный в литературе подход к слишком узкому пониманию системы управления товарными запасами.
Однако подобная система  показателей не может дать полного  представления об эффективности , представленной на рис.1.3, что требует адаптации методики оценки для включения в нее, как существующих разработок, так и наработок автора. Предлагаемые основные группы показателей, характеризующих эффективность  в целом и ее подсистем, представлены в таблице 1.2.
При этом для характеристики общей эффективности  предложено рассчитывать показатели рентабельности  и уровень обслуживания, обеспечиваемый . Уровень обслуживания, обеспечиваемый , характеризует качество удовлетворения потребностей всех потребителей и определяется по формуле:
                              (1)
Показатель рентабельности операций по управлению товарными запасами (рентабельность ) вычисляется следующим образом:
   (2)
 
В соответствии с принятой схемой материалопотоков и технологией  интегрированного управления, в процессе управления требуется расширение функции затрат для учета затрат, возникающих не только при хранении и пополнении товарных запасов, но и в других подсистемах .
В качестве дополнительных затрат, которые следует минимизировать в процессе управления товарными запасами можно предложить:
– издержки, связанные  с просроченной кредиторской задолженностью по поставленным товарно-материальным ценностям;
– издержки по браку конечной (готовой) продукции предприятия, отнесенные на поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий (в период ее гарантийного обслуживания);
– издержки, связанные  с отсутствием необходимой информации или ее недостоверностью, что ведет  к принятию неверных управленческих решений;
– издержки, связанные  с необходимость дополнительных поставок по причине отклонений в производстве (отклонения от норм потребления, брак и т.п.).
Таблица 1.2. Группы показателей для оценки системы управления товарными запасами
Подсистема 
Группа показателей (направления  анализа)
Закупочная 
деятельность
показатели эффективности планирования (качество определения потребностей, норм расхода и др.)
показатели эффективности поставок (оценка выполнения обязательств по установленным  срокам, объемам, качеству и др.)
показатели эффективности затрат (оценка затрат на закупку, их структуры)
Складское хозяйство
показатели наличия запасов (анализ структуры запасов, уровень обеспеченности и др.)
показатели эффективности затрат (анализ затрат на складирование, хранение, содержание ТМЦ)
показатели работы склада (оценка использование площади, объема и т.п.)
Производство
показатели связи производство/запасы (сравнение изменений объема производства и величины запасов)
показатели расхода материальных ресурсов (анализ показателей использования материальных ресурсов)
показатели обеспечения (показатели автономности обеспечения производств и др.)
Транспортное обслуживание
показатели транспортной работы (анализ величины пробега, транспортной работы)
структурные показатели (анализ структуры  поставок по видам транспорта, по срочности поставок, по собственности транспорта и др.)
показатели использования (технико-эксплуатационные показатели использования транспорта)
Сбыт, маркетинговое обслуживание
показатели связи сбыт/запасы (оценка доли поставок ТМЦ, осуществляемых для выполнения заказов конечных потребителей и др.)
рисковые показатели (затраты в , возникающие по причине маркетинговых ошибок и др.)
Информационное обеспечение
показатели качества информационных потоков (оценка полноты, точности, своевременности информации)
Информационное обеспечение
показатели обеспечения (оценка уровня обеспеченности вычислительной техникой и программным обеспечением)
показатели эффективности затрат (оценка совокупной стоимости владения ИС, показателей возврата инвестиций и др.)
Финансовое
обеспечение
показатели связи финансы/запасы (оценка типов политик финансирования в зависимости от финансовой устойчивости предприятия)
Общие показатели
показатели общей оценки  (рентабельность , уровень обслуживания, обеспечиваемый , показатели оборачиваемости и др.).

 
Третий инструмент стратегического  финансового анализа - математическая модель финансовых потоков, отражающая движение финансовых и материальных ресурсов коммерческой организации в стоимостном выражении (рис. 1.4)4.
 
------------¬      -----------------¬    --------------¬
¦Сырье      ¦      ¦Задолженность по¦    ¦Задолженность¦
¦и материалы¦<-----+коммерческому   ¦    ¦             +-¬
¦           ¦      ¦кредиту         ¦    ¦             ¦ ¦
LT-----------      L-----------------    L-------------- ¦
 ¦                          /¦\               /¦\        ¦
 ¦                           ¦Оплата покупок   ¦Выплата  ¦
 ¦                           L----------------¬¦ссуды    ¦
 ¦                        Покупка активов     ¦¦         ¦
 ¦                      ---------------------¬¦¦         ¦
 ¦                     \¦/                   ¦¦¦         ¦
 ¦       -------------------------------¬    ¦¦¦         ¦
 ¦       ¦       Основные средства      ¦    ¦¦¦         ¦
 ¦       ¦    и нематериальные активы   ¦    ¦¦¦   Ссуда ¦
 ¦       L------------T-T----------------    ¦¦¦----------
 ¦         Амортизация¦  ¦Продажа активов     ¦¦¦¦
 ¦   ------------------  L-------------------¬¦¦¦¦
 ¦   ¦                 --------------------¬¦¦¦¦¦
 ¦   ¦    Расходы на   ¦     Начисления    ¦¦¦¦¦¦   --------¬
 ¦   ¦   --------------+   заработной платы ¦¦¦¦¦¦   ¦Выплата¦
 ¦   ¦   ¦оплату труда  ¦и другие начисления¦¦¦¦¦¦-->¦налогов¦
 ¦   ¦   ¦             L-T------------------¦¦¦¦¦¦   L--------
 ¦   ¦   ¦     -----------   /¦\      -------¦¦¦¦¦
 ¦   ¦   ¦     ¦  Выплаты заработной  ¦  ------¦¦¦¦  ----------¬
 ¦   ¦   ¦     ¦  платы и другие      ¦ ¦------¦¦¦  ¦Выплата  ¦
 ¦   ¦   ¦     ¦  расходы     ¦      \¦/¦¦------¦¦->¦процентов¦
\¦/ \¦/ \¦/    ¦       -------+-------+-+++¬<----¦¦ L----------
--------------¬¦       ¦------------------¬+------¦ -----------¬
¦Незавершенно妦       ¦¦Денежные средства¦+-------  ¦Выплата   ¦
¦производство ¦¦       ¦L------------------+------->¦дивидендов¦
LT-------------¦       L--------------------        L-----------
 ¦             ¦               /¦\  /¦\ /¦\
 ¦             ¦                ¦    ¦   ¦
 ¦  Коммерческие и     Инкассированы ¦   ¦
 ¦  административные   денежные ¦    ¦   L--------------¬
 ¦  расходы    ¦       средства ¦    L--------------¬   ¦
 ¦             ¦       ---------+----¬  Потери по    ¦   ¦Эмиссия
 ¦             ¦       ¦ Дебиторская  ¦ сомнительным ¦   ¦капитала
 ¦             ¦       ¦задолженность¦  долгам       ¦   ¦(акций)
 ¦             ¦       L--------------              ¦---+--------¬
 ¦             ¦                 /¦\                ¦¦Собственный¦
 ¦             ¦         Продажи   ¦                 ¦¦  капитал  ¦
 ¦             ¦         в кредит  ¦                 ¦L------------
\¦/            L-----------¬      ¦                 ¦
-------------------------¬\¦/     ¦                 ¦Продажа за
¦Запасы готовой продукции+--------+------------------наличные
L-------------------------
Рис. 1.4. Финансовые потоки коммерческой организации (предприятия) профиля
 
Данная модель представляет собой систему уравнений, описывающих  показанные на рис. 1.4 финансовые потоки коммерческой организации и их взаимосвязи, определяет возможности оптимизации  финансовых потоков и, следовательно, повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

глава 2. Финансовый анализ деятельности ООО "Эльдорадо"

2.1. Характеристика  компании

 
 
Компания «Эльдорадо» - это не только качественная бытовая техника и электроника по самым демократичным ценам, компания «Эльдорадо» - это комфорт, качество, практичность, уверенность и перспектива для всех наших покупателей и партнеров.  
За 13 лет работы предоставлена возможность улучшить свой быт с помощью товаров, реализованных через сеть «Эльдорадо», более 150 млн. покупателей: сегодня каждая 3-й стиральная машина или телевизор приобретаются в компании. Компания помогает людям самого разного достатка – россиянам и гражданам СНГ – приобрести и пользоваться популярными, надежными и недорогими бытовыми приборами ведущих мировых производителей. Сегодня трудно себе представить дом или хозяйство, в котором не было бы цветного телевизора, холодильника, микроволновой печи.
Компания «Эльдорадо» – крупнейшая розничная сеть по продаже бытовой техники и электроники России и Восточной Европы.  Первый магазин компании был открыт в 1994 году в Самаре - именно с этого момента берет свой отсчет история успеха «Эльдорадо». Вот уже 13 лет бессменным президентом и лидером компании выступает Игорь Яковлев. Его неисчерпаемая энергия, активность и высокий профессионализм собранной им команды вывели «Эльдорадо» в лидеры.  
Сегодня компания занимает около 28% рынка бытовой электроники  в России. Узнаваемость бренда «Эльдорадо» в большинстве регионов превышает 80%, а в некоторых городах доходит и до 98%. Под логотипом компании на всей территории России и Украины сегодня действует более 1100 магазинов электроники. 
Компания «Эльдорадо» как безусловный лидер отечественного ритейла не просто идет впереди всего рынка, но и в чем-то предвосхищает его развитие и ожидания потребителя.  
С 2004 г. «Эльдорадо» открывает  исключительно супер- и гипермаркеты площадью свыше 2000 кв. м. Только на такой  территории можно представить достойный ассортимент товаров. Своевременно корректировать ассортимент в соответствии с запросами потребителей, включать в него как проверенные временем модели бытовой электроники, так и последние технические новинки, позволяет партнерство с крупнейшими и профессиональными маркетинговыми и исследовательскими компаниями. 
«Эльдорадо» много лет  сотрудничает с ведущими производителями  бытовой электроники. Благодаря  этому, а также наличию отлаженной системы логистики и прямых поставок, нам удается поддерживать в магазинах «Эльдорадо» особо привлекательные цены. «Цены всегда ниже, чем у конкурентов!» - таков девиз нашей компании.  
«Эльдорадо» успешно  работает на динамично развивающемся  рынке цифровой портативной техники. В мае 2005 г. компания взялась за принципиально  новый проект – сеть собственных салонов связи (ССЭ). В каждом салоне можно не только приобрести всевозможную цифровую технику, но и подключиться к ведущим сотовым операторам, оплатить услуги связи. До конца года количество ССЭ превысит 490. 
В 2005 г. компания начала сотрудничество с ведущей казахстанской сетью по продаже электроники «Sulpak». В настоящее время во всех крупных городах Казахстана действует более 50 специализированных супермаркетов бытовой техники и электроники под брендом Sulpak.
«Эльдорадо» позиционирует себя как сеть магазинов для среднего класса и среднего класса+, с широким ассортиментом товаров и сопутствующих услуг. Торговая сеть уделяет большое внимание высоким стандартам качества обслуживания. В магазинах к услугам клиентов - предпродажная подготовка товара, гарантийное и послегарантийное обслуживание, пункты обмена валют, бесплатные каталоги с новинками рынка и специальными предложениями для покупателей, прием кредитных карт и обслуживание по безналичному расчету, а также продажа техники в кредит. Большое значение в сети придают качеству обслуживания клиентов. В этой связи для всех сотрудников регулярно проводятся тренинги, посвященные как технологиям продаж, так и техническим особенностям каждой категории товара. 
В планах Торговой сети увеличивать занимаемую долю рынка за счет регионального  развития и поддержания широкого ассортиментного ряда товаров и услуг.
Основными потребителями сети «Эльдорадо» выступают семейная аудитория, ориентированная на высокий уровень сервиса и традиционный выбор техники, и молодая часть населения, имеющая самостоятельный источник дохода и предпочитающая максимально новые товары на рынке, в первую очередь, цифровую технику.
Новый корпоративный стиль, переход  на который был осуществлен в 2003 году, призван визуально отобразить все качественные изменения, произошедшие за последнее время и продолжающие воплощаться в ранее открытых и во вновь открываемых магазинах сети. Все магазины Торговой сети работают под единым товарным знаком ЭЛЬДОРАДО: в прямоугольнике желтого цвета, олицетворяющем ценник - образ, который идеально подходит для розничных магазинов, – оригинальным шрифтом написано название Торговой сети.
Продуманная маркетинговая стратегия  Торговой сети позволила сделать  товарный знак ЭЛЬДОРАДО одним из наиболее узнаваемых брендов компаний, специализирующихся на ритейле.
В сети магазинов «Эльдорадо» вниманию покупателя представлено более 22 000 наименований товаров практически от всех всемирно известных производителей электроники. Здесь можно приобрести импортную и отечественную аудио-, видео-, телетехнику, крупную и мелкую бытовую технику, климатическое оборудование, Hi- Fi и High End компоненты, автоаудиотехнику, компьютеры, оргтехнику, фототовары, часы, расходные материалы и аксессуары.
Торговая сеть «Эльдорадо» представляет собой синхронно работающий технологический комплекс, специализирующийся на оптовой и розничной реализации электроники под товарным знаком ЭЛЬДОРАДО. Основными центрами прибыли сети являются предприятия, осуществляющие оптовую и розничную реализацию товаров, причем на розничный блок приходится основная часть выручки компании.
Основная доля продаж «Эльдорадо» традиционно приходится на две группы продукции: видео- и крупной бытовой техники (КБТ). Доли видеотехники и КБТ составляли по трети всех объемов продаж в 2003 г. Изменение объемов продаж этих видов продукции к 2005 г. произошло за счет увеличения доли продаж, приходящихся на менее дорогую бытовую технику: мелкую  бытовую технику (МБТ) и телефонию. Также за период с 2003 по 2005 года произошел двукратный рост доли продаж вычислительной техники. Таким образом, за период с 2003 по 2005 года наблюдалось изменение спроса потребителей в пользу менее дорогой бытовой техники и компьютеров. В 2006 наблюдался рост доли КБТ в общем объеме продаж  с одновременным снижением доли МБТ и видео. Данный факт можно объяснить ростом покупательской способности населения, связанным с постоянным улучшением экономической ситуации в стране, а также бурным развитием потребительского кредитования, дающего возможность приобретать дорогую технику в кредит.
В 2007 году продолжила свое развитие тенденция изменения структуры  спроса покупателей, связанная с  насыщением рынка товарами первой необходимости, заменой существующих товаров на более технологичные и современные, а также смещением спроса в более дорогой сегмент. Изменение структуры спроса происходит во всех торговых направлениях и товарных категориях ассортимента сети. Наиболее яркие тенденции в изменениях потребительского спроса происходят в следующих группах товаров: 
Крупная бытовая техника. Идет существенный рост в товарном направлении «холодильное оборудование»,  связанный с активной заменой покупателями старых моделей техники на новые. При этом наблюдается рост средней цены за единицу товара, обусловленный покупкой более дорогих моделей. акая же тенденция наблюдается в товарном направлении «стиральные машины».  Активно растет товарное направление «посудомоечные машины»; эти изменения связаны с возрастающей популярностью данного товара.
Мелкая бытовая  техника. Основной тенденцией товарной категории МБТ является смещение спроса в более дорогой сегмент. Покупатель становится более требовательным и при замене приобретает товар с ярким дизайном, сделанный из современных материалов (предпочтение отдается металлинизированным товарам) и более технологичный. Год от года растет средняя цена приобретаемого товара: в 2006 году чайник в среднем приобретали за 31 доллар США, в 2008 году цена покупки возросла до 45 долларов США, средняя стоимость блендера в 2006 году составляла 60 долларов США, а в этом уже не менее 82 долларов США. В то же самое время идет тенденция, связанная с желанием покупателя пользоваться максимально простой в употреблении техникой: так например, блендеры заменяют кухонные комбайны. 
ТВ-Аудио. В этой товарной категории основной тенденцией остается активный рост на LCD-телевизоры с диагональю от 32’ до 70’ А в товарных категориях «кинескопные телевизоры» и «музыкальные центры» идет падение спроса, обусловленное замещением этого товара другим. 
Цифровая техника. Активно растут продажи «портативных компьютеров», «мобильных телефонов» и «фотоаппаратов». Для товарной категории «Цифровая техника» чрезвычайно важна открытая выкладка товара в зале. «Эльдорадо» в 2007 году установила в гипермаркетах новое оборудование, позволяющее покупателю изучать и выбирать товар самостоятельно; это также способствовало росту продаж данной товарной категории. 
Медианосители. Эта категория товаров пользуется особой популярностью у покупателей. Колоссальный рост происходит в товарных направлениях «игры для консолей» и «РС игры». «МР-3 музыка» хотя и растет, но все же не такими темпами как ее востребованность на рынке, т.к. большинство пользователей предпочитают скачивать музыку в формате МР-3 с интернет-сайтов (зачастую «пиратских»), а не приобретать в магазинах. 
Аксессуары. Рост товарных направлений в категории «Аксессуары» напрямую связан с ростом основных товарных категорий сети. Например, в связи с ростом продаж LCD-телевизоров, растет востребованость кронштейнов  и тумб к ним.   Набирают популярность товары по уходу за техникой: скребки, средства, устраняющие накипь, различные протирки, вода для утюгов и т.д. Это объясняется тем, что покупатель приобретает дорогую технику, требующую особого ухода.

2.2. Анализ финансового состояния предприятия

 
Анализ платежеспособности и финансового положения ООО  «Эльдорадо» на основе экономического анализа динамики приведенных показателей  в сравнении с аналогичным  периодом предшествующего года предшествующих лет) приведена в табл. 2.1.  Сравнительный аналитический баланс можно получить из исходного баланса путем уплотнения отдельных статей и дополнения его показателями структуры, а также расчетами динамики. Этот баланс фактически включает показатели как горизонтального, так и вертикального анализа, и приведен в Приложении 1.
На рис. 2.1. приведем основные показатели баланса ООО «Эльдорадо».
 
 

Рис. 2.1.  Показатели активов  и пассивов ООО «Эльдорадо»
 
Как видно из таблицы, наибольшую долю в структуре актива баланса составляют внеоборотные активы, которые увеличились в анализируемом периоде на 4 970 907 тыс. руб., с 1 501 944 тыс. руб. в 2006 году до 6 473 440 тыс. руб. Основную долю внеоборотных активов составляют долгосрочные вложения, доля которых снизилась на 1,51 %, с 99,27 % в 2006 году до 97,75 % в 2008 году, причины данного уменьшения связаны с погашением долгосрочных финансовых вложений.
В структуре пассивов наибольшую долю составляет капитал  и резервы,  доля которого в 2008 году составила 99,80 и увеличилась по сравнению  с 2006 годом на 4,96 %, в абсолютных величинах на  6 602 147 тыс. руб., с 6 190 тыс. руб. в 2006 году до 6 608 607 тыс. руб. в 2008 году, долгосрочные обязательства у ООО «Эльдорадо» отсутствуют.
Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. От ликвидности баланса следует отличать ликвидность активов, которая определяется как величина, обратная времени, необходимому для превращения их в денежные средства. Чем меньше время, которое потребуется, чтобы данный вид активов превратился в деньги, тем выше их ликвидность.
Группировку активов  и пассивов приведем в табл. 2.1.
Таблица 2.1.
Анализ ликвидности  баланса ООО «Эльдорадо»
 
Наименование статей
Абсолютные величины, тыс. руб.
Относительные величины, %
2006
2007
2008
Изменения (+,-)
2006
2007
2008
Изменения (+,-)
5=4-3
8=7-6
Наиболее ликвидные  активы (А1)
670
47 181
717
47
0,04
0,73
0,01
-0,03
Быстро реализуемые  активы (А2)
9290
58116
135333
126 043
0,61
0,89
2,04
1,43
Медленно реализуемые  активы (А3)
61
3 329
12 075
12 014
0,00
0,05
0,18
0,18
Труднореализуемые активы (А4)
1 502 991
6 394 591
6 473 440
4 970 449
99,34
98,33
97,76
-1,57
Итого активы
1 513 012
6 503 217
6 621 565
5 108 553
100
100
100
0,00
Наиболее срочные обязательства (П1)
1 495 341
335 002
12 959
-1 482 382
98,83
5,15
0,20
-98,64
Краткосрочные пассивы (П2)
11481
0
0
-11 481
0,76
0,00
0,00
-0,76
Долгосрочные пассивы (П3)
0
0
0
0
0,00
0,00
0,00
0,00
Постоянные, или устойчивые пассивы (П4)
6 190
6 168 216
6 608 607
6 602 417
0,41
94,85
99,80
99,40
Итого пассивы
1 513 012
6 503 218
6 621 566
5 108 554
100
100
100
0,00

 
Из таблицы 2.1 видно, что  наиболее ликвидные активы увеличились  на предприятии на 47 тыс. руб., значительно  увеличились труднореализуемые активы на 4 970 449 тыс. руб. В структуре пассивов  значительно уменьшились наиболее срочные обязательства, которые снизились на 1 482 382 тыс. руб., с 1 495 341 тыс. руб. в 2006 году до 12 959 тыс. руб.
Для анализа платежеспособности предприятия рассчитываются финансовые коэффициенты платежеспособности и ликвидности предприятия. Коэффициенты следует рассчитывать парами (на начало и конец периода), если фактическое значение коэффициента не соответствует нормальному ограничению, то оценить его можно по динамике (увеличение или снижение значения).
Рассмотрим динамику показателей, характеризующих ликвидность ООО «Эльдорадо» (табл. 2.2).
Таблица 2.2.
Показатели ликвидности  ООО «Эльдорадо»
Показатели
1. Общий показатель  платежеспособности (L1)
0,004
0,231
5,556
5,55
2. Коэффициент абсолютной  ликвидности(L2)
0,0004
0,1408
0,0553
0,05
3. Коэффициент «критической»  оценки(L3)
0,01
0,31
10,50
10,49
4. Коэффициент текущей  ликвидности(L4)
0,01
0,32
11,43
11,42
5. Коэффициент маневренности функционирующего капитала(L5)
-0,00004
-0,01471
0,08933
0,09
6. Доля оборотных средств  в активах (L6)
0,01
0,02
0,02
0,02
7. Коэффициент обеспеченности  собственными средствами (L7)
-637,50
-2,08
0,91
638,41

 
Из таблицы видно, что  все показатели ликвидности имеют тенденцию повышения. Тем не менее, общий показатель платежеспособности имеет значительную тенденцию прироста на 5,55, и превышает нормальное ограничение, т.е. более 1. Коэффициент абсолютной ликвидности несмотря на увеличение в анализируемом периоде значительно ниже нормального ограничения L2? 0,2 ? 0,7, (зависит от отраслевой принадлежности предприятия, оптимальное значение 0,3 ? 0,4).  Коэффициент «критической оценки» значительно превышает в 2008 году требуемое значение, допустимое  0,7 ? 0,8; желательно L3= 1.
На рис. 2.2 приведена  динамика изменения показателей  ликвидности.
 
 

 
Рис. 2.2. Динамика изменения показателей  ликвидности ООО «Эльдорадо»
 
Оценка финансового  состояния организации будет  неполной без анализа финансовой устойчивости. Анализируя платежеспособность, сопоставляют состояние пассивов с состоянием активов. Это дает возможность оценить, в какой степени организация готова к погашению своих долгов.  Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка степени независимости от заемных источников финансирования.
Это необходимо, чтобы  ответить на вопросы: насколько организация независима с финансовой точки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние его активов и пассивов задачам ее финансово-хозяйственной деятельности. Показатели, которые характеризуют независимость по каждому элементу активов и по имуществу в целом, дают возможность измерить, достаточно ли устойчива анализируемая организация в финансовом отношении.
В таблице 2.3 приведены  показатели финансовой устойчивости ООО  «Эльдорадо».
Таблица 2.3.
Показатели финансовой устойчивости ООО «Эльдорадо»
Показатели
Коэффициент капитализации (плечо финансового рычага)
243,43
0,05
0,002
-243,43
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования
-637,50
-2,08
0,91
638,41
Коэффициент финансовой независимости (автономии)
0,004
0,95
1,00
0,99
Коэффициент финансирования
0,004
18,412
509,963
509,96
Коэффициент финансовой устойчивости
0,004
0,948
0,998
0,99

 
Из таблицы видно, что  коэффициент капитализации значительно  снизился, что обусловлено увеличением  собственного капитала ООО «Эльдорадо»  в анализируемом периоде. Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования показывает какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных источников,  и по состоянию на 2008 год имеет нормальное значение.
Значительный рост коэффициента финансирования, который составил 509,963 в 2008 году, что обусловлено значительным ростом собственного капитала и отсутствием на предприятии заемных ресурсов.
Динамика изменения  показателей финансовой устойчивости приведена на рис. 2.3.

Рис. 2.3. Динамика изменения  показателей финансовой устойчивости ООО «Эльдорадо»
 
Финансовый результат  деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.
Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.
Различают рентабельность всего капитала, собственных средств, производственных фондов, финансовых вложений, перманентных средств и  др. (табл. 2.4).
 
 
Таблица 2.4.
Показатели рентабельности ООО «Эльдорадо»

Наименование показателя
1
Рентабельность продаж
-
44,54
51,82
59,00
2
Чистая рентабельность
-
41,88
273,68
286,97
3
Экономическая рентабельность
-
0,33
2,12
2,28
4
Рентабельность собственного капитала
-
0,35
2,12
40,40

 
Из таблицы видно, что рентабельность продаж значительно увеличилась в анализируемом периоде на 59 %, и составила 51,82 %, что является положительным фактором деятельности на предприятии. На рис.  2.4 приведена динамика изменения показателей.

Рис. 2.4. Динамика показателей рентабельности ООО «Эльдорадо»
 
Следовательно, в ООО  «Эльдорадо» все показатели имеют  положительную динамику, что показывает нормальное финансовое состояние.
 

глава 3. Политика управления запасами и основные направления её совершенствования в ООО "Эльдорадо"

 

3.1. Анализ затрат на закупку и хранение материальных ресурсов

 
Логистическая система  управления запасами проектируется  в целях непрерывного обеспечения  потребителя каким-либо видом материального  ресурса. Реализация этой цели достигается  решением следующих задач:
- учет текущего уровня  запаса на складах различных  уровней;
- определение размера  гарантийного (страхового) запаса;
- расчет размера заказа;
- определение интервала  времени между заказами.
Для ситуации, когда отсутствуют  отклонения от запланированных показателей и запасы потребляются равномерно, в теории управления запасами разработаны две основные системы управления, которые решают поставленные задачи, соответствуя цели непрерывного обеспечения потребителя материальными ресурсами. Такими системами являются:
1) система управления  запасами с фиксированным размером заказа;
2) система управления  запасами с фиксированным интервалом времени между заказами [1, с. 236].
Учет текущего уровня запаса в каждой системе происходит по-разному. Система с фиксированным размером заказа требует непрерывного учета текущего запаса на складе, и это можно рассматривать как основной ее недостаток. Напротив, система с фиксированным интервалом времени между заказами требует лишь периодического контроля за количеством запаса, и в этом заключается ее основное преимущество перед первой системой.
Прежде чем приступить к определению размера гарантийного (страхового) запаса, дадим определение запаса. Запасы сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции представляют собой материальные ценности, ожидающие производственного или личного потребления. Все запасы производства определены как совокупные, которые подразделяются на два вида: производственные и товарные. По исполняемой функции все совокупные запасы производства подразделяются на текущие, подготовительные, гарантийные (или страховые), сезонные, переходящие.
Данные для каждой графы предлагаем сформировать следующим  образом.
Графа 1 "Номенклатурный номер" - указывается номенклатурный номер базы данных программного обеспечения предприятия.
Графа 2 "Наименование"; графа 3 "Единица измерения"; графа 4 "Потребность материалов на месяц, ед. изм.", далее - ПМ; графа 5 "Цена за единицу измерения, руб." - переносятся из базы данных предприятия на основе утвержденной плановой потребности.
Графа 6 "Суточная потребность, ед. изм.", далее - СП, рассчитывается делением ПМ (гр. 4) на число рабочих  суток в текущем месяце.
Графа 7 "Остаток на текущий момент, ед. изм.", далее - ОТМ, формируется из оборотной ведомости на дату формирования отчета. Данный показатель будет правильным только при условии оперативного учета движения материалов.
Графа 8 "Число суток, на которое рассчитан страховой  запас, сутки", далее - X, определяется на основе "предположений" менеджера  по закупкам или руководства, если используется метод определения объема страхового запаса на основе суточного потребления. Значение X зависит от таких факторов, как важность этого материала для производственного процесса и общая доступность. Может колебаться для различных материалов от 0 до 15 дней.
Графа 9 "Время для  выполнения заказа, сутки", далее - ВЗ, определяется для каждой номенклатурной позиции отдельно и может быть рассчитана как средневзвешенная величина нескольких периодов поставки от одного поставщика. Также ВЗ может определяться менеджером по закупкам, но следует помнить, что время выполнения заказа в базе данных описывается одним параметром, а на самом деле складывается из нескольких компонентов:
- время, необходимое  поставщику для производства, упаковки  и отгрузки товара;
- время транспортировки  от поставщика до склада покупателя;
- время, необходимое  для приемки товара, распаковки  и подготовки к использованию.
Планируемое ВЗ заносится  в карточку товара, находится в  базе данных с возможностью корректировать данный показатель при необходимости.
Графа 10 "Точка заказа, ед. изм.", далее - ТЗ. Точка заказа (ТЗ) - это то количество материалов, при котором покупатель должен подавать поставщику заказ на пополнение. Расчет производится так:
ТЗ = СП(X + ВЗ), или гр. 10 = гр. 6(гр. 8 + гр. 9).
Графа 11 "Количество суток  до точки заказа, сутки", далее - Сут. ТЗ, рассчитывается так:
Сут. ТЗ = (ОТМ - ТЗ) / СП, или  гр. 11 = (гр. 7 - гр. 10) / гр. 6.
Графа 12 "Количество материалов, необходимое к закупке, ед. изм", далее - ЗМ, рассчитывается так:
ЗМ = ПМ - ОТМ + ТМ, или гр. 12 = гр. 4 - гр. 7 + гр. 10.
Графа 13 "Заключение", сравниваются гр. 11 и сумма (гр. 8 + гр. 9).
Если СутВЗ > (X + ВЗ), или  гр. 11 > (гр. 8 + гр. 9), то на дату формирования отчета заказ к поставщику не размещается.
Если СутВЗ <= (X + ВЗ), или гр. 11 > (гр. 8 + гр. 9), то на дату формирования отчета заказ к поставщику размещается в объеме, равном ЗМ (гр. 12), с округлением до объема тарного места.
Схема оперативного отчета остатков материалов (товаров) опробована на данных предприятия ООО «Эльдорадо».
 
 
Таблица 3.1. Схема оперативного отчета остатков материалов (товаров)
 
Номенклатурный 
номер   
изм.
в материале 
на месяц,  
ед. изм.  
(ПМ)  
изм., руб.
потребность, 
ед. изм.   
(СП)   
на    
текущий  
момент,  
ед. изм. 
(ОТМ) 
на которое  
рассчитан СЗ, 
сутки (X) 
выполнения 
заказа,  
сутки (ВЗ)
заказа, 
ед. изм. 
(ТЗ) 
суток,  
до ТЗ   
(Сут. ТЗ)
материалов, 
необходимое 
к закупке  
(ЗМ)  
Гр. 1   
Гр. 2  
Гр. 3
Гр. 4  
Гр. 5  
Гр. 6  
Гр. 7 
Гр. 8   
Гр. 9 
Гр. 10
Гр. 11
Гр. 12 
Гр. 13 
  Из плановой  
потребности  
на месяц   
  Из плановой 
потребности
Из плановой 
потребности
ПМ/число     
рабочих      
суток      
Из        
оборотной 
ведомости
Определяется  
руководителем
Из         
карточки   
товара   
СП(X +   
ВЗ), или 
гр. 6    
(гр. 8 + 
гр. 9) 
(ОТМ -    
ТЗ) / СП, 
или       
(гр. 7 -  
гр. 10) / 
гр. 6   
ПМ - ОТМ +  
ТЗ, или     
гр. 4 -     
гр. 7 +     
гр. 10    
 

 
Таблица 3.2. Пример оперативного отчета остатков материалов предприятия ООО «Эльдорадо» на 04.05.2009
 
Номенклатурный 
номер   
изм.
в материале 
на месяц,  
ед. изм.  
(ПМ)  
за  
ед.  
изм., 
руб.
потребность, 
ед. изм.   
(СП)   
на    
текущий  
момент,  
ед. изм. 
(ОТМ) 
на которое  
рассчитан СЗ, 
сутки (X) 
выполнения 
заказа,  
сутки   
(ВЗ)  
заказа, 
ед. изм. 
(ТЗ) 
суток,  
до ТЗ   
(Сут. ТЗ)
материалов, 
необходимое 
к закупке  
(ЗМ)  
Гр. 1   
Гр. 2  
Гр. 3
Гр. 4  
Гр. 5
Гр. 6  
Гр. 7 
Гр. 8   
Гр. 9 
Гр. 10
Гр. 11
Гр. 12 
Гр. 13 
М003181      
1
кг 
27 000 
13,04
900  
73 300
0     
25   
22 500
56  
-    
56 > 25    
не требует
М003194      
2
кг 
41 523 
10,06
1 384  
53 800
0     
25   
34 600
14  
22 323 
14 < 25    
заказ!   
М003177      
3
кг 
3 545 
23,00
118,2
3 900
2     
10   
1 418
21  
-    
21 > 12    
не требует
М010131      
4
шт.
25 
59,0
0,83
15
6     
3   
8
8  
18 
8 < 9      
заказ!   
М000406      
5
м 
500 
25  
16,7
10
0     
7   
117
7  
607 
7 = 7      
заказ!   
М002001      
6
шт.
630 500 
0,22
21 017  
320 000
1     
5   
126 102
9  
-    
9 > 6      
не требует

 
 
Использование в программном  обеспечении любого производственного  предприятия данного оперативного отчета позволит:
- обеспечить ритмичные  поставки, исключив человеческий  фактор;
- исключить возможность  образования простоев оборудования;
- минимизировать запасы;
- оптимизировать затраты  на транспорт.
В ходе исследования и  оценки ООО «Эльдорадо» были выявлены типичные проблемы в процессе управления многономенклатурными товарными запасами. Анализ показал слабую интеграцию между подразделениями предприятия, что позволило сделать вывод о наличии ограниченной функциональной интеграции между структурными подразделениями ООО «Эльдорадо». Это не позволяет обеспечить оптимальное выполнение единых целей, стоящих перед  и предприятием в целом.
Выявлены факторы слабой интеграции, среди которых можно  определить: информационная разобщенность служб предприятия; длительность процесса принятия решений, затрагивающих интересы различных служб; отсутствие достаточного уровня контроля за материальными потоками; и др.
Несовершенство  ООО «Эльдорадо» ведет к значительным затратам, связанным с управлением товарными запасами, например, связанным с хранением больших запасов, величина которых превышает 6 млрд. руб. Это обуславливает ежегодные затраты только на их хранение в размере 900 млн. руб.
При этом, в силу указанных  недостатков в управлении товарными  запасами, на ООО «Эльдорадо» не удается избежать в структуре запасов неликвидов, доля которых в общей величине товарных запасов составляет 7%.
В рамках  ООО «Эльдорадо» не удается избежать дефицита, либо избытка запасов. Так, только по центральным складам предприятия сверхнормативные запасы превышают 400 млн. руб., хотя на этом фоне по некоторым позициям наблюдается дефицит.
Дополнительные издержки на управление товарными запасами ООО «Эльдорадо» ведут к увеличению материалоемкости производства, и соответственно, к увеличению материальных затрат (таблица 3.3).
Таблица 3.3. Оценка общей материалоемкости и материалоотдачи ООО «Эльдорадо»
2006
2007
2008

и т.д.................


Показатели
Отклонения показателей 2008 к
2006
2007
абс.
%
абс.
%
Объем продукции, млн.руб.
107381
125930
132531
+25150
+23,4
+6601
+5,2
Себестоимость продукции, млн. руб.

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.