Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сущность и структура финансовых отношений. Финансовая система государства. Функции финансов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Сущность и структура финансовых отношений. Финансовая система государства. Функции финансов.
 
      Финансы зародились с появлением государства, поэтому сущность финансов, закономерности их развития, роль и сфера действия финансовых отношений определяются общественным экономическим строем, природой и функциями государства.
     Задолго до возникновения финансов человечество имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство,    но сам термин «финансы» и объясняемые им отношения возникли только в средние века.
     Термин –«finansia» возник в ХШ —XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем он получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством, возникающих в процессе образования государственных фондов денежных средств.
     Изначально финансы обеспечивали потребности государства за счет установления повинностей и сборов. Первыми государственными доходами были поступления от военной добычи и дани с покоренных народов; доходы от имущества, находящегося в собственности государства; регалии (монопольное право монархов на отдельные виды промыслов и торговлю определенными товарами); займы, прочие сборы и повинности.
     Характерными чертами ранних финансов были неразделение ресурсов монарха и государства и преобладание неденежных источников государственных доходов. В дальнейшем, со становлением капитализма, доля неденежных доходов и повинностей резко сократилась и возросла роль денежных доходов. В XVI в. с выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха возникли понятия государственных финансов {как совокупности законодательно закрепленных доходов и расходов государства), государственного бюджета, государственного кредита и товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер. Средства государства стали системно аккумулироваться в государственном бюджете, а важнейшим источником доходов государственного бюджета и основным инструментом перераспределения национального дохода стали налоги. На этом этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения — это часть экономических отношений в обществе, и финансы выражают эту объективно существующую сферу экономических отношений. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение — формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы — историческая категория, так как имеют стадии возникновения, развития, т.е. изменяются во времени.
     Неразвитая форма финансов характеризуется непроизводительным использованием бюджета (2/3 расходовалось на военные цели и практически не оказывало воздействия на экономику). Характерной чертой второго этапа этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена — бюджетного—и количество финансовых отношений было ограничено.
     По мере развития государственности и товарно-денежных отношений возникли новые общегосударственные фонды денежных средств и соответственно новые группы денежных отношений, связанных с формированием и использованием этих фондов.
     В настоящее время финансы вступили в новую стадию развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью их воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношении. На этой стадии финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.
     Понятие «финансы» часто отождествляется с понятием «деньги», однако такая трактовка выделяет лишь один из признаков финансовых отношений как отношений, имеющих под собой денежную основу. Однако не любые денежные отношения могут быть финансовыми. У финансов есть еще ряд признаков, по которым можно всегда безошибочно выделить их из совокупности денежных отношений:
     ? субъекты финансовых отношений обладают разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) имеет особые полномочия;
     ? в процессе этих отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств — бюджет, следовательно, можно сказать, что эти отношения носят фондовый характер;
     ? регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.
     Исходя из вышеперечисленных признаков финансов можно сформулировать следующее определение. 
Финансы — это система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода для решения экономических, социальных и политических задач государства.
      Выделяются следующие группы  финансовых отношений:  
     ? между отраслью непроизводственной сферы и государственным бюджетом. У отраслей, организующих свою деятельность на принципах хозрасчета, эти отношения складываются по поводу уплаты соответствующих платежей в бюджет. У отраслей, функционирующих за счет средств бюджета, отношения, как правило, односторонние и возникают по поводу предоставления отрасли бюджетного финансирования. Однако в случаях, когда отрасль имеет доходы от хозяйственной или коммерческой деятельности, они приобретают двусторонний характер: появляются финансовые отношения, связанные уплатой в бюджет обязательных платежей;
     ? между распорядителями бюджетных  кредитов по поводу распределения  бюджетных ресурсов. Эти отношения  многоступенчатые и определяются  системой управления финансами  отрасли; 
между вышестоящей  организацией и подведомственными  учреждениями по поводу централизации  части финансовых ресурсов и их перераспределения;
     ? между организациями, учреждениями  отрасли и их структурными  подразделениями по поводу формирования  финансовых ресурсов, их распределения  и использования; 
     ? между организациями, учреждениями  непроизводственной сферы и предприятиями  сферы материального призводства по поводу оплаты приобретаемых материальных ценностей;
     ? между организациями, учреждениями  непроизводственной сферы по  поводу оплаты оказываемых услуг; 
     ? между организацией, учреждением  непроизводственной сферы и коллективом  работников по поводу выплаты  заработной платы, премии, поощрений; 
     ? между организациями, учреждениями  непроизводственной сферы и потребителями  услуг: населением - по поводу  оплаты стоимости этих услуг;  другими предприятиями, организациями,  учреждениями сферы материального  производства и нематериальной  сферы - по поводу перечисления  средств за оказанные услуги  по договорам; 
     ? между организациями, учреждениями  непроизводственной сферы и юридическими  и физическими лицами по поводу  оказания финансовой помощи и  добровольных взносов и пожертвований; 
     ? между организациями, учреждениями  непроизводственной сферы и различными  общественными фондами по поводу  перечисления средств из этих  фондов;
     ? между организациями, учреждениями  непроизводственной сферы и внебюджетными  фондами по поводу уплаты обязательных  платежей в эти фонды в соответствующих  случаях.
     Сущность финансов проявляется  в их функциях, под которыми  понимают «работу», выполняемую  финансами. В соответствии с  этим выделим две функции финансов: образование денежных фондов  и использование денежных фондов. Часто категории «финансы» присваивают  не свойственные ей функции  (аккумулирующая, стимулирующая, контрольная)  из-за той роли, которую финансы  выполняют в реальной действительности. В данном случае необходимо  понять различие между общественным  назначением экономической категории  «финансы, что выражается через  функции категории, и ролью  категории в воспроизводственном  процессе.
     Под ролью финансов следует  понимать результаты их действия. Она шире и многообразнее, чем  функции финансов. Определяя роль  финансов в производственном  процессе, нельзя ограничиваться  только сферой материального  производства, подобное определение  существенно снизило бы значимость  финансов в национальной экономике.  Будучи категорией распределения,  финансы обслуживают производственный  процесс в целом. Распределение,  осуществляемое финансовым методом,  начинается в сфере материального  производства. Функционируя в этой  сфере, финансы обслуживают кругооборот  производственных фондов и участвуют  в создании новой стоимости;  благодаря им распределяется  реализованная стоимость и формируются доходы, накопления и отчисления; на их основе образуются денежные фонды целевого назначения, предназначенные для удовлетворения разнообразных общественных потребностей. Финансы могут активно влиять на производство. Формируемые денежные фонды целевого назначения способны создавать предпосылки для изменения структуры и динамики производства.
     Начавшееся в сфере материального  производства финансовое распределение  продолжается в сфере обращения,  оказывая и на нее свое влияние.  В сфере обращения финансы  выступают либо как необходимое  условие для начала обменных  операций (благодаря финансам у  покупателей формируются денежные  фонды специального целевого  назначения), либо как их закономерное  продолжение.
     В качестве инструмента распределения  финансы действуют и в сфере  потребления, где происходит конечное  использование ранее созданной  стоимости.
     Использование финансов в общественном  воспроизводстве сопровождается  получением определенных результатов,  в которых наглядно проявляется  роль этой категории. Роль финансов  может быть различна в зависимости  от изменения реальных условий  их функционирования, направлений  воздействия на общественное  производство и т.п.
     Посредством финансов перераспределяется  валовой национальный продукт  в целом, В этом заключается  роль финансов государства.
     Финансы предприятий являются  определяющим источником и стимулом  к расширенному воспроизводству,  однако воздействие государственных  финансов выражается не только  в установлении налогового пространства  для производственной сферы, но  и в поддержке важных отраслей  национальной экономики.
     В РФ через систему государственного  бюджета и внебюджетных фондов  перераспределяется более половины  ВНП. В США через государственные  финансы распределяется 25 % ВНП. Государство  участвует в установлении производственных  связей. Перераспределение ВНП осуществляется  и между отраслями народного  хозяйства, Это играет чрезвычайно  важную роль в развитии отраслей  и регионов. Финансы играют важную  роль в воспроизводстве рабочей силы, так как за счет финансов содержится сфера просвещения и здравоохранения.
     В целом можно говорить о  таких результатах действия финансов, как аккумулирование, распределение,  стимулирование, регулирование, планирование  и контроль. Подобные роли присущи  как государственным финансам, так  и финансам предприятий. Для  финансов предприятий можно выделить  и другие роли, но любая классификация  является условной, поскольку данные  роли финансов во многом взаимосвязаны,  взаимозависимы и обусловлены  многогранностью финансовых отношений.
     Аккумулирующая роль финансов выражается механизмом концентрации денежных средств в централизованных и децентрализованных фондах в различных секторах экономики и уровнях бюджетной системы. На практике это выражается в формировании целевых фондов денежных средств различного направления использования.
     Распределительная роль финансов выражается в разделении валового национального продукта между участниками процесса материального производства, отраслями национальной экономики, бюджетами различных уровней. Первичной основой распределения является создание основных (первичных) доходов в различных уровнях финансовой системы в процессе расширенного воспроизводства. При этом под воспроизводством понимают не только расширенное воспроизводство в рамках создания валового национального продукта, но и процесс воспроизводства самих финансовых отношений как непрерывного эволюционного процесса. Сумма этих доходов в рамках всего государства равна национальному доходу.
     Распределительная роль характерна  для финансов на различных  стадиях кругооборота, начиная от  процесса материально-технического  снабжения и завершая реализацией  и потреблением продукта производства  и возросшей стоимости.
     Стимулирующая роль финансов состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, отраслей в нужном обществу направлении. Имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных доходов, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие любого экономического процесса. Можно назвать следующие рычаги воздействия на экономические процессы: бюджет; цены и тарифы; налоги; экспортно-импортные пошлины.
     Регулирующая роль финансов определяется основной характеристикой финансов как отношений, санкционированных государством. Посредством финансов и их механизмов регулируются основные макроэкономические пропорции экономики: уровень цен, объем валового национального продукта, процентные ставки и пр. Именно финансы стимулируют расширенное воспроизводство и определяют целесообразную деятельность по созданию централизованных и децентрализованных денежных средств, используемых на производственные и социальные нужды общества.
     Роль планирования и контроля выражается в формулировании целей и выборе путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между государством в лице органов государственной власти различного уровня, предприятиями и объединениями, населением в процессе подготовки прогнозов развития отраслей и секторов рынка, подготовке бизнес-планов, смет доходов и расходов домашних хозяйств. Планирование выражается через систему бюджетов и программ развития.
     Контроль финансов выражается  в деятельности по проверке  соответствия фактического распределения  валового национального продукта  и национального дохода плановым (целевым) показателям. Финансовый  контроль охватывает сферу непосредственного  производства национального дохода, т. е. деятельность предприятий,  организаций и индивидуальных  предпринимателей, непроизводственную  сферу, где национальный доход  не создается, сферу распределения.  Основной целью финансового контроля  является обеспечение эффективности  и рациональности расходования  финансовых и экономических ресурсов и соблюдения всеми экономическими субъектами законодательства в области финансов.
     В зависимости от того, кто  осуществляет финансовый контроль, он может быть общегосударственным,  ведомственным, внутрихозяйственным,  общественным и независимым (аудиторским).
     Государство управляет обществом  и состоит из ряда структур: политической, экономической, социальной, религиозной и др.
     Основу экономической структуры  составляют отношения, возникшие  в государстве, в которых участвуют  четыре субъекта: государство, регион, хозяйствующий субъект, гражданин.  У каждого субъекта свои права  и обязанности. Вступая между  собой в отношения, они участвуют  в товарно-денежных отношениях, что  приводит к созданию финансовой  системы государства.
Финансовая система Российской Федерации представляет собой 4-блочную  систему:
- общегосударственные финансы;
- территориальные финансы;
- финансы хозяйствующих субъектов;
- финансы граждан.
Каждое звено  финансовой системы выполняет свои конкретные задачи, и обслуживают  определённую группу финансовых отношений.
     Задача общегосударственных финансов  заключается в концентрации финансовых  ресурсов в распоряжении государства  и направление их на финансирование  общегосударственных нужд. Они формируются  за счёт налогов, сборов, государственных  пошлин, сумм, полученных от выкупа  государственных предприятий и  т. п. В состав общегосударственных финансов входят: федеральный бюджет, государственное страхование, государственное кредитование, федеральные внебюджетные фонды.
     Территориальные финансы выполняют  ту же задачу, что и общегосударственные,  но применительно к административно-территориальному  образованию, находящемуся на  самоуправлении. В их состав входят  территориальные бюджеты и территориальные  внебюджетные фонды. Формируются  за счёт налогов, сборов, штрафов,  местных займов, лотерей и др. источников.
     Главную роль в финансовой  системе государства играют финансы  хозяйствующих субъектов, их задача  заключается в формировании и  использовании своих денежных  средств. Они выступают как  ведущее звено в финансовой  системе, это обусловлено факторами:  источники финансовых ресурсов (прибыль,  амортизационные отчисления и  др.) формируются главным образом  в хозяйствующих субъектах; объём  их финансовых ресурсов значительно  превышает величину денежных  средств граждан, используемых в качестве капитала.
     Бюджет определяет собой форму  образования и государственного  расходования денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти. Объективных характер бюджетных отношений обусловлен тем, что в руках государства должна концентрироваться часть национального дохода, необходимая для решения задач, возложенных на государство (управление и защита).
     Особенности бюджетных отношений  проявляются в том, что имеют  неэквивалентный характер, т.е. они  не находятся под прямым воздействием  закона стоимости (закона эквивалентного  обмена), что приводит к тому, что  бюджетные методы государственного  управления имеют принудительный  характер и свободны от влияния  конкуренции.
     Бюджетная система Российской  Федерации включает в себя: федеральный  бюджет; бюджеты субъектов федерации;  местные бюджеты. Бюджетное устройство  РФ основано на принципах: единства, полноты, реальности, гласности и  самостоятельности.
     Одним из методов перераспределения  национального дохода государством  в пользу определённых социальных  групп населения является создание  внебюджетных фондов (ВБФ), которые  могут быть:
     ? Социальные внебюджетные фонды:  пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, занятости населения.
     ? Экономические внебюджетные  фонды: дорожные, воспроизводства  минерально-сырьевой базы, кредитные.
Эти фонды формируются за счёт:
- обязательных взносов в социальные и др. ВБФ, установленные в законодательном порядке;
- добровольных взносов и пожертвований  граждан и различных хозяйствующих  субъектов на соответствующие цели;
- суммы штрафов (загрязнение окружающей среды, нерациональное природопользование и пр.);
- иных доходов ВБФ в соответствии с законодательством.
     Налоги и другие  платежи, предназначенные для  зачисления в бюджет, не подлежат  направлению в ВБФ. Бюджетные  фонды не должны перечисляться  во ВБФ.
Финансовые институты – это финансовые учреждения и все структурные подразделения Государственной налоговой службы РФ.
     К финансовым институтам  относятся: банки, небанковские  кредитные организации, страховые  компании, негосударственные пенсионные  фонды, лизинговые компании и  др. Большинство этих институтов  действуют как финансовые посредники.
Финансовый посредник – экономический субъект, который аккумулирует денежные средства граждан и хозяйствующих субъектов, преумножает эти средства за счёт прибыльной (доходной) деятельности и эффективности их мобилизации в материальное производство.
Содержание деятельности финансовых учреждений
Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие операции:
- привлечение  денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов во вклады;
- размещение этих средств от своего имени и  за свой счёт на условиях возвратности, платности и срочности,
- открытие и ведение счетов граждан и  хозяйствующих субъектов.
     Банк призван накапливать временно  свободные денежные средства, предоставлять  кредиты, проводить операции с  ценными бумагами, взаимными платежами  и расчётами между хозяйствующими  субъектами и гражданами. В РФ  функционирует 2-уровневая банковская  система: Центральный банк РФ; коммерческие банки.
     Небанковская кредитная организация – имеет право осуществлять отдельные банковские операции для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности (например расчётно-кассовые центры Центрального банка РФ).
     Биржа представляет собой организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже товаров, ценных бумаг и др. активов. Торги биржевыми активами производятся в специально оборудованном помещении и специально обученным персоналом.
     Биржа выполняет функции: мобилизации  временно свободных денежных  средств путём обмена их на  биржевой товар; установления  рыночного курса финансовых активов.
     Биржа создаётся в форме некоммерческого  партнёрства (не должна извлекать  прибыли от своей биржевой  деятельности). Она организует торговлю только между членами биржи. Другие лица могут совершать операции на бирже только через посредство членов биржи.
    Гос. бюджет. финансовые льготы. дефицит госбюджета меры по его снижению.
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению  и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему  РФ) называется бюджетный проце?сс.
В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:
    Федеральный бюджет
    бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)
    бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)
Согласно  статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
Если запланированные доходы бюджета  превышают расходы бюджета, то это  называется бюджетный профици?т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве?стр.
Понятие и признаки льгот в финансовом праве
В необходимых случаях при установлении налога в акте налогового законодательства могут предусматриваться налоговые  льготы и основания для их использования  налогоплательщиком. Налоговые льготы – это преимущества, предоставляемые  отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем  размере. Сущность налоговой льготы состоит в снижении налогового бремени. При этом налоговые льготы не могут  носить индивидуальный характер, то есть предоставляться конкретным, персонально  поименованным налогоплательщикам. Налоговые льготы являются факультативным элементом налогообложения, поскольку  их установление целиком и полностью  зависит от усмотрения законодателя. Для отдельных налогов и сборов – например, для налога на игорный  бизнес, водного налога – какие-либо льготы могут и не устанавливаться. Налоговые льготы предоставляются  либо в целях социального выравнивания материального положения различных  групп налогоплательщиков, материального  вознаграждения за особые заслуги перед  государством, для стимулирования тех  или иных отраслей, производств, направлений  коммерческой деятельности, поддержки  отечественного товаропроизводителя, привлечения в страну иностранных  инвестиций (оффшорные зоны) и т.д. Как верно замечает В.Е. Кузнеченкова, в большинстве случаев налоговые льготы призваны выполнять стимулирующую функцию и устанавливаются в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности[1].
 
По мнению М. Карасева, под правовой льготой понимается правомерное  облегчение положения субъекта, позволяющее  ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и освобождении от обязанностей[2].
 
Правовым льготам присущи следующие  признаки.
 
Во-первых, они сопровождаются более  полным удовлетворением интересов  субъектов, облегчением условий  их жизнедеятельности, что обязательно  должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот  законодатель ставит цель социально  защитить, улучшить положение отдельных  лиц, перевести процесс удовлетворения своих интересов в более благоприятный  режим.
 
Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы.
 
Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической  дифференциации .
 
Характеризуя правовые льготы, важно  отметить, что они в теории права  рассматриваются как элемент прежде всего специального правового статуса лиц, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.
 
В-третьих, правовые льготы выступают  правомерными исключениями, законными  изъятиями, установленными компетентными  органами в нормативных актах  в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а не правоприменительных актов.
 
При этом основная цель правовых льгот  заключается в согласовании интересов  личности, социальных групп и государства.
 
А.В. Малько, И.С. Морозова предлагают следующее определение правовой льготы: «Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения  субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и  в освобождении от обязанностей».
 
Хрешкова В.В.попробовала определиться с понятием правовой льготы через ее признаки:
 
—      льготы представляют собой исключения, отклонения от единых требований нормативного характера;
 
—льготы закрепляются в нормативном  правовом акте;
 
—льготы являются способом юридической  дифференциации, с их помощью устанавливается  специальный статус субъектов права;
 
—льготы носят стимулирующий и  компенсационный характер.
 
Актуальна также мысль о том, что компенсационный характер правовых льгот состоит в создании хотя бы примерно равных возможностей для  развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических и  социальных причин.
 
Отсутствие классификации налоговых  льгот и их основных идентифицирующих признаков в федеральном законодательстве, позволяет говорить об определенном дисбалансе в сочетании фискальной и регулирующей функций налога, необходимость  которого обусловлена различиями экономических  потенциалов налогоплательщиков, особенностями  их социального статуса, различными индивидуальными особенностями, позволяющими, обобщая эти особенности, группировать налогоплательщиков по каким-либо качественным признакам, что позволяет отграничивать  их от иных участников экономической  деятельности.
 
Рассматривая вопрос о правовой классификации налоговых льгот  и их основных признаках, отметим  различные подходы.
 
Так, С.В. Барулин и А.В. Макрушин предлагают разделять налоговые льготы на:
 
1) личные и для юридических лиц;
 
2) общие для всех налогоплательщиков  льготы и специальные (частные)  налоговые льготы для отдельных  категорий плательщиков;
 
3) безусловные и условные налоговые  льготы;
 
4) общеэкономические и социальные  налоговые льготы.
 
Отдельные авторы предлагают подразделять льготы на: изъятия, скидки и освобождения. То есть исходя из механизма их применения и не связывая их с правовым статусом налогоплательщиков.
 
Однако с точки зрения современного российского законодательства о  налогах и сборах налоговые освобождения далеко не всегда могут однозначно рассматриваться в качестве налоговых  льгот, так как они по большей  части связаны не с субъектом, а с объектом, в отношении которого устанавливаются определенные изъятия  с точки зрения налогообложения. А это не вполне соотносится с пониманием льготы как определенного преимущества, предоставляемого определенной категории налогоплательщиков, имея в виду наличие у этой категории или группы налогоплательщиков определенных идентифицирующих признаков, позволяющих установить различия в правовых статусах различных групп налогоплательщиков для оценки возможности и целесообразности установления по отношению к ним определенных правовых механизмов и предоставления им возможности использовать различные правовые средства при исчислении и уплате налогов и сборов, с целью облегчения их налогового бремени и создания более благоприятных по сравнению с другими группами налогоплательщиков условий. В приведенных примерах используется смешанный подход, который в качестве условия предоставления налоговой льготы в одних случаях предлагает исходить из индивидуально обобщенных особенностей различных налогоплательщиков, позволяющих их идентифицировать в качестве самостоятельной группы (категории), с другой стороны, использовать иные критерии, позволяющие налогоплательщикам минимизировать налоговую нагрузку, исходя не из особенностей правового статуса, а в связи с какими-либо "внешними", не связанными с их правовым статусом обстоятельствами. Наиболее частым критерием здесь выступает характер осуществляемой налогоплательщиком деятельности.
 
Особенно такой способ стимулирования распространен на уровне законодательства субъектов Российской Федерации
 
Налоговые льготы являются законными  средствами оптимизации налогообложения, их использование не может свидетельствовать  о недобросовестности налогоплательщика. Как указал КС РФ, когда законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов или позволяющие снизить их сумму, обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на которую льготы не распространяются, и именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов (Постановление КС РФ от 27.05.2003 № 9-П). Налоговая льгота – разновидность субъективного права. Поэтому налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов. Однако право налогоплательщика на отказ от соответствующей льготы может быть ограничено законодателем. Дело в том, что налоговая льгота как элемент налогообложения является частью юридической конструкции налога, и в некоторых случаях добровольный отказ налогоплательщика от реализации налоговой льготы до истечения периода ее действия может нарушать механизм исчисления и уплаты налога, чем создавались бы препятствия для реализации конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы, как того требует ст. 57 Конституции РФ, и существенно затруднялся бы налоговый контроль. В частности, ст. 145 НК РФ, регулирующая освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей плательщика НДС, не предусматривает добровольный отказ налогоплательщика от данной льготы до истечения соответствующего срока; такой отказ возможен только в отношении будущих налоговых периодов. Налогоплательщик, освобожденный от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, не вправе включать сумму данного налога в цену товара. Налоговое законодательство лишь предоставляет налогоплательщику право, но не обязывает его отказаться от использования налоговой льготы на один или несколько налоговых периодов. Однако, подчеркнул КС РФ, осуществляя соответствующий выбор, налогоплательщик вправе требовать реализации только того механизма предоставления налоговой льготы, который закреплен в законе. При этом установление в НК РФ особенностей применения налоговых льгот, в том числе в виде некоторых ограничений права налогоплательщика отказаться от использования налоговой льготы, также не направлено на ущемление конституционных прав и свобод налогоплательщика, поскольку законодатель, вводя налоговую льготу, вправе предусмотреть и особый порядок ее использования (Постановление КС РФ от 05.02.2004 № 43-О).
Дефицит государственного бюджета, его  виды
 
Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит  государственного бюджета – это  разность между расходами и доходами государства за определенный период.
 
Дефицит бюджета законодательно устанавливается  в Федеральном Законе о государственном  бюджете на предстоящий год.
 
В случае принятия бюджета на очередной  финансовый год с дефицитом, законом  об этом бюджете утверждаются источники  финансирования дефицита бюджета.
 
Согласно Бюджетному кодексу РФ «источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
 
1) внутренние источники следующих  видов:
 
- кредиты, полученные Российской  Федерацией от кредитных организаций  в валюте Российской Федерации;
 
- государственные займы, осуществляемые  путем выпуска ценных бумаг  от имени Российской Федерации;
 
- бюджетные ссуды, полученные  от бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской  Федерации;
 
2) внешние источники следующих  видов:
 
- государственные займы, осуществляемые  в иностранной валюте путем  выпуска ценных бумаг от имени  Российской Федерации;
 
- кредиты правительств иностранных  государств, банков и фирм, международных  финансовых организаций, предоставленные  в иностранной валюте».
 
В теории финансов выделяются следующие  основные виды бюджетных дефицитов:
 
1. Циклический дефицит госбюджета  – результат действия встроенных  стабилизаторов экономики. Под  «встроенным» (автоматическим) стабилизатором  понимается экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в развитых странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях.
 
2. Структурный дефицит госбюджета  – разность между расходами  и доходами бюджета в условиях  полной занятости. Оценки структурного  дефицита используются в основном в развитых странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не бюджетной политикой государства.
 
3. Операционный дефицит госбюджета  – общий дефицит госбюджета  за вычетом инфляционной части  процентных платежей по обслуживанию  государственного долга.
 
4. Первичный дефицит госбюджета  – разность между величиной  общего дефицита и всей суммой  выплат по долгу.
 
5. Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит госбюджета – существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит госбюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства. Среди квазифискальных операций следует упомянуть:
 
- финансирование государственными  предприятиями избыточной занятости  в государственном секторе и  выплата ими заработной платы  по ставкам выше рыночных за  счет банковских ссуд или путем  накопления взаимной задолженности;
 
- накопление в коммерческих  банках большого портфеля недействующих  ссуд, которые в итоге выплачиваются  в основном за счет льготных  кредитов Центрального Банка;
 
- финансирование Центральным Банком  убытков от мероприятий по  стабилизации обменного курса  валюты, беспроцентных и льготных  кредитов правительству; рефинансирование  Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ  правительства по льготным ставкам  и т.д.
 
Бюджетный дефицит не относится  к разряду чрезвычайных событий  для государства. Еще Д.М. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества.
 
Следует отметить, что дефицит государственного бюджета не всегда покрывается только за счет увеличения абсолютного размера  государственного долга. Существует три  основных способа финансирования дефицита бюджета в экономике рыночного  типа: монетизация дефицита, внешнее  и внутреннее долговое финансирование. Кроме того, мировая практика регулирования  бюджетного дефицита в качестве одного из методов решения данной проблемы предлагает увеличение доходной или  снижение расходной частей бюджета.
Меры по снижению бюджетного дефицита:
 
1. Конверсия.
 
2. Переход от финансирования  к кредитованию.
 
3. Постепенная ликвидация дотаций  убыточным предприятиям.
 
4. Снижение расходов на управление  государством.
 
5. Изменение системы налогообложения.
 
6. Повышение роли местных бюджетов.
 
Существует 3 традиционных способа  покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение налогообложения, 3) производство денег, или “сеньораж” , т.е. печатание денег. Однако в настоящее время “сеньораж” не является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный “сеньораж” выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.
 
В экономической теории имеется  несколько подходов к решению  проблемы бюджетного дефицита.
 
Первая концепция: бюджет должен балансироваться  ежегодно. Но такая политика связывает  государству руки при решении  антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит доходы населения упали и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо, во-первых, повысить ставки налогов, либо, во-вторых, сократить государственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция. Следствием этого являются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные 'излишки, правительство должно либо, во-первых, снизить ставки налогов, либо, во-вторых, увеличить правительственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию.
 
Вывод: Ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим.
 
Вторая концепция: бюджет должен балансироваться  ежегодно. Например, в стране – экономический  спад. Чтобы ему противостоять, правительство  снижает налоги и увеличивает  расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее  положительное сальдо бюджета покроет  государственный долг, появившийся  в период спада.
 
Вывод: Бюджет сбалансируется не за 1 год, а в период цикла.
 
Третья концепция: целью государственных  финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное  для правительства – поддерживать макроэкономическую стабильность. Для  достижения этой цели можно вводить  любой дефицит.
 
Каждая из этих концепций имеет  сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется  на первую концепцию.
 
Особое значение имеет стратегия  в области использования в  качестве источника финансирования бюджетного дефицита внутренних или  внешних займов. Это приводит к  росту государственного долга и  увеличению затрат на его обслуживание. Если прибегать к чрезмерному  использованию кредита Центрального банка, когда у последнего нет  ресурсов для кредитования, кроме  как увеличение выпуска обесценивающихся денег, то такая мера будет приводить  лишь к усилению инфляции и реальных положительных изменений в экономике  не даст. Использование же в качестве кредита денежных средств, получаемых от населения, предприятий, в виде выручки  от продажи государственных облигаций, представляющих обязательство выплатить  владельцу в определенный момент в будущем определенную сумму  денег, приводит к порочному кругу, увеличивая при погашении облигаций  и выплате процентов и без  того большой дефицит. Прибегая к  таким займам, государство накапливает свой долг, называемый государственным долгом. Государственный долг – это бремя, осложняющее нормальное функционирование экономики. Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это время положительных сальдо бюджета. Государственный долг может быть внешним и внутренним.
 
Внешний государственный долг –  это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, т.к. страна отдает за рубеж  свои ценные бумаги и перекладывает  груз долга на последующие поколения.
 
Внутренний долг – это задолженность  правительства данной страны ее гражданам. Рост государственного долга сокращает  запас капитала в экономике, так  как владелец сбережений вместо инвестирования их в экономику посредством покупки  акций промышленных компаний или  кредитования для расширения капитала приобретает облигации, финансируя государство. Если сбережения не увеличиваются, то наличие государственного долга  снижает долю акционерного капитала относительно его потенциальной  величины. В силу того, что в экономике  предполагается равенство инвестиций и сбережений, снижение сбережений приводит к снижению инвестиций, а, следовательно, к снижению уровня ВНП  и соответственно уровня жизни населения  в будущем. Процентные выплаты государства  по этому долгу растут, государство  повышает налоги, что приводит опять-таки к снижению ВНП либо к увеличению дальнейшего долга.
 
Планируемый на 1996 г. бюджетный дефицит  составлял 88,55 трлн. руб., или 3,85% к ВВП, 20,5% к сумме расходов. Его финансирование предусмотрено за счет источников внутреннего  финансирования, включая эмиссию  государственных ценных бумаг, в объеме 56,1 трлн. руб., и за счет чисто внешнего финансирования 32,45 трлн. руб. Для сравнения, бюджетный дефицит в США в 1996 г., по имеющимся данным, составлял 262 млрд. долл., или 20% к сумме расходов (без учета внебюджетных фондов) . Однако при этом финансирование бюджетного дефицита более чем на 90% обеспечивается за счет выпуска государственных ценных бумаг, размещаемых среди населения, в числе которых среднесрочные и долгосрочные составляют около 80%. Российский рынок государственных ценных бумаг преимущественно краткосрочный, что придает ему дискретный характер и нестабильный уровень доходов, к тому же кредиторами выступают в основном коммерческие банки и финансовые компании.
 
Расходы на погашение и обслуживание государственного долга характеризуются  такими данными: в 1994 г. они составили 5,6% в объеме бюджетных расходов, в 1995 г. – 9,2%. Верхний предел государственного внутреннего долга по бюджету  на 1995 г. определен в 159,3 трлн. руб., а  государственного внешнего долга – 129,9 млрд. долл. При этом государственный  внутренний долг составляет 17%, а внешний  – 63% к ВВП. Для примера, общая сумма федерального долга США, по имеющимся данным, составит в 1995 г. около 70% в объеме ВВП. Эти показатели наглядно демонстрируют, что происходит удорожание государственного долга и увеличение доли бюджетных средств, направляемых на его обслуживание, а, следовательно, сокращение социальных и инвестиционных программ, финансируемых за счет бюджетных средств.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.