Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формы современной конкуренции и их влияние на содержание предпринимательской деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1
Основы конкуренции понятие  и функции
стр 
 5
1.1
Сущность и понятие  конкуренции
стр
 5
1.2
Функции конкуренции
стр
 8
Глава 2
Основные модели рынка. Формы  и виды конкуренции
стр
10
2.1
Основные модели рынка
стр
10
2.2
Формы конкуренции
стр
13
2.3
Виды конкуренции
стр
21
Глава 3
Современная конкуренция  и ведение конкурентной борьбы
стр
23
3.1
Современная конкуренция и ее значение конкуренции
стр
23
3.2
Формы современной конкуренции
стр
27
3.3
Способы ведения конкурентной борьбы
стр
29
3.4
Основные направления и инструменты  регулирования конкуренции государством
стр
31
Заключение
стр
35
Список использованных источников
стр
36

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Современная рыночная экономика Казахстана представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению  рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители  и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители  могут купить по определенной цене ) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое  производители продают по определенной цене ) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка  определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих  в процессе обмена всеобщего эквивалента  стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и  потребителей, характер и структура  отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции. Конкуренцию - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для  улучшения своих позиций на рынке  компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и  платежей, информацию через рекламу.
Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед  экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и  поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный  экономист знает, что рынок тем  эффективнее, чем он больше удовлетворяет  условиям совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и сколько нужно производить. Реальная рыночная экономика немыслима  без конкуренции. В этой связи  возникает настоятельная необходимость  в изучении конкуренции, ее уровня и  интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках.
Некоторые представители нынешней власти уповают  на старые советские методы командно-административного  управления экономики, хотя в мире давно  известно про их неэффективность  и отсталость. Как мне кажется (и я далеко не одинок в своём  мнении), идти необходимо в совершенно противоположном направлении - путём  рыночных реформ и преобразований, какими бы тяжелыми они не были.
Процесс становления рыночной экономики довольно длителен и неотделим от становления и развития нормальной конкуренции. Поэтому необходимо терпение и понимание всего процесса. Чтобы развить приличную рыночную экономику, необходимо, в первую очередь, позаботится о развитии конкуренции, т.к. рынок и конкуренция неотделимы друг от друга. Конкуренция - один из основных принципов существования рыночной экономики. Без неё преимущества рыночной системы хозяйства не смогут полностью проявится. Конкурентная экономика предполагает экономическую свободу хозяйствующих субъектов, многообразие форм собственности и видов предприятий, деловую активность предпринимателей, их состязательность в совершенствовании производства, внедрение нововведений, освоении производства новых товаров и услуг.
Итак, рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес для меня, прежде всего  потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной  экономике совсем недавно претерпел  кардинальное изменение. Конкуренция  и все процессы, связанные с  ней (демонополизация) новы для Казахстана и потому их изучение для нас важно и актуально.
В курсовой работе рассмотрены следующие разделы:
- Основы  конкуренции, понятие и функции;
- Основные модели рынка. Формы и виды конкуренции;
- Современная конкуренция и ведение конкурентной борьбы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1 Основы конкуренции понятие и функции
 
         1.1 Сущность и понятие конкуренции
 
Конкуренция (лат. concurrere - состязаться) - соперничество  между участниками рыночного  хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое  неизбежное столкновение порождается  объективными условиями: полной хозяйственной  обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной  конъюнктуры и противоборством  с другими претендентами за наибольший доход.
Конкуренция — это исходная категория, характеризующая  сущность рыночной экономики. Имеется  несколько определений этого  понятия. Приведем некоторые из них:
1.Конкуренция  — состязательность хозяйствующих  субъектов, когда их самостоятельные  действия эффективно ограничивают  возможность каждого из них  односторонне воздействовать на  общие условия обращения товаров  на соответствующем товарном  рынке (Закон о конкуренции  на товарных рынках).
Соответственно, конкуренция на рынке финансовых услуг — состязательность между  финансовыми организациями, при  которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность  каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг (Закон о конкуренции на финансовых рынках).
Такое определение  конкуренции предполагает, что:
-участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты (предприятия, организации);
-конкуренция присуща только совершенному рынку. Ни то, ни другое не является обоснованным, так как:
-важнейшую роль в конкуренции играет рынок потребительских товаров (услуг), где активными участниками рынка на стороне покупателей выступают различные социальные группы населения;
-наиболее интенсивная конкуренция реально имеет место в условиях достаточно «широкой» олигополии.
2. Конкуренция  — борьба фирм за ограниченный  объем платежеспособного спроса  потребителей, ведущаяся фирмами  на доступных им сегментах  рынка.
Это определение  предполагает только конкуренцию продавцов (предложение превышает спрос), имеющую  место при олигополии в условиях развитой рыночной экономики.
3. Конкуренция  — это центр тяжести всей  системы рыночного хозяйства.  Продавцы и покупатели конкурируют  между собой, чтобы добиться  каждый своей цели за счет  конкурентов (продавцы — более  высокой прибыли; покупатели —  более высокой полезности). Цена, установившаяся в ходе конкурентной  борьбы, выполняет функцию регулирования  спроса и предложения. В процессе соперничества на рынке заключаются сделки и изменяются доли участия в рыночной сфере.
В этом неформальном определении понятие конкуренции  раскрывается более содержательно, так как оно предполагает как  совершенный, так и несовершенный  рынок и содержит указания о характере  соперничества участников рынка, целевой  направленности и функциях конкуренции.
Многофакторный  характер конкуренции. Конкуренция  — это многофакторная категория. Интенсивность конкуренции зависит  в первую очередь от:
-модели (качества) рынка (совершенный или несовершенный рынок);
-формы рынка по количественному распределению участников на стороне предложения и спроса (полиполия, олигополия, монополия и их модификации);
-стадии жизненного цикла товара, представленного на рынке;
-мотивов конкуренции, которыми руководствуются продавцы и покупатели;
-типа предпринимательских реакций на изменения на рынке;
-степени вмешательства государства в экономические процессы, совершаемые на рынке.
Конкуренция - один из регуляторов предложения общественного производства, фактор образования средней нормы прибыли, формирование рыночной стоимости товара, дифференциации товарных производителей по доходам. Конкуренция выступает экономическим законом рыночных отношений, товарного производства вообще, и одновременно одним из рычагов общественного воспроизводства. Первой функцией конкуренции является прямое влияние на процесс ценообразования. Вторая экономическая функция — стимулирование НТП. [1]
В повседневной жизни мы все чаще встречаем   слова:   "конкуренция",   "конкурентная борьба", "конкурентоспособность", "конкурентный рынок". Этим строкам иногда предоставляются разные значения, но все они могут быть сведены до двух понятий - "конкурентная борьба" и "конкурентный рынок". Первое касается способов поведения отдельных фирм на рынке, второе - рыночных структур и охватывает все аспекты рынка любых товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типы товаров, которые продаются и т.д.).
Конкурентность  рынка определяется теми границами, в рамках которых отдельные фирмы способные влиять на рынок, то есть на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы влияют на рынок, где они реализуют свою продукцию тот более конкурентным считается рынок. Высочайшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма на него не влияет совсем. Это возможно лишь в случае если на рынке товаров действует так много фирм, что любая из них в частности никак не может повлиять на цену товара, и воспринимает ее как такую, что определяется рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется целиком конкурентным. А фирмы, которые действуют в условиях целиком конкурентного рынка, не ведут между собою конкурентной борьбы. Если же отдельные фирмы имеют возможность влиять на условия реализации своей продукции (в первую очередь на цены), то они ведут между собою конкурентную борьбу, но рынок, где эта возможность реализуется, целиком конкурентной уже не считается.
Итак, конкуренция - категория явным образом противоречивая. С одного стороны существует утверждение, которое без конкуренции рынка  не бывает, а с другого – целиком  конкурентным есть тот рынок, на котором  участники (фирмы) не ведут между  собою конкурентной борьбы. И дальше. Если конкурентная борьба существует, такой рынок не считается целиком  конкурентным. Больше того, чем более  сильная конкуренция, тем полнее формируются условия для ее ограничения. Но рынок двигается уже не к  целиком конкурентному, а к монопольному. Эта противоречивость конкуренции  выступает предпосылкой самых разных оценок ее роли в экономике. Одни экономисты утверждают, что конкуренция - это  большое благо (между прочим, эта  точка зрения есть характерной для  современных украинских реформаторов), другие настаивают на потому, что конкуренция, противопоставляя субъектов рынка  и порождая монополию – большое  зло для экономики.
Отвечая на этот вопрос, следует, очевидно, начинать с элементарного: что такое конкуренция. Конкуренция - это форма экономических  отношений между субъектами рыночного  хозяйства, в которой выражается соперничество за наиболее выгодные условия производства, продажи и купли товара. Как и почему возникает конкуренция? Оптимального положения на рынке хозяйствующие субъекты достигают в результате получения ними экономической самостоятельности. То есть, если они получают право владения, пользование и распоряжение выработанной продукцией. В то же время экономическая самостоятельность порождает стремление выделяться среди равных, доказать свои преимущества, утвердить свое господство, обеспечить себе более выгодное положение, большая прибыль и т.д. Это порождает между экономически самостоятельными и отделенными хозяйственными единицами определенное соперничество, борьбу, которая и получила название конкуренции. Причем конкуренцию не следует рассматривать как соревнование по олимпийскому принципу: важная не победа, а участие. Это жестокий и конфликтный метод взаимодействия рыночных субъектов: достижение поставленных предпринимателем своих целей возможное лишь за счет поражения интересов других деловых людей.
Суть  конкуренции проявляется и в  том, что о нас одной стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.
Непременным условием конкуренции  есть независимость субъектов рыночного  отношения от определенных "высших" и внешних" сил. Эта независимость  проявляется, во-первых, в возможности  самостоятельно принимать решение  о производстве или купле товаров  или услуг; во-вторых, в свободе  выбора рыночных партнеров. В процессе конкуренции хозяйствующие субъекты как бы взаимно контролируют друг друга. Конкуренция также есть важным инструментом регулирования пропорций  общественного производства в условиях рынка.[2]
 
1.2 Функции конкуренции
 
Функция регулирования.   Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.   
Функция мотивации.   Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:   
-предприятия,  которые предлагают лучшую по  качеству продукцию или производят  ее с меньшими производственными  затратами, получают вознаграждение  в виде прибыли (позитивные  санкции). Это стимулирует  технический прогресс;   
-предприятия,  которые не реагируют на пожелания  клиентов или нарушения правил  конкуренции своими соперниками  на рынке, получают наказание  в виде убытков или вытесняются  с рынка (негативные санкции).  
Функция распределения.   Конкуренция не только включает стимулы к более  высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.   
Функция контроля.   Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время  конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. 
 Политика  в области конкуренции призвана  заботиться о том, чтобы конкуренция  могла выполнять свои функции.  Руководящий принцип "оптимальной  интенсивности конкуренции" в  качестве целей политики в  области конкуренции предполагает, что:  
- технический  прогресс в отношении изделий  и процессов быстро внедряется (инновация под давлением  конкуренции);       
- предприятия  гибко адаптируются к меняющимся  условиям (например, склонности потребителей), (адаптация под давлением конкуренции).  
 Масштаб  интенсивности конкуренции определяется  тем, как скоро преимущества  в прибыли теряются в результате  успешного воспроизведения инноваций  конкурентам. В первую очередь  это зависит от того, насколько  быстро конкуренты реагируют  на рывок вперед предприятия-пионера  и насколько динамичен спрос.  
 В  соответствии с руководящим принципом  оптимальной интенсивной конкуренции  благоприятные условия для нормального  функционирования соперничества  появляются тогда, когда имеют  дело с "широкой" олигополией  с "умеренной" индивидуализацией  продукции. "Узкая" олигополия  с сильной индивидуализацией  продукции, напротив, уменьшает интенсивность  конкуренции.  
 В  каждой рыночной экономике существует  опасность того, что участники  конкурентной борьбы попытаются  уклониться от обязательных норм  и риска, связанных со свободной  конкуренцией, прибегая, например, к  сговору о ценах или имитации  товарных знаков. Поэтому государство  должно издавать нормативные  документы, которые регламентируют  правила конкурентной борьбы  и гарантируют:
- качество  конкуренции;
- само  существование конкуренции;
-цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;
- предлагаемая  услуга должна быть соразмерной  по цене и другим договорным  условиям;
- защищенные  правовыми нормами товарные знаки  и марки помогают покупателю  различать товары по их происхождению  и своеобразию, а также судить  о некоторых их качествах;
-  ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.[3]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2 Основные модели рынка. Формы и виды конкуренции.
 
2.1 Основные модели  рынка 
 
В зависимости  от соотношения между количеством  производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур: 
1.   Чистая конкуренция являет собой ситуацию когда на рынке присутствует большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Чистую, или свободную, конкуренцию принято еще называть совершенной конкуренцией, а три других типа — объединять названием несовершенная конкуренция. Последний термин принадлежит англичанке Джоан Робинсон (книга "Экономика несовершенной конкуренции", 1933 г.), которую принято считать создательницей теории несовершенной конкуренции. 
2.   Огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает, так называемую, несовершенную конкуренцию. 
3.   Предельным случаем  является монополия. В этом случае массе потребителей противостоит единственный  производитель, способный удовлетворить общий спрос  всех потребителей. Когда рынок  представлен относительно большим числом производителей, предлагающих  гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции .
4.    Существует также чистая монополия. В этом случае на рынке присутствует только один производитель товара и множество потребителей.  
 Рассмотрим  подробнее основные из вышеперечисленных  рыночных структур.
Чистая  конкуренция представляет собой  рыночную ситуацию, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, и ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.
Таким идентичным, или стандартизированным, товаром  может быть, например, пшеница, кукуруза, сахар, акции компании. Это означает, что все продавцы таких товаров  предлагают практически одинаковый продукт; разница в потребительских свойствах отсутствует. Поэтому покупателю не стоит утруждать себя выяснением отличий в качестве, свойствах — их фактически нет. А для продавца становится практически бессмысленным вести неценовую конкуренцию. Каждый из продавцов при этом не в состоянии повлиять на цену товара, складывающуюся на рынке. Это связано с тем, что доля любого продавца в общем объеме предлагаемой на рынке продукции очень незначительна. Продавец на таком рынке является "ценополучателем".
Выделим основные характеристики чистой конкуренции:
а) многочисленность участников обмена — продавцов и  покупателей;
б) тождественная, стандартизированная продукция. Этому  требованию могут отвечать только простые  товары, примеры которых ранее  были названы;
в) свободный  доступ к рынкам новых продавцов  и возможность такого же свободного выхода с них. Если посмотреть на эту  проблему несколько шире, то можно  отметить, что препятствиями для  входа новых субъектов в любую  отрасль могут быть: технологические, ресурсные, финансовые, законодательные  ограничения. Например, сложность технологии и необходимость большого стартового капитала характерны для многих производств  в машиностроении, металлургии, нефтепереработке, что резко сужает число возможных претендентов на появление в этих отраслях. В то же время большинство сфер, например сельскохозяйственного производства, не имеют таких сложных условий входа для новых производителей;
г) наличие  полной информации у участников обмена. Покупатели должны иметь сведения об имеющихся продавцах, их ценах, других условиях реализации. Экономические  субъекты должны располагать примерно одинаковым объемом информации о  рынке.
Эти условия  в большинстве случаев сегодня  являются трудноосуществимыми. Поэтому чистая, или совершенная, конкуренция — это редкостный тип конкуренции в современной экономике. Преобладают формы несовершенной конкуренции, где продавцы обладают определенным контролем над рыночной ценой.
Монополия происхождение названия этого типа несовершенной конкуренции связано с тем реальным обстоятельством, что очень многие продавцы, предлагая схожие товары, стремятся, в то же время, придать им уникальные, особенные свойства. Эти отличия могут быть как реальными, так и мнимыми.
Монополистическая конкуренция — это такая рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.
Примеры такой  конкуренции следующие: "жевательная  резинка, очищающая зубы", "журнал для деловой женщины", "автомобиль для тропиков", "свежий хлеб", "шампунь, укрепляющий корни волос", "вина из лучших сортов винограда", "наши акции — всегда в цене", "у нас самый широкий выбор  косметики", "наш банк осуществляет самые быстрые расчеты", "шоколадный батончик — райское наслаждение" и т. д.
К основным характеристикам монополистической  конкуренции можно отнести:
а) относительно большое число некрупных производителей;
б) продажа  схожей, но не идентичной продукции. Разные производители занимаются созданием разновидностей товара, удовлетворяющих в принципе одну и. ту же потребность. Но назвать уже их продукцию идентичной нельзя. Здесь наблюдается дифференциация продукта;
в) наличие  у отдельного производителя очень  ограниченного контроля над рыночной ценой. Это связано, во-первых, с тем, что производителей достаточно много, значит доля предлагаемого товара, приходящаяся на одного, — относительно небольшая. Во-вторых, спрос на такую продукцию характеризуется довольно высокой степенью эластичности: покупатели чутко реагируют на изменение цены, и в случае ее повышения могут переключиться на приобретение схожей продукции у других продавцов, проигнорировав какие-то особенности в свойствах товаров.
Соперничающие субъекты могут использовать здесь  как ценовые, так и неценовые  методы конкуренции. Возможность применения последних, в отличие от условий  чистой конкуренции, связана с дифференциацией продукта: конкуренты предлагают его разновидности, стремясь убедить покупателя в превосходстве своих спецификаций товара. И поэтому здесь являются достижимыми конкурентные преимущества в результате совершенствования качества продукта, условий его продажи, дизайна, упаковки, активной рекламы и т. д.;
г) различные  соглашения между конкурентами по ограничению  конкуренции, например по проведению согласованной  ценовой политики, являются практически  мало осуществимыми. Все дело в том, что конкурентов довольно много, и, кроме того, размыты, неопределенны сами границы поля конкуренции, состав ее участников;
д) сохраняются  возможности относительно легкого  вступления в отрасль новых производителей. По сравнению с чистой конкуренцией трудности возрастают, но не намного. Масштабы стартового капитала, уровень технологической сложности не ставят непреодолимых барьеров для проникновения в отрасль новых конкурентов.
При олигополии существуют рынки, на которых, как правило, действует относительно небольшое количество крупных фирм. Строго определить количество таких субъектов экономисты обычно не берутся, но можно встретить, например, такую количественную характеристику олигополистического рынка, где число конкурентов составляет от трех до пяти. Ее, видимо, можно принять в виде некоторого ориентира. Примерами такой конкурентной ситуации в Украине могут быть рынки бытовых холодильников, стиральных машин, сигарет, магнитофонов, локальные рынки ряда товаров и услуг в городах.
Олигополия  — это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или  схожие товары.
К основным характеристикам олигополистической конкуренции можно отнести:
а) немногочисленность конкурентов. Каждый из них обладает обычно довольно большой долей рынка  какого-то товара или услуги;
б) предложение  стандартизированных или дифференцированных товаров. Ряд промышленных товаров, таких, например, как сталь, алюминий, цемент, являются стандартизированными продуктами и обычно предлагаются в  условиях олигополистической конкуренции. Дифференцированными товарами на олигополистических рынках могут быть, к примеру, автомобили, компьютеры, холодильники, пылесосы, телефонные аппараты. Предприятия-олигополисты — это обычно значительные по размерам структуры, ведущие крупномасштабное производство;
в) сложность  входа в отрасль новых предприятие. Здесь уже перед потенциальными конкурентами, возможными кандидатами  на вступление в отрасль встают очень  серьезные проблемы. Это и формирование большого стартового денежного капитала, и технологические сложности, и  доступность к важнейшим сырьевым ресурсам, и большие возможности "ветеранов" разными способами  препятствовать появлению в отрасли "новичков" и другое. Пробиться новым фирмам здесь действительно сложно;
г) наличие  стимулов к слиянию, сговорам, направленным на снижение или устранение конкуренции. Слияние конкурентов позволяет  получить большую долю рынка, в большей  степени использовать эффект масштаба: как "на выходе" — при продаже  своей продукции (это можно делать с меньшими удельными издержками), так и "на входе" — при решении  проблем, ресурсного обеспечения (закупка  крупных партий ресурсов по низшим ценам). Сговоры — по ценам, местам сбыта, объемам продаж — возможны здесь потому, что количество конкурентов  ограничено и они все "на виду", что создает благоприятную почву  для подобных стремлений.
В условиях олигополии возможна как ценовая, так  и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно оказываются менее эффективными. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, другие вынуждены будут адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они, одновременно, и сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.[4]
 
2.2 Формы конкуренции
 
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: а) по масштабам развития; б) по своему характеру и в) по методам  соперничества.
По масштабам  развития конкуренция может быть:
-Индивидуальной (один участник рынка стремится  занять "свое место под солнцем" - выбрать наилучшие условия купли-продажи  товаров и услуг).
Как известно, особенностью свободной конкуренции  является то, что продавцы и покупатели являются мелкими собственниками. Никто  из них, естественно, не может в одиночку захватить рыночное пространство и  установить для всех свою цену. Это  решающее обстоятельство предопределяет правила конкурентной "игры", ведущие  соперников к победе или поражению. 
Первое правило. Товаровладельцы должны учитывать уровень равновесной цены (отражающей равенство спроса и предложения) как норматив (лат. notmatio - упорядочение) рационального, разумно обоснованного хозяйствования. Если, допустим, продавец установил очень высокую цену на свою продукцию, превышающую равновесный уровень, то он неизбежно столкнется с затовариванием продуктов, не нашедших сбыта. Тогда через какое-то время придется снижать цену или даже распродавать товары по ценам, приемлемым для покупателей. А это сопряжено с непредвиденными убытками. 
Второе правило. Чтобы, как говорится, "обхитрить" равновесную цену, товаропроизводитель старается затратить на единицу продукции меньше ресурсов и создавать товары по более низкой индивидуальной цене. Однако он продает эти изделия по общей для всех равновесной цене. В итоге образуется дополнительный доход в виде разницы между равновесной и индивидуальной ценой. 
         Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения: изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек (Великобритания) сделал важное обобщение: общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей. Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей цивилизации. Конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи [5].
Третье  правило. При обострении борьбы соперники  прибегают к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется демпинг - продажа продуктов  по чрезвычайно низким (как их называют, "бросовым") ценам. О подобном соперничестве  рассказал А. Куприн в романе "Яма". Возникли два новых пароходства, и они вместе со старыми неистово конкурировали друг с другом. В  конкуренции они дошли до того, что понизили цены за рейсы с семидесяти копеек для пассажиров третьего класса до пяти, трех и даже одной копейки. Наконец, изнемогая в непосильной  борьбе, одно из пароходных обществ  предложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его  конкурент тотчас же к даровому проезду  присовокупил еще полбулки белого хлеба. Добившись разорения соперника, победитель, как правило, восстанавливает прежнюю цену и скупает имущество неудачника.
-  Местной  (ведется среди товаровладельцев  какой-то территорий);
-  Отраслевой (в одной из отраслей рынка  идет борьба за получение наибольшего  дохода);
- Межотраслевой  (соперничество представителей разных  отраслей рынка за привлечение  на свою сторону покупателей  в целях извлечения большего  дохода);
- Национальной (состязание отечественных товаровладельцев  внутри данной страны)Прежде всего важно уяснить, кто участвует в национальной конкуренции, которая может развертываться внутри отдельных отраслей рынка или во всей рыночной системе.
Широко  распространено представление о  том, что в рыночном соперничестве  принимают участие только отдельные  продавцы товаров. Но на самом деле на рыночной арене часто разыгрывается "война всех против всех". 
Такое всеобщее сражение ведется на трех фронтах. Один фронт мы обнаруживаем среди продавцов. Все они стремятся к выгоде от продажи товаров и одновременно не упускают возможности "отбить" покупателей у своих соперников. Другой фронт развертывается среди покупателей, которые заинтересованы выгодно приобрести продукты и вместе с тем готовы "потеснить" других претендентов на нужный им товар. 
Наконец, главный фронт "сражения" проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Первая из них стремится продать свои изделия подороже, а вторая - купить вещи по меньшей цене. Теперь стоит задуматься над вопросом: какая же армия выигрывает сражение? Многовековой опыт рыночного противоборства учит следующему. Одерживает верх та армия, которая больше сплочена и способна навязать противнику свою цену. Кроме того, важно следующее обстоятельство. Для эффективного воздействия конкурирующих сил на рыночную цену требуется достаточно большая - так называемая критическая масса продавцов и покупателей. В странах с многочисленным населением такая масса насчитывает несколько миллионов человек. В таком случае национальная конкуренция выступает в качестве мощной силы, которая направляет деятельность всех агентов рынка по каналам, о которых, они, пожалуй, и не подозревают. Конкуренция как рыночный регулятор закономерно воздействует на три явления. Во-первых, она воздействует на цены, предлагаемые продавцами и покупателями. Во-вторых, конкуренция устраняет нестабильное и неравное соотношение спроса и предложения в масштабе национального рынка. В-третьих, она приводит общую рыночную цену к точке равновесия.
- Глобальной (борьба предприятий, хозяйственных  объединений и государств разных  стран на мировом рынке).
По характеру  развития конкуренция подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.
По методам ведения рыночное соперничество делится: 1) на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются  посредством снижения цен) и 2) неценовое (победу одерживают путем повышения  качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т.п.).[6]
Экономисты классифицируют формы конкуренции по трем наиболее важным признакам представленным на схеме 1.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 


 
 
 
           -ценовая                               - внутриотраслевая        - совершенная
           -неценовая                           - межотраслевая             - несовершенная
 
          Схема 1 – формы конкуренции
 
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов без изменения ассортимента и качества товаров. Снижение цены возможно за счет уменьшения издержек производства или сокращения прибыли компании. Это требует от производителей соблюдения режима экономии ресурсов, их эффективного использования, в основном за счет внедрения новых технологий. Эта задача является решаемой только для крупных предприятий, которые к тому же могут позволить себе отказаться на некоторое время от прибыли, чтобы вытеснить с рынка конкурентов.
Например, в результате ввода  в эксплуатацию подводного туннеля, соединяющего Францию с Великобританией, усилилась конкуренция между  компанией «Евротуннель» и паромными  компаниями. Последние с целью  переманить клиентов не только резко  снизили цены на билеты, но и открыли  на паромах торговлю товарами, не облагаемыми  таможенными пошлинами. Таким образом, число потенциальных пассажиров туннеля предпочло воспользоваться  услугами паромов, так как на них  можно было еще и купить товары по низким ценам.
Такой метод ведения конкурентной борьбы получил название «война цен». Он широко используется в период проникновения  на чужой рынок. Например, американская компания «Кока-Кола» применила  его при вторжении на рынки  стран Латинской Америки, а японские автомобильные компании таким же образом продвигали свои товары на американский и европейский рынки.
Устойчивые компании применяют  следующие дополнительные методы борьбы за «голоса» покупателей:
—  демпинг — продажу  товаров по сниженным, бросовым ценам (с помощью такого метода российские производители хотели завоевать  американский рынок текстиля, одежды и оружия);
—   продажу товара с дисконтом, то есть со скидкой на 5—20% от цены товара (его часто применяют  продавцы в предпраздничные дни);
—   продажу в рассрочку  — с выплатой стоимости одного или нескольких товаров по частям в течение 1—3 лет (применяется на рынках мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи).
Неценовая конкуренция основана на дифференциации, то есть на различиях с аналогичным товаром конкурентов. Они выражаются в:
— предложении товаров  более высокого качества, с большей  надежностью, комфортом, безопасностью  и сроком службы (конкуренция качества и технического превосходства);
—лучших условиях продажи  и более продолжительном сроке  гарантийного обслуживания (конкуренция  сервиса);
— использовании интенсивной  рекламы, различных презентаций  в целях стимулирования сбыта товаров;
— предоставлении покупателям  широкого выбора услуг, например продажа  товаров с сюрпризом (подарком, лотереей), бесплатная доставка на дом, выбор товара по каталогу, оформление заказа по телефону;
— повышении ценности товара в глазах покупателя с помощью  привлекательного дизайна, упаковки, необычайного вкуса, оригинального названия, отсутствия холестерина, сахара и кофеина.
Например, американская компания «Seven-Up» в начале девяностых годов XX века стала представлять угрозу для  лидера рынка прохладительных напитков «Coca-Cola», поставив на данный рынок газированную воду без кофеина. А компания «Dirol»  укрепила свои позиции, выпустив жевательную  резинку с ксилитом. Многие производители  животного и растительного масел  стали выпускать свою продукцию  баз холестерина.
Все эти факторы оказывают  сильное влияние на мнение потребителей. Но, несмотря на эти «бантики», покупатели прежде всего обращают внимание на имидж, то есть образ, авторитет компании и страны-производителя. Мировую  известность имеют американские компании, производящие компьютеры и  программное обеспечение, японские — аудио и видеотехнику, итальянские  — обувь, французские — косметику  и парфюмерию, немецкие — автомобили. На рынке продовольственных товаров  непререкаемый авторитет имеют  отечественные продукты питания  с маркой «Довгань». Это свидетельствует  о конкурентоспособности этих товаров.
Под конкурентоспособностью понимают комплекс потребительских  и стоимостных характеристик  товара, определяющих его предпочтительность для потребителя по сравнению  с аналогичными товарами других отечественных  и зарубежных производителей.
Если же российские товары не могут конкурировать с заграничными, то наши производители могут потребовать  от государства проведения мер защиты от западных конкурентов, скажем сокращения объема импорта или увеличения таможенных пошлин, чтобы импортные товары стали  дороже.
Межотраслевая конкуренция — один из видов капиталистической конкуренции, характеризующийся борьбой между капиталистами различных отраслей хозяйства за получение более высокой нормы прибыли на свой капитал, за его наиболее выгодное приложение. Посредством межотраслевой конкуренции осуществляется стихийный процесс перелива капиталов из одной отрасли хозяйства в другую и устанавливаются пропорции воспроизводства общественного капитала.
 Межотраслевая конкуренция  приводит к тому, что капиталисты  покидают отрасли с низкой  нормой прибыли и устремляются  в отрасли, где норма прибыли  наиболее высокая. В результате  этого в ряде отраслей производство  сокращается, спрос на создаваемые  товары начинает превышать их  предложение, рыночная цена этих  товаров возрастает выше их  стоимости, норма прибыли в  этих отраслях поднимается до  среднего уровня. В то же время  в отраслях с высокой нормой  прибыли в результате большого  прилива капиталов, ищущих более  выгодного применения, усиливается  внутриотраслевая конкуренция, производство  расширяется, предложение товаров  начинает превышать спрос на  них, вследствие чего падают  рыночные цены и норма прибыли. 
В условиях свободной конкуренции  в результате постоянного перелива капиталов из одной отрасли в  другую в поисках более прибыльного  их применения и происходит образование  средней (общей) нормы прибыли. Таким  образом, через механизм межотраслевой  конкуренции закон стоимости  стихийно регулирует распределение  капиталов, средств производства и  рабочей силы между различными отраслями  капиталистического хозяйства. В межотраслевой  конкуренции находят свое выражение  те экономические отношения, которые  складываются между капиталистами  разных отраслей хозяйства при дележе совокупной прибавочной стоимости, производимой всем рабочим классом  данной страны. В условиях монополистического капитализма перелив капитала из одной отрасли в другую затрудняется. Однако межотраслевая конкуренция  не исчезает, ока способствует выравниванию отраслевых норм прибыли в интересах.
Внутриотраслевая конкуренция — один из видов капиталистической конкуренции; борьба между частными товаропроизводителями, создавшими товары одного вида, за наиболее выгодные условия их производства и сбыта; борьба между капиталистами одной отрасли производства за извлечение наибольшей прибыли на вложенный капитал. Внутриотраслевая конкуренция ведет к образованию единой рыночной цены на товары данного вида, в основе которой лежит общественная (рыночная) стоимость этих товаров.
 Предприятия с высокой  производительностью труда и  соответственно низкой, при реализации  своей продукции по рыночным  ценам или даже по несколько  сниженным ценам получают добавочную  прибыль, источник которой —  избыточная прибавочная стоимость.  Предприятия же с низкой производительностью  труда и соответственно высокой  индивидуальной стоимостью продукции  при реализации ее по рыночным  ценам теряют часть созданной  прибавочной стоимости и получают  низкую норму прибыли, а иногда  не могут даже возместить издержки  производства. Внутриотраслевая конкуренция  ведет к разорению простых  товаропроизводителей и мелких  капиталистов, к концентрации производства и капитала, к углублению классовых противоречий буржуазного общества; победу в ней одерживают предприятия с высокой степенью концентрации капитала.
Эта конкуренция, с одной  стороны, служит стимулом к техническому прогрессу и повышению производительности труда на капиталистических предприятиях, а с другой — выступает как  тормоз развития производительных сил, поскольку порождает коммерческую тайну, препятствует повсеместному  быстрому внедрению достижений науки  и техники в данную отрасль  хозяйства, влечет за собой расхищение производительных сил и сопровождается прямыми разрушительными последствиями, особенно в условиях господства крупного монополистического капитала, когда  методы внутриотраслевой конкуренции  становятся наиболее жестокими.
Совершенная конкуренция складывается на рынке, где ни один из участников не может воздействовать на рыночную цену и объем спроса и предложения.
Конкуренция среди производителей на данном рынке (со стороны предложения) получила название полиполия, что означает «много продавцов», а конкуренция  между покупателями (со стороны спроса) — полипсония, то есть «много покупателей».
Рынок совершенной конкуренции  характеризуется следующими основными  признаками:
—   неограниченное число  независимых продавцов и покупателей  товара конкурентной отрасли (несколько  сотен или тысяч), причем каждый продавец имеет ограниченную долю рынка;
—абсолютная однородность продукции означает, что товары, предлагаемые к продаже, имеют одинаковые стандартные свойства в отношении качества, упаковки и внешнего вида;
— абсолютно свободный доступ на рынок новых предприятий и свободный выход из него существующих компаний;
—  абсолютная мобильность, то есть свобода перемещения всех факторов производства, возможность  освободиться от лишних ресурсов или  привлечь дополнительные факторы;
—полный обзор (прозрачность) рынка означает, что продавцы и покупатели информированы о ценах, качестве товаров, объемах их спроса и предложения, то есть они принимают решения в условиях определенности;
— условия конкурентной борьбы одинаковы для всех участников рынка, нельзя допускать, чтобы в конкуренции создавались для кого-то преимущества, вытекающие из дружбы или различий в сроках поставки товаров.
На совершенном рынке  продавцы и покупатели встречаются  не только в одном и том же месте, но и в одно и то же время, так  чтобы каждый из них мог без  промедления реагировать на все  изменения на рынке. Ярким примером такого рынка является товарная, валютная и фондовая биржи. Цена конкретного  товара на рынке совершенной структуры  устанавливается в зависимости от спроса и предложения. Каждый отдельный продавец и покупатель не может оказывать на нее прямого влияния.
Например, если продавец запрашивает  высокую цену, все покупатели переходят  к его конкурентам, если же продавец запрашивает более низкую цену, то на него будет ориентирован основной спрос, который он не в состоянии  удовлетворить из-за незначительной доли рынка. Поэтому продавец приспосабливается  к рынку путем регулирования  объема продаж. Он определяет количество, которое он намерен продать по заданной цене. Изменить цену все же можно, если все продавцы будут действовать  сообща.
Спрос на данном рынке достаточно стабильный, то есть не бывает резких колебаний  спроса. Покупателям безразлично  у какого производителя покупать товар, так как он стандартный. Получается, что и у продавцов и у  покупателей нет выбора, по какой  цене продавать или покупать товар. Они могут сделать это только по сложившейся рыночной цене.
Рынок совершенной (чистой, свободной, идеальной) конкуренции  является излюбленным рынком экономистов, на котором они изучают поведение  производителей и потребителей. Хотя данный рынок является теоретической  моделью, он имеет большое практическое значение, поскольку может объяснить  реальную ситуацию на рынках, близких  к совершенной конкуренции. К  ним экономисты относят рынки  ценных бумаг, валюты, марочного бензина, пшеницы, кукурузы, молока и мяса, хлопка и шерсти, овощей и фруктов. Многие экономические теории, в частности  спроса и предложения, строятся применительно  к рынку совершенной конкуренции. Кроме того, он является эталоном, образцом для сравнения с другими рынками.
Несовершенная конкуренция (Imperfectcompetition) — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
В отличие от модели рынка  совершенной конкуренции, которая  является абстракцией и практически  не существует в реальной жизни, а  только в теории, рынок несовершенной  конкуренции встречается практически  повсеместно. Большинство реальных рынков в современной экономике  — это рынки несовершенной  конкуренции.
Признаки несовершенной  конкуренции:
- наличие входных барьеров в отрасль;
- дифференцированность продукции;
-основная доля продаж приходится на одного или нескольких производителей-лидеров;
-возможность контролировать полностью или частично цену на свою продукцию.
В условиях несовершенной  конкуренции равновесие фирмы (т.е. когда MC = MR) наступит тогда, когда средние  издержки не достигнут своего минимального уровня, а цена будет выше средних  издержек и выражена следующей формулой:
 
(MC = MR) < AC < P
 
Примеров рынков несовершенной  конкуренции можно привести превеликое множество. К ним можно отнести рынок газированных напитков во главе с компаниями-лидерами Coca-Cola и Pepsi, рынок автомобилей (Toyota, Honda, BMW и др.), рынок бытовой техники и электроники (Samsung, Siemens, Sony) и др.[7]
Существуют такие виды несовершенной конкуренции как  монополия, олигополия и монополистическая конкуренция, их характеристики представлены в таблице 1.
 
Таблица 1-Виды рыночных структур несовершенной конкуренции
Виды  рынков несовершенной конкуренции
Степень дифференциации продукции
Монополистическая конкуренция
Большое количество фирм
Разнообразная продукция
Относительно  небольшая
Низкие
Олигополия
Малое количество фирм
Однообразная  продукция или с незначительными  различиями
Частичная
Высокие
Монополия
Одна фирма
Однообразная  продукция не имеющая субститутов
Полная
Высокие

 
2.3 Виды конкуренции
 
Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором  она будет пытаться работать, следует  учесть, что конкуренция бывает трех видов.
Функциональная конкуренция возникает из-за того, что любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами. Например, для туризма — это лодки, велосипеды, рюкзаки, лыжи, палатки, байдарки, котелки, специальная одежда и т.п. Поэтому нее спортивные товары в одном магазине могут конкурировать друг с другом.
Видовая конкуренция предполагает наличие товаров, предназначенных  для одной и той же цели, но имеющих различия по каким-то существенно  важным характеристикам. Например, аудиоаппаратура  различается уровнем выходной мощности, а также по другим менее важным характеристикам.
Предметная конкуренция происходит в результате выпуска товаров, различающихся  только качеством изготовления они  другими, может быть, незначительными  отличиями.
В последнее время еще одним  фактором цивилизованной конкуренции  становится скорость. Здесь речь идет о распространяющемся в последнее  время таком методе конкуренции, как быстрое выполнения заказа клиента при той же цене.
В предпринимательской практике известна и недобросовестная конкуренция, т.е. применяются методы конкурентной борьбы, снизанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. К ним относятся:
- демпинг (например, демпинговая цена, означающая искусственно занижение цены продажи товаров, применяется как средство пни вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объема собственных продаж); применение демпинговой цены считается средством нечестной конкуренции и запрещено законодательствами ряда стран;
- установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности;
злоупотребление господствующим положением на рынке: установление дискриминационных  цен или коммерческих условий;
- установление зависимости поставок товаров или услуг от принятия ограничений в отношении производства или распределения конкурирующих товаров;
- введение ограничительных условий в агентские соглашения;
- тайна на торгах и создание тайных картелей;
- ложная информация и реклама;
- недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов;
- нарушения качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг.
Однако английская пословица гласит: «Можно всегда надуть некоторых, можно  иногда надуть всех, но надувать всех и  всегда -невозможно».
Видовая конкуренция – Видовая конкуренция возникает вследствие наличия товаров, предназначенных для одной и той же цели, но имеющих различия по каким-то существенно нужным характеристикам, например магнитофоны с различным уровнем выходной мощности.
Предметная конкуренция  происходит в результате выпуска  идентичных товаров, различающихся  только качеством изготовления или  даже одинаковых по качеству, но имеющих незначительные отличия.
Ценовая конкуренция - конкуренция, связанная с непосредственным использованием цен для завоевания рынка и  достижения лучших экономических условий  сбыта. Различают:
- прямую ценовую конкуренцию  с широким оповещением о снижении  цены;
- скрытую ценовую конкуренцию,  когда на рынок выпускается  новый товар с улучшенными  потребительскими свойствами при  сравнительно незначительном увеличении  цены.
 Ценовая конкуренция  — борьба между товаропроизводителями  за потребителя путем уменьшения  расходов производства, снижение  цен на товары и услуги без  важного изменения их качества и ассортименты.[8]
 
Глава 3 Современная конкуренция и ведение конкурентной борьбы
 
           3.1 Современная конкуренция и  ее значение конкуренции
 
Теперь  нам следует более подробно остановиться на вопросе значения конкуренции  в современной экономической  системе.
Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических  отношений — продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет  возможность выбрать определенного  контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой  ему продукции, такая же возможность  имеется и у продавца — добровольно  решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения  своего товара. Возможность выбора — это возможность влияния  на контрагента. Если, например, вас  не устраивает качество показа фильмов, репертуар в каком-то кинотеатре, вы можете "наказать" это предприятие, отказав ему в посещении, стать  регулярным клиентом другого кинотеатра, отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если так, как вы, поступят многие любители кино, то кинотеатр-неудачник  окажется в довольно трудном положении. Таким образом, конкуренция оказывается  влиятельным инструментом воздействия  одной стороны обмена на другую.
Во-вторых, конкуренция создает одно из главных  условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование —  это основной элемент рыночного  механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок  может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции. 
Не вдаваясь в детали пестрого многообразия видов конкуренции, экономическая теория подразделяет конкуренцию на совершенную и несовершенную.
Рассматривая  совершенную конкуренцию, следует  заметить, что она представляет собой  лишь абстрактную, чисто теоретическую  модель, поскольку в реальной практике хозяйствования ее никогда не существовало. Однако эта научная абстракция, несомненно, важна для объяснения механизма  фактически действующей несовершенной  конкуренции.
Совершенная конкуренция есть неотъемлемый атрибут свободного (совершенного) рынка, который также является сугубо абстрактной конструкцией. Данная форма конкуренции предусматривает наличие шести ключевых условий (признаков): 1) полная атомизация рынка, заключающаяся в огромном множестве продавцов (полиполия) и покупателей при ничтожно малой рыночной квоте каждого экономического субъекта; 2) абсолютная прозрачность (транспарантность) рынка, состоящая в получении каждым его агентом информации о состоянии всего рынка (прежде всего о ценах); 3) невозможность любого отдельно взятого субъекта рынка оказывать влияние на решения других при исключении из правил рыночной игры каких-либо предпочтений и льгот; 4) полная мобильность (возможность перемещения) всех факторов производства; 5) абсолютная однородность (гомогенность) реализуемых товаров и услуг; 6) отсутствие субъектного контроля (власти) над ценами со стороны агентов предложения (производителей), когда ценообразование предстает как объективный процесс.
Необходимо  подчеркнуть, что только наличие  суммы всех названных условий  позволяет создать идеальную  модель подлинно свободной (совершенной) конкуренции в рамках свободного (совершенного) рынка с механизмом свободного ценообразования.
Что же касается несовершенной конкуренции, то в  целом она характеризуется более  или менее активным вмешательством в конкурентные отношения монополистических  «начал» и установлением власти над ценами со стороны отдельных  субъектов рынка.
В ходе анализа  сложного переплетения чисто конкурентных отношений с процессами монополизации  следует обратить внимание на то существенное обстоятельство, что монополизация  не должна отождествляться лишь с  процессами укрупнения производства и  капитала, ведущими к установлению так называемого «всевластия» монополистических  объединений в экономике.
Современное рыночное хозяйство представляет собой  причудливый симбиоз большого, среднего и малого бизнеса. И было бы известным  упрощением считать всех представителей большого бизнеса (гигантские национальные и транснациональные корпорации) строго монополистическим сектором экономики, а фирмы среднего и малого калибра — немонополистическим.
В настоящее  время экономическая теория выделяет в рамках несовершенной конкуренции  три ее разновидности: 1) чистую (абсолютную) монополию; 2) олигополию, 3) дифференциацию продукции, благодаря которой складывается монополистическая конкуренция.
В первом варианте (сугубо монополистическая  ситуация) на каком-либо определенном товарном рынке устанавливается  господство одного производителя (продавца) или одного покупателя (в этом случае иногда используется термин «монопсония»), что порождает абсолютную власть такого монополиста над ценами. Подобный феномен несовершенной конкуренции, почти не встречающийся на практике, означает полное отсутствие конкурентных отношений и вправе рассматриваться  как еще одна чисто абстрактная  модель рынка.
Во втором варианте (олигопольная структура ры
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.