Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Мелкая моторика и способы ее развития

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Мелкая моторика и способы  ее развития
 
Мелкая моторика – чрезвычайно  важная составляющая роста. Исследования ученых доказали, что успешное формирование некоторых значимых центров мозга - плотно связано с развитием мелкой моторики. Такие человеческие качества, как: внимательность, концентрация, память, хорошая речь, творческое мышление, смекалка - начинаются с развития ловкости пальцев.
Каким образом мы можем  посодействовать развитию мелкой моторики у малыша?
 
Первое, что может сделать  мамочка - помочь новорожденному установить лучший контакт с пальчиками. Поглаживать  ладошки от запястья к кончикам пальцев, перебирать пальчики, вкладывать свой палец в кулачек малыша, во время  купания, легонько взять за запястье и аккуратно потрясти ручкой под  водой.
 
Ближе к 3-м месяцам, малыш  начинает активно ощупывать себя, маму и окружающие предметы. Тут, необходимо предоставить малышу максимальное разнообразие ощущений - гладкое, шероховатое, ребристое, мягкое, твердое, холодное, теплое, выпуклое, угловатое, жесткое, податливое, пушистое, шершавое и т.д. Чем больше ощущений зафиксирует мозг, тем лучше. Вкладывайте в ручки ребенка разные предметы, во время прогулки по дому дайте потрогать вещи, мимо которых вы проходите. Пусть проведет ручкой по стене, потрогает книги, мебель, струю воды, занавески. Все, что может быть познавательным и безопасным.
 
Купите малышу развивающие  игрушки разной формы и текстуры, которые посодействуют накоплению коллекции тактильных ощущений и  разовьют чувствительность кончиков пальцев - это имеет большое значение в  развитии мелкой моторики.
 
Можно сшить мешочки из материалов разных цветов и текстур, и наполнить их: крупами, камушками, пуговицами, целлофаном. Налейте воду в обычный воздушный шарик  и дайте поиграть малышу. Если вы кормите грудью, на время кормления  повесьте на шею яркие, крупные бусы, пусть малыш поиграет с ними.
 
Когда малыш более или  менее научится координировать свои движения, можно предложить ему творческие занятия: рисование, лепка и конструирование.
Значение развития тонкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте
 Мелкая моторика –  это точные общие и специальные  движения пальцев рук. Она тесно  связана с развитием произвольного  внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
 
 Учёные пришли к  выводу, что формирование устной  речи ребёнка начинается тогда,  когда движения пальцев рук  достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях  было обнаружено, что, когда ребёнок  производит ритмичные движения  пальцами, у него резко усиливается  согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и  височных (сенсорная зона) отделов  мозга, то есть речевые области  формируются под влиянием импульсов,  поступающих от пальцев. 
 
 Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.
 
 Это важно при своевременном  речевом развитии, и – особенно  – в тех случаях, когда это  развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка  двигаются с той же скоростью,  что и рука. Значит, систематические  упражнения по тренировке движений  пальцев являются мощным средством  повышения работоспособности головного  мозга.
 
 Обычно ребёнок, имеющий  высокий уровень развития мелкой  моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты  память, внимание, связная речь.
Движения пальцев и  кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти  всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребёнка, тот их плотно сжимает. Однако эти манипуляции  ребёнок совершает на рефлекторном уровне, его действия ещё не достигли высокого мозгового контроля, который  позволяет впоследствии сознательно  выполнять движения. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит  в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребёнка действует  хватательный рефлекс, тем эффективнее  происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
 
 Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга  человека было известно ещё  во ?? веке до н. э. в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, воздействие на которые влечет воздействие на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Регулярные движения с шарами, игры с пальчиками улучшают умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. [3, С. 4-5]
 
 Исследования отечественных  физиологов также подтверждают  связь рук с развитием мозга.  Работы В. М. Бехтерева доказали  влияние манипуляции рук на  функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения  помогают убрать напряжение не  только с самих рук, но и 
 
 с губ, снимают умственную  усталость. Они способны улучшить  произношение многих звуков, а  значит – развивать речь ребёнка. 
 
 Исследованиями учёных  Института физиологии детей и  подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Есенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального  развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей  также находится в прямой зависимости  от степени сформированности  тонких движений рук. Тренировка  тонких движений пальцев рук  является стимулирующей для общего  развития ребёнка, особенно для  развития речи. [5, С. 3]
 
 Систематические упражнения  по тренировке движения пальцев  наряду со стимулирующим влиянием  на развитие речи являются, по  мнению М. М. Кольцовой, «мощным  средством повышения работоспособности  головного мозга». Формирование  словесной речи ребёнка начинается, когда движение пальцев рук  достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики  подготавливает почву для последующего  формирования речи. Поскольку существует  тесная взаимосвязь и взаимозависимость  речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта  у ребёнка особое внимание  необходимо обратить на тренировку  его пальцев. При выполнении  мелких движений пальцев рук  происходит ещё и давление  кончиков пальцев, а импульсы  от них активизируют незрелые  клетки коры головного мозга,  «отвечающие» за формирование  речи ребёнка. 
 
 Таким образом, роль  стимула развития центральной  нервной системы, всех психических  процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование  тонкой моторики кисти и пальцев  рук. [3, С. 4]
 
 
Тонкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного  стереотипа социализированных движений. Её развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций  и движений конечностей, музыкально-ритмических  движений.
 
 Под термином «тонкая  моторика» понимаются высокодифференцированные  точные движения преимущественно  небольшой амплитуды и силы. В  социализированных движениях это  движения пальцев руки и элементов  артикуляционного аппарата. [4, С. 16]
Контрольная работа на тему:
 
«Уровень развития мелкой моторики – один из важнейших показателей  интеллектуальной готовности ребенка  к обучению в школе».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Автор:
 
Петрова И.Н.
 
педагог-психолог МДОУ №13
 
г.о. Отрадный
 
Самарской области
 
 
 
 
 
 
 
 
 
г.Отрадный
 
2011г.
 
 
Содержание.
 
 
 
 
 
Введение……………………………………………………………………… 3
 
ГЛАВА I. Теоретические аспекты влияния развития мелкой моторики на интеллектуальную готовность детей к обучению в школе…………………5
 
1.1. Подготовка детей дошкольного  возраста к школьному обучению  как  психолого-педагогическая  проблема………………………5
Психофизиологические основы развития  мелкой моторики у 
 
детей дошкольного возраста……………………………………..7
 
ГЛАВА 2. Практическая часть  ……………………………………. .. ……. 12
 
Заключение ……………………………………………………………………16
 
Библиография  ………………………………………………………………...17
 
Приложения……………………………………………………………………18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
 
Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения  эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и  координации движений пальцев рук  детей 5–6 лет не теряет своей актуальности.
 
В.А. Сухомлинский писал, что  истоки способностей и дарования  детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и  изобретательности в движениях  детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые  для этого взаимодействия, тем  ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской  руке, тем ребёнок умнее.
 
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное  обоснование. Учёные, занимающиеся изучением  деятельности детского мозга, психики  детей отмечают большое стимулирующее  значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и  подростков МНН установили, что уровень  развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
 
По мнению известного исследователя  детской речи М.М. Кольцовой –  «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития оказались тесно  связанными с речевой функцией». Первой формой общения первобытных  людей были жесты, особенно велика здесь  была роль руки. Именно руки дали возможность  развивать путём жестов тот первичный  язык, с помощью которого проходило  общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Всё последующее  совершенствование речевых реакций  стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев  рук .
 
Есть основания рассматривать  кисть руки, как орган речи –  такой же, как артикуляционный  аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть ещё одна речевая зона мозга.
 
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий  уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у  него достаточно развиты память и  внимание, связная речь. Учителя  отмечают, что первоклассники часто  испытывают серьёзные трудности  с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной  работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого  зрительного восприятия и произвольного  внимания.
 
Для овладения навыком  письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению  негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в  школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые  для овладения письмом, создать  условия для накопления ребёнком двигательного и практического  опыта, развития навыков ручной умелости.
 
Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники  письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем  дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам  в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного  мозга, развитие мелких мышц кисти.
 
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго  до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное  внимание упражнениям, играм, различным  заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным  образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят  к овладению навыком письма, что  в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
 
Цель исследования – определить влияние развития мелкой моторики на интеллектуальную готовность детей  старшего дошкольного возраста к  обучению в школе.
 
Объект исследования - мелкая моторика дошкольников.
 
Предмет исследования – влияние  развития мелкой моторики рук на интеллектуальную готовность детей старшего дошкольного  возраста  к школьному обучению.
 
    На основании  изложенных целей и предмета  исследования выдвинута  гипотеза.
 
Гипотеза: мы предполагаем, что   формирование интеллектуальной готовности старших дошкольников к обучению в школе будет проходить более  успешно при условии:
 
1)  проведения  своевременной   диагностики интеллектуальной (одного  из компонентов психологической  готовности) готовности ребенка  к обучению в школе;
 
2)   создание и апробирование  коррекционно-развивающей программы,  направленной на повышение уровня  развития мелкой моторики рук  у детей дошкольного возраста.
 
Из цели, предмета и гипотезы вытекают задачи исследования:
 
 
1.Изучить состояние проблемы  исследования в психолого-педагогической  литературе.
 
2.Определить  особенности  развития мелкой моторики рук  у детей дошкольного возраста.
 
3.Провести диагностику  уровней развития мелкой моторики  и подготовленности детей старшего  дошкольного возраста к школьному  обучению.
 
4. Разработать и экспериментально   апробировать комплекс  занятий  по развитию мелкой моторики  дошкольников.
 
 
ГЛАВА I. Теоретические аспекты влияния развития мелкой моторики на интеллектуальную готовность детей к обучению в школе.
 
 
1.1. Подготовка детей дошкольного  возраста к школьному обучению  как психолого-педагогическая проблема.
 
В последнее время задача подготовки детей к школьному  обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической  науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности  обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается  уровень подготовленности детей  к школьному обучению. В современной  психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения  понятия "готовности", или "школьной зрелости".А.Анастази трактует понятие школьной зрелости как "овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками".
 
И.Шванцара более емко определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда  ребенок становится способным принимать  участие в школьном обучении". В качестве компонентов готовности к обучению в школе И.Шванцара выделяет умственный, социальный и  эмоциональный компоненты.
 
Л.И.Божович еще в 60-е  годы указывала, что готовность к  обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции  своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал  А.И.Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе "представляет собой целостную систему взаимосвязанных  качеств детской личности, включая  особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической  деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д."
 
На сегодняшний день практически  общепризнано, что готовность к школьному  обучению - многокомплексное образование, которое требует комплексных  психологических исследований. В  структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты (по данным Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко и др.)
 
1. Личностная готовность.
 
2. Интеллектуальная готовность.
 
3. Мотивационная готовность.
 
4. Социально-психологическая  готовность.
 
5. Эмоционально-волевая готовность.
 
Остановимся более подробно на интеллектуальной готовности. 
 
Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент  готовности предполагает наличие у  ребенка кругозора, запаса конкретных знаний.
 
Ребенок должен владеть планомерным  и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами  мышления и основными логическими  операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка  остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у  ребенка начальных умений в области  учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и  превратить ее в самостоятельную  цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
 
- дифференцированное восприятие;
 
- аналитическое мышление (способность постижения основных  признаков и связей между явлениями,  способность воспроизвести образец);
 
- рациональный подход  к действительности (ослабление  роли фантазии);
 
- логическое запоминание;
 
- интерес к знаниям,  процессу их получения за счет  дополнительных усилий;
 
- овладение на слух  разговорной речью и способность  к пониманию и применению
 
символов;
 
- развитие тонких движений  руки и зрительно-двигательных  координаций. 
 
Итак, мы видим, что развитие мелкой моторики  является неотъемлемой частью интеллектуальной готовности, а также показателем физического  и нервно-психического состояния  ребенка.
 
 
1.2. Психофизиологические  основы развития  мелкой моторики  у детей дошкольного возраста.
Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных  двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане  выделяют: общую моторику, тонкую (или  мелкую) ручную моторику и артикуляционную  моторику.
Одним из показателей и  условий хорошего физического и  нервно-психического развития ребёнка  является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Моторная речь - это, прежде всего, результат деятельности мозга, которая является законодательным  органом. Там происходит отбор движений, нужных для произнесения тех или  иных звукосочетаний, устанавливается  их последовательность, то есть составляется программа, по которой должны действовать  мышцы артикуляционного аппарата.
Движение пальцев и  кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие.
Исследования учёных показали, что движения выпрямленных рук ребёнка  над грудью развиваются и закрепляются в системе эмоционально-положительного комплекса оживления. Этот комплекс оживления возникает в первые месяцы жизни малыша, когда он останавливает  взгляд на лице склонившегося над  ним человека, улыбается ему, активно  двигает ручками и ножками, издаёт тихие звуки. В возрасте от двух до трёх месяцев у ребёнка возникают  ощупывающие движения. С этого  времени и происходит включение  центров тактильного анализатора  коры больших полушарий.
Овладение относительно тонкими  действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства - положения  и перемещения тела в пространстве, то есть в процессе формирования зрительно - тактильно - кинестетических связей. После формирования этих связей движения руки начинают в большей степени  выполняться под контролем зрения, теперь уже вид предмета - это  стимул движения руки по направлению  к нему.
Таким образом, формирование движения рук начинается постепенно на протяжении уже первого полугодия  жизни. Рука, сжатая в кулачок, распрямляется, особые движения захватывания предметов  пытаются выполнять пальцы. Так рука начинает действовать как специфический  орган.
Среди других двигательных функций  движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной  деятельности ребёнка. Учёные установили, что своевременное развитие ручных умений ребёнка положительно влияет на развитие его психических процессов.
До 3,5 - 4 месяцев движения рук у ребёнка носят безусловно-рефлекторный характер. Это значит, что движения выполняются как относительно постоянные стереотипные реакции организма на воздействие внешней среды, не требующие специальных условий для своего возникновения.
У новорождённого кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладонь ребёнка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребёнок  совершает на рефлекторном уровне, его ещё не достигли высокого мозгового  контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.
В 4 - 4,5 месяца у ребёнка  появляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом: притягивание к себе случайно задетого предмета его ощупывание. Однако действия рук носят ещё случайный характер, без целенаправленного волевого усилия.
В возрасте от 4 до 7 месяцев  у ребёнка в развитии действий с предметами наступает следующий  этап - этап простого "результативного" действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств  объекта. С 5 месяцев у ребёнка  при схватывании предмета более  активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение  большого пальца - ребёнок отводит  его при схватывании. В 6 месяцев  он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и  брать его из любого положения.
7 - 10 месяцев - это уже  следующий этап в развитии  действий с предметами, этап "соотносящего" действия. В этот период малыш  уже умеет соотносить предмет  с определённым местом в пространстве. С 8-9 месяцев ребёнок уже прекрасно  сжимает игрушку, если её хотят  у него взять, берёт мелкие  предметы двумя пальцами, а большие  всей ладонью.
С 10 месяцев до 1года 3 месяцев  отмечается появление так называемых функциональных действий, которые отличаются от манипулятивных тем, что выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. На протяжении этого  периода совершенствуются действия рук: кулачок разжался, пальцы действуют  более самостоятельно и автономно.
В 1год 2 месяца - 1год 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В  последующем наблюдается интенсивное  развитие относительно тонких движений всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего  детства. Только к трём годам движения пальцев малыша становятся близки к  движениям рук взрослого человека.
Значение хватательного  рефлекса состоит в способности  ребёнка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс  переходит в умение хватать и  отпускать. Чем чаще у ребёнка  действует хватательный рефлекс, тем  эффективней происходит эмоциональное  и интеллектуальное развитие малыша.
Формирование словесной  речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной  точности. Развитие пальцевой моторики подготавливают почву последующего формирования речи.
В лаборатории высшей нервной  деятельности ребёнка было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.
В итоге можно сделать  вывод: началу развития мышления даёт рука. Как писал физиолог И.П. Павлов, "руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова  способствуют развитию мозга".
С возрастом у детей  происходит совершенствование движений пальцев рук. Особое значение имеет  период, когда начинается противопоставление большого пальца остальным. С этого  момента ребёнку доступны тонкие движения пальцев. Когда движения пальцев  достаточно точны, начинает развиваться  словесная речь. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования психической деятельности.
Работу по тренировке пальцев  можно начинать с детьми в возрасте 7-8 месяцев. В этот период нужно делать массаж: поглаживание кисти рук от кончиков пальцев к запястью, брать  каждый пальчик ребёнка и по отдельности  сгибать и разгибать в течение 2-3 минут ежедневно. Уже с десятимесячного  возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей амплитудой. Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей. Можно давать малышу перебирать сначала более  яркие и крупные предметы, затем  более мелкие.
Говоря о тренировке движений пальцев рук, нельзя не упомянуть  о леворукости. Левшей называют амбидекстрами, то есть имеющими две правые руки. Действительно, левши обычно хорошо владеют обеими руками, поскольку сами они стремятся  все делать левой рукой, а окружающие взрослые учат их владеть правой. Плохо  это или хорошо быть левшой? Скорее, хорошо: ведь при тренировке обеих  рук речевые области будут  формироваться в обоих полушариях мозга. Невропатологи считают это  страховкой от потери речи при поражении  левого полушария.
Учитывая все это, необходимо у всех детей стараться развивать  обе руки - это только полезно. Если ребенок леворукий, то, не следует  ставить задачу переделать его в  правшу (надо помнить, что это грозит развитием заикания и других нарушений  речи), надо просто принять меры к  тому, чтобы его правая рука стала  более активной. Лучше всего это  достигается в играх.
Специалисты утверждали, что  игры с участием рук и пальцев  приводят в гармоничные отношения  тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Значение хватательного  рефлекса состоит в способности  ребёнка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс  переходит в умение хватать и  отпускать. Чем чаще у ребёнка  действует хватательный рефлекс, тем  эффективнее происходит эмоциональное  и интеллектуальное развитие малыша.
Движения пальцев рук  постепенно совершенствовались - из поколения  в поколение люди выполняли всё  более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило  увеличение площади двигательной проекции кисти рук в мозге человека. Так развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Параллельно  с этим, не без стимулирующего влияния  активных движений рук, развивалась  и совершенствовалась и речевая  функция человека.
Вопросом влияния двигательного  умения руки на развитие речи ребёнка  занимался канадский нейрохирург  У. Пенфилд. Он вёл большую работу по составлению "карты" речевых  зон мозга и в образной форме  показал проекцию всех частей тела в коре головного мозга - это так  называемый гомункулюс (человечек) Пенфилда.
Рассматривая анатомические  отношения, надо обратить внимание на то, что около трети всей площади  двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень  близко от речевой моторной зоны.
Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о  том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние  на развитие активной речи ребёнка, чем  тренировка общей моторики.
Давно было известно, что  при травме или кровоизлиянии  в речевой моторной области в  левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой.
Исследования М.М. Кольцовой (1973) доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство  в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук  предшествует появлению артикуляции  слогов. Благодаря развитию пальцев, в мозгу формируется проекция "схемы человеческого тела", а речевые реакции находятся  в прямой зависимости от тренировки пальцев.
Если развитие движений пальцев  соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт - отстаёт  и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.
Таким образом, развитие функции  рук и речевой функции человека шло параллельно и взаимосвязано. По мере совершенствования функции  рук, выполнявших все более и  более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь  их представительства (особенно представительства  кисти руки) в коре головного мозга.
Необходимо обратить внимание на то, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где  развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны  речи; нужно стимулировать речевое  развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. А этого  можно добиться только благодаря  систематической работе. Систематические  упражнения по развитию мелкой моторики помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук  не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений. Кинестетический контроль за движением руки во время выполнения практических действий (штриховка, обводка,рисование) - эффективное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков. А повторение одного и того же движения способствует автоматизации двигательных навыков, являющихся основой подготовки руки ребенка к обучению письму, развивает компенсаторные возможности мышечного чувства, учит детей рациональному использованию зрительного восприятия.
Тем не менее, надо заметить, что слабое развитие моторики остается основной проблемой детей, поступающих  в первый класс.
Плохая моторика пальцев  рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, например: обвести  фигуру, нарисовать по образцу и  т.д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к  возникновению негативного отношения  к учебе, тревожного состояния ребенка  в школе.
Почему же у дошколят слабо  развита мелкая моторика? Причин тому несколько: одна из них заключается  в неэффективном подборе игр  и упражнений-заданий для развития мелкой моторики, которые ориентируются  на работу основных пальцев руки (большого, указательного, среднего), т.к. безымянный палец и мизинец находятся  вне активной зоны и в повседневной деятельности практически не участвуют. Однако, оставляя безымянный палец  и мизинец вне поля внимания, т.е. не используя их в упражнениях, мы снижаем эффект развития тонкой моторики. Для получения максимального  эффекта важно ориентироваться  на те упражнения, задания, игры, которые способствуют развитию всех пальцев руки. Подбирая задания на развитие мелкой моторики, важно помнить и о специфике самих движений. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. При частом использовании движений сжатия без растяжения (и уж тем более расслабления) возникает так называемый «перекос», что может вызвать повышение тонуса пальцев. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца.
Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе  руки. Как правило, одна рука у большинства  людей оказывается ведущей, с  ней обычно и проводится основная работа, в то время как неведущая  рука оказывается ущербной.
Важно в играх равным образом  развивать тонкие движения пальцев  обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между  правой и левой руками. Однако из этого не следует, что надо переделывать левшу на праворукого или наоборот. Надо лишь неведущую руку сделать более активной.
Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами (расстегивание  и застегивание пуговиц, завязывание  и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, плетение из ниток различных поделок, аппликации, конструирование, лепка, рисование  и штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж. Приемы могут быть разными. Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.
 
 
Практическая часть
 
 
Для анализа особенностей перцептивно – моторной  сферы  в сентябре  2010г. с воспитанниками старшей группы был проведен тест Л.Бендера. Выборка составила 18 человек. Дошкольникам предлагалось скопировать несколько фигур различной степени сложности. Результаты диагностики позволили судить об уровне развития восприятия детей, сформированности тонкой моторики руки, получить дополнительную информацию об общем интеллектуальном развитии.
 
Были получены следующие  результаты:
 
 
Уровень развития 
%
 
С высоким уровнем  развития 
16,7%
 
Со средним уровнем  развития 
44,4%
 
С низким уровнем развития 
38,9%
 
 
 
Итак, у 38,9% детей низкий уровень  развития мелкой моторики, низкий уровень  развития зрительного восприятия пространства.
 
 
На основе этих данных была разработана программа по развитию мелкой моторики.  
 
 
Цель данной программы: Психолого-педагогическое сопровождение развития мелкой моторики  у детей старшего дошкольного  возраста.
 
 
Задачи:
Формирование у родителей  осознанного отношения к развитию мелкой моторики;
Включение детей в деятельность с развивающими упражнениями и играми;
 
Участники программы: родители, педагоги, дети 5-6 лет.
 
Сроки реализации: сентябрь-май.
 
Механизм реализации программы  осуществляется в следующих направлениях:
в просвещении родителей;
непосредственной развивающей  деятельности психолога, воспитателей с детьми.
 
Методы, используемые в программе:
проведение родительских собраний;
консультации;
семинар-практикум;
развивающая деятельность с  детьми;
конкурсы.
 
План реализации программы:
 
Месяц 
Работа с родителями 
Работа с детьми
 
Октябрь 
Родительское собрание на тему «Что такое мелкая моторика и  как ее развивать»
 
Индивидуальные консультации Самомассаж пальчиков;
Пальчиковая гимнастика;
Работа с крупами, бисером, палочками;
 
Ноябрь 
Семинар-практикум: «Давайте  вместе поиграем!»
 
Индивидуальные консультации «Веселый карандаш»
 
(работа с карандашами)
 
(штриховка, работа с  трафаретами, дорисовка, лабиринты,  волшебные узоры)
 
Декабрь 
Консультация «Приемы  развития мелкой моторики»
 
Индивидуальные консультации  Работа с бумагой;
 Работа с пластилином.
 
Январь 
Конкурс «Сделаем дидактическое  пособие по развитию мелкой моторики вместе с детьми»
 
Индивидуальные консультации «Веселый карандаш»
 
(штриховка, работа с  трафаретами, дорисовка, лабиринты,  волшебные узоры)
 
Февраль 
Консультация: «Влияние мелкой моторики на организм»
 
Индивидуальные консультации Пальчиковая гимнастика;
Работа с крупами;
Работа с карандашом.
 
Март 
Консультация: «Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка»
 
Индивидуальные консультации Работа в тетради (ориентировка в пространстве листа;
графические диктанты;
 копирование по точкам).
 
Апрель 
Консультация: «Готовим руку к письму» 
 
Индивидуальные консультации  Работа в тетради (ориентировка в пространстве листа;
графические диктанты;
 копирование по точкам).
 
Май 
Диагностика.
 
Родительское собрание на тему: «Итоги работы за год» Диагностика
 
 
 
 
Развивающие занятия с  детьми проводили воспитатели и  психолог.
 
Развивающая деятельность осуществлялась с детьми на занятиях и в свободной  игровой деятельности. Детям очень  нравилось играть с крупами, нанизывать бусы для мамы, плести из бисера, делать поделки из бумаги, дорисовывать волшебные  узоры. Сначала очень трудно давалась работа в тетрадях, но, закрепив ее еще  и дома, дети лучше стали ориентироваться  в тетради, дорисовывать фигуры, писать графические диктанты. Родители вместе со своими детьми сделали много различных  пособий и дидактических игр  по развитию моторики рук. 
 
 
В мае было проведено повторное  обследование перцептивно-моторной организации  детей 5-6 лет по методике Л.Бендера. Были получены следующие данные:
 
 
Уровень развития 
%
 
С высоким уровнем  развития 
27,8%
 
Со средним уровнем  развития 
55,6%
 
С низким уровнем развития 
16,6%
 
 
 
Из таблицы видно, что  благодаря совместной работе педагогов, родителей и психолога, у  детей  значительно улучшились результаты.  Можно увидеть, что 83,4% детей имеют  хорошо развитую мелкую моторику, хорошо развитое восприятие пространства, хорошую  зрительно- двигательную координацию.
 
 
 
 
Заключение.
 
 
В заключении можно сказать  следующее: развивая мелкую моторику,  мы  благотворно влияем на  интеллектуальную готовность ребенка к школе.
 
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят огромную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую  подвижность, гибкость, исчезает скованность  движений руки, подготавливают к овладению  письмом; формируют у него художественный вкус, и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Чем раньше начата работа по развитию мелкой моторики, тем  высоких результатов мы сможем добиться у детей к школе, тем меньше трудностей они будут испытывать в дальнейшем. В нашем детском  саду эта работа начинается задолго  до школы. Ежедневно, в начале и в  конце занятий мы разминаем пальчики: делаем массаж, упражняемся с шариками и палочками, играем в пальчиковые  игры. В свободной игровой деятельности нанизываем бусы, плетем бисер и  многое другое. Ежедневная систематическая  работа приносит свои плоды: дети из нашего детского сада ид
 
 
 
 
 
Моторика - сфера двигательных функций организма и связанных  с ними физиологических и психологических  явлений. Различают мелкую моторику (движение руки и пальцев) и крупную  моторику (перемещение тела, ходьба). Мелкая моторика – волшебное словосочетание, о котором уже известно, пожалуй, всем. И о том, что её развитие стоит начинать как можно раньше, слышали многие.
 
«Истоки способностей и дарований  детей – на кончиках их пальцев»
 
В.А. Сухомлинский
 
На всех этапах жизни ребенка  движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для  развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
 
Исследованиями ученых института  физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального  развития и моторики.
 
Почему так важно для  детей развитие тонкой моторики рук?
 
Дело в том, что в  головном мозге человека центры, отвечающие, за речь и движения пальцев рук  расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем  самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребенок, имеющий высокий  уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у  него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
 
Однако даже если речь ребенка  в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется  со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш  ребенок не исключение.
 
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства  современных детей к письму или  проблемы с речевым развитием.
 
С большой долей вероятности  можно заключать, что если с речью  не все в порядке, это наверняка  проблемы с моторикой.
 
У большинства современных  детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей  городских. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось  больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
 
К сожалению, о проблемах  с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей  узнают только перед школой. Это  оборачивается форсированной нагрузкой  на ребенка: кроме усвоения новой  информации, приходится еще учиться  удерживать в непослушных пальцах  карандаш.
 
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной  диагностики кистевой моторики и  педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое  здоровье ребенка, но и оградят его  от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.
 
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного  возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
 
Цель работы:
 
· развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности;
 
· в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и коо
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.