Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль фотографии в составе газетного номера

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования 
и науки Российской Федерации 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   
высшего профессионального образования 
«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
Факультет журналистики
 
Кафедра электронных СМИ и рекламы
 
 
 
 
 
 
 
Тема курсовой:
 
«Роль фотографии в составе газетного номера»
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила:  
студентка группы ЖФ-22-12 
Камаева А.В. 
номер зачетной книжки –13202052
Проверил: 
доцент кафедры электронных СМИ и рекламы Филиппов В.И.
 
 
 
 
 
 
 
 
Чебоксары 2012г.
 
Введение
1. Дизайн газеты…………………………………………………………….5
1.1 Газета – самый  древний вид печатного СМИ………………………..5
1.2 Техника оформления  газетной полосы……………………………….8
1.3 Компьютерная технология  в оформлении российских газет………14
1.4 Принципы газетной верстки…………………………………………..17
2. Роль и место фотографии  на страницах газеты………………………20
2.1 Эволюция фотографии в печатных СМИ………………………………20
2.2 Жанры фотожурналистики………………………………………………26
2.3. Фотореклама……………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………..32
Список использованной литературы………………………………………33
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
На газетном рынке  всегда шла борьба за «место под  солнцем», а в наши дни – в  период пресловутого экономического кризиса  – это обострилось с удвоенной  силой. Кроме того, за последние годы печатные СМИ потеснила лавина электронной информации: телевидение и Интернет. Газеты пытаются выжить, и выживают сильнейшие, то есть, те, у кого устоявшийся имидж, большая читательская аудитория, наработанные связи с рекламодателями.
Огромную роль в этой борьбе играет имидж печатного СМИ. Он образуется за многие годы и зависит  от его позиций и взглядов, тематики и содержания, а также от особенностей подачи материалов – дизайна и  верстки. И конечно, в разных изданиях формирование номера рассчитано на свою целевую аудиторию, которая в свою очередь ищет «свою» газету, соответствующую своим вкусам и интересам.
Читателям и учредителям  газет угодить очень сложно. Мелькающие картинки на экранах телевизоров  и компьютеров делают свое дело – читатель в первую очередь обращает внимание на фотоиллюстрации. В связи с этим, журналистам газет приходится постоянно следить за развитием электронных СМИ, иметь электронную версию своего издания в Интернете, а самое главное – улучшать и обновлять форму и содержание своего печатного издания, где все большую роль начинает играть использование фотографии.
Цель нашего исследования – изучение истории и теории использования фотографии в газетных изданиях, а также анализ роли и подачи фотографий в некоторых СМИ.
Для достижения поставленной цели, мы попытались решить следующие задачи: проанализировали специфику и структуру газеты как печатного СМИ, а также обозначили роль фотографии и систему жанров фотожурналистики в составе газетного номера.
При решении  поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, касающейся роли фотографии в печатных СМИ; изучение опыта практикующих дизайнеров, а также анализ газетных изданий в целях поиска наиболее оптимальных, эффективных вариантов использования фотографий на страницах газет.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Дизайн газеты
 
      Газета – самый древний вид печатного СМИ
Слово «газета» пришло из средневековой Венеции. Так называлась монета, за которую в городе каналов можно было купить сводку новостей. В Древнем Египте при дворе фараонов выходила газета в виде папирусных свитков. Рукописные сводки новостей «Комментариус рерум новарум» («Записки о новых событиях») выходили и в Древнем Риме, которые учредил Юлий Цезарь. Они писались на досках и вывешивались в публичных местах, а так же рассылались по городам и провинциям Римской империи.
В России при царском  дворе в 17 веке выходили рукописные «Куранты» (в переводе с франц. – «текущий») с периодичностью – 2–4 раза в месяц, в 2–3 экземплярах – для царя и приближенных. В Японии газеты выпускали с 1615 года, на глиняных досочках. Самая старая из таких газет датирована 1615 годом.
С развитием буржуазных отношений появляются первые печатные газеты в Европе. Это было в начале 17 века. Первая российская газета «Ведомости» стала выходить в 1703 году по указу Петра I.
Отечественная теория газетного  оформления сложилась, по сути, лишь в  семидесятых годах XX в., и ее становление во многом обязано “московской школе”, представленной прежде всего такими именами, как С. Гуревич, А. Киселев, О. Цыганов, С. Галкин, Е. Фастовец, И. Табашников, В. Бакшин. Именно они в статьях, монографиях, диссертациях, опираясь на работы российских и зарубежных исследователей газетного дизайна — С. Срединского, М. Дмитриева, П. Керженцева, М. Щелкунова, В, Павлова, А. Гарри, Е. Толкачева, Г. Волчека, Б. Вяземского, М. Урлауба, К. Цып-ленкова, А. Хатта, Д. Георгиева, пришли к идее композиционно-графического моделирования газет и обосновали эффективность применения этого метода при оформлении и выпуске периодических изданий
Современная газета – это печатное периодическое издание, в котором публикуются новости о самых разнообразных событиях текущей жизни для широких слоев населения в определенном географическом регионе.
Печатные СМИ можно классифицировать по многим параметрам:
– по региону распространения (транснациональная, национальная, региональная, местная пресса);
– по учредителю (государственная и негосударственная пресса);
– по аудиторной характеристике (возрастной, половой, профессиональный, конфессиональный признаки);
– по издательским характеристикам (периодичность, тираж, формат, объем);
– по легитимности (с точки зрения наличия разрешения на издательскую деятельность);
– по содержательному наполнению (качественная и массовая).
Есть издания универсальные  и специализированные.
Универсальные издания, охватывают все сферы общественной жизни, а специализированные издания  могут иметь тематический профиль. Также могут быть издания профессионально-отраслевыми, женскими, мужскими, детскими и т.д.
Два похожих и родственных  вида печатных СМИ – газета и  журнал имеют ряд принципиальных различий по способу воздействия на читателя, по форме подачи информации. Газета формирует общественное мнение ежедневно, информируя, агитируя читателей; журнал на основе созданного газетой общественного мнения вырабатывает жизненную ориентацию, определенное мировоззрение.
У журналов более высокое  полиграфическое исполнение. Газета более проста в своих формах, хотя сложнее в верстке. На первый план в газете выходят жанры, компактные по объему, насыщенные злободневной информацией.
Сотни лет печатные СМИ  – газеты и журналы – были главными источниками информации. С  развитием цифровых технологий газеты и журналы стали в общий  и разнообразный ряд других источников новостей и информации – цветное телевидение с множеством каналов, домашние компьютеры.
И хотя печатные СМИ страдают недостатком оперативности и  отсутствием непосредственной интерактивности, у них есть свои положительные  стороны: можно все быстро прочитать и можно отложить чтение до удобного времени.
У Интернета свои характерные  плюсы и минусы. Это переизбыток  информации, порой – ненадежность «железа».
Но в условиях конкуренции  печатные СМИ стали создавать  электронные версии своих изданий. И, несмотря на рождение новых видов средств массовой информации, газеты продолжают выходить и радовать читателя, особенно там, где недоступны компьютерные технологии. И, конечно, в условиях жесткой конкуренции повышаются требования к содержанию и оформлению печатного издания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2 Техника  оформления газетной полосы
 
Содержание и форма печатного издания представляют собой неразрывное целое. Если содержание играет главную роль, то форма производит впечатление еще до чтения газетных материалов.
Оформление издания призвано:
      способствовать наиболее полному выявлению содержания напечатанных материалов;
      облегчить их восприятие;
      руководить вниманием читателя (помочь быстро разобраться в содержании номера, найти самое важное и актуальное для него как члена общества, какой-либо социальной группы).
При оформлении издания  необходимо придерживаться следующих  принципов:
– Подчиненность содержанию. Все элементы формы, приемы оформления должны быть направлены на выявление актуальности, особенностей публикаций, их значимости (идея, тема, проблема, жанр и т.д.).
– Единство стиля (динамичный «молодежный», «деловой» стиль, «ретро»). Все элементы, детали оформления должны гармонично сочетаться друг с другом. Узнаваемый стиль держится на деталях; в эффективном дизайне не бывает мелочей.
– Контрастность (контраст большого и малого, широкого и узкого, длинного и короткого, черного и белого, черного и серого, прямого и наклонного, прямоугольного и ступенчатого, прямоугольного и овального и др.) помогает не только привлечению внимания, но и его удержанию.
– Принцип пропорциональности проявляется, например, в том, что размер элементов дизайна («бруски» текста, заголовочного комплекса, иллюстраций, подложек, текстовые и титульные шрифты, пробельные и разделительные средства и др.)
– Направленность – принцип, предполагающий последовательное восприятие дизайна. Эффективное оформление «ведет» читателя по газетным полосам, страницам.
– Экономность и сдержанность означают сознательное ограничение дизайнера в подборе тех или иных средств оформления. Дизайн должен быть изящным, но при этом простым, удобным и понятным.
– Экспериментальность – принцип, предполагающий постоянную нацеленность дизайнера на творчество, поиск нового: импровизационные решения дизайнера в рамках утвержденной научно разработанной композиционно-графической модели; ее совершенствование; отработка в специальных выпусках оригинальных приемов, освежающих, но не разрушающих модель, действующую в течение определенного, достаточно продолжительного, времени.
– Системность – без системного подхода дизайнер не сможет реализовать, например, такие из выделенных нами принципов, как «единство стиля», «целостность»… Системность суть любой проектной деятельности, в том числе и дизайна.1
Следование перечисленным  выше принципам дизайна повышает удобочитаемость газеты, позволяет улучшить её внешний вид. Как было упомянуто выше, без четко определенной содержательной части просто нельзя приступать к работе над формой издания.
Упорядочить содержание призвана тематическая модель издания. Тематическая модель – это система подачи содержательной части периодического издания, которая определяет его количественную (объем и число материалов), пространственную (размещение материалов в целом по номеру и по конкретным полосам), качественную (жанровую) и временную (периодичность) составляющие текстового и иллюстративного массивов.
Основой тематической модели является рубрикатор (полный список используемых рубрик и система их подачи).
Поскольку модель подразумевает  относительное постоянство расположения рубрик, то представляется целесообразным раз и навсегда закрепить за определенными полосами определенные рубрики.
Не обязательно те или иные рубрики присутствуют в  каждом номере. Но периодичность их подачи должна строго соблюдаться.
Словом, тематическая модель является своего рода расписанием работы редакции; на первый взгляд сугубо формальным документом. На самом деле она является продуктом творческим, и творческое начало как раз должно присутствовать в процессе ее создания.
Графическая модель –  воплощение тематической модели издания графическими, шрифтовыми и изобразительными средствами. Основой графического моделирования является:
а) конструкция номера в целом и всех его полос  по отдельности;
б) шрифтовая политика;
в) подача видеоряда;
г) использование изобразительных средств второго плана (как-то – подложек, рамок, линеек и др.).
Наряду с терминами  «тематическая модель» и «графическая модель» в теории журналистики часто  употребляется понятие «композиционно-графическая модель».
Композиционно-графическая  модель (КГМ) состоит, как правило, из четырех основных частей, первой из которых является сетевой график. В нем закреплена жанрово-тематическая структура издания, разработанная на основании анализа предварительного материала. Сетевой график включает в себя расписание основных тематических разделов и рубрик по номерам (дням недели, неделям – для еженедельника) и полосам, их ориентировочный объем в наборных строках основного формата. Тщательно продуманная, возможно, измененная после выхода первых номеров структура издания является основой построения следующих частей композиционно-графической модели – размерных стереотипов, стандартных операций набора, макетов-стандартов. Все они имеют непосредственное отношение к внешней форме издания и не могут быть разработаны без некоего опосредующего звена между содержанием и оформлением. Структура фактически является моделью содержания, конкретизированным перспективным планом работы редакции.2
Размерные стереотипы фиксируют  формат и объем издания, основной и дополнительный форматы набора, количество колонок и пробелы между ними.
Стандартные операции набора в определенной степени перекликаются  с моделью подвальной ступени. Они  закрепляют основной и дополнительный шрифты и кегли набора текст и  заголовков, состав и принципы оформления постоянно встречающихся в номерах комплексов (заголовочный, титульный, служебный, иллюстративный и т.п.). Особое значение эта часть КГМ приобрела с введением компьютерного набора и верстки изданий. Новая технология значительно облегчила работу верстальщика, все стандартные операции закрепляются в стилевых файлах, которые остается только присвоить определенному фрагменту или целому тексту, заголовку. В титульном служебном комплексах необходимо менять дату выпуска, время подписания в печать.
Наконец, последняя часть КГМ – макеты-стандарты, представляющие собой принципиальные схемы верстки полос издания. Они как бы подводят итог предшествующим этапам построения модели.
Способствуя упорядочению «лица» газеты, КГМ в то же время  оставляет не мало простора и для  импровизационных творческих поисков оформителей (компоновка отдельного материала, разверстка элементов заголовочного комплекса, фотографий и фотоблоков и др.) К тому же она может изменяться по пути уточнения и совершенствования. То есть и сама модель представляет собой систему – некую организацию элементов содержания и формы, характеризующихся повторяемостью и устойчивостью.
В последние годы разработка редакциями КГМ приобретает особое значение в связи с коммерциализацией  изданий и возрастающей конкуренцией на рынке прессы. Введение в редакционной практике методов системного проектирования позволяет более эффективно организовывать процесс создания и последующего выпуска изданий. Поиск «лица» издания позволяет усилить бренд, так как газета или журнал в таком случае приобретает, если использовать типично рекламный термин, «фирменный стиль», выделяющий издание на фоне конкурентов.
Таким образом, искусство  оформления газеты необходимо предполагает: уяснение идеи полосы, номера; подбор определенных текстовых материалов для выражения этой идеи; подбор определенных композиционных и графических средств для ее эмоционального воплощения. Дизайнер воспринимает идею не только рассудочно, но и эмоционально. Важно не ошибиться в понимании идеи (дизайнер должен чувствовать природу журналистского творчества) и правильно преподнести ее (дизайнер должен знать современную теорию и практику газетного офбрмления, традиции верстки своей газеты). В противном случае возможно снижение или отсутствие планируемого эффекта в процессе коммуникации (журналист-коммуникатор — читатель-реципиент).
Формообразование газеты имеет несколько ступеней: размерную, графическую и полиграфическую. На первых двух происходит планирование вида газеты — здесь ведущую роль играет дизайнер, создающий макет  будущего номера в соответствии с заданным размером газетного листа; затем план воспроизводится в оригинал-макете или файле верстки — здесь важна квалификация верстальщика (композиционно-графическая модель, конечно, страхует от грубых ошибок в оформлении, сводит их к минимуму, но и она не спасет, если верстальщик не соблюдает законы эстетики газетной полосы — пропорциональность, контрастность, законы равновесия, ритма и др.); на третьей — полиграфической ступени — происходит тиражирование номера (печать). Заключительный этап происходит в типографии, и окончательный результат напрямую зависит уже от квалификации полиграфистов (изготовление и установка печатной формы, точная приводка, регулировка красочного аппарата, приправка и др.). Такое разделение труда позволяет доводить формообразование газеты до определенного идеала — как говорил Аристотель, “кормчий знает, какова должна быть форма руля и предписывает ее, производящий же знает руль — из какого дерева и какими приемами его сделать”. И чем теснее будет связь между этими ступенями, тем современнее будет форма.
Оформление газеты на редакционном (секретариат) и полиграфическом (типография) уровнях есть своего рода кодирование. Сообщение в газете — определенная совокупность знаков, выраженных в вербальной и изобразительной форме. Поскольку знаковая ситуация включает обозначаемый предмет, знак того, кому знак адресован, дизайнер должен закодировать сообщение так, чтобы оно было оптимально воспринято читателем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3 Компьютерная  технология в оформлении российских газет
 
Компьютерная технология выпуска периодических изданий  не только заметно облегчила работу, повысила оперативность допечатных процессов, но предоставила верстальщикам  огромные возможности для реализации самых сложных оформительских задач. Дизайн современных газет отличает шрифтовое многообразие, активное использование информационной графики, сложных иллюстрационных и других визуальных форм, нетрадиционных композиционных решений. Газетчики начинают осваивать цветную печать, а это — новые возможности для создания уникального фирменного стиля издания, психологического воздействия на читательскую аудиторию. Вместе с тем следует сказать об опасностях, подстерегающих дизайнеров, зачастую не имеющих профессионального художественного образования и пребывающих в эйфории от тех самых, почти безграничных, возможностей, которые предоставляет компьютер. Без специальной подготовки, предполагающей знакомство со своеобразием особого вида периодического издания — газеты определенного типа (продукта индивидуально-коллективного и производственно-творческого труда журналистов), с принципами дизайна газет различных форматов, объемов и периодичности, с характером восприятия газетных полос читателями, невозможно создать эстетичный и эффективный дизайн. В работе анализируется современная практика применения принципов дизайна оформителями российских газет (подчиненность содержанию; единство стиля; контрастность; пропорциональность; направленность; экономность и сдержанность; эксперимепталыюсть).
Следование перечисленным выше принципам дизайна повышает удобочитаемость газеты, позволяет делать ее красивой. Главная ошибка ответственных секретарей газет с невыразительным, несовременным видом состоит в том, что они не сделали оформление своего издания системой, зависящей от содержания. В системе, или композиционно-графической модели, лишь условно выделяются композиционный и графический этапы. Этот процесс един. Композиционная цельность, как правило, служит созданию графической ясности всех полос. И наоборот, удачная композиция графических элементов полосы оптимально выявляет композицию содержания.
Мы выделяем  и рассматриваем  новые тенденции в эстетике и  оформлении российских газет, связанные  прежде всего с применением современных  технологий при выпуске периодических  изданий, — типографизацию, визуализацию, просветленность, плакатность. моделирование композиции и графики, повышение шрифтовой культуры, развитие заголовочного комплекса.
Большинство местных  газет переживают сегодня переходный период, когда возможности компьютерной технологии, офсета еще не выявлены в полной мере, а приемы, апробированные при “металлической” верстке, высоком способе печати, “спорят” с офсетными. Разностильность, эклектизм — временная, объяснимая болезнь роста. Но и в тех газетах, что пережили названный выше недуг, есть просчеты: чрезмерное увлечение подложками, использование слишком интенсивного растрового фона, перенасыщение полос дополнительным цветом, пренебрежение удобочитаемостью текста (иногда текст плохо читается на снимке; подложки в виде символов, рисунков при наложении на текст затрудняют его восприятие и т. д.).
Стиль — явление комплексное, охватывающее аспекты содержания и  формы. Зачастую стиль соотносят  только с его формальными проявлениями. Последнее, очевидно, связано со способностью стиля к саморазвитию, некоторой его автономностью — содержание может изменяться, а внешние признаки стиля какое-то время сохраняются.
Применительно к дизайну  газеты   понятие  “стиль”  надо рассматривать на нескольких уровнях  — как совокупность особенностей “лица” конкретного издания; как “характеристику физиогномического единства”  оформления   газеты  на определенном этапе ее развития; как совокупность особенностей композиции и графики  газет  одного типа и, наконец, как стиль определенной национальной школы  оформления .
Сегодня мы являемся свидетелями  множественности стилистических решений, хотя правильнее будет сказать —  стилистических вариаций на одну “тему”. Ведь стремление к стилевому единству — также в ряду закономерностей  развития нашей оформительской культуры. Композиционно-графическое моделирование стало тем частным методом, пользуясь которым дизайнеры стремятся к типологической завершенности изданий. Еще математик Курт Гедель утверждал, что нельзя до конца формализвать ни одну реальную систему, даже если она поддается самому мощному инструменту формализации — математике (да и сама математика — система разомкнутая). Это положение, несомненно, приложимо к газетной форме.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.4 Принципы газетной  верстки
 
Любой газетный номер состоит из различных частей внешней формы периодического издания, обладающих определенной функцией при передаче содержания, имеющих свое назначение и ряд специфических признаков.
К элементам оформления газетной полосы относятся, например, текстовый и  заголовочные шрифты, межколонные пробелы, линейки, заставки и т.д.
Элементы оформления газеты можно  разделить на такие основные группы: шрифтовые, пробельные, декоративные и  изобразительные. Линейки, например, принадлежат  к группе декоративных элементов, диаграмма  – к изобразительным, название рубрики – к шрифтовым. Некоторые авторы (Сидоров О.О., Гончарова Н.А., Галкин С.И.) пользуются более детальной классификацией, например, к разным группам относят текстовые и титульные шрифты, тоновые и штриховые иллюстрации, таблицы.3
Коротко охарактеризуем роль каждой группы элементов оформления газеты.
Основным элементом  журнальной полосы является текст. Поэтому главной проблемой, которую нужно решить при разработке художественно-графической концепции журнала, является выбор шрифтов.
Большое значение в архитектуре  газетной полосы имеет «воздух», то есть пробельные элементы. Пространство значительно оживляет композицию газеты, «воздух» присутствует на каждой странице, развороте, в середине газеты и вокруг каждого ее элемента, на фоне белого строится модель газеты.
Декоративными элементами называются такие элементы, назначение которых заключается в выделении или отделении других элементов, группировании отдельных материалов. К декоративным элементам относятся линейки, рамки, украшения, заставки и т.п. Существуют газеты, в которых декоративные элементы почти не используются, а функции отделения и выделения выполняют пробельные элементы.
Изобразительные элементы – это, в основном, фотографии. А также рисунки, коллажи, заставки, другие графические материалы
Но элементы формы не существуют изолированно друг от друга, а всегда группируются, объединяются, располагаются  в определенном порядке, образуя  комплекс элементов. Комплекс – это формально (композиционно) завершенное, но содержательно не законченное объединение элементов. Комплекс элементов может включать разнородные элементы (из различных групп) нескольких видов.
Например, колонка текста представляет собой комплекс элементов, куда входят не только несколько строк текстового шрифта, но и пробельные элементы (внутристрочные пробелы, межколонная отбивка или поля и т.п.) или линейки (как элементы выделения и / или отделения), заголовочные шрифты (при наличии подзаголовков) и т.д. Примером объединения подобного уровня может служить и заголовочный комплекс, включающий в себя разнохарактерные по назначению (и соответственно размерам и другим характеристикам) элементы – заголовочный шрифт, линейки, иллюстрации, пробелы.
Однако комплексы цементов не являются самостоятельными. Они  – непременная часть более  сложных образований и, как правило, не рассчитаны на изолированное восприятие. Различные комплексы вместе образуют подсистемы. В периодических изданиях это так насыпаемые материалы, представляющие собой законченное журналистское произведение (статьи, корреспонденции и т.п.).
Нередко читателю и автору кажется, что каждая публикация в  периодическом издании воспринимается как нечто отдельное, единое целое, не связанное содержанием с другими. В то же время форма отдельного материала и рубрики (имеется в виду внешняя форма) не существует изолированно. Каждая публикация в газете или журнале вступает в сложные взаимоотношения с другими, подобными им образованиями, составляя системы, вначале простые, затем всё более усложняющиеся (например, такие, сложная система – полоса в газете).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Роль и  место фотографии на страницах  газеты
      Эволюция фотографии в печатных СМИ
Все в мире меняется, так  и отношение к фотоиллюстрации  в нашей печати кардинально менялось на протяжении последних пятидесяти лет. Из-за сложности изготовления фотоклише в районных и городских типографиях в 50–70-е годы, каждая клишинка была на вес золота, и уже не важно было, что там изображено, лишь бы это темное пятно как-то разнообразило сплошной текст, из которого состояла газетная полоса. На выручку всегда приходила Фотохроника ТАСС, которая рассылала пластмассовые клише во все редакции на любые темы. Эти фото с небольшими подписями представляли самостоятельные изобразительные материалы – фотозаметки, а использовались оформителями как украшения.
В 50-е годы начался профессиональный спор среди журналистов: нужна или нет иллюстрация или изобразительный материал? В 70-е годы в литературно-художественных журналах стали широко применять рисунки и фотографии и эти изобразительные материалы можно рассматривать как иллюстрации. То же самое стали делать и в производственных, технических ежемесячных журналах.
В общественно-политических журналах типа «Огонька» соотношение  было другое, здесь уже до 70% фотографии (и рисунков) становились самостоятельными материалами. Если считать не иллюстрации, а публикации, в составе которых есть изобразительные элементы (скажем, фоторепортаж – это единица измерения, хотя в нем шесть фотографии), то и тогда окажется, что половина снимков и рисунков иллюстрирует текст, остальное – самостоятельные произведения (фотозаметка, фоторепортаж, фотоочерк), в то время как текст поясняет и комментирует эти изобразительные материалы, несущие основное содержание.
В еженедельниках газетного  типа соотношение самостоятельных  изобразительных материалов и иллюстрации было таким: первых – от 37 («За рубежом») и до 43% («Неделя»), вторых – соответственно 63 и 57%. В «Литературной газете» соотношение было примерно 50:50.
В газетах подавляющее  большинство фотографий и рисунков становятся самостоятельными публикациями.
В это же время местные  газеты получили электронно-гравировальные автоматы и появилась возможность  публиковать оперативные снимки в неограниченном количестве. Областные  и центральные газеты смогли разнообразить  их жанры, форму, величину и т.п. Однако лишь в конце 70-х, начале 80-х гг. XIX в., когда в полиграфии появятся новые виды воспроизведения фотоснимков (фототипия, цинкография), порожденные самой же фотографией, фотографии все чаще и чаще стали появляться в массовой печати.
В наше время способ подготовки иллюстраций намного упростился. Наступила эра цифровых технологии, редакции имеют высококачественное компьютерное оборудование и все допечатные процессы делают самостоятельно. А значит, имеют большую возможность для творчества при создании газетной полосы в целом.
Существуют огромные библиотеки изображений, сделанных  профессиональными художниками, репортерами-фотографами  и уже в цифровом виде записанных на оптические диски. Стало возможным  получение картинки в цифровом виде от видеокамеры, видеомагнитофона или напрямую с телевизионного эфира. Подключение к сети Интернет позволяет принимать большие объемы разнообразной информации и при необходимости сразу включать ее в свое издание.
Уже не нужны пленка и  фотобумага, не нужен длительный процесс печатания фотографии.
Сегодня фотоиллюстрации стали неотъемлемой частью графического облика газетной страницы и сами по себе обладают художественной ценностью. Они несут дополнительную информацию, передают настроение или атмосферу событий, описанных в статье, привлекают внимание к статье, разбивают текст, останавливают мгновенье и позволяют изучить его так, как не позволил бы этого сделать движущийся образ. Фотография может выполнять в газете различные функции, она сопровождает, иллюстрирует текстовой материал – корреспонденцию, статью, хронику (отсюда ведет свое происхождение и сам термин: лат. illustrarе – прояснять) – и неразрывно связана с текстом.
Со временем большее  значение получает самостоятельная  иллюстрация, представляющая особый вид  газетного материала, который сообщает о событии так же, как и полноценный текстовой материал. Благодаря своей наглядности такая фотография обладает особой силой воздействия на читателей. Но термин «иллюстрация» в чистом виде может применяться ко всем фотографиям и рисункам только в книжном оформлении. В газетах и журналах обычно говорят об изобразительном материале или изобразительных элементах. В связи с этим большинство изобразительных материалов приходилось рассматривать в двух аспектах: как элемент оформления и как отдельную публикацию, самостоятельное журналистское произведение.
У любой фотографии своя история. Фотография может улучшить или ухудшить оформление газеты. То, как газета помещает фото, особенно на первой полосе, является самым отчетливым показателем. От знания принципов дизайна газеты и законов верстки зависит, в конечном итоге, вид газетной полосы и ее восприятие читателем. Пример отличного дизайна первой полосы мы видим в газете «Ракурс +».
Перед редактором всегда стоит задача отбора материала и  выбора соотношения текстовых и иллюстрационных публикаций, в соответствии с которым определяется занимаемая ими площадь и роль в номере. С экономической точки зрения плохо иллюстрированная газета оказывается в нев
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.