Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальные функции культурных памятников

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ
 
 
 
Социальные  функции культурных памятников
Реферат
 
 
 
Выполнила: студентка  2 курса
Попова Д.Г.
                                                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Лесосибирск 2011
 

Содержание
 
Введение…………………………………………………………………………..3
 
1.Памятник как элемент культуры: понятие основные характеристики…...............................................................................................4
 
2.Социальные функции культурных памятников, их роль и значение в современной России………………………………………………………………9
 
Заключение………………………………………………………………….........16
 
Список литературы………………………………………………………………17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Актуальность исследований в области функционального назначения памятников культурного и исторического наследия состоит в том, что за отсутствием теоретической обоснованности необходимости памятников их физическое состояние продолжает ухудшаться и характеризуется в наше время как неудовлетворительное. Памятники природы, истории и культуры России составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира, вносят важнейший вклад в устойчивое развитие человеческой цивилизации в целом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, в том числе представленная памятниками, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. В рамках культуры в целом и культурного наследия поколений в частности и существуют памятники.
Говоря о социальных функциях памятников, следует иметь ввиду их конкретную роль, которую они выполняют в современном обществе. С этой точки зрения памятники культуры и истории косвенно принимают участие в формировании культуры отдельного общества, наглядно обозначая пути развития и выражая сущность исторических событий.
В связи с вышеуказанными фактами  формируется восприятие памятника  как источника культурного и  социального развития общества. Соответственно, пробелы, которые оставляют разрушенные памятники, неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовной деградации, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они могут быть компенсированы, но лишь частично, развитием современной культуры или же созданием новых значительных произведений. По этой причине накопление и сохранение культурных памятников одна из основ развития цивилизации.
 
1. Памятник как элемент культуры: понятие, основные характеристики
 
Отметим, что памятник как объект, обладающий исторической значимости, также является элементом культуры. В связи с этим следует рассмотреть основные характеристики самого понятия «культура», которое является по своей сути наиболее широким, и его значения для современного общества.
По мнению П.А. Сорокина, культура как способ организации общественной, групповой и индивидуальной жизни, допускает возможность самых разнообразных решений человеческих проблем, приспособления к условиям социального времени и пространства. Понятие культуры трудно поддается однозначному определению. Не случайно в философской литературе существует множество различных формулировок, каждая из которых раскрывает отдельные стороны этого многогранного явления. Целесообразно выделить три главных аспекта понятия культуры. Во-первых, культура есть сфера свободной самореализации личности, сфера творчества. Во-вторых, культура есть ценностное отношение к реальности. В-третьих, культура есть искусственный, созданный мыслью, духом и руками человека мир, отличный от «натуры» (природы).1 Следует отметить, что понятие культуры трактуется по-разному, по этой причине логичнее выделить ее основные аспекты, которые дают наиболее полное представление о том, что такое культура. Однако эти аспекты столь многочисленны, что требуют обязательной систематизации по определенным признакам: объектам, субъектам, целям, задачам, функциям.
С предыдущим автором согласен и  К.С. Радимов, он отмечает, что в связи со структурной сложностью культуры ее социальные функции многочисленные и системно взаимосвязанные. Ведущими среди них являются функции коммуникации, трансляции и транс-мутации. Другие задания культуры подчинены этим функциям или дополняют и конкретизируют их:
1. Коммуникативная функция культуры. Суть этой функции заключается в том, что рядом с биологическими формами общения, а затем вместо них, или, усовершенствуя их, люди создают все новые и новые способы обмена данными, мыслями, чувствами. Самый величественный продукт культуры, который обеспечивает коммуникацию, - «слово». Язык, устный и письменный, является древним работающим изобретением культуры.  
2.Трансляционная функция культуры. Это, в сущности, та же коммуникация, но развернутая в социально-историческом времени и пространстве. Под трансляцией нужно понимать, прежде всего, функцию передачи социального опыта от одного поколения людей к другому, от эпохи к эпохе. Культура обеспечивает преемственность человеческого существования для многих поколений. Функция транс-мутации может быть определена как творческая функция культуры. Мутацией называют реорганизацию структур воссоздания информации, перестройку самого аппарата носителей информации.2 Таким образом, функции культуры в современном обществе отражают ее ролевое назначение. Тем не менее, из-за сложности и многоплановости самого понятия зачастую происходят ошибки в определении смыслов, что отражается на различных уровнях реализации функции культуры в целом и культурных памятников в частности. Чтобы жизнь людей в обществе имела устойчивые основания, необходимо разнообразие форм культурной преемственности. Сохранение социальной системы культурного прошлого, в том числе и памятников, является одним из направлений стабилизации общественных отношений.
Наиболее важную функцию – трансляционную, подробно рассматривает в своей работе И.А. Игнаткин. Трансляция культуры чрезвычайно многопланова. Чаще в ней выделяют духовный и материальный компоненты. Духовная, или субъектная трансляция иногда называется человека творческой функцией культуры, потому что она направлена на формирование личности в диапазоне, приемлемом для данного общества. На эту сторону трансляции работают все социальные институты и отношения, которые мы привыкли называть системой воспитания и образования. Материальная, или предметная сторона культурной трансляции выражается в том, что мы наследуем и принимаем как таковой мир искусственно созданных предметов, сооружений, механизмов. Среда существования человека все в большей степени благодаря механизмам культурной преемственности превращается в технологическую сферу. Особенное значение для культурного выживания человечества имеют механизмы наследования технологических знаний. Функция трансляции, вместе с тем, имеет свои особенности в передаче информации. Очевидно, что объем социальной культурной памяти постоянно растет, но и он не безграничен. Выходя за рамки коммуникации, эта функция предусматривает обязательный выбор и отбор материала, который передается через поколения.3 В связи с этими обстоятельствами, а именно объемом культурной памяти общества, необходимы «хранилища» такой информации, которые в последствие становятся источниками трансляции культуры. Однако нельзя отрицать и возможность потери культурной информации, что и происходит в последние годы в России. В частности, один из таких путей разветвление массовой культуры, которая претендует на изменение стандартов трансляции, предлагая недолговечные культурные ценности.
Для формирования понимания сущности функций культурных памятников, в  том числе и социальных, следует  рассмотреть сам объект трансляции культурных ценностей. Памятники истории и культуры, по мнению С.П. Гуревич, – это материальные предметы, являющиеся частью среды обитания человека и общества, которые оказывают существенное влияние на ощущения, эмоции, знания и сознания людей. Только совокупное сочетание названных признаков предлагает следующее определение: «Памятники истории и культуры – это объекты, возникшие в результате исторических событий и явлений или несущие на себе следы их воздействия, являющиеся источниками исторической и эстетической коммуникативной, утилитарной) в объектах внешнего мира порождает качественное отличие их от всех прочих и позволяет отнести к категории предметов, которая называется «памятники истории и культуры».4 То есть, памятник истории и культуры несет в себе определенную значимость для общества в целом и общественных групп в частности. Она заключается в хранении и передаче достоверной исторической информации. Также формируется наглядность произошедших исторических событий, что в свою очередь, облегчает восприятие сложных исторических событий. И, наконец, наличие памятников ранжирует важность произошедших исторических событий, так как созданный памятник выделяет значимость того или иного исторического периода, например Великой Отечественной войны.
В свою очередь, профессор А.М. Кулемзин, предлагает следующее определение: «Памятники истории и культуры – это объекты, возникшие в результате исторических событий и явлений или несущие на себе следы их воздействия, являющиеся источниками исторической и эстетической информации, прямых подлинных знаний». Имеются следующие группы памятников: археологические, исторические, архитектурные, монументально-изобразительного искусства (памятники искусства), памятные исторические места и исторические ландшафты:
    Памятники археологии. Это объекты, сохранившиеся на земле, под землей и под водой, характеризующие развитие и изменение материальной и духовной культуры человечества от первобытно-общинного строя до феодализма (древние города и поселения, наскальные рисунки и т.п.);
    Памятники истории. Это сооружения или исторические места, связанные с производственной деятельностью человека и технические сооружения, отмечающие важные исторические этапы в развитии различных областей материального производства и преобразования природы, с важнейшими событиями в жизни народа;
    Памятники архитектуры. Это произведения строительного искусства определенного художественного уровня, отразившие в своем художественном образе характер жизни и эстетические взгляды эпохи;
    Памятники монументального искусства. Это скульптурные произведения художественного творчества, характеризующие мировоззрение, эстетические взгляды и уровень мастерства определенной эпохи;
    Памятное историческое место. Это место происшедшего исторического события с несохранившимися следами исторического воздействия. В результате некоторых исторических событий не возникает подлинных объектов, свидетельствующих о них (места военных сражений, народных восстаний, митингов и демонстраций и т.п.).
    Исторические ландшафты. Территории с большим количеством близко расположенных друг к другу памятников.5
В теории существует достаточно объективная классификация памятников. Для каждого из выделенных «классов» характерны свои особенности и характеристики функционального содержания. Тем не менее, можно выделить наиболее общие социальные функции памятников характерные для всех выделенных «классов». Например, все они транслируют историческую и культурную информацию, как сами по себе, так и через различные общественные институты (школа, ВУЗ и т.д.).
Итак, памятник культуры это своего рода физический накопитель культурного  и исторического опыта поколений, он отражает наиболее значимые для  общества события, воспроизводит и  транслирует культурную информацию, формирует социальный опыт поколений. Социальные функции памятников весьма обширны, в глобальных масштабах они способствуют формированию общественной устойчивости, определяют роль той или иной группы в общей исторической модели развития человечества. Памятники это элемент культуры и как элемент культуры они способствуют определению вектора развития наций.
2. Социальные функции культурных памятников, их роль и значение в современной России
 
Как было отмечено выше памятник культуры это источник исторической информации о событиях, народах, и знаковых личностях. Однако такое осознание роли памятников возникло и устоялось относительно недавно. В.Б. Базаржапов отмечает, что сформировавшееся в XVIII веке отношение к памятникам диктовалось лишь практическими потребностями организационного и научного характера. Попытки мировоззреченского объяснения роли памятников в обществе появились лишь в конце XVIII века в оценках русского просветителя Н.И. Новикова. Он рассматривал памятники как существенные факторы, влияющие на становление личности гражданина - патриота и средство, формирующее общественное сознание. К XIX веку в государственных актах, в научной и публицистической литературе сформировалось осознание основных внешних свойств памятников: быть источником исторической информации и оказывать воспитывающее воздействие на людей. В первой половине XIX века, в эпоху подъема патриотических настроений, значительная часть передовой российской общественности с повышенным вниманием отнеслась к проблеме феномена и охраны памятников как историко-культурного явления в истории России.6 Следует сделать вывод о том, что именно в начале XIX века в России начала складываться наука об историко-культурном наследии страны. То есть изменилось отношение к определению роль памятников в контексте общественного развития. Отметим, что вслед за осознанием исторической и воспитательной ценности происходит постепенное признание эстетической и художественной ценности отечественных древностей. Наметившиеся тенденции получили свое развитие в дальнейших социально-культурных исследованиях того времени.
Коренные изменения, по мнению В.С. Валиновского, произошли в середине 1980-х годов. Так, были обозначены основные признаки, свойства, качества и функции памятников истории и культуры. Было окончательно признано главное достоинство памятника - его подлинности, то есть факта физического его существования как реальности исторического действия, имевшего место в прошлом. Были выявлены и охарактеризованы основные признаки памятников. Прежде всего, памятники были представлены как одна из форм социогенеза, оказывающая существенное влияние на мораль, социальное состояние и экономику общества. Важные признаки памятников были выявлены и обоснованы А.Н. Дьячковым. Признавая свойство памятника быть источником историко-культурной информации, он выделяет признание памятником со стороны общества историко-культурного объекта.7 Иными словами, качества объекта определяются через его признаки и свойства. Но не в меньшей степени качество объекта определено его функциями. Функции же, в свою очередь, формируют представление о роли и значении объекта для различных областей общественного развития.
При рассмотрении качеств памятников истории и культуры, по утверждению И.А. Игнаткина, следует уточнить, что признаками являются отличительные приметы внешнего характера, по которым можно узнать или отличить объект (памятник) в ряду других объектов, близких по внешним признакам. Во-первых, памятники истории и культуры - это материальные объекты (дома, храмы, скульптуры), которые обладают материальными характеристиками – имеют размеры, вес, твердость, материал, цвет. Во-вторых, памятники истории и культуры – это результат деятельности людей, то есть они антропогенны по своей природе. Человеческое общество преобразует или влияет на изменение естественной среды своего обитания не только в процессе производственной, но и любой другой деятельности: военной, политической, духовной, культурной. В результате этого появляются объекты, которые впоследствии становятся для общества памятниками военной или политической истории, архитектуры или искусства, науки или техники. В-третьих, недвижимость памятника. Под недвижимостью понимается его единство с окружающей средой. Это главный признак памятников истории и культуры, который отличает их от предметов музейного фонда.8
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.