Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Курс лекций по бухучету

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 58. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 
 

Раздел 1. Основы бухгалтерского учета

Тема1. Сущность, содержание и организация  бухгалтерского учета

1.1. Бухгалтерский учет в информационной  системе управления экономикой  организации

Любая система характеризуется  наличием технологии преобразования исходных данных в результатную информацию. Такие технологии принято называть информационными.
Главной задачей современных информационных технологий организационного управления  является своевременное предоставление достоверной, в необходимом количестве информации специалистам и руководителям  для принятия обоснованных решений.
В системе управления бухгалтерский  учет выполняет ряд функций:
- информационную;
- контрольную;
- обеспечение сохранности собственности;
- обратную связь;
- аналитическую.
Информационная функция в системе  управления – одна из главных функций. Информация – это упорядоченное  отражение действительности, новые  знания об объекте.
Бухгалтерский учет фиксирует и  накапливает всестороннюю синтетическую (обобщающую) и аналитическую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества и источниках их образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах финансовой и производственно-хозяйственной деятельности предприятия. \бухгалтерская информация широко используется в оперативно-техническом, статистическом учете, для планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности.  На всех этапах развития к бухгалтерской информации предъявляются требования:
- объективность;
- достоверность;
- своевременность;
- оперативность.
Контрольная функция. Контроль неотделим  от учета. Настоящий, действенный контроль возможен только при правильной организации  всего процесса бухгалтерского учета (т.е. в соответствии с законодательством). Качественная учетная информация позволяет осуществить контроль на разных стадиях производства, контролировать в случае необходимости во всех деталях деятельность предприятия и подразделений, анализировать ее и на базе этой информации подготавливать, обосновывать и принимать соответствующие управленческие решения.
Контрольная функция бухгалтерского учета обеспечивается специальными приемами:
- наблюдение данных и их обобщение;
- сопоставимость показателей;
- повышенная требовательность к достоверности;
- объективность информации;
- своевременность.
Бухгалтерский учет – основное звено  формирования экономической политики, инструмент бизнеса, один из главных  механизмов управления процессами производства и продажей продукции.
Бухгалтерский учет способствует совершенствованию  организации производства, оперативного и долгосрочного планирования, прогнозирования и анализа хозяйственной деятельности.
Бухгалтерский учет в отличие от остальных видов учета (например, статистического):
- является документально обоснованным учетом
- непрерывен (изо дня в день) во времени и сплошной по охвату (без всяких пропусков) всех изменений, происходящих в финансово-хозяйственной деятельности организации
-применяет особые, только ему присущие способы обработки данных (бухгалтерские счета, двойная запись, баланс и др.).

1.2. Сущность, содержание, основные  задачи и функции бухгалтерского  учета

Бухгалтерский учет представляет собой  упорядоченную систему сбора, регистрации  и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Сплошное отражение – отражение  без пропусков всех изменений, происходящих в  финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
Непрерывное отражение – отражение  изо дня в день во времени всех изменений, происходящих в  финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
Документальное отражение –  отражение на основе документов всех изменений, происходящих в  финансово-хозяйственной  деятельности предприятия.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
К ведению бухгалтерского учета  во всех организациях независимо от форм собственности предъявляют одинаковые требования, регламентированные различными нормативными документами:
Организация ведет б/у своей  финансово-хозяйственной деятельности путем двойной записи на взаимосвязанных  счетах б/у, включенных в рабочий  план счетов Предприятия, утвержденным на основе Плана счетов бухгалтерского учета.
Бухучет имущества, обязательств и  хоз.операций ведется в валюте РФ; документирование их - на русском языке.
В течение отчетного периода  учетная политика Предприятия не может меняться.
В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции (оказание услуг, выполнение работ) учитываются отдельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями Предприятия.
Собственное имущество учитывается  отдельно от имущества других юр. лиц, находящегося у данной организации.
Бухгалтерский учет ведется непрерывно в течение всего времени существования организации.
Ответственность за правильность организации  и ведения  бухгалтерский учет на предприятии несут руководители организации.
Задачи бухучета:
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
- формирование полной и достоверной  информации о деятельности организации  и ее имущественном положении,  необходимой как внутренним пользователям  бухгалтерской отчетности (руководителям,  учредителям, участникам и собственникам имущества организации), так и внешним (инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности); Внутренние пользователи – лица, занятые в аппарате управления, учредители, собственники имущества, менеджеры, которым необходима информация для осуществления планирования, контроля, и оценки деловых операций;
Внешние – сторонние потребители  информации с прямым или косвенным  финансовым интересом:
- лица, не работающие в организации, прямо заинтересованные в успешной ее деятельности (акционеры, инвесторы, кредиторы, покупатели)
- лица, непосредственно не принимающие участия в работе организации, но имеющие косвенный интерес (налоговые органы, государственные органы управления, страховые компании, банки при выдаче кредита  и т.п.)
- лица, не имеющие финансового интереса, кроме делового сотрудничества (аудиторские фирмы, органы статистики, арбитраж и т.п.)
-обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
-предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
 
Бухучет  как наука состоит  из трех самостоятельных частей:
Теория бухучета – наука, изучающая теоретические, методологические и практические рекомендации по организации системы бухгалтерского учета в целом.
Финансовый учет – система сбора учетной информации, которая обеспечивает оформление и регистрацию хоз. операций, и составление бухгалтерской отчетности.
Управленческий учет (составная часть бухучета) – предназначен для сбора учетной информации, которая используется внутри организации руководителями различных уровней. Главная цель – обеспечить в полном объеме необходимой информацией менеджеров. Управленческий учет обобщает плановую (нормативную) и прогнозную информацию. Он более полно отражает учетные процедуры наблюдения, измерения и регистрации.  
В системе управленческого учета  информация об издержках производства группируется и учитывается по:
- видам затрат (номенклатура продукции, работ, услуг);
-  месту возникновения затрат (структурные подразделения, цеха и т.п.);
- носителям затрат (видам продукции, услуг, предназначенных для продажи на рынке).
 
Бухгалтерский учет осуществляется специальной службой организации – бухгалтерией. Он является сплошным и непрерывным во времени, строго документирован, используются специфические приемы и способы обработки учетных данных, организуется в рамках отдельных хозяйствующих субъектов.
В системе управления хозяйственной деятельностью организации бухгалтерский учет выполняет ряд функций:
- контрольная функция. Работники бухгалтерии, аудиторских фирм, налоговых служб осуществляют контроль за сохранностью и движением имущества организаций, а также правильностью и своевременностью расчетов с государством и другими субъектами хозяйственных отношений. С помощью бухгалтерского учета осуществляются 3 вида контроля – предварительный, текущий и последующий.
- информационная функция. Данные бухучета являются основным источником информации, используемой на разных уровнях управления.
обеспечение сохранности  имущества – функция, имеющая  особое значение в условиях рыночных отношений и наличия различных  форм собственности. Выполнение этой функции  зависит от действующей системы учета и определенных предпосылок:
- наличия специализированных складских помещений, оснащенных средствами оргтехники
- совершенствования самой системы учета, использования экономических ресурсов, применения обоснованных методов выявления недостач, растрат, хищений
- использования современных средств автоматизации для сбора, обработки и передачи информации.
- функция обратной связи означает, что бухучет формирует и передает информацию обратной связи, т.е. информацию о фактических параметрах развития объекта управления. Основными компонентами информационной системы обратной связи, применительно к бухгалтерскому учету, являются в качестве ввода –неупорядоченные данные, процесса – обработка данных, вывода- упорядоченная информация. Бухгалтерский учет с точки зрения системы управления представляет собой часть информационной системы обратной связи, ее основу. Он призван обеспечивать все уровни управления предприятия информацией о фактическом состоянии управляемого объекта, а также обо всех существенных отклонениях от заданных параметров.
- аналитическая функция. Позволяет изучить перспективы развития организации, вскрыть имеющиеся недостатки, наметить пути совершенствования всех направлений хозяйственной деятельности.

1.3. Финансовый и управленческий  учет, цели, сравнительная характеристика, области использования подготавливаемой информации

 
Финансовый  учет – система сбора учетной  информации, которая обеспечивает оформление и регистрацию хоз. операций, и  составление бухгалтерской отчетности. Данные финансового учета используются внутри организации руководителями различных уровней и внешними пользователями  (инвесторами, кредиторами, банками, налоговыми и финансовыми органами и т.д.). Финансовый учет охватывает значительную часть  бухучета, аккумулирует информацию об имуществе  и обязательствах организации – нематериальных активах, ОС, арендованном имуществе, финансовых вложениях, оборотных активах и обязательствах организации, денежных средствах и капитале, фондах и резервах, прибыли и убытках.
Управленческий учет (составная часть бухучета) – предназначен для сбора учетной информации, которая используется внутри организации руководителями различных уровней. Главная цель – обеспечить в полном объеме необходимой информацией менеджеров. Сведения управленческого учета являются коммерческой тайной  и закрыты для внешних пользователей. Управленческий учет обобщает плановую (нормативную) и прогнозную информацию. Он более полно отражает учетные процедуры наблюдения, измерения и регистрации.  
Отличительные признаки
Управленческий  учет
Финансовый  учет
1.
Степень регламентации
Ведение учета  – внутреннее дело предприятия
Правила ведения  регламентируются государством
2.
Точность информации
Часто используются приблизительные данные
Информация  только точная. В ней отражаются совершенные операции
3.
Масштабы информации
Содержится  информация об отдельных видах продукции, работ, услуг, результатах деятельности, как отдельных структурных подразделений, так и организации в целом
Обобщает информацию о деятельности всего предприятия
4.
Цель учета
Ориентирован  оперативно обеспечить сбор и обработку  информации для планирования, управления, контроля за текущей производственной деятельностью
Ведется с целью  составления финансовой отчетности для внешних и внутренних пользователей. Когда составлены финансовые отчеты, цель считается достигнутой.
5.
Основные правила
Организуется  исходя из целей и задач управляющих, служит интересам предприятия. Управленческий аппарат может следовать любым  внутренним правилам учета в зависимости  от их полезности.
Ведется в общепринятом порядке на основе норм и стандартов бухучета. Это  позволяет  внешним  пользователям сравнивать и сопоставлять данные учета
7.
Структура учета
Оперирует тремя  видами объектов: доходы, издержки, активы. Базисное равенство отсутствует
Имеется базисное равенство:
А=О+ СК
8.
Время соотношения
Охватывает  информацию о свершившихся фактах и  обращенную к будущему.
Отражает информацию о свершившихся хозяйственных операциях/
9.
Используемые  измерители
Все виды: денежные, натуральные, трудовые
Денежные единицы
10.
Периодичность составления отчетности
По мере необходимости
По квартально – промежуточная отчетность, годовая- полная
11.
Группировка затрат
По объектам учета затрат в разрезе статей затрат. Группировка призвана дать ответ на вопрос: на что израсходованы ресурсы и где?
По экономическим  элементам. Группировка призвана дать ответ на вопрос: что затрачено  на производство в отчетном периоде?
12.
Методы ведения  учета
Основные элементы - счета и двойная запись. Документация и инвентаризация используются, но не всегда.
Основные элементы - счета и двойная запись, документация и инвентаризация.
13.
Степень открытости информации
Информация  закрытая. Является коммерческой тайной предприятия, не подлежит публикации 
Информация  открытая, публичная и не представляет коммерческой тайны
14.
Ответственность за правильность ведения учета
Дисциплинарная (замечание, выговор и т.д.)
За нарушения  предусмотрены штрафы.

 
В системе управленческого  учета информация об издержках производства группируется и учитывается по:
- видам затрат (номенклатура продукции, работ, услуг);
- месту возникновения затрат (структурные подразделения, цеха и т.п.);
- носителям затрат (видам продукции, услуг, предназначенных для продажи на рынке).

1.4. Основные принципы бухгалтерского учета (требования и допущения)

 
К базовым экономическим  принципам принято относить следующие  принципы:
1) принцип целостности, согласно  которому учетные данные составляют  единую систему, обеспечивающую  управление хозяйственными процессами;
2) принцип имущественной обособленности, подразумевающий что имущество,  являющееся собственностью организации,  учитывается обособленно от имущества  других юридических лиц, находящегося  у данной организации;
3) принцип непрерывности - бухгалтерский  учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Сама организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;
4) принцип сплошной регистрации  (требование полноты) - все хозяйственные  операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;
5) принцип документирования, согласно  которому факты отражаются в  учете на основании соответствующих  первичных документов;
6) принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления), подразумевающий, что факты хозяйственной деятельности отражаются в учете в том отчетном периоде, когда они имели место независимо от времени движения денежных средств, связанных с этими фактами;
7) принцип количественного измерения  и исчисления фактов хозяйственной  деятельности;
8) принцип верифицируемости - контроля  информации;
9) принцип непротиворечивости, предполагающий  тождество данных аналитического  учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
10) принцип разделения текущих  и капитальных затрат (в бухгалтерском  учете организаций текущие затраты  на производство продукции и  капитальные вложения учитываются  раздельно);
11) принцип интерпретируемости (учетная  информация должна быть ясной,  то есть ее можно подвергнуть  истолкованию и анализу);
12) принцип осмотрительности (готовность  к признанию в бухгалтерском  учете в большей степени расходов  и обязательств, чем возможных доходов и активов, без допущения создания скрытых резервов);
13) принцип приоритетности содержания  перед формой - отражение в бухгалтерском  учете факторов хозяйственной  деятельности исходя не столько  из их правовой формы, сколько  из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
14) принцип рациональности (рациональное  ведение бухгалтерского учета  исходя из условий хозяйственной  деятельности и величины организации).
Некоторые из этих принципов приведены  в п.7 разд.II ПБУ 1/2008, другие вытекают из теории и многовековой практики учета и закреплены различными концептуальными документами в сфере бухгалтерского учета.
 

1.5. Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета в России  и учетная политика организации

 
В настоящее время в России сложилась четырех уровневая система регулирования бухгалтерского учета.
Первый уровень составляют законы и иные законодательные акты, регулирующие прямо или косвенно постановку учета в организации:
      ФЗ от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»
      НК  РФ
      ГК  РФ.
Второй уровень – Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. В них обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы.
 
 
Краткое   
обозначение
Название          
Утверждающий документ     
ПБУ 2/2008  
Учет договоров строительного подряда
Приказ Министерства финансов РФ   
от 24.10.2008 N 116н      
  Положение по ведению бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности в РФ
Приказ Министерства финансов РФ   
от 29 июля 1998 г. N 34н (ред.  
26.03.07)         
ПБУ 7/98  
События после отчетной даты 
Приказ Министерства финансов РФ   
от 25 ноября 1998 г. N 56н  (ред. 20.12.2007)    
ПБУ 1/2008  
Учетная политика организации 
Приказ Министерства финансов РФ   
от 6 октября 2008 г № 106н
ПБУ 9/99  
Доходы организации          
Приказ Министерства финансов РФ   
от 6 мая 1999 г. N 32н  (ред. 27.11.2007)        
ПБУ 10/99 
Расходы организации         
Приказ Министерства финансов РФ   
от 6 мая 1999 г. N 33н (ред.27.11.2007)               
ПБУ 4/99  
Бухгалтерская отчетность      
организации                 
Приказ Министерства финансов РФ   
от 6 июля 1999 г. N 43н  (ред. 18.09.2006)                
ПБУ 3/2006
Учет активов и обязательств,  
стоимость которых выражена в  
иностранной валюте          
Приказ Министерства финансов РФ   
от 27.11.2006. N 154н       
ПБУ 11/2008
Информация о связанных сторонах                       
Приказ Министерства финансов РФ   
от 29.04.2008. N 48н       
ПБУ 12/2000
Информация по сегментам     
Приказ Министерства финансов РФ   
от 27 января 2000 г. N 11н  (ред. 18.09.2006)             
ПБУ 13/2000
Учет государственной помощи 
Приказ Министерства финансов РФ   
от 16 октября 2000 г. N 92н  (ред. 18.09.2006)                 
ПБУ 6/01  
Учет основных средств       
Приказ Министерства финансов РФ   
от 30 марта 2001 г. N 26н   (ред. 27.11.2006)                  
ПБУ 5/01  
Учет материально-             
производственных запасов    
Приказ Министерства финансов РФ   
от 9 июня 2001 г. N 44н  (ред. 26.03.2007)                     
ПБУ 15/2008 
Учет расходов по займам и кредитам
Приказ Министерства финансов РФ   
от 6 октября 2008г. N 107н      
ПБУ 8/01  
Условные факты хозяйственной  
деятельности                
Приказ Министерства финансов РФ   
от 28 ноября 2001 г. N 96н   (ред. 20.12.2007)                 
ПБУ 16/02 
Информация по прекращаемой    
деятельности                
Приказ Министерства финансов РФ   
от 2 июля 2002 г. N 66н   (ред. 18.09.2006)                    
ПБУ 17/02 
Учет расходов на научно-      
исследовательские, опытно-    
конструкторские и             
технологические работы      
Приказ Министерства финансов РФ   
от 19 ноября 2002 г. N 115н    (ред. 18.09.2006)               
ПБУ 18/02 
Учет расчетов по налогу на    
прибыль  организаций                  
Приказ Министерства финансов РФ   
от 19 ноября 2002 г. N 114н (ред. 11.02.2008)             
ПБУ 19/02 
Учет финансовых вложений    
Приказ Министерства финансов РФ   
от 10 декабря 2002 г. N 126н  (ред. 27.11.2006)                
ПБУ 20/03
Учет информации об участии  в совместной деятельности
Приказ Министерства финансов РФ   
от 24 ноября 2003 г. N 105н   (ред. 18.09.2006)               
ПБУ 14/2007
Учет нематериальных активов 
Приказ Министерства финансов РФ   
от 27 декабря 2007 г. N 153-н     

 
 
Третий уровень – методические рекомендации, инструкции, указания. Они конкретизируют учетные стандарты в соответствии с отраслевыми особенностями. Разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами. Например, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению от 31.10.00 №94.
Четвертый уровень – рабочие документы предприятия. Они определяют  особенности ведения учета организации. Одним из важнейших  таких документов является приказ об учетной политике предприятия.
Учетная политика – это совокупность методики, техники ведения бухгалтерского учета и организации бухгалтерской службы, объявляемая предприятием, исходя из  общепринятых правил и особенностей своей деятельности.

1.6. Учетная политика организации. Порядок составления и утверждения

Учетная политика – это совокупность методики, техники ведения бухгалтерского учета и организации бухгалтерской службы, объявляемая предприятием исходя их общепринятых правил и особенностей своей деятельности.
Содержание учетной политики предприятия  регламентируется ПБУ 1/2008 (разработанного на основании приказа МФ РФ № 106н  от 6 октября 2008 г.).
.
Составляющие учетной политики:
Методика бухгалтерского учета
      Критерии отнесения  объектов к ОС, инвентарю и хоз.принадлежностям.
      Методика начисления амортизации ОС
      порядок учета и финансирования ремонта ОС
      Порядок начисления амортизации по НА
      Формирование учетных групп МПЗ
      способ отражения  на счетах операций заготовления, приобретения, оценки МПЗ
      Методика группировки и списания затрат на производство
      Способ учета выпуска продукции (работ, услуг)
      Метод определения выручки от реализации продукции
      Порядок создания оценочных резервов
      Отражение в учете % по кредитам и займам
      Способ учета курсовых разниц
      Создание резервов
      Начисление дивидендов
Техника ведения бухучета
      Разработка рабочего плана счетов
      Выбор формы бухгалтерского учета
      технология обработки учетной информации (ручная, автоматическая, компьютерная)
      организация внутрипроизводственного контроля и отчетности
      определение количества  сроков проведения инвентаризации имущества и обязательств
Организация бухгалтерской службы
      Права и обязанности гл. бухгалтера
      порядок ее взаимодействия с другими службами
      организационное построение бухгалтерского аппарата
      разработка должностных инструкций работников аппарата

Правила формирования и раскрытия  УП организаций РФ (за исключением  кредитных бюджетных) регламентируется ПБУ 1/2008 (разработанного на основании приказа МФ РФ № 106н от 6 октября 2008 г.).
Филиалы и представительства иностранных  организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать  учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо, исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.
Под учетной политикой организации  понимается принятая ею совокупность способов ведения БУ.
К способам ведения БУ относятся:
- группировки и оценки фактов  хозяйственной деятельности,
- погашения стоимости активов, 
- организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского  учета,
- организации регистров бухгалтерского  учета, обработки информации.
УП формируется главным бухгалтером  или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено  ведение бухучета организации и  утверждается руководителем организации.
При этом утверждаются:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета;
- формы первичных учетных документов, регистров БУ, а также документов  для внутренней бухгалтерской  отчетности;
- порядок проведения инвентаризации  активов и обязательств организации;
- способы оценки активов и  обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными  операциями;
- другие решения, необходимые  для организации бухгалтерского  учета.
 
При формировании УП используются следующие  допущения:
- имущественной обособленности (активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций);
- непрерывности деятельности (организация  будет продолжать свою деятельность  в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке);
- последовательности применения  учетной политики (принятая организацией  учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому);
- временной определенности фактов  хозяйственной деятельности (факты  хозяйственной деятельности организации  относятся к тому отчетному  периоду, в котором они имели  место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами).
 
УП организации должна обеспечивать требования:
- полноты (полноту отражения  в бухгалтерском учете всех  фактов хозяйственной деятельности);
- своевременности (своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности);
- осмотрительности (большую готовность  к признанию в бухгалтерском  учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов,  не допуская создания скрытых резервов)
- приоритета содержания перед  формой (отражение в бухгалтерском  учете фактов хозяйственной деятельности  исходя не столько из их  правовой формы, сколько из  их экономического содержания  и условий хозяйствования);
- непротиворечивости (тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца);
- рациональности (рациональное ведение  бухгалтерского учета, исходя  из условий хозяйствования и  величины организации).
 
При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу  организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.
 
Принятая организацией УП подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.
 
Способы ведения бухгалтерского учета, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения  соответствующего организационно-распорядительного  документа.
 
Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.
 
Изменение учетной политики
 
 Изменение учетной политики  организации может производиться  в случаях:
- изменения законодательства Российской  Федерации и (или) нормативных  правовых актов по бухгалтерскому  учету;
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
- существенного изменения условий  хозяйствования, связанного с реорганизацией, изменением видов деятельности  и т.п.
Не считается изменением учетной  политики утверждение способа ведения  бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
Изменение УП должно быть обоснованным
Изменение УП производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.
Последствия изменения УП, оказавшие  или способные оказать существенное влияние на финансовое положение  организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении.
Оценка в денежном выражении  последствий изменений учетной  политики производится на основании  выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.
Последствия изменения учетной  политики, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, исходят из предположения, что измененный способ ведения БУ применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.
Ретроспективное отражение последствий  изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.
Если оценка последствий изменения  УП в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).
Изменения УП, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.
 
Раскрытие учетной политики
 
Организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе, обязаны раскрывать
- способы ведения бухгалтерского  учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
Существенными признаются способы  ведения бухгалтерского учета, без  знания о применении которых невозможна достоверная оценка финансового  положения организации.
 
Подлежат раскрытию:
- способы амортизации ОС, НМА, 
- способы оценки МПЗ, товаров,  НЗП и ГП,
- способы признания выручки  от продажи продукции (товаров,  работ, услуг)
- другие способы, существенно  влияющие на оценку и принятие  решений заинтересованными пользователями бух. отчетности.
В случае публикации бухгалтерской  отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно  относящейся к опубликованным данным.
В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:
- причину изменения учетной  политики;
- содержание изменения учетной  политики;
- порядок отражения последствий  изменения учетной политики в  бухгалтерской отчетности;
- суммы корректировок, связанных  с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
- сумму соответствующей корректировки,  относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным  в бухгалтерской отчетности, - до  той степени, до которой это  практически возможно.
Если изменение УП обусловлено  применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения УП в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.
Если нормативный правовой акт  по бухгалтерскому учету утвержден  и опубликован, но еще не вступил в силу, организация должна раскрыть факт его неприменения, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за период, в котором начнется применение.
Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении УП подлежат раскрытию в ПЗ, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации.
Промежуточная отчетность может не содержать информацию об УП организации, если в последней не произошли  изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год.
Изменения учетной политики на следующий  год объявляются в ПЗ к бухгалтерской  отчетности организации за текущий  год.
 
Правила признания и раскрытия  в бухгалтерской отчетности организации установлены в Положении по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008, (разработанного на основании приказа МФ РФ № 106н от 6 октября 2008 г.).
Изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.
Оценочным значением является
- величина резерва по сомнительным  долгам,
- резерва под снижение стоимости  материально-производственных запасов,  других оценочных резервов,
- сроки полезного использования  основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов,
- оценка ожидаемого поступления  будущих экономических выгод  от использования амортизируемых  активов и др.
Изменение способа оценки активов  и обязательств не является изменением оценочного значения.
Если какое-то изменение в данных бухгалтерского учета не поддается однозначной классификации в качестве изменения учетной политики или изменения оценочного значения, то для целей бухгалтерской отчетности оно признается изменением оценочного значения.
Изменение оценочного значения, за исключением изменения, указанного в пункте 5 настоящего Положения, подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы организации (перспективно):
- периода, в котором произошло  изменение, если такое изменение влияет на показатели бухгалтерской отчетности только данного отчетного периода;
- периода, в котором произошло  изменение, и будущих периодов, если такое изменение влияет  на бухгалтерскую отчетность  данного отчетного периода и  бухгалтерскую отчетность будущих периодов.
5. Изменение оценочного значения, непосредственно влияющее на  величину капитала организации,  подлежит признанию путем корректировки  соответствующих статей капитала  в бухгалтерской отчетности за  период, в котором произошло изменение.
В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация должна раскрывать следующую информацию об изменении оценочного значения:
- содержание изменения, повлиявшего  на бухгалтерскую отчетность  за данный отчетный период;
- содержание изменения, которое  повлияет на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды, за исключением случаев, когда оценить влияние изменения на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды невозможно. Факт невозможности такой оценки также подлежит раскрытию.
 

Тема2. Предмет и метод бухгалтерского учета

2.1. Предмет бухгалтерского учета и его важнейшие объекты

Предметом бухгалтерского учета является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, обязательства (собственные и заемные), хозяйственные операции и результаты деятельности организации в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов (заданий).
Объектами бухучета  являются имущество  организации, его обязательства  и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности.
Хозяйственная деятельность организации  предполагает наличие экономических  ресурсов с целью обеспечения  получения доходов. Эти экономические  ресурсы являются активами хозяйствующего субъекта и отражаются в учете в стоимостном выражении.
Учет и контроль за движением  ресурсов осуществляется по стадиям  их кругооборота.
Состав активов организации  разнообразен. Для целей учета  и анализа они могут быть сгруппированы  по ряду признаков.
По времени использования в  производственном процессе различают:
- долгосрочные активы
- текущие активы.
Долгосрочные активы – часть экономических ресурсов хозяйствующего субъекта, используемые в течение длительного времени (несколько лет). К ним относятся основные средства (ОС), нематериальные активы (НМА), отвлеченные активы.
ОС – часть средств труда, с помощью которых человек воздействует в процессе производства на предмет труда с целью получения определенного продукта, работ, услуг. Особенность – они длительное время в неизменной натуральной форме функционируют в процессе производства и постепенно переносят свою стоимость на изготавливаемый продукт в виде амортизационных отчислений.
В бухгалтерском учете к ОС относят  средства труда, по которым установлен срок полезного использования в течение  периода, превышающего 12 месяцев.
ОС эксплуатируются в сфере  производства, обращения и во внепроизводственной  сфере, создавая благоприятные условия  для воспроизводства рабочей  силы.
НМА – учетные объекты, не обладающие физическими свойствами, но позволяющие получать организации доход постоянно или в течение длительного срока их эксплуатации (исключительные авторские права и патенты, товарные знаки, ПП и т.д.). НА, как и ОС могут переносить свою стоимость на готовый продукт частями. Используются в сфере производства и сфере обращения.
Отвлеченные активы – учетные объекты, которые по разным причинам выбыли из кругооборота активов организации. К ним относят инвестиции (долгосрочные вложения средств, в составе которых  выделяют капитальные вложения самого предприятия и долгосрочные финансовые вложения).
Под капитальными вложениями понимают затраты, осуществленные в связи  с о строительством или приобретением  ОС и НМА.
Долгосрочные финансовые вложения – вложение денежных средств или  иного имущества в другие предприятия с целью получения дохода или контроля над их деятельностью. К ним относятся вложения в уставные капиталы, акции, облигации.
Текущие активы функционируют как  в сфере производства, так и  в сфере обращения.
К текущим активам сферы производства относят предметы труда и часть средств труда.
Предметы труда – часть средств производства, на которую воздействует человек в процессе труда при помощи средств труда. Предметы труда однократно участвуют в процессе производства и целиком переносят свою стоимость на изготавливаемую продукцию. К ним относятся:
- сырье и материалы;
- топливо;
- полуфабрикаты;
- незавершенное производство;
- запчасти;
- тара.
К оборотным  активам сферы обращения относят  часть средств труда, срок полезного  использования которых менее одного года: инвентарь, инструменты, хоз. принадлежности.
К текущим  активам сферы обращения относят  предметы обращения, денежные средства, средства в расчетах.
Предметы  обращения – это готовая продукция  на складе, предназначенная для реализации и товары отгруженные.
Денежные средства – средства организации  на расчетных и других счетах в  банка, средства в касса организации.
Средства в расчетах – долги  других организаций или лиц данному  хозяйствующему субъекту(дебиторская  задолженность). Должники – дебиторы. Дебиторами могут быть и работники  организации, их называют подотчетными лицами.
В составе текущих активов выделяются и отвлеченные средства – краткосрочные финансовые вложения.
Экономические ресурсы (активы) хозяйствующего субъекта формируются за счет привлечения  различных источников, поэтому возникают  обязательства перед организациями  и лицами, передавшими свои активы во временное пользование.
В зависимости от механизма образования  и использования обязательств различаю:
- собственный капитал;
- привлеченный капитал.
Собственный капитал (СК) – важнейший источник образования активов хозяйства. К нему относятся уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль, целевое финансирование.
Уставный капитал (УК) – первоначально инвестированный капитал (стоимость имущества, внесенного владельцами или акционерами на момент создания хозяйствующего субъекта, необходимого для обеспечения его уставной деятельности.
Добавочный капитал (ДК) – собственный капитал организации, образовавшийся в результате превышения продажной цены над их номиналом в процессе формирования УК, прироста стоимости ОС, НА в результате переоценки.
Резервный капитал (РК) – формируется за счет части прибыли организации и используется для покрытия потерь, возникших в результате чрезвычайных обстоятельств, выплаты дивидендов и доходов при недостаточности прибыли.
Нераспределенная прибыль – часть прибыли организации, оставшаяся в его распоряжении в качестве источника финансирования.
Резервы предстоящих расходов создаются  с целью равномерного включения  в расходы отчетного периода  затрат на оплату труда, ремонт ОС и  т.п.
Целевое финансирование как источник образования активов поступает со стороны и используется на покрытие расходов, связанных с проведением целевых мероприятий.
При недостаточности собственных  источников формирования активов организации  привлекают капитал со стороны (привлеченный капитал).
Привлеченный капитал – это  обязательства (долги) данного предприятия  перед другими организациями  или лицам (кредиторская задолженность). Лицо, давшее средства в долг – кредитор.
В зависимости от сроков погашения  обязательств:
- долгосрочный  заемный капитал;
- краткосрочный заемный капитал.
К долгосрочным займам относятся средства, полученные от выпуска и продажи  акций трудового коллектива, облигации.
Краткосрочный привлеченный капитал  по механизму образования можетбыть:
- краткосрочные кредиты и займы – обязательства по полученным кредитам и займам, срок погашения которых не превышает 12 месяцев;
- кредиторская задолженность:
- долги предприятия перед поставщиками за товары и услуги, по выданным векселям;
- задолженность по заработной плате;
- задолженность перед бюджетом;
- авансы полученные.

2.2. Концепция бухгалтерского учета  в рыночной экономике России

Изменения, происходящие в экономической  системе страны, требуют соответствующего механизма управления процессами, включая  бухгалтерский учет.
В современных условиях сущность и  роль учета имеют иную направленность, чем в централизованно управляемой  экономике. От организации бухгалтерского учета, когда в системе управления он играл подчиненную роль, направленную на  всеохватность контроля со стороны государства, предстоит перейти к  активации работы с информацией, полученной с его помощью, для оптимизации усилий предпринимателя и собственника с целью получения прибыли. Обогащаются  и функции, выполняемые бухгалтерской службой, направленные на повышение управляемости хозяйственными операциями.
В последние годы в бухгалтерском  учете в России происходят довольно серьезные изменения, вызванные  рядом факторов.
Первая группа факторов связана с изменением экономической среды деятельности организации – от жесткой регламентации объемов производства, фондов и выделяемых ресурсов происходит переход к деятельности, где все определяется спросом и предложением. На эту часть среды активно влияют возникающие взаимоотношения с субъектами мирового рынка.
Ко второй группе факторов можно отнести проникновение в отечественный рынок опыта иностранных предприятий, включая опыт в вопросах управления и роли информации в этом процессе. Так на рынке услуг появилось много вариантов программного обеспечения в области учета, применяемых в других странах, систем использования учетных данных для принятия правильных управленческих решений.
К третьей группе факторов следует отнести изменения, связанные с правовой базой хозяйствующего субъекта. Возникают сложные проблемы гармонизации бухгалтерского учета, смысл которой состоит в разработке системы учетных стандартов, совместимых с различными национальными системами бухгалтерского учета. Наиболее сложным является обобщение и совмещение национальных интересов и традиций большинства государств при разработке международных стандартов и их соблюдении.
К четвертой группе факторов следует отнести растущее число пользователей учетной информации, что изменяет роль бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность должна стать источником достоверной, своевременной, надежной информации для правильной оценки финансового и имущественного положения хозяйствующего субъекта.
Обобщая влияние указанных факторов можно выделить следующие особенности  бухгалтерского учета на современном  этапе:
- становление новых организационно-правовых форм хозяйствования на основе частной собственности;
- снижение жесткости в регламентировании системы бухгалтерского учета;
- ориентация этой системы на международно признанную учетную политику и необходимость возникновения новой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы ведения и организации бухгалтерского учета как источника информации.
Система реформирования бухгалтерского учета опирается на концепцию  учета в рыночной экономике России, разработанную Методологическим советом по бухгалтерскому учету при МФ РФ и одобренную президентским советом Института профессиональных бухгалтеров.
Концепция бухгалтерского учета определяет основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической  среды, ориентируется на модель рыночной экономики, отвечает международно признанным принципам учета и отчетности.
Концепция не заменяет никакие нормативные  акты по бухгалтерскому учету, а определяет основы организации и ведения  бухгалтерского учета организациями  всех отраслей хозяйства, видов деятельности и организационно-правовых форм. К таким основам относятся:
- цель бухгалтерского учета
- состав информации, формируемой для внешних пользователей
- критерии признания активов, обязательств, доходов, расходов и их оценка.
Цели бухгалтерского учета. В системе бухучета организации формируется информация для внешних и внутренних пользователей.
В отношении информации для внешних  пользователей цель бухучета – формирование информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.
В отношении информации для внутренних пользователей цель  - формирование информации, полезной руководству для  принятия решений. Руководство заинтересовано в информации, предоставляемой внешним пользователям и в разнообразной дополнительной информации, необходимой для планирования, анализа м контроля деятельности организации.
Состав информации, формируемой для внешних пользователей. Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовом положении организации, которые отражаются в бухгалтерском балансе, являются активы, обязательства и капитал.
Активами считаются хозяйственные средства, контроль за которыми организация получила в результате свершившихся факторов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Будущие экономические выгоды – это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию.
Обязательством считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием  свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Обязательство же возникает в силу договора или правовой нормы,  а также обычаев делового оборота.
Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации. При определении финансового положения организации величина капитала рассчитывается как разница между активами и обязательствами.
Доходом считается увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вкладов собственников. Доходы включают в себя такие статьи, как
- выручка от реализации продукции (работ, услуг),
- проценты и дивиденды к получению,
- арендная плата,
- прочие доходы:
поступления от продажи ОС,
нереализованные прибыли, полученные вследствие переоценки рыночных ценных бумаг и др.
Расходами считается уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, кроме изменений, обусловленных изъятиями собственников. Расходы включают такие статьи, как
- затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг);
- оплата труда и управленческого персонала;
- амортизационные отчисления
- потери (убытки от стихийных бедствий, продажи ОС, изменений валютных курсов и др.).
При определении финансового результата деятельности организации прибыль (убыток) за отчетный период рассчитывается как разница между доходами и расходами.
Критерии признания  активов, обязательств, доходов и  расходов. Для признания (т.е. включения в бухгалтерский баланс или отчет о прибылях и убытках) активы, обязательства, доходы и расходы должны отвечать соответствующему определению и следующим двум критериям:
1. На дату составления отчетности существует обоснованная вероятность того, что организация получит какие либо будущие экономические выгоды, обусловленные объектом.
2. Объект может быть измерен с достаточной степенью надежности. Если он не может быть измерен с достаточной степенью надежности, то он не должен включаться в формы бухгалтерской отчетности, а должен быть отражен и объяснен в ПЗ к отчетности.
Принятие решения о включении  объекта в бухгалтерский баланс или отчет о прибылях и убытках  должно отвечать требованиям существенности.
Оценка активов, обязательств, доходов и расходов производится по фактической (первоначальной) стоимости, т.е. в сумме денежных средств, уплаченных или начисленных или начисленных при приобретении или производстве объекта.
Для обеспечения полезности информации, формируемой в бухучете, в соответствующих  случаях оценка отдельных активов, обязательств, доходов и расходов может производиться:
1. По текущей (восстановительной стоимости), т.е. сумме денежных средств, которые должны быть уплачены на дату составления бухгалтерской отчетности в случае необходимости замены какого-либо объекта;
2. По текущей стоимости, т.е. в сумме денежных средств, которые могут быть получены в результате продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации.
При отсутствии иной базы измерения  для оценки отдельных активов, обязательств, доходов и расходов может быть использована дисконтированная стоимость.

2.3. Метод бухгалтерского учета и его основные элементы

Метод бухгалтерского учета – совокупность способов и приемов, с помощью  которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета.
Он  позволяет изучить  явления в движении, взаимосвязи и взаимодействии.
Метод бухгалтерского учета включает в  себя  способы и приемы, которые  принято называть элементами метода бухучета:
- документация и инвентаризация;
- оценка и калькуляция;
- счета и двойная запись;
- баланс и отчетность.
Документация – письменное свидетельство о совершении хоз. Операции или о праве на ее совершение. Каждая хоз. Операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения  и регистрации их. Документация служит целям контроля.
Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества хозяйствующего субъекта в натуре данным учета. Это средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, не отраженных в момент их совершения. Поэтому инвентаризация служит дополнением к документации.
Документация  и инвентаризация – приемы первичного наблюдения за объектами бухучета.
Оценка – способ, с помощью которого активы хозяйствующего субъекта получают денежное выражение. Оценка активов базируется на их фактической себестоимости. Оценка активов базируется на их фактической себестоимости, чем и достигается ее реальность.
Для руководства  хозяйственными процессами требуется  знать все затраты, связанные  с их осуществлением. При этом исчисляется не только величина каждого вода затрат, но и общая их сумма, относящаяся к определенному объекту, т.е. определяется себестоимость учитываемых объектов. Себестоимость объектов учета исчисляется с помощью калькуляции, используемой для контроля за величиной затрат.
Экономическая группировка объектов бухучета и  получение о ни необходимой информации с целью текущего наблюдения за хозяйственной  деятельностью обеспечивается системой счетов.
Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется при помощи двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями.
Контроль  за всей совокупности объектов в бухучете производится путем сопоставления  активов с источниками их образования. Такое сопоставление носит название балансового обобщения. Оно характеризуется равенством общей суммы видов средств и суммы источников их образования.
Результаты  хозяйственной деятельности содержатся в отчетности организации. Бухгалтерская отчетность – единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенный период времени.

2.3. Документация и инвентаризация  как элементы метода бухгалтерского  учета

Документация – письменное свидетельство о совершении хоз. Операции или о праве на ее совершение. В составе документов различают:
- первичные  (накладные, счета-фактуры)
- учетные  регистры (отчеты кассиров, журналы-ордера, главная книга и т.п.)
отчетность (баланс и приложения к нему).
Все записи в бухучете ведутся на основе первичных документов, затем сведения из них переносятся в учетные регистры, там они систематизируются, т.е. записываются на бухгалтерских счетах. В конце отчетного периода по данным учетных регистров заполняется отчетность предприятия.
Первичная документация дает начало движению учетной информации, обеспечивает бухгалтерский учет сведениями, необходимыми для  сплошного, непрерывного  отражения  хозяйственной деятельности  предприятия.
Все первичные документы делятся  на:
- организационно-распорядительные (приказы, распоряжения, доверенности). Они разрешают проведение операций, информация, содержащаяся в них, не отражается в учетных регистрах;
- оправдательные (накладные, требования, приходные ордера и т.п.). Они отражают факт совершения операции информация, содержащаяся в них, отражается в учетных регистрах;
- разрешительно-оправдательные (расходные кассовые ордера, платежные ведомости на выплату зарплаты);
- документы бухгалтерского оформления, которые заполняются бухгалтером (расчеты, справки). Данные из них заносятся в учетные регистры.
Все документы должны иметь юридическую  силу, т.е. содержать ряд обязательных реквизитов (показателей):
- наименование документа
- дата
- наименование организации, от имени которой составлен документ
- содержание операции
- количественные и стоимостные  измерители
- фамилия и должность лиц, ответственных за ее совершение и правильность оформления
- личные подписи этих лиц и их расшифровки
- печати организации, штампы.
В документе не должно быть подчисток  и не оговоренных исправлений.
Все документы должны составляться на русском языке. При невозможности  оформления на русском языке (например, сертификаты по обучению за границей) обязателен построчный перевод.
Первичные документы, поступающие  в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке:
- по форме (полнота заполнения всех реквизитов)
- арифметически (подсчет сумм)
- по содержанию (законность операций)
Все документы подлежат обязательному  хранению в сроки, установленные  законодательством.
Инвентаризация – это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета  на определенную дату.
Количество, порядок и сроки  проведения  инвентаризации определяет руководитель (кроме тех случаев, когда ее проведение обязательно).
Инвентаризации различают:
плановые и - внеплановые.
В зависимости от объема:
- полные
- частичные
- выборные.
По  периодичности проведения:
- текущие и - перманентные (постоянные, непрерывные)
По  перечню решаемых вопросов:
- комплексные и тематические.
Обязательное проведение инвентаризации требуется в случаях:
- смены материально-ответственного лица (на дату передачи дел)
- передачи имущества в аренду (на дату оформления хоз. операции)
- составления годовой отчетности
- кражи (порчи ценностей) (сразу же при их обнаружении)
- форс мажорные обстоятельства (стихийные бедствия, пожар, аварии и т.п.) (сразу после их окончания).
- ликвидация, реорганизация предприятия и в др. случаях, предусмотренных законодательством.
Основание для проведения инвентаризации – ПБУ «Учетная политика предприятия» и Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Приказом руководителя назначается  инвентаризационная комиссия (в нее  обязательно входит гл. бухгалтер).
Инвентаризации подлежат все виды имущества и финансовых обязательств, а также имущество, не принадлежащее предприятию и учитываемое за балансом.
Инвентаризация осуществляется по каждому наименованию имущества  в разрезе материально-ответственных  лиц.
Инвентаризация проводится только в присутствии всех членов инвентаризационной комиссии и материально-ответственного лица.
Результаты проверки материальных ценностей записываются в инвентаризационной описи.
Излишки ТМЦ, обнаруженные при инвентаризации, приходуются с отнесением на финансовые результаты организации (Д 10, 50, 43, 41   К 99).
Недостачи, независимо от причин их возникновения, вначале отражаются на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Недостающие и испорченные ценности в пределах действующих норм естественной убыли рассматриваются  как текущие затраты и списываются на издержки производства или обращения  (Д 20, 44     К 10, 43, 41).
Недостающие и испорченные ТМЦ  сверх норм естественной убыли относятся  в начет виновных лиц при подтверждении  их вины. Если вина не установлена – то убытки списываются на финансовые результаты организации (Д 99   К 94).
Результаты инвентаризации отражаются в текущем учете и отчетности того месяца, в котором была закончена  инвентаризация.
Результаты годовой инвентаризации подлежат отражению в годовом бухгалтерском учете.
 

Тема 3. Балансовое обобщение, система счетов и двойная запись

3.1. Балансовый метод отражения информации. Обобщение ресурсов организации (активов) и обязательств организации (пассивов) в бухгалтерском учете.  Бухгалтерский баланс организаций; принципы построения, содержание, правила оценки статей

Активы организации участвуют  в хозяйственном обороте непрерывно, изменяя свой состав и форму стоимости. Для руководства хозяйствующим  субъектом нужно знать, какими активами он располагает, из каких источников они созданы, для какой цели предназначены. На эти вопросы дает ответ бухгалтерский баланс.
Бухгалтерский баланс – способ обобщения  и группировки активов хозяйства  и источников их образования на определенную дату в денежной оценке. Как элемент  метода бухучета он характеризуется  следующими особенностями.
Активы хозяйства и источники  их образования представлены раздельно: экономические ресурсы – в активе, а источники -  в пассиве. Итог актива баланса всегда равен итогу пассива баланса:
А=П
Поскольку пассивы представляют собой  капитал и обязательства организации  данное равенство можно представить  так:
А=К + О
В бух. балансе организации активы и пассивы  приводятся только стоимостных  показателях.
Каждый элемент актива и пассива  баланса называется статьей баланса. Любая статья актива баланса позволяет  получить следующую характеристику экономических ресурсов:
- в чем воплощена данная часть активов,
- где используется
- их величина.
Любая статья пассива баланса позволяет  получить информацию об источниках формирования экономических ресурсов:
- за счет какого источника данная часть актива создана
- для какой цели предназначена,
- их величина.
Все статьи баланса, исходя из их экономической  однородности, сведены в определенные разделы баланса.
Актив баланса содержит два раздела:
Внеоборотные активы
Оборотные активы
Пассив баланса состоит из 3-х разделов:
Капитал и резервы
Долгосрочные обязательства
Краткосрочные обязательства
Разделы в активе баланса расположены  по возрастанию ликвидности, а пассиве  – по степени закрепления источников.
Состав разделов и порядок группировки  регламентируется нормативными актами.
В бухгалтерском балансе содержится совокупность моментных показателей, характеризующих активы хозяйства  и источники их формирования на определенную дату.
Таким образом, бухгалтерский баланс – это способ группировки активов  организации по видам и источникам их образования в стоимостном выражении по состоянию на определенную дату.
 
Группировка экономических ресурсов в активе баланса
Наименование  разделов
Группа  статей
I
Внеоборотные  активы
Нематериальные  активы
Основные  средства
Незавершенное строительство
Доходные  вложения в материальные ценности
Долгосрочные  финансовые вложения
ОНА
Прочие  внеоборотные активы
Итого по разделу I
 
II
Оборотные активы
Запасы
Дебиторская задолженность
Краткосрочные финансовые вложения
Денежные  средства
Прочие  оборотные активы
Итого по разделу II
 
Баланс
 

В разделе  I актива баланса «Внеоборотные  активы» представлены все долгосрочные активы хозяйствующего субъекта: нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения, капитальные вложения. Статьи группы «Нематериальные активы» оцениваются в балансе по остаточной стоимости. Остаточная стоимость данной группы активов определяется как разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью и величиной начисленной амортизации. Также оцениваются статьи группы «Основные средства». В балансе все основные средства и нематериальные активы представлены в одном разделе, независимо от сферы эксплуатации. По статьям группы «Финансовые вложения» отражаются вложения денежных средств и другого имущества в другие хозяйственные органы на срок более одного года; по статье «Капитальные вложения» – фактические затраты в незавершенном строительстве.
В разделе II актива баланса «Оборотные активы» отражаются все текущие  активы несколькими группами. В группе «Запасы» отдельными статьями представлены оборотные активы сферы производства. Сырье  и материалы оцениваются в балансе по фактической заготовительной себестоимости. Затраты в незавершенном производстве могут быть оценены по нормативной себестоимости, по сумме прямых затрат или по фактической производственной себестоимости. В этом же разделе отражаются и предметы обращения: готовая продукция и товары отгруженные. Здесь же отражается и часть средств в расчетах (расходы будущих периодов).
Вторую группу текущих активов  представляют краткосрочные финансовые вложения в другие организации. «Денежные  средства» представляет наличие  денежных средств на счетах в банках, в кассе Предприятия и других оборотных активах. В этом же разделе  актива отражается и дебиторская задолженность, как других организаций, так и работников Предприятия.
Пассив баланса состоит из 3–х разделов:
 
Наименование разделов
Группа статей
III
Капитал и резервы
Уставный капитал
Добавочный капитал
Резервный капитал
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
  Итого по разделу III
 
IV
Долгосрочные обязательства
Заемные средства
ОНА
Прочие долгосрочные обязательства
V
Краткосрочные обязательства
Заемные средства
Кредиторская задолженность
Задолженность перед  учредителями по выплате доходов 
Доходы будущих периодов
Резервы предстоящих  расходов
    Прочие краткосрочные  обязательства
  Итого по разделу V
 
  Баланс
 

Раздел III баланса представлен собственным  капиталом, а в разделах IV и V отражается привлеченный капитал.
Статьи раздела  IV баланса «Долгосрочные  обязательства» характеризуют задолженность  перед банками по кредитам и займам, полученным от других организаций на срок больше года.
Раздел V баланса «Краткосрочные обязательства» объединяет несколько групп краткосрочной задолженности: заемные средства, кредиторскую задолженность, резервы предстоящих расходов, доходы будущих периодов.
По группе «Заемные средства» самостоятельными статьями отражается  задолженность  перед банками по краткосрочным ссудам и займам перед другими предприятиями.
По статьям группы «Кредиторская  задолженность» отражается задолженность  поставщикам и подрядчикам за поступившие от них товарно-материальные ценности, дочерним и зависимым предприятиям, работникам организации, бюджету, социальным фондам.
В зависимости от назначения, содержания и порядка составления различают  несколько видов балансов:
Сальдовый баланс характеризует в денежной оценке активы хозяйства и источники их образования по состоянию на определенную дату. Баланс составляется бухгалтерией организации путем подсчета остатков (сальдо) по счетам.
Оборотный баланс помимо остатков активов и источников их образования на начало и конец периода содержит данные об их движении (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период.
Вступительный баланс (начальный) – первый баланс, составляемый на дату регистрации организации. Актив такого баланса характеризует состав имущества хозяйствующего субъекта, с которого начинается его деятельность, а в пассиве – источники его возникновения. Вступительный баланс содержит меньше статей, чем последующие балансы.
Заключительный баланс  - отчетный документ о производственно-финансовой деятельности организации за определенный период времени. Он составляется на основе проверенных бухгалтерских записей (выверки оборотов и остатков по счетам, проверка инвентаризацией активов).
Ликвидационный баланс предназначен для характеристики имущественного состояний организации на дату прекращения ее деятельности как юридического лица.
Предварительный баланс разрабатывается заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе имущества организации. Основой для составления такого баланса служат фактические бухгалтерские данные о состоянии активов и пассивов на момент его составления и ожидаемые данные о хозяйственных операциях, которые будут совершены до окончания отчетного периода. Предварительный баланс позволяет заранее установить финансовое положение организации на конец отчетного периода.
Сводный баланс составляется путем объединения отдельных заключительных балансов организаций; в основном им пользуются министерства, ведомства, концерны.
Сводно-консолидируемый  баланс составляется путем объединения балансов юридически самостоятельных организаций, взаимосвязанных между собой экономически; такими балансами пользуются холдинговые компании (владеющие контрольными пакетами акций других компаний), головные организации со своими дочерними и зависимыми обществами.
Баланс-брутто - бухгалтерский баланс, включающий  регулирующие статьи (02 «Амортизация ОС» и 05  «Амортизация НА»).
Баланс-нетто -  бухгалтерский баланс без регулирующих статей.
Отражая состояние экономических  ресурсов на определенный момент времени, баланс раскрывает структуру активов  и источников их образования в  разрезе видов и групп, позволяет определить удельный вес каждой группы взаимосвязь и взаимозависимость между собой, служит источником информации, необходимой для выявления важнейших показателей, характеризующих его финансовое состояние. По данным баланса определяется обеспеченность активами, правильность их использования, размеры материальных запасов, соблюдение финансовой дисциплины, рентабельность работы и др. Сигнализируя о недостатках а работе и финансовом состоянии, он служит основой выявления их причин. На основе данных баланса разрабатываются мероприятия по их устранению, контролируется правильность использования активов по целевому назначению. Он дает законченное и цельное представление не только о финансовом состоянии предприятия на каждый момент, но и о тех изменениях, которые произошли за тот или иной период времени. Последнее достигается сравнением балансов за ряд отчетных периодов.

3.2. Понятие о счетах бухгалтерского  учета. Строение счетов. Структура  активных и пассивных счетов. Сущность двойной записи на счетах бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет базируется на всей информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях предприятия. Таким образом, отражаемая в бухгалтерском  учете информация о финансово - хозяйственной  деятельности организации составляет предмет бухгалтерского учета.
Для сбора информации о состоянии  и движении хозяйственных средств  и их источниках разработаны правила  ведения бухгалтерского учета, которые  называются методом бухгалтерского учета. В его состав включено восемь элементов: документация, счета, двойная запись, баланс, отчетность, инвентаризация, оценка и калькуляция. Все они отражены в Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"  и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н и обязательны к использованию.
Рассмотрим более подробно, как  отражаются хозяйственные операции в бухгалтерском учете.
Прежде всего, все хозяйственные  операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичный документ - это первый и главный источник информации о свершившихся фактах хозяйственной деятельности предприятия. Зафиксированный в документе факт называется хозяйственной операцией. К учету принимаются только правильно заполненные документы, т.е. с полным объемом обязательных показателей - реквизитов (наименование организации и документа, дата его составления, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное и стоимостное (денежное) выражение, подписи лиц, отвечающих за совершенную операцию). Отметим, что документ составляется по месту совершения хозяйственной операции (в момент совершения или по ее окончании), после чего поступает в бухгалтерию.
Документы, поступающие в бухгалтерию  с мест совершения хозяйственных  операций, проверяются, обрабатываются и регистрируются на счетах бухгалтерского учета. Счета бухгалтерского учета отражают признаки, по которым классифицируются, группируются и отражаются эти операции. Счета тесно связаны с балансом, поскольку открываются на его основании и, в свою очередь, бухгалтерские записи, отражаемые на счетах, переносятся непосредственно в сам баланс. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет. Деление счетов на активные и пассивные также связано с балансом.
Активные счета предназначены для учета хозяйственных средств по их составу и размещению, пассивные - для учета источников хозяйственных средств по их целевому назначению.
Независимо от вида счетов их строение одинаково. Они представляют собой  двустороннюю таблицу, левая сторона  которой называется "Дебет", правая - "Кредит". Однако назначение сторон в активных и пассивных счетах различно.
В активных счетах по дебету отражаются хозяйственные операции, вызывающие увеличение хозяйственных средств  за отчетный месяц, сумма этих операций составит оборот по дебету счета за отчетный месяц. По кредиту активного счета отражаются хозяйственные операции, вызывающие уменьшение хозяйственных средств за отчетный месяц, сумма же этих операций составит оборот по кредиту счета за отчетный месяц.
В пассивных счетах, наоборот, по кредиту отражаются хозяйственные операции, вызывающие увеличение источников хозяйственных средств за отчетный месяц, сумма этих хозяйственных операций составит оборот по кредиту счета за отчетный месяц. По дебету пассивного счета отражаются хозяйственные операции, вызывающие уменьшение источников хозяйственных средств, сумма этих операций составит оборот по дебету счета за отчетный месяц.
На счетах бухгалтерского учета  на 1-е число каждого месяца определяются остатки (сальдо).
Сальдо по активным счетам всегда находится в дебете счета (дебетовое сальдо) и рассчитывается следующим образом. К дебетовому сальдо по соответствующему счету (например, счету 50 "Касса") на начало отчетного периода прибавляются обороты по дебету данного счета (поступление наличных денег в кассу) и вычитаются обороты по кредиту счета (выдача наличных денег из кассы) в течение отчетного периода. В результате получается сальдо (остаток) по дебету счета 50 "Касса" на конец отчетного периода.
По пассивным счетам сальдо (остаток) всегда кредитовое и определяется путем  прибавления к кредитовому сальдо на начало отчетного периода сумм, записанных по кредиту счета, и вычитания из полученного итога сумм, записанных по дебету счета.
Кроме активных и пассивных счетов, бывают счета активно-пассивные. Сальдо по таким счетам может быть как дебетовое, так и кредитовое или одновременно по дебету и кредиту счета (развернутое). Например, по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" у организации может быть или дебиторская задолженность (когда организации кто-нибудь должен), или кредиторская задолженность (когда должна организация), либо и дебиторская, и кредиторская задолженность одновременно (когда одни клиенты должны организации, а по другим числится задолженность за организацией).
В зависимости от обобщенности информационного  потока и деления на частную и детализированную информацию счета бухгалтерского учета подразделяются на синтетические и аналитические. На синтетических счетах регистрируется обобщенная информация по состоянию и движению хозяйственных средств и их источников в стоимостном (денежном) выражении. Например, счет 10 "Материалы" объединяет весь ассортимент материальных ценностей, находящихся в распоряжении предприятия. Дать справку об их наличии, даже стоимостном, по этой информации невозможно. Такие синтетические счета называют главными счетами, или счетами первого порядка. Для получения более конкретных сведений в их развитие открывают синтетические счета второго порядка - субсчета. Например, к счету 10 - субсчета 10-1 "Сырье и материалы", 10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали", 10-3 "Топливо", 10-4 "Тара и тарные материалы", и т.п.
Учет на субсчетах осуществляется также в стоимостном (денежном) выражении. Указанной информации о состоянии  и движении материалов также недостаточно для контроля за их сохранностью, управления запасами, планирования процесса заготовления. Нужны более детальные, частные сведения о видах и количестве материальных ценностей. Счета такого вида и назначения называют аналитическими. Они откры
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.