Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Изучение конфликта

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
 
В нашем обществе различные  типы конфликтов преследуют человека практически от самого рождения и  до смерти. Ещё в VII – VI вв. китайских философов волновали проблемы конфликтных ситуаций, они видели в них борьбу противоположностей как источник развития природы и общества. Начиная с банальных бытовых ссор и заканчивая  вооружёнными столкновениями – всё это конфликты, проявляющиеся как в явных, так и в латентных формах. Однако конфликт не всегда имеет негативную окраску. Иногда конфликтная ситуация является как бы «катализатором» разрешения какой – либо проблемы, не дает обществу «закостенеть», заставляет перестраиваться под вновь возникающие условия и развиваться. С другой стороны, очень часто конфликты становятся причинами непреодолимых разногласий, ссор, обид, неудовлетворенности миром и собой (это особенно касается личностных конфликтов), а в крайних случаях приводят к войнам и насилию. Все конфликты начинаются еще в детстве, когда ребенок не хочет что-то делать и вступает в конфликт со старшими. Одних еще с детства раздражают конфликты, и тогда они начинают их избегать. Другие же наоборот еще с малых лет «входят во вкус» и постоянно принимают участие в конфликтах, порой даже становясь зачинщиками. Зачастую такие люди решают все свои проблемы путем конфликта. Бывают и такие случаи, когда статус индивида в группе высок только в ситуации конфликта. Весь наш мир состоит из конфликтов. Вы можете быть против конфликта, но вы становитесь его участником невольно, например, если страна, гражданином которой вы являетесь, начинает воевать с другой страной. Большинство глобальных изменений проходили именно в ходе военных конфликтов. Конфликты формируются в различных сферах жизни общества и обычно именуются как политические, социально-экономические, духовные, национальные и т.п.
Из истории изучения конфликта
 
Изучение конфликта  началось еще в VII-VI вв. до н.э. в Китае. Китайские философы полагали, что развитие всего живого заключается именно в борьбе противоположностей. Конфликты изучали и в Древней Греции. В работах Н. Макиавелли, которые были посвящены римской истории, немало места было уделено конфликтам и их положительному влиянию на общественное развитие.
В XVIII в. Адам Смит более основательно рассмотрел конфликт. В одной из своих работ он писал, что классовое деление общества и экономическое соперничество между ними лежат в основе конфликта.
Конфликт был рассмотрен и Гегелем. Он полагал, что одной  из его причин является социальная поляризация между «накоплением богатства» и «привязанным к труду  классом». Такие социологи как М. Вебер и Л. Гумпилович полагали, что конфликт идет на пользу обществу, что он неизбежен и что он стимулирует социальное развитие. Карл Маркс и Фридрих Энгельс считали, что в первую очередь социальное неравенство порождает конфликт, который проявляется в классовой борьбе, которая не только неизбежна, то еще и необходима.
В первой четверти XX в. Георгом Зиммелем было сформулировано современное понятие «социального конфликта». Уже в середине XX в. В социологии появилось отдельное направление, которое исследовало проблему социальных конфликтов глубоко и с разных сторон. Одним из исследователей был Ральф Дарендорф, который создал теорию конфликтной модели общества, смысл которой заключался в том, что общество подвержено социальным изменения, и уже вследствие этих изменений возникают социальные конфликты. По мнению Дарендорфа причина социальных конфликтов кроется в конфликте интересов. Дарендорф делает вывод, что чтобы понять природу конфликта, нужно, прежде всего, понять природу интереса и то, как его осознают субъекты конфликта. По его мнению, в основе конфликта часто лежат политические цели: желание заполучить власть, престиж, авторитет. Дарендорф относится к той группе ученых, которые полагают, что конфликт развивает общество, вносит в него новую, нужную ему волну, а так же социальные перемены.
Социолог Льюис Козер посвятил социальным конфликтам несколько работ. Он пишет, что в любом обществе можно наблюдать социальное неравенство, которое приводит к появлению напряженности, и именно благодаря конфликтам эта напряженность может быть снята. Конфликт изучал и американский ученый Кеннет Эварт Боулдинг, который утверждал, что необходимо контролировать конфликты, происходящие в современном обществе. Он так же был сторонником того, что конфликты необходимы для полноценного развития общества. Советские же ученые в основном развивали марксистскую концепцию материально-экономической и классовой природы конфликта. Конфликты и в наше время продолжают активно исследоваться, поскольку эта тема очень актуальна, в связи с войнами и периодически возникающей напряженностью между разными странами, организациями и т.д.
 
 
 
Конфликты, их сущностная характеристика
 
Конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.
Конфликт — это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.1
Как считает Ф. Глазл, многие англо-американские авторы делают упор в своих определениях на противоречиях целей или интересов, которые преследуют стороны, но не дают четкого определения понятия “конфликт”. Из всех определений дефиниции “конфликт” возникает ряд вопросов. Какие противоречия являются значимыми и что такое противоречие вообще, и чем они отличаются от конфликтов? Практически никто, за исключением Ю.В. Рождественского, не определяет противоречие как речевое действие. Он выделяет три стадии развития борьбы интересов, которые приводят к конфликту. “Действия в этой борьбе можно поделить как бы на три стадии интенсивности: различия во мнениях, противоречия в дискуссиях и прямая борьба в виде конфликтов в действиях”. Таким образом, различием мы будем считать любое высказывание авторитарного типа от 1 лица в утвержденной форме в любом виде словесности. С нашей точки зрения, противоречием можно считать диалог, т.е. речевое действие, когда высказываются различия сторон. Конфликтом мы будем считать любые речевые действия сторон, направленные на нанесение ущерба любого рода противоположной стороне.
Понятийная схема, характеризующая  сущность конфликта должна охватывать четыре основные характеристики: структуру, динамику, функции и управление конфликтом.
В структуре конфликта  выделяют:
      объект (предмет спора);
      субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);
      условия протекания конфликта;
      масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);
      стратегии и тактики поведения сторон;
      исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).
Всякий реальный конфликт представляет собой сложный динамический процесс, включающий следующие основные стадии:
      предметная ситуация — возникновение объективных причин конфликта
      конфликтное взаимодействие — инцидент или развивающийся конфликт
      разрешение конфликта (полное или частичное).
Конфликт, независимо от его  природы, выполняет ряд функций, среди которых наиболее важными являются:
      диалектическая — служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;
      конструктивная — вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;
      деструктивная — появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель (менеджер, лидер и т. п.)
Управление конфликтом — это целенаправленное обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт. В научной литературе можно проследить различное отношение к конфликтам. Конфликт, как явление всегда нежелательное, которое следует, по возможности, избегать и немедленно разрешать. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе. Авторы, принадлежащие к школе “человеческих отношений”, также были склонны считать, что конфликтов желательно избегать. Но если конфликты в организациях присутствовали, то рассматривали это как признак неэффективной деятельности и плохого управления. Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательны. Во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразия точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить проблемы и т.п. Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективность организации. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют.
Виды конфликтов2
 
В современной литературе существует множество классификаций  конфликтов по различным основаниям.
Так А.Г. Здравомыслов дает классификацию уровней конфликтующих сторон:
    Междиндивидуальные конфликты
    Межгрупповые конфликты и их типы:
      группы интересов
      группы этнонационального характера
      группы, объединенные общностью положения;
    конфликты между ассоциациями
    внутри и межинституциональные конфликты
    конфликты между государственными образованиями
    конфликты между культурами или типами культур
Р. Дарендорф дает одну из наиболее широких классификаций конфликтов:
    По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации).
    По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные).
    По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты).
    По формам борьбы (мирные и немирные).
    По особенностям условий происхождения (эндогенные и эксогенные).
    По отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный).
    По использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты).
А. В. Дмитров дает несколько  классификацией социальных конфликтов по разным основаниям. К конфликтам по сферам автор относит: экономические, политические, трудовые, социального  обеспечения, образования, образования  и пр.
Виды конфликтов по отношению  к отдельному субъекту:
    внутренние (личностные конфликты);
    внешние (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые).
В психологии принято также выделять: мотивационные, когнитивные, ролевые и пр. конфликты.
К. Левин относит мотивационные  конфликты (мало кто удовлетворен работой, многие не верят в себя, испытывают стрессы, перегрузки на работе) в большей  мере, к внутриличностным конфликтам. Л. Берковиц, М. Дойч, Д. Майерс описывают мотивационные конфликты как групповые. Когнитивные конфликты также в литературе описаны как с позиций внутриличностных, так и межгрупповых конфликтов.
Ролевые конфликты (проблема выбора одного из нескольких возможных  и желаемых вариантов): внутриличностные, межличностные и межгрупповые чаще всего проявляются в деятельностной сфере. Но чаще всего в психологической литературе описываются три вида конфликтов: на внутриличностном уровне, на межличностным и межгрупповом.
Ф. Лютенс выделяет 3 типа внутриличностных конфликтов: конфликт ролей; конфликт, вызванный фрустрацией, конфликт целей.
Межгрупповые конфликт — это, как правило, конфликты  интересов групп в производственной сфере. Межгрупповые конфликты порождаются чаще всего борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния в рамках организации, которая состоит из множества формальных и неформальных групп, имеющих совершенно различные интересы. Такое противостояние имеет разные основы. Например, профессионально-производственная (конструкторы-производственники-финансисты), социальная (рабочие-служащие — руководство) или эмоционально-поведенческие ("лентяи" — "работяги").
Но самыми многочисленными  являются межличностные конфликты. В организациях они проявляется  по-разному чаще всего в виде борьбы руководства за всегда ограниченные ресурсы. 75-80% межличностных конфликтов порождается столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как  несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Это  коммуникационные конфликты. Аналогичными являются конфликты между личностью  и группой. Например, столкновение руководителя с единым фронтом подчиненных, которым  не по нраву крутые дисциплинарные меры начальника, направленные на "завинчивание гаек".
Виды конфликтов по характеру:
    объективные, связанные с реальными проблемами и недостатками;
    субъективные, обусловленные различных оценок тех или иных событий и поступков.
Виды конфликтов по последствиям:
    конструктивные, предполагающие рациональные преобразования;
    деструктивные, разрушающие организацию
Причины конфликта.
 
Причина конфликта является тем  пунктом, вокруг которого разворачивается  конфликтная ситуация. Можно выделить следующие типы причин.
1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной  группы имеется определенный  набор ценностных ориентаций  относительно наиболее значимых  сторон социальной жизни. Все  они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению  потребностей, при наличии блокируемых  целей, достичь которых пытаются  несколько индивидов или групп,  противоположные ценностные ориентации  приходят в соприкосновение и  могут стать причиной возникновения конфликтов. Конфликты по причине противоположных ценностных ориентаций крайне разнообразны. Наиболее острые конфликты появляются там, где существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные ориентации, могут протекать в сферах экономических, политических, социально-психологических и других ценностных ориентаций.
2. Идеологические причины. Конфликты,  возникающие на почве идеологических  разногласий, являются частным  случаем конфликта противоположности  ориентаций. Разница между ними  состоит в том, что идеологическая  причина конфликта заключается  в разном отношении к системе  идей, которые оправдывают и узаконивают  отношения субординации, доминирования  и основополагающие мировоззрения  у различных групп общества.
3. Причины конфликта, заключающиеся  в различных формах экономического  и социального неравенства. Этот  тип причин связан со значительными  различиями в распределении ценностей  между индивидами и группами. Неравенство в распределении  ценностей существует повсеместно,  но конфликт возникает только  при такой величине неравенства,  которая расценивается как весьма  значительная.
4. Причины конфликтов, лежащие в  отношениях между элементами  социальной структуры. Конфликты  появляются в результате разного  места, которое занимают структурные  элементы в обществе, организации  или упорядоченной социальной  группе. Конфликт по этой причине  может быть связан, во-первых, с  различными целями, преследуемыми  отдельными элементами. Во-вторых, конфликт  по этой причине бывает связан  с желанием того или иного  структурного элемента занять  более высокое место в иерархической  структуре.
Любая из перечисленных причин может  послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии  определенных внешних условий. Что  же должно случиться, чтобы возник конфликт, чтобы актуализировалась соответствующая  причина? Очевидно, что помимо существования причины конфликта вокруг нее должны сложиться определенные условия, служащие питательной средой для конфликта
Стадии конфликта
 
Предконфликтная стадия. Конфликт не появляется мгновенно. Он очень долго назревает. У индивида или группы в течение определенного промежутка времени появляется недовольство тем, как что-то устроено, организовано. Это приводит к потере доверия, уважения к другим участникам группы, что и становится причиной беспокойства. Так же у индивидов накапливаются злость, обида, раздражение и другие негативные эмоции. Порой предконфликтная стадия протекает настолько долго, что зачинщики забывают первопричину. На этой стадии стороны оценивают свои возможности, прежде чем перейти к активным действиям. На предконфликтной стадии стороны стараются узнать слабые места друг друга, чтобы в дальнейшем сформировать правильную стратегию.
Сама предконфликтная стадия делится на 2 стадии:
        Каждая сторона ищет способы получения желаемого объекта, не воздействуя на соперника. При нерезультативном завершении этой стадии стороны переходят ко следующей.
        Идентификация того, что мешает получить объект. На этой стадии так же происходит тщательное изучение конкурента: его силы, его возможности. На этой стадии стороны решают, стоит ли им вступать в конфликт, а так же оценивают свои ресурсы.
Непосредственно конфликт. Главная составляющая этой стадии – инцидент, другими словами какие-либо социальные действия одной стороны направленные на другую сторону с целью ее изменения. Важной особенностью этой стадии является наличие критической точки, в которой конфликт достигает своей максимальной по силе и агрессии позиции. После достижения этой точки конфликт либо постепенно идет к разрешению и утихает, либо разгорается с еще большей силой и начинает движение к новой критической точке. Поскольку для нас важен вопрос разрешения конфликта, стоит сказать, что ни в коем случае нельзя вмешиваться в конфликт, находящийся в критической точке. Воздействовать на конфликт лучше либо до, либо после критической точки.
Важным элементом, который  может послужить быстрому разрешению конфликта, может послужить катарсис, явление представляющее собой снижение остроты и интенсивности конфликта при минимальных изменениях факторов, влияющих на них.
Действия соперников, происходящие на второй стадии можно разделить  на две группы:
          Открытые, например, словесные выпады в сторону соперника, какое-либо физическое воздействие и др. Поскольку открытые действия заметны не только участникам конфликта, но и тем, кто просто оказывается рядом, зачастую наблюдатели могут быть втянуты в сам конфликт.
          Скрытые. Такие действия направлены на то, чтобы запутать противника и замаскировать свои собственные действия. Вследствие таких действий соперники пытаются определить стратегии друг друга. Так же соперники часто прибегают к рефлексивному управлению. Другими словами, одна сторона (А) старается внушить другой (Б) ту информацию, которая бы побудила действовать Б тем путем, который был бы выгоден для А. Таким образом ложь и другие тому подобные действия – рефлексивное управление.
Так же действия в конфликте  могут быть:
    Непосредственными
    Опосредованными
    Физическими
    Психологическими
    Идеологическими
Конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. Рациональные конфликты представляют собой «интеллигентное» решение проблемы. Стороны стараются прийти к консенсусу, они не переходят на личности и их действия неагрессивны. Те же конфликты, которые наполнены агрессией, в течение которых стороны делают выпады в сторону друг друга, применяют незаконные, неэтичные, неформальные методы влияния, называются эмоциональными. Чаще всего после перехода конфликта на эмоциональный уровень (в большинстве случаев сначала стороны стараются действовать рационально), такой конфликт невозможно погасить, его можно лишь локализовать.
Разрешение  конфликта. Смысл этой стадии прост - конфликтное взаимодействие между сторонами прекращается.
Наиболее эффективным  методом разрешения конфликта является устранение его причины. Именно таким  путем идет разрешение рациональных конфликтов. Эмоциональные конфликты  разрешаются:
      когда соперники перестают видеть друг в друге соперников (например, одна сторона теряет интерес к объекту);
      когда стороны идут на уступки;
      когда у сторон истощаются ресурсы;
      когда появляется третья сторона, которая создает перевес одной из сторон;
      когда одна из сторон полностью поражена.
 
 
 
 
 
 
Пути разрешения конфликта
 
Лучший способ разрешения конфликта – это его предотвращение. Именно поэтому лидер любой организации, группы должен следить за обстановкой, чтобы появившееся социальное напряжение можно было устранить на его начальной  стадии, не дав перерасти в конфликт.
Однако если конфликт все  же разгорелся, прежде чем предпринимать  какие-либо действия, нужно его изучить. Необходимо выявить:
      объект, из-за которого разгорелся конфликт;
      его участников, причем среди них нужно выявить активных, пассивных, организаторов, конфликтеров, провокаторов;
      мотивы участников;
      цели участников (какие проблемы они хотят решить); 
      - насколько цели участников соответствуют их интересам;
      объективные и субъективные причины конфликта;
      какие функции конфликт выполняет относительно его участников;
      этапы;
      стратегии и тактики каждой стороны;
      эмоциональный фон;
      круг интересов, благодаря которым можно сблизить конфликтующие стороны;
И только после этого  выбрать нужный метод решения  конфликта: компромисс, подавление одной  из сторон, интегративный способ, который заключается в поисках третьего варианта, который каждая из сторон будет считать своим собственным, при этом этот вариант будет отличаться от первых двух вариантов, которые изначально были у сторон.
Завершают конфликт путем  урегулирования и разрешения. Рассмотрим методы урегулирования и разрешения.
    Уход от конфликта. Одна из сторон избегает конфликт, уходя с «поля боя».
    Метод «сглаживания». Используется в случае, если расхождение между сторонами не велико. Так же этому методу свойственно коллективное воздействие на враждующих и выделение общих интересов.
    Метод «скрытых действий». Включает в себя политику «разделяй и властвуй», культурные переговоры и т.п.
    Метод «быстрого разрешения». Данный метод используется в том случае, когда нужно немедленно завершить конфликт с целью сокращения издержек.
    Метод «компромисса», представляет собой нахождение золотой середины для конфликтующих сторон.
    Метод «сотрудничества». Стороны стараются вместе найти лучший вариант разрешения конфликта.
    Метод «силы» – одна сторона силой навязывает свое мнение другой стороне.
 
 
 
Функции социальных конфликтов
 
Конструктивные  и деструктивные конфликты. Цивилизованный конфликт требует сохранения силового взаимодействия в рамках кооперации и соревнования. Борьба означает переход конфликта в нецивилизованные рамки. Отсюда следует разделение конфликтов на конструктивные и деструктивные. Существует некоторая норма, в рамках которой конфликт имеет конструктивное содержание. Выход за эти рамки приводит к патологическому перерождению конструктивного конфликта в деструктивный.
Существуют пять простых  и четыре сложных формы патологической конфликтности.
Простые патологические формы  конфликтности:
      бойкот;
      саботаж;
      травля (преследование);
      словесная и физическая агрессия.
Сложные:
      протест;
      бунт;
      революция;
      война.
Насильственные  и ненасильственные действия. Подробную типологию насилия предложил американский исследователь Джозеф Хаймс.
К насильственным действиям исследователь, в частности относит такие как:
      международные войны;
      городские расовые мятежи;
      организованная преступность в крупных городах;
      убийства по заказу;
      ограбление поездов и банков, похищение людей и др.
Другой полюс конфликтных  действий — ненасильственные действия, условно относимые к конструктивным. Классификацию ненасильственных действий (198 методов) составил американский профессор Дж. Шарп.
К методам ненасильственного  протеста и убеждения он относит, в частности:
      публичные выступления;
      лозунги, карикатуры и символы;
      молитвы и богослужения;
      раздевание в знак протеста;
      уничтожение своей собственности;
      отказ от почестей;
      отлучение от церкви;
      невыход на работу;
      эмиграция в знак протеста;
      непотребление бойкотируемых товаров;
      снятие банковских вкладов;
      отказ от уплаты налогов;
      забастовки заключенных;
      бойкот выборов;
      отказ от членства в международных организациях;
      голодовка;
      блокирование дорог;
      стремление к заключению в тюрьму и многие другие.
Конструктивность, как  правило, сужается до понятия "социальной нормы". Выход за пределы этой нормы и есть деструктивная социальная патология.
Конструктивные (позитивные) функции конфликта. К ним относятся:
      функция разрядки напряженности между антагонистами, “выхлопного клапана”;
      «коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе осуществления которых, люди могут проверить друг друга и сблизиться;
      функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;
      функция содействия формированию социально необходимого равновесия;
      гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений;
      оказания содействия в переоценке прежних ценностей и норм;
      оказания содействия по усилению лояльности членов данной структурной единицы.
Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. условия, мешающие достижению целей. Это такие как:
      неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;
      уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;
      абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;
      представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;
      сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;
      увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;
      смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;
      возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.
Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду следующее:
      отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструктивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта;
      подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции;
      степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития;
      следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого — деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному.
 
Субъекты конфликтных отношений
 
Важным вопросом при  рассмотрении социальных конфликтов является вопрос о «действующих лицах и  исполнителях» конфликтных отношений. Как утверждает Ю.Г. Запрудский, наряду с понятием «сторона конфликта» сюда могут быть отнесены и такие понятия, как «участник», «субъекты», «посредник».
Участником конфликта может быть любой человек, организация или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчета в целях конфликтного противоречия. Участником может быть стороннее лицо, случайно оказавшееся в зоне конфликта и не имеющее своего интереса.3
Субъектом же социального конфликта является отдельный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию, т. е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать те или иные изменения в социальных отношениях.
Специалист в области  теории конфликтов Р. Дарендорф к субъектам конфликтов относит три вида социальных групп:
    Первичные группы – непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей.
    Вторичные группы – те, кто стремится быть не замешанными непосредственно в конфликте, но вносит вклад в его разжигание.
    Третьи группы – силы, заинтересованные в разрешении конфликта.
Социальный конфликт –  это всегда борьба, порожденная конфронтацией  общественных и групповых интересов. Конфликт возникает не вдруг, причины его накапливаются и зреют иногда в течение продолжительного времени. Конфликт – это борьба противоположных интересов, ценностей и сил. Для того чтобы противоречие переросло в конфликт, необходимы осознание противоположности интересов и соответствующая мотивация поведения.
Предупреждение конфликтов
 
Предупреждение конфликтов - деятельность по созданию и укреплению таких условий жизнедеятельности, при которых исключается возможность возникновения конфликтов.
Предупреждением конфликтов могут заниматься:
    субъекты, желающие обезопасить себя от роли противоборствующей стороны или пособника конфликта;
    субъекты, желающие оказать помощь другим, предотвращая возникновение конфликта и заранее зная, что им не придется выполнять роль противоборствующей стороны.
Эффективность предупреждения конфликтов не столь значительна, как хотелось бы многим, что обусловлено рядом причин объективного и субъективного характера.
Субъективные препятствия  предупреждения конфликтов кроются в особенностях личности человека и его способностях к прогнозированию возможных последствий своих поступков. Например, есть люди, которые имеют привычку избавлять себя от скуки и унылого однообразия жизни за счет сознательного или несознательного провоцирования конфликтов с окружающими. Существует также тип людей, которые испытывают дискомфорт в нормальной ситуации и тяготеют к стрессовым ситуациям, также провоцируя их возникновение. Такие качества, как стремление к проявлению превосходства, хамство, хвастовство, неуважение к людям и другие в обязательном порядке создадут массу проблем для личности и сведут к минимуму возможности предупреждения конфликтов. Объективные препятствия постороннего вмешательства в ситуацию, чреватую возникновением конфликта, характеризуются разнообразием.
    Во-первых, эти препятствия имеют социально-психологический характер. Люди строят свои взаимоотношения самостоятельно, вмешательство посторонних зачастую рассматривается сторонами как нежелательное и воспринимается как навязчивое воздействие.
    Во-вторых, существуют нравственные препятствия. Нередко, и не без основания, конфликт рассматривается как частное дело сторон. С позиций гуманизма принуждение сторон к согласию неэтично.
    В-третьих, существуют препятствия правового характера. Так, ущемление права личности на самоопределение, принуждение к выбору определенной модели поведения (даже из лучших побуждений) могут противоречить законодательству, быть противоправными.
Вмешательство в конфликт возможно лишь в случае, если он перерастает  рамки личных или групповых отношений  и становится социально опасным (значимым).
 
Технология предупреждения конфликтов
 
Технология предупреждения конфликтов представляет собой совокупность приемов, методов и средств воздействия  на пред конфликтную ситуацию и участников взаимодействия. В целом, воздействие на ситуацию, чреватую возникновением конфликта, возможно в следующих направлениях:
    переделать реальность под ожидания заинтересованных сторон и тем самым изначально убрать предмет возможного конфликта;
    изменить свое отношение к проблеме, лежащей в основе противоречия (то есть повлиять на изменение своего поведения);
    изменить отношение оппонента к проблеме (то есть воздействовать на его сознание и поведение).
Достаточно эффективным  приемом изменения реальности под  ожидания сторон и предупреждения конфликтов является поддержание сотрудничества. Зачастую до начала конфликта участники взаимодействия находятся в нейтральных взаимоотношениях, возможно, и сотрудничают друг с другом. Поэтому весьма важно не разрушить имеющееся, пусть минимальное, сотрудничество, поддержать и усилить конструктивность взаимоотношений.
 
Методы поддержания  и развития сотрудничества
Метод согласия. Его сущность заключается: в вовлечении возможного противника в свое дело; в создании условий, которые исключают противоречие интересов, формируют общие интересы.
Метод практической эмпатии. Он предполагает психологическую «настройку» на оппонента, «вхождение» в его положение, понимание его трудностей. На практике этот метод выражается в доброжелательности, отсутствии немотивированной враждебности и агрессивности, выражении сочувствия и готовности оказать партнеру помощь.
Метод сохранения репутации  партнера. Конкурент — не значит враг. Противник может быть достоин уважения. Авторитетом и статусом противника подчеркивается собственный статус и авторитет. В любом случае, правила межличностного общения предполагают уважительное отношение к партнеру.
Метод взаимного дополнения. Этот метод заключается в создании ситуации, когда в совместном проекте возможно использовать определенные характеристики, черты своего партнера, которыми не обладает субъект. Развивая и используя эти черты, можно укрепить взаимное отношение и сотрудничество, избежать многих конфликтов и остаться в выигрыше.
Метод исключения социальной дискриминации. В основе этого метода лежит недопустимость подчеркивания различий между партнерами, какого-либо превосходства одного над другим.
Метод разделения заслуг. В условиях коллективного труда целесообразно общие заслуги (результаты) делить на всех участников работы, даже если большая часть их принадлежит кому-либо одному. Этот метод позволяет избежать зависти, обид и других негативных моментов, окружающих и провоцирующих конфликт.
Метод психологического настраивания. В отличие от метода практической эмпатии он предполагает многообразное, позитивное воздействие на партнера, основой которого является своевременное информирование партнера о возможных или предстоящих переменах, обсуждение их последствий и т.п.
Метод психологического «поглаживания». Он заключается в постоянной и последовательной деятельности по поддержанию хорошего настроения, положительных эмоций, для чего используются различные поводы (презентации, юбилеи и т.п.). Этот метод позволяет снять напряжение, вызвать чувство симпатии и таким образом затруднить возникновение конфликта.
Разработка  нормативных процедур разрешения предконфликтных ситуаций Принятие нормативных механизмов, регулирующих конфликты и предконфликтные ситуации с помощью правовых, нравственных, религиозных, политических и других норм. Эффективность этой формы предупреждения конфликтов во многом зависит от отнош
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.