Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Технологии и методы управления персоналом

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Cоциально-экономический институт
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая  работа
по дисциплине: Управление персоналом
на тему: «Технологии и методы управления персоналом»
 
 
 
 
 
 
Выполнила: Скрипникова А. И
Группа: 281
Факультет менеджмента
 
 
 
 
 
 
 
Москва 2010
 

Содержание
 
Введение
1. Наем, отбор и прием персонала
1.1 Источники организации найма персонала
1.2 Требования к кандидатам на замещение вакантной должности
1.3 Организация процесса отбора претендентов на вакантную должность
2. Подбор и расстановка персонала
3. Деловая оценка персонала
4. Социализация, профориентация и  трудовая адаптация персонала
4.1 Сущность социализации персонала
4.2 Сущность и виды профориентации  и адаптации персонала
4.3 Организация управления профориентацией и адаптацией персонала
5. Основы организации труда персонала
5.1 Сущность и задачи организации  труда. Научная организация труда
5.2 Содержание и принципы научной  организации труда
5.3 Управленческий труд. Особенности и специфика
5.4 Организация управленческого труда
6. Высвобождение персонала
7. Автоматизированные информационные  технологии управления персоналом
Заключение
Список используемой литературы
 
 

Введение
 
Управление  персоналом – жизненно обусловленная  стратегическая функция, в течение 20 века сформировавшаяся в самостоятельную  структуру в ходе эволюции многообразных  форм управления.
Как оказалось, основной мерой прогресса и развития деятельности является человек с его потребностями, мотивациями и конкретными интересами.
Управление  персоналом, как социальная функция, т.о. явилась объективным продолжением человеческой потребности и способности  к самосохранению, но уже на более  высоком уровне – уровне человеческих организаций.
В связи  с этим меняются отношения между  руководителями организаций, между  руководителем и подчинёнными, между  всеми работниками внутри организации. Меняется отношение и к персоналу  организации, т.к. социальная направленность экономических реформ поворачивает их лицом к человеку, персоналу  организации.
Управление  персоналом сосредоточено на рабочих  и служащих, находящихся в организационной  среде фирмы. Оно в целом касается руководителей низшего, среднего и высшего звеньев управления.
Крупные, средние и малые фирмы ясно осознают: для того, чтобы развиваться, преуспевать, сохранять здоровье людей  и стабильность коллектива, они должны оптимизировать отдачу от вложений любых  ресурсов, будь то ресурсы финансовые, материальные или человеческие.
Управление  человеческими ресурсами – это  деятельность, выполняемая на предприятиях, которая способствует наиболее эффективному использованию рабочих и служащих для достижения организационных  и личных целей.
Политика  управления персоналом – общее руководство  в принятии решений по важнейшим  направлениям в области управления персоналом.
«Технология управления персоналом – специфическое  направление деятельности отдела по управлению персоналом: подробно объяснять  людям их служебные обязанности  и как строить свою деятельность».
Итак, грамотная, профессионально организованная работа с персоналом является важнейшей  основой экономической эффективности  работы фирмы.
«Бум» организации  управления персоналом – как науки  управления начался в США в 1910 году, когда при рассмотрении в  межведомственной торговой комиссии запроса  железнодорожной компании об очередном  повышении тарифов на перевозку  эксперт Х. Эмарсон (известный специалист в области управления) после анализа состояния железной дороги дал заключение: «железные дороги могут ежедневно экономить 1 млн. долларов за счёт введения научного управления», которое ошеломило Америку.
Это подтверждает вышесказанное, что управление персоналом как производственная, экономическая  наука является основой экономического роста, как каждой фирмы, так и  всего государства в целом.
Цель  курсовой работы – изучение технологии управления персоналом, разработка технологии управления персоналом.
 
 

1. Наем, отбор и прием  персонала
 
1.1 Источники организации найма  персонала
 
Основной  задачей при найме на работу персонала  является удовлетворение спроса на работников в качественном и количественном отношении.
Наем  на работу - это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. С  привлечения на работу начинается управление персоналом.
Есть  два возможных источника найма: внутренний (из работников организации) и внешний (из людей, до этого никак  не связанных с организацией).
В нашей  стране наибольшее распространение  получили следующие источники найма  на работу: люди, случайно зашедшие в  поисках работы; объявления в газетах; средние школы; колледжи; лицеи; техникумы; профессионально-технические училища, высшие учебные заведения; службы по трудоустройству; частные агентства  по найму; объявления по радио и телевидению; профсоюзы.
Альтернативой найму новых работников может  быть сверхурочная работа, когда организации  необходимо увеличить объем выпускаемой  продукции. При этом отпадает необходимость  в дополнительных затратах на наем и прием на работу новых работников. А сама сверхурочная работа может  обеспечить имеющихся работников дополнительным доходом.
Для удовлетворения потребностей организации во временном  найме существуют специальные агентства. Временный работник, обладающий необходимыми для данной должности навыками, может  выполнять особые задания. Преимущество, которое дает использование временных  работников, состоит в том, что  организации не приходится выплачивать  им премии обучать их, обеспечивать компенсациями и заботиться о последующем продвижении по службе. Недостатком временных работников является то, что они обычно не знают специфики работы организации, что мешает ее эффективной работе.
 
1.2 Требования к кандидатам на  замещение вакантной должности
 
В условиях рыночной конкуренции качество персонала  стало главнейшим фактором, определяющим выживание и экономическое положение  российских организаций. В настоящее  время перешли к активным методам  поиска и вербовки персонала, стремясь привлечь в организацию как можно  больше соискателей, удовлетворяющих  требованиям, совершенствуется процедура  самого отбора.
Работники кадровых служб давно ощущали  потребность в более обоснованных и надежных процедурах. Повышение  эффективности и надежности отбора связывается с последовательным проведением проверки деловых и  личных качеств кандидата.
Выделяются  следующие этапы замещения вакантной  должности специалиста или руководителя:
- разработка  требований к должности; в результате  дальнейший поиск ограничивается  претендентами, имеющими необходимую  квалификацию для данной должности;
- широкий поиск претендентов; ставится задача привлечь для участия в конкурсе как можно больше кандидатов, отвечающих минимальным требованиям;
- проверка претендентов с использованием ряда формальных методов в целях отсева худших, которая проводится кадровой службой;
- отбор на должность из числа нескольких лучших кандидатур; обычно осуществляется руководителем с учетом заключения кадровых служб и данных различных проверок и испытаний.
В проведении отбора участвуют линейные руководители и функциональные службы.
В практике работы руководителей с кадрами  выделяют четыре принципиальные схемы  замещения должностей: замещение  опытными руководителями и специалистами, подбираемыми вне организации; замещение  молодыми специалистами, выпускниками вузов; продвижение на вышестоящую  должность «изнутри», имеющее целью  заполнение образовавшейся вакансии, а также сочетание продвижения  с ротацией в рамках подготовки «резерва руководителей».
Отбор кандидатов на вакантную должность производится из числа претендентов на вакантную  должность руководителя или специалиста  управления с помощью оценки деловых  качеств кандидатов. При этом используются специальные методики, которые учитывают систему деловых и личностных характеристик, охватывающих следующие группы качеств: 1) общественно-гражданская зрелость; 2) отношение к труду; 3) уровень знаний и опыт работы; 4) организаторские способности; 5) умение работать с людьми; 6) умение работать с документами и информацией; 7) умение своевременно принимать и реализовывать решения; 8) способность увидеть и поддержать передовое; 9) морально-этические черты характера.
В каждом конкретном случае из этого списка выбираются (при помощи экспертов) те позиции, которые важнее всего для  конкретной должности и организации, и добавляются к ним специфические  качества, которыми должен обладать претендент на эту конкретную должность.
После этого  экспертами проводится работа по определению  наличия качеств у кандидатов на вакантную должность и степень  обладания ими каждым кандидатом по каждому качеству. Кандидат, в  наибольшей степени обладающий всеми  необходимыми для вакантной должности  качествами, занимает эту должность.
Отбор кадров в организациях осуществляют работники  отдела кадров (менеджеры по управлению персоналом). В функции менеджеров по управлению персоналом входят:
- выбор  критериев отбора;
- утверждение  критериев отбора;
- отборочная  беседа;
- работа  с заявлениями и анкетами по  биографическим данным;
- беседа  по поводу принятия на работу;
- проведение  тестов;
- конечное  решение при отборе.
Большинство нанимателей отбирают работников, оценивая их по полученному ими образованию. При равных показателях работодатели предпочитают большее образование  меньшему.
Практический  опыт является важнейшим критерием  уровня квалификации работника. Поэтому  большинство работодателей предпочитают наем работников с опытом. Одним из способов измерения опыта работы в организации является установление трудового стажа, отражающего время, на протяжении которого человек работал в данной организации.
Одной из важнейших личностных характеристик  работника является его социальный статус. Семейный, степенный работник способен на более высококачественную работу, чем холостяк. Второй важной личностной характеристикой претендента  является его возраст.
 
1.3 Организация процесса отбора  претендентов на вакантную должность
 
Конечное  решение при отборе обычно формируется  на нескольких этапах, которые следует  пройти претендентам. На каждом этапе  отсеивается часть претендентов или же они отказываются от процедуры, принимая другие предложения.
Предварительная отборочная беседа. В таких случаях  специалист отдела кадров или линейный руководитель проводит с ним предварительную  беседу. При этом в организациях применяются общие правила беседы, направленные на выяснение, например, образования претендента, оценку его  внешнего вида и определяющих личностных качеств. После этого заявитель  направляется на следующую ступень  отбора.
Заполнение  бланка заявления и анкеты претендента  на должность. Претенденты, прошедшие  предварительную отборочную беседу, должны заполнить бланк заявления  и анкету. Вопросы могут относиться к прошлой работе и складу ума, чтобы на их основе можно было провести психометрическую оценку претендента.
Анкетирование является первым этапом процедуры оценки и отбора претендентов.
Анализ  анкетных данных в сочетании с  другими методами отбора выявляет следующую  информацию: 1) соответствие образования  заявителя минимальным квалификационным требованиям; 2) соответствие практического  опыта характеру должности; . 3) наличие  ограничений иного рода на выполнение должностных обязанностей; 4) готовность к принятию дополнительных нагрузок (сверхурочно, в командировках); 5) круг лиц, которые могут рекомендовать  работника, помочь в наведении справок  и получении дополнительной информации.
Возможны  и специальные виды анкет. Например, иногда применяют особые бланки для  студентов высших учебных заведений. Поскольку трудовой стаж студентов  невелик, обращают пристальное внимание на учебу, экономические способности  и интересы претендента.
Одна  из задач анкетирования заключается  в том, чтобы определить личностные качества и обстоятельства, которые  могут помочь в работе кандидата  в случае приема на работу.
Беседа  по найму. В процессе беседы происходит обмен информацией, обычно в форме  вопросов и ответов.
Существуют  разные ошибки, уменьшающие результативность проводимых бесед. Распространенная ошибка - тенденция дел вывод о заявителе  по первому впечатлению, с первых минут беседы. Кроме того, встречаются  случаи, когда проводящий беседу основывает мнение на впечатлении о том, как  человек выглядит, сидит на стуле, соблюдает контакт при встрече  глазами, и по этим впечатлениям производит оценку заявителя на должность. Чтобы  не совершать такой ошибки, проводящий беседу должен наблюдать и за речью  заявителя, и за его поведением.
Тестирование. Одним из методов, используемых для  облегчения принятия решения по отбору, являются тесты по найму. Психологи  и специалисты по персоналу разрабатывают  тесты на предмет оценки наличия  способностей и склада ума, необходимых  для эффективного выполнения заданий  на предлагаемом месте.
Проверка  рекомендаций и послужного списка. При подаче заявления о приеме на работу на одной из ступеней отбора кандидата можно попросить представить отзывы предыдущих начальников и другие аналогичные документы. Наиболее часто проверяемыми пунктами являются последнее место работы и образование.
Медицинский осмотр. Некоторые организации требуют, что бы наиболее подходящие им заявители  заполняли медицинские вопросники или проходили медицинский осмотр.
Принятие  предложения о приеме. Прием на работу заканчивается подписанием  двумя сторонами трудового контракта.
 
 

2. Подбор и расстановка  персонала
 
Подбор  и расстановка кадров - одна из важнейших  функций управленческого цикла, выполняемых руководящим составом организации. От качества подбора и  расстановки кадров, как в производственной системе, так и в системе управления во многом зависит эффективность  работы организации.
Отбор –  это выделение кого-либо из общего числа. Отсюда и выражения: «отбор кандидатов на вакантную должность», «отбор сотрудников  для продвижения по службе» и  т.п. При подборе же сравниваются деловые и другие качества работника  с требованиями рабочего места.
Под подбором и расстановкой персонала понимается рациональное распределение работников организации по структурным подразделениям, участкам, рабочим местам в соответствии с принятой в организации системой разделения я кооперации труда, с  одной стороны, и способностями, психофизиологическими и деловыми качествами работников, отвечающими  требованиям содержания выполняемой  работы, - с другой.
Подбор  и расстановка кадров основывается на принципах соответствия, перспективности, сменяемости.
Принцип соответствия означает соответствие нравственных и деловых качеств претендентов требованиям замещаемых должностей.
Принцип перспективности основывается на учете  следующих условий:
- установление  возрастного ценза для различных  категорий должностей;
- определение  продолжительности периода работы  в одной должности и на одном  и том же участке работы;
- возможность  изменения профессии или специальности,  организация систематического повышения  квалификации;
- состояние  здоровья.
Принцип сменяемости заключается в том, что лучшему использованию персонала  должны способствовать внутри организационные  трудовые перемещения, под которыми понимаются процессы изменения места  работников в системе разделения труда, а также смены места  приложения труда в рамках организации, так как застой (старение) кадров, связанный с длительным пребыванием  в одной и той же должности, имеет негативные последствия для  деятельности организации.
Исходными данными для подбора и расстановки  персонала являются: модели служебной  карьеры; философия и кадровая политика организации; Кодекс законов о труде; материалы аттестационных комиссий; контракт сотрудника; штатное расписание; должностные инструкции; личные дела сотрудников; Положение об оплате и  стимулировании труда; Положение о  подборе и расстановке кадров. В итоге все вакантные рабочие  места на предприятии должны быть заняты с учетом личных пожеланий  работников и их плановой карьеры.
Подбор  и расстановка персонала должна обеспечивать слаженную деятельность коллектива с учетом объема, характера  и сложности выполняемых работ  на основе соблюдения следующих условий:
- равномерная  и полная загрузка работников  всех служб и подразделений;
- использование  персонала в соответствии с  его профессией и квалификацией  (конкретизация функций исполнителей, с тем чтобы каждый работник  ясно представлял круг своих  обязанностей, хорошо знал, как выполнять  порученную ему работу);
- обеспечение  необходимой взаимозаменяемости  работников на основе овладения  ими смежными профессиями;
- обеспечение  полной ответственности каждого  за выполнение своей работы, т.е.  точный учет ее количественных  и качественных результатов. Закрепление  за исполнителем работы, которая  соответствует уровню знаний  и практических навыков.
Основная  задача подбора и расстановки  персонала заключается в решении  проблемы оптимального размещения персонала  в зависимости от выполняемой  работы.
Таким образом, целью рациональной расстановки  кадров является распределение работников по рабочим местам, при котором  несоответствие между личностными  качествами человека и предъявляемыми требованиями к выполняемой им работе является минимальным без чрезмерной или недостаточной загруженности.
Для решения  проблемы подбора и расстановки  работников в организации, их продвижения  можно рекомендовать профильный метод, который успешно используется в странах с рыночной экономикой.
Основу  профильного метода составляет каталог  характеристик – требований, предъявляемых  к человеку в зависимости от выполняемой  им работы, а также с учетом количественных характеристик рабочих мест. Каталог  характеристик дает возможность  учесть требования, обусловленные особенностями  работы на конкретном рабочем месте, а также качества работников.
В результате анализа данных отбираются основные показатели, влияющие на подбор и расстановку  кадров:
1. Показатели  уровня квалификации;
2. Показатели  деловых качеств;
3. Показатели  работоспособности;
4. Показатели  качества выполняемой работы;
5. Показатели  стиля и методов работы;
6. Показатели, характеризующие аналитические  способности;
7. Показатели  участия в инновационной деятельности;
8. Показатели  дисциплинированности;
9. Показатели  психологической совместимости  с коллективом.
Результаты  деятельности организации в рыночной экономике зависят в конечном счете от того, насколько работник соответствуют занимаемым рабочим местам, а рабочие места – работникам. Таким образом, применение профильного метода позволяет непосредственно сравнивать предъявляемые требования и личные качества работников друг с другом.
 
 

3. Деловая оценка персонала
 
Деловая оценка персонала – это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотивации и свойств) требованиям должности или рабочего места.
На основании  степени указанного соответствия решаются следующие основные задачи:
- выбор  места в организационной структуре  и установление функциональной  роли оцениваемого работника;
- разработка  программы его развития;
- определение  степени соответствия заданным  критериям оплаты труда и установление  ее величины;
- определение  способов внешней мотивации работника.
Кроме того, деловая оценка персонала может  помочь в решении некоторых дополнительных задач: установление обратной связи  с работником по профессиональным, организационным и иным вопросам, а также удовлетворения потребностей работника в оценке собственного труда и качественных характеристик.
К сожалению, практически любая организация  допускает ошибки деловой оценки персонала. Чтобы снизить их должен быть четко проработан и реализован организационный процесс подготовки деловой оценки.
Этот  процесс предполагает выполнение следующих  организационных мероприятий:
- разработка  методики деловой оценки и  привязка к конкретным условиям  организации;
- формирование  оценочной комиссии с привлечением  непосредственного руководителя  испытуемого сотрудника, специалистов  вышестоящего, равного и нижестоящего  уровня иерархии, также специалистов службы управления персоналом организации или специализированных оценочных центров;
- определение  времени и места проведения  деловой оценки;
- установление  процедуры подведения итогов  оценивания;
- проработка  вопросов документационного и  информационного обеспечения процесса  оценки;
- консультирование  оценщиков со стороны разработчика  методики или специалиста, владеющего  ею.
Главным действующим лицом в оценке персонала  является линейный руководитель. Он отвечает за объективность и полноту информационной базы, необходимой для текущей  периодической оценки, и проводит оценочную беседу с сотрудником.
Центральным вопросом любой деловой оценки является установление ее показателей.
При всем многообразии показателей оценки их можно условно разделить на несколько  групп: результативность труда; условия  достижения результативности труда; профессиональное поведение; личностные качества.
В оценке результативности труда следует  различать так называемые «жесткие»  и «мягкие» показатели. Наиболее соответствуют  «жестким» показателям производственная система организации, а также  подразделения системы управления, имеющие ярко выраженные взаимосвязи  с внешним окружением: маркетинг, материально-техническое снабжение, торговые агенты, ремонтные службы.
«Мягкие»  показатели оценки определяются зависимостью от субъективного мнения оценщика и  используются в подразделениях с  ограниченной возможностью измерения  конкретно го результата.
При всей важности и приоритетности показателей  результативности труда следует  всегда помнить о следующих правилах:
- не отдавать  явного предпочтения какому-то  одному показателю и в целом  данной группе показателей;
- определять  необходимое и достаточное количество  показателей, чтобы, с одной  стороны, они охватывали все  существенные стороны результативности  труда, но с другой – не  перегружали оценку.
Под условиями  достижения результатов труда понимают главным образом способности  или желание к выполнению общих  функций управления как по отношению  к другим объектам воздействия, так  и по отношению к самому себе: планирование деятельности, организация  и регулирование процесса учет и  контроль хода работы и др.
Показатели  профессионального поведения охватывают таки стороны деятельности, как сотрудничество и коллективизм работе, самостоятельность в решении тех или иных задач, готовность к принятию дополнительной ответственности или дополнительной нагрузки и т.п.
Еще одна группа показателей оценки – личностные качества. Особенности применения личностных свойств в качестве показателей  оценки персонала требуют осторожного  и взвешенного подход при обязательном сочетании с другими группами показателей.
Одним из важнейших вопросов при проведении деловой оценки персонала является выбор способов (или методов), с  помощью которых оцениваются  те или иные показатели.
Метод шкалирования (графического шкалирования рейтингов). Предполагает балльное определение значений показателей, причем эти баллы характеризуют степень выраженности показателя. Этот метод, напоминающий систему школьных оценок, не связан с большими затратами на разработку и потому удобен и экономичен.
Простым и удобным в применении является метод альтернативного ранжирования (упорядочения рангов). В рамках аналитической  оценки по каждому показателю составляется ранжированный ряд, например: по показателю «добросовестное выполнение заказов»: сотрудник 1 > сотрудник 2> сотрудник  З … и т.д.
Метод анкет (альтернативных характеристик) отличается от предыдущих тем, что он не использует систематизированные способы измерения. Оценщику предлагается перечень высказываний об образе сотрудника.
Метод попарного сравнения позволяет выявить наивысшие рейтинги у различных сотрудников по тому или иному показателю оценки через последовательное сравнение сотрудников друг с другом.
В практике деловой оценки служба управления персоналом иногда сталкивается со случаями, когда  руководители подразделений завышают оценки своих сотрудников. Для устранения подобного явления используется метод заданного распределения  оценок (принудительного распределения). В соответствии с ним заранее  задаются проценты распределения оцениваемых  сотрудников по рейтингам, например: 20% — отличный рейтинг; 20% - выше среднего; 30% - средний; 20% - ниже сред него; 10% - низкий рейтинг.
Наряду  с вышеперечисленными методами в  практике дело вой оценки используется подход, при котором предварительно не устанавливаются показатели оценки. В рамках данного подхода широкое  распространение получил метод  управления по целям. Ключевая идея метода состоит в измерении результатов  и эффективности труда сотрудников, при котором устанавливается  вклад работника в достижение целей организации.
Многосторонность  деловой оценки персонала достигается  за счет применения так называемых «оценочных листов», которые заполняются  всеми участниками процесса деловой  оценки.
«Оценочные  листы» заполняются всеми сторонами  – оценщиками. Руководитель дает собственное  заключение по представленным оценкам  и знакомит с ним сотрудника.
 
 

4. Социализация, профориентация  и трудовая адаптация персонала
 
4.1 Сущность социализации персонала
 
Социализация  – усвоение человеком самостоятельно и посредством целенаправленного  воздействия (воспитания) определенной системы ценностей, социальных норм и образцов поведения, необходимых  для становления личности, обретения  ею социального положения (статуса) в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации, с помощью которых  человек приобретает способность  участвовать в социальной жизни.
При управлении персоналом организации важно учитывать, что процесс социализации непосредственно  связан с профориентацией и трудовой адаптацией работника к социальной и производственно-технологической  среде организации, вхождением его  в ту или иную социальную группу, ролевую структуру коллектива организации.
Социальная  структура коллектива включает следующие  показатели: пол, возраст, стаж работы, образование, социальное положение, национальность, семейное положение, вид мотивации, уровень прогрессивности, уровень  жизни, отношение к собственности.
Ролевая структура коллектива состав и распределение  творческих, коммуникационных и поведенческих  ролей между отдельными работниками  и является важным инструментом в  системе работы с персоналом.
 
4.2 Сущность и виды профориентации  и адаптации персонала
 
Профессиональная  ориентация и адаптация выступают  важным составным элементом системы  подготовки кадров и являются регулятором  связи между системой образования  и производством.
Профессиональная  ориентация – это комплекс взаимосвязанных  экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального признания, выявление  способностей, интересов, пригодности  и других факторов, влияющих на выбор  профессии или на смену рода деятельности.
Основными формами профориентационной работы являются профессиональное просвещение, воспитание осознанной потребности в труде; профессиональная информация; профессиональная консультация; профессиональный отбор.
Профессиональное  просвещение – это начальная  профессиональная подготовка школьников, осуществляемая через уроки труда, организацию кружков, специальных  уроков по основам различной профессиональной деятельности и т.п.
Профессиональная  информация – система мер по ознакомлению учащихся и ищущих работу с ситуацией  в области спроса и предложения  на рынке труда, перспективами развития видов деятельности, с характером работы по основным профессиям и специальностям, условиями и оплатой труда, профессиональными  учебными заведениями и центрами подготовки персонала, а также с  другими вопросами получения  профессии и обеспечения занятости.
Профессиональная  консультация – это оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии и места работы путем  изучения личности обратившегося за консультацией человека с целью выявления состояния его здоровья, направленности и структуры способностей, интересов и других факторов, влияющих на выбор профессии или направление переобучения.
Профессиональный  отбор – участие в найме  и отборе персонала с учетом требований конкретных профессий и рабочих  мест с целью лучшей профориентации работников.
Профориентационная работа направлена еще на одно условие успешности будущей трудовой адаптации работников. Это престиж и привлекательность профессий и специальностей в обществе, в различных социальных группах, для отдельного человека. Престиж характеризует оценку какого-либо вида деятельности в соответствии с принятой в обществе шкалой ценностей. Привлекательность определяет желательность приобретения профессии или специальности тем или иным потенциальным работником. Чем выше престиж и привлекательность профессии, тем сильнее стремление работника в ней закрепиться.
Одной из проблем работы с персоналом в  организации при привлечении  кадров является управление трудовой адаптацией. В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение  работника в новые профессиональные и социально-экономичёские условия  труда.
Адаптация – это взаимное приспособление работника  и организации, основывающееся на постепенной  врабатываемости сотрудника в новых  профессиональных, социальных и организационно-экономических  условиях труда.
Процесс взаимного приспособления, или трудовой адаптации, сотрудника и организации  будет тем успешнее, чем в большей  степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами  и ценностями отдельного сотрудника, чем быстрее и лучше он принимает, усваивает свои социальные роли в  коллективе.
Однако  адаптацию нельзя рассматривать  только как овладение специальностью.
Существуют  следующие виды адаптации:
Профессиональная  адаптация характеризуется дополнительным освоением профессиональных возможностей (знаний и навыков), а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе.
В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих  различное психофизиологическое воздействие  на работника во время труда. К  этим условиям следует отнести: физические и психические нагрузки, уровень  монотонности труда, санитарно-гигиенические  нормы производственной обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние  факторы воздействия (шум, освещенность, вибрация и т.п.).
В процессе социально-психологической адаптации  происходит включение работника  в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.
В процессе организационно-административной адаптации  работник знакомится с особенностями  организационного механизма управления, местом своего подразделения и должности  в общей системе целей и  в организационной структуре. При  данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной  роли в общем производственном процессе.
Экономическая адаптация позволяет работнику  ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, адаптироваться к новым условиям оплаты своего труда и различных выплат.
В процессе санитарно-гигиенической адаптации  работник осваивается с новыми требованиями трудовой, производственной и технологической  дисциплины, правилами трудового  распорядка.
Принципиальные  цели адаптации можно свести к  следующему:
- уменьшение  стартовых издержек, так как пока  новый работник плохо знает  свое рабочее место, он работает  менее эффективно и требует  дополнительных затрат;
- снижение  озабоченности и неопределенности  у новых работников;
- сокращение  текучести рабочей силы, так как  если новички чувствуют себя  неуютно на новой работе и  ощущают себя ненужными, то  они могут отреагировать на  это увольнением;
- экономия  времени руководителя и сотрудников,  так как проводимая по программе  работа помогает экономить время  каждого из них;
- развитие  позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.
Особо следует  остановиться на вопросе организационного механизма управления процессом  адаптации как ключевого условия  ее успешного осуществления.
Центр тяжести  информационного обеспечения процесса адаптации лежит на сборе и  оценке показателей ее уровня и длительности. Эти показатели условно делятся  на объективные и субъективные. К объективным относятся показатели, которые характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в ее различных сферах.
Субъективные  показатели характеризуют удовлетворенность  сотрудника работой в целом или  отдельными ее проявлениями. Они подразделяются аналогично объективным по принадлежности к одному из аспектов адаптации и  определяют собственную оценку работником: своего отношения к профессии  и квалификации; отношений с коллективом  сотрудников, с руководством; самочувствия, условий и тяжести труда; понимания  роли индивидуальных задач в решении  общих задач организации.
 
4.3 Организация управления профориентацией  и адаптацией персонала
 
Управление  профессиональной ориентацией и  адаптацией строится через формирование и развитие системы органов управления различного уровня. Общую координацию  в этой области осуществляют Министерство образования РФ, Министерства труда  и социального развития РФ. На региональном и местном уровнях эту работу проводят учебные заведения, центры занятости, центры профориентации и адаптации. В реализации основных форм этой работы им помогают организации, являющиеся главными потребителями результатов профориентации и адаптации персонала.
Вопросами адаптации занимаются отдельные  работники из разных подразделений: инспектор отдела кадров, линейные руководители или коллеги по работе. Их главная цель – сделать процесс  адаптации приспособления молодых  работников к предприятию как  можно более коротким и безболезненным. Процесс адаптации непосредственно  начинается в отделе кадров при приеме и оформлении на работу.
Для новых  работников организуется специальный  курс обучения и воспитания, призванный наиболее быстро и рационально адаптировать их к стилю и методам работы в организации или в подразделении.
В работе по проведению адаптации новых работников менеджер по персоналу должен использовать специально разработанную программу. Программа адаптации делится  на общую и специализированную. Общая программа адаптации касается в целом всей организации и затрагивает следующие вопросы:
- общее  представление об организации:  приветственная речь; тенденции  развития, цели, приоритеты, проблемы  предприятия; традиции, нормы; продукция  и ее потребители; виды деятельности; организация, структура, связи;  информация о высшем руководстве,  внутренние отношения;
- оплата  труда в организации;
- дополнительные  льготы: виды страхования; выходные  пособия; пособия по болезни,  болезням в семье, пособия по  материнству; размер пенсии; возможности  обучения на работе;
- охрана  труда и техника безопасности: меры предосторожности; правила  противопожарной безопасности и  контроля; правила поведения при  несчастных случаях; здравоохранение и места оказания первой медицинской помощи;
- отношения  работников с профсоюзом; сроки  и условия найма; назначения, перемещения,  продвижения; права и обязанности  работника; выполнение постановлений  профсоюзов; дисциплина и взыскания;
- служба  быта: питание; комнаты отдыха; другие  службы быта.
После реализации общей программы адаптации проводится специализированная программа адаптации. Эта программа включает в себя следующие вопросы:
- функции  подразделения, цели и приоритеты; организация, структура и функции;  взаимоотношения с другими под  разделениями;
- обязанности  и ответственность; детальное  описание теку щей работы и  ожидаемых результатов; разъяснение,  почему эта конкретная работа  важна, как она соотносится  с другими вида ми работ  в подразделении и на предприятии  в целом; длительность рабочего  дня и расписание; требования  к качеству выполняемой работы;
- правила-предписания:  правила, характерные только для  данного вида работы или данного  подразделения; правила техники  безопасности; отношения с работниками  других подразделений; питание,  курение на рабочем месте; телефонные  переговоры личного характера  в рабочее время;
- осмотр  подразделения: кнопка пожарной  тревоги, входы и выходы; места  для курения; места оказания  первой помощи;
- представление  сотрудникам подразделения.
Особые  потребности в адаптации испытывают сотрудники старшего возраста. Свои особенности  имеет адаптация женщин возвратившихся на работу после отпуска по уходу  за детьми; инвалидов; сотрудников, вернувшихся  после прохождения учебных курсов. Все это нельзя оставлять без  внимания и необходимо учитывать  при составлении программ по адаптации.
 
 

5. Основы организации  труда персонала
 
5.1 Сущность и задачи организации  труда. Научная организация труда
 
Организация труда – организационная система, имеющая своей целью достижение наилучших результатов использования  живого труда в процессе производства.
Организация производства – это процесс, обеспечивающий соединение рабочей силы со средствами производства для достижения определенной производственной цели.
Организация труда опирается на познание и  использование экономических законов, законов физиологии и психологии труда, данные исследований социологической  науки, а также математики и кибернетики, базируется на знаниях юридической  науки. В том случае, если практическому  внедрению конкретных мероприятий  по организации труда предшествует научный анализ трудовых процессов  и условий их выполнения, а данные практические меры базируются на достижениях  современной науки и передового опыта, мы имеем дело с научной  организацией труда (НОТ).
Очевидно, совершенно неправомерными являются попытки  разграничить два этих понятия - «организация труда» и «научная организация труда». На практике НОТ призвана решить три основные взаимосвязанные задачи: экономическую, психофизиологическую и социальную.
Экономическая задача НОТ состоит в создании условий для целесообразного  использования техники, материалов и сырья, что обеспечивает экономию живого и овеществленного труда  на производство единицы продукции.
Психофизиологическая  задача связана с созданием наиболее благоприятных условий труда, обеспечивающих сохранение физического здоровья и  безопасности людей, поддержание высокого уровня их работоспособности.
Социальная  задача направлена на повышение степени  удовлетворенности людей трудом, создание условий, обеспечивающих рост их профессиональных знаний.
НОТ нельзя представлять как простой комплекс мер, осуществление которых обеспечивает подлинно научную организацию труда. НОТ представляет собой постоянный творческий процесс, обеспечивающий приведение в соответствие организации труда  изменяющемуся уровню развития техники  и технологии производства.
 
5.2 Содержание и принципы научной  организации труда
 
Организация труда как система включает совокупность элементов, находящихся в определенной связи друг с другом и образующих единое целое.
Основные  направления НОТ включают: разработку рациональных форм разделения кооперации труда; улучшение организации рабочих  мест и обслуживания; рационализацию приемов и методов труда; улучшение  условий труда; совершенствование  нормирования труда; развитие мер материального  и морального стимулирования; укрепление трудовой дисциплины.
Для обеспечения  функционирования любой организации, прежде всего, необходимы определенная расстановка работников и наделение  каждого из них конкретными трудовыми  функциями. Эти задачи решаются путем  выбора соответствующих форм разделения труда.
Под разделением  труда понимается обособление различных  видов труда и закрепление  их за участниками производственно  го процесса. Основным принципом разделения труда является сочетание специализации отдельных исполнителей с повышением их производственно-технического уровня.
Наиболее  распространенными формами разделения труда в организации являются:
- функциональное  разделение труда – распределение  всего комплекса работ между  различными категориями работников  в зависимости от характера  и специфики выполняемых ими работ, в соответствии с той ролью, которую работник выполняет в коллективе;
- профессионально-квалификацированное разделение труда, осуществляемое с учетом специальности работников и сложности выполняемых ими работ;
- предметное (подетальное) разделение труда между работниками, специализирующимися на выполнении относительно законченного объема работ или изготовлении определенного изделия (детали);
- пооперационное  разделение труда, обусловленное  расчленением процесса изготовления  изделия (детали) на составные  части (операции), выполняемые различными  работниками.
Выбор наиболее рациональных форм разделения труда  в коллективе – важная задача.
Разделение  труда обязательно сочетается с  его кооперацией, под которой  понимается объединение отдельных  исполнителей или их групп в одном  или разных, но связанных между  собой процессах труда.
В целом, кооперация труда в коллективе предполагает раз работку наиболее целесообразных форм объединения трудовых усилий работников в зависимости от конкретных условий  и целей деятельности данного  коллектива.
Таким образом, можно говорить о том, что проблема разделения и кооперации труда, по сути своей, сводится к рациональной расстановке  кадров.
Рациональная  организация рабочего места занимает ведущее положение в комплексе  мероприятий по НОТ, обеспечивающих наиболее целесообразное использование рабочего времени, производственных навыков и творческих способностей работников.
Организация рабочих мест неразрывно связана  с формами методами организаций  труда.
Для укрепления здоровья работников, роста производительности их труда большое значение имеет  улучшение условий труда и  повышение его безопасности. Условия  труда рабочих и управленческого  персонала регулируются едиными  законодательными актами, нормативами  и стандартами.
Среди основных направлений научной организации  труда в эпоху рыночных отношений  особое мес
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.