Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Становление государственности и государственного управления в Киевской Руси (IX-XI вв.)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Глава 1. Создание единого государства Русь. 5
1.Становление  зарождение Руси. 5
2.Тенденции  развития государства. 7
Глава 2. Анализ эволюции государственного управления в Киевской Руси 11
1.Анализ деятельности  первых русских князей. 11
2. Эволюция  государственности при Владимире  Святом и Ярославе Мудром 18
Глава 3. Практическое применение опыта государственного управления на современном этапе  развития 25
1.Влияние  управления Руси IX – XI в.в. на историю России 25
Заключение 28
Список использованной литературы 29
 
 
 
 


Введение.
Образование древнерусского государства - одна из наиболее важных и сложных научных проблем  отечественной истории. Древнерусское государство — крупнейшая держава средневековой Европы. Русь сложилась и заняла «срединное» геополитическое положение в системе сопредельных цивилизаций: между католической Европой, арабским мусульманским Востоком, восточно-христианской Византийской империей, иудейским Хазарским каганатом, кочевниками-язычниками. История государственности и государственного управления на Руси IX—XIII вв. нашла отражение в древнейшей общерусской летописи «Повесть временных лет», летописных сводах отдельных княжеств, уставах и других княжеских актах, произведениях общественно-политической мысли Древней Руси, житийной литературе, былинном эпосе. Отдельные стороны государственного управления и этапы его развития на Руси освещены в византийских и европейских хрониках, восточных нарративных источниках.
На данном этапе развития данная проблема очень актуальна.
Каждое поколение, как  и каждый человек, учится на своем  собственном опыте, история же былых времен должна учить всех нас. В этом также одно из ее главных предназначений. Важно лишь правильно воспринять ее уроки. Поистине, как говорили древние римляне, «история – это учитель жизни». Знать историю государственного управления страной на начальных ее этапах помогает узнать прошлое – значит, во многом понять настоящее и предвидеть будущее. При написании данной курсовой работы использовались различные источники литературы: учебники по истории России, учебные пособия, исторические энциклопедии, исторические журналы и многое другое. Проблемой становления государства интересовались, как Н.М.Карамзин, Л.Н. Гумилев, так и совсем молодые ученые XXIвека. Это еще одно доказательство актуальности данной темы. Кроме того, актуальность данной работы обуславливается огромной ролью политических институтов Киевской Руси в развитии русского государства.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть, как возникали государственность и государственное управление в Киевской Руси в IX – XIв.в. и выбрать ряд критериев, актуальных для нынешнего государственного управления. Необходимо изучить, как создавалось государство Русь, какие основные этапы становления проходило наше государство на начальном этапе. Выяснить, каким оно было в X веке, во-вторых, нужно разобрать и сравнить деятельность первых русских князей. Провести анализ деятельности Олега, Игоря, Ольги, Святослава, а также Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Выяснить, какими методами они пользовались при государственном управлении, какие основные государственные реформы проводили. Необходимо рассмотреть их не только внутреннюю, но и внешнюю политику. Как они справлялись с набегами на Русь. И рассмотреть государственное управление на Руси в целом. Изучить влияние управления в IX – XIв.в. на историю России. А также выяснить, каково мнение современников на исторические процессы в истории России.
Кроме того, в данной курсовой работе были исследованы объект и  предмет. Предметом курсовой работы является государственное управление на Руси в IX – XIв.в. Объектом можно назвать наше государство, Русь в IX – XIв.в.
 
 
 
                 
 
 
 
 
 

Глава 1. Создание единого  государства Русь.

1.Становление зарождение Руси.
К началу IX в. в восточнославянских землях появились сначала племенные союзы, а позднее благодаря их объединению – сильные межплеменные группировки. Вся жизнь вела славян к объединению. Центрами объединения стали Среднее Приднестровье во главе с Киевом и северо-западный район во главе с городами Ладогой и Новгородом. Это были наиболее развитые во всех отношениях восточнославянские земли. Там и складывалась начальная восточнославянская государственность. 1
Существовали как внутренние, так и внешние предпосылки  для создания государственности  на Руси.
К внутренним предпосылкам можно отнести существовавший родоплеменной строй находился на стадии разложения. Верховным органом племени по-прежнему было вече. Вече – это собрание всех его свободных членов. Но в уже в, то время существовала племенная знать в лице нескольких привилегированных родов, которые отличались от массы общинников в социальном и имущественном отношении. Именно из среды знати вече выбирало вождей (князей) и старейшин. Ко времени образования государства уже существовали отдельные племенные княжения. Власть племенных князей опиралась на систему укрепления градопоселений, некоторые из которых позднее превратились в настоящие феодальные города. Племенные княжения были еще догосударственными образованиями, а племенные вожди еще не были князьями в подлинном смысле этого слова.
К внешним предпосылкам, способствующим образованию государства  у восточных славян, можно отнести  бескрайние степи, простиравшиеся между Черным морем и лесной полосой Русской равнины, издавна были торговой дорогой в Европу для воинственных кочевников, орды которых раз в полтора-два столетия исторгала Азия. Многие кочевые племена пытались закрепиться на этих землях, но оседлые славяне-земледельцы готовы были упорно отстаивать плодородную пашню, дававшую огромные урожаи. Постоянная борьба с кочевниками способствовала объединению восточнославянских племен в древнерусскую народность. По сути, Киевская держава сложилась в борьбе с внешними врагами и в дальнейшем стала поистине «формой выживания» в постоянной борьбе со Степью.
Летопись рассказывает, что  в 862 г. в славянские и угро-финские земли прибыло три брата-варяга – Рюрик, Синеус, Трувор. Старший из них – Рюрик сел княжить у ильменских славен. Его первой резиденцией сначала был город Ладога, а затем Новгород. В дальнейшем, после смерти братьев, Рюрик объединил под своим началом весь север и северо-запад восточнославянских и угро-финских земель.  После смерти Рюрика остался его малолетний сын Игорь, но все дела в Новгороде взял в свои руки, то ли воевода, то ли родственник Рюрика Олег. Но официально князем остался Игорь. Власть от отца к сыну передана по наследству. Так получила начало династия Рюриковичей, которая правила в русских землях много сотен лет. 2
Согласно летописи, в 882 году, новгородский князь Олег овладел  Киевом и провозгласил его столицей своего государства. В 882 г. он собрал большую рать и предпринял поход на юг. Олег овладел главным городом кривичей Смоленском, затем взял Любич.
 Можно сказать, что  882 год стал очень важным в  судьбе восточных славян, когда  под властью одного князя объединилась  Северная Русь (Новгород) и Южная  Русь (Киев). Один важный момент: Олег  объединил два важнейших торговых  центра по великому водному пути «из варяг в греки». Это дало ему возможность приступить к подчинению своей власти прочих племенных княжений восточных славян в единое государство.
Олег стал высшей политической властью в Киевской Руси. Он выступал как законодатель, военный вождь, верховный администратор и верховный  судья. В дальнейшем, княжеская власть стала наследственной, что делало ее легитимной в глазах современников. Постепенно власть князя стала восприниматься как власть государства. Утверждалась мысль об избранности людей, принадлежавших к княжескому роду.
2.Тенденции развития государства.
Объединив восточнославянские земли, освободив многие из них от дани чужеземцам, Олег придал княжеской  власти невиданный доселе авторитет  и международный престиж. Теперь он принимает на себя титул великого князя, т.е. князя всех князей. Остальные же властители отдельных племенных княжений становятся его данниками, вассалами, хотя и сохраняют еще права по управлению своими княжествами.
Новое государство Русь не уступало по своим размерам Франкской  империи Карла Великого или Византийской империи. Однако многие районы Руси были мало заселены и малопригодны для жизни. Слишком велика была разница в уровне развития различных частей государства. Кроме того, оно сразу же стало многонациональным государством, включало в свой состав разные народы. Все это делало его рыхлым и непрочным.
Князь Олег был известен не только своей объединенной политикой  и борьбой с хазарами. С самого своего возникновения Русь ставила  перед собой масштабные задачи: овладение  устьем Днепра,  устьем Дуная, утверждение  в Северном Причерноморье и на Балканах, прорыв через хазарские  кордоны на восток и подчинение своему контролю Таманского полуострова и  Керченского пролива.  Некоторые  из этих задач были намечены еще  антами, а позднее – Полянскими князьями, и теперь возмужавшая Русь вновь пыталась повторить прорыв предков. Частью этой политики стал поход Руси на Византию в 907 г. В 911 г. Олег подтвердил свой договор с Византией. В Константинополь прибыло русское посольство, которое заключило с империей первый в истории Восточной Европы письменный договор. В одной из статей шла речь об установлении между Византией и Русью военного союза. Так государство Русь сразу же заявило о себе как о крупной силе на международной арене.  Покорённые племена князь Олег обложил данью, обязал их поставлять ему воинов. После его смерти процесс дальнейшего формирования державы Рюриковичей сделался уже необратимым. Его заслуги в этом деле неоспоримы.
В X веке Киевская Русь преимущественно рассматривалась как самобытное общество и государство, развивающееся иным, нежели Европа или Азия, путем. Князю принадлежала высшая хозяйственная,  административная, судебная и военная власть. Он, однако, не являлся единоличным правителем государства, а его власть еще не приобрела отчетливо наследственного характера. Существовали различные способы замещения великокняжеского престола: наследование, насильственный захват, наконец, избрание вечем. Последний способ, впрочем, имел вспомогательный характер: избрание князя вечем обычно лишь подкрепляло наследование или узурпацию им власти.
Князь управлял при помощи дружины, делившейся на старшую («бояре», «мужи») и младшую («гриди», «отроки», «детские»). Старшая дружина фактически являлась княжеским советом. Совместно  с ней князь принимал решения  о походах, сборе дани, строительстве  крепостей и др. Из нее впоследствии выросла Боярская дума. Дружина содержалась  князем на его средства: за счет добычи от завоевательных походов, отчислений от дани и судебных сборов. В недрах дружинной организации, еще до образования  Древнерусского государства, сложилась  так называемая десятичная или численная  система управления, распространившаяся впоследствии на города и общины: население  делилось на десятки, сотни, тысячи во главе соответственно с десятскими, сотскими, тысяцкими.
Ближайшие родственники князя  – братья, сыновья, племянники – образовывали особую аристократическую прослойку, стоявшую выше других дружинников. Некоторые из них имели свои собственные дружины. Занимая киевский стол, новый князь обычно соединял собственную дружину с дружиной своего предшественника.
Несмотря на некоторый  рост княжеской администрации, государственный  аппарат Древнерусского государства  оставался примитивным. Государственные  и дворцовые функции еще не обособились друг от друга и выполнялись  одними и теми же лицами.
Развитие феодальных отношений способствовало усилению позиций местных феодалов - князей и бояр. В их статусе - крупных вотчинников - соединились право на землю и право на власть. Будучи вассалами великого князя, они обязаны были ему служить. В то же время они являлись полными господами в своих вотчинах, обладали правом иммунитета, т.е. осуществляли в своих владениях некоторые государственные функции, могли иметь собственных вассалов. Государственный аппарат фактически совпадал с аппаратом управления княжеской и боярской вотчиной.
Судебных органов как  особых учреждений в Древнерусском  государстве не было. Правосудие осуществлялось князем или его представителями  на основе обычного права и норм Русской Правды. По мере становления  вотчинного землевладения и оформления боярского иммунитета росло значение боярского суда над зависимыми крестьянами.
Важную роль в Древнерусском  государстве продолжало играть вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан. Решающее слово на вечевых собраниях  принадлежало городской знати. На вече выносились важнейшие вопросы жизни  городской общины. Особенно значительна  была роль вече в организации обороны  города: оно формировало народное ополчение и выбирало его предводителей - тысяцкого, сотских, десятских. Иногда вече избирало князей, заключало с  ними договор (ряд). Атрибутами вече являлись вечевой колокол и специальная  трибуна, возвышавшаяся над площадью, - степень. Решения на вече принималось  большинством голосов. В большом  городе могло быть несколько вечевых  собраний. Многие историки рассматривали  вече как орган народовластия.
Основную массу населения  в Древнерусском государстве  составляли крестьяне-общинники. Крестьянская община представляла собой конгломерат мелких поселений. На севере она именовалась миром, на юге - вервью. К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла соседская, или территориальная, община. Общинников объединяло теперь не столько родство, сколько общность территории и хозяйственной жизни. Все владения общины делились на личные и общественные. Община занималась перераспределением земельных наделов, раскладывала подати между дворами, разрешала споры между общинниками, разыскивала преступников. В рамках общины действовал институт круговой поруки. Общинное самоуправление возглавлялось выборным старостой. Государство было заинтересовано в сохранении общинных порядков, так как с их помощью было легче осуществлять сбор податей и обеспечивать лояльность населения княжеской власти.3
Развитие феодальных отношений  и рост крупного землевладения имели  своим результатом постепенное  подчинение общин государству или  отдельным феодалам-вотчинникам. Наряду с выборными старостами появляются назначаемые князьями и боярами  приказчики и иные должностные лица. Со временем и старосты также стали  назначаться феодалами-вотчинниками.
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ эволюции государственного управления в Киевской Руси

1.Анализ  деятельности первых русских  князей.

       Для понимания русской истории, впрочем, как и всякой другой, важен учет влияния на нее личностей. Проанализируем деятельность первых русских князей.
           Первыми русскими князьями принято считать новгородских князей – Рюрика и Олега, и ряд киевских князей. Именно они сформировали основы русской государственности. Утвердили Русь на международной арене.
Князь Рюрик правил с  862г. по 879г. Летописный основатель государственности Руси, варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.
Рюрика отождествляют иногда с  конунгом Рёриком из ютландского  Хедебю (Дания). По другой версии, Рюрик — представитель княжеского рода ободритов, а его имя — это славянское родовое прозвище, связанное с соколом, который на славянских языках назывался также рарогом. Также существуют попытки доказать легендарность Рюрика.
          Именно при этом князе происходило вхождение племенных образований в состав Древней Руси. Словены ильменские, кривичи псковские, чудь и весь сохранили отношения по договору с Рюриком. Смоленские кривичи и меря были присоединены Рюриком, утвердившего в их землях своих «мужей»- наместников. Летопись сообщает о присоединении ранее плативших дань хазарам племен северян 884 г., радимичей в 885 г. и подчинении древлян в 883 г. В походе на Византию в 906 г. участвовали, вероятно, как союзники, хорваты, дулебы (бужане) и тиверцы.
        В это же время - в 862 году (дата приблизительна, согласно ранней хронологии Летописи) варяги, дружинники Рюрика Аскольд и Дир, плывшие в Константинополь, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», устанавливают свою власть над Киевом. В дальнейшем формируется центр будущей Киевской Руси.
В 879 в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при  малолетнем сыне Рюрика Игоре..
         Олег (Вещий Олег) правил с  879 по 912 гг.— князь новгородский и великий князь киевский (с 882). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства. В летописи приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее.
В 882 по летописной хронологии, князь  Олег, родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. Собственно началом образования единого для всех восточных славян государства является объединение князем Олегом в 882 г. двух центров зарождающейся государственности - северного и южного, с общим центром государственной власти в Киеве, захватом Смоленска и Любеча. Древнерусский летописец не зря охарактеризовал князя Олега “вещим”. Он объединил в своих руках жреческие функции наиболее почитаемых языческих культов ильменских славен и приднепровских руссов. Именами Перуна и Велеса клялись послы Олега при заключении договора с греками в 911 г. Захватив власть в Киеве, Олег объявил себя князем от русского рода, тем самым подтвердил свою преемственность от предшествующей ему власти и утвердил законность своего княжения как русского, а не чужеземного князя.
          Еще один важный политический шаг Олега – поход на Константинополь. Согласно летописным источником, в 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой, Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит на вратах Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.
В 911 году Олег отправил в Константинополь  посольство, которое подтвердило  «многолетний» мир и заключило  новый договор. По сравнению с  «договором» 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется  в договоре «великим князем русским».
         В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега (по преданию, Олег умер от укуса змеи) около 912 и правил до 945.
        Игорь Рюрикович правил с 879 по 945 гг.
Согласно «Повести временных лет» (начало XII века), основатель древнерусской  княжеской династии Рюрик умер в 879, передав власть своему родичу Олегу. Рюрик оставил на попечение Олега  малолетнего сына Игоря. Самостоятельно править Русью Игорь стал в 912 г.
Отправившись в поход на Византию (907), Олег оставил Игоря наместником  в Киеве. После смерти Олега в 912 Игорь стал правителем Киевской Руси. После смерти Олега, почувствовав более  слабую руку, древляне отказались было выплачивать установленную дань, но князь Игорь усмирил бунт и  заставил древлян подчиниться.
         Игорь совершил ряд походов. В 913 году под предводительством Игоря, был совершен поход на побережье Каспийского моря, подступы к которому находились под контролем хазар. Поэтому в качестве платы за пропуск им была обещана половина добычи. Добыча действительно была огромной. Половину русичи, как и обещали, отдали хазарам. Из-за второй половины, на которую также стали претендовать хазары, разгорелась страшная битва, в результате которой почти все войско князя Игоря было уничтожено.
         В правление князя Игоря территория русичей впервые подверглась нападению печенегов. В 915 году князю Игорю удалось заключить с ними союз, и 5 лет они не тревожили русские земли. В 941 году князь Игорь предпринял поход на Царьград, который закончился очень печально для русского войска: византийцами был применен так называемый "греческий огонь" и большая часть войска князя была уничтожена.
          Желая смыть позор после поражения первого похода на Царьград, князь Игорь собрал второй поход. В 944 году объединенное войско русичей , варягов и печенегов отправилось на юг. Предупрежденные болгарами и хазарами "о руси без числа", византийцы предложили мир на выгодных для русичей условиях. Посоветовавшись с мудрыми дружинниками, князь Игорь принял предложение императора. На следующий год Киев и Царьград обменялись посольствами и заключили новый мирный договор.
          После этого похода князь Игорь больше не воевал и даже на сбор дани отправлял дружину своего боярина Свенельда, что стало сказываться на уровне благосостояния дружины самого Игоря. В дружине Игоря скоро стали роптать: "Отроки (дружинники) Свенельда разбогатели оружием и платьем, а мы наги; пойди, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы". (Карамзин) После долгих уговоров князь Игорь отправился со своей дружиной в древлянскую землю за данью. Посчитав дань недостаточной, князь Игорь решил собрать дань еще раз. Возмущенные таким произволом, древляне из Искорестеня перебили маленький отряд Игоря, а самого его убили. Это произошло в 945 году.
          Князь Игорь был женат на псковитянке Ольге, которую по одной из легенд ему избрал Олег в 903 году, и имел сына Святослава.
Святослав Игоревич (957-972 гг. (самостоятельно с 962 г.)
         Святослав Игоревич — князь новгородский, великий князь киевский, прославился как полководец. Русский историк Н. М. Карамзин назвал его «Александром (Македонским) нашей древней истории». По словам академика Б. А. Рыбакова, походы Святослава 965—968 годов «представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии».
Формально Святослав стал великим  князем в 3-х–летнем возрасте после  гибели в 945 году отца, великого князя  Игоря, но самостоятельно правил с  962 года.
        Святослав был сыном князя Игоря и княгини Ольги. После убийства древлянами князя Игоря Святослав был слишком мал, чтобы править государством: ему было всего три года. До его совершеннолетия правила княгиня Ольга. Летопись сохранила описание начала военной карьеры Святослава. Желая отомстить за мужа, княгиня Ольга собрала большое войско и направилась в Древлянскую землю. Войско киевлян "встретилось с ними, и младый Святослав сам начал сражение. Копие, брошенное в неприятеля слабою рукой отрока, упало к ногам его коня; Асмуд и Свенельд, ободрили воинов примером юного героя и с восклицанием: "Друзья! Станем за князя!" – устремились в битву...". (Карамзин) Так с самого детства была определена жизнь Святослава – князя-воина. 
Летописец так рисует Святослава. Это был прирожденный воин, "рыцарь без страха и упрека", необычайно выносливый в походах, неприхотливый в быту, он мог спать под открытым небом, подложив под голову седло, был невзыскателен в пище, быстр и решителен в движениях. Святослав никогда не нападал на врага, не предупредив его: 'Иду на вы".
         Княгиня Ольга крестилась в 955—957 годах и пыталась обратить в христианство и сына. Но Святослав до конца остался язычником, объясняя, что христианин не будет пользоваться авторитетом у дружины. Летописец цитирует апостола Павла: «Для неверующих вера христианская юродство есть».
         Около 962 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последние из всех восточно-славянских племён платили дань хазарам. Начиная с 964 года, он совершил ряд походов на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы, освобождая славянские племена от власти хазар и присоединяя к своим территориям новые земли. 
       Первым военно-политическим действием Святослава было решение хазарской проблемы.. В 965 году Святослав совершил поход на Хазарский каганат, взяв штурмом его основные города: город-крепость Саркел, Семендер и столицу Итиль. Русами был взяты Саркел и другие города и укрепленные форпосты на русско-хазарском пограничье, печенегами и торками разгромлены Семендер и многие другие города Хазарии. Хазарский каганат, объединивший в VII в. разноэтничные племена Предкавказья и Волго-Донского междуречья и отразивший в VIII в. арабскую экспансию, распался. Столица Хазарии Итиль была заброшена хазарским населением, основавшим на Волге новый город - Саксин. Святослав вывел с Северного Кавказа на поселение в бывшем русско-хазарском пограничье ясов (осетин) и касогов (черкесов). На месте Саркела была основана Белая Вежа, на Таманском полуострове - Тьмутаракань.
        Также Святослав осуществил два похода в Болгарию, где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области. . Святослав с войском русов и союзных печенегов и венгров нанес поражение болгарскому войску, но не стал разрушать болгарскую государственность, ограничившись утверждением своей власти в Переяславце в низовье Дуная. В 968 году в результате этого похода был захвачен ряд городов, в том числе Переяславец (Преславец) и Доростол (Дристор).
         Постоянно находясь в длительных отлучках, Святослав все управление государством переложил на плечи своей матери – княгини Ольги. В 969 году, когда Святослав находился в своем центре - Переяславце, на Русь напали печенеги и осадили Киев. В городе уже начался голод, когда жители узнали, что на противоположном берегу Днепра, находится небольшой отряд из дружины Святослава под предводительством воеводы Претича. Воевода даже не подозревал о бедственном положении киевлян.
        Летопись приводит легенду о юноше, который, рискуя жизнью, сумел предупредить отряд. Киев был спасен. А Великому князю было отправлено послание с упреком: "Ты, князь, чужой земли ищешь и блюдешь ее, а от своей отрекся: нас вместе с матерью и детьми чуть не взяли печенеги. Если ты не защитишь, то они возьмут нас. Неужели тебе не жаль ни твоей отчизны, ни старухи-матери, ни детей твоих?". (Карамзин) Святослав поспешил в Киев и отогнал печенегов в степь. Но мирная жизнь Киева не нравилась князю. После смерти матери – княгини Ольги (969 год) он вновь отправился в Болгарию. Перед походом Святослав поделил государство между сыновьями: Ярополку отдал Киев, Олегу досталась земля древлян, а Владимир ушел в Новгород. Так Святослав пытался укрепить великокняжескую власть, заменяя местных управляющих своими детьми.
Тем временем власть в Византии захватил Иоанн Цимисхий, которого не устраивал  такой воинственный сосед, как Святослав. Объединившись с болгарами, император  объявил войну Святославу. В сражении около Переяславца Святослав  одержал победу. Жестоко наказав  болгар за нерадушный прием, Святослав  принял делегацию императора с предложением взять богатые дары и навсегда уйти из Болгарии. Но Святослав считал эту землю своей, и предложение  императора с гневом было отвергнуто. Началась новая война князя Святослава с Византией и Болгарией (970-971 годы). Войска византийцев и болгар осадили Доростол, где находились главные силы Святослава.
          23 апреля 971 года Цимисхий подошёл к Доростолу. В сражении русы были отброшены в крепость, началась трёхмесячная осада. Стороны несли потери в непрерывных стычках. 21 июля произошло ещё одно генеральное сражение, в котором Святослав, по данным византийцев, получил ранение. Сражение окончилось безрезультатно для обеих сторон, однако после него Святослав вступил в мирные переговоры.
       Условия русов Иоанн Цимисхий безоговорочно принял. По договору Русь оставляла Болгарию, Византия выплачивала Руси установленную дань и подтверждала торговые отношения. Болгарский царь Борис II сложил с себя знаки царской власти и был возведён Иоанном Цимисхием в сан магистра. Вся восточная Болгария была присоединена к Византии, независимость сохранили только западные области.
           После заключения мира с Византией, Святослав направился к днепровским порогам, по дороге зазимовав в Белобережье. Весной 972 года изнуренный походом отряд Святослава принял бой с печенегами. В этом бою Святослав был убит. Из черепа Святослава печенежский предводитель. Куря, велел сделать себе чашу и пил из нее во время празднеств.
2. Эволюция государственности при Владимире Святом и Ярославе Мудром
В 980г. великим князем киевским становится Владимир Святославич. Именно его тридцатипятилетнее правление  стало началом эпохи расцвета Киевской Руси.
Владимир сформировался  не только как убежденный язычник, но и как враг тех людей, которые  постоянно принижали его в  Киеве. Он обладал сильным характером, большим умом, неукротимой отцовской  волей. При Владимире в жертву Перуну, впервые за долгие годы, были принесены живые люди и среди них – несколько христиан. Казалось, что язычеству на Руси теперь не будет конца.
Но уже в то время  Владимир приступил к решению  крупных государственных задач. В первую очередь он восстановил  вновь единство Русской земли, потому что во время его междоусобной войны радимичи и вятичи отказались подчиняться Киеву. Три года понадобилось Владимиру, чтобы снова включить их состав Руси.
Продолжил новый великий  князь и укрепление системы управления страной. Как и отец, он посылал своих многочисленных сыновей от разных жен в качестве своих наместников в прежние племенные княжества.
Одной из важнейших государственных  реформ Владимира стало крещение Руси. В 988г. Владимир объявил государственной религией христианство. Этому акту предшествовало участие Владимира во внутренних распрях в Византии и установление с ней династического союза. (Владимир женился на сестре византийского императора принцессе Анне.) Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, не желавшего расставаться с языческой верой.
Крещение Руси объяснилось  целым рядом исторических причин. Во-первых, интересы развивавшегося государства  требовали отказа от многобожия с  его племенными богами и введения монотеистической религии; единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог. Во-вторых, этого требовали международные  условия. Почти весь европейский  мир уже перешел к христианству, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной. В-третьих, христианство с его новыми нравственными нормами  требовало гуманного отношения  к человеку, к женщине, матери и  детям; оно укрепляло семью –  ячейку общества. В-четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, духовной жизни страны. В-пятых, появление на Руси новых общественных отношений, углубление неравенства людей, появление богатых и бедных требовало объяснения. Язычество с его мыслью о неравенстве всех людей перед силами природы не могло дать этого объяснения. Христианство же с его идеей, что все идет от Бога – и богатство, и бедность, и счастье, и несчастье, давало людям некоторое примирение с действительностью.
Принятие христианства имело  огромное значение для развития страны. Оно укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси, способствовало росту международного значения Древнерусского государства,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.