Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа «Деинституциализация» как ликвидация стабильных социальных структур и норм поведения, ее причины

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 05.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Содержание

 
Введение 3
1. Социальные институты как форма реализации общественных потребностей и интересов 5
2. Функции и виды социальных институтов 10
3. Понятие институализации 16
4. «Деинституциализация» как ликвидация стабильных социальных структур и норм поведения, ее причины 21
Заключение 24
Список литературы 26
 

Введение

 
Одна из категорий социологии – это социальный институт. Социальные институты необходимы для организации  совместной деятельности людей ради удовлетворения их социальных потребностей, разумного распределения ресурсов, которыми располагает общество:
    государство своё назначение осуществляет через согласование разнородных интересов, через формирование на их основе всеобщего интереса и его реализации с помощью государственной власти;
    право – это свод правил поведения, которые регулируют взаимоотношения людей в соответствии с общепринятыми ценностями и идеалами;
    религия – это общественный институт, реализующий потребность людей в поисках смысла жизни, истины и идеалов.
Для общества чрезвычайно  важен устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, которые регулируют различные  сферы человеческой деятельности и  организуют их в систему ролей  и статусов.
Любой социальный институт, чтобы стать устойчивой формой организации  совместной деятельности людей, складывался  исторически, на протяжении развития человеческого  общества. Общество и представляет собой систему социальных институтов как сложную совокупность экономических, политических, правовых, нравственных и иных отношений.
Также исторически шёл  процесс институционализации, т.е. превращения  каких-либо социальных, политических явлений  или движений в организованные учреждения, формализованные, упорядоченные процессы с определённой структурой отношений, иерархией власти различных уровней  и др. признаками организации, такими как дисциплиной, правилами поведения  и т.п. Начальные формы институционализации  возникли на уровне общественного самоуправления и стихийных процессов: массовых или групповых движений, волнений и т.д., когда в них возникали упорядоченные, направленные действия, лидеры, способные их возглавить, организовать, а затем и постоянные руководящие группы. Более развитые формы институционализации представлены сложившейся политической системой общества со сформированными социальными и политическими институтами и институциональной структурой власти.
Целью работы является анализ социальных институтов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    охарактеризовать социальные институты как форма реализации общественных потребностей и интересов;
    обозначить функции и виды социальных институтов;
    дать понятие институализации;
    рассмотреть «деинституциализацию» как ликвидация стабильных социальных структур и норм поведения, ее причины.
Контрольная работа состоит из введения, пяти параграфов, заключения и списка литературы.
 

1. Социальные институты как форма  реализации общественных потребностей  и интересов

 
Социальные институты  являются важнейшим фактором общественной жизни. Они являются фундаментом  общества, на котором возвышается  само здание. Они – те «опоры, на которых держится весь социум». Именно благодаря социальным институтам «общество  выживает, функционирует и эволюционирует».
Определяющим условием появления  социального института является возникновение социальных потребностей. Социальные потребности характеризуются  следующими признаками:
    массовость проявления;
    устойчивость во времени и пространстве;
    инвариантность применительно к условиям существования социальной группы;
    сопряжённость (возникновение и удовлетворение одной потребности влечёт за собой целый комплекс других потребностей).1
Основное предназначение социальных институтов – обеспечение  удовлетворения важных жизненных потребностей. Социальные институты (от лат. Institutum –  установление, учреждение, устройство) – это «исторически сложившиеся  устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющие общественно-значимые функции». Т.е. социальный институт определяется как организованная система социальных связей и социальных норм, которая  объединяет общезначимые ценности и  процедуры, удовлетворяющие определённым социальным потребностям.
Даётся и такое определение: социальный институт представляет собой:
    «ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;
    совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
    формальную и неформальную организацию;
    совокупность норм и учреждений, регулирующих определённую сферу общественных отношений».
Итоговое определение  социальных институтов: это специфические  образования, выполняющие общественно  значимые функции и обеспечивающие достижение целей, относительную устойчивость социальных связей и отношений в  рамках социальной организации общества. Социальные институты – исторически  сложившиеся устойчивые формы организации  совместной деятельности людей.
Характерные черты социальных институтов:
    постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений;
    чёткое определение функций, прав и обязанностей каждого из участников связи и отношения;
    регламентация и контроль этих взаимодействий;
    наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих функционирование социальных институтов.
Основными социальными институтами (в зависимости от сферы действия институты бывают реляционными –  определяющими ролевую структуру  общества по различным признакам, и  регулятивными – определяющими  границы независимых действий индивида для достижения личных целей):
    институт семьи, выполняющий функцию воспроизводства общества;
    институт здравоохранения;
    институт социальной защиты;
    институт государства;
    церковь, бизнес, СМИ и др.2
Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную и интегрированную совокупность символов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: религия, образование, экономика, управление, власть, мораль, право, торговля и т.д. Т.е. если обобщить весь перечень элементов социальных институтов, то они предстанут «в качестве глобальной социальной системы, существующей исторически длительное время, удовлетворяющей  насущные потребности общества, обладающей легитимной силой и моральным  авторитетом и регулируемой сводом социальных норм и правил».
Социальные институты  имеют институциональные признаки, т.е. черты и свойства, которые  присущи всем органически и выражают их внутреннее содержание:
    стандарты и образцы поведения (лояльность, ответственность, уважение, послушание, субординация, исполнительность и т.д.);
    символы и знаки (герб государства, флаг, крест, обручальное кольцо, иконы и др.);
    кодексы и уставы (запреты, законы, правила, привычки);
    физические объекты и сооружения (дом для семьи, общественные здания для государственной власти, заводы и фабрики для производства, учебные классы и аудитории, библиотеки для образования, храмы для религиозных отправлений);
    ценности и идеи (любовь к семье, демократия в обществе свободы, православие и католицизм в христианстве и т.д.).
Перечисленные свойства социальных институтов являются внутренними. Но выделяются также внешние свойства социальных институтов, которые каким-либо образом  воспринимаются людьми. К таким свойствам  относятся следующие:
    объективность, когда люди воспринимают институты государства, собственности, производства, образования и религии как определённые объекты, существующие независимо от нашей воли и сознания;
    принудительность, поскольку институты навязывают людям (при этом не зависят от воли и желаний людей) такое поведение, мысли и поступки, которые люди для себя не желали бы;
    моральный авторитет, законность социальных институтов. Так, например, государство – единственный институт, имеющий право применять силу на своей территории на основе принятых законов. Религия имеет свой авторитет на основе традиций и морального доверия людей к церкви;
    историчность социальных институтов. Это даже доказывать нет необходимости, потому что за каждым из институтов лежит многовековая история: с момента зарождения (возникновения) и до настоящего времени.3
Для социальных институтов характерно чёткое разграничение функций  и полномочий каждого из субъектов  взаимодействия; согласованность, слаженность  их действий; достаточно высокий и  жёсткий уровень регуляции и  контроля над этим взаимодействием.
Социальные институты  помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей, обращающихся к ним. Заболел человек – обращается в институт здравоохранения (клиника, больница, поликлиника). Для продолжения  рода есть институт семь и брака  и т.д.
Институты одновременно с  этим выступают инструментами социального  контроля, так как благодаря своему нормативному порядку стимулируют  людей подчиняться и дисциплинироваться. Поэтому институт понимается как  совокупность норм и образцов поведения.
Роль социальных институтов в обществе похожи на функции биологических  инстинктов в природе. Человек в  процессе развития общества утратил  почти все свои инстинкты. А мир  опасен, постоянно меняется окружающая среда, и он должен в этих условиях выживать. Как? На помощь и приходят социальные институты, которые выполняют в человеческом обществе роль инстинктов. Они помогают человеку и всему обществу выживать.
Если социальные институты  функционирую в обществе нормально, то это благо для него. Если нет  – они становятся колоссальным злом. Институты постоянно развиваются, и каждый из них выполняет свои основные функции. Например институт семейно-брачных  отношений выполняет функции  заботы, выхаживания и воспитания детей. Экономические институты  выполняют функции добывания  пищи, одежды, жилья. Образовательные  выполняют функции социализации людей, приобщение к базисным ценностям  человеческого общества и практике реальной жизни. И т.д. Но существует ряд функций, которые выполняются  всеми социальными институтами.
 

2. Функции и виды социальных институтов

 
Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества.
Экономические потребности  в обществе удовлетворяет одновременно несколько социальных институтов, причем каждый институт своей деятельностью удовлетворяет разнообразные потребности, среди которых выделяются витальные (физиологические, материальные) и социальные (потребности личности в труде, самореализации, творческой деятельности и социальной справедливости). Особое место среди социальных потребностей занимает потребность личности в достижении – достижительная потребность. В ее основе лежит концепция Маклелланда, согласно которой каждый индивид проявляет стремление к тому, чтобы выразить, проявить себя в конкретных социальных условиях.
В процессе своей деятельности социальные институты выполняют как общие, так и отдельные функции, соответствующие специфике института.
Общие функции:
    Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.
    Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.
    Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.
    Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.
Отдельные функции:
    Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.).
    Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья).
    Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию.
    Политические институты, ведающие организацией политической жизни.
    Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм.
    Социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам.
    Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем.
Все свои положительные качества социальные институты реализуют лишь при условии их легитимности, т.е. признания целесообразности их действий большинством населения. Резкие сдвиги в классовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут серьезно подорвать доверие населения к существующим руководящим и управляющим органам, нарушить механизм регулятивного воздействия на людей.
В этом случае в обществе резко нарастает нестабильность, угроза хаоса, энтропии, последствия  которых могут стать катастрофическими. Так, усилившееся во второй половине 80-х гг. ХХ в. в СССР размывание социалистических идеалов, переориентация массового сознания на идеологию индивидуализма серьезно подорвали доверие советского народа к старым общественным институтам. Последние не смогли выполнять свою стабилизирующую роль и рухнули.
Неспособность руководства  советского общества привести основные структуры в соответствие с обновленной  системой ценностей предопределила распад СССР и последующую нестабильность российского общества, т.е. устойчивость общества обеспечивается лишь теми структурами, которые пользуются доверием и поддержкой его членов.
В ходе развития общества от основных социальных институтов могут отделяться новые институциональные образования. Так, из социального института образования на определенном этапе вычленяется институт высшего образования. Из общественной правовой системы был создан Конституциональный суд как самостоятельный институт. Подобная дифференциация – один из важнейших признаков развития общества.
Социальные институты можно назвать центральными компонентами структуры общества, интегрирующими и координирующими множество индивидуальных действий людей. Система социальных институтов, отношений между ними является каркасом, который служит основой формирования общества, со всеми вытекающими последствиями. Каковы фундамент, конструкция, несущие составляющие общества, таковы его прочность, фундаментальность, монолитность, стабильность.
Процесс упорядочения, формализации, стандартизации общественных отношений  в рамках старой структуры и создание новых социальных  институтов  называется институтализацией. Чем выше ее уровень, тем качественнее жизнь общества.
Г.Спенсер был  одним из первых, кто обратил внимание на проблему институционализации общества и стимулировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей «организмической теории»  человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом  и организмом, он различает три  основных типа институтов:
    продолжающие род (брак и семья) (Kinship);
    распределительные (или экономические);
    регулирующие (религия, политические системы).4
Данная классификация  основана на выделении главных функций, присущих всем институтам.
Западный социолог-структуралист  П.Блау в основу своей классификации  существующих институтов положил ценности, которые они воплощают в своей  нормативной структуре:
    интегративные институты, «увековечивающие партикуляристские  ценности, поддерживают социальную солидарность и сохраняют четкий характер и идентичность социальной структуры», Т.е. их деятельность направлена на поддержку солидарности и существующих партикулярных ценностей в обществе.
    Диструбутивные институты воплощают в себе и реализуют универсальные ценности, которые выступают средством «сохранения социальных соглашений, выработанных для производства и распределения необходимых социальных льгот, вложений и различного рода вознаграждений».
    организационные институты используют ценности для достижения цели, они служат «увековечению авторитета и организации, необходимых для мобилизации ресурсов и координации коллективных усилий, направленных на достижение социальных целей».
Российские социологи  также приводят много различных  классификаций социальных институтов. Например, А.А.Радугин и К.А.Радугин  выделяют шесть комплексов социальных институтов:
    экономическо-социальные институты;
    политические институты,
    социокультурные и воспитательные институты;
    нормативно-ориентирующие институты;
    нормативно-санкционирующие институты;
    церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты.
А.П.Лимаренко, с  точки зрения содержания исполняемых  функций, делит социальные институты  следующим образом:
    экономические институты (банки, биржи, корпорации, предприятия сферы потребления и услуг и др.);
    политические институты (государство с его центральными и местными органами власти, партии, общественные организации, фонды и др.);
    институты воспитания и культуры (школа, семья, театр и др.);
    социальные, в узком смысле, институты (институты социального обеспечения и опеки, различные самодеятельные организации).
М.О. Мнацаканян, один из авторов книги «Социология: Парадигмы  и темы», подразделяет социальные институты  по главным сферам общественной деятельности и выделяет прежде всего политические институты, правовые и правоохранительные институты, а также институты  экономические. И.И.Лейман в зависимости  от выполняемых функций делит  институты на следующие группы: экономические; политические; воспитательные и культурные, включая науку; социальные институты  в узком смысле слова (добровольные общества, клубы, товарищеские объединения  и т.п.).5
Несмотря на большое  разнообразие существующих классификаций  социальных институтов, во многом это  обусловлено различными критериями деления, почти все исследователи  как самые важные выделяют два  вида институтов – экономические  и политические. Это связано с  тем, что значительная часть ученых считает, что институты экономики  и политики оказывают наиболее существенное влияние на характер изменений в  обществе.
Следует отметить, что очень важным, в высшей степени  необходимым, вызванным к жизни непреходящими потребностями социальным институтом, кроме приведенных двух выше, является семья. Это исторически первый социальный институт любого общества, а для большинства примитивных обществ – единственный реально функционирующий институт (например, у многих народов Севера, среди современных племен Центральной Африки и т.д.). Семья является социальным институтом особого, интегративного характера, в котором находят свое отражение все сферы и отношения общества. Важное значение в обществе имеют и другие социально-культурные институты – образование, здравоохранение, воспитание и др.
 

3. Понятие институализации

 
Социальные институты  выполняют своё предназначение за счёт упорядочивания, стандартизации и формализации общественной деятельности, связей и  отношений.
Институция – целое, меньшее, чем институт:  социальная практика,  традиция,  учреждение.
Этот процесс упорядочивания, стандартизации и формализации называется институционализацией. Институционализация  – есть в принципе процесс формирования социальных институтов, когда происходит процесс упорядочения и формализации социальных связей. Т.е. это «процесс выработки и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей; приведение их в систему, которая способна действовать  в направлении удовлетворения определённой социальной потребности».
Содержание институционализации  составляет «формирование устойчивых, регулярных, самообновляющихся и  упорядоченных социальных связей. В  процессе институционализации происходит замена спонтанного, хаотического поведения  на предсказуемое, которое ожидается  и регулируется».
Без институционализации  современное общество существовать не может.
Социолог С.С. Фролов выделил  в процессе институционализации  семь стадий:
    Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.
    Формирорвание общих целей членов социальной группы.
    Формирование социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.
    Появление процедур (стандартизированных образцов поведения), связанных с нормами и правилами.
    Институционализация норм, правил и процедур, т.е. их принятие, практическое применение.
    Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференциация их применения в отдельных случаях.
    Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института и посредством которых их поведение регулируется в определённых рамках.6
Итогом процесса институционализации  является создание в соответствии с  нормами, правилами чёткой статусно-ролевой  структуры, социально одобряемой большинством участников этого социального процесса.
Чтобы социальные институты  эффективно функционировали, необходимо наличие ряда условий:
    четкое определение целей и объёма функций, которые реализуются каждым социальным институтом, для того чтобы избегать конфликтов, которые могут быть, если несколько институтов дублируют одни и те же функции или те же полномочия и компетенции;
    любой институт должен функционировать независимо от личных интересов тех людей, которые выполняют конкретные институциональные роли. Институциональная роль – «это наиболее постоянная в данном институте совокупность поведенческих ожиданий, отступление от которых наиболее жёстко наказывается. Благодаря устойчивости институциональных ролей происходит выравнивание индивидуальных различий при их выполнении».
А также: эффективность любого социального института в немалой  степени зависит от общественного  признания, возможности повышения  своего влияния и престижа в глазах всей социальной группы.
Определим потребности, возникновение  которых ведёт к институционализации:
    потребности в коммуникации;
    потребности в производстве продуктов и услуг;
    потребности в распределении благ и привилегий;
    потребности в обеспечении безопасности граждан;
    потребности в поддержании системы неравенства;
    потребности в социальном контроле над поведением членов общества (религия, мораль, право, пенитенциарная система).
Важным компонентом институционализации  является создание её материальной, финансовой и ресурсной базы.
Ещё одной предпосылкой процесса институционализации является формирование общих целей определённого сообщества. Люди реализуют свои потребности  сообща, а это значит, что на основе совместной деятельности образуются социальные связи, взаимодействия и отношения  людей, социальных групп и других общностей. В процессе деятельности они решают конкретные задачи, и, следовательно, ставят цели, ради которых живут, трудятся.
Появление ценностей, социальных норм и правил поведения - очень важный момент в процессе институционализации. Это происходит стихийно, методом  проб и ошибок, но стихийное социальное взаимодействие даёт потрясающий результат: в практической жизни люди постепенно производят отбор приемлемых образцов и стереотипов поведения, которые, повторяясь, оцениваются и становятся эталоном, образцом и превращаются в стандартизированные обычаи или  традиции. Оцененные и отобранные образцы поведения закрепляются в качестве обязательных норм на основе общественного мнения, а затем  санкционируются государственными органами власти.
Таким образом, институционализация  является процессом «определения и  закрепления социальных ценностей, норм, образцов поведения, статусов и  ролей, приведением их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения определённых жизненно важных потребностей». Система начинает функционировать, она гарантирует необходимое и схожее поведение людей в обществе и государстве, направляет в нужное русло стремления, устанавливает способы удовлетворения потребностей людей, разрешает конфликты, которые всегда возникают в повседневной жизни, и обеспечивает стабильность и равновесие в рамках определённой общности и всего общества.
Последний важнейший элемент  институционализации – организационное  оформление социального института, который характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными  функциями, которые обеспечивают достижение целей, имеет набор социальных позиций  и ролей, типичных для своего существования  и деятельности, и располагает  определёнными материальными ценностями (зданиями, ресурсами, финансами и  т.д.).
Падение авторитета социального  института называется институциональным  кризисом. Его причиной может стать  неспособность института эффективно выполнять свои функции. Например, институт образования – школа или вуз  – учить детей, студентов; институт медицины клиника – лечить людей  и т.д. Это происходит, когда институциональные  нормы провозглашены, но никем не соблюдаются. А, например, кризис политических институтов проявляется в снижении доверия населения, граждан к  этим институтам: определённым партиям, движениям к гражданским институтам вообще. Несоблюдение институциональных  норм также приводит к институциональному кризису.
Без институционализации  не может существовать ни одно современное  общество. Как процесс упорядочения, укрепления социальных связей и отношений  – институционализация предполагает наличие соответствующей социальной потребности – материальной, духовной, физиологической и т.д., наличие  определённых социальных норм и ценностей, которые и обеспечивают упорядоченность  социальных связей в обществе. Социальное поведение человека осуществляется на основе тех представлений, которые формируются культурой. Культура на основе социальных ценностей отбирает образцы и стандарты поведения, которые постепенно будут в процессе развития разделяться большинством общества. Это ценности, т.е. общепринятые в данном обществе убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, и средства, посредством которых он должен их достигать. Это социальные нормы – правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей в соответствии с принятыми ценностями доминирующей культуры в обществе. Это правовые нормы – они общеобязательные в силу их связи с государством и опираются на государственное принуждение, которое осуществляется правоохранительными органами. Наконец, это нормы морали, обеспечивающиеся силой общественного мнения.
Именно институционализация  – процесс становления и укрепления социальных связей и отношений, который  сложился на доминирующих социальных ценностях, социальных нормах, моральных  и правовых нормах, рождает социальную потребность человека в определённом поведении, которое может поощряться членами социального института  или отвергаться. Благодаря определённым социальным потребностям возникают  политические партии, спортивные общества, семья, всевозможные объединения людей  по интересам и мировоззрению  и т.д. Социальные потребности порождают  процессы появления и формирования социальных институтов. Они динамичны  и постоянно эволюционируют. Ничто  не стоит на месте. Процесс институционализации  происходит постоянно и будет  продолжаться, пока существует человеческое общество.
 


4. «Деинституциализация»  как ликвидация стабильных социальных  структур и норм поведения,  ее причины

 
Процесс деинституционализации начинается при долговременном невыполнении институтом своего функционального требования, независимо от причины этого невыполнения. Изучение механизма возможной деинституционализации  выявляет слабые стороны существующих институтов. Учитывая возможность неинституционального состояния, о деинституционализации  можно говорить только тогда, когда  временная протяженность периодов неинституционального состояния нарастает, и оно начинает доминировать.
Деинституционализация – сложный процесс. На самом деле мы не можем привести ни одного примера полностью деинституционализированного института. Если бы такой пример был, то это означало, что деинституционализация не произошла полностью. Институты, хоть и ставшие раритетами, остались в ассортименте нашего выбора. Они, казалось бы, уже не значимы и не могут организовывать общественную жизнь. Но у них остался признак устойчивости, и поэтому они полностью не исчезли, оставшись в исторической памяти. Более того, возможно, что они войдут в новые институциональные конфигурации. Как, например, суд шариата был снова призван исламским фундаментализмом. Не прошедшая полностью  деинституционализация  возвращает институт в доинституциональное состояние.
На этапе  деинституционализации в зависимости  от поставленных целей возможны такие  стратегии управленческого воздействия  как прекращение, ускорение и  упорядочивание процесса деинституционализации. 7
Решение первой задачи вначале может выглядеть  как замедление деинституционализации. Институт, уже утрачивающий легитимность, сложно полностью восстановить в  прежних правах. Скорее всего, выход  будет найден в создании новых институциональных конфигураций. Ускорение деинституционализации социального явления может происходить в виде упорядочивания этого процесса.  Деинституционализация  легитимного института маловероятна, поэтому именно легализация и создание новых конфигураций, замещающих институт, может стать реальной основой управленческого воздействия на этот процесс.
Рассмотрение  типологии институтов управления – инструментальных, нормативно-ролевых и коммуникативных в контексте этапов институционального развития приводит к следующим выводам. Неосознанное существование инструментальных институтов как заменителей инстинктов может трактоваться и как расцвет их институционализации, и как предпосылка доинституционального состояния. Это связано с тем, что инструментальные институты очень устойчивы. Согласно критериям отнесения к институтам здесь имеет место полное соответствие, поэтому инструментальные институты – это наиболее жесткий тип институтов управления. Однако полное отсутствие у субъекта установления возможности изменить инструментальный институт приводит к тому, что только  деинституционализация  инструментального института и переход его в доинституциональное состояние восстанавливает в правах субъекта установления. Здесь можно сказать, что слишком жесткая структура инструментальных институтов может привести их к упадку при малейшем социальном изменении, которое все-таки удалось провести. Пройдя через этап деинституционализации, ранее инструментально оформленное социальное явление может уже институционализироваться как нормативно-ролевое. Данное обстоятельство также свидетельствует, что теоретически возможно говорить о социальном явлении как об институте, когда оно еще или уже не может им являться, т.е. речь идет об институте в предпосылке.
Нормативно-ролевой  институт как наиболее распространенный тип институтов управления в большинстве  исторически осмысленных нами цивилизаций, включая современную, проходит этапы  институционализации в связи с осознанным управленческим вмешательством широкого круга субъектов установления. Поэтому с социальной точки зрения, даже негативно воспринимаемый нормативно-ролевой институт предпочтительнее инструментального, так как сама критика, протест, конфликт или борьба являются предпосылками его корректировки.8
Коммуникативный институт во многом является результатом  деинституционализации нормативно-ролевого института. Мы сомневаемся в том, что возможно становление коммуникативного института непосредственно в  процессе деинституционализации инструментального  института без стадии нормативно-ролевого. Коммуникативный институт как наиболее «мягкий» тип института управления, как управляемый институт предъявляет  высокие требования к развитию общества и осознанному самоконтролю личности, поэтому доминирование коммуникативных  институтов в институциональной  структуре общества - это дело достаточно отдаленного будущего. Но, так как  три типа институтов управления в  «чистом» виде являются идеальными типами, можно говорить о разнообразных  переходных типах, например, о преимущественно  нормативно-ролевых институтах, имеющих  коммуникативную составляющую.

 

 

Заключение

 
Таким образом, социальные институты  выступают опорными точками общественного  порядка, именно на них держится социальный мир. Но следует иметь в виду, что  у каждого социального (главного) института свои системы наработанных в процессе институционализации  практик, норм, методов, приёмов, процедур. Экономические институты, например, не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, рынок, маркетинг, менеджмент и т.д. 
Социальный институт –  это всегда нормативная система, в которой все элементы согласованы  и вместе составляют единое, целостное  образование. В любом обществе и  культуре существуют нормативные системы. Благодаря
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.