Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Рыночная экономика, причины возникновения и общая характеристика

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 05.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ 
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Филиал  ФГБОУ  ВПО «МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА  И СТРОИТЕЛЬСТВА» 
в г. Люберцы Московской области
 
 
 
Кафедра: экономики и управления
Дисциплина:  микроэкономика
 
 
 
 
 
Контрольная работа
на тему: Рыночная экономика, причины возникновения
и общая характеристика.
 
 
 
 
Выполнил:
Чугунов Дмитрий Владимирович
студент 1 курса
шифр: ЭС -12-147л
 
 Проверила:
Бодрова Елена Егоровна
доцент, к.э.н.                                                      
 
 
г.Люберцы, 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
1. РЫНОК: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА.
1.1. ПОНЯТИЕ РЫНКА………………………………………………………….4
1.2. ФУНКЦИИ РЫНКА…………………………………………………………5
2. РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА…………………………………...…….13
2.1. ПОНЯТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА……………………………….13
2.2 ФУНКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ  РЫНКА…………………………....….14
3. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА.
3.1. ПОНЯТИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………18
3.2. ИНСТИТУТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………..20
3.3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ……………………..21
3.4. ПРЕИМУЩЕСТВА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ……………………….22
3.5. НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………23
4. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.
4.1. ОБЩИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ..25
4.2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..…36
 
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   ВВЕДЕНИЕ
 
   Современная экономика развитых стран носит  рыночный характер. Рыночная система  оказалась наиболее эффективной  и гибкой для решения основных экономических проблем. Актуальность  выбранной темы обусловлена переходом  от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Разрушалось натуральное и полунатуральное  хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка. В результате этих и многих других проблем стали  постепенно развиваться рыночные отношения  и сам рынок.
   Цель исследования  – изучить рынок и рыночную  экономику, их сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка.
    Возникают следующие задачи:
1. Раскрыть понятие  рынка, связь между покупателями  и продавцами, торговыми посредниками  по поводу движения продукции  и денег, связь производителей и потребителей благ и ответить на основные вопросы: что, как и для кого производить?
2. Определить  в чем  заключается сущность  рынка,  его функции, основные  цели  рыночной организации, что   такое рыночная экономика, виды  рынков.
3. Изучить  преимущества и недостатки рынка,  инфраструктуру рынка, особенности рыночной экономики, рынок и государственное макроэкономическое  регулирование.
 
  
 
 
 
 
 
 
3
1. РЫНОК: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
1.1ПОНЯТИЕ РЫНКА
Можно дать несколько  определений рынка:
Рынок – это обмен, организованный по законам товарного  производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.
Рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
    Рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.
О рынке высказались американские ученые Р. Липси, П. Стейнер, Д. Первис. Они указывают, что рынок – это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии тех, кто принимает экономические решения: миллионы потребителей принимают самостоятельные решения, какие товары и в каком количестве покупать; огромное число предпринимателей – что и как производить; владельцы факторов производства – кому и как эти товары продавать. Рынок является фундаментом для понимания  ключевых путей экономического развития и путей повышения эффективности на микро- и макроуровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Рынок представляет собой определенную систему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что включается в понятие “рыночный механизм”. Рынок существует в совершенно конкретных
социально-экономических  условиях и зависит от института  собственности.
4
Он играет важную роль в системе общественного воспроизводства  во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении.
Существуют  три основных условия, сделавшие  рынок объективно необходимым:
Первое  условие –  общественное разделение труда, возникшее  в глубокой древности. Крупные ступени  общественного разделения труда. Первая из них – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья – возникновение купечества. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.
Второе  условие –  это экономическая обособленность производителей. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность возникает на базе частной собственности.
Для эффективного функционирования рыночного  хозяйства необходимо и третье условие – самостоятельность  производителя, свобода предпринимательства. 
1.2. ФУНКЦИИ РЫНКА
Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций:
Информационная. Через  постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности.
Регулирующая – самая  важная функция. Она связана с  воздействием рынка 
5
на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует  снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей.
Ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ.
Важную  роль в рыночном регулировании имеет  соотношение  спроса и предложения, существенно  влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. Действует регулирующая “невидимая рука”, о которой писал  еще Адам Смит: “Предприниматель имеет  в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой  направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя  свои собственные интересы, он часто  более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда  сознательно стремится служить  им”2.
Санирующая. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным.
Виды  рынка. Система рынков – совокупность всех видов рынков, характеризующихся разнообразными критериями и признаками. Рынки функционируют на разных уровнях, во всех сферах и видах деятельности, в различных регионах страны. С  точки зрения соответствия законодательства 
6
выделяют типы рынков:
   - легальный  (официальный);
   - нелегальный  (теневой),
Нелегальный рынок –  неотъемлемый элемент  теневой экономики, под которой  понимается незаконная и незарегистрированная деятельность.
Различают  два типа рынка: совершенной и несовершенной  конкуренции.
Рыночная  система функционирует эффективно в условиях многообразия форм собственности, свободы поведения хозяйствующих  субъектов, их ответственности за результаты своей деятельности, свободного ценообразования, конкуренции производителей, оптимального участия государства в регулировании  рыночных процессов с помощью  соответствующих экономических  рычагов.
Структура рынка включает виды рынков в зависимости  от ряда критериев. Но все рынки взаимосвязаны  и взаимообуславливают друг друга:
   1. По объектам  рыночных отношений:
   - товаров  и  услуг;
   - средств  производства;
   - рабочей  силы;
   - ссудного  капитала;
   - финансов;
   - ценных  бумаг.
   2. По географическому  положению:
   - местный;
   - региональный;
   - национальный;
   - мировой.
   3. По проявлению конкуренции:
   - свободный;
   - монополистической   конкуренции;
   - олигополический;
7
   - монопольный.
   4. По объему  продаж:
   - розничный;
   - оптовый.
   5. По механизму  регулирования:
   - совершенной   конкуренции;
   - несовершенной  конкуренции;
   - регулируемый.
Таким образом, рынок  как развитая система  отношений  товарного обмена представляет собой  систему отдельных рынков, как  бы элементов единого большого рынка. 
Сущность  рынка.  Углубленное понимание категории “рынок”  требует учета его места в  экономической деятельности. Можно  выделить четыре сферы экономической  деятельности:
1. Производство;
2. Распределение;
3. Обмен;
4. Потребление.
Естественная  цель экономической  жизни – это  потребление, важнейшей  сферой экономики  является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы – ключ ко всем изменениям в других сферах экономики.
Однако  между производством  и потреблением находятся и другие сферы. За производством  следует распределение, то есть система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в формировании социальных отношений  между людьми, в
определении материального  положения различных слоев общества. Но распределение – это не только следствие производства. От того, как 
8
распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность  производственного  процесса.
Хотя  обмен занимает третье место в  иерархии сфер экономики, он, подобно  распределению, оказывает  сильное  обратное воздействие на производство. Сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного  хозяйства, а поэтому и развитие рынка  как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.
Структура рынка. Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Совокупность  всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.
Можно выделить следующие  критерии для  характеристики структуры  и системы  рынка:
Первый  — по объектам:
• рынок товаров  и  услуг (потребительский рынок);
• рынок  факторов производства;
• финансовый рынок;
• рынок  научно-технических  разработок, патентов;
• рынок  информации;
• рынок  средств обращения;
• рынок  отдельных  товаров или товарных групп;
• рынок  лицензий и  др.
Рынок товаров и услуг. Описывая товарное хозяйство и рыночную систему, мы тем самым описывали историю и механизм функционирования рынка товаров и услуг.
Рынок факторов производства.  Объектами купли-продажи на этом рынке являются земля, капитал. Соответственно, можно различать и сегменты этого рынка - рынок земли, рынок труда, рывок капиталов. На
рынке земли огромную роль играет географический фактор и  ограниченность
9
самих земель, как никакого другого ресурса. Дело в том, что  под землей понимается не только земля  как таковая, но и те дополнительные товары и услуги, которые она дает урожай, сырье, материалы, полезные ископаемые и т. д. Рынок труда организуется в форме биржи труда, где непосредственно формируется сложная инфраструктура, позволяющая сводить вместе работодателей и наемных рабочих, продающих свою рабочую силу. На рынке капиталов занимаются организацией купли-продажи средств производства, зданий, сооружений, станков, оборудования.
Финансовый  рынок  — рынок, где покупаются и продаются  финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя в другие ценные бумаги. На этом рынке формируются ссудный процент, курс валют и ценных бумаг. Главным орудием финансового рынка является ссудный процент, превратившийся в универсальный критерий эффективности, вложения капитала в какую бы то ни было отрасль производства. Суть ссудного процента с этой точки зрения заключается в том, что он указывает минимальный уровень отдачи, эффективности капитальных вложений.
Рынок информационных продуктов  — особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию.
Рынок лицензий — часть  рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.
Второй  критерий —  по субъектам: 
• рынок  покупателей;
10
• рынок  продавцов;
• рынок  государственных учреждений,
• рынок  промежуточных  продавцов — посредников.
На  рынке покупателей  предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между  собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или  иному товару.
Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание.
Рынок государственных  учреждений включает совокупность актов  купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.
Рынок промежуточных  продавцов  выражает совокупность экономических  отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
Третий  критерий —  по географическому положению:
• местный (локальный) рынок;
• региональный рынок;
• национальный рынок;
• мировой  рынок.
   Мировой рынок  — не только совокупность национальных  рынков различных государств, экономические  связи между которыми определены  международной торговлей, но и  их качественно новый уровень. 
Четвертый критерий —  по уровню насыщения:
• равновесный  рынок;
• дефицитный рынок;
• избыточный рынок.
Пятый критерий — по степени зрелости:
11
• неразвитый рынок;
• развитый рынок;
• формирующийся  рынок.
Шестой  критерий —  по степени ограниченности конкуренции:
• свободный  рынок;
• монополистический  рынок;
• олигополистический рынок;
• смешанный  рынок.
Седьмой критерий —  по соответствию действующему законодательству:
• легальный  рынок;
• нелегальный  рынок.
Восьмой критерий —  по отраслям:
• автомобильный  рынок;
• компьютерный рынок  и т.д.
Девятый критерий — по характеру продаж:
• оптовый  рынок;
• розничный  рынок.
Десятый критерий —  с учетом ассортимента товаров:
• замкнутый  рынок, на котором представлены товары только первого производителя;
• насыщенный рынок, на котором  множество сходных  товаров многих производителей;
• рынок  широкого ассортимента, на котором  есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
• смешанный  рынок, на котором имеются разнообразные  товары, не связанные между собой.
 
 
 
12
2. РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
2.1. ПОНЯТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ  РЫНКА
Инфраструктура  рынка - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Ее характеризуют  как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.
Экономика предполагает создание товаров и  их доведение до потребителей. Последнее  требует организации сферы обращения  товаров. Обслуживание взаимоотношений производителей товаров и их непосредственных потребителей - основное предназначение институтов инфраструктуры.  Инфраструктура рынка является звеном, связывающим  производство и потребление, и поэтому  в большой мере влияет на экономику. Хорошо развитая рыночная инфраструктура позволяет оперативно урегулировать временный дефицит товаров, либо информационные, сервисные, банковские, страховые и прочие услуги в комплексе способствуют эффективной инвестиционной среде и удовлетворению спроса.
Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий. Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи. В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммерческие банки.
В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет
13
происходит перераспределение  доходов, финансирование производственных и социальных программ.
2.2 ФУНКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ  РЫНКА  
Функционирование  рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это  обслуживание рыночных субъектов, с другой — воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора, который непосредственно участвует на рынке.7
Функции инфраструктуры рынка  следующие:
   1. Посредническая  функция состоит в том, что   рынок напрямую соединяет производителей и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи.
   2. Ценообразующая  функция рынка возникает при   столкновении  товарного спроса  и предложения, а также благодаря  конкуренции.
   3. Информирующая   функция рынка, сложившиеся цены  “сообщают”  бизнесменам о состоянии  экономики. В частности, через  конкретный разброс цен, через  их падение и рост деловые  люди узнают о размерах производства  продукции.
   4. Регулирующая  функция действует через тот   же механизм свободных рыночных  отношений. Из менее выгодных  отраслей с пониженными  ценами  капиталы перетекают в более   прибыльные отрасли с повышенными  ценами.
   5. Стимулирующая   функция также осуществляется  с помощью рыночных цен. В  данном случае стимулируется  эффективность экономики. Цены  “вознаграждают” дополнительной  прибылью тех, кто производит  товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство,  увеличивает производительность, снижает издержки.
   6. Оздоравливающая   функция жестока, но экономически  оправдана. Рынок “очищает” экономику   от ненужной и неэффективной   хозяйственной деятельности. Те  предприниматели, которые не учитывают   запросы  
14
потребителей и не  заботятся о прогрессивности  и рентабельности  своего производства  терпят поражение в конкурентной  “борьбе” и “наказываются”  банкротством.
Изменения в экономике  страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслуживающих и обеспечивающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка.
   2.3. Элементы инфраструктуры  рынка
   Основными элементами  инфраструктуры современного рынка  являются:
   1) биржи  (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
   2) аукционы, ярмарки  и другие формы организационного  не биржевого посредничества;
   3) кредитная   система и коммерческие банки;
   4) эмиссионная   система и эмиссионные банки;
   5) система  регулирования занятости населения  и центр государственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда);
   6) информационные  технологии и средства деловой   коммуникации;
   7) налоговая   система и налоговая инспекция;
   8) система  страхования коммерческого хозяйственного  риска и страховые компании;
   9) специальные   рекламные агентства, информационные  центры и агентства средней  массовой информации;
   10) торговые палаты, другие общественные, добровольные  и государственные объединения   деловых кругов;
   11) таможенная  система;
   12) профсоюзы   работающих по найму;
   13) коммёрческо-выставочные   комплексы;
   14) система   высшего и среднего экономического  образования;
   15) аудиторские   компании;
15
   16) консультативные  (консалтинговые) компании;
   17) общественные  и государственные фонды, предназначенные   для стимулирования деловой активности;
   18) специальные   зоны свободного предпринимательства.  Инфраструктура призвана обеспечить  цивилизованный характер деятельности  рыночных субъектов, элементы  инфраструктуры не навязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями.
Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке  недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Существуют и международные аукционы. Они представляют собой разновидность публичных открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры.
Биржа— место встречи  покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Членами  бирж могут быть только отдельные  лица, а от корпораций могут выступать  лишь лица, имеющие право заключать  на бирже контракты. Подавляющая  часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах США, Великобритании и Японии.8
Различают товарные, фондовые биржи и биржи  труда. Товарные биржи функционируют на рынках товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже  наличных товаров на основе предварительного осмотра, по образцам и стандартам. В условиях постоянного колебания спроса и предложения цены на товарной бирже могут меняться в считанные минуты. Устанавливая так называемые срочные цены, товарная биржа обеспечивает производителям и потребителям минимальный ценовой риск. На  фондовой бирже обращаются главным образом два вида ценных бумаг: акции
16
предприятий, компании, фирм; облигации, выпускаемые правительством страны, органами местного самоуправления, коммунальными предприятиями, а  также частными компаниями. Купля-продажа ценных бумаг на фондовой, бирже происходит на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношения между спросом и предложением. На фондовой бирже определяются реальные рыночные цены акций и облигаций тех или иных компаний. Эти цены зависят от уровня ссудного процента и размеров дивиденда и процентов, выплачиваемых держателям акций и облигаций.
Биржа труда— организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями  и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить для граждан время поиска места работы.
Элементом инфраструктуры рынка выступает  кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
17
3. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
3.1. ПОНЯТИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Рыночная экономика - экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. Это экономика, в которой только решения самих потребителей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.
   Наличие постоянного  противоречия между  безграничными  потребностями и ограниченностью  ресурсов выдвигает  перед  всеми хозяйствами следующие   основные взаимосвязанные проблемы:
1. Что производить – это принятие решений о том, какие из возможных благ, какого качества, в каком количестве и когда должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время.
2. Как производить, или принятие  решения о том, кем, из каких ограниченных ресурсов и их комбинаций и при помощи каких технологий будут произведены выбранные из возможных вариантов блага и услуги.
3. Для кого производить –  это проблема, решающая, кому достанутся  произведенные блага и в каком  количестве будет располагать ими потребитель. Решение этой проблемы связано с использованием национального продукта, его долей в разных слоях общества, числом богатых и бедных и так далее.
Перечисленные проблемы существуют во всех экономических  системах, но в каждой из них они  решаются по-разному. В экономической  системе с развитыми рыночными  отношениями указанные проблемы (что, как и для кого) решаются через рыночный механизм посредством цен, спроса и предложения, конкуренции, прибылей и убытков. Каждый хозяйствующий субъект рыночной экономики исходит при производстве товаров из условий конкуренции и возможностей получения наибольшей прибыли, использует
18
средства производства и ресурсы, которые требуют меньше затрат (решение вопроса: как производить), а продажа произведенных товаров и их потребление (для кого производить) определяются в соответствии с доходами различных групп населения (их бюджетами).
Важным  условием развития экономической системы  при использовании рыночного  механизма является наличие свободы  предпринимательства и выбора. Потребители  должны покупать-то, что они предпочитают, предприятия – производить и  реализовать то, что они считают  целесообразным, поставщики ресурсов по собственному выбору решают, куда направлять имеющиеся у них людские и  материальные ресурсы.
Экономическая действительность характеризуется  многочисленными противоположными интересами: покупатели стремятся купить недорогие товары при высокой  ответственности продавцов, а продавцы желают продать товары по более высоким  ценам и при меньшей ответственности; работники стремятся к приятной работе и высокой заработной плате, а работодатели заинтересованы в  обеспечении высокой производительности при возможно низкой заработной плате  и так далее. Каждый из участников экономического процесса стремится  получить свою выгоду: продавец – добиться возможно большей прибыли, потребитель  – получить свою выгоду.
   Система рыночных  отношений представляет собой  механизм, который выполняет функции  по оповещению потребителей, производителей и поставщиков ресурсов о решениях, которые принял каждый из участников этих отношений, по оптимизации этих решений, синхронизации изменений, обеспечению согласованных действий и тому подобное. Взаимодействующие  решения участников хозяйственной деятельности определяют систему цен на продукцию и ресурсы в каждый данный момент времени.
   Таким образом,  сущность и позитивные функции   рынка, лежащие в основе рыночной  экономики, делают такую систему   хозяйствования, в принципе, достаточно  эффективной.
19
3.2. ИНСТИТУТЫ РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКИ
Функционирование  экономической  системы, ее равновесие и динамика обеспечивается деяте
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.