Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Деятельность социального педагога по профилактике суицидальных наклонностей подростков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ
ГОУ ВПО Омский государственный педагогический университет
Факультет психологии и педагогики
Кафедра социальной педагогики
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая  работа
на тему: " Деятельность социального педагога по профилактике суицидальных наклонностей подростков"
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила: студентка 35 группы
Ланина А.Б.
Научный руководитель:
К.п.н.  доцент кафедры социальной педагогики
Ивлева А.Н.
 
 
 
Омск-2012
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические предпосылки  социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к суициду…………………………6
1.1. Сущность суицида как социального  явления……………………..6
1.2.Факторы риска в подростковом  возрасте, ведущие к суициду….18
1.3. Профилактика суицидального  поведения подростков как вид  социально - педагогической деятельности……………………………………27
Выводы по первой главе …………………………………………………38
Глава 2. Исследование процесса социально - педагогической профилактики суицидального  поведения подростков………………………..40
2.1. Исследовательская база для  определения специфики деятельности  социального педагога по профилактике  суицидального поведения среди  подростков………………………………………………………………………40
2.2. Создание программы профилактических  работ по предупреждению суицидального  поведения подростков……………………………………….49
Выводы по второй главе………………………………………………..54
Заключение……………………………………………………………….55
Список литературы………………………………………………………59
Приложения……………………………………………………………….60
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Актуальность исследования. Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 17 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Из общего количества суицидов 90% - совершается людьми с психотическими состояниями и лишь 10% - без психотических расстройств. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.
           По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.
 Наиболее чувствительным к  катаклизмам оказывается подростковый  возраст. В этот короткий период  времени подросток проходит длинный  путь в своем развитии: через  внешние срывы и восхождения  он обретает чувство значимости личности. Возраст пубертата представляет собой период особой концентрации конфликтов, зачастую приводящих к поведенческим отклонениям, включая аутоагрессию. Все перечисленное привлекает внимание широкого круга исследователей к проблеме саморазрушающего поведения подростков.
Опираясь в своем исследовании на высказанные, безусловно, ценные научные  идеи, необходимо отметить, что это  были отдельные исследования - единой концепции профилактики создано  не было. Изучение психолого-педагогической литературы и опыта работы с детьми склонными к суициду показывают, что деятельность социального педагога с детьми суицидального поведения в условиях образовательных учреждений изучены недостаточно.
 Между тем, факты говорят  о том, что абсолютное большинство  подростков, совершивших суицидальные  попытки, были учащимися школ. Анализ внешних обстоятельств, ведущих к суицидальному срыву подростка, показывает, что одними из ведущих в классификации психотравмирующих ситуаций являются негативные феномены, порожденные школьной жизнью: школьная дезадаптация, неуспех в учебе, отвержение подростка в классе, конфликт с учителями и др. В этой связи необходимы теоретические и экспериментальные исследования, которые помогли бы выявить высокий потенциал социального педагога, способный дать шанс подросткам, находящимся в неблагополучной ситуации развития, осуществить выбор - не на саморазрушение, а на жизнь.
 Возникает противоречие между  необходимостью повышения эффективности  организации работы с проблемой  суицида в подростковом возрасте  и недостаточной разработанностью  этого вопроса в теории и практике социальной педагогики.
Цель исследования: выявить специфику социально – педагогической профилактики суицидальных намерений подростков в условиях образовательного учреждения.
 Объектом исследования является деятельность  социального педагога.
 Предмет исследования – деятельность социального педагога по профилактике суицидальных действий подростков
Для достижения поставленной цели требовалось решить следующие  задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме социально - педагогической профилактики суицидального поведения подростков;
- провести диагностику суицидальных наклонностей подростков;
- разработать программу социально - педагогической профилактики суицидального поведения подростков;
В основу исследования положена следующая гипотеза: работа социального педагога по профилактике суицидального поведения подростков будет эффективной, если:
 • осуществляется своевременная  диагностика по выявлению подростков  склонных к суициду;
 • организована профилактическая  работа, направленная на оказание помощи подросткам в осмыслении ими жизни как главной ценности и на активизацию самопознания учащихся путем организации их просвещения;
 • разработана и внедряется  программа работы социального  педагога по профилактике суицидального  поведения подростков;
 • организована работа, направленная  на обогащение специальной компетентности  педагогов, родителей, работников  служб системы профилактики.
 Опытно-экспериментальной базой явилась МОУ Гимназия №9. В исследовании принимали участие 40 подростков, в возрасте от 11 до 16 лет (6 - 9 классы).
 
 
 
 
 
 
 
Глава I. Теоретические предпосылки социально-педагогической деятельности с подростками, склонными  к суициду
 
1.1. Сущность и признаки суицида как социального явления
 
Суицидальное поведение - это саморазрушительное поведение, к которому относятся  и такие формы девиантного  поведения, как злоупотребление  алкоголем, употребление наркотиков, упорное  нежелание лечиться, управление транспортом  в нетрезвом состоянии, самоистязание, сознательное участие в драках и  т.д.
Следует обратить внимание на две  важные особенности определения  самоубийства. Самоубийством называют как сознательные действия, приведшие  к смерти, так и действия, в  результате которых была совершена  попытка лишения себя жизни, но в  силу обстоятельств не повлекшая  фатального исхода. В связи с этим в последнее время ученые стали  различать фатальное (завершенное) самоубийство и нефатальное самоубийство (или суицидальная попытка).
В наши дни суицидальное поведение  не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев  это поведение психически нормального  человека. В то же время распространена точка зрения на суицид как на крайнюю  точку в ряду взаимопереходящих  форм саморазрушительного поведения.[4,с.142]
Обычно самоубийство рассматривается  как феномен социально-психологической  дезадаптации личности в условиях микросоциальных конфликтов.
         Суицидальное поведение имеет внутренние и внешние формы своего проявления.                                                                          
Внутренние формы:
- антивитальные представления (т. е. размышления об отсутствии ценности жизни);
- пассивные суицидальные мысли (представления на тему своей смерти при отсутствии четкого замысла на самовольное лишение себя жизни: «хорошо бы умереть» и т. д.);
- суицидальные замыслы;
- суицидальные намерения.
Внешние формы:
- суицидальные высказывания;
- суицидальные попытки;
- завершенный суицид.[18,с.165]
Суицидальные замыслы — это  более активная форма проявления суицидальности. Тенденция к самоубийству нарастает в форме разработки плана: продумываются способы, время и место самоубийства. Суицидальные намерения появляются тогда, когда к замыслу присоединяется волевой компонент — решение, готовность к непосредственному переходу во внешнее поведение. Суицидальная попытка — это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой, направленной на лишение себя жизни или на другие цели. Завершенный суицид — действия, завершенные летальным исходом.
Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). В случаях продолжительного пресуицида процесс развития внутренних форм суицидального поведения отчетливо проходит описанные выше этапы. При острых пресуицидах последовательность не обнаруживается и можно наблюдать появление суицидальных замыслов и намерений сразу же. [4, 144]
Пресуицид включает две фазы:
1. Предиспозиционная фаза характеризуется исключительно высокой активностью человека (период поиска «точки опоры»), но эта активность не сопровождается суицидальными исполнительными действиями. По мере того, как исчерпываются варианты улучшения ситуации, крепнет мысль о ее неразрешимости. Суицидент остро ощущает невыносимость существования и предположительно констатирует отсутствие желания жить, но мысли о самоубийстве блокируются механизмами защиты. Еще сохраняется возможность оказать помощь человеку, вывести его из тупика.
2. Собственно суицидальная фаза  начинается, если суицидент не нашел выхода из кризиса, не получил поддержки, и длится вплоть до покушения на свою жизнь. На этом этапе происходит углубление дезадаптации: у человека возникают суицидальные мысли, а позднее и обдумывание способа самоубийства. На этом этапе усилия психолога и педагогов по предотвращению самоубийства, как правило, малоэффективны. Необходимо вмешательство врача-психиатра. [18,171]
Структура суицидального  поведения:
1) социально-ситуационные факторы;
2) личностные факторы;
3) конфликт;
4) социально-психологическая дезадаптация;
5) крах ценностных установок  (потеря смысла жизни);
6) провоцирующие факторы;
7) мотивационная готовность;
8) предрасполагающие внешние факторы;
9)пресуицид;
10)суицид.
Существуют три основных признака надвигающегося суицида:
- скрытый гнев: гнев скрывают, выдавая за другие чувства, он направлен внутрь себя, похоронен, но наличие его можно заметить; тяжелая потеря; положение дел не улучшается, никто не может помочь, нет никакой надежды;
-человек охвачен чувством беспомощности;
- уход из жизни, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т. д. [9,108]
Способы суицида варьируют в  разных культурах. Повешение — ведущий  способ суицида во всем мире. В США  около 60% всех суицидов происходят с  использованием огнестрельного оружия. В Канаде, где оружие менее доступно, с его использованием происходит 30% суицидов. Отравление, например, с  использованием передозировки лекарственных  средств, отмечается в США в 18% всех суицидов. Исследователи предполагают, что небольшой процент из числа  фатальных ДТП с единственной жертвой — фактически суициды. Только от 15% до 25% людей, налагающих на себя руки, оставляют прощальные записки. [18, 172]
        Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые.
Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние  или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния  человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида  являются размышления и переживания  по поводу смысла жизни.
Демонстративный суицид не связан с  желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать  на помощь, вести диалог. Это может  быть и попытка своеобразного  шантажа. Смертельный исход в  данном случае является следствием роковой  случайности.
Скрытый суицид (косвенное самоубийство) — вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в  строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция. [4,с.151]
Э. Дюркгейм делил самоубийства на виды в зависимости от особенностей социальных связей индивида. «Анемическое»  самоубийство происходит в результате тяжелых разногласий между личностью  и окружающей ее средой. «Фаталистическое»  самоубийство имеет место в случае личных трагедий, например смерти близких, потери работоспособности, несчастной любви. «Альтруистическое» самоубийство совершается ради других людей или  во имя высокой цели. Наконец, «эгоистическое»  самоубийство является уходом от неблагоприятных  ситуаций — конфликтов, неприемлемых требований.
В.А. Тихоненко, принимая во внимание степень желаемости смерти, дополнил суицидальную попытку несколькими связанными видами поведения. Во-первых, он выделяет демонстративно-шантажное суицидальное поведение, имеющее своей целью демонстрацию намерения умереть. Во-вторых, автор говорит о самоповреждении или членовредительстве, которые вообще не направляются представлениями о смерти и ограничиваются лишь повреждением того или иного органа. В-третьих, подобное поведение может быть просто результатом несчастного случая. [17, с.261]
Таким образом, диагностика суицидального  поведения должна основываться на точной оценке степени желаемости смерти.
Несмотря на очевидную уникальность каждого случая, самоубийства имеют  ряд общих характеристик. Суицидальное поведение, как правило, сопровождается стрессогенным характером жизненной ситуации и фрустрацией ведущих потребностей. Для суицидента характерны: невыносимость страданий, поиск выхода из ситуации, переживание безнадежности ситуации и собственной беспомощности, аутоагрессия, амбивалентное отношение личности к суициду, искажение воспринимаемой реальности — зацикленность на проблеме, «туннельное зрение». Все это приводит к сужению выбора до бегства в «суицид». При этом суицидальное поведение, как правило, соответствует общему стилю жизни и личностным установкам. [4,с.151]
  Концепции формирования  суицидов
Основные концепции, объясняющие  суицидальное поведение, можно условно  разделить на три группы: социологическую, психопатологическую и социально-психологическую.
Существенным оказывается семейное влияние. Так, наличие самоубийств  в истории семьи повышает риск возникновения суицида. Кроме того, личностные особенности родителей, например депрессивность, могут выступать фактором суицидальной динамики.
Психопатологический подход рассматривает  суицид как проявление острых или  хронических психических расстройств. Предпринимались, но оказались безуспешными попытки выделения самоубийств  в отдельную нозологическую единицу  — суицидоманию. Несколько схожую позицию выражает взгляд на суицидальное поведение как пограничное состояние. А. Е. Личко пишет: «Суицидальное поведение у подростков — это в основном проблема пограничной психиатрии, т.е. области изучения психопатий и непсихотических реактивных состояний на фоне акцентуации характера». По наблюдению автора, лишь 5 % суицидов и попыток падает на психозы, в то время как на психопатии — 20—30 %, а все остальные на так называемые подростковые кризы.[4,162]
В целом статистически достоверная  связь между суицидальным поведением и конкретными психическими расстройствами не выявлена. Тем не менее, для некоторых  патологических состояний и расстройств  суицидальный риск выше, например для  острого психотического состояния и для депрессии. Депрессия наиболее часто упоминается в связи с суицидами, что определяет необходимость ее более пристального рассмотрения.
В диагностическом смысле термин «депрессия»  обозначает аффективные нарушения, присутствующие в широком спектре  нозологических единиц с различной  этиологией и клиническими проявлениями. Депрессия переживается субъективно  как подавленное настроение, как  состояние угнетенности, безнадежности, беспомощности, вины. В международной  классификации болезней 10-го пересмотра в качестве ведущего для диагностики  депрессии называется соматический синдром. У конкретного человека не менее двух недель должны проявляться  три и более его признака:
— снижение интересов или удовольствия от деятельности, обычно приятной;
— отсутствие реакции на деятельность (события), которые в норме ее вызывают;
— пробуждение утром за два (или  более) часа до обычного времени;
— внешне выраженная психомоторная  заторможенность или ажитация;
— заметное снижение (повышение) аппетита;
— снижение веса;
— заметное снижение либидо;
— снижение энергии;
— повышенная утомляемость.[11,с.58]
Дополнительно к соматическим называются психологические признаки: снижение самооценки; беспричинное чувство самоосуждения; чрезмерное и неадекватное чувство  вины; повторяющиеся мысли о смерти, суицидальное поведение; нерешительность. Другим часто встречающимся симптомом, причиняющим серьезное беспокойство человеку, является нарушение ясности или эффективности мышления, иногда настолько выраженное, что может быть принято даже за органическую деменцию. Депрессивное состояние, таким образом, кроме субъективно плохого настроения имеет выраженные соматические проявления, сниженную самооценку, нарушения мышления.
Несмотря на имеющую место, хотя и неоднозначную, связь суицидального  поведения с психическими расстройствами (преимущественно — аффективными нарушениями), большинство авторов  в настоящее время считают, что  суицидальные действия могут совершать  как лица с психическими заболеваниями, так и здоровые люди. В первом случае речь должна идти о проявлениях  патологии, требующей преимущественно  медицинского вмешательства. Во втором случае можно говорить об отклоняющемся  поведении практически здорового  человека в ответ на психотравмирующую  ситуацию, что предполагает оказание срочной социально-психологической  и социально-педагогической помощи.
В условиях экстремальной ситуации личности неодинаково перестраивают  свою приспособительную тактику. Наиболее устойчивые из индивидов за счет пластичности и резервов сохраняют прежний  общий уровень адаптации. Другая группа людей характеризуется временным  снижением уровня, но без слома  основных направлений адаптации. В  этом случае дезадаптация носит лишь количественный характер, она лимитирована и не выходит за пределы качественной определенности адаптационного процесса, т.е. дезадаптация не приводит к болезни, не порождает патологических форм адаптации. В тех же случаях когда экстремальные  нагрузки сочетаются с индивидуальными  проблемами (например, неврозами), вероятность  нарушений значительно возрастает. В таких случаях социально-психологическая дезадаптация влечет за собой качественную трансформацию приспособительного процесса, появление патологических форм адаптации. Этот вариант, по мнению А. Г.Амбрумовой, характерен для пограничных расстройств, при которых наиболее подвержены срыву ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность при общем снижении интенсивности и пластичности процесса приспособления. Психотические расстройства представляют собой глобальную дезадаптацию с переходом на качественно новый уровень патологического реагирования.[4,с.163]
Э. Шнейдман предлагает рассматривать суицид с точки зрения психологических потребностей. В соответствии с его теорией, суицидальное поведение определяют два ключевых момента: душевная боль, которая оказывается сильнее всего остального; состояние фрустрации или искажение наиболее значимой потребности личности.[17,с.287]
В рамках социально-психологического подхода также широко представлены работы, изучающие связь между  личностными особенностями и  суицидальным поведением. Распространено мнение, что тип девиации, например насильственная или самодеструктивная, определяется складом личности. А.Е. Личко отмечает связь между типом акцентуации характера подростка и суицидальным поведением. Так, суицидальные демонстрации в 50 % случаев сочетаются с истероидным, неустойчивым, гипертимным типами, а покушения — с сенситивным (63 %) и циклоидным (25 %) типами. Е.И. Личко отмечает чрезвычайно низкую суицидальную активность шизоидов. В.Т. Кондрашенко, напротив, приводит данные в пользу шизоидного, психастенического, сенситивного, возбудимого и эпилептоидного типов. Авторы сходятся во мнении, что практически не склонны к покушениям и суицидам астенический, гипертимный, неустойчивый типы подростков.
Н.В. Конанчук, В.К. Мягер выделили три основных свойства, характерных для суицидента:
1) повышенная напряженность потребностей;
2) повышенная потребность в эмоциональной  близости при сверхзначимости отношений;
3) низкая фрустрационная толерантность и слабая способность к компенсациям.
Суммируя данные, полученные различными авторами, можно представить некий  обобщенный психологический портрет суицидента. Для него характерна как заниженная самооценка, так и высокая потребность в самореализации. Это сенситивный, эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль. Его отличают высокая тревожность и пессимизм, тенденция к самообвинению и склонность к суженному (дихотомическому) мышлению. Также отмечаются трудности волевого усилия и тенденция ухода от решения проблем. Стоит подчеркнуть, что приведенный портрет прямо противоположен характеристике антисоциальной личности.
Обзор теорий, проливающих свет на детерминацию и характер суицидального  поведения, позволяет сделать вывод  о сложности, полиэтиологичности данного явления. Тем не менее можно выделить некоторые факторы риска суицидального поведения личности:
- предшествующие попытки суицида (данного человека);
-семейная история суицида;
-кризисная ситуация (неизлечимая болезнь, смерть близкого человека, безработица и финансовые проблемы, развод);
-семейный фактор (депрессивность родителей, детские травмы, хронические конфликты, дисгармоническое воспитание);
-эмоциональные нарушения (прежде всего депрессия);
-психические заболевания (алкоголизм, наркомания, шизофрения);
-социальное моделирование (демонстрация суицида СМИ, их изображение в литературных произведениях — «эффект Вертера»).
 
Внешние и внутренние условия облегчают  возникновение суицидального поведения, но не предопределяют его. Действительными  причинами, «запускающими» суицид, являются внутренние мотивы.
Нередко суицидальная мотивация имеет  форму эмоционального отклика на кризисную ситуацию. Типичными обрушивающимися  на личность событиями являются потеря близкого человека, развод или разлука. Потеря работы или здоровья, угроза уголовного наказания или разоблачения также способствуют возникновению  суицидального поведения. Иногда подобные реакции следуют за крупными успехами — продвижением по службе, резко возросшей ответственностью, достижением заветной цели и т. п.
В различных ситуациях могут  действовать разные мотивы суицидального  поведения: протест, месть, призыв о  помощи, избежание страдания, самонаказание, отказ от существования.
Стрессовые ситуации актуализируют  индивидуально окрашенные свехценные переживания (индивидуальные смыслы), которые могут носить как устойчиво-личностный, так и ситуационный характер. А. Г. Амбрумова выделила шесть типов непатологических реакций у взрослых людей с суицидальным поведением:
-эмоциональный дисбаланс (наличие негативных аффектов);
-пессимизм (все плохо, ситуация не имеет выхода, в будущем нет ничего хорошего);
- отрицательный баланс (рациональное сверхкритичное «подведение жизненных итогов»);
-демобилизация (отказ от контактов и деятельности из-за чувства одиночества и отверженности);
-оппозиция (агрессивная позиция с обвинениями в адрес окружающих, переходящая в аутоагрессивную, чаще демонстративную);
-дезорганизация (состояние тревоги с выраженными соматовегетативными нарушениями).
Нередко подчеркивается тесная связь  между суицидом и любовным влечением. Смерть в этом случае может иметь  особый смысл для любящего человека — возможность воссоединиться с  любимым после смерти или обрести  ту любовь, на которую он тщетно надеялся при жизни. При страстной влюбленности суицидальное поведение является попыткой восстановить утраченный контроль над  собой, снять невыносимое напряжение.
Поскольку кроме влечения к смерти есть еще влечение к жизни (состоящее  из сексуального влечения и влечения к самосохранению), постольку суицидальное действие наряду с деструктивными содержит также и конструктивные мотивы. Таковыми могут быть: призыв о помощи, поиск контакта, бегство от опасности, желание паузы или ухода. Таким образом, в каждом суицидальном действии одновременно проявляются противоположные намерения: агрессия-аутоагрессия, призыв-бегство.
Рингель пришел к важнейшему выводу, что всякому суицидальному действию предшествует синдром, состоящий из трех компонентов. Это:
— инверсия агрессии (обращение на себя);
— суицидальные фантазии;
—сужение.
Другим признаком депрессии  и суицидального поведения является нарушение регуляции самооценки. Основой для развития такой нарциссической уязвимости может быть:
— ранняя разлука с матерью в  возрасте от шести месяцев и сопровождающая ее анаклитическая депрессия (Р. Шпиц);
— отсутствие принятия и эмоционального понимания со стороны матери в  раннем возрасте 16 — 24 мес. (М. Маллер).
Это, в свою очередь, приводит к  амбивалентности, агрессивному принуждению  родителей, депрессивному аффекту. У ребенка не формируются внутренние психологические структуры, способные  регулировать самооценку.
Следовательно, еще одним бессознательным  механизмом формирования суицидального  поведения может быть чрезмерная нарциссическая потребность. Известно, что нарциссизм связан с чувством грандиозности и необходимостью получать подтверждение своей ценности извне. Другой стороной нарциссической динамики являются переживания стыда, зависти, пустоты и неполноценности. Объективно неблагоприятные ситуации, связанные с неуспехом, конфликтом, стрессом, могут усилить данные аффекты до уровня их невыносимости и появления суицидальных намерений.
Таким образом, суицидальное поведение  имеет сложный комплексный характер: проявляется в разных формах (внутренней и внешней), включает две фазы (предиспозиционную и суицидальную), имеет свои признаки и способы проявления; для каждого возраста характерны разные причины возникновения суицидов. Выделяя психологический анализ в качестве ведущего для работы с конкретной личностью, социальные педагоги, несомненно, должны учитывать и другие важные аспекты проблемы, такие, как социальный, правовой, исторический, культурологический, медицинский, этический.
 
1.2.Факторы риска в подростковом возрасте, ведущие к суициду
 
Подростковый период -- период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10--11 до 14--15 лет. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии направляется школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость.
Важная собенность подросткового возраста заключается в том, что очень многие моменты человек переживает в одиночку, не посвящая в них окружающих, либо делясь только с очень близкими друзьями. Между тем, проблемы, с которыми сталкиваются, подростки носят зачастую отнюдь не детский характер и требуют немедленного решения.
Далее описаны некоторые из них:
1.Рост тела. Многих подростков пугают ощущения и перемены, происходящие с ними в этот период. Для подросткового возраста совершенно нормально следующее.
 Начинается бурный рост и  развитие организма. Интенсивно  меняется и развивается половая  система человека. Происходит рост  тела: в этом время и бывает  такое, что части тела растут  несоразмерно. Иногда голова кажется  непропорциональной по отношению  к остальным частям тела, затем  могут вытягиваться конечности. Часто появляются прыщи, с которыми  очень трудно бороться.  Все  это может вызывать чувство  неполноценности, комплексы. Тем  более, что в подростковом возрасте приобретают большую значимость отношения с противоположным полом, и многие начинают пристально следить за своей внешностью. Развиваются и меняются все системы организма, так как все в нашем теле тесно взаимосвязано. Часто сосудистая система и сердце плохо справляются с этим ростом, начинают проявляться усиленное сердцебиение, усталость, потливость. Меняется эндокринная (гормональная) система. Это влияет на психику и нервную систему. В этот период совершенно нормальными могут быть резкие перемены настроения, вспышки радости, гнева, депрессивные состояния. Как следствие, часто возникают конфликты в семье, ссоры с друзьями, чувство непонимания, отчужденности от окружающего мира. Многие подростки очень остро, даже болезненно переживают этот период.
2.Сексуальное развитие. У парней появляются вторичные половые признаки (волосы на теле), поллюции, эротические сны, усиленное сексуальное желание, которое еще невозможно контролировать. Как раз в этот момент появляется угревая сыпь, часто тело еще выглядит некрасиво, не соразмерно, плохо развита мускулатура. К этому добавляются еще и материальные проблемы, ведь потребности растут: нужно и с девушкой сходить куда-нибудь, и с друзьями «потусоваться», а собственного заработка еще нет.
 У девушек также появляются  вторичные половые признаки (волосы  на теле, растет грудь, начинаются  менструации), может появиться сильное половое влечение. Опять же, увеличивается беспокойство и забота о своей внешности, ведь необходимо нравиться парням, да и выглядеть «не хуже других». В этот момент у многих девушек также появляются денежные проблемы, ведь уход за собой, покупка красивых вещей и косметики, возможность сходить в клуб – все это требует расходов.
3. Раннее сексуальное развитие. Очень многие подростки вступают в половую связь под давлением «общественного мнения», друзей и подруг, в компании. Не всегда человек даже сам окончательно готов к сексуальной близости, но он чувствует давление, хочет быть «круче», взрослее, показать, что он многое может. Это вызывает чувство экстрима, всплеск адреналина. Часто сексуальная связь случается под воздействием алкоголя или даже наркотиков.
 Иногда, даже если организм  уже созрел для половых контактов  и деторождения, человек еще не  готов к этому по многим  причинам. И тогда, занимаясь сексом, он не будет чувствовать той  радости, удовлетворения и полгой гаммы ощущений, которые может подарить  секс, когда человек готов к нему. В период жизни, когда наши желания уже более взвешены,  подходящая для близости обстановка, сексуальный партнер - не случайный человек, есть чувства друг к другу.
Последствиями раннего, незапланированного секса могут быть: депрессии, неврозы, беременность, болезни, передающиеся половым  путем.
 В тяжелые моменты, когда  ситуация сложная и деликатная, очень важна поддержка. Не известно, как отреагируют родные на то, что случилось, поэтому большинство подростков стараются скрывать подобные ситуации от родителей. Хорошо, когда рядом есть близкий друг, с которым можно поделиться. Многие ведут дневники, некоторые просто замыкаются в себе.
 Внешние и внутренние перемены  очень тяжело эмоционально переживаются. С родителями они обсуждаются  редко, иногда не обсуждаются  вообще. Отсюда отдаление, непонимание  родителями. Родительские ожидания  не осуществляются, родители видят  непослушание, отрицание, грубость. Конфликт «отцов и детей» усиливается  вдвойне. 
 В этот период очень сильно  влияние группы. Вокруг подростки  с различным материальным положением, они выглядят по-разному, у  них у всех разные возможности.  Многие группы пропагандируют  ранний секс, курение, алкоголь  и даже употребление наркотиков. Группа очень часто давит на  подростка. Несоответствие ее  критериям ведет к отчуждению. Подросток очень болезненно переживает  это. 
 Непохожим на других быть  в этот момент очень трудно. В каждом, классе или группе  подростков всегда есть такие  люди, с которыми не общается  большинство. Этих людей либо  игнорируют, либо, что еще страшнее, они подвергаются нападкам, насмешкам  и издевательствам, поощряемым  всеми членами группы. Такие подростки  могут становиться изгоями, отверженными.
 И это опять же тема, которую  человек не всегда готов обсуждать  с кем-либо. Здесь возможна такая  реакция, как замкнутость в  себе, либо отчаянные попытки  противопоставить себя группе, становясь  еще более непохожим, ярко выделяться. Попыткой быть принятым в группе  могут быть и поступки, которыми  человек пытается показать, что  он не хуже других и тоже  многое может. В таких случаях  подростки могут начать выпивать, за компанию принимать наркотики  и совершать другие, возможно  криминальные действия, за которые  их примут в группу, перестанут  отвергать, сделают своими.
 Чувства и эмоции в подростковый  период очень сильны. Эта сила  бывает не адекватна происходящим на самом деле событиям. В этот период очень часто происходит сотворение кумиров. Если же подросток влюбляется в реального человека, то это чувство может захватить его всего. Но любовь не всегда бывает взимна. На почве неразделенной любви может возникать навязчивое состояние, невроз, чувство глубокой депрессии.
 Непонимание со стороны родителей  только усиливает негативные  переживания. Родители, сами того  не понимая, зачастую желая  добра, могут довести своего  ребенка до  тяжелого нервного  срыва.
4. Насилие. В подростковом возрасте девушки и парни часто стремятся "ко всему и сразу", Они не умеют разбираться со своими желаниями, не знают до конца своих возможностей. «Нельзя»  - это не для них. Многие кидаются как в омут головой в отношения, в сомнительное общение, занимаются «запойно» какой-нибудь одной деятельностью. В этот момент часто вступают в молодежные течения. Многих начинает увлекать клубная жизнь, тусовки. Конечно, совсем не обязательно, каждый подросток начнет употреблять наркотики, если он ходит в клуб. Но часто такие общества действительно связаны с употреблением психоактивных веществ. Заводятся различные знакомства, и люди не до конца осознают, к чему это может привести. Нередки случаи, когда с неопытными и неразборчивыми в общении девушками случаются трагедии. Девушка может попасть в сложную ситуацию, в которой происходит насилие. Если девушку-подростка изнасиловали, то она, скорее всего, не будет обращаться в милицию. Скорее всего, она не расскажет об этом и своим родным. Иногда об этом знает самая близкая подруга, и то не всегда.
 Но насилие может происходить  не только вне дома и семьи.  Очень распространены такие ситуации, когда подростки подвергаются  насилию именно в собственных  семьях.  Девушку может насиловать  отчим, но она не рассказывает  об этом матери. В свою очередь,  мать, желая сохранить отношения,  не пытается разобраться в  ситуации, не замечает проблемы, иногда сознательно старается  закрыть глаза на такое насилие.  
 Это огромный стресс для  человека, причем психотравмирующая  ситуация продолжается для подростка  долгое время, меняя психику,  нервную систему, отношение к  жизни и семье. 
 Если вы оказались в такой  ситуации, просто необходимо получить  помощь психолога. Вы также  можете просто обратиться в  кризисный центр или позвонить  по телефону доверия. 
5. Попытки суицида. Неразделенная любовь, недовольство своей внешностью и отрицание себя, несоответствие идеалам других, отвержение группой, конфликт, грубость и непонимание со стороны родителей, насилие в семье или в другой обстановке – все это может привести и часто приводит к суицидам в подростковом возрасте. Не всегда подросток действительно планирует уйти из жизни. Часто попытки суицида совершаются от безнадежности, от отчаянного желания привлечь внимание родителей, друзей, желания сочувствия и понимания. Заблуждением было бы полагать, что все эти проблемы надуманы, раздуты. Для подростка они огромны, глобальны, он стоит перед ними незащищенный и ранимый. Каждая из них при отсутствии адекватной психологической разрядки и понимания близких может привести к трагедии.
Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем  у детей, причем лишь немногие из них  достигают своей цели. Частота  законченных суицидов подростков не превышает 1 % от всех суицидальных действий. Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе — шантажа. А.Е. Личко отмечает, что лишь у 10 % подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90 % — это крик о помощи. Б. Н. Алмазов, обследовав группу подростков 14—18 лет, умышленно нанесших себе порезы, установил, что только 4 % из них в момент самопореза имели мысли суицидального содержания. Большинство же эксцессов были совершены после ссоры со сверстниками, а также как бравада или обряд «братания». А.Е. Личко, А.А. Александров, проведя обследование группы подростков в возрасте 14—18 лет, пришли к выводу, что у 49 % суицидальные действия были совершены на фоне острой аффективной реакции [13, с. 133]. В группе подростков также несколько возрастает роль психических расстройств, например депрессии. К «детским» признакам депрессии присоединяются чувство скуки и усталости, фиксация внимания на мелочах, склонность к бунту и непослушание, злоупотребление алкоголем и наркотиками. [5, с. 61]
В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение  подростков межличностных отношений  со сверстниками и родителями. По мнению Л.Я. Жезловой, в предпубертатном возрасте преобладают «семейные» проблемы, а в пубертатном — «сексуальные» и «любовные».
Другим чрезвычайно важным фактором, к сожалению относительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультуры. Так, в ответ на сообщения  в СМИ в 1999 г. о самоубийстве Игоря  Сорина, лидера молодежной поп-группы «Иванушки интернешнл», несколько девочек-подростков последовали примеру своего кумира. [9, с. 107]
После 14 лет суицидальное поведение  проявляется приблизительно одинаково  часто и у девушек и у  юношей. В молодом возрасте суицидальное поведение нередко связано с  интимно-личностными отношениями, например несчастной любовью. Как возрастная группа молодые люди склонны к депрессии. Степень депрессии часто является показателем серьезности суицидальной угрозы.
В принципе, по мнению специалистов не существует какой-то единой, общей причины, из-за которой человек лишает себя жизни. То основное, из-за чего человек  решается на столь отчаянный шаг  для каждого индивидуально. Ведущим  фактором, например, подростковых суицидов является преобладание чувств безнадежности  и беспомощности. В такой критический  период проблемы кажутся непреодолимыми, в будущем не предвидится ни их разрешения, ни каких бы то ни было благоприятных перемен. Молодые люди, предпринимающие попытки самоубийства, часто отличаются сниженной самооценкой, испытывают чувства малоценности и ненужности. Самоубийства среди детей и подростков часто происходят из-за того, что ожидания самих детей или их родителей являются нереалистичными. Более того, подростки могут считать, что без них семьям будет лучше. Это называется феноменом «отвергнутого ребенка». Что касается молодежи, то она испытывает огромное психологическое давление в школе. Поводом для суицида может быть неудача во время решающего экзамена или невозможность делать что-то по собственному выбору. Провал или страх обладает разрушительным влиянием на чувство компетентности, самоценности и желание жить у человека.
Еще одним значительным событием, которое может предшествовать суицидам молодежи, является переживание утраты взаимоотношений из-за несчастной любви, переезда в другое место или семейные потери (смерть близких или развод родителей). Для этих ситуаций характерно внезапное крушение важных психологических  опор и потеря привязанностей. Существует также тесная связь между саморазрушающим поведением подростков и жестокостью, насилием, отвержением или их заброшенностью в семьях.
Суицидальная молодежь редко хочет  умереть; она желает уйти от обстоятельств, которые считает невыносимыми. При  этом необходимо помнить, что практически  все, решающие уйти из жизни говорят  об этом прямо или делают какие-то намеки по этому поводу. Человек, а  в особенности подросток, в очень редких случаях решается переступить последнюю черту внезапно, обычно этому предшествуют достаточно долгие приготовления: приведение своих дел в порядок, прощание с близкими, дарение любимых вещей и предметов или нечто подобное. Только чуткость и внимательное отношение со стороны ближайшего окружения может спасти решившегося на столь отчаянный шаг, важно понимать, что люди, принявшие подобное решение находятся в постоянном колебании между желанием жить и возможностью умереть. По словам психиатра Исидора Сэджера, «никто из тех, кто не оставил надежду на любовь, не совершает самоубийства».
Однако очевидно, что эти личные ощущения и переживания человека являются лишь «вершиной айсберга»  причин, побуждающих личность к суициду, а корни проблемы - социальная и  экономическая неустроенность.
Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как  реакцию давления на личность. Однако и те и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого  пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или  возникли неудачи на работе, становится жертвой самоубийства.
Как отмечалось выше, самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней  каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Прогрессирование смертельной  болезни; серьезные экономические  проблемы; уход из жизни близкого и  любимого человека, что зачастую ведет  к разрушению стереотипа привычной  жизни; межличностные конфликты, повлекшие  за собой стойкую депрессию, или  разрыв семейных отношений - все это  ситуационные факторы, которые могут  спровоцировать желание человека совершить  самоубийство. Наиболее обобщенно причины, которые могут привести к самоубийствам - это невозможность контролировать свою жизненную ситуацию.
Исходя из вышесказанного причины суицида можно классифицировать следующим образом:
1. Лично-семейные конфликты, в  том числе семейные конфликты,  развод; болезнь, смерть близких;  одиночество; неудачная любовь; оскорбления  со стороны окружающих; половая  несостоятельность.
2. Состояние здоровья, в том числе  психические заболевания; соматические  заболевания; уродства.
3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента, в том числе опасение уголовной ответственности; боязнь иного наказания или позора.
4. Материально-бытовые трудности.
5. Конфликты, связанные с работой  или учебой, в том числе конфликты  на работе; неуспехи в учебе.
 
1.3. Профилактика суицидального поведения подростков как вид социально - педагогической деятельности
 
Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого  достоинства сопутствуют жизни  многих детей и подростков в семье, дошкольных учреждений, школах, детских  дошкольных интернатах. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается прежде всего на детях как наименее защищенной части населения. Их проблемам переживаниям стали уделять меньше внимания не только в семье, но и в школе. От, так называемых, "трудных" детей и подростков школы стараются избавиться. Опрос детей, выбывших из 5-9 классов средней школы, проведенный Генеральной Прокуратурой Российской Федерации показал, что 43% опрошенных детей связывают свой уход из школы с конфликтами с учителями,38% ответили, что их из школы выгнали.
Система профилактических и коррекционных  мероприятий связана с созданием  у подростков альтернативной мотивации  по отношению к возникшим негативным потребностям, подведением их к обдуманному  выбору. Сохранные личностные черты  и хотя бы элементы позитивной мотивации  становятся тем фундаментом, на котором  может строиться программа помощи и поддержки подростков с суицидными наклонностями.
Выделяют несколько  видов профилактической работы:
1. Первичная профилактика - меры, направленные  на то, чтобы болезнь, процесс  или проблема не появились.
2. Вторичная профилактика - меры  направленные на как можно  более раннее обнаружение и  прекращение или изменение к  лучшему течения болезни, процесса  или проблемы.
3. Третичная профилактика - остановка  или замедление течения болезни,  процесса или проблемы и их  последствий, даже если основное (патологическое) состояние сохраняется.
Первичная профилактика выглядит как:
а) информационные кампании в средствах  массовой информации,
б) обеспечение соответствующих  средств защиты,
в) предложение альтернативного  поведения в данной общественной и культурной среде.
Вторичная профилактика включает в себя:
а) целенаправленные информационные кампании (на основе непосредственных отношений в обществе),
б) предоставление средств защиты и объяснение их использования,
в) использование фармакологических  и прочих средств для воздействия на конкретного человека,
г) внесение изменений в закон  с целью позитивного преобразования общества, подверженного высокому уровню риска, а также с целью предотвращения распространения данного явления,
д) обучение педагогов и лиц, реализующих профилактические программы.
Первое требование любой профилактической деятельности - это предоставление информации, которая непосредственно  достигает адресата и вовлекает  его в активную работу.
Второе требование: информация должна быть помещена в рамки определенного  контекста. Этот контекст должен обогащаться  и перерабатываться в зависимости  от появления нововведений, а также  под влиянием индивидуальной или  групповой реакции адресатов, в  соответствии с их потребностями  и чувствами.
В профилактической деятельности любая информация должна быть:
а) правильной,
б) соответствующей реальности,
в) полной,
г) доступной,
д) помещенной в нужном контексте,
е) систематизированной,
ж) соответствующей ситуации в обществе,
з) направленной на то, чтобы достичь максимальной заинтересованности адресатов.
В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком находящимся в  социально опасной ситуации, социальный педагог должен руководствоваться  следующими «заповедями»:
-   Не навреди.
-    Не оценивай.
-    Принимай человека таким, каков он есть.
-    Соблюдай конфиденциальность.
-   Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но со храняй некоторую дистанцию.
-     Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов.
-   Минимум специальных терминов.
-   Соблюдай принцип добровольности.
Таким образом, термин «профилактика» включает в себя все виды деятельности, цель которых - предотвращение появления  и развития определенного явления  в данном обществе.
Эффективность профилактической работы в общеобразовательных учреждениях  во многом зависит от ее координации. Проведение отдельных мероприятий (месячников, массовых акций, внеклассных  мероприятий и т.д.) не дадут желаемого  результата, если будут реализовываться  отдельно от других. Профилактическая деятельность, ориентированная на педагогов, учащихся и их родителей, представляет собой целостную систему, координированно направленную на всех участников образовательного процесса.
Профилактическая работа социального педагога осуществляется по таким направлениям:
1. Изучение и выявление причин  суицидного поведения детей и  подростков.
2. Предупреждение развития асоциальной,  криминальной и патологической  направленности личности.
3. Организация специальной психологически  и педагогически выверенной деятельности  с подростками, входящими в  группу риска.
4. Взаимодействие с другими специалистами  и смежными социальными службами, участвующими в профилактическом  социально-педагогическом процессе, для интеграции воспитательных  усилий.
Любая проблема лучше решается комплексно. Именно комплексный социально-педагогический подход в работе с данной категорией детей и должен быть положен в  основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. Эти технологии частично будут рассмотрены ниже. При этом необходимо учитывать, что  социально-педагогическая работа с  детьми склонными к суициду имеет  две основные составляющие:
- выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;
- непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.
Комплексность проблем, которые требуют  решения в процессе социально-педагогической работы с детьми склонными к суициду, требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая  роль принадлежит социальному педагогу, и прежде всего социальному педагогу общеобразовательного учреждения.
Это обусловлено тем, что в поле зрения общеобразовательных учреждений находятся практически все дети, поскольку они обязаны посещать школу. Даже если ребенок не обучается  в школе, она имеет возможности и полномочия выявлять таких детей, проживающих в микрорайоне, который она обслуживает. Поэтому только школа может обеспечить наиболее полное выявление детей, оказавшихся в социально опасной ситуации. Собственно же непосредственная деятельность с такими детьми включает целый блок мероприятии: начиная от учебных (вовлечение в учебную деятельность) и воспитательных (от обычных типовых бесед и мероприятии до участия в общественно-полезной, прежде всего для ребенка, деятельности и вовлечение его в жизнь молодежных позитивно-настроенных организации) до оказания социальной помощи и поддержки (помощь в трудоустройстве на некоторое время, разрешение личностных и семейных конфликтов, оказание материальной поддержки).
В работе с такими детьми и подростками важно реализовывать следующие направления:
- перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей);
- воспитание нравственно-правовой убежденности;
- формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе;
- развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;
- включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности;
- организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);
- предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т. д.);
- обеспечение благоприятного социально-психологического климата;
- способствование заполнению пробелов в знаниях.
Особое значение в силу негативной возрастной динамики суицидального  поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей  и подростков.
Дети и подростки с отклоняющимся  поведением, как правило, оказываются  трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей  работы, социальному педагогу требуется  приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесплодными.
Таким образом, деятельность социального  педагога предполагает осуществление  следующих функций:
а) исследовательские;
б) предупреждающие, профилактические;
в) коррекционно-развивающие, реабилитационные;
г) развивающие взаимодействие во имя решения проблем ребенка.
Исследовательское направление профилактической работы предполагает изучение социальной ситуации развития детей, нуждающихся  в педагогической поддержке, получение  наиболее полной информации об уровне их социального развития. Информация такого рода имеется, как правило, у  членов административной команды, учителей, классных руководителей, психолога  школы, родителей.
Организационные социально-педагогические технологии. В целом они направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти функциональные направления деятельности социального педагога обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии.
1. Формирование банка данных  детей и подростков группы  риска.
Данная функция выделяется в  деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет  организовать взаимодействие различных  структур, решающих проблемы несовершеннолетних.
На данном этапе работы социальный педагог выступает в качестве исследователя и организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь детям. Формируя банк данных, специалист соблюдает принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для  служебных целей. Осуществляя сбор данных, социальный педагог дифференцирует проблематику детей и молодежи, ситуаций, в которых они оказались, и  тем самым осваивает необходимый  элемент профессиональной адаптации  — эмоциональное принятие и переживание  детских проблем.
2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога. Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных.
Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения  ситуации, в которой находится  ребенок.
При этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога.
3. Разработка и утверждение программ социально-педагогическая деятельности с ребенком, группой, общностью. По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.
Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с  целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении.
Групповые программы разрабатываются  для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.
Общественные программы разрабатываются  для решения проблем, присущих нескольким группам или части школьного  коллектива, и включаются в общешкольную программу.
Индивидуальные, групповые и общественные программы разрабатываются с  привлечением представителей всех необходимых  для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов.
Полученная информация дает социальному  педагогу материал для выстраивания стратегии работы, направленной на решение отдельных проблем ребенка. Социальный педагог может использовать следующие стратегии:
1. Работа с педагогическим и  «взрослым» окружением ребенка.  Эта стратегия выбирается в  тех случаях, когда сформировано  довольно устойчивое негативное  общественное мнение о ребенке,  только усугубляющее и без  того неблагоприятную ситуацию  и способствующее развитию отклоняющегося  поведения. Окружающие связывают  негативные поступки ребенка  с его общей порочностью. Столь  генерализованное осуждение не столько проступка, сколько самого ребенка, проявление обобщенного отрицательного отношения к нему вызывают у него ответную реакцию. Основная задача, которую решает социальный педагог в таких случаях, состоит в переориентации взглядов взрослого окружения на ребенка и в объединении усилий по его поддержке, что, безусловно, может способствовать созданию благоприятных условий для его самореализации и положительного психологического самочувствия в социуме.
2. Работа с детским окружением  ребенка в системе организованного  пространства. Эта стратегия становится  необходимой, когда ребенок либо  оказывается в изоляции, либо  подвергается постоянным насмешкам  и нападкам со стороны сверстников,  либо, напротив, считает себя гораздо  выше всех, исключительной, выдающейся  личностью, лидером, заводилой,  которому все должны подчиняться.  В этом случае социальный педагог  совместно с другими специалистами  проводит работу по оздоровлению  отношений в детской среде  или в коллективе, развитию гуманистической  направленности отношений. Основное  содержание данной стратегической  линии -- изменить отношение ребенка  к сложившейся ситуации, помочь  ему освободиться от сознания  своей обреченности, изолированности  или от неадекватно завышенной  самооценки и исключительности, носящих скандальный характер.
3. Работа непосредственно с ребенком. Данная стратегия имеет место  в том случае, когда окружающая  ребенка среда внешне от
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.