Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Констуционному праву"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 05.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1.Понятие  и предмет КП как отрасли  права
Наука конституционного права (НКП) относится к отраслевым юридическим наукам, т.к. КП является самостоятельной отраслью российского  права. Предмет НКП - изучение отрасли  КП, то есть она раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов. Предмету НКП включает:
1.сущность, система  отрасли российского КП, ее источники;
2.фактические  отношения, регулируемые нормами  КП России - конституционно-правовые  отношения;
3.практика реализации  норм российского КП - деятельность  государственных органов;
4.история самой  науки КП России, ее идеи, концепции,  прогнозы;
НКП - отрасль  правоведения, которая изучает конституционно-правовые институты и отношения, практику реализации конституционных норм, историю  идей данной отрасли знания.
НКП включает в  себя следующие разделы:
1.исследование  соответствующего понятийного аппарата;
2.учение о  Конституции России в ее историческом  развитии;
3.сущность, структура,  принципы и юридические свойства  действующей Конституции РФ;
4.системный анализ  норм, закрепляющих основы конституционного  строя Российского государства;
5.изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений личности и государства, проблем закрепления и реализации прав и свобод человека и гражданина;
6.анализ формы  правления и национально-государственного  устройства РФ.
Система КП как  отрасли права
Система науки КП - упорядоченная совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическая связь между ними - внутреннее строение отрасли.
КП не включает и не объединяет другие отрасли права; устанавливает лишь основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы других отраслей права. КП образует строго определенную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Основной элемент КП РФ - правовой институт - группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования. В системе КП выделяют институты:
1. Основы конституционного  строя.
2. Основы правового  статуса человека и гражданина.
3. Федеративное  устройство государства.
4. Систему государственной  власти и систему МСУ.
2.Источники конституционного права как отрасли права
Источниками КП являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются  и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Источники КП - форма закрепления (внешнее выражение) общих правил поведения, регулирующая КПО. Нормативные правовые акты (НПА) - источники КП, многообразны и делятся на следующие виды:
1.НПА, действующие  на всей территории РФ - особое  место занимает Конституция РФ, являющаяся основным источником  отрасли КП. Конституция характеризуется  основополагающими нормами общего характера, широтой содержания своих норм, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ; федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы; федеральные конституционные законы; закон РФ о поправках к Конституции РФ (особый правовой акт); указы и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат Федерального собрания, постановления Правительства; регламенты палат Федерального Собрания; договоры между органами РФ и ее субъектами, международные договоры, договоры с конкретными субъектами Федерации;
2.НПА, действующие  только на территории конкретного  субъекта РФ - конституции республик  и уставы других субъектов  РФ; законы, постановления, иные нормативные  правовые акты, принимаемые законодательными и исполнительными органами субъекта и содержащие конституционно-правовые нормы;
3.НПА, действующие  только на территории муниципального  образования.
Источниками отрасли  КП являются также:
1.правовые акты  представительных органов МСУ,  содержащие конституционно-правовые нормы (уставы (положения));
2.особого рода  источниками считаются постановления  Конституционного Суда РФ - хотя  Суд и не является органом,  принимающим правовые акты, однако  содержащиеся в его решениях  правовые позиции имеют юридическое  значение. Так, на их основе утрачивают силу правовые акты, признанные не соответствующими Конституции. Аналогичный характер имеют и постановления конституционных и уставных судов субъектов РФ. На самом деле, акты суда (постановления) не должны быть источниками права, так как они не создают новой нормы права, а лишь толкуют уже действующую. Самое страшное, что постановления КС обжалованию не подлежат. Точно так же как комментарии к кодексам и законам не представляют собой НПА!;
3.особое место  занимают Декларации - Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года (I Съезд народных депутатов), Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 года (Верховный совет РСФСР), Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года (Верховный совет РСФСР) - формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства;
4.источники КП, действующие только на территории  субъектов РФ - конституции республик  и уставы других субъектов  Федерации, носящие учредительный характер; содержат нормы, в обобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов гос. власти; должны соответствовать и не противоречить Конституции РФ и федеральным законам;
5.Договоры - Федеративные  Договоры (3 штуки) от 31 марта 1992 года  «О разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными  органами гос. власти РФ и  органами власти ее субъектов 
Действующие ФКЗ  РФ:
1.о конституционном  суде РФ 21.07.1994 (организация КС РФ и статус судей, общие правила производства в КС РФ);
2.о референдуме  РФ от 28.06.2004;
3.о судебной  системе РФ от 31.12.1996;
4.об уполномоченном  по правам человека в РФ  от 26.02.1997;
5.о правительстве  РФ 17.12.1997;
6.о военных  судах РФ 23.06.1999;
7.о государственном  флаге РФ от 25.12.2000;
8.о государственном  гербе РФ от 25.12.2000;
9.о государственном  гимне РФ от 25.12.2000;
10.о чрезвычайном  положении 20.05.2001;
11.о порядке  принятия в РФ и образования  в её составе нового субъекта  РФ от 17.12.2001;
12.о военном  положении от 30.01.2002.
Действующие ФЗ РФ:
1.об основных  гарантиях прав ребенка в РФ  от 24.07.1998;
2.о правовом  положении иностранных граждан  в РФ от 25.07.2002;  3.о беженцах от 19.02.1993
3.Система  конституционного права как отрасли права
Система отрасли  права выражается в её внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между её нормами, определяют основы их дифференциации и интеграции в определённые правовые образования, обладающие признаками элемента системы, а также структуру последних.
Являясь ведущей  отраслью права в системе отраслей права РФ, КП не включает и не объединяет другие отрасли права. Оно устанавливает  лишь основополагающие принципы, которым  должны соответствовать нормы других отраслей права. КП образует строго определенную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Основной элемент КП РФ - правовой институт - группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования.
В системе КП выделяют институты:
1. Основы конституционного  строя.
2. Основы правового  статуса человека и гражданина.
3. Федеративное  устройство государства.
4. Систему государственной  власти и систему МСУ.
Признаки, по которым  можно проводить различия, отражающие специфику каждого института:
1.по специфике  правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Воздействие осуществляется в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д.
2.по особенностям  механизма действия правовых  норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или реализоваться через конкретные правоотношения или правоотношения общего характера.
3.по степени  конкретной направленности правового  регулирования. Одни институты  устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, другие - конкретно регулируют.
4.по субъективному  составу. Нормы одних институтов  адресованы конкретным субъектам,  либо типовому виду субъектов,  других - ко всем субъектам права,  ко всем правоприменяющим субъектам.
5.по способу  правовой защиты действия правовых  норм, формам и методам ответственности  правообязанных субъектов. В одних  институтах преобладает общий  механизм охраны конституции,  конституционного строя, в других - конкретное воздействие на субъект, нарушающего конституционно-правовые нормы, путём отмены соответствующих неправомерных актов и действий.
6.по специфике  форм выражения, охватываемых  данным институтом правовых норм. В одних институтах нормы имеют  по преимуществу конституционную форму выражения, в других - большая часть норм выражена в текущем законодательстве.
7.по видовому  характеру норм данного института.  В одних преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других  нормы конкретного регулирующего  действия.
8.по степени  и масштабам включённости других  частей правовой системы, других  отраслей права в реализацию  целей, заложенных в содержании  правовых норм. Нормы отдельных  правовых институтов содержат  установления, которые не могут  быть претворены в жизнь в  рамках одного конституционно-правового регулирования. В других институтах нормы реализуются непосредственно в его рамках.
Характеристика  норм института «Основы конституционного строя»:
1.воздействуют  на общественные отношения путём  закрепления, установления определённых начал устройства общества и государства.
2.как правило,  не порождают конкретные правоотношения.
3.определяют  сущностное содержание правового  воздействия на все сферы общественных  отношений, все стороны социальной  реальности.
4.адресованы  всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам.
5.имеют способом  своей защиты общий режим охраны  Конституции, конституционного строя,  могут быть изменены только  путём принятия новой Конституции.
6.устанавливаются  по преимуществу в конституционной  форме.
7.по своему  виду являются в преобладающей  части нормами-принципами, нормами-дефинициями,  нормами-целями.
8.предполагают  для практической и правовой  реализации содержащихся в них  целей включения всей правовой  системы государства, всей отрасли  права.
9.по целенаправленности призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, признанных основополагающими для данного общества и государства.
Характеристика  норм института "Основы правового  статуса человека и гражданина":
1.осуществляют  правовое воздействие на общественные отношения в основном путём провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека.
2.реализуются  по преимуществу вне конкретных  правонарушений.
3.относятся к  сфере взаимоотношений государства  и личности.
4 в качестве субъекта права в них выступает человек, гражданин, личность как таковая вне связи с каким-либо особым правовым статусом.
5.предусматривают  особую систему охраны, не могут  быть пересмотрены без принятия  новой Конституции.
6.предполагают  для своей практической реализации подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путём возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.).
4. Конституционно-правовые  нормы: понятие, классификация
Конституционно-правовые нормы - установленные или санкционированные  государством общеобязательные правила  поведения, регулирующие конституционные  отношения. Наряду с общими признаками правовых норм, конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права:
1.своим содержанием  - зависит от той сферы общественных  отношений, на регулирование которых  эти нормы направлены;
2.источниками,  в которых они выражены - основополагающие  нормы конституционного права  закреплены в Конституции РФ;
3.своеобразием  видов - много общерегулятивных  норм (нормы-принципы, нормы-дефиниции,  нормы-задачи);
4.учредительным  характером содержащихся в них  предписаний - конституционно-правовые  нормы первичны, устанавливают обязательный  для создания всех других правовых норм порядок;
5.специфическим  характером субъектов, на регулирование  отношений между которыми они  направлены - народ, государство,  глава государства, представительные (законодательные) органы государственной  власти;
Классификация конституционно-правовых норм:
1.по содержанию (по кругу регулируемых общественных  отношений, а, следовательно, по  принадлежности нормы к тому  или иному конституционно-правовому  институту):
- нормы, регулирующие  основы конституционного строя;
- норму, регулирующие  основы правового статуса человека и гражданина;
- нормы, регулирующие  федеративное устройство;
- нормы, регулирующие  органы государства, органы местного  самоуправления.
2.по юридической  силе:
- нормы, закрепленные  в Конституции РФ;
- нормы, закрепленные  в ФКЗ;
- нормы, закрепленные  в ФЗ;
- нормы, закрепленные  в остальных НПА, не противоречащих  Конституции РФ.
3.по территории  действия:
- нормы, действующие  на всей территории РФ;
- нормы, действующие  на территории республики, области,  иного субъекта Федерации, а  также в границах территории, на которой осуществляется МСУ (муниципальные образования).
4.по характеру  предписания:
- Управомочивающие  нормы - закрепляют право субъектов  осуществлять предусмотренные в  этих нормах действия, определяют  рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы, например, нормы, закрепляющие компетенцию РФ, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (статьи 71, 72, 73, 83 - 90, 102, 103 Конституции РФ). В качестве управомочивающих могут также рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи.
- Обязывающие  нормы - закрепляют в конкретной  форме обязанности субъектов  совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами.  К этой группе относятся нормы,  устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме.
- Запрещающие  нормы - содержат в своих предписаниях  запреты на совершение определенных  действий, в них предусмотренных  («запрещается», «не допускается», «не вправе»).
5.по степени  определенности предписаний:
- Императивные  нормы - в которых однозначно  определяются вариант поведения,  действия субъектов в соответствующих  обстоятельствах. Например, часть  4, статьи 111 Конституции РФ: 1. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Госдумы.
- Диспозитивные  нормы - предусматривают возможности  выбора варианта действия субъекта  с учетом указанных в норме  условий и обстоятельств. Например, ч. 3, статьи 117 Конституции РФ: 1. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.
6.по назначению  в механизме правового регулирования:
- Материальные  нормы - предусматривают содержание  действий по правовому регулированию  общественных отношений;
- Процессуальные (процедурные) нормы - определяют  формы, в которых материальные  нормы д.б. реализованы. Процедурными  являются нормы, устанавливающие  порядок работы представительных  органов, принятия законов и  иных правовых актов и так  далее. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Госдумы. Много процедурных норм в законодательных актах о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, о проведении референдумов.
6.. Понятие и  юридические  свойства  российской Конституции.
Конституция РФ - основной закон Российского государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом  и государством, закрепляющий основы конституционного строя, организацию государственной власти.
Конституция РФ - это закон, имеющий высшую юридическую  силу, прямое действие и применяемый  на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции  РФ.
Конституции как нормативному правовому акту присущи следующие юридические свойства:
1.Верховенство  Конституции означает, что государство,  государственная власть в лице  государственных органов, а также  организации, объединения, граждане  подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
2.Высшая юридическая сила Конституции. Согласно статье 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции.
3.Центральное  место во всей правовой системе.  Конституция является "ядром"  правовой системы, основным законом  государства. Она координирует  законодательство и направляет  правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов.
4.Особая охрана  Конституции. В охране Конституции  задействована практически вся  система органов государственной  власти. Президент РФ является  гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу.
5.Особый порядок  принятия, изменения и пересмотра  Конституции. Особый, усложнённый  порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 - 137), характеризует её как "жёсткую" (в отличие от "гибких" конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.
Конституция, как  основной закон - акт долговременного  действия, юридическим свойством которого является стабильность, то есть устойчивость его содержания.
В силу самой  природы конституции ей присуще  качество стабильности. Принятие новой  конституции должно быть спровоцировано либо серьезным, неисправимым недостатком  предыдущей редакции, либо какими-либо глобальными изменениями в обществе, общественном и государственном устройстве. Отдельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования и происходить в особом, присущем только Конституции порядке. Поэтому в большинстве стран мира установлен усложненный порядок изменения Конституции.
Особенности Конституции:
1.принимается  народом или от имени народа;
2.носит учредительный  (первичный) характер;
3.особый предмет  конституционного регулирования  (Конституция носит всеохватывающий характер - политическая, экономическая, социальная, духовная сферы жизни общества).
 
7. Конституция  РФ - это закон, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применяемый на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Конституция РФ была принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 года.
В Конституции  РФ определяются основы статуса человека и гражданина, отношения государства  и личности, закрепляется многоукладность экономики страны, и содержатся положения о том, что РФ - социальное государство.
В Конституции  заложены принципы политического многообразия, многопартийности, исключается установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной.
В Конституции  подчеркивается о примате международного права по отношению к внутригосударственному, то есть если международным договором  установлены иные правила, чем предусмотренные  Законом, то применяются правила  международного договора.
Конституция РФ состоит из 2-х разделов и преамбулы. В преамбуле излагаются основные цели принятия данной конституции. 2 раздел называется "Заключение и переходные положения", 1 раздел - без названия.
Структура Конституции  РФ:
Раздел первый. Основные положения
Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
Глава 2. Права  и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)
Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)
Глава 4. Президент  Российской Федерации (статьи 80-93)
Глава 5. Федеральное  Собрание (статьи 94-109)
Глава 6. Правительство  Российской Федерации (статьи 110-117)
Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)
Глава 8. Местное  самоуправление (статьи 130-133)
Глава 9. Конституционные  поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137)
Раздел второй. Заключительные и переходные положения
Структура конституции:
Первый раздел состоит из 9 глав.
Второй раздел закрепляет:
1.порядок вступления  конституции в действие;
2.соотношение  конституции и ранее принятых  источников права;
3.процесс реформирования  органов государственной власти и реформирования законодательства.
По сути, положения  второго раздела можно было принять  как конституционный закон "О  введении конституции в действие", поскольку некоторые его положения  были актуальны лишь на момент принятия конституции, и сейчас они не действуют.
 
8. Основные этапы развития Конституции России.
В истории Советской  России насчитывается четыре Конституции: 1918, 1925, 1937, 1978 годов - советские социалистические конституции, развивались в соответствии с принципом преемственности. Им был присущ фиктивный характер.
Конституция РСФСР 1918 года была принята вскоре после  октябрьской революции, она носила классовый характер и опиралась  на лозунги большевиков и опиралась  на первые декреты советской власти; основой этой Конституции была "Декларация трудящегося и эксплуатируемого народа". Полностью отрицала народный суверенитет, власть утверждала за Советами, устанавливала диктатуру пролетариата. Она включала положения, ориентированные на все мировое сообщество: победа социализма во всем мире, уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, беспощадное уничтожение эксплуататоров. Открыто признавала насилие в целях утверждения нового строя. «Ведению Всероссийского Съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат все вопросы общегосударственного значения».
Закрепила следующие  положения: политическое устройство - провозглашение государственной диктатуры  пролетариата, форма правления - корпоративная  республика, республика советов рабочих  и крестьянских депутатов. Органы государственной власти представлял всероссийский съезд советов и высший центральный исполнительный комитет, который избирался на съезде. По форме государственного единства, формально была провозглашена федерация, фактически - это было смешанное унитарное государство.
Конституция 1925 года - причина ее принятия - образование  СССР.
Первоначальная  редакция Конституции СССР была утверждена резолюцией II-го Съезда Советов СССР от 31 января 1924 года, и состояла из Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР 1922 года. А Конституция РСФСР 1925 года была принята, соответственно, после создания СССР и принятия Конституции СССР; отразила факт вхождения РСФСР в СССР; нет прямого указания на суверенитет РСФСР. В связи с появлением в РСФСР субъектов, появились положения, определяющие их статус она опиралась на Конституцию СССР, вместе с тем она воспроизводила многие положения Конституции 1918 года. Всероссийский Съезд Советов (установление, дополнение и изменение основных начал Конституции; окончательное утверждение конституций автономных советских социалистических республик, а также дополнений и изменений этих конституций). Совместному ведению Всероссийского Съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежали все вопросы общегосударственного значения.
Последующие конституции  РСФСР принимались вскоре после  принятия конституций СССР и практически  полностью воспроизводили их положения. Конституция 1937 года - вступление страны в новый этап ее развития - социализм победил окончательно. Сохранила классовую сущность, отменила лишения политических прав граждан по социальному признаку, ввела всеобщее тайное избирательное право, включила принцип равноправия граждан. Впервые появились главы обосновных правах и обязанностях граждан. Они были классово ориентированы и делали упор на коллективные права. Закрепляла руководящую роль ВКПБ. Впервые норма о праве РСФСР выхода из СССР. Вопрос о внесении изменений в Основной Закон страны «производится лишь по решению Верховного Совета РСФСР, принятому большинством не менее двух третей голосов Верховного Совета».
Теперь открыто  в государстве диктатуры не существовало. По политической основе РСФСР осталась государством трудящихся, но лозунг диктатуры  пролетариата был снят. По форме правления осталась советской республикой. Однако теперь съезд советов упразднен, вместо него создан однопалатный верховный совет. В 1937 году значительно усилилась централизация полномочий в руках центральной федеральной власти.
Конституция РСФСР 1978 года была принята в соответствии с Конституцией СССР 1977 года, что должно было отразить "вступление в этап развитого социализма". Понятие трудящиеся заменено на народ, который являлся субъектом государственной власти. Появляется отдельная статья о партии, КПСС объявлялась руководящей и направляющей силой. Закреплялось равенство граждан независимо от происхождения и социального положения. Дан полный перечень прав и свобод граждан. Появилась норма о суверенитете РСФСР. С 1989 года в Конституцию вносились существенные изменения, обусловленные демократизацией общества: признание приоритета прав человека, принципа разделения властей, многопартийности, частной собственности.
Конституция 1977 года была противоречивой; статья 7 свидетельствовало  о грядущей фашизации общества. Отличительным признаком фашистского государства является слияние партии с государственным аппаратом, а в статье 7 определили партию как ядро государства. Не полностью в конституции указаны основные права и свободы, например, не было закреплено право на жизнь. Имелся и ряд положительных моментов: статья 9 закрепляла основные направления развития политической системы СССР, и среди этих направлений обозначены демократизация внутриполитической системы, повышение роли населения в решении вопросов государственной жизни, укрепление законности и правопорядка. Права и свободы человека и гражданина имели, помимо процессуальных, политические и экономические гарантии.
С распадом СССР в 1991 году Конституция РСФСР переименована  в Конституцию Российской Федерации - России, в 1992 году в Конституцию включён Федеративный договор. В период с 1989 по 1992 год внесение поправок в Конституцию страны было несложным, будничным делом. В 1989 году в Конституцию РСФСР было внесено сразу 25 поправок. С мая 1990 года по декабрь 1992 года Съезд народных депутатов РСФСР принял 8 законов, внеся более трехсот поправок: в 1990 году - 53, в 1991 году - 29, в апреле 1992 года - 177, а в декабре того же года - около 90. После многочисленных изменений Конституция приобрела запутанный и противоречивый характер, что, в конечном счете, породило конституционный кризис 1992 - 1993 годов. С 1990 года действовала Конституционная комиссия Верховного Совета, а в июне 1993 года Президент РФ созвал Конституционное Совещание, которое на основе президентского проекта и с учётом многих положений проекта конституционной комиссии за несколько месяцев выработало проект Конституции РФ, который был вынесен Президентом РФ на всенародное голосование. 12 декабря 1993 года Конституция РФ была принята всенародным голосованием, а 25 декабря официально опубликована и вступила в силу.
 
9. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации(10. Порядок внесения поправок к главам 3-8 Конституции России)
 
Порядок пересмотра Конституции РФ
Ныне действующая  Конституция РФ устанавливает, что принятие Конституции РФ составляет предмет исключительной компетенции РФ (Глава 3, статья 71 а). Жесткая Конституция.
Порядок изменения, дополнения и пересмотра Конституции  регулируется главой 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». 3 правовых режима ее изменения:
1.Пересмотр Конституции  - предложение о пересмотре может  быть внесено следующими субъектами  права: Президентом РФ, СФ, Госдумой, Правительством, представительными  (законодательными) органами субъектов РФ, а также группой численностью не менее 1/5 членов СФ или депутатов Госдумы (а также, возможно, несколькими субъектами совместно) (Глава 9, статья 134), и должно быть поддержано не менее чем 3/5 голосов от общего числа членов СФ и депутатов Государственной Думы (Глава 9, статья 135, пункт 2). Пересмотр - любое изменение или дополнение трех глав Конституции - 1 «Основы Конституционного строя», 2 «Права и свободы человека и гражданина» и 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции», а также разработка и принятие новой Конституции РФ. Порядок пересмотра определен в статье 135 Конституции РФ.
2.Внесение поправок  в Конституцию. Поправка может  быть инициирована аналогичными  субъектами конституционной законодательной  инициативы, что и пересмотр (статья 134) или несколькими субъектами совместно, и может касаться только глав 3 - 8 Конституции РФ. Поправки к Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, то есть требуют одобрения не менее 3/4 от общего числа членов СФ и не менее 2/3 депутатов ГД, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ (статья 136 Конституции РФ).
3.Внесение поправок  в статью 65 Конституции - данный  вид поправок вынесен в отдельную статью Конституции, они применяются в случае принятия в состав РФ нового субъекта РФ, изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ, либо изменения им своего наименования. В Конституцию эти поправки вносятся на основании: федерального конституционного закона о принятии в состав РФ нового субъекта РФ; федерального конституционного закона об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ; либо на основании решения самого субъекта РФ об изменении своего наименования, принятом в соответствии с законодательством данного субъекта РФ (статья 137 Конституции РФ). При изменении наименования субъектов федерации новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции без особых процедур (статья 137, пункт 2).
Статья 134 Конституции  РФ определяет круг субъектов конституционной законодательной инициативы. Некоторое сокращение круга субъектов законодательной инициативы по сравнению со статьей 104, пунктом 1 Конституции РФ (исключение индивидуальной инициативы) объясняется высокой значимостью конституционного процесса, желанием законодателя максимально ограничить влияние на него. В Конституции РФ специально оговаривается (статья 92), что исполняющийобязанности Президента не имеет права вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.
Пересмотр положение  глав 1, 2, 9 Конституции РФ - Статья 135 Конституции РФ определяет порядок  пересмотра, то есть наиболее существенного  изменения положений Конституции. В соответствии с данной статьей  положения глав 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены самим ФС, так как это эквивалентно фактическому принятию новой Конституции РФ. К компетенции палат ФС относится лишь созыв учредительного органа - Конституционного Собрания, закон о котором еще не принят, существует лишь только «Проект федерального конституционного закона О Конституционном Собрании» № 90056938-3, внесенный на рассмотрение в Госдуму 30.06.2000 (определены правовой статус Конституционного Собрания, его состав, порядок созыва, внутренняя структура, порядок деятельности, срок его работы и другие вопросы). Данный учредительный орган либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, принимает его 2/3 от общего числа его членов или выносит на всенародное голосование.
Решение о созыве Конституционного Собрания должно быть поддержано 3/5 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД.
Поскольку понятие "общее число" в тексте статьи может восприниматься по-разному - и  как совокупное число членов и  депутатов обеих палат, и как  отдельно каждой, Конституционный Суд РФ дал толкование понятия "общее число" как число, относящееся к каждой палате в отдельности.
 
11. Толкование Конституции Российской Федерации.
Конституция 1993 года ввела институт толкования Конституции - речь идет об официальном толковании, имеющем юридическую силу и обязательном для всех правоприменяющих субъектов.
Цель толкования - юридически точно определить, как  понимать норму конституции.
Причины введения института толкования - конституция - достаточно краткий правовой акт, поэтому не свободна от применения понятий и терминов, допускающих неоднозначное толкование; имеются прямые пробелы в тексте Конституции.
Функция толкования Конституции - статья 125 пункт 5 - Конституционный  Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ. КС применяет различные методы толкования: логический, грамматический, системный, исторический. В отдельных случаях КС отказывает в рассмотрении запроса о толковании. КС дал толкование многих статей: статьи 137 части 2 (28.11.1995) - поправки в статью 65 вносятся указом президента; статьи 136 (31.1.01995) - поправки к Конституции РФ принимаются в форме особого правового акта «Закона РФ о поправке к Конституции РФ».
На самом деле, акты суда (постановления) не должны быть источниками права, так как они не создают новой нормы права, а лишь толкуют уже действующую. Самое страшное, что постановления КС обжалованию не подлежат. Точно так же как комментарии к кодексам и законам не представляют собой НПА!
 
13. Формы осуществления народовластия в Российской Федерации.
Статья 1 Конституции  РФ - РФ есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления. Его демократизм  находит выражение, прежде всего, в  народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.
Статья 3 Конституции  РФ - носитель суверенитета и единственный источник  власти в РФ является ее многонациональный народ, то есть Россия - государство народовластия - демократическое государство.
Народовластие - принадлежность всей власти народу, а  также свободное осуществление  народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными  интересами.
Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы МСУ.
В зависимости  от формы волеизъявления народа:
1.Представительная  демократия - осуществление народом  власти через выборных полномочных  представителей, которые принимают решения, выражающие волю народа.
2.Непосредственная  демократия - форма непосредственного  волеизъявления народа - Высшим непосредственным  выражением власти народа являются  референдум и свободные выборы (Ст. 3).
Источники народовластии  в РФ:
1.Конституция РФ 12.12.1993;
2.ФЗ «О выборах  Президента РФ» от 10.01.2003;
3.ФКЗ «О референдуме  РФ» от 28.06.2004;
4.ФЗ «Об основных  гарантиях избирательных прав  и права и права на участие  в референдуме граждан РФ»  от 12.06.2002;
5.ФЗ «О выборах  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 20.12.2000;
6.нормативные  акты субъектов РФ о выборах  в соответствующие представительные  органы государственной власти;
7.нормативные  акты районных и городских  органов государственной власти  о выборах в органы местного самоуправления.
В этих нормативных  актах находят свое отражение  принципы избирательного права РФ:
1.всеобщность  - каждый гражданин РФ, достигший  определенного возраста, независимо  от пола, расовой и национальной  принадлежности, вероисповедания, социального происхождения и т. д. имеет право избирать и быть избранным в соответствующий представительный орган государственной власти;
2.равенство граждан  России при выборах - каждый  избиратель имеет наравне с  другими только один голос;  все граждане участвуют в выборах на равных основаниях. Этот принцип обеспечивается дополнительно организационными и правовыми мерами. Для выборов создаются однотипные избирательные округа, в которых устанавливаются общие нормы представительства. Эти округа равны по количеству проживающих граждан и по количеству избираемых от округа кандидатов. Каждый избиратель может быть внесен только в один список, может голосовать в данных выборах только один раз. Избирательный бюллетень выдается по документу, удостоверяющему личность; в списке избирателей делается отметка о выдаче бюллетеня;
3.прямые выборы - депутаты во все представительные  органы государственной власти  избираются гражданами непосредственно.  Прямые выборы, в отличие от  многостепенных, являются более  демократичными, так как обеспечивают непосредственное волеизъявление избирателей;
4.тайное голосование  - на выборах исключается возможность  какого-либо контроля за волеизъявлением  избирателя и результаты голосования  не могут быть известны другим  лицам. Этот принцип обеспечивается тем, что в помещениях для голосования оборудуются специальные кабины для тайного голосования; избирательные бюллетени не нумеруются и не содержат никаких пометок, которые позволили бы установить личность голосовавшего.
Институт выборов - неотъемлемое свойство демократии - средство реализации народного суверенитета, способ формирования и выражения общественного мнения, прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия - это форма непосредственной демократии.
Выборы - участие  граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования  представителей для выполнения в  государственных органах или  органах МСУ принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан.
Избирательное право - право не простого человека, а гражданина.
Выборы государственных  органов и органов МСУ, предусмотренные  Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Институт референдума - согласно  ФКЗ «О референдуме  РФ» от 28.06.2004 - референдум РФ - это  всенародное голосование граждан  РФ, обладающих правом на участие в  референдуме, по вопросам государственного значения. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании.
 
14. Порядок назначения  референдума. Вопросы референдума  Российской Федерации.
ФКЗ «О референдуме  РФ» от 28.06.2004 - Глава 2 «Инициатива  проведения референдума. Назначение референдума»; Глава 3 «Комиссии референдума»; Глава 4 «Статус наблюдателей».
Статья 14. Инициатива проведения референдума:
1) не менее  чем 2 000 000 граждан РФ, имеющих  право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 000 из них;
2) Конституционному  Собранию - в случае, предусмотренном  частью 3 статьи 135 Конституции РФ (вынесение  на референдум проекта новой  Конституции);
3) федеральным  органам государственной власти - в случаях, предусмотренных м/н  договором РФ и настоящим ФКЗ.
2. Инициатива  проведения референдума, принадлежащая  гражданам РФ, не может быть  выдвинута в период избирательной  кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента РФ, Госдумы.
Статья 23. Назначение референдума:
1. Референдум  назначает Президент РФ. Не позднее  чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу референдума. КС РФ направляет свое решение Президенту РФ, решение КС подлежит незамедлительному опубликованию.
2. Если КС  РФ признал инициативу проведения  референдума по предложенному  вопросу соответствующей Конституции  РФ, Президент не позднее чем  через 15 дней со дня поступления  решения КС РФ назначает референдум. В случае, если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции РФ, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения КС РФ.
3. Президент  определяет день голосования.  Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.
4. При назначении  референдума в соответствии с  м/н договором РФ могут быть  установлены иные сроки проведения  референдума.
5. Если в период  реализации инициативы проведения референдума, выдвинутой одной инициативной группой, другая инициативная группа выдвинула инициативу проведения референдума по иному вопросу, голосование по вопросам референдума, инициированного указанными группами, может быть назначено на один день.
6. Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории РФ.
Статья 6 ФКЗ  «О референдуме РФ» от 28.06.2004 - Вопросы  референдума и порядок их вынесения на референдум
1. Конституционное  Собрание вправе вынести на  всенародное голосование проект  новой Конституции РФ. Порядок  принятия Конституционным Собранием  такого решения, а также порядок  вынесения на всенародное голосование  проекта новой Конституции РФ определяется ФКЗ, принимаемым в соответствии со статьей 135 Конституции РФ.
2. На референдум  выносится проект нормативного  акта или вопрос, обязательное  вынесение на референдум которых  предусмотрено м/н договором РФ. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с настоящим ФКЗ с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим м/н договором РФ.
3. Вопросы государственного  значения, не указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, выносятся на референдум исключительно в порядке, предусмотренном настоящим ФКЗ.
4. На референдум  могут выноситься вопросы, отнесенные  Конституцией РФ к ведению  РФ, а также к совместному ведению  РФ и субъектов РФ.
5. На референдум  не могут выноситься вопросы:
- об изменении  статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;
- о досрочном  прекращении или продлении срока  полномочий Президента РФ, Госдумы,  а также о проведении досрочных  выборов Президента РФ, депутатов Госдумы, либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
- об избрании, назначении на должность, досрочном  прекращении, приостановлении или  продлении полномочий лиц, замещающих  государственные должности РФ;
- о персональном  составе федеральных органов гос. власти, иных федеральных государственных органов;
- об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении  или продлении срока полномочий  органов, образованных в соответствии  с м/н договором РФ, либо должностных  лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с м/н договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено м/н договором РФ;
- о принятии  и об изменении федер. бюджета,  исполнении и изменении внутренних  финансовых обязательств РФ;
- о введении, об изменении и отмене федеральных  налогов и сборов, а также об  освобождении от их уплаты;
- о принятии  чрезвычайных и срочных мер  по обеспечению здоровья и  безопасности населения;
- об амнистии  и о помиловании.
6. Вопрос, выносимый  на референдум, не должен противоречить  Конституции РФ, ограничивать, отменять  или умалять общепризнанные права  и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
7. Вопрос, выносимый  на референдум, должен быть сформулирован  таким образом, чтобы исключалась  возможность его множественного  толкования, чтобы на него можно  было дать только однозначный ответ.
8. Разные инициативные  группы по проведению референдума  могут предложить для вынесения  на референдум разные, в том  числе альтернативные, вопросы.
9. Принятие федеральным  органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с настоящим ФКЗ может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, препятствующим проведению референдума по данному вопросу, за исключением случая, предусмотренного частью 27 статьи 15 настоящего ФКЗ (Инициативная группа по проведению референдума до официального опубликования решения о назначении референдума вправе отозвать свою инициативу).
10. Принятие федеральным  органом государственной власти, иным государственным органом  решения по существу вопроса, который в соответствии с м/н договором РФ подлежит обязательному вынесению на референдум, не допускается.
11. Проведение  референдума в случаях, порядке  и сроки, которые предусмотрены  Конституцией РФ, м/н договором  РФ, настоящим ФКЗ, является обязательным.
 
16. Россия – светское  государство. РФ – светское государство
Статья 14 Конституции  РФ: РФ - светское государство. Никакая  религия не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной. Религиозные объединения  отделены от государства и равны перед законом.
Статья 28: Каждому  гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая  право исповедовать индивидуально  или совместно с другими любую  религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Светское государство:
- Религиозные  организации отделены от государства,  и не вправе выполнять ни  политические, ни юридические функции,  не могут вмешиваться в дела  государства;
- Государство  не вправе контролировать отношения своих граждан к религии;
- Светский характер  образования - отделение школы  от церкви;
- Государство  не вмешивается во внутрицерковную  деятельность, если не нарушается  действующее законодательство;
- Религиозные  организации не выполняют по поручению государства никаких юридических функций;
- Государство  не оказывает ни одной из  конфессий, ни материальной, ни  финансовой, ни какой-либо иной  помощи;
- Конфессии занимаются  лишь деятельностью, связанной  с удовлетворением религиозных потребностей населения, не вмешиваясь в политическую жизнь страны;
- Государство  охраняет законную деятельность  религиозных объединений, обеспечивая  равенство всех религиозных организаций  перед законом.
Статус светского  государства конституционно закрепили РФ, Германия, Франция, все государства СНГ и другие.
ФЗ РФ «О свободе  совести и религиозных объединениях»  от 26.09.1997 (в редакции ФЗ от 29.06.2004):
Религиозное объединение - добровольное объединение граждан  РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Создание религиозных  объединений в органах государственной  власти, других государственных органах, государственных учреждениях и  органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
Религиозные объединения  могут создаваться в форме:
1.религиозных  групп - добровольное объединение  граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без гос. регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.
2.религиозных  организаций (РО) - добровольное объединение  граждан, образованное в целях  совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. РО в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные (состоит не менее чем из 10 участников, достигших 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении) и централизованные (состоит не менее чем из 3 местных РО).
Учредителями  местной РО могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную  группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами МСУ, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной РО того же вероисповедания, выданное указанной организацией.
РО действует  на основании устава, который должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ.
РО подлежат государственной регистрации в  соответствии с ФЗ "О гос. регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 (в редакции ФЗ от 02.11.2004).
РО может быть отказано в государственной регистрации, если:
- ее цели и  деятельность противоречат законодательству  РФ;
- создаваемая  организация не признана в  качестве религиозной;
- устав и другие  представленные документы не  соответствуют требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения не достоверны;
- в едином государственном  реестре юридических лиц ранее  зарегистрирована организация с  тем же наименованием;
- учредитель (учредители) неправомочен.
Иностранная РО - организация, созданная за пределами РФ в соответствии с законодательством иностранного государства; ей может быть предоставлено право открытия своего представительства на территории РФ; представительство иностранной РО не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения.
Религиозные организации  могут быть ликвидированы:
- по решению их учредителей  или органа, уполномоченного на  то уставом религиозной организации;
- по решению суда в  случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, настоящего ФЗ и иных ФЗ и осуществления деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).
Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета  на деятельность религиозной организации  или религиозной группы в судебном порядке являются:
- нарушение общественной  безопасности и общественного  порядка;
- действия, направленные  на осуществление экстремистской  деятельности;
- принуждение к разрушению  семьи;
- посягательство на личность, права и свободы граждан;
- нанесение установленного  в соответствии с законом ущерба  нравственности, здоровью граждан,  в том числе использованием  в связи с их религиозной  деятельностью наркотических и  психотропных средств, гипноза,  совершением развратных и иных  противоправных действий.
РО действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству РФ, и обладают правоспособностью, предусматриваемой  в их уставах. Государство уважает  внутренние установления религиозных  организаций, если указанные установления не противоречат законодательству РФ.
Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной  деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно  значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.
Содействие государством религиозным организациям: материальная и иная помощь в реставрации памятников истории и культуры; объявление религиозных  праздников нерабочими днями (по просьбе  религиозной организации).
Надзор за исполнением  законодательства РФ осуществляют органы прокуратуры РФ.
Статья 13 Конституции РФ:
1. В РФ признается идеологическое  многообразие.
2. Никакая идеология  не может устанавливаться в  качестве государственной или  обязательной; признаются политическое  многообразие, многопартийность.
4. Общественные  объединения (ОО) равны перед законом.
5. Запрещается  создание и деятельность ОО, цели  или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
 
18. Россия – социальное государство.
Статья 7 Конституции  РФ:
1. РФ - социальное  государство, политика которого  направлена на создание условий,  обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека.
2. В РФ охраняются  труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный МРОТ, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Цели социального государства:
- сглаживание  социального неравенства;
- помощь слабым (неимущим);
- влияние на  распределение социальных благ  по принципу справедливости (рост  благосостояния);
- обеспечение  равных и справедливых возможностей  для развития личности.
Направления социальной политики:
- охрана труда  и здоровья - цель - полная занятость  населения независимо от пола, национальности; оплата обучения, переквалификации; пособия по безработице - ФЗ  «Об основах охраны труда в  РФ» от 17.07.1999 - приоритет жизни и здоровья работников, государственное управление охраной труда;
- поддержка семьи,  материнства, детства, отцовства,  инвалидов и пожилых граждан,  детей-сирот;
- установление  социальных пенсий, пособий и  иных гарантий социальной защиты - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001; решение проблемы бедности, которая все больше перерастает в проблему нищеты.
- развитие системы  социального обслуживания: ФЗ «Об  основах социального обслуживания  населения в РФ» от 10.12.1995 - социальное  обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Учреждениями  социального обслуживания независимо от форм собственности являются:
1) комплексные  центры социального обслуживания  населения;
2) территориальные  центры социальной помощи семье  и детям;
3) центры социального обслуживания;
4) социально-реабилитационные  центры для несовершеннолетних;
5) центры помощи  детям, оставшимся без попечения  родителей;
6) социальные  приюты для детей и подростков;
7) центры психолого-педагогической  помощи населению;
8) центры экстренной психологической помощи по телефону;
9) центры (отделения)  социальной помощи на дому;
10) дома ночного  пребывания;
11) специальные  дома для одиноких престарелых;
12) стационарные  учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
13) геронтологические  центры;
14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.
ФЗ «Об основах  обязательного социального страхования» от 16.07.1999 - всеобщий обязательный характер социального страхования, государственная  гарантия соблюдения прав застрахованных лиц - обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
 
 
 
 
19. Конституционное  закрепление принципов экономической  системы и форм собственности  в Российской Федерации.
 
Статья 8 Конституции  РФ:
1. В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В РФ признаются  и защищаются равным образом  частная, государственная, муниципальная  и иные формы собственности.
Статья 9 Конституции  РФ:
1. Земля и  другие природные ресурсы используются  и охраняются в РФ как основа  жизни и деятельности народов,  проживающих на соответствую
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.