Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социология профессий

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 
Введение 3
1. Функционалистский взгляд на профессию 5
2. Конфликтологический взгляд на профессии 10
3. Практика исследований социологии профессий 17
Заключение 20
Список использованной литературы 21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Социология профессий является одним из приоритетных направлений в Российской социологии XXI века.
Обозначим следующие причины, вследствие которых необходимо развивать социологию профессий.
1. Потребность в высокопрофессиональных кадрах и перспективной кадровой политики. Нужны профессионалы и благоприятные для них условия, чтобы преодолеть кризис в обществе и перейти к его устойчивому социальному развитию.
2. В настоящее время, в условиях изменяющейся России, интерес к профессии существенно возрос. Одной из важнейших сторон жизнедеятельности граждан выступает профессиональная сфера, которая представляет огромное значение для каждого человека в отдельности и общества в целом. Именно на осуществление профессиональной деятельности человек затрачивает большую часть своей жизни, а развитие общества, в определённой степени, зависит от способности граждан выполнять ими свои профессиональные обязанности.
3. Проблема взаимосвязи и взаимоотношения личности и её профессии: роль и место профессии в жизни каждого человека и общества в целом, проблемы социальной самореализации и смысла жизни через профессиональную деятельность личности и её отношения к своей профессии.
Это связано с тем, что общество, а именно его профессиональная сфера, оказалась практически не готовой к интенсивным и глубоким изменениям, поскольку большинство граждан, выработав привычку, долгое время работать в определённо заданных, стабильных условиях, не оказались в состоянии адаптироваться к быстро меняющимся социальным условиям, что в результате привело к возникновению ряда проблем, в целом, связанных с профессией и её осуществлением в новых условиях. Если исходить из того, что общество является, прежде всего, динамической системой, то все связанные с профессией проблемы, возникшие в результате различных осложнений и трудностей, обусловленных трансформационными процессами в обществе, приобретут определённую динамику: новые проблемы будут наслаиваться на нерешённые старые, что, соответственно, вызовет дополнительные проблемы в изучении уже самой динамики профессии.
Проблемы, которые, так или иначе, связаны с профессией и профессиональной деятельностью могут сводиться к одному решению - изменению общественного сознания в отношении профессии. Это изменение отношения не только всех граждан общества, а, в первую очередь, каждого человека к своей профессии, выполняемой профессиональной деятельности, профессиональному союзу, в котором он состоит, профессиональной структуре общества, составным и системообразующим элементом которой является. Следует отметить, что особую роль в этом играет социология профессий. Именно она способствует формированию общественного сознания в социуме, поскольку, с одной стороны, имеет прямое отношение к изучению каждой личности как члена общества и всего социума, а с другой стороны - её отраслевое предназначение позволяет в полной мере исследовать всё то, что связано непосредственно с самой профессией и её основными производными.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Функционалистский взгляд на профессию
 
На этапе становления западной социологии профессий многие исследователи стремились к детальному теоретическому разграничению между высокостатусными социально значимыми профессиями ("professions") и прочими родами занятий ("occupations"). Изначально научное разделение на "профессии" и "не-профессии" зеркально отражало особенности исторических реалий англо-саксонского мира, где термин "профессия" указывал на престижность работы и ее ориентированность на интеллектуальное служение обществу. В соответствии с устоявшейся языковой традицией, в категорию традиционных "профессий" попадали врачи, юристы, церковные служители и преподаватели вузов. Кроме почетного престижного титула, эти профессиональные группы отличались от других родов занятий незначительным вмешательством в их самоуправление со стороны государства, а также высоким доходом и престижем. Во всех современных индустриальных странах государство и социально значимые профессии развивались взаимосвязано и оказывали непосредственное влияние на становление друг друга. Исторически сложилось так, что традиционные профессии в Англии и Северной Америке получили право на саморегулирование раньше, чем где бы то ни было в мире.
Например, в Великобритании традиционные профессии врача и юриста получили право на автономию под монаршим патронажем. Королевский колледж врачей был сформирован в XVII веке, позже врачи получили право на создание профессиональных ассоциаций с широким спектром полномочий, включая контроль над обучением специалистов и лицензированием собственной деятельности. Таким образом, границы вмешательства в дела профессионалов со стороны либерального государства оказались четко очерченными.
Хотя сегодня и в Англии, и в Северной Америке взаимоотношения между государством и профессионалами складываются несколько иначе, основной вектор их развития - в сторону уменьшения власти профессионалов и усиления контроля со стороны государства и потребителей услуг. Тем не менее, степень независимости англосаксонских традиционных профессионалов по-прежнему выше, чем их коллег в континентальной Европе и России.
Первые англо-американские социологи профессий в качестве объекта исследования выбирали традиционные профессии и пытались ответить на вопрос, какими уникальными характеристиками, помимо университетского образования, они обладали. Почему именно этим социальным группам удалось приобрести и сохранить высокий статус в обществе.
Исследователи сосредоточились на поиске "сущностной выжимки" феномена традиционных профессий посредством поиска их отличительных черт. В этих работах зародился атрибутивный подход в социологии профессий, или "теория черт". Авторы этого направления использовали полученный набор профессиональных критериев для создания "идеального типа" профессии в понимании М. Вебера. По большей части подобные "перечни" характеристик были теоретически не взаимосвязаны. Кроме того, в процессе поиска отличительных черт и попытке связать их между собой социологи неизбежно "овеществляли" идеальный тип и трактовали абстрактную концепцию так, как будто это был реально существующий феномен. Фактически ставился знак равенства между традиционными профессиями и "идеальным типом".
Поиск идеальной модели профессии осуществлялся в контексте парадигмы структурного функционализма. Хотя не все авторы "теории черт" формально относили себя к этому направлению, тем не менее, оно настолько доминировало в конце 1950-х годов, что часто под самой дисциплиной "социология" понимался функционализм. Традиционные профессии рассматривались как наиболее стабильные, эффективные и, в основном, аполитичные структуры современного общества. Ключевая фигура в социологии профессий, Т. Парсонс писал в статье для "Энциклопедии социальных наук": "Профессиональная группа ("profession") становится единственным наиболее значимым компонентом в структуре современных обществ. Сначала она вытеснила "государство" в ранее употреблявшемся значении этого термина, а недавно - "капиталистическую" организацию экономики. Именно повсеместное появление профессиональных групп, а не особого статуса капиталистического или социалистического способа организации труда является значимым структурным развитием общества двадцатого века". Т. Парсонс утверждал, что только сбалансированность интересов капиталистической экономики и традиционных профессий может гарантировать устойчивый нормативный социальный порядок.
Классическим примером наиболее полного определения "идеального типа" профессии в период структурного функционализма можно считать список из двадцати трех характеристик Дж. Миллерсона, составленный им на основе анализа работ двадцати социологов, занимавшихся этой проблематикой. Несмотря на впечатляющий перечень, автору не удалось разделить профессиональные черты на неотъемлемые, структурные атрибуты статуса и на случайные, присущие отдельным индивидам или объясняющиеся преходящими историческими фактами. На основе анализа работ авторов, черпающих вдохновение в функционализме, мы выделяем три основных интегративных характеристики, которые формируют "идеальный тип" профессии.
Профессиональные специальные знания и опыт. Практическая деятельность профессионалов основана на абстрактном, теоретическом знании, которое приобретается в результате длительного обучения и подтверждается документально. В результате профессиональное мнение остается неясным обывателю, но обладает для него авторитетом.
Профессиональная этика. Деятельность профессионалов должна быть направлена на социально значимые цели, акцент делается на служении обществу. Альтруизм может быть не свойственен индивидуальному профессионалу, но для группы является необходимым внутренне присущим качеством. Разработанный этический код закрепляет доверие обывателей к профессиональной группе.
Профессиональная автономия в принятии решений, которые имеют непосредственное отношение к практике, содержанию образования, входу в профессию и исключению из нее.
Функционалисты рассматривали эту характеристику как "иммунитет", производный от профессиональных знаний и этики. Позднее социологи стали справедливо утверждать, что профессиональная автономия должна быть оправдана посредством внутреннего саморегулирования профессии (контроль коллег и профессиональной ассоциации) и внешнего - со стороны потребителей услуг и государства.
Авторы более поздних работ социологии профессий не отвергали того факта, что вышеперечисленные черты формируют идеальный тип профессии, однако в большей мере они были заинтересованы в изучении стратегий, используемых профессионалами для достижения высокой социальной позиции. Функционалисты не придавали значения активности социальных субъектов, а полагали, что существует структурный "естественноисторический процесс профессионализации", под его действие попадают практически все "белые воротнички", которые все в большей мере приобретают определенные "профессиональные черты" по образу и подобию традиционных профессий. Процесс профессионализации рассматривался как реакция со стороны профессиональных групп на потребности общества.
Все роды занятий, обделенные статусом профессии, рассматривались с точки зрения их потенциала профессионализироваться, то есть приблизиться к идеальному типу профессии. В результате в социологической литературе появилась идея "профессионального континуума", на котором размещались все роды занятий, начиная от простых групп физического труда, которым было свойственно наименьшее число профессиональных черт, заканчивая "зрелыми" традиционными высокоинтеллектуальными профессиями или "идеальным" типом профессии. В социологический лексикон вошли концепции: "практически-профессия", "полу-профессия", "недо-профессия", "не-профессия" (работники физического труда) и другие. Помимо зрелых профессий, чаще всего выделялись: (1) "новые" профессии: инженеры, химики, бухгалтеры, а также представители естественных и социальных наук; (2) полу-профессии, или "помощники профессионалов" - медсестры, фармацевты, социальные работники; (3) формирующиеся профессии: менеджеры и управленцы частных предприятий и компаний.
В 1970-е годы теоретические подходы социологии профессий начинают меняться. Наибольшим сомнениям подвергается идея альтруизма профессионалов. Примеры коррупции, несоответствия профессиональной деятельности полученному сертификату все чаще становятся предметом внимания со стороны широкой общественности. В свою очередь меняется научный социологический климат: происходит смещение акцента с функционалистской на конфликтологическую модель объяснения социальной реальности, и на авансцену выходят неовеберианцы и неомарксисты. Социологи функционалисты начинают рассматриваться как "жертвы обмана", которые приняли идеологию профессиональных групп за "чистую монету", не проверяя, насколько провозглашаемый идеал ориентации на бескорыстное служение соответствует действительности. Исследователи задались вопросом, почему традиционным профессиям удалось достичь своего нынешнего высокого социального положения в западном обществе, и вопросом, действительно ли отличающие их характеристики являются неотъемлемыми и неизменными.
 
 
 
 
 
 
 
2. Конфликтологический взгляд на профессии
 
Неомарксисты: профессия в классовой системе. Неомарксисты утверждали, что все профессиональные группы являются участниками процесса государственного строительства и поляризации. Спорным оставался только вопрос, к какому классу - буржуазии или пролетариату - стоит относить традиционные профессии. Исследователи, которые причисляли профессионалов к классу пролетариата, были убеждены что традиционные профессии, равно как и новые профессии, находятся в состоянии "пролетарианизации" или "депрофессионализации". Утверждалось, что "белые воротнички" испытывают все возрастающее экономическое, техническое и организационное отчуждение от результатов своего труда. При этом "депрофессионализация" определялась как процесс потери со стороны профессий интеллектуального труда возможности осуществлять контроль над местом расположения, содержанием и значением собственного труда, а также подчинением труда требованиям капиталистических производственных отношений.
Неомарксисты закономерно обратили внимание на вопрос о рестратификации общества, а также об изменениях в объеме властных полномочий традиционных профессиональных групп. Так, Мак-Кинли и Арчес выделили семь основных прерогатив, которые профессионалы утратили в капиталистическом обществе. В целом, речь идет о потере контроля над: (1) критериями "входа" в профессию, принятием решений, каким должно быть количество студентов; (2) процессом обучения; (3) условиями и содержанием труда; (4) объектами труда, под которыми понимаются клиенты; (5) орудиями труда (например, у врачей это могут быть медикаменты и медицинское оборудование); (6) средствами труда, недвижимостью и (7) уровнем вознаграждения). Эта концепция также прослеживается в ранних работах известного социолога профессий М. Ларсон. Она пишет о том, что врачи испытывают все возрастающее экономическое, организационное и техническое отчуждение от результатов своего труда.
Важно отметить, что многие неомарксисты полагали, что традиционные профессиональные группы не только не теряют контроль над средствами производства, но, напротив, монополизируют их. Поэтому их следует относить к представителям класса буржуазии или считать частью этого класса. Так, например, утверждалось, что главной задачей врачебной профессии является контроль над сознанием собственных клиентов с целью поддержания капиталистического социального порядка. Соответственно, врачи не готовы помогать своим пациентам в должной мере, так как они получают высокое вознаграждение за осуществление контроля и надзора за обывателями по "заказу" буржуазии. Интересы профессионалов воспринимались как непосредственно связанные с интересами доминирующего капиталистического класса, а сами профессионалы - как группы сговора и эксплуатации.
Авторам этого направления не удалось избежать методологических сложностей.
Неомарксисты рассматривали не только профессиональные группы, но и любое современное капиталистическое государство как средство для обслуживания интересов эксплуататорского класса. Этот аргумент трактовался как не подлежащая обсуждению аксиома, и в таком контексте получалось, что профессиональные группы "обречены" воспроизводить капиталистические производственные отношения. Эту методологическую интерпретацию нельзя считать реалистичной. Во-первых, ее опровергают эмпирические исследования, которые наглядно демонстрируют, что элитныетрадиционные профессиональные группы, такие, например, как врачи и юристы, обладают властной автономией. Во-вторых, основной недостаток теоретических наработок этого направления заключается в том, что неомарксисты оперируют телеологическим пониманием государственной системы, как неизменно действующей в интересах правящего класса и капитала.
Необходимо отметить, что неомарксисты и функционалисты рассматривали профессиональные группы исключительно как элементы структуры, которые просто отвечают на складывающиеся социальные изменения. В основе развития активистского подхода в социологии профессий лежит интерпретативная социологическая парадигма, акцентирующая внимание на действии, на процессах социальной реальности и их конструировании. В работах неовеберианцев акцент смещается в сторону изучения активности профессионалов, которые преследуют свои цели, используя все имеющиеся в их распоряжении ресурсы. В их работах профессионализация начинает рассматриваться как процесс, инициированный самими индивидами.
Неовеберианцы: профессия как монополия. Представляется, что с методологической точки зрения неовеберианский подход к изучению профессиональных групп обладает наибольшими аналитическими преимуществами. На сегодняшний день его можно считать ортодоксией западной социологии профессий. Сильная позиция этого подхода заключается в том, что высокий статус традиционных профессий воспринимается как сформированный в результате особых исторических и социально-политических условий. Неовеберианский анализ выдвигает на первый план задачу описания мобильности профессиональных групп в терминах концепции социального закрытия, введенной в научный оборот М. Вебером.
Данное понятие описывает процесс, при помощи которого социальные группы действуют в собственных интересах, обеспечивая относительно небольшой группе избранных широкие возможности на рынке труда. Профессиональные группы рассматриваются как внутренне солидарные группы интересов, организуемые для расширения своих возможностей пользоваться культурными и социальными привилегиями. В соответствии с подходом М.
Вебера, в основе определения "профессии" лежит понимание профессиональных групп как статусных, то есть как коллективы, имеющие схожий стиль жизни, общую моральную систему, схожий язык и культуру.
В рамках неовеберианского подхода традиционные профессии определяются как группы интересов, которым удалось занять монополистическую позицию на рынке услуг здравоохранения, юридических услуг, образования и науки. Итак, под профессионализацией традиционных профессий неовеберианцы понимают развертывание своего рода механизма, который позволил представителям этих профессий в значительной мере отгородиться от влияния развивающегося национального государства, организованного капитала и менеджериального контроля. Так, М. Ларсон, одна из первых и наиболее известных исследователей этого направления, утверждает: "Профессионализация является попыткой перевести редкие ресурсы профессиональных групп одного порядка - специализированное знание и умения - в ресурсы другого порядка - социально-экономические вознаграждения.
Сохранение редких ресурсов предполагает стремление к монополии: монополии экспертного знания на рынке труда и монополии статуса в системе стратификации".
Опираясь на неовеберианскую и другую "деятельностно-активистскую" социологическую литературу, авторы выделили несколько определяющих аспектов процесса профессионализации. Мы сознательно отходим от подхода "теории черт", в котором также предпринимались попытки выявить определенные стадии процесса профессионализации. Отличие данной схемы в том, что мы понимаем, что выделенные нами этапы могут произойти, а могут и не иметь места в процессе коллективной восходящей мобильности. Кроме того, они могут осуществляться в различной последовательности. Тем не менее, данная схема позволяет операционализировать "профессионализацию" как стратегию, выбранную профессиональной группой для осуществления контроля над условиями труда посредством исключающего социального закрытия в странах с рыночной экономикой и плюралистической социальной средой.
Обзор теоретических работ по вопросу позволяет выделить следующие ключевые этапы профессионализации, того пути, который прошли "старые" традиционные профессиональные группы в англо-саксонских странах, и который затем был в какой-то мере перенят "новыми" профессиями в этих же странах и в континентальной Европе:
1. Выделение собственной уникальной области знания и трансформация ее в социальный престиж. Большинство социологов по-прежнему справедливо полагают, что высокий престиж и социальная значимость традиционных профессий и в англоамериканском контексте, и в континентальной Европе базируются на специфике их профессионального знания. Оно является абстрактным, систематизированным, кодифицицированным и обобщенным, а кроме того, "ценностно-окрашенным". Халидей утверждает, что "нормативные" профессии, - те, которые опираются на авторитет науки и "приписывают" социальные нормы и стандарты - обладают наибольшим авторитетом в социуме.
Традиционным профессиям удалось перевести экспертные знания в монополию на рынке
труда посредством государственной поддержки и формирования стандартизованной системы образования. Сегодня этот путь стал возможным для большого количества профессиональных групп. В результате этого рыночная монополия традиционных профессий начинает подтачиваться, так как развивается образовательный "надрынок", на котором в качестве культурного капитала выступают образовательные дипломы и сертификаты.
2. Формирование идеологии профессиональной группы, ее публичного образа, в котором акцент делается на профессиональную этику, альтруистическое служение обществу.
Определенная версия изложения событий, преподнесения фактов, вне зависимости от их истинности или ложности, является идеологизированной, если она позволяет обладающей властью группе поддерживать и воспроизводить собственный властный ресурс. В случае профессиональной группы, идеология выстраивается на утверждении собственной компетентности (знаний и навыков) и респектабельности, которые подразумевают высокий уровень социально-экономических вознаграждений для поддержания соответствующего стиля жизни. Идеология имеет высокую значимость как для создания внутренней сплоченности, так и для внешнего позиционирования группы, без которого невозможно ее принятие общественностью. Профессиональная идеология не только вдохновляет и обязывает к определенному типу поведения, но и оправдывает привилегии профессионалов, ввиду их служения наиболее значимым социальным целям.
3. Создание профессиональных организаций, ассоциаций. Профессионалы, стремящиеся к восходящей мобильности, формируют группу, способную (1) стандартизировать и контролировать распространение экспертного знания; (2) лоббировать интересы группы, добиваться государственной поддержки. Именно профессиональные организации чаще всего вступают во взаимодействие с непрофессиональной средой: рынком, государством, образованием и потребителями (клиентами). Группа в целом представляет собой слишком "объемный" социальный феномен, сегменты которого сложно стыкуются и взаимодействуют.
В связи с этим особое значение приобретают профессиональные ассоциации, своего рода элита группы, способные организовать совместные коллективные действия во имя сформулированных чаще всего ими же коллективных интересов группы, направленных на поддержание или изменение места группы в социальной иерархии.
4. Практика социального закрытия. Для высокого статуса профессиональной группы очень важно, чтобы она была немногочисленной. Так, профессионализирующиеся группы стремятся овладеть механизмом социального закрытия, которое в современном обществе невозможно без заключения "регулятивной сделки" с государством, санкционирующим ограничение доступа в группу, посредством передачи самим профессионалам права контролировать процесс распространения экспертного знания, а также
права монополизировать рынок услуг: назначать цены и устанавливать стандарты практики.
5. Контроль реализации профессионального проекта. Высокая социальная позиция профессиональной группы не является стабильной и фиксированной. Как утверждалось в книге Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес": "Если ты хочешь оставаться на одном и том же месте, надо бежать в два раз быстрее". Так и любой профессиональной группе, которой удается добиться относительно высокого социального положения, необходимо закрепить определенную нишу в системе социальной стратификации посредством поддержания определенного образа группы в глазах общественности; регулирования поведения членов группы через механизм позитивных и негативных санкций. Наиболее важным элементом на данном этапе становится принятие группы обществом как достойной высокого статуса. Именно потребители услуг, посредством спроса или его отсутствия, накладывают существенный ограничитель на властные полномочия профессионалов.
Данную теоретическую модель наш исследовательский сектор применял в эмпирических исследованиях по изучению процесса профессионализации ортодоксальной и альтернативной медицины в России. В то же время, важно отметить, что неовеберианский подход в социологии профессий также имеет свои ограничения. Одной из проблем является то, что неовеберианцы часто воспринимают государство односторонне, как пассивный элемент, то есть как систему, способствующую процессу профессионализации в либеральных государствах и препятствующую ей - в централизованных. Другим упущением неовеберианского анализа в контексте социологии профессий является то, что многие ключевые авторы мало апробировали собственные теоретические схемы на практике.
Отметим, что это замечание справедливо также и для всех других обсужденных выше теоретико-методологических подходов социологии профессий.
 
3. Практика исследований социологии профессий
 
Когда социология профессий приобрела популярность в континентальной Европе, исследователи задались вопросом, существуют ли в их странах эквиваленты англоамериканских традиционных профессий и "профессионализации". В эмпирических работах многие использовали идеальный тип профессии в качестве отправной точки, и в фокусе анализа оказывались выделенные еще в рамках "теории черт" атрибуты, такие как профессиональное знание, этика и автономия. Первые сложности, которые выявила практика исследований, были связаны с изучением объема властных полномочий и автономии профессиональных групп от вмешательства со стороны государства. Приходит понимание того, что сами понятия "профессии" и "профессионализации" тесно связаны с типом общественно-экономической системы и историческими особенностями ее развития. В результате было предложено выделять два "идеальных типа" профессии: (1) англо-американский, который описывает относительно "свободных" специалистов, самостоятельно контролирующих собственные условия труда, и (2) континентальный, который определяет административную структуру профессиональной группы. Для каждой группы исторически сложились различные пути завоевания социального престижа. МакКлеланд, в свою очередь, ввел в социологический оборот термины, раскрывающие специфику исторических особенностей процесса профессионализации: (1) "профессионализация изнутри", под которой понимается успех группы с точки зрения активного самостоятельного использования рыночных возможностей для восходящей мобильности; (2) "профессионализация сверху", когда на процесс эскалации статуса группы наибольшее значение оказывают внешние факторы. И в том и в другом случае группы опираются на профессиональную идеологию, направленную на приобретение социального авторитета и контроля. Когда профессиональная группа прибегает к использованию идеологии "изнутри", то обычно приобретается возможность саморегулирования деятельности. Ситуация с "профессионализацией сверху" другая: полученный эффект чаще всего сводится не к контролю над рабочей ситуаций, а к приобретению менеджериальной власти. При этом если группы стремятся к "профессионализации сверху", ее цели, так же как и в случае "профессионализации изнутри", могут носить политический характер и быть направленными на переопределение взаимоотношений между профессионалами и потребителями их услуг, а также государством.
Несмотря на историческую специфику профессиональных групп, основанных на абстрактном теоретическом знании, они играют важную роль в социальной структуре современных государств и выполняют схожие функции по производству, получению и сертификации знания в широких функциональных сферах, на основе выдачи индивидам официальных аттестатов об образовании. Неовеберианский подход позволил концептуализировать роды занятий, основанные на высшем специализированном образовании, как универсальные узнаваемые группы интересов, которые стремятся к контролю над рынком труда посредством практик "социального закрытия" и/или которые хотят приобрести влияние в рамках государственного сектора для достижения восходящей мобильности. Важной характеристикой и англо-американских, и европейских, в том числе российских, социально идеализированных профессиональных групп является то, что исторически им удалось перевести редкие ресурсы одного порядка - особое профессиональное знание и навыки - в социальные вознаграждения и сформировать статусные группы.
Исследования социологии профессий имели ограниченную релевантность для России в советский период. На сегодняшний день западные теории профессий и профессионализации уже привлекли внимание отечественных социологов.
При этом в фокусе внимания оказываются самые различные профессиональные группы, начиная от врачей, юристов, менеджеров, представителей бизнес-элиты, заканчивая социальными работниками и специалистами традиционной медицины. Эти эмпирические исследования подтверждают, что западные теоретические схемы могут эффективно применяться в контексте российской действительности, если во внимание принимаются социально-структурная и историческая специфика нашего общества. Использование категориального аппарата западной социологии профессий позволяет существенно расширить эвристические возможности исследований профессиональных групп, а также раскрывает новые возможности для межкультурного сравнительного анализа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
 
Для того чтобы преодолеть и предупредить возникающие проблемы, а также изучать их и вырабатывать пути возможного разрешения, необходима научная основа. Основы социологии профессий были заложены известными отечественными учёными, посвятившими себя изучению профессиональной сферы. Их научные труды составили богатейший задел науки о профессиях, когда в рамках социологической науки появилась такая отрасль социологического знания, как социология профессий. Исходя из того, что данное направление достаточно давно существует в социологической науке, а накопленный опыт в исследовании данной проблемы в настоящее время утратил свою первоначальную значимость, то продолжению развития социологии профессий может способствовать только переосмысление богатейшего научного материала, носящего идею её создания, развития и дальнейших перспектив. Это, в совокупности, позволит воссоздать теоретическую основу и методологию не просто социологии профессий, а новейшей социологии профессий, зарождающейся в условиях становления нового Российского общества. Такая наука, во-первых, систематизирует и вберёт в себя весь накопленный ранее опыт изучения данной проблематики, в том числе и не менее ценный опыт аналогичной зарубежной науки. Во-вторых, самостоятельно выработает собственный научный подход и методы исследования профессии, которые в целом составят научный аппарат и теоретико-методологическую основу. Это, в свою очередь, позволит выделить новейшую социологию профессий - как самостоятельную науку, отвечающей всем требованиям, предъявляемым новой социальной реальностью, складывающейся в условиях перехода от трансформирующегося общества к обществу с устойчивым развитием.
 
 
 
Список использованной литературы
 
1. Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М.: Аспект-Пресс, 2006.
2. Подмарков В. Г. Человек в мире профессий // Вопросы философии. 2007. N 8. С. 60.
3. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после. М.: Аспект-Пресс, 2009.
4. Социальная стратификация российского общества // Отв. ред. З. Т. Голенкова. М.: Институт социологии РАН // Летний сад, 2009.
5. Шкаратан О. И. Социально-экономическое положение и поведение профессионалов и менеджеров в сфере занятости. Препринт WP1/2006/03. Серия WP1 (Институциональные проблемы российской экономики). М.: ГУ ВШЭ, 2006.
6. Цвык В. А. Профессионализация как социальный процесс // Вестник РУДН. 2009. N 4 - 5. С. 258 - 269.
 
 
 
 
 
 
 

 


 



и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.