Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Рынок и фирма

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 05.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Рынок и фирма
В новой институциональной  экономической теории рынок и  фирма рассматриваются как крайние  точки обширного спектра контрактных  альтернатив. Этот подход существенно  отличается от ортодоксальной неоклассической  теории, в рамках которой распределение  экономической деятельности между  фирмой и рынком принимается заданным. Фирмы оказываются специализированными  на функции производства, обеспечивающей трансформацию ресурсов в продукт, а рынки - на обмене, в рамках которого осуществляется аллокация ресурсов, с одной стороны, и распределение произведенных продуктов, - с другой.
В неоклассической теории фирма выглядит как «черный ящик», в котором ресурсы трансформируются в продукты в соответствии с характером производственной функции, отражающей выбранную технологию, и той внешней  средой (рыночной структурой), которая  определяет способ максимизации экономической  прибыли как целевой функции  фирмы. При этом за пределами моделей оказываются проблемы, связанные с асимметричным распределением информации, необходимостью принятия последовательных адаптационных решений, предпосылки существования различных административно-правовых форм организаций, создание в их рамках системы стимулов у собственников, менеджеров и рабочих.
Роль рынка оказывается  еще менее ясной. Сосредоточение анализа на процессе установления рыночных цен не предполагает рассмотрения механизма  рыночных отношений. Исследование в  неоклассической теории различных  рыночных структур относится лишь к  таким параметрам как объем отраслевого  выпуска, цена, соответствующая равновесию, число фирм, дифференциация продуктов, и т.п. При этом практически игнорируется влияние институтов на облегчение или  затруднение процесса обмена.
Ограничение понимания фирмы  предсказанием ее поведения в  рамках экзогенно заданных, независимых  от поведения экономических агентов  переменных, рыночных структур, затрудняет рассмотрение рынка и фирмы как  альтернативных и взаимодополняющих  способов мотивации и координации  деятельности экономических агентов.
 
Контракт.
В традиционной юридической  трактовке контракт определяется как  добровольно заключаемое соглашение, основанное на взаимных обещаниях, к  выполнению которых стороны могут  быть принуждены в соответствии с  нормами контрактного права.
Взаимность обязательств позволяет различать контракты  и односторонние обещания. Взаимность и добровольность, как правило, обеспечивается проведением переговоров перед  заключением соглашения. В процессе переговоров стороны могут согласовать  свои представления о правах и  обязанностях, отражаемых в соответствующих  пунктах договора.
Согласно классической теории контрактов, для того, чтобы обещание стало обязательством, необходимо наличие  трех элементов: предложения (оферты), принятия предложения или согласия с предложением (акцепта) и признания  акцепта (момент заключения договора). Стороны могут требовать друг от друга исполнения взаимных, добровольно  данных обещаний, ставших обязательствами, прибегая в случае необходимости  к тому или иному механизму  принуждения.
В новой институциональной  экономической теории контракт (договор) рассматривается как разновидность  институционального соглашения.
Контракт - это совокупность правил, структурирующих в пространстве и во времени обмен между двумя (и более) экономическими агентами посредством  определения обмениваемых прав и  взятых обязательств и определения  механизма их соблюдения
Типы контрактов.
Из принятого определения  контракта становится очевидным, что  одним из решающих условий заключения соглашения является наличие механизма  принуждения к его выполнению. От выбора механизма принуждения  и соответствующего гаранта контракта  зависит способ разрешения конфликтных  ситуаций, возникающих в процессе обмена. Данная характеристика может быть положена в основу типологии контрактов, опирающейся на трехзвенную классификацию юридических концепций контракта Я. Макнейла, в основе которой лежит деление контрактного права на классическое, неоклассическое и «отношенческое».
В рамках классического контрактного права процесс обмена может быть облегчен путем увеличения дискретности и «презентативности» соглашений. Под презентативностью понимается желание как можно полнее описать будущую ситуацию с позиций ее сегодняшнего понимания. Подобная договорная практика подразумевает, что все относящиеся к делу изменения, требующие адаптации, заранее описываются, и рассчитывается вероятность различных сценариев развития ситуации. Фактически речь идет о заключении полного формализованного контракта.
Формализованными  называются контракты, в которых четко прописаны правила, структурирующие обмен (предмет соглашения, набор прав и обязанностей контрагентов, а также способ урегулирования конфликтов и механизм принуждения к исполнению взятых обязательств). Примером формализованного контракта могут служить публичные договора присоединения, предлагаемые одним контрагентом, как правило, крупным юридическим лицом другим юридическим, а также физическим лицам
Заключение полного контракта  предполагает, что в нем могут  быть зафиксированы все значимые параметры соглашения, что в свою очередь возможно лишь на основании  принятия предпосылки о неограниченной рациональности контрагентов. При наступлении  всех возможных событий в контракте  должно быть в явном виде определено, каким образом должны вести себя стороны в том или ином случае, какие издержки нести и какие  выгоды получать. Следует заметить, что в реальной жизни составление  подобного контракта представляется практически невозможным ввиду  отсутствия у индивидов такого полезного  качества как совершенное предвидение.
Понятие идеальной полноты  в теории может быть заменено понятием функциональной полноты, означающей возможность  достраивания контракта третьей  стороной в случае возникновения  споров. Если в результате достраивания возможно точно определить намерения контрагентов, то такой контракт считается функционально полным.
В условиях полноты контракта  можно выделить ряд существенных характеристик контрактных отношений. Во-первых, личные качества участников такого взаимосогласованного обмена не влияют на его условия, то есть необязательным является соответствие сторон друг другу. Во-вторых, после тщательного определения сути соглашения стороны, осуществляющие обмен, в первую очередь руководствуются юридическими нормами и формализованными условиями договора. В-третьих, точно определяются средства преодоления трудностей с реализацией контракта. Разрешение споров, возникающих между участниками подобных соглашений, может происходить в гражданском суде.
Классический контракт является полным и формализованным, предполагает расторжение соглашения при возникновении  конфликтной ситуации, гарантом его  выполнения является государство.
Неоклассическая модель контрактации используется, преимущественно, при заключении долгосрочных контрактов, неизбежно содержащих пробелы, то есть являющихся неполными.
Перечислим возможные  причины неполноты контракта.
Положения контракта могут  быть неясными и двусмысленными из-за ограничений лексического аппарата.
Контрагенты, ввиду ограниченной рациональности, часто упускают из виду важные переменные, относящиеся  к выполнению контракта, особенно, если они не могут с легкостью оценить  влияние этих переменных на реализацию контракта.
В подавляющем большинстве  случаев стороны действуют в  условиях структурной неопределенности, то есть не могут знать вероятности  наступления будущих событий.
Выявление всей относящейся  к делу информации, известной одной  из сторон или неизвестной никому из участников контракта, приводит к  увеличению выгод одной или обеих  сторон, однако увеличивает также  предконтрактные трансакционные издержки поиска информации и ведения переговоров, на которых рациональные агенты склонны экономить.
Стороны могут счесть более выгодным не раскрывать друг другу информацию, что приведет к увеличению индивидуального выигрыша одного из контрагентов.
Стороны могут намеренно  заключать неполные контракты, перекладывая
 издержки по дополнению  контракта на третью сторону.
Соответственно, если рассматривать  неполноту контракта как альтернативу идеальной полноты, то можно трактовать ее как следствие радикальной  неопределенности, состоящее в невозможности  учета всех происходящих в будущем  событий и структуризации на этой основе взаимоотношений между экономическими агентами. Если же принять за рабочее  определение функциональной полноты, то контракт будет являться неполным или содержать пробелы, когда  выполнение условий контракта будет  оставлять нереализованными выгоды от обмена при учете информации, доступной контрагентам и судьям в момент осуществления сделки.
Для придания договору определенной гибкости, стороны используют специализированные механизмы, позволяющие ликвидировать  пробелы в процессе выполнения соглашения. В этих условиях помощь независимого арбитра в разрешении конфликтов и оценке хода реализации контракта  часто имеет преимущество над  судебными процедурами. Во-первых, третейский судья может использовать ряд  методов быстрого обучения для исследования ситуации, требующей экспертной оценки. Во-вторых, предусматривается непрерывность  отношений сторон и предполагается, что после улаживания споров сделка может быть успешно завершена. Одним  из важнейших условий заключения соглашений здесь становится доверие  сторон механизму урегулирования споров.
Неоклассический контракт является неполным, предполагает непрерывность  отношений сторон при возникновении  конфликтной ситуации до завершения сделки. Гарант выполнения контракта - третья сторона
По мере увеличения продолжительности  и сложности контрактов, все большее  значение приобретает соответствие сторон соглашения друг другу. В условиях, когда замена партнера становится практически  невозможной, неоклассические методы приспособления вытесняются «отношенческими», в предельном случае административными. При достаточно тесном взаимодействии, контрагенты предпочтут решать споры между собой, не прибегая к помощи третьей стороны. Это будет сделано по ряду причин. Во-первых, обращение к внешнему арбитру, скорее всего, пошатнет доверие сторон друг к другу. Во-вторых, с увеличением сложности используемых активов и других характеристик сделки во всех нюансах не сможет разобраться даже квалифицированный эксперт. Многие относящиеся к осуществлению обмена переменные оказываются неверифицируемыми третьей стороной. В-третьих, заключаемые в таких условиях контракты являются неполными, с большой неформализованной составляющей, при их выполнении стороны основываются не столько на пунктах, написанных на бумаге, сколько на опыте всех предыдущих отношений. Поэтому третья сторона при разрешении спора сможет только догадываться об истинных намерениях партнеров, и эти догадки в данных условиях с высокой вероятностью окажутся неверными.
Отношенческий контракт является неполным, предполагает длительное сотрудничество сторон. Гарант выполнения контракта - один или оба контрагента.
Характеристики  трансакций.
Выбор контрагентами того или иного типа контракта зависит  от характеристик осуществляемых трансакций. Первой характеристикой является уровень неопределенности. Собственно неопределенность не есть неотъемлемый атрибут трансакции, она скорее представляет собой характеристику внешней среды. Однако, при рассмотрении уровня неопределенности как параметра осуществления трансакций, необходимо выявить, во-первых, основной источник неопределенности, и, во-вторых, поддается ли она структурированию, то есть могут ли экономические агенты ожидать наступление будущих событий с некоторой вероятностью, или они действуют в условиях радикальной неопределенности.
Вторая характеристика трансакций - степень специфичности  активов, являющихся объектом соглашения или ресурсов, использование которых связано с выполнением контракта.
Специфическим называется актив  или ресурс, приобретающий особую ценность в рамках данных отношений.
Это означает, что степень  специфичности определяется в соответствии с возможностью перепрофилирования ресурсов или активов для использования  в альтернативных целях или в  отношениях с другими партнерами без потерь в производственном потенциале.
Мы будем выделять неспецифические, малоспецифические и идиосинкратические ресурсы и активы. Если доход от использования ресурса не превышает величины альтернативных издержек, то этот ресурс может рассматриваться как ресурс общего назначения (неспецифический). Если альтернативные издержки использования ресурса меньше извлекаемого из него дохода, но больше нуля, то это малоспецифический ресурс. Наконец, если альтернативные издержки пренебрежимо малы или равны нулю, то ресурс становится идиосинкратическим.
Использование специфических  ресурсов и активов повышает не только сложность контрактных отношений, но также влияет на их длительность путем увеличения взаимозависимости  контрагентов.
Третьей характеристикой, влияющей на выбор типа контракта, является частота трансакций. Для того, чтобы издержки по созданию и поддержанию сложных механизмов управления были оправданы, необходима повторяемость трансакций, при которой возникает положительный эффект от масштаба. Можно выделить три уровня частоты сделок: разовые, случайные (или спорадические) и регулярные (или непрерывные).
Создание гарантий приводит к снижению не только постконтрактных трансак-ционных издержек (путем минимизации риска оппортунистического поведения и неэффективной адаптации к изменяющейся конъюнктуре). Уменьшаются и предконтрактные издержки, то есть происходит экономия ресурсов в том числе познавательных способностей, направляемых на выявление релевантной информации. Контрагентам не обязательно составлять всеобъемлющее соглашение, если они определили механизмы адаптации к непредвиденным событиям. Данный подход позволяет анализировать процесс контрактации в его целостности, учитывая, что на каждом этапе рациональные контрагенты будут стремиться минимизировать издержки по осуществлению трансакций.
Повышение эффективности  контрактных отношений как результат  минимизации трансакционных издержек предполагает оптимальную состыковку трансакций, различающихся по своим характеристикам, со структурами управления, неодинаковыми по затратам на их функционирование и возможностям обеспечения реализации сделок.
О. Уильямсон  выделяет четыре типа структур управления контрактными отношениями: рыночную, трехстороннюю, двухстороннюю и одностороннюю.
Рыночное управление наиболее эффективно при реализации трансакций, не требующих осуществления инвестиций в специфические активы. В этом случае защитой от оппортунистического поведения является легкость прерывания отношений. Если предполагается регулярное повторение сделок, то стороны, проанализировав свой собственный опыт, могут принять решение о продолжении отношений, либо о смене партнера с минимальными издержками. При случайных сделках ориентиром в выборе партнера служит его репутация на рынке данной продукции. В этих условиях цены выполняют доминирующую роль в обеспечении координации, контроле и стимулировании, что характерно для конкурентного рынка.
Трехстороннее управление необходимо при осуществлении разовых трансакций, эффективность которых повышается от использования специфических активов, что предопределяет важность непрерывности отношений. Снижение угрозы расторжения договора требует поиска других форм предотвращения оппортунистического поведения.
Сделка не состоится, пока обе стороны не начнут доверять механизму урегулирования споров. Обращение в суд при возникновении конфликта повлечет за собой прерывание взаимодействия, а создание специализированных для данных отношений структур для принятия последовательных адаптивных решений окажется неэффективным ввиду неокупаемости затрат на их функционирование при осуществлении разовых трансакций. Для решения проблем стороны должны обратиться к помощи третьей стороны.
Для осуществления регулярно  повторяющихся трансакций, требующих  инвестирования в специфические  активы, оправдана разработка специализированных структур управления: двусторонней, при которой сохраняется автономность участников сделки, и объединенного управления, предполагающего перенос трансакций с рынка в границы фирмы, где они реализуются на основе административных решений. В этих условиях значение соответствия взаимодействующих сторон друг другу становится доминирующим и прекращение трансакций из-за возникновения спора будет связано с запретительно высокими издержками.
В отличие от рассмотренных  ранее структур управления, в рамках которых отправной точкой для  эффективной адаптации к непредвиденным событиям остается первоначальное соглашение, теперь стороны ориентируются на опыт взаимодействия, накопленный за все время их отношений, что предопределяет примат неформальных договоренностей  над формализованными пунктами контракта. Отсюда необходимость появления  системы частного улаживания конфликтов.
При двустороннем управлении эффективной формой гарантии является создание института «заложников». Механизм предоставления залогов состоит  в следующем: один из контрагентов осуществляет инвестиции в специфические активы и предлагает продукцию по цене, не включающей надбавку за риск, но только в случае, если партнер, становящийся инициатором разрыва отношений, обязуется выплатить некоторую  сумму (вносит предоплату), компенсирующую издержки пострадавшей стороны. Залоги позволяют не только предотвратить  оппортунистическое поведение контрагентов, но и отсеять недобросовестных партнеров  на предконтрактной стадии.
Формы эффективного управления трансакциями в зависимости от специфичности  активов и частоты сделок могут  быть представлены в таблице 1.
Таблица 1. Формы эффективного управления трансакциями
 
Сделки
Неспецифические
Малоспецифические
Идеосинкратические
Разовые
Рыночное управление (классический контракт)
Трехстороннее управление (неоклассический контракт)
Трехстороннее/ двустороннее управление (неоклассический/ отношенче-ский контракт)
Случайные
Рыночное управление (классический контракт)
Трехстороннее управление (неоклассический  контракт)
Трехстороннее/ двустороннее управление (неоклассический/ отношенче-ский контракт)
Регулярные
Рыночное управление (классический контракт)
Двустороннее управление (отношенческий контракт)
Одностороннее управление (отношенческий контракт)

При изучении различных типы контрактов предполагалось, что стороны заключают их осознанно и добровольно, явно декларируя свои намерения.
Явным (эксплицитным) называется контракт, заключение которого происходит в явном виде в устной или письменной форме. Оба контрагента так или иначе выражают свою готовность к сотрудничеству.
Неявный (имплицитный) контракт — это молчаливое понимание и  признание сторонами обязанностей, которое не подкреплено юридической  или внешней защитой.
Неявные контракты можно  в свою очередь разделить на социальные и конвенциальные.
Анализ первого типа имплицитных  контрактов предполагает знание надконституционых норм, традиций, обычаев определенного социума, и правил делового этикета принятого в различных странах, среди членов профессиональных сообществ. Стороны, вступающие в подобные контрактные отношения, могут лишь подразумевать, что были даны какие-либо обязательства, основываясь на представлениях о существующих в данном социуме нормах. С одной стороны, подобные соглашения являются наиболее эффективными, обеспечивая минимизацию издержек заключения контракта. Имплицитные контракты самовыполняющиеся и следовательно возможна экономия на издержках принуждения. Риск постконтрактного оппортунистического поведения также минимален, поскольку исполнение обязательств гарантируется принадлежностью контрагентов к одной социальной (иногда профессиональной) группе. С другой стороны, те же обстоятельства обусловливают ограниченную возможность применения имплицитных контрактов, а также трудность их анализа. Лишь члены сообщества, имеющие одинаковое представление о социальных нормах и правилах делового этикета, будь то необходимость отдавать долги или приходить на работу вовремя, могут интерпретировать отношения в терминах имплицитного контракта и выполнить его таким образом, каким ожидает противоположная сторона. Фактически речь здесь может идти об односторонне взятых обязательствах. Односторонние обязательства рассматриваются в рамках теории социальных контрактов.
Конвенциальные имплицитные  контракты, имеют, как правило, основанием некий первоначальный договор, заключаемый  в явном виде. Далее, по мере развития тесного сотрудничества, стороны  в меньшей мере ориентируются  на формализованную часть соглашения, переходя в пределе на осуществление  действий, логика которых основывается на совокупном опыте предыдущего  взаимодействия. Безусловно, на поведение  контрагентов воздействуют и социальные нормы и понятия профессиональной этики, но для целей исследования может быть полезным выделение аспектов поведения, обусловленных взаимоотношениями  с определенным партнером, поскольку  такие факторы как репутация, непрерывность отношений, достоверность  обязательств могут иметь особую ценность именно в рамках данного  контракта.
Рынок как институциональное  соглашение
Рыночный механизм управления контрактными отношениями по О. Уильямсону предполагает осуществление обмена независимыми контрагентами, гарантиями против оппортунизма которых служит легкость расторжения договора и/или обращение пострадавшей стороны в суд. Однако данный подход не дает возможности исследовать феномен рынка в достаточной степени. В частности без ответа остаются вопросы о причинах разнообразия существующих рыночных структур, а также о роли институтов и организаций, поддерживающих отношения обмена в условиях низкой специфичности активов. В следующем подразделе мы ответим на второй вопрос, а затем вернемся к первому.
Рынок. В первом приближении  рынок можно определить как особый тип обмена. Его отличительной  чертой является равенство продавцов  и покупателей в выборе контрагента, предмета и пропорций обмена. С  учетом характеристики рыночного механизма  управления трансакциями определение  выглядит следующим образом:
Рынок - это множество  симметричных избирательных обменов, пропорции в которых регулируются механизмом цен.
Для того, чтобы перейти от рассмотрения модели рыночного механизма управления к исследованию реально существующих рынков, необходимо включить в анализ ряд издержек, сопровождающих данный тип обменных отношений.
Издержки  осуществления рыночного обмена состоят из издержек приобретения информации о партнере и предлагаемом им товаре и затрат на создание механизмов для  предупреждения и пресечения оппортунистического  поведения контрагента.
Рассмотрим подробнее  природу издержек обмена. Начнем с  затрат, которые приходится нести  на предконтрактной стадии: они связаны с необходимостью поиска добросовестного партнера и оценки (измерения) характеристик предлагаемого им товара (причем не только качественных, но и правовых). Теоретически, этих издержек можно избежать, однако в этом случае повышается вероятность риска оппортунистического поведения контрагента в процессе выполнения соглашения.
Для оценки добросовестности партнера самым лучшим критерием  является собственный опыт, однако рыночный обмен часто предполагает взаимодействие ранее не знавших  друг друга индивидов. В этих условиях приобретение информации о потенциальном  контрагенте может представлять определенную сложность: выяснение  дополнительных сведений требует затрат, повышающихся в отсутствии специализированных каналов передачи достоверной информации.
Переход объекта обмена от одного контрагента к другому  может быть связан с запретительно  высокими издержками однозначного определения  полезных свойств обмениваемого  блага, поскольку существуют различия в индивидуальной оценке полезности и сложности в передаче сведений о некоторых существенных характеристиках.
Другие компоненты издержек оценки являются следствием ограниченной рациональности индивидов и их склонности к оппортунизму. Даже при наличии  полной информацией ограниченность познавательных способностей контрагента  приводит к невозможности оценки и принятия во внимание им всех данных. Кроме того, даже если передача данных не представляет особых трудностей, один или оба контрагента могут быть заинтересованы в сохранении информационной асимметрии, стремясь к получению дополнительной выгоды от сокрытия полезных сведений.
Рациональные индивиды будут  вести себя оппортунистически всякий раз, когда выгоды подобного поведения  будут превосходить выгоды от честной  торговли. В условиях рыночного обмена вероятность проявления оппортунизма будет тем ниже, чем более полный договор удастся составить контрагентам. В то же время ненулевые издержки оценки характеристик партнера и  предлагаемого им продукта не позволяют  полностью специфицировать все  условия обмена. В этой ситуации возникает необходимость создания у контрагентов стимулов к выполнению взятых обязательств. Особенность рыночного  обмена заключается в том, что  в связи с нерегулярностью  трансакций и неспецифичностью товаров и активов стороны не всегда считают целесообразным создавать гарантии для предотвращения оппортунизма, повышая тем самым вероятность его возникновения.
При запретительно высоком  уровне трансакционных издержек, сопутствующих осуществлению рыночного обмена, последний может не состояться. Фактически речь идет о чрезмерно высоком уровне неопределенности, который стороны не хотят или не могут снизить. В этих условиях сократить уровень неопределенности и, таким образом, издержки обмена помогают формальные и неформальные правила и институты, а также организации, способствующие снижению асимметрии информации и обеспечению выполнения условий соглашения.
Институты структурируют  отношения контрагентов, создавая дополнительную систему ограничений. Они различаются  по сложности и должны соответствовать  характеристикам обмена. С этой точки  зрения рынок можно доопределить как совокупность институтов, структурирующих отношения обмена посредством создания системы ограничений.
Вместе с тем, не стоит  забывать, что правила выполняют  не только координирующую, но и распределительную  функцию, что является основанием для  существования неэффективных институтов, повышающих уровень неопределенности и затрудняющих процесс взаимодействия контрагентов. Степень сложности экономического обмена зависит от уровня разделения труда между индивидами. Высокий уровень специализации предполагает увеличение разнообразия полезных свойств объектов обмена и рост производительности труда, но при этом повышаются издержки осуществления рыночных трансакций. В условиях неопределенности и в отсутствие дополнительных гарантий стороны децентрализованного неперсонифицированного рыночного обмена вынуждены включать в стоимость товара и услуги премию за риск, величина которой зависит от вероятности проявления оппортунистического поведения. На протяжении многих веков размер этой премии был настолько высок, что мешал развитию сложных форм обмена и таким образом ограничивал экономический рост.
Чем выше уровень разделения труда, тем большее значение приобретает  стабильность и непротиворечивость институтов, а также надежность организаций, позволяющих индивидам вступать в сложные контрактные отношения, минимизируя издержки, связанные с неопределенностью по поводу характеристик объектов обмена и выполнения условий соглашения.
Институты, структурирующие  рыночный обмен, являются дополнением (а в некоторых случаях заменой) гарантий, предоставляемых сторонами  в рамках более сложных механизмов управления контрактными отношениями. Вместе с тем, по мере усложнения параметров обмена и усиления роли формальных правил, требуется все больше затрат на поддержание и функционирование развитых институтов.
Типология рынков.
Классификация рынков в экономической  теории может быть произведена по многим критериям. По предмету обмена различаются рынки продуктов  и рынки ресурсов (в том числе  труда, капитала и т.д.). По количеству продавцов и покупателей и наличию барьеров входа-выхода можно выделить рынки совершенной конкуренции, монополии, олигополии, монополистической конкуренции). Это деление хорошо известно из курсов микроэкономики и теории отраслевых рынков. Классификацию рынков в рамках новой институциональной экономической теории целесообразно проводить на основании вариативности правил обмена, определяющих набор прав, которыми обладают покупатели и продавцы в рамках различных рыночных структур.
Выделяют пять типов рынков: открытый публичный рынок, ремесленную лавку, ярмарку, биржу, универсальный магазин.
Открытый  публичный рынок «разлит по асфальту». Основное удобство для покупателей связано с доступностью: продавец сам ищет, кому предложить товар. Соответственно снижаются издержки поиска партнера для совершения обмена. Данный тип рынка предполагает возможность торга и установления цены на очень низком уровне, поскольку торговец не платит арендную плату, не закупает специализированное оборудование и, что прискорбно, имеет возможность избежать уплаты налогов. Это обусловливает снижение роли государства как гаранта обмена на данном рынке. Соответственно повышаются издержки спецификации и защиты прав собственности, а в условиях торга и издержки переговоров. Единственной защитой от оппортунистического поведения продавца на таких рынках является легкость разрыва отношений. Купив один раз некачественный товар, вы будете обходить человека, предложившего его, стороной. Это накладывает ограничение на ассортимент предметов обмена на открытом публичном рынке. Товары должны быть либо исследуемыми (для снижения издержек оценки), либо малоценными (поскольку получение компенсации может вызвать трудности).
На рынке основными участниками которого являются продавцы ремесленных лавок, издержки поиска альтернатив существенно выше: необходимо обойти несколько точек, чтобы найти интересующий товар. В то же время, благодаря наличию определенного помещения, в котором осуществляется торговля, снижается вероятность оппортунизма в форме продажи некачественного товара. Гарантом качества выступает сам продавец, дорожащий своей репутацией, а также государство, взимающее с него налоги и имеющее возможность осуществлять периодические проверки. Дополнительные гарантии могут быть представлены третьей стороной при образовании профессиональных гильдий и ассоциаций. Соединение функций продавца и производителя позволяет также снижать цену на товар, в том числе в результате торга. Данный тип рынка имеет сравнительные преимущества в обслуживании обменов, предметом которых становятся уникальные товары (например, предметы искусства) или товары, требующие пред- и послепродажного обслуживания. Продавец в ремесленной лавке может выполнять заказы покупателей, а также несет полную ответственность за продажу некачественного товара. Со временем данный тип рынка может утрачивать черты безличного, неперсонифицированного обмена. Это произойдет тем скорее, чем в меньшей степени характеристики предмета обмена поддаются оценке внешним гарантом.
Ярмарка — третий тип рынка, на котором уместен торг продавца и покупателя, что повышает издержки переговоров и заключения контракта. В то же время на этом рынке сравнительно низки издержки поиска альтернатив, поскольку в известное время, в определенном месте собираются продавцы различных товаров. Отличительной чертой ярмарок является наличие определенных правил торговли, за выполнением которых обязан следить организатор. Он, как правило, обеспечивает защиту покупателей и продавцов, может являться в некоторой степени гарантом качества выставляемых товаров. За эти услуги приходится платить, но понятно кому и сколько, что снижает издержки спецификации и защиты прав участников рынка. Таким образом, репутация организатора ярмарки может оказывать существенное влияние на ассортимент покупаемых товаров (в сомнительном месте он будет такой же как на открытом публичном рынке). Дополнительной защитой от оппортунизма является легкость смены партнера (одного из многих продавцов стандартных товаров), а также гарантии государства (на нынешнем этапе развития общества). Отдельно следует упомянуть ярмарки однородных товаров (например, книжные) на которых производители и покупатели имеют возможность встретиться и обсудить индивидуально условия договора.
Биржа представляет собой более сложную рыночную структуру, позволяющую снижать практически все виды трансакционных издержек, благодаря разработке стандартных процедур торга. На бирже возможна торговля товаром, которого еще нет в наличии (например, заключать контракты на поставку будущих урожаев пшеницы). Это происходит благодаря одновременному существованию нескольких гарантов обменов. Биржевые комиссии устанавливают четкие, заранее известные правила для всех покупателей и продавцов и наказывают за их невыполнение. Самым действенным способом предотвращения и пресечения оппортунистического поведения является лишение доступа на площадку. Регламентация касается даже уровня цен (при большой амплитуде торги могут быть приостановлены). В настоящее время не менее важна роль государства, как гаранта обменов на бирже. Специально создаваемые органы осуществляют лицензирование профессиональных участников рынка, что является дополнительной гарантией качества биржевых услуг. Использование услуг специализированных посредников, а также высокие технологии позволяют существенно повысить эффективность торговли. В то же время, максимальная обезличен-ность обмена обусловливает сравнительные преимущества данного типа рынка при торговле крупными партиями стандартизированных товаров.
В универсальном  магазине также существуют четко зафиксированные правила торговли, основным из которых следует признать отсутствие возможности торга, что снижает до минимума издержки ведения переговоров и заключения контрактов. Широкий ассортимент предлагаемой продукции обусловливает снижение издержек поиска альтернатив. Как правило, покупатели получают дополнительную возможность оценить потребительские качества товаров. Дирекция универсама в большей степени, чем устроители ярмарки отвечает за качество продаваемых товаров. Вот почему покупатель чаще ориентируется на репутацию магазина, чем на репутацию отдельных продавцов, что заставляет дирекцию стимулировать добросовестную работу последних. В рамках данного типа рынка сильны также гарантии государства, поскольку между покупателем и продавцом заключается функционально полный контракт в виде чека. В то же время, если четко не разработаны правила предъявления претензий, то по сложным предметам обмена могут возникнуть недоразумения: продавец отвечает за товар только в пределах своей компетенции.
Таким образом, одновременное  существование всех пяти типов рынков связано с наличием сравнительных  преимуществ в снижении трансакционных издержек, зависящих от правил проведения обменов. Этим также определяется спектр предметов обмена, торгуемых на тех или иных рынках.
Особо следует отметить следующее  обстоятельство: только открытый публичный  рынок полностью подходит под  определение рыночного механизма  управления сделками по О. Уильямсону. Если бы все рынки были таковы, то нам пришлось бы ограничиться потреблением стандартных, легко исследуемых, малоценных товаров. Для расширения спектра  предметов обмена, контрагенты используют дополнительные гарантии, что обусловливает  применение на рынке не только классических, но и неоклассических и даже отношенческий контрактов. По сути то, что мы называем рынком в повседневной практике, в теории может быть отнесено скорее к гибридным институциональным соглашениям.
Фирма как институциональное  соглашение
Несмотря на большое разнообразие рыночных структур, а также правил, институтов и организаций, позволяющих  снизить издержки получения информации, контроля и принуждения к выполнению контрактных обязательств, в экономике  помимо автономных индивидов в рыночный обмен включены их объединения, а  именно фирмы. Применяя последовательно  принципы неонституционального анализа, мы должны признать решающей предпосылкой существования фирм наличием у них сравнительных преимуществ в осуществлении определенных видов деятельности.
Фирма. В новой институциональной  экономической теории фирма рассматривается  не как внутри себя неделимая целостность, а как совокупность индивидов, объединенных для достижения определенной цели, но, вместе с тем, имеющих собственную  функцию полезности, максимизация которой  оказывает влияние на их поведение.
Если рациональные индивиды объединяются для производства товаров  или услуг, значит они видят в этом определенные выгоды. Таким образом, ответ на вопрос о причинах существования фирмы, предполагает выявление ее преимуществ перед децентрализованным рыночным обменом. Фактически речь идет о выяснении причин неудовлетворительного функционирования рыночных институтов, в том числе механизма цен, в процессе обеспечения индивидов полной, достоверной, своевременной информацией, координации их деятельности, принуждения к выполнению контрактных обязательств. Все перечисленные функции, в конечном счете, облегчают процесс адаптации экономических агентов к изменяющимся параметрам институциональной среды и экономической конъюнктуры.
Выделим два вида институтов и поддерживающих их организаций, способствующих осуществлению рыночного обмена соответственно на предконтрактной и постконтрактной стадиях. Перед заключением соглашения стороны, как правило, тратят ресурсы на поиск партнера, оценку полезных свойств товаров и услуг, а также ведение переговоров. В процессе выполнения соглашения необходим контроль за деятельностью контрагентов с целью выявления и пресечения оппортунистического поведения.
В развитой экономической  системе существуют организации, продающие  или бесплатно предоставляющие  необходимые сведения, способствуя, таким образом, снижению информационной асимметрии. Однако при этом речь не идет о ликвидации издержек: они  уменьшаются в результате специализации, но их приходится нести либо контрагентам, либо третьим лицам. Последнее условие  в большей мере благоприятствует осуществлению обмена. В ряде случаев  асимметрию информации преодолеть не удается, поскольку оппортунистически  настроенные индивиды будут предоставлять  заведомо ложные сведения. Если же экономические  агенты заинтересованы в распространении  информации о себе, то им приходится тратить дополнительные ресурсы  на создание достоверных сигналов, которые не всегда напрямую связаны  с повышением производительности.
Использование рыночной контрактации предполагает, что выявление нарушения  соглашения, а также принуждение  к выполнению взятых обязательств осуществляется гражданским судом. Именно суды, являющиеся частью государственной системы, обладающей наибольшим потенциалом насилия, обеспечивают достоверность угрозы наказания. Специализация  ряда организаций на функциях контроля и принуждения и в этом случае приводит к снижению трансакционных издержек и их распределению между участниками соглашения и третьей стороной.
В то же время, следует выделить один важный момент: организации, поддерживающие институты и создающие благоприятные  условия для обмена, состоят из индивидов с ограниченными познавательными  способностями и собственными функциями  полезности, максимизация которых может  предполагать преследование собственных  интересов с использованием коварства.
Неэффективность рыночных институтов приводит к повышению уровня неопределенности. В этих условиях, согласно положениям новой институциональной экономической  теории, следует либо отказаться от преимуществ разделения труда, либо использовать другие механизмы управления контрактными отношениями. Окружающая нас реальность свидетельствует о том, что предпочтение отдается специализации и разнообразию способов удовлетворения потребностей. Однако рациональные экономические агенты стараются снизить издержки, сопутствующие неперсонифицированному рыночному обмену. Сделать это можно двумя способами: попытаться составить всеобъемлющее соглашение или перейти к использованию других механизмов координации производства и разрешения конфликтных ситуаций.
Выбор первого варианта предполагает спецификацию поведения каждого  контрагента при реализации всех возможных событий. Его использованию  препятствуют два обстоятельства: во-первых, издержки снижения асимметрии информации о качестве товаров, характеристиках  партнера и условиях сделки, несение  которых неизбежно при составлении  полного контракта, могут оказаться  запретительно высокими, во-вторых, несовершенство предвидения не позволяет  разрабатывать схемы эффективной  адаптации к изменению окружающей среды. В этих условиях сторонам придется заключать множество краткосрочных  контрактов либо часто проводить  переговоры об условиях долгосрочного  договора. Неэффективность подобных действий возрастает при увеличении частоты и длительности сотрудничества, а также необходимости быстрого принятия решений в ответ на реализацию множества экзогенных и эндогенных шоков. Кроме того, в случае сбоя в переговорном процессе, ведущего к разрыву отношений риску  подвергается сторона, осуществившая  инвестиции в трансакционно-специфические активы. Наилучшей гарантией против проявления оппортунистического поведения в виде шантажа и вымогательства является объединенное управление специфическими активами. По сути, это означает создание единой фирмы.
Фирма - это множество асимметричных  неизбирательных обменов, в которых  координация деятельности индивидов  осуществляется посредством команд
Отличительной чертой фирмы  является вытеснение механизма цен  как способа координации деятельности индивидов. Внутрифирменное управление осуществляется с помощью приказов исполнителям-собственникам человеческих активов и передислокации капитальных  активов в соответствии с распоряжениями лиц, принимающих решение. В этих условиях собственникам ресурсов легче адаптироваться к экзогенным шокам, поскольку для координации деятельности теперь не требуется проводить переговоры. Передача права принятия решений индивиду или отдельному органу, дает возможность реализовать выгоды от специализации в управлении активами: не все собственники являются одновременно хорошими предпринимателями. Добровольный отказ от ряда правомочий компенсируется заранее оговоренным способом. Фиксация уплачиваемой суммы за использование каждого фактора производства дает возможность их владельцам, не склонным к риску, переложить бремя на собственника фирмы.
Длительные внутрифирменные  отношения также способствуют снижению информационной асимметрии: во-первых, в процессе взаимодействия многие сведения раскрываются автоматически, во-вторых, данные внутреннего аудита, как правило, оказываются достовернее информации, получаемой о независимом партнере и в-третьих, внутренний контроль предполагает оценку не только результата деятельности, но и процесса выполнения задания. Полученные сведения могут оказаться трудноверифицируемыми третьей стороной, поэтому конфликтные ситуации контрагенты также стараются улаживать внутри фирмы, прибегая к помощи независимых экспертов и гражданских судов лишь в крайнем случае.
Итак, переход к объединенному  управлению предоставляет контрагентам ряд преимуществ. В связи с  этим возникает два взаимосвязанных  вопроса: почему вся экономическая  деятельность не координируется подобным образом и чем определяются границы  фирмы.
Для ответа на эти вопросы  необходимо снова вспомнить основные предпосылки новой институциональной  экономической теории: ограниченную рациональность индивидов и их склонность к оппортунизму.
В условиях, когда исполнители  подчиняются приказам, нас будет, прежде всего, интересовать ограниченная рациональность предпринимателя-поручителя. По мере расширения фирмы, диверсификации производства, увеличения объема осуществляемых трансакций с внешней средой, предприниматель  может оказаться неспособен направлять использование факторов производства наилучшим образом. Действия собственника фирмы будут рациональны, однако в условиях неполноты информации и несовершенства познавательных способностей он может оказаться не в состоянии  принять оптимальное решение.
На выработку тактических  и стратегических принципов функционирования фирмы большое влияние оказывают  сведения, поступающие с нижних уровней  иерархии. В процессе прохождения  по ним информация может быть преднамеренно  либо непреднамеренно искажена. Намеренное предоставление ложных сведений является одной из форм оппортунизма, от которой не удается избавиться при переходе к объединенному управлению. Степень ее проявления зависит от заинтересованности рабочих и служащих в конечном результате производства и от эффективности внутреннего аудита
Организовывая фирму, предприниматель  преследует некоторые цели, определяемые параметрами его функции полезности. Собственники ресурсов также склонны, по возможности максимизировать  собственные функции полезности. При несовпадении целей поручителя и исполнителя возникает вероятность  проявления оппортунистического поведения  в форме отлынивания. Возможность  проявления данного типа оппортунизма возникает в связи с наличием частной информации об уровне усилий контрагента в процессе выполнения контрактных обязательств и несовершенным  предвидением будущих событий индивидами. Поскольку на прибыль поручителя оказывают влияние не только усилия исполнителя, но и рыночная конъюнктура, бывает сложно оценить был ли исполнитель достаточно трудолюбив в рассматриваемый период. Для предотвращения или пресечения оппортунистических действий рабочих и служащих собственник фирмы может создать систему контроля и мониторинга за выполнением заданий, либо попытаться согласовать мотивации на предконтрактной стадии.
Сравнительно эффективный  контроль может быть обеспечен при  выполнении механической работы. По мере усложнения заданий и возрастании роли мыслительного процесса затрудняется оценка прилагаемых усилий и степени адекватности принимаемых решений. Чем выше положение индивида в иерархии, тем больше свобода его действий, и тем сильнее влияние, оказываемое им, на определение целей функционирования фирмы. Проблема обостряется по мере роста фирмы: в крупных компаниях масштаб принимаемых решений и степень риска столь велики, что эффективным оказывается разделение функций собственности и управления. Даже использование дорогостоящей системы контроля и мониторинга не позволяет полностью выявить частную информацию об исполнителе.
В этих условиях предпочтительнее может оказаться создание системы  стимулов, предотвращающей возникновение  оппортунистического поведения  в форме отлынивания путем  корректировки параметров функции  полезности исполнителя. Оптимального результата можно достичь, создав зависимость  между выплачиваемым вознаграждением  и изменением некоторого значимого  для поручителя параметра. Однако при  этом приходится отказаться от эффективного распределения риска в системе  отношений. Компромиссным решением является выплата фиксированной  части вознаграждения и определение  переменной компоненты с некоторым  коэффициентом, что безусловно снижает стимулирующий эффект.
Таким образом, при создании фирмы наряду со снижением одних  типов трансакционных издержек наблюдается рост других. Фирма будет расширяться до тех пор, пока затраты на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не будут равны затратам на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или с издержками на ее организацию другой фирмой.
Контрактна
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.